Реферат по предмету "Разное"


А протест против самодержавия и крепостного права; б стремление к «вольности святой»; в воспевание свободолюбивой личности

Приложение к авторской педагогической технологии: «Активизация мыслительно-речевой деятельности и развитие творческих способностей старших школьников на основе самостоятельной работы с художественным текстом»Система эффективных заданий по литературе для самостоятельной индивидуально-групповой работы старших школьников с художественным текстом.Автор-составитель:Малеваная Т.В., учитель Петропавловской СОША.С. Пушкин (1799-1837)Карточка 1 с домашним заданием. Составить рассказ (устно) на одну из следующих тем: а) Что я знаю о жизни А.С. Пушкина. б) История моего знакомства с А.С. Пушкиным. в) Как А.С. Пушкин вошел в мою жизнь.^ Карточка 2 с домашним заданием.Сделать устный обзор лирики А.С. Пушкина по следующему плану: Патриотическая лирика: а) любовь к родной природе; б) гордость за героическое; в) чувство национальной гордости. Вольнолюбивая лирика: а) протест против самодержавия и крепостного права; б) стремление к «вольности святой»; в) воспевание свободолюбивой личности. Лирика дружбы: а) дружба как прочный братский союз; б) дружба как союз единомышленников; в) дружба – вражда. Лирика любви: а) любовь как чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления; б) любовь как мимолетное влечение; в) гуманизм как основа любви; г) любовь и чувства, ей сопутствующие: радость, печаль, грусть, робость, ревность. Стихотворения о поэте и поэзии: а) поэзия и действительность; б) назначение поэзии; в) психология поэтического творчества; г) поэт и народ; д) поэт и толпа; е) положение поэта в современной Пушкину России; ж) оценка собственного творчества. Поэзия Пушкина – «союз волшебных звуков, чувств и дум». Особенности поэтического языка лирических произведений Пушкина. Почему можно говорить об условности тематического деления пушкинских стихотворений? Покажите разносторонность этого понятия в лирике поэта.Карточка 3.«На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829) Почему это стихотворение можно (и нужно) сравнивать со стихотворением «Я помню чудное мгновение…»? Проследите движение поэтической мысли и попробуйте передать это в интонации. Чем объясняется «противоречивость» чувства лирического героя?Карточка 4.«Анчар» (1828) Подчеркните идейно-художественный контраст стихотворения: человеческая жизнь за капли смертоносного яда. Образ «древа яда» как он создан? Почему страшен? В чем его символический смысл? Чем близок «образу владыки»? Как проявляется гуманистический пафос стихотворения – защита Человека и Жизни на Земле? 3. Пушкин упорно и тщательно работал над стихотворением «Анчар». Сохранилось более 200 поправок и вариантов к нему. Сопоставьте такие строки: В пустыне мертвой и глухой… В пустыне чахлой и глухой… В пустыне чахлой и скупой… - Чем последний вариант, по-вашему, точнее и богаче двух первых? Или: Анчар, как верный часовой, Растет один во всей вселенной… Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной… - Почему эпитет «верный» заменен эпитетом «грозный»? Почему глагол «растет» уступил место глаголу «стоит»? 4. Представьте себе картинку, нарисованную Пушкиным в первых пяти строках стихотворения. Как поэт показывает чудовищную противоестественность анчара, его враждебность всему живому?Карточка 5. Расскажите о романтической лирике Пушкина. Почему считается, что стихотворение «К морю» (1824) является прощанием Пушкина с романтизмом? Карточка 6. Как воспринял Пушкин известия о восстании декабристов, а затем об их казни и ссылке? Какие свидетельства из лирических текстов вы можете привести?Карточка 7. Проанализируйте стихотворение «…Вновь я посетил …» и попытайтесь показать многоплановость этого произведения (сочетаемость различных тем и мотивов).Карточка 8. Выделите основные мысли из критических статей Белинского. Подумайте, насколько они современны. Какие высказывания заинтересовали вас и чем? Какие стихотворения Пушкина произвели на вас наиболее сильное впечатление. Почему?