Реферат по предмету "Разное"


А. Е. Жаров Редакционный совет

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКАСборник основополагающих международных правовых актов, нормативных документов Российской Федерации и Московской областиМОСКВА 2008Уважаемый читатель!10 декабря 2008 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. В этом году мировое сообщество отмечает 60-летие данного знаменательного события. Всеобщая декларация прав человека – первый универсальный международный акт, провозгласивший основные права и свободы, которые должны быть гарантированы каждому человеку на земле. Можно с уверенностью констатировать, что принципы, заложенные в декларации, их соблюдение и защита являются необходимым условием социального прогресса. В предлагаемом Вашему вниманию издании собраны основополагающие правовые акты в сфере защиты прав человека в Московской области. Уверен, что они будут полезны всем, кого интересуют вопросы прав и свобод человека и гражданина. Желаю Вам здоровья, счастья и успехов!^ Уполномоченный по правам человекав Московской области А.Е. ЖаровАвтор проекта и составитель Уполномоченный по правам человека в Московской области^ А.Е. ЖаровРедакционный совет:Т.М. Айриян, руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области;В.В. Коротков, заместитель руководителя аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области;^ А.В. Гавриленко, начальник Информационно-аналитического отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области;Л.Ф. Телелейко, заместитель начальника Информационно-аналитического отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области;^ М.В. Титкина, главный специалист Информационно-аналитического отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в Московской области.____________________________________________Всеобщая декларация прав человека – фундамент системы международных правовых норм10 декабря 2008 года исполняется 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека. Принятие этого документа через три года после окончания Второй мировой войны, в ходе которой имели место чудовищные преступления против человечества и погибли более 60 миллионов человек, ознаменовало стремление цивилизованного мира предотвратить развязывание новых захватнических войн, покончить с уничтожением и угнетением людей, преследованиями по политическим, национальным, расовым и религиозным мотивам, обеспечить уважение свободы и человеческого достоинства. Декларация провозгласила основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека. Она стала фундаментом для создания системы правовых норм в области защиты прав человека, послужила основой для принятия многих международных актов как универсального, так и регионального характера, включая Международные пакты 1966 года, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, документы Совета Европы и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. На протяжении всей истории человечества гражданские войны и народные восстания зачастую являлись реакцией людей на бесчеловечное обращение и несправедливость. Последние шестьдесят лет, истекшие со дня принятия Всеобщей декларации прав человека, по сути дела, вместили в себя целую эпоху. Принятие Декларации стало отправной точкой для развития отдельного направления в международном сотрудничестве, формирования самостоятельной отрасли международного права. Думается, что ни составители Устава ООН, ни разработчики Всеобщей декларации не могли предполагать, что закладывают краеугольный камень взаимодействия государств в гуманитарной области. За короткий по историческим меркам отрезок времени сотрудничество в сфере прав человека превратилось в фактор, определяющий лицо современных межгосударственных отношений. На своей первой сессии в январе 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН обратилась к Комиссии по правам человека с просьбой провести работу по формированию «международного билля о правах». Комиссия по правам человека состояла из 18 членов, представлявших различные политические, культурные и религиозные традиции. Председателем Редакционного комитета являлась Элеонора Рузвельт, вдова американского президента Франклина Д. Рузвельта. Вместе с ней работали Рене Кассэн (Франция), составивший первый проект Декларации; докладчик Комитета Шарль Малик (Ливан); заместитель Председателя Пэн Чун Чан (Китай); и Джон Хамфри (Канада), директор Отдела по правам человека Организации Объединенных Наций, который подготовил набросок Декларации. Однако признавалось, что «движущей силой», которая обеспечила принятие Декларации, являлась г-жа Рузвельт. Полный текст Всеобщей декларации прав человека был составлен меньше чем за два года. В то время, когда весь мир был разделен на два блока — восточный и западный, нахождение общей точки зрения в отношении сути этого документа оказалось невероятно трудной