Ι. ВВЕДЕНИЕ У каждого учителя за годы работы накапливается множество приёмов, которые делают урок не только интересным, но и насыщенным, чётким, обучающим. Так начинается и постоянно пополняется методическая копилка, а время убирает лишнее, оставляя только то, что необходимо. В данной работе хочется обобщить свой практический опыт и поделиться некоторыми методами и приёмами по риторизации уроков английского языка как основе для развития речемыслительной деятельности учащихся.Актуальность темы заключается в том, что востребованность иностранного языка как языка общения очевидна, а это увеличивает необходимость совершенствования методов обучения. Овладение иностранным языком на коммуникативном уровне – это осмысление всех этапов процесса обучения. Осмысленное овладение основами иностранного языка (а не только зубрёжка по образцу) является основным лейтмотивом формирования неподготовленной речи. Речемыслительная деятельность учащихся (РМД) и жанровая организация урока приближает процесс обучения к реальному общению, поощряя ребят, овладевая определённой суммой ОУУНов, применять их для построения того или иного высказывания в любой конкретной ситуации. Новизна данной темы - в использовании нетрадиционных подходов в развитии РМД учащихся на уроках английского языка. Риторизация уроков – это одна из новых технологий учебно-образовательной деятельности, находящаяся на этапе становления. Как известно, одной из моделей риторизации учебного предмета считают насыщение учебного и внеучебного занятия различными жанровыми формами (риторическими текстами разных жанров). Наиболее полно проблема жанровой организации урока разрабатывается и воплощается на практике в деятельности учителей-последователей пермской школы риторики Западно-Уральского учебно-научного центра под руководством С.А. Минеевой (ЗУУНЦ). В работах названной научно-методической школы жанры рассматриваются и как средство ценностно-ориентированного общения, и как средство диагностики. Кафедрой Риторики и риторизации МОУ «Гимназия» также накоплен материал по этой тематике. Учителя-практики, работающие в этом направлении, предлагают конспекты уроков, отражающих жанровую палитру, по различным предметам. Но, к сожалению, ни в одной из работ не удалось найти разработки учителей иностранных языков по данной проблеме. В моей методической копилке имеется определенный арсенал разработок по технологии риторизации учебной деятельности. Жанровые формы организации урока изначально являются потенциалом для развития РМД учащихся. В данной работе предлагается палитра жанровых форм, которые хорошо зарекомендовали себя на уроках английского языка.1Цель работы: обобщить практический опыт по использованию элементов технологии риторизации на уроках английского языка как основы для развития РМД учащихся и жанровой организации урока английского языка. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: а) показать некоторые методы и приёмы формирования и автоматизации лексических навыков; б) рассмотреть этапы работы по формированию грамматических навыков, позволяющие получить качественный результат через логическое осмысление того или иного грамматического явления; в) предложить виды контрольных работ для проверки некоторых грамматических явлений; г) дать образцы жанровых форм как продуктов риторизации на уроках английского языка, стимулирующих РМД учащихся; д) привести примеры использования проектной методики на уроках, как одного из основных элементов развития РМД учащихся; е) показать необходимость включения в тематическое планирование специальных (ситуативных) уроков по развитию навыков неподготовленной речи, стимулирующих развитие коммуникативных способностей; ж) рассмотреть некоторые (наиболее эффективные) приёмы обучения чтению, работы с текстом, показывая целесообразность тезиса: «читаю = понимаю; з) подчеркнуть необходимость пересказа по различным опорам, как одной из составных частей формирования монологического высказывания и как средства развития РМД на уроках.ΙΙ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: ^ РАБОТА С ЛЕКСИКОЙ: Работа по формированию лексических навыков включает в себя несколько этапов. Остановимся на некоторых из них: а)некоторые авторы для запоминания английских слов на начальном этапе обучения предлагают рифмовки, в которых «пересекаются» русские и английские слова. Но многие учителя стараются создать собственные образцы рифмовок. В моей практике также имеется набор подобных заданий (см. приложение №1). б) кроме работы над каждым отдельным словом, работа с лексикой должна содержать упражнения по включению этих слов во фразовые и сверхфразовые единства. Очень хорошо «прижилось» на уроках такое задание: составь загадку к кроссворду, причём загадки могут быть самыми простыми, в зависимости от возрастной группы. Например, на начальном этапе обучения: «СЛОН – это большое животное, он живёт в Африке» и т.д. Стоит только объяснить детям принцип такой работы, и они с удовольствием будут составлять кроссворды друг для друга. Данные загадки мы решили сделать одной из форм проведения диктанта, и это заинтересовало ребят. На уровне формирования сверхфразового единства мы предлагаем использовать песни, для того чтобы учащиеся запоминали слова в простейших предложениях. В те времена, когда основным учебником был учебник Старкова А.П. и Диксона Р.Р., такие песни сыграли огромную положительную роль, но благодаря тематической направленности, их можно использовать и в некоторых других методических комплексах на начальном и среднем этапах обучения (есть несколько песенок и для учебника Верещагиной И.