Реферат по предмету "Политология"


Причины и стимулы стремления людей к власти

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ГОУ ВПО Читинская ГосударственнаяМедицинская Академия
федерального агентства поздравоохранению и социальному развитию
Факультет высшего сестринскогообразования
Кафедра гуманитарных наук

КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Политология»
Тема: «Причины и стимулы стремления людей квласти»
Чита – 2011 г.

Содержание
Введение
Глава 1. Власть как социально-политический феномен
1.1 Сущность, основания и ресурсы власти
1.2 Особенности политической власти
Глава 2. Мотивация власти как одна из главных движущих силчеловеческих действий
2.1 Понятие мотивации власти
2.2 Источники (средства) власти
Глава 3. Исследование взглядов З. Фрейда на политическоелидерство
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
К числубазовых, основополагающих понятий политической науки относится категорияполитической власти. Без данного понятия невозможно объяснить содержание изакономерности политической деятельности, осуществление государственной политики.По своей сути она играет роль своеобразного стержня, который скрепляет воединовсе элементы общества, придает ему целостность и устойчивость. Ослабление, либодеформация политической власти неизбежно грозит обществу тяжелыми последствиями- экономическим хаосам, разгулом преступности, кровавыми эксцессами.
Власть- этовсегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Властьнемыслима без подчинения объекта. Власть служит основой, объектом и движущейсилой политики.
Необходимостьвласти обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинениевсех участников общения единой воли с целью поддержания целостности истабильности общества.Власть появилась с возникновением человеческого общества ибудет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Властьнеобходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого родаСемейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитиемоседлости постепенно утверждалась племенная власть Формирование власти территориальнойобусловлено необходимостью организации общественного производства, котороенемыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностьюрегулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов игосударства кровные родовые связи были разрушены, моральный авторитетстарейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась отобщества и встала над ним.Власть есть присущее обществу волевое отношение междулюдьми. Власть необходима, подчеркивал Аристотель, прежде всего, дляорганизации общества, которое немыслимо без подчинения всех участников единойволе, для поддержания его целостности и единства.В современных условиях становится очевидным, чтополитическое лидерство есть существенный элемент общественной жизни и егозначение возрастает, а значит, возрастает и потребность в изучении,исследовании, анализе, связанных с ним проблем.Таким образом, проблема власти и политического лидерстваявляется одной из центральных в политической науке. Уяснение сущности,потребности и механизма власти, причин и стимулов стремления людей к властиимеет важное значение для понимания природы политики и политической власти.
Целью курсовой работыявляется теоретический анализ причин и стимулов стремления людей к власти.
Для достиженияпоставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность,основания и ресурсы власти;
2) раскрыть особенностиполитической власти;
3) изучить мотивациювласти как одну из главных движущих сил человеческих действий;
4) провести исследованиевзглядов З. Фрейда на политическое лидерство.
Объектом исследованияявляется власть как социально-политический феномен.
Предметом курсовой работыявляются причины и стимулы стремления людей к власти.
Курсовая работа состоитиз введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1.Власть как социально-политический феномен
 
1.1 Сущность,основания и ресурсы власти
Есть четкоеразличие между обыденной и научной трактовкой термина «власть». Это связано нетолько с многозначностью самого слова «власть», но и с разными способамиупотребления.
Существуютследующие трактовки понятия власть:
· влияние,оказываемое на других людей;
· достижениеопределенных целей;
· возможностииспользования определенных средств;
· особый типдействий, основанный на возможности изменять поведение других людей;
· особый видотношений между управляющим и управляемым;
· возможностипринятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях. [15]
Различныетрактовки понятия «власть» тем не менее указывают, что власть – это основной инеобходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы, этоспецифическое отношение по крайне мере между двумя субъектами (отдельнымилюдьми, социальными группами, политическими институтами). Нет отношений – нетвласти. Власть – это социальный феномен. Но его социальное содержаниенеоднозначно, так как властное начало может:
· бытьконструктивным и созидающим, т.е. быть реализовано путем гармонизации интересови потребностей большинства населения;
· иметьразрушительные последствия, так как может осуществляться вопреки интересаминдивида и общества в целом и поддерживать целостность общества посредствомпрямого подавления интересов одной группы (управляемых) другой группой(управляющих). [2]
Необходимотакже учитывать социальную сущность власти, которая определяется тем, что она:
1) возникаетв обществе, поскольку без власти наступает хаос, саморазрушение социальныхсвязей;
2)обеспечивает целостность и упорядочение разнообразных интересов и отношениймежду людьми, создавая общие для всех правила поведения;
3) выступаетв качестве универсального механизма интеграции с помощью различных средств, втом числе и принуждения (дело в том, что люди занимают в обществе неодинаковоесоциальное положение, имеют различный уровень жизни, материального богатства,образования, заняты разными видами труда и т.д.). [12]
Представлениеоб основных компонентах власти можно получить из приведенной схемы (см.Приложение).
