Муниципальное общеобразовательное учреждение Газимуро-Заводская общеобразовательная средняя школаУроки русского языка в 4 классе: « Учимся писать сочинение – описание»Автор-составитель: учитель начальных классов Резанова С.А.Газ-Завод 2009гУроки русского языка в 4 классе: « Учимся писать сочинение – описание»Программа обучения: Рабочая программа учителя составлена на основе авторской программы по русскому языку С.В.Иванова, комплект программ «Школа 21 века». Программа составлена с целью отбора содержания обучения в соответствии с особенностями класса. Цель реализации программы: обеспечить усвоение базовых ЗУН в соответствии с требованиями стандарта, развитие учащихся, формирование ОУУН на основе реализации принципов развивающего обучения, ведущих технологий УМК «Школа 21 в». Программой не предусматривается расширенное преподавание литературоведческого компонента; резервное время используется для развития письменной речи учащихся. Тема: «Учимся писать сочинение». Тема относится к разделу «Развитие речи». Основное содержание раздела во 2ой четверти: «Изложение и сочинение как виды письменной работы. Обучение приемам написания изложения. Коллективное написание сочинений». Время на изучение раздела 16 час. Цель изучения темы: «Знакомство с изложениями и сочинениями как видами письменной работы. Обучение приемам деятельности по созданию собственных текстов ». Требования к ЗУН учащихся согласно стандарта 3го класса: «Уметь определять тип предложенного текста: повествование, описание, рассуждение. Уметь составлять план текста». Место урока в логике изучения темы: «Что такое изложение» - «Как пишут изложение» - «Трудности и ошибки при написании изложений» - « Особенности изложения текста-описания» - «Способы подготовки к изложению текста – описания» - «Самостоятельная работа. Изложение текста-описания» - « Что такое сочинение. Сочинение – описание»- 2ч. - далее рассматриваются способы работы с текстами – темы: повествование, рассуждение (изложение, сочинение). Роль урока в логике изучения темы - показать взаимосвязь изложения и сочинения, применить способы работы с текстом – описанием на творческом уровне. Урок направлен на развитие информационно-коммуникативных навыков, что способствует социализации ребенка. При подготовке урока учтены следующие особенности учащихся: 1. Способность работать в группах. 2.Способность работать на продуктивном уровне. 3.Высокий уровень развития творческого мышления. 4. Недостаточный уровень развития устной и письменной речи. 5.Снижение познавательной активности и мотивации к деятельности при применении однотипных заданий репродуктивного характера. Технология изучения темы: «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Технологическая карта урока: 1.Стадия вызова: проверка домашнего задания; формулирование темы и цели урока. 2.Стадия осмысления: работа по модели «Мельница» 3.Стадия рефлексии: фиксация текста. Роль учителя - координация деятельности. Метод демонстрации процесса мышления - графическая организация материала. План урока: Задачи урока: 1. Выявить особенности текста - описания. Научить отличать текст-описание от других видов. 2. Развитие устной и письменной речи на основе ассоциативных связей. 3. Воспитание ответственности за результаты коллективного труда. Элемент урока время Деятельность учителя Деятельность учащихся Графическая модель Урок по теме № 1. 1.Вводный контроль.Пятиминутка чтения с заданием. 5мин Проверка ( просматривает или заслушивает) Индивидуальная:Читают и находят прилаг. Каждый в своем темпе. Подчеркивание в книге, баллы в дневниках-ориентирах. 2.Знакомство с новым приемом работы в группах. 3 мин Деление на группы. Особенности работы каждой группы. Вопросы на понимание алгоритма деятельности Алгоритм работы. 3.Работа на основе домашних текстов.(вариантпродолжения текста – описания по заданной модели) 8мин Обучение новому приемуработы – составление кластера. Работа по группам.Выписывают прилагательные на опорный лист. Столбик прил.Вопрос: в каких текстах больше прилагательных и почему? 3.