^ Карточка 9 с домашним заданием. Решите задачу. Есть мнение, что стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» – это стихотворение не о любви, а о поэтическом вдохновении и что к Анне Петровне Керн оно имеет весьма отдаленное отношение. Для доказательства этой мысли берется тот ряд ключевых слов, с помощью которых создается женский образ в стихотворении («чудное мгновенье», «гений чистой красоты», «мимолетное виденье» и т.д.), сравниваются эти слова и выражения с такими словами и выражениями из других стихотворений поэта, выводится некий общий смысл этих слов и делается вывод, что предметом изображения в стихотворении является поэтическое вдохновение, а не любовь.^ Попытайтесь опровергнуть это мнение, исходя из следующих положений: нельзя из художественного контекста вырывать отдельные слова и сравнивать их по значению с такими же словами, тоже вырванными из другого художественного контекста, т.к. одно и то же слово в одном художественном контексте выполняет одну идейно-художественную функцию, а в другом - другую; в лирическом произведении центральным образом является образ лирического героя, поэтому невозможно правильно определить предмет изображения в стихотворении, а следовательно, и смысл его, если не рассмотреть тот ряд ключевых слов, с помощью которых выражается переживание лирического героя. Проведите художественный анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»Карточка 10. Перечитайте стихотворение «Осень», вдумайтесь в его композиционный план и объясните, как взаимодействуют в стихотворении тема осени и тема поэтического творчества. Прочитайте выразительно отрывок из этого стихотворения.Карточка 11. Прочитайте выразительно стихотворение «К Чаадаеву» (1818). Как вы понимаете первые четыре строки стихотворения? Проведите наблюдения над лексикой послания. Раскройте смысл эпитетов в выражениях «власти роковой», «нетерпеливою душой», «вольности святой», «пленительного счастья». Почему, по-вашему, призывая посвятить прекрасные порывы души родине и свободе, поэт обращается к лексике любовной лирики: «желание», «нетерпеливая душа», «томленье упованья», «любовник молодой», «верное свиданье», «пленительное счастье». Какие непреходящие ценности утверждаются в послании «К Чаадаеву»?Карточка 12 с домашним заданием. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «К Чаадаеву» наизусть. Как вы понимаете смысл первых четырех строк стихотворения? Как меняется интонация стихотворения от первых четырех строк к пятой-двенадцатой, а затем к тринадцатой-двадцать первой? Как бы вы определили и объяснили эти изменения? Какие непреходящие ценности утверждаются в послании «К Чаадаеву»?^ Карточка 13 с домашним заданием.В 1824 году Пушкин из южной ссылки, где он находился с 1820 года за стихи, неугодные правительству, был сослан в свое родовое имение Михайловское под Псковом. Пребывание в Михайловском обострило воспоминания Пушкина о друзьях юности, о лицейском братстве, которому он оставался верен до конца своих дней. Так появилось знаменитое стихотворение «19 октября» (1825). Каким предстает поэт в этом стихотворении? Какие чувства он испытывает в лицейскую годовщину? (Сопоставьте вторую и последнюю строфы стихотворения. Раскройте смысл выражения «печальная отрада»). Какова тема этого стихотворения? Только ли о себе пишет Пушкин?Карточка 14. Подумайте над стихотворением «19 октября» (1825): - Какова тема этого стихотворения? Что объединяло Пушкина и других лицеистов? В чем смысл выражения «лицейское братство»? В чем для Пушкина заключается высочайшая ценность дружбы?Карточка 15. Прочитайте выразительно стихотворение «Я вас любил…» Проведите наблюдения над лексикой и интонацией стихотворения: Какое значение приобретают вводные слова «быть может», вынесенные на конец строки? Какова смысловая и интонационная роль синтаксического параллелизма и повторов во второй строфе стихотворения? В чем сказывается «лелеющая душу гуманность» (В.Г. Белинский) стихотворения «Я вас любил…»? Сравните стихотворения «На холмах Грузии…» и «Я вас любил…». Что их сближает по содержанию и форме?