Власть каккатегория политической науки определяется неоднозначно, с точки зренияпонимания ее сущности и природы. Существуют следующие основные концепции иподходы к определению природы власти (см. табл. 1).
Таблица 1.Основные концепции и подходы
копределению природы власти [2]
Концепции (ведущие
представители)
Содержание
Теологическая (ученые-богословы) Власть – это божественное установление, потребность в ней обусловлена «естественной греховностью» человека
Биологическая (Ф. Ницше) Власть – это механизм обуздания биологической агрессии, заложенной в человеке
Бихевиоризм
(Ч. Мерриам,
Г. Лассуэль) В основе поступков человека лежит стремление к власти, это доминирующий мотив политической активности
Психоаналитическая (З. Фрейд, К. Хорни) Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием
Структурно-функциональная (Т. Парсонс) Власть – это отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ролями (например, роль управляющих или управляемых)
Социальная
конфликтология
(потенциально-волевая) (К. Маркс.) Власть – это господство и подчинение, возможность или способность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю
Дуалистическая(М. Дюверже) Власть двойственна: 1) инструмент господства; 2) средство интеграции
Поведенческий подход
Социологический подход Природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека Природа власти объясняется через определенную систему социального взаимодействия
Все подходы копределению сущности власти не исключают друг друга, а подчеркиваютмногозначность этого политического феномена. В современной политологииопределяют три важнейших аспекта власти, среди которых основополагающимявляется директивный:
· директивный аспект(власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа-директивы);
· функциональный аспект (власть понимается как способность и умение реализовать функциюобщественного управления);
· коммуникативный аспект (власть реализуется через общение, это вид социальноговзаимодействия). [12]
Властьфункционирует на общественном, публичном и личном уровнях социальной структурыобщества, поэтому существуют различные виды власти: экономическая, семейная,партийная, судебная, законодательная и т.д.
Наиболееважным видом власти является политическая власть.
Политика – причинаи средство власти; власть – причина, условие и средство политики.
Важнейшимструктурным элементом политической власти являются ее основания и ресурсы.
Основания – это источники, на которые опирается властная воля субъекта.
Ресурсы – это потенциал власти и совокупность средств и методов, применениекоторых обеспечивает субъекту власти возможность осуществлять влияние на объекти достигать поставленных целей. Ресурсы власти, являясь производными от ееоснований, в то же время относительно самостоятельны. Они распределенынеравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за ихперераспределение, и могут как укрепить, так и разрушить власть. [12]
Существуютразличные классификации оснований и ресурсов, в частности по сферамжизнедеятельности (см. табл. 2).
Таблица 2.Классификация оснований и ресурсов власти по сферам жизнедеятельности[16]
Сфера
жизнедеятельности
Основания
Ресурсы
Экономическая Господствующая форма собственности, объем валового национального продукта и т.д. Материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые
Социальная Социальные группы и слои, на которые опирается власть Различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая политика
Силовая Совокупность властных учреждений Оружие, аппарат физического принуждения
Юридическая Совокупность законов, на которые опирается власть в практической деятельности Конституция, законы, программные документы политических партий
Культурно-информационная Система организаций Средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения
властьполитический лидерство
На основанияпонимания власти М. Вебером можно выделить три основных признака власти.