задачей. Декларация, явившись итогом и воплощением многовековых устремлений и борьбы народов и их отдельных представителей-гуманистов за признание и закрепление всеобщего равенства, свободы и других естественных прав человека, прошла через почти трехлетние острейшие споры и согласование своего текста в Комиссии по правам человека ООН, а затем в течение еще трех месяцев на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН стала предметом ожесточенной борьбы делегаций различных стран. Драматизм борьбы наглядно иллюстрирует и тот факт, что по тексту проекта Декларации (относительно небольшому по объему — преамбула и 30 статей) голосование проводилось свыше 1400 раз — практически по каждому положению, формулировке и даже отдельным словам. И за этим стояли, прежде всего, объективные факторы: за спиной у каждой делегации были их государства со своими историческими, национальными, идеологическими, политическими, религиозными, социальными, культурными традициями, концепциями и практикой по вопросам прав человека. Своей резолюцией 217А (III) от 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея, заседавшая в Париже, приняла Всеобщую декларацию прав человека; восемь стран воздержались при голосовании, но ни одна страна не проголосовала против. Эрнан Санта Крус (Чили), член Редакционного подкомитета, писал: «Я четко осознавал, что являюсь свидетелем подлинно исторического события, когда был достигнут консенсус в отношении высшей ценности человеческой личности, ценности, которая определяется не решением какой-либо мирской власти, а самим фактом существования человека, что порождает неотъемлемое право быть свободным от нужды и угнетения и всесторонне развиваться как личности. В Большом зале... царила атмосфера подлинной солидарности и братства между мужчинами и женщинами, представлявшими самые разные круги, подобного я никогда больше не видел ни на одном международном форуме». Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. называют “выдающимся документом в истории человечества”, “Хартией вольностей для всего человечества” Таких высочайших оценок не удостаивался ни один международный документ. Причину столь беспрецедентного всеобщего признания следует искать в содержании Всеобщей декларации, компактно и доступным языком излагающей современную концепцию прав человека. В тот же день Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, призывающую Комиссию отдавать приоритет подготовке договора, который перевел бы положения Всеобщей декларации в сферу юридических обязательств. В 1951 г. Комиссия завершила подготовку проекта Пакта и направила его в Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Совет пришел к выводу, что трудно будет воплотить в одном договоре две разные категории прав, и обратился к Генеральной Ассамблее с просьбой одобрить подготовку двух документов — Пакта о гражданских и политических правах и Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Генеральная Ассамблея согласилась. Комиссия подготовила проекты двух Пактов и 16 декабря 1966 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за их принятие. И лишь десятилетием позже — в 1976 г. они вступили в силу. Почему же мы постоянно возвращаемся к разговору о роли, месте и значении Всеобщей декларации прав человека? Она разрабатывалась и принималась в условиях, когда сотрудничество по правам человека только начиналось. Для государств тогда было непривычно, что они открывают для упорядочения при помощи норм международного права такую традиционно закрытую, сугубо внутреннюю область, как правовое положение собственных граждан. Поэтому государства формулировали свои обязательства очень осторожно, в самом общем виде. Не случайно при создании Устава ООН был отвергнут даже сам термин «защита» применительно к сотрудничеству по правам человека. Государства были обеспокоены тем, чтобы вопросы прав человека не стали предлогом для вмешательства в их внутренние дела со стороны других государств или ООН. Сегодня, по прошествии 60 лет, ситуация коренным образом изменилась: ныне разработано и принято международным сообществом свыше 300 международных договоров по вопросам прав человека. В отличие от Всеобщей декларации, которая готовилась как рекомендательный документ, эти конвенции предусматривают, что подписавшие их государства принимают на себя юридические обязательства по выполнению тех положений, которые закреплены в конвенциях. Всеобщая декларация прав человека остается в центре внимания, потому что она была самым первым международным документом, определившим правовой статус личности, зафиксировавшим перечень прав, принадлежащих каждому человеку, которые государства должны уважать и обеспечивать. Всеобщая декларация прав человека стала ориентиром для внутригосударственного законодательства. Причем она была положена не только в основу конституций многих государств, но и национального законодательства в широком смысле слова. Это очень важно, ибо национальный закон — это то, с чем в первую очередь сталкивается индивид в сфере прав человека. Не случайно в преамбуле Всеобщей декларации отмечено: «...необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона». Таким образом, сразу же был определен магистральный путь международного взаимодействия по правам человека: главное — внутригосударственные меры, разработка национальных норм, а также деятельность компетентных государственных органов по претворению в жизнь установлений закона и осуществление необходимых мер в случае его нарушения. Всеобщая декларация заложила основы унификации правовых норм в сфере прав человека. В преамбуле Декларации было отмечено: «...всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства», т.е. решено было добиваться положения, при котором права человека одинаково трактовались в государствах с разными политическими системами, в разных точках земного шара. Иначе говоря, Всеобщая декларация заложила начало «стандартизации» в сфере прав человека. Но в этом смысле она явилась лишь первой ступенью. Встал вопрос о необходимости и неизбежности развития, уточнения и дополнения установленного перечня прав человека. Впоследствии положения Всеобщей декларация были расширены и конкретизированы в многочисленных соглашениях по правам человека. Наконец, существует точка зрения, что общеобязательный характер Всеобщая декларация приобрела в 1960 г. в связи с принятием Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Очевидно, что эта резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, принятая единогласно, является нормоустановительной. А в п.7 Декларации определено, что «все государства должны строго и добросовестно соблюдать положения Устава Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека и настоящей Декларации…». Видимо, именно такой взгляд на правовую природу Всеобщей декларации является наиболее обоснованным. Говоря о развитии сотрудничества в гуманитарной сфере после принятия Всеобщей декларации, следует прежде всего назвать Пакты по правам человека, которые занимают совершенно особое место в международной системе соглашений по правам человека. Иногда их вместе с Всеобщей декларацией и Факультативными протоколами называют Международным биллем о правах человека. Делается это для того, чтобы показать, что совместно они составляют базу международного сотрудничества по правам человека. Но не следует забывать, что по своей юридической природе они различны: Всеобщая декларация принималась как рекомендация, а Пакты — юридически обязательные документы. Пакты требуют от государств, которые их ратифицировали, признания и соблюдения широчайшего круга прав человека, самого широкого из всех, когда-либо устанавливавшихся. Применительно к Пактам о правах человека небезынтересно отметить следующее. Рассматривая вопрос о перспективах своей деятельности, в том числе возможность разработки новых соглашений по правам человека, Комиссия по правам человека отметила, что каждая из статей Пактов может стать основой для разработки самостоятельной конвенции. Этот вывод Комиссии подтверждается появлением Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), принятой в развитие положений ст.7 Пакта о гражданских и политических правах. В основе сотрудничества по правам человека лежит принцип недискриминации. Комитет по правам человека, разработав Общие замечания о недискриминации, установил, что понятие «дискриминация, как оно используется в Пакте, следует понимать как означающее любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, которое основано на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, которое имеет целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления всеми лицами на равных началах всех прав и свобод». На предотвращение дискриминации и защиту от нее направлено большинство международных соглашений по правам человека. Особую группу составляют конвенции по борьбе с геноцидом (1948), расовой дискриминацией (1956), апартеидом (1973), апартеидом в спорте (1985), дискриминацией в области труда и занятий (1958, МОТ), в области образования (1960, ЮНЕСКО). Не всегда ООН начинала, так сказать, «с чистого листа». В некоторых вопросах она продолжила то, что в свое время было начато Лигой Наций. Имеется в виду борьба с рабством, работорговлей, использованием принудительного труда, а также борьба с эксплуатацией проституции. Другое направление, которому ООН посвятила немало времени и сил, — это защита беженцев, апатридов, предоставление убежища, сокращение безгражданства. Продолжены были и усилия, направленные на обеспечение прав национальных, этнических, религиозных и языковых меньшинств, на преодоление расовых предрассудков, обеспечение прав коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни. Как уже отмечалось, недискриминация была положена в основу сотрудничества в сфере прав человека. Однако не всякое различие представляет собой дискриминацию. В последние годы появился такой термин, как «позитивная дискриминация». Под ней понимают предоставление особых прав, льгот и привилегий тем лицам, которые по возрасту, полу, социальному происхождению, языку и иным обстоятельствам не могут пользоваться всеми правами человека наравне с другими лицами. Это так называемые особо уязвимые группы населения. К их числу отнесены: женщины, дети, беженцы, апатриды, инвалиды, душевнобольные, престарелые и т.