Карточка 16. Прочитайте выразительно стихотворение «Мадонна». По свидетельству современников Пушкина, стихотворение посвящено Наталии Николаевне Гончаровой. Но вместе с тем оно имеет и более широкое значение. Подумайте – какое? Какими словами поэт выражает свой идеал скромной жизни, вдохновенного труда и красоты?^ Карточка 17 с домашним заданием. Ю.М. Лотман писал, что «в глазах поэта любовь не противоречит свободе, а является как бы ее синонимом. Свобода включает счастье и расцвет, а не самоограничение личности. Поэтому для Пушкина политическая и любовная лирика не противостояли друг другу, а сливались в общем порыве свободолюбия. Покажите единство интимных и социальных мотивов на основе известных вам стихотворений Пушкина. Как слиты в его лирике мотивы дружбы и свободы?^ Карточка 18 с домашним заданием. «У всякого истинно русского человека, а Пушкин был чисто русским человеком, находится в душе одна чисто народная и возвышенная черта, заключающаяся в той святой деликатности духа, которая делает все наши сильные ощущения столь немногоречивыми, сдержанными и как будто робкими… Сказанной чертой характера Пушкин обладал в высшей степени: оттого так и велик и славен, оттого поэзия его, богатая тихим интимным колоритом, будет веселить русское сердце и в отдаленные от нас годы», - так писал известный критик середины 19 в. А.В. Дружинин. Перечитывая стихотворения «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Мадонна», покажите «святую деликатность духа», немногословность, сдержанность и даже робость поэта перед женщинами, которым он посвятил свои творения.^ Карточка 19 с домашним заданием. Роль поэта и место его поэзии – центральная тема лирики Пушкина. Какие мотивы можно выделить в теме предназначения поэта и поэзии? Сравните идейную направленность произведений «Пророк», «Поэту», «Поэт и толпа» Как видит Пушкин роль поэта в современном ему мире («Разговор книгопродавца с поэтом»)?Карточка 20 с домашним заданием.Составить развернутые планы ответов по лирике Пушкина. Основные мотивы лирики Пушкина. Патриотическая и вольнолюбивая лирика Пушкина. Пушкин о поэте и поэзии. Стихотворения Пушкина о любви и дружбе. Русская природа в стихотворениях Пушкина. Об одном стихотворении Пушкина.Роман «Евгений Онегин»Карточка 1 с домашним заданием. Прочитать статьи В.Г. Белинского о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (8-я и 9-я статьи из цикла статей «Сочинения Александра Пушкина»), приготовиться отвечать на вопрос: Роман «Евгений Онегин» в оценке Белинского. Примерный план ответа: Характеристика романа «Евгений Онегин» по 8-й и 9-й статьям названного цикла: а) полнота и психологическая глубина в оценке главных героев романа: Онегина, Татьяны, Ленского; б) общая оценка романа «Евгений Онегин»; в) характеристика романа «Евгений Онегин» как «энциклопедии русской жизни и в высшей степени народного произведения».Карточка 2. «Евгений Онегин». Глава IНа основе «истории воспитания» Онегина восстановите круг учебных дисциплин, преподававшихся молодому дворянину. Что обязательно должен был знать и уметь молодой дворянин, чтобы «…свет решил, Что он умён и очень мил»? Легко ли читалась I глава? Что было интересного, а что – трудно и непонятно? Ваше мнение о герое романа (как вы его понимаете?) Как вы полагаете, где самые значительные, переломные, кульминационные строки, проясняющие тайну характера Онегина, его противоречивость, смену настроений и порывов?Карточка 3. «Евгений Онегин». Глава IМеняется ли интонация пушкинских стихов в рассказе о своем герое? Как? В.Г. Белинский назвал самым значительным героем романа … Пушкина. Согласны ли вы с этим? В каких строках открылся вам Пушкин? Что вы можете сказать о нем? Найдите образные средства и интонации (эпитеты, метафоры, определенные конструкции предложений), передающие чувства грусти, тревоги и горечи Онегина, разочаровавшегося в жизни светского общества.Карточка 4. «Евгений Онегин». Глава II Какие преобразования в имении осуществил Онегин? Чем они завершились? Как Пушкин относится к Ленскому и его поэтическому творчеству? А каким вы увидели Ленского? Как характеризует Ленского «безумная» любовь к Ольге? Какими художественными средствами подчеркивается романтизм, романтический мир Ленского? Воспитание и формирование характера Татьяны противоположны воспитанию и формированию Онегина. Докажите это.