1. Власть –это волевое отношение между людьми. Различают две стороны этого отношения –субъект и объект власти, или властную и подчиненную воли. Властная воляобращена к другой стороне с требованием подчиниться, совершить то или иноедействие или, наоборот, воздержаться от него. Т.е. она доминирует, носитхарактер определяющего воздействия, ее предписания имеют императивный(долженствующий, обязательный) характер.
2. Отсюда –вторая характеристика власти: власть представляет отношение зависимости междулюдьми в обществе.
3. Властьосуществляется с помощью особых властных методов. [2]
Такимобразом, власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Онасуществует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье,производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, вовсем государстве – в этом случае мы имеем дело с верховной, политическойвластью.
Основнымикомпонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс,приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом испособами взаимодействия между партнерами.
1.2 Особенностиполитической власти
Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида,класса проводить свою волю в политике и правовых нормах. [13]
Политическаявласть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядомсущественных признаков, отличающих ее от всех других видов власти. Кособенностям политической власти относятся следующие:
1)верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти.Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и другихучреждений или же вовсе ликвидировать их;
2)публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическаявласть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;
3)моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие отполитической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная властиполицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует многонезависимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;
4)многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, используетне только принуждение, но и экономические, социальные икультурно-информационные ресурсы;
5)легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан. [2]
Основныечерты политический власти – это:
· верховенство иобязательность ее решений для всякой иной власти; обращение ко всем гражданам;
· моноцентричность(наличие единого центра принятия решений);
· наличие особогоаппарата управления и принуждения;
· использованиелегальной силы, опора на традиции и чувства;
· публичность, т.е.всеобщность и безличность (обращается ко всем гражданам от имени всего обществас помощью права). [23]
Итак,специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характери затрагивает интересы больших групп людей.
Дляосуществления политической власти необходимо:
· доминированиевластной воли;
· наличие особогоаппарата управления;
· монополия нарегламентацию жизни общества;
· право напринуждение в отношении общества и личности;
· легитимность;
· суверенитет. [21]
Функционированиеполитической власти осуществляется на базе общепризнанных принципов –суверенитета и легитимности. Они характеризуют политическую власть с разныхсторон:
1) с точкизрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство являетсяцентральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говоритьот имени народа и всего организуемого им сообщества);
2) с точкизрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение,при достижении политических целей.
Сегодняпопулярной является модель политической власти как формы обмена и конкуренции спозиции «теории сетей». Если объединить существующие направления в рамкахобозначенной теории, то можно определить сетькак относительно устойчивый иупорядоченный механизм взаимодействия между институтами власти и их социальнымокружением и выделить пять типов политических сетей: политическиесообщества, профессиональные сети, межуправленческие сети, сети производителей,проблемные сети. Такой подход позволяет создать систематизированную картинуполитической власти. [15]
Исследователиподразделяют политическую власть на государственную и корпоративную.Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами(парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государствоосуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляетсяобщественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовойинформации.
Чем жеразличаются политическая и государственная власть?
1. Понятиеполитической власти шире понятия государственной власти, поскольку политическаядеятельность может осуществляться не только в рамках государственных органов,но и в рамках деятельности различных политических движений, партий, профсоюзов,групп давления и т.д. Другими словами, политическая власть рассредоточиваетсяпо всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всехполитических субъектов.
2.Государственная власть строится по принципу вертикальных связей (т.е. иерархии,подчинения низших звеньев высшим, исполнительной власти законодательной).Политическая же власть осуществляется по принципу горизонтальных связей (каксосуществование, соперничество, борьба между собой различных субъектовполитической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих элит, группдавления, отдельных лидеров и т.д.).
3.Государственная власть, согласно российской конституции, заканчивается науровне областей, дальше власть осуществляется органами местного самоуправления.Последние являются субъектами политической, но уже не государственной власти. [13]
Одним изпроявлений политической власти является теневая власть, которая отличаетсяотсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию иосуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение.Одним из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений являетсялегитимность.