д. Международное право допускает возможность предоставления таким лицам особых (дополнительных) прав. Пожалуй, наибольшее число соглашений посвящено особой защите женщин и детей — о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1951), об охране материнства (1952), о политических правах женщины (1953), гражданстве замужней женщины (1957), согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (1967), ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979); приняты Конвенция о правах ребенка (1989), Декларация об искоренении насилия в отношении женщин (1993). В качестве особой социально уязвимой группы выделены трудящиеся-мигранты и члены их семей. Предметом особого внимания со стороны международного сообщества стала защита лиц, попавших в орбиту уголовного судопроизводства. Речь идет о защите лиц, подвергшихся задержанию или тюремному заключению, а в более широкой плоскости — о гарантиях защиты личности в сфере отправления правосудия и исполнения наказания. Выработка международных обязательств в указанной области, видимо, еще не завершена. В настоящее время здесь преобладают декларации и кодексы, но едва ли можно недооценивать значение таких документов, как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1957 и 1977); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1975); Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984); Свод принципов защиты всех лиц, подвергшихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988), и целой серии подобных актов. Важнейшим направлением международного сотрудничества в гуманитарной области является выработка нормативов, регламентирующих правовой статус личности. Другое, не менее важное направление — обеспечение воплощения их в жизнь. В первую очередь это происходит на государственном уровне. Однако государства согласились на установление определенной системы контроля и содействия осуществлению соглашений о правах человека. Речь не идет о том, чтобы международные органы подменили или же заменили соответствующие национальные процедуры, да это и невозможно: международная система контроля призвана не столько защищать конкретного индивида, сколько выявлять эффективность и надежность механизмов, которые действуют внутри государства. Как правило она включается в действие в тех случаях, когда национальные усилия по обеспечению прав и свобод человека оказываются безрезультатными. Для осуществления этих контрольно-вспомогательных функций существуют специальные международные органы, как действующие в рамках системы ООН и региональных соглашений, так и носящие конвенционный характер. В ООН в механизме защиты прав человека задействованы все органы: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, ЭКОСОС, Совет по опеке, Управление Верховного комиссара по делам беженцев, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Центр по правам человека и Верховный комиссар по правам человека. Действуют контрольные механизмы в рамках ЮНЕСКО и Международной организацией труда (далее – МОТ). В соответствии с международными соглашениями создано семь конвенционных контрольных органов: Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Комитет по правам ребенка, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Рабочая группа трех (создана в соответствии с Конвенцией о пресечении преступления апартеида и наказании за него). Периодически созывается Совещание председателей договорных органов по правам человека. Его цель — рассмотрение общих проблем и трудностей, стоящих перед ними. Международное сообщество дважды подводило итоги и рассматривало перспективы сотрудничества по правам человека. В 1968 г. в Иране прошла Международная конференция по правам человека, поставившая своей целью произвести обзор работы, проделанной за 20 лет со времени принятия Всеобщей декларации, и составить программу на будущее. Такая программа была сформулирована в Воззвании Тегеранской конференции. Второй раз рассмотрение результатов и направлений дальнейшего сотрудничества было приурочено к 45-летию Всеобщей декларации. На Всемирной конференции по правам человека, проходившей в Австрии в 1993 г., были приняты Венская декларация и Программа действий. Сравнивая результаты двух этих форумов, нельзя не отметить, что приоритетной для государств становится не