^ Карточка 5 с домашним заданием. «Евгений Онегин». Уже в первых двух главах романа дана картина жизни и нравов столичного дворянства. По ходу дальнейшего прочтения романа подготовьте сообщение на тему «Сатирическое изображение столичного и московского дворянства в романе «Евгений Онегин», пользуясь следующим материалом: а) убийственная характеристика светских «красавиц и недоступных» дам (гл.3, строфы ХХII-ХХV); б) фальш и лицемерие людей этого круга (гл.4, строфы ХIХ-ХХII); в) влияние «мертвящего упоенья света» (гл.6, строфа ХХVI); г) сатирические портреты тех, кого называют «цветом столицы» (гл.8, строфы IХ-Х, ХХIV-ХХVI); д) гневное высмеивание московского барства (гл.7, строфы ХХIV-ХХVIII).Самостоятельно подберите материал к теме «Сатирическое изображение провинциального дворянства» по всем главам романа «Евгений Онегин».Карточка 6. «Евгений Онегин». 3-6 главы Чем вызвано посещение дома Лариных Онегиным? Его впечатление от визита? Как вы объясните вспыхнувшую в Татьяне любовь к Онегину? Серьезно ли это чувство? Как об этом говорит поэт? Что можно сказать о Татьяне, прочитав ее письмо к Онегину? Почему, по-вашему, так неожиданно кончается 3 глава? Какие страницы, посвященные Татьяне вас особенно тронули?Карточка 7. «Евгений Онегин». 3-6 главы В чем смысл «проповеди» Онегина? Как характеризует Онегина его поведение после получения письма? Что об этом говорит Пушкин? Образ жизни Онегина в деревне. Почему он недоволен им? Ссора Онегина и Ленского. Кто виноват в ней? Почему друзья не могли помириться? Какие мысли и чувства испытывает Онегин перед дуэлью, во время дуэли и после нее? Как он сам оценивает свое поведение?Карточка 8. «Евгений Онегин». 3-6 главы Что нового узнали вы о характере Татьяны при описании рождественских праздников? Стала ли ближе и понятнее вам героиня? Как вы думаете, зачем введен в главу сон Татьяны? «Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского – другую жертву русской жизни»… (А.И. Герцен). Почему Герцен называет Ленского «жертвой русской жизни»?Карточка 9. «Евгений Онегин». Глава 7 Татьяна посещает дом Онегина. Для чего? Что нового вы узнали об Онегине и о Татьяне в этих эпизодах? Татьяну увозят на «ярмарку невест» в Москву. Какие стороны ее характера еще раз подчеркивает автор? Каково ее отношение к «фамусовской» Москве? Чем кончается 7 глава? Какова ее роль в композиции всего романа (противопоставление города и деревни; рождение больших и новых мыслей Татьяны; нравственное превосходство ее над Онегиным; судьба Татьяны)?Карточка 10. «Евгений Онегин». Глава 8 Что изменилось в судьбе и характере героя романа; в судьбе и характере Татьяны? Какие чувства испытывают герои при новой встрече через годы? Почему Онегин полюбил Татьяну? Почему Татьяна говорит ему: « Вы были правы предо мной. Я благодарна вам душой…»? Как вы оцениваете решение Татьяны? Нравится ли вам она? Чем?Автор прощается с читателями и своими героями. Почему тон этого прощания грустный?Карточка 11. «Евгений Онегин» В романе дается панорама всех времен года (действие начинается летом, а заканчивается в марте). На основе самостоятельного анализа пейзажных фрагментов (например, глава 2, строфа I; гл.4, строфы ХL-ХLII; гл.7, строфы I, ХIХ-ХХХ) выделите наиболее существенные, устойчивые приметы «пушкинского» пейзажа. Обратите внимание на предметные реалии, попадающие в рамку пейзажной картины; ракурс изображения, соотношение общего и крупного планов; используемые поэтом цвета; игру света и тени; приёмы «озвучивания» пейзажа. Каковы художественные функции пейзажа в романе? Подготовьте устное сочинение на тему: «Пейзаж четырех времен года в романе «Евгений Онегин»».Карточка 12 с домашним заданием. «Евгений Онегин» Сравните отношение автора и его героя (Онегина) к сельской природе (гл.1, строфы LIV и LI), к театру (гл.1, строфы XVIII и XXI), к поэзии (гл.1, строфы VII, ХLIII, ХLIХ, LVII). Использовав в качестве эпиграфа к седьмой главе цитату из «Горя от ума», (вспомните, какую и в каком контексте), Пушкин открыто обозначил «присутствие» в романе Грибоедова. Найдите в романе скрытые отсылки к грибоедовской комедии и объясните, какова в «Евгении Онегине» роль реминисценций из «Горя от ума».