В последнеевремя в различных странах сформировались новые тенденции в развитииполитической власти:
· демократизация власти, или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользудемократических. Усиление демократических тенденций проявляется в повышениивоздействия на властные отношения со стороны общественных движений инеполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странахгражданского общества;
· интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических,сырьевых, энергетических, информацион-ных) на конкретную политическую власть,законодательство отдельных стран;
· разукрупнение политической власти. Становление системы разделениявластей является одним из ключевых моментов в функционировании политическойвласти;
· негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Онаотрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность;
· высокие темпы бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретныеуправленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различныхзаинтересованных групп и отдельных лиц. [21]
В современныхусловиях актуальным становится вопрос о взаимодействии политической иэкономической власти. Экономическая власть – это власть богатства, капитала,способность представителей экономической элиты влиять на принимаемые решения,на государственную политику в целом. В целях наиболее прибыльного использованиякапитала политическая власть разными способами (от создания групп давления впарламентах до избрания на высокие политические посты) воздействует направительство, добивается льгот, режима наибольшего благоприятствования. Такпроисходит превращение экономической власти в политическую.

Глава 2. Мотивация власти как одна изглавных движущих сил человеческих действий
 
2.1 Понятие мотивации власти
Мотивация власти (илипотребность во власти) — одна из самых главных движущих сил человеческихдействий. Считается, что это эгоистическая или даже садистическая сила,которая, как и любое влечение, никогда не бывает насыщенна. Власть не отдают,ее теряют, и, как правило, в драматических ситуациях. Существует мнение, что современем происходит «эрозия» власти, т.е. она становится все менееэффективной и более эгоистической. [21]
Помимо таких взглядов,которые изображают власть в темном свете, существуют и противоположные взгляды,связанные с культом власти, со стремлением боготворить лидеров и вождей. Нопоскольку слишком интенсивное проявление стремления к власти воспринимается вобществе негативно, то люди, которые осознают свои властные стремления, пытаютсяих скрыть или рационализировать. [10]
Мотивация власти — это совокупность стремленийчеловека получить влияние на индивидуумы или группы людей с помощью средстввласти (таких, например, как принуждение и привилегии, позитивное и негативноеподкрепление в форме одобрения или наказания). В случае возникновенияразногласия между притязаниями на руководство и реальными возможностями властивозникает мотивационное напряжение и человек стремится увеличить уровеньконтроля и влияния на других. Борьба за высокое положение в административнойиерархии представляет собой пример таких действий. [4]
Важное значение имеетустановление места мотивации власти в мотивационной системе личности.
Достаточнораспространенным является мнение о том, что стремление к власти преобладает вэтой системе, что оно является важнейшим регулятивным фактором деятельности.Властолюбцев можно разделить на тех, кто обладает властью и пытается ееукрепить, и тех, кто только ее домогается. Но, очевидно, не следуетпреувеличивать значение власти как побуждающего фактора, ведь любые мотивы илипотребности способны стать побуждающей силой поведения и деятельности человека.[21]
Уровень развития идоминирование определенных мотивов и потребностей личности можно представить ввиде мотивационного профиля. Сравнительный анализ мотивационных профилейиндивидуумов свидетельствует о том, что между ними существуют значительныеотличия.
Можно выделить группулюдей, у которых доминирует мотивация власти (это, например, менеджеры,политики, которые занимают высокое положение в иерархии власти). В то же времяесть люди, для которых стремление к приобретению власти над другими людьми неимеет существенного значения. В мотивационных профилях этих людей преобладаютдругие стремления и потребности (например, стремление достигать высоких успеховв труде или стремление к эмоциональным отношениям с людьми). Они заинтересованыскорее общаться, достигать высоких результатов в деятельности, чемконтролировать других. [10]
Использование властиможет служить созданию приятных переживаний вследствие подчинения окружающихсвоей воле, что приводит к повышению своей самооценки. Но оно может служить игрупповым интересам и целям. С моральной точки зрения намерения субъекта властимогут оцениваться как плохие и хорошие, законные и незаконные. Именно в этомсмысле Д.Мак-Клелланд различает два вида мотивов, называя их личностноориентированной и социоориентированной властью.
В первом случае людистремятся к власти не ради того, чтобы достичь определенных общественно важныхцелей, а лишь потому, что наличие ее приносит им удовлетворение. Такие людииспользуют все возможные средства принуждения, чтобы получить и усилитьконтроль над другими. Межличностное доминирование для них самоцель, составляетсмысл их жизни. В структуре их мотивации другие стремления (например,познавательная или коммуникативная потребность) не играют особой роли.