выработка новых соглашений по правам человека, а обеспечение участия в соглашениях по правам человека тех государств, которые к ним по каким-либо причинам еще не присоединились. Вместе с тем в Венской декларации и Программе действий обозначен целый ряд правовых проблем в сфере прав человека, которые еще ждут своего урегулирования в международных соглашениях. Всеобщая декларация прав человека дала импульс для развития не только универсального, но и регионального сотрудничества по правам человека. В последние годы в ООН широко обсуждаются вопросы реформирования организации, причем предложения касаются и Комиссии по правам человека, и Подкомиссии ООН по поощрению и защите прав человека. Дело в том, что Комиссия ООН по правам человека в настоящее время подвергается серьезной критике. Многие обвиняют ее в том, что она руководствуется не интересами защиты прав человека, а субъективными интересами государств, входящих в ее состав. Подобные взгляды выражают не только неправительственные организации, но и многие политические и общественные деятели. Критика, высказываемая в адрес Комиссии, не всегда оправдана, хотя она и заслуживает самого тщательно рассмотрения. Действительно, в состав Комиссии входят не только демократические государства, но и такие, на территории которых имеют место широкомасштабные нарушения основных прав и свобод человека. Многие такие страны стремятся стать членами Комиссии, чтобы иметь возможность защитить собственные интересы и приглушить критику в свой адрес. И это иногда им удается. Тем не менее, Комиссия ежегодно в своих резолюциях, осуждает нарушение прав человека многими странами, в том числе и теми, которые являются ее членами. По-видимому, Организации Объединенных Наций следует обратить пристальное внимание на избрание членов Комиссии. В процессе реформирования ООН, на наш взгляд, следует принять решение о том, что те государства, которые не ратифицировали большинство базовых международных соглашений по правам человека не должны избираться в Комиссию по правам человека. В настоящее время этот орган состоит из представителей 53 государств, избираемых на три года Экономическим и социальным Советом (ЭКОСОС) ООН, при этом 15 мест в комиссии предоставляется африканским государствам, 12 - азиатским, 11 - латиноамериканским, 10 - западным и 5 - восточноевропейским. В известном докладе «Безопасный мир – наша общая ответственность», подготовленном по поручению Генерального секретаря ООН группой высокого уровня и представленном ему 1 декабря 2004 г., предлагалось внести определенные изменения в структуру ООН и в ее деятельность, и в том числе расширить состав Комиссии ООН по правам человека. Заслуживает особого внимания предложение о преобразовании Комиссии по правам человека в Совет по правам человека. Наиболее безболезненным явилось бы решение сделать Совет по правам человека вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи, что не повлечет изменений в Уставе ООН. Решение о преобразовании Комиссии по правам человека было принято в рамках 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН – на так называемом «Всемирном саммите-2005», который прошел в сентябре этого года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Совет по правам человека, как подчеркивается в итоговом документе саммита, будет нести ответственность за обеспечение всеобщей обязанности уважать и защищать права и основные свободы всех людей, без каких-либо различий и на справедливой и равноправной основе. Председателю 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было поручено провести переговоры с членами Организации Объединенных Наций с целью определить мандат, принципы, функции, членский состав, методы работы и процедуры Совета. Как показывает 60-летняя деятельность Комиссии по правам человека, ее работа не может быть плодотворной без вспомогательных органов и значительного числа различных процедур, а также проведения исследований по актуальным вопросам, относящимся к правам человека. Поэтому в настоящее время значительно возрастает роль Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, состоящей не из представителей государств, а из 26 независимых экспертов, представляющих все континенты мира. Основная деятельность Подкомиссии заключается в том, что она проводит исследования по актуальным проблемам, относящимся к правам человека, таким как глобализация и ее воздействие на реализацию в полном объеме прав человека; права неграждан; мирные и конструктивные способы обеспечения прав меньшинств, в том числе национальных; последствия деятельности транснациональных корпораций и т.