^ Карточка 13 с домашним заданием. Докажите, что роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни» (В.Г. Белинский). Расскажите о новаторстве А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин». Порассуждайте на тему: «Почему Онегин не принес никому счастья?».М.Ю. Лермонтов (1814-1841)Карточка 1 с домашним заданием. Пушкин и Лермонтов… Какие страницы их произведений вам кажутся близкими, а в каких – больше различия, чем сходства. Что общего в характеристике «лишних людей» 30-х годов в лирическом герое стихотворения «Дума» и в характеристике Евгения Онегина – «лишнего человека» 20-х годов? В чем различие (тон повествования, позиция автора…)?Карточка 2. Сравните романтический идеал Лермонтова в стихотворениях «Парус» и «Дума». Чем объяснить их контрастность?Карточка 3. Впервые в русской литературе Лермонтов сравнил поэзию с оружием, с кинжалом («Поэт»). Чью поэзию имел в виду Лермонтов, сравнивая поэтическое слово с кинжалом? Какие качества поэта-гражданина утверждает Лермонтов в аллегорической истории кинжала? В чем Лермонтов видит общественное значение поэзии и роль поэта? Определите тематическое и образное родство стихотворений Лермонтова «Кинжал» и «Поэт».Карточка 4 с домашним заданием. Прочитайте стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотворения? Постройте своё рассуждение по следующему плану: а) Причины лермонтовской грусти, тоски и одиночества. б) Чувство грусти и одиночества лирического героя в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». в) Поэт говорит об одиночестве и тоске лирического героя в прошлом, настоящем и будущем. г) Великолепная картина природы по принципу контраста усиливает чувство тоски, одиночества, безысходности. д) Поэт смягчает чувство тоски, показывая способность героя найти успокоение в общении с природой. е) Ритмико-мелодическая структура стихотворения подчеркивает, как лирический герой от настроения безысходности приходит к светлой грусти. ж) Грусть лирического героя светла.Правильно ли определена взаимосвязь между частями рассуждения? Чем определяется полнота и глубина в раскрытии темы: «Лирический герой в стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»»?Карточка 5 с домашним заданием.Назовите основные темы лирики Лермонтова. Дайте подробную характеристику одной из них.Карточка 6.Какова тема стихотворения «Монолог»? В каком позднем произведении Лермонтова эта тема продолжена? Проведите сравнительный анализ.Карточка 7.Расскажите о создании стихотворения «Смерть поэта» и проанализируйте его.Карточка 8.Сравните стихотворения Пушкина и Лермонтова «Узник».О чем говорит поэт в «Предсказании»?Как проявился в произведениях Лермонтова мотив маскарадности, бездуховности света?Карточка 9. « «Молитва», - писал С. Наровчатов, - шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте».Какую форму избрал Лермонтов для выражения чувства благоговейной любви в стихотворении «Молитва»? Почему, по-вашему? (Сравните со стихотворением Пушкина «Мадонна»).Карточка 10.Прочитайте стихотворение Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…»Объясните, чем оно близко стихотворению «Смерть поэта». В частности, как сочетаются в нем глубокий лиризм, гнев и скорбное чувство?Подумайте, как при чтении вслух следовало бы передать переживания и размышления поэта. Какова роль последней строфы стихотворения? Как ее, по-вашему, нужно прочитать?Карточка 11.Некоторые критики сравнивают стихотворение Лермонтова «И скучно и грустно, и некому руку подать…» с реквием, с поэтической исповедью, «беспощадным приговором себе, жизни». Как вы думаете, почему?В каком другом стихотворении вы встречали исповедь героя? В чем сходство этой исповеди со стихотворением «И скучно и грустно…»? В чем их различие?Карточка 11.Прочитайте стихотворение Лермонтова «Родина» (1841).Почему свою любовь в отчизне Лермонтов называет странной? (По словарю найдите синонимы к слову «странный»).Какие обстоятельства заставили Лермонтова изменить свое отношение к родине? (Готовясь к ответу, подумайте, почему поэта не волнуют, ни как он говорит, ни военная слава России, ни ее покой, обретенный с помощью штыков, ни «заветные преданья» старины?)