Люди, у которыхпреобладает социоцентрическая мотивация власти, стремятся к ней, поскольку онапредоставляет возможность достигать определенных общественных целей (служит напользу другим людям). В таком случае человек не только стремится к абсолютномудоминированию (господству) над другими людьми, но и озабочен интересами дела. [8]
Это противопоставление,однако, достаточно условно. В реальной жизни предприниматель или политик водних ситуациях может руководствоваться личными, а в других — общественнымипотребностями. Есть основания утверждать, что люди с социоцентрическоймотивацией не стремятся к постоянному увеличению своего влияния. Ихудовлетворяет положение, при котором они могут наилучшим образом служить целямгруппы или определенного общественного института (государства, предприятия,церкви и др.).
В то же времяэгоцентрическая мотивация предусматривает наличие стремления ко все большейконцентрации власти в собственных руках.
Власть часто применяетсятогда, когда другой человек не склонен содействовать (или даже мешает)удовлетворению потребностей субъекта и достижению его целей. Использованиевласти в таком случае направлено на то, чтобы сделать другого человека болееуступчивым, а мотивация власти является инструментальной (т.е. власть — не самоцель, а средство, инструмент достижения других целей). [8]
Примером такогоинструментального действия власти является ее ролевое использование. От людей,которые занимают руководящие позиции в социальных группах, ожидается, что онибудут заботиться о том, чтобы члены этой группы соблюдали определенные нормыповедения. Статус дает им источники власти, т.е. возможность и средствакоррекции поведения других людей.
Неинструментальная, или внутренняя, мотивация власти — это стремление к использованию власти ради нее самой. В этом случаемотивирующим является ощущение власти. Когда человека побуждает к определеннымдействиям удовлетворение, наслаждение от власти, то это свидетельствует оналичии внутренней мотивации власти, собственно стремления к власти. А есличеловек применяет власть для достижения некоторых внешних целей, то имеет местоинструментальная мотивация власти (использование власти как средства). [8]
Д.Мак-Клелланд,анализируя мотивационные профили предпринимателей, которые занимают высшееположение в иерархии власти, установил: наилучших результатов достигают те изних, кто имеет сильную мотивацию власти и слабо выраженную потребность вустановлении эмоциональных отношений с окружающими. Мотивационный профильменеджеров, которые достигают умеренных результатов, совсем иной. Как правило,у них доминирует аффилиативная мотивация — стремление к общению, эмоциональнымконтактам с другими людьми. Они больше стремятся к установлению дружескихотношений, а не к применению власти. В то же время сама по себе реализациявласти не доставляет им достаточного удовольствия. Такая мотивация снижаетэффективность управления организацией. Власть иногда вынуждает отказаться отнекоторых желаний, от слишком близких отношений с окружающими. [14]
Личность стремится квласти, поскольку власть приносит удовольствие, становится источникомнаслаждения, предоставляет возможность достигать свои цели. Достаточнораспространенным является убеждение, что нет границ удовлетворения мотивавласти. Существует мнение, что власть, как и любое другое влечение, никогда небывает насыщенной.

2.2 Источники (средства) власти
Для успешного влияния намотивацию и поведение другого человека субъект, который применяет власть,должен иметь в своем распоряжении определенные ресурсы, т.е. средстваподкрепления и влияния. Такие ресурсы называют источниками, или средствами,власти. В.Рауеп выделяет шесть видов источников власти:
1. Власть вознаграждения (возможность вознаграждать других,удовлетворять их потребности).
2. Власть принуждения (наказание) (возможность принуждатьи наказывать других).
3. Нормативная власть (возможность контролироватьсоблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать наних).
4. Власть эталона (основывается на стремлении субъектаБ походить на субъект А).
5. Власть эксперта (знатока) (ее сила зависит от того,какие знания, навыки, способности субъект Б приписывает субъекту А).
6. Информационная власть (наблюдается в тех случаях, когдасубъект А владеет информацией, с помощью которой может побуждать Бпредусмотреть последствия своего поведения) [10].