Формулировка темы и цели. 3мин Записывает на доску. На основе пред. работы и опорных слов формулируют тему и цель, как конечный результат. Осень.Сочинение –описание. 4.Обучение новому приему взаимодействия групп 3 мин. Проговаривает часть алгоритма работы Группы обмениваются листами. Движение по часовой стрелке. Схема. ^ Минутка отдыха 1 мин Физкультминутка «Осенний листопад» 5.Составление кластера по теме из имен сущ. 5мин Координация взаимодействия в группах Записывают существ. на опорный лист. Обмен групп листами. Столбик существ. 6.Составление кластера по теме из глаголов. 5 мин Координация взаимодействия в группах Записывают глаголы на опорный лист. Обмен групп листами. Столбик глаголов 6.Установление ассоциативных связей 7 мин Координация, Заслушивает все варианты у групп. Соединяют слова линиями, обмен групп листами Сущ - прил-глагол 7. Оценка результатов деятельности 2-5мин Общий итог, постановка вопросов. Обмениваются опорными листами и ставят оценку за оформление и грамотность Фиксирование на доске необходимых условий ( разборчивость письма, соблюдение строк и столбцов, подбор слов по теме, умение нужную найти часть речи) Урок по теме № 2. ( на следующий день) 1.Организационный момент. 2мин Напоминает алгоритм деятельности. Делятся на подгруппы Запись алгоритма на доске 2. Формулировка темы и цели. Уточнение темы каждой группой. 1 мин. Раздает опорные листы. Задает вопросы. На основе опорных слов и ассоциативных связей уточнить тему. Запись темы на доске.Осень. Текст –описание. 3.Устное составление текста на основе ассоциативных связей 5мин Заслушивает группы по мере готовности Коллективная работа по опорным листам Опорный лист. Граф. Особенности описания. 4.Запись полученного текста. 7 мин Оказание помощи, наблюдение за уровнем усвоения темы Индивидуальная работа в сочетании с коллективной. Запись в тетрадях. 5. Рефлексия 3мин Зачитывает тексты Слушают , закрыв глаза, представляют по прослушанному Какая картина осени получилась? Какое настроение выразила группа? 6. Минутка отдыха. 2 мин Ф-ка «Слушаем музыку осени». Определите характер музыки и настроение автора. 7.Подбор кластера для составления текста по ассоциации с музыкой 4мин Задает вопросы, подводит учащихся к использованию эпитетов Называют имена прилагательные, соотв. теме музыки Столбец имен прилаг. На доске 8.Подбор к прилагательным глаголов и существ. 4мин Работают по вариантам в цепочке 1вар- запись сущ.2вар. –запись глаг. 9.Коллективное составление текста по кластерам на доске. 4мин Пишет на доску готовый текст, задает вопросы Составляют текст Запись текста 10.Нахождение в тексте выразительных средств. Итог. 4мин Подчеркивается выразит. средства Выписывают в тетрадь. Делают вывод об особенностях текста описания. Записи в тетради 11.Подготовка к выполнению д\з 5мин Стирает текст после прочтения учащимися, просит повторить, что запомнили Повторное чтение составленного текста. Повторение текста: хоровое, В парах Прилагательные в тетради являются опорными словами 11.Д\з: написать текст-описание об осени по опорным словам (свой, либо тот, который составили на уроке.) 2мин Пишет заданиена доске, поясняет Записывают задание в дневник. Запись в дневнике и в тетради. ^ Здоровьесберегающий потенциал планируемых уроков: 1.Ученики получают информацию через несколько каналов восприятия. 2. Определены меры для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся. 3.Оптимальное соотношение групповых, коллективных и индивидуальных форм деятельности. 4.Обеспечение возможности при проверке базовых умений каждому работать в своем темпе. 5.Соотношение объема классной и домашней работы как 5:1. 6.Приоритетность развивающих задач, использование развивающих технологий обучения, работа в зоне ближайшего развития ребенка, т.е. на будущее, на основе базового материала подлежащего обязательному усвоению. (Что исключает стрессовую ситуацию при оценке знаний) 7.Опора на эмоциональное восприятие и логическое мышление. ( т.е. учет левополушарного и правополушарного типов мышления) 8.Многократное повторение алгоритма на основе разных форм и видов деятельности. 9.Вариативность домашнего задания.