Карточка 12.Вспомните стихотворение Лермонтова «Бородино». Что сближает его со стихотворением «Родина»? Подумайте, почему Лермонтов, отвергая славу, «купленную кровью», все же воспел подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года?Какие картины русских художников вспоминаются вам, когда читаете стихотворение «Родина»? В какой степени помогают они лучше понять поэта и его произведение?Карточка 13. Стихотворения «Родина» и «Прощай, немытая Россия…» посвящаются России. Какой, по-вашему, образ родины сложился у поэта? В чем противоречивость его чувств? «В 1841 году новое изгнание вызывает у Лермонтова одно из его самых сильных политических стихотворений «Прощай, немытая Россия…» Эти стихи – эпитафия* всей николаевской России. Так и видишь поэта, садящегося в дорожную повозку и через плечо кидающего самодержавному Петербургу эти слова, звучащие как пощечина…» (С. Наровчатов). Разделяете ли вы мнение критика? Объясните, в чем убедительность этого мнения. (* Эпитафия – надгробная, могильная надпись).Карточка 1. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Почему рассказ об истории любви Печорина к Бэле автор вложил в уста Максима Максимыча? Подготовьте выборочный пересказ на тему: «Печорин в представлении Максима Максимыча» - по следующему плану: Каково социальное положение Печорина и его прошлое в понимании Максима Максимыча? В чем видит Максим Максимыч странность характера Печорина? За что Максим Максимыч резко осуждает Печорина?Что заставляет Печорина похитить Бэлу и добиваться ее любви? Какова роль пейзажей в описании трагических событий? Кто виноват в гибели Бэлы?Карточка 2. Один «странный» герой уже знаком вам по комедии Грибоедова «Горе от ума». Чацкий говорит Софье: «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож?» О «странностях» Печорина говорит Максим Максимыч, «странным» называет Печорина княжна Мери. В чем проявляется «странность» Печорина? Чем он отличается от окружающих людей? Что роднит Печорина с горцами? Какие черты Бэлы, Азамата, Казбича представляются вам наиболее привлекательными?Карточка 3 с домашним заданием. Перечитайте повесть «Максим Максимыч». Кто дает портрет Печорина? Почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику главного героя Максиму Максимычу? Сделайте художественный пересказ портрета Печорина, предварительно ответив на следующие вопросы: 1) Какова роль портрета Печорина в раскрытии его характера? 2) Какими композиционно-изобразительными средствами пользуется Лермонтов в описании портрета Печорина?Карточка 4. Кратко перескажите сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем. Как представлял себе встречу с Печориным Максим Максимыч? Как подготавливает читателя к этой встрече весь тон повествования? Какой встреча оказалась в действительности? Почему эта сцена заставляет нас сочувствовать не только Максиму Максимычу, но и Печорину, виновнику страданий бедного штабс-капитана?Карточка 5. Кратко перескажите повесть «Тамань». Кто вступает в качестве рассказчика в этой повести? Почему? В.Г. Белинский сравнивал повесть «Тамань» с лирическим стихотворением; высокую оценку дал ей А.П. Чехов, писавший, что он не знает языка лучше, чем у Лермонтова. Чем отличается Печорин в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» от Печорина в «Тамани», какие качества он утратил?^ Карточка 6 с домашним заданием. Перечитайте повесть «Княжна Мери». Раскройте подробно (в подпунктах) каждую мысль данного ниже плана; подберите материал для доказательств. Повесть «Княжна Мери» как самовыражение Печорина, его «самоанализ»: стремление познать себя и свое предназначение. Повесть «Княжна Мери» – раскрытие характера и натуры героя в его столкновении с «водяным обществом». Печорин и Грушницкий. В чем смысл их столкновения? Нравственно-философские позиции Печорина и ваше отношение к ним.Карточка 7.