Между людьми существуютотличия в силе стремления к приумножению и увеличению своих источников власти.Только владение источниками власти (и ощущение власти, которое сопровождаетего) может быть конечной целью, достижение которой само по себе, без любогоприменения власти к другому человеку, приносит удовольствие. С точки зренияполучения удовольствия от власти, ощущение власти является более значимым, чемвозможность влиять на других людей. Желаемыми источниками власти могут бытьпрестиж, руководящая должность, статус, материальное положение, возможностьконтроля. [21]
Перед тем какдействовать, субъект должен предусмотреть некоторые моменты:
1. Осознать, какиеисточники (средства) власти он имеет в своем распоряжении. Затем он долженрешить, как их использовать.
2. Правильно оценитьмотивацию человека, на которого он стремится влиять.
3. Исходя из точки зренияэтого человека, определить силусвоих источников власти, т.е. определить, какэтот человек оценивает возможности его влияния, силу средств власти, которымион может воспользоваться.
4. Соотнести расходы ивозможные результаты. Это важно потому, что Б может сопротивляться влиянию А ипопытаться, в свою очередь, применить власть. Проблема соотнесения расходов ирезультатов возникает в связи с особенностями различных источников власти. [8]
Стоит различатьактуальную и потенциальную власть. А не обязательно должен прибегать крешительным шагам, чтобы показать Б те источники власти, которыми онрасполагает. Б может предусмотреть это, исходя из собственного опыта или издоступной ему информации.
На реализацию властитакже влияют такие внутренние барьеры, как опасения обратных действий,ценности, расходы, недостаточная уверенность в себе, культура и общественныенормы.
Существуют разнообразныесредства влияния:
1) убеждение;
2) угрозы;
3) обещания;
4) вознаграждения;
5) насилие, принуждение;
6) изменение окружения. [5]
В различных сферах своейжизни люди осуществляют различное число властных поступков. Они могутограничиваться сферой личной жизни (влиянием на жену и детей), профессиональнойсферой (влиянием на подчиненных и коллег) и т.п. Анекдотичным является образ руководителя,достаточно авторитарного на работе и покорного в обществе своей жены.
При понимании власти каксредства достижения целей (инструментальная мотивация власти) отличия вприменении власти в различных сферах жизни определяются следующими факторами:
1) силой мотива иличностной значимостью целей, достижение которых возможно только при условииактивного содействия другого человека;
2) отсутствием готовностидругого человека содействовать по собственному желанию (или сомнение в этом);
3) типом и силой источников(средств) власти, которые дают возможность влиять на мотивацию другого человека(т.е. наличием средств, которые предоставляют возможность использовать власть).[8]
Мотив властиактуализируется и реализуется в тех сферах жизни, в которых человек располагаетнаибольшим числом источников власти (т.е. средств влияния на других людей).Доступность (возможность использования) источников власти приводит к увеличениючисла действий, направленных на влияние на других людей. Чем более доступныисточники (средства) власти, тем чаще субъект стремится влиять на поведениедругих.

Глава 3. Исследование взглядов З.Фрейда на политическое лидерство
Лидерство есть везде, гдеесть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий».
В широком, социальномсмысле лидерство – это способность влиять на отдельные личности и группы людей,направляя их усилия на достижение целей организации или индивида.
Отличительная черта политическоголидерства – неразрывная связь с феноменом власти.
Политическое лидерство намеждународном уровне зависит от лидерства наиболее значимых государств.
Общенациональныеполитические лидеры — самый признаваемый, самый универсальный, вызывающийвсеобщий интерес элемент политической жизни.
Современное содержаниеполитического лидерства:
Во-первых, фиксирует втеоретической форме специфический аспект деятельности по руководствуопределенной общностью людей в сфере политики.
Во-вторых, характеризуетсвойственное руководящей деятельности отношение между ее субъектом и объектом.
В-третьих, является однимиз основополагающих институтов политической системы, который характеризуетспособ построения власти, основанный на интеграции различных групп вокругвыдвигаемой лидером программы решения определенных задач. [16]
Зигмунд Фрейд (1856-1939)видел основумеханизма выдвижения политических лидеров в подсознательном стремлении людей котцу-лидеру, а сам феномен рассматривал как результат процессов в глубинныхуровнях осознания бессознательного поведения и мотиваций лидера.