п. На основании этих исследований Комиссия разрабатывает различные рекомендации и предлагает Комиссии ООН по правам человека одобрить принятие соответствующих резолюций. Летом 2005 г. Подкомиссия по поощрению и защите прав человека широко обсуждала вопрос о необходимости реформирования ООН, и в частности высказалась против предложения о ликвидации Подкомиссии и замене ее группой экспертов из 15 человек. Такое предложение, кстати, содержалось в упомянутом выше докладе Генеральному секретарю ООН. В результате этого обсуждения был принят развернутый документ под названием «Роль независимого экспертного органа как составной части механизма ООН». В этом документе Подкомиссия пришла к выводу, что независимый экспертный орган, если он буден создан, должен быть достаточно большим по своему составу, чтобы представлять не только различные регионы мира, но и различия, которые существуют внутри отдельных регионов. Этот орган должен учитывать и отражать различные юридические системы, национальные и региональные особенности. Как показывает опыт работы Подкомиссии, предлагаемый орган, чтобы быть эффективным, должен состоять не менее чем из 25-26 независимых экспертов. Их следует не назначать, а выбирать для придания этому органу открытости и демократизма. Реформирование ООН в конечном счете должно привести к расширению возможностей организации по поддержанию международного мира и безопасности, а также по поощрению и защите основных прав и свобод человека. И эта реформа, конечно же, должна способствовать наилучшей реализации основных прав и свобод человека, провозглашенных во Всеобщей декларации прав 1948 г. и других международных документах.Элеонора Рузвельт, вдова экс-президента США Франклина Д. Рузвельта, председатель комиссии ООН, составившей в 1948 году текст Всеобщей декларации прав человека, на вопрос: с чего начинаются всеобщие права человека ответила так:«С очень небольших мест, совсем близко от дома. Эти места такие маленькие, что их не найти ни на одной карте мира. Но каждое такое место – целый мир для отдельно взятого человека. Это квартал, в котором он живет; это его школа или колледж; это завод, ферма или офис, где он работает… Пока эти права не наполнятся смыслом там, они будут мало что значить где-либо еще. Без согласованных действий граждан, направленных на защиту прав человека у себя на улице, нам нечего ждать улучшений в мире в целом».В заключении хотелось бы привести слова Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева сказанные в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года:«Уважаемые коллеги!Конституция предопределила путь обновления России как государства свободной нации. Как общества, для которого высшей ценностью являются права и достоинство каждого человека.В России на протяжении веков господствовал культ государства и мнимой мудрости административного аппарата. А отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами воспринимался в лучшем случае как средство, а в худшем – как помеха для укрепления государственного могущества. Повторю, так было на протяжении веков. И хотел бы привести слова Петра Столыпина, который говорил: «Прежде всего надлежит создать гражданина, и, когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот».Поэтому принятие в 1993 году Основного закона, провозгласившего высшей ценностью человека, его жизнь, его права и собственность, стало беспрецедентным событием в истории российской нации. И мы должны поблагодарить за это всех, кто участвовал в разработке и согласовании этого документа. Причём некоторые из них присутствуют и в этом зале.В наши дни, уже на новом этапе развития, российское общество подтверждает приверженность демократическим ценностям Конституции. Оно в основном освоило навыки, практики и процедуры демократии».Александр Жаров,Уполномоченный по правам человекав Московской области,Заслуженный юрист Российской Федерации.^ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Раздел первый Глава 1. Основы конституционного строя Статья 1 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статья 3 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. Статья 4 1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Статья 5 1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. 2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. 3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. 4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Статья 6 1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Статья 7 1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Статья 8 1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 9 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья 10 Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Статья 11 1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. 2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. 3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Статья 12 В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 13 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. 4. Общественные объединения равны перед законом. 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.