Как сам Печорин объясняет особенности своего характера, своё поведение? Прочитайте два монолога в «Бэле» и «Княжне Мери». Почему Максим Максимыч хорошо запомнил исповедь Печорина? Какое впечатление произвел рассказ Печорина о себе на Мери? Верите ли вы ему? Как связаны эти два монолога? Какой мотив первого монолога развивается во втором? Чем объясняет автор столь ранее омертвение души Печорина, почему ему надоела жизнь, почему он мечтает умереть «где-нибудь по дороге»? Чего он более заслуживает, по вашему мнению, осуждения или сочувствия?^ Карточка 8 с домашним заданием. Составьте небольшую литературную композицию на тему: «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе как на пищу, поддерживающую мои душевные силы» (Печорин). Отрывки из текста повести, которые вы отберете для композиции, расположите по принципу последовательности (так, как они идут в повести «Княжна Мери»).^ Карточка 9 с домашним заданием. Используя текст дневниковых записей Печорина, покажите, как тонко он чувствует величие и красоту природы Кавказа («Княжна Мери»). Как отдельные картины природы соотносятся с настроением героя, помогают раскрыть его характер? Какое представление о Печорине как о личности дает его журнал? Докажите, что эти записки – «следствие наблюдений ума зрелого».^ Карточка 10 с домашним заданием. Перечитайте дневниковые записи Печорина от 11, 13, 16 мая, от 3, 5, 14 июня и последний абзац повести. Ответьте на вопросы: а) Можно ли согласиться с Печориным, что в нем таились силы необъятные? б) Чем дорожит Печорин больше всего на свете? в) Из какого жизненного принципа Печорина вытекает его взгляд на дружбу: «Из двух друзей один всегда раб другого»? г) Найдите в записи от 3 июня слова, из которых Печорин вывел свою теорию счастья («Счастье – это напыщенная гордость»). д) Как Печорин своей жизнью опровергает этот собственный тезис? е) Докажите, что индивидуализм, эгоизм, равнодушие – это не врожденные качества Печорина, а сознательно выработанные им как своеобразный «моральный кодекс», как система убеждений, от которой он ни разу не отступил в своем поведении.Карточка 11.Какие стороны души Печорина раскрывает ночь перед дуэлью?Почему и как в поединке Печорин продолжает испытывать натуру Грушницкого?Что испытывает Печорин после дуэли?Карточка 12 с домашним заданием.Приготовьте выборочной пересказ на тему: «Прав ли Печорин в истории дуэли с Грушницким?» План пересказа:За что Печорин презирает Грушницкого?Кто разрушил «приятельские» отношения, начавшие складываться между Печориным и Грушницким?Как была спровоцирована дуэль? Какова роль Грушницкого в этой истории?Почему Печорин был вынужден сам вызвать Грушницкого на дуэль?Какими были условия дуэли?Какую новую подлость совершили противники Печорина перед дуэлью? Как вёл себя Печорин, когда узнал об этом?Как раскрываются противники в самой сцене дуэли?Карточка 13.Как относится Печорин к женщинам, любившим его? Что каждая из них находит в нем привлекательного? Кто из них понимает его по-настоящему?Как меняется характер взаимоотношений Печорина и княжны Мери? Каковы этапы той «системы», от которой Печорин ни разу «не отступил»? Проанализируйте наиболее интересные, на ваш взгляд, их встречи. С какого момента Печорину становится «скучно» с «милой княжной»? Почему?Карточка 14.Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман?Кратко перескажите повесть по следующему плану:О чем рассуждали офицеры, «наскучив бостоном и бросив карты под стол…»?Какой аргумент привел один из спорящих против предопределения?Что хотел проверить Вулич, предлагая пари?Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение?Какой неожиданный случай лишил его этой веры?Как Печорин, подобно Вуличу, испытал свою судьбу?Сделался ли Печорин фаталистом? (Ответьте словами текста).Перечитайте размышления Печорина «о людях премудрых» (абзац, начинающийся словами: «Я возвращался домой пустыми переулками станицы…»)О чем говорит сопоставление «людей премудрых» и их «жалких потомков»?Карточка 15.Как раскрывается образ Печорина в сопоставлении с Максим Максимычем, Грушницким, Вернером и другими? Что отличает его от них? Кто ему ближе всех и почему?В чем сходство и в чем различие Онегина и Печорина? Почему В.Г. Белинский назвал Печорина «страдающим эгоистом»?