З.Фрейд полагал, чтоподавление либидо (сексуального влечения) может трансформироваться(сублимироваться) в стремление к лидерству, господству и даже садизму.Возникающая при этом неврастения может также служить предпосылкой того, чтоиндивид начинает искать способы самоутверждения и стремиться к лидерству вразличных сферах. [18]
Естьтрадиция, идущая от Фрейда, считать лидерство определенным видомпомешательства, как следствие невроза, маниакальной паранойи. Действительно, посвидетельствам историков и биографов, ряд политических лидеров были невротиками(Наполеон и Линкольн, Робеспьер и Рузвельт, Пуанкаре, Гитлер, Сталин...).
ПоследователиФрейда делят общество на психически нормальных людей, неспособных к творчествуи на… лидеров, являющихся, по их мнению, маньяками, психопатами.
ВниманиеЗ.Фрейда было приковано к развитию представлений человека о самом себе, степениразвития и качеству самооценки и их воплощению в политическом поведении. Егогипотеза состояла в том, что некоторые люди обладают необычайно сильнойпотребностью во власти или других личностных ценностях, таких какпривязанность, уважение, как в средствах компенсации травмированной илинеадекватной самооценки. Личные «ценности» или потребности такогорода могут быть рассмотрены как эгомотивы, поскольку они часть эгосистемыличности. [19]
Политическийлидер в любой ситуации за редким исключением ведёт себя в соответствии ссобственной Я-концепцией. Поведение его зависит от того, кем и как он себяосознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует.
Я — концепция, то есть осознание человеком кто он, имеет несколько аспектов.Наиболее существенные из них это — образ «Я», самооценка и социальнаяориентация политического лидера. З.Фрейд считал, что наша самооценка может бытьвыражена как отношение наших достижений к нашим претензиям. [18]
Подсоциальной ориентацией подразумевается чувство автономности в противоположностьчувству зависимости от других людей в самоопределении По мнению психолога Е.Т.Соколовой, «автономизация самооценки окончательно оформляется вподростковом возрасте и преимущественная ориентация на оценку значимых другихили на собственную самооценку становится показателем стойких индивидуальныхразличий, характеризующим целостный стиль личности»
Фрейдрассматривает образ Я политика, который соответствует «общей суммевосприятии, мыслей и чувств человека по отношению к себе». «Этивосприятия, мысли и чувства могут быть более или менее ясно проговорены вобразе Я, в котором Я разделено на шесть различных частей, тесновзаимодействующих». Эти шесть Я — следующие: физическое Я, сексуальное Я,семейное Я, социальное Я, психологическое Я, преодолевающее конфликты Я. Какотмечает Фрейд «ценность и субъективная значимость качеств и их отраженияв образе Я и самооценке могут маскироваться действием защитныхмеханизмов». Физическое Я — это представления политического лидера осостоянии своего здоровья, физической силе или слабости Политический лидердолжен быть достаточно здоровым, чтобы это не препятствовало его деятельности.[20]
В целомтеория личности Фрейда и дополняющие ее учения, концепции и доктрины, несмотряна наличие в них догматической психосексуализации и множества спекулятивныхистолкований, явились определенным шагом вперед по отношению к существовавшимдоктринам западной социологии. Принципиально важным достижением была выработканового взгляда на личность человека, как на изменяющееся во времени,структурированное. противоречивое динамическое образование.
По мереразработки психоаналитического учения Фрейд уделял всевозрастающее вниманиесобственно философско-социологическим проблемам, среди которых заметное местозанимали вопросы культуры, религии, межличностных отношений, психологии масс,конфликтного бытия человека в системе цивилизации.

ЗаключениеВласть, проблемы власти и полномочий всегда остаютсяактуальными, так как затрагивают все аспекты деятельности человека, организацийи государства. От неё зависит всё — наше настоящее и будущее, судьбыорганизаций, государств и отдельных личностей. И можно сказать, что грядущаясудьба государственности связана с изучением, освоением власти и её проблем, атак же осуществлением властных полномочий.
Власть — одно изфундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где естьустойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различногорода организациях и учреждениях, во всем государстве — в этом случае мы имеемдело с верховной, политической властью.