Назовите события из жизни Печорина в хронологическом порядке. Назовите все части романа в авторской последовательности. Докажите, что такое расположение частей обусловлено логикой развертывания характера Печорина.^ Карточка 16 с домашним заданием.Докажите, что образ Печорина - главный идейно-художественный центр романа «Герой нашего времени».Карточка 17 с домашним заданием.В одной из дневниковых записей Печорина есть такое утверждение: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается…»Верна ли мысль Печорина, что «из двух друзей всегда один раб другого»? Обосновывает ли Печорин свою мысль? Можно ли опровергнуть Печорина?Нужно опровергнуть Печорина, выдвинув мысль, противоположную той, которую высказал Печорин. Используйте факты из жизни и литературы, известные вам для доказательства выдвинутого вами антитезиса.Н.В. Гоголь (1809-1852) Карточка 1. «Мертвые души»Перечитайте 1 главу поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:Как Гоголь знакомит читателя с Чичиковым?Найдите в тексте главы слова, которыми сказано о цели приезда Чичикова в губернский город Н. Чем объясняется эта неопределенность?Какой сатирический прием использует Гоголь в описательных частях 1 главы?Каково композиционное значение 1 главы?Карточка 2 с домашним заданием. «Мертвые души». Главы 1-6: Помещики.Составьте характеристики Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича по следующему плану:описание деревни, 2) описание господского дома, 3) описание внешнего вида помещика, 4) отношение помещика к предложению Чичикова, 5) отношение Чичикова к каждому из помещиков, 6) купля-продажа мертвых душ.Что общего у всех помещиков?Какими неожиданностями удивляет каждый из них и Чичикова, и читателя?Карточка 3 с домашним заданием. «Мертвые души». Главы 1-6: Помещики. 1. Составьте характеристику Плюшкина (6 гл.) по следующему плану: а) описание деревни, б) описание господского дома, в) описание старого обширного сада, г) описание внешнего вида, д) описание внутреннего вида помещичьего дома, е) отношение к предложению Чичикова, ж) отношение Чичикова к Плюшкину, з) операция купли-продажи, и) прямая авторская характеристика Плюшкина в его развитии от лучшего – к худшему 2. Почему Чичиков начинает свой объезд с Манилова и заканчивает Плюшкиным?Какие приемы сатирического изображения использует Гоголь в этих главах?Какими персонажами представлен народ в этих главах? Почему эти персонажи тоже изображены сатирически?Карточка 4. «Мертвые души». Главы 7, 8: Чичиков оформляет купчую крепость.Почему Чичикову удалось оформить купчую крепость?Какое значение в развитии действия имело появление пьяного Ноздрева на губернаторском балу?Имел ли Ноздрев намерения разоблачить Чичикова?Зачем приехала в город Коробочка?Карточка 5 с домашним заданием. «Мертвые души». Главы 9, 10: Общественное мнение города о Чичикове после того, как Ноздрев и Коробочка его разоблачили.Составьте литературный монтаж по следующему плану: а) темы разговоров среди дам и мужчин: мертвые души; Чичиков и губернаторская дочка; б) собрание у полицмейстера; в) «Повесть о капитане Копейкине»; г) смерть прокурора.Какой поворот в развитии действия обозначают эти главы?Случайно или не случайно «Повесть о капитане Копейкине» дана на фоне разговоров о похождениях Чичикова? Пересекаются ли чичиковский идеал и понятие о капитале капитана Копейкина?Назовите приемы сатирического изображения жизни в этих главах.Карточка 6 с домашним заданием. «Мертвые души». Глава 11: Биография Чичикова. Составьте план и расскажите художественную биографию Чичикова. При этом ответьте на вопросы:Чем озабочены чиновники и их жены на похоронах прокурора?Какую оценку покойнику дает Чичиков? Чем интересна эта оценка?Какова мысль лирических отступлений «Русь» и «Дорога»?Расскажите, как Чичиков осуществлял завет отца. Какова же конечная цель Чичикова в накоплении денег?Какими путями идет Чичиков к богатству? Как он относится к неудачам?Как возникла идея покупки «мертвых душ»? В чем она заключалась?Что можно сказать о Чичикове на основании предыдущих глав поэмы?Какими приемами пользуется Гоголь, чтобы полнее раскрыть внутренний мир ге


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.