Субъект и объект — непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор)воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельныйчеловек, организация, общность людей, например народ, или даже мировоесообщество, объединенное в ООН.
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладалрядом качеств. Прежде всего это желание властвовать, воля к власти,проявляющаяся в распоряжениях или приказах. Большинство людей не испытываетпсихологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть неявляется для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться отруководящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть неоткрывала широкие возможности для получения различного рода благ: высокогодохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к властиимеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.
Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственностьсубъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние инастроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Дляполитической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта.Конечно, реальные носители власти в разной степени наделены всеми этимикачествами.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Еепервичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными — политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственнопредставляющими во властных отношениях различные группы и организации, — политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так,например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий.
Зигмунд Фрейд (1856-1939)видел основумеханизма выдвижения политических лидеров в подсознательном стремлении людей котцу-лидеру, а сам феномен рассматривал как результат процессов в глубинныхуровнях осознания бессознательного поведения и мотиваций лидера.

Список литературы
1. Блондель Ж. Политическое лидерство. — М., 1992.– 128 с.
2. Буренко В.И.,Журавлев В.В. Политология: Учебник. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2004.3. Властьи общество. Методическое пособие. НГТУ, 1993. — 15 с.
4. Гаджиев К.С.Политология: учебник. М: «Логос», 2002.
5. Горелов А.А.Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А.А. Горелов. -М.: Эксмо,2009. -256 с.
6. Грязнова А.Г.Курс политологии. М: «Инфра-М», 2003.
7. Дегтярев А.А.Основы политической теории: Учеб. пособие / Ин-т «Открытое о-во». — М.: Высш. шк., 2007. — 239 с.
8. Имидж лидера.Психологическое пособие для политиков. — М., 1994. – 98 с.
9. Козырев Г.И. К59Основы социологии и политологии: учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2007.
10. Краткий курслекций по политологии / Разработано кафедрой «социально-политических наук». — Самара.: СГЭУ, 2007. — 244 с.
11. Ламброзо Ц. Гениальность и помешательство. — М., 1991. – 113 с.
12. Политология:Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005. — 560 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
13. Политология:Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2008. — 588с.
14. Политология:Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2010. — 560 с.
15. Полунина Г.В.Политология: учебное пособие для ВУЗов. М: «Акалис», 2005 г.
16. Сирота Н.М.Политология. С-Пб.: «Питер», 2006.
17. Соловьев А.И.Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для вузов — 4-е изд. -М.: Аспект Пресс, 2007. -599 с.
18. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1991.
19. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. — Мн.,1991.
20. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн.1, 2. — Тбилиси, 1991.
21. Халипов В.Введение в науку о власти. — М., 1996. – 210 с.
22. Чудинова И.М.Основы политологии: Учебное пособие. Красноярск, 1995г.
23. Шевченко В.Н.Введение в политологию: Учебное пособие. — САА, 1999. – 148 с.

Приложение
Структура власти
 
· источникивласти:авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.;
· основаниявласти:экономические, социальные, юридические, административно-силовые,культурно-информационные;
· субъектывласти:государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии;
· объектывласти:индивид, социальная группа, класс и т.д.;
· функциивласти:господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация,организация, мобилизация;
· ресурсывласти:принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Материальная ответственность работников Трудовая дисциплина. Индивидуальные трудовые споры
Реферат Устав Товарищества с Ограниченной Ответственностью
Реферат Мои размышления над ранними романтическими произведениями М. Горького
Реферат Налогообложение владельцев транспортных средств
Реферат Конкурентоспособность предприятий и товаров
Реферат Women And Virgil Essay Research Paper How
Реферат Open Winter Essay Research Paper
Реферат Оптимизация офсетной печати
Реферат Великие математики древности Пифагор Евдокс Архимед
Реферат Психологическое понимание конфликта
Реферат European Union Essay Research Paper EU CrisisSpring
Реферат Функции изображения в креолизованном тексте на материале спортивной рекламы Nike
Реферат Управление ассортиментом и качеством хлебобулочных изделий на предприятии розничной торговли
Реферат Русско-Византийские войны и столкновения IX-XIвв.
Реферат Английске тексты