Н.). Как были созданы эти песенки? Брался набор слов по данной тематике и «облекался» в стихотворную форму, музыка либо была заимствована из известных популярных мелодий, либо придумана. Такие вот незатейливые песенки могут стать частью работы по автоматизации лексических единиц (приложение №2). Иногда вместо песенок мы используем тематические рифмовки, которые также были созданы на основе лексического минимума по той или иной теме. Для расширения лексического запаса в старших классах помогает работа с текстами для информативного чтения: исходя из количества учащихся в группе, готовится определённое количество текстов для домашнего чтения, и задача ребят – проработать все тексты (т.е. по мере того, как одним учащимся прочитан начальный текст, перед следующим уроком он меняется с кем-то из членов группы), выписывая по ходу действия новые слова и составляя таким образом свой собственный словарик. На данную работу мы выделяем определённое количество дней, по истечении данного периода был проводится зачёт по словам в форме клоуз-теста.^ 2. ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ. Для учащихся начальных классов все грамматические формы, по сути своей, абстрактные понятия. Поэтому на начальном этапе обучения важны игровые формы и приёмы, но обязательно связанные с развитием РМД: а) первые шаги в грамматике – это освоение английских глаголов to be, to have, do, does. Вводя глагол be , мы используем невербальность: is - поднимаю один палец, is - «худышка», are - поднимаю два пальца, are - «толстячок». В дальнейшем эти жесты используются как сигнальная опора в говорении (например, при исправлении ошибок в процессе говорения). Очень хорошо на этой ступени обучения зарекомендовала себя грамматическая сказка, которую вместе с ребятами составляем в процессе изучения данных глаголов (опора для сказки, дана в приложении №3). Мы не приводим здесь варианты сказки, а лишь опору для её составления, поскольку она является средством для развития творческих способностей учащихся. По мере составления данной сказки (рисования её «героев» в тетрадях), мы придумываем сказочную историю, каждый год они получаются немного разными, но в этом и прелесть нашей работы. Главное, что запоминается ребятам, это сами сказочные символы, «зонтики» - is, are, «колокольчик» Королевы - am, «собачки» - do, does, которые в последующем также становятся сигнальными опорами для «забывчивых» учащихся («зонтик» – сохраняется жест пальцев, «собачка» – знак ладони, как бы сжимая и разжимая её, словно лающая собачка). На основе сказки родилась грамматическая компьютерная презентация с анимационными картинками. Данная сказка становится образцом жанра грамматических сказок, которые ребята придумывают сами в процессе изучения новых времён глагола. В тематическом планировании на данном этапе обучения выделяется специальный урок для презентации сказок своим одноклассникам. На данном уроке мы вместе с учащимися выясняли, какие из созданных сказок являются просто сказками, а какие – грамматическими, оценки выставляли сами ребята (приложение №4). Изучая грамматические структуры на начальном этапе, мы предлагаем ребятам закреплять их, используя различные жанры и создавая собственные творения по поводу того или иного грамматического явления. б) от тренировочных упражнений и упражнений по развитию логического мышления, переходим к творческим заданиям, которые позволяют учащимся использовать полученные знания в ситуативном общении, большое значение уделяем проектам (т.е. переход непосредственно на коммуникативный уровень). Наши контрольные работы, кроме обычного стандартного уровня, также содержат творческие задания. Вот примерный образец задания, которое мы используем в среднем (и даже в начальном звене) для сравнения двух настоящих времён: Present Simple u Present Continuous: детям предлагается, используя такой жанр, как рапорт, написать “Рапорт начальнику полиции о преступнике “Чёрная кошка”- BLACK CAT”. Конечно, имя ребята придумывают сами, затем учитель предлагает расчертить страницу на две части, на доске даётся 4-5 глаголов, с помощью которых предлагается сравнить действия преступника как обычные, совершающиеся в определённое время (f.ex. every day at 12 o’clock) и то, что он делает сейчас (в это же самое время). Таким образом, учитель предлагает следующую ситуацию: вы спрятались на крыше соседнего дома и ведёте наблюдение за преступником. Одновременно вы пишите рапорт, который должен быть составлен грамматически правильно (с использованием двух времён). Например: глаголы to get, to read, to go etc. РАПОРТ (или report) Every day now Usually he (Black Cat) gets up But now it’s 7 o’clock and he is sleeping. at 7 o’clock. (и это подозрительно) А в конце можно сделать вывод, например: “I think BLACK CAΤ is ready for a new crime”. Другим творческим и одновременно контрольным заданием является грамматическое сочинение-самопрезентация (жанр представление) «About myself» по следующему плану: 1) моё прошлое (4-5 предложений, среди которых должны быть как утвердительные, так и отрицательные и вопросительные предложения, причём как в ^ Past Simple, Past Perfect, так и в Past Continuous); 2) каков я сегодня (что я люблю, что нет, моё хобби и т.п.) (5-6 предложений в Present Simple); 3) мои результаты на сегодняшний день (т.е. чего я достиг) (жанр слово о моих достижениях на сегодня) (2-3 предложения в Present Perfect); 4) что я делаю сейчас и моё ближайшее будущее (жанр слово о моём настоящем и будущем) (2-3 предложения в Present Continuous); 5) что я начал делать в прошлом и до сих пор продолжаю делать (незаконченные процессы в ^ Present Perfect Continuous); 6) мои мечты о будущем (слово о моём будущем) (3-4 предложения с использованием Future Simple, Future Perfect). (При этом следует иметь в виду, что в случае, если условные предложения уже изучены, целесообразно включить практику их использования при выполнении задания, названного в п.6.) Цель данного задания: дать возможность учащимся «прочувствовать» грамматические явления в реальной речи, показать, что грамматика – основа любого высказывания, позволяющая выразить свои мысли наиболее точно. Учитель знакомится с данным сочинением, высказывает пожелания, после чего учащиеся дорабатывают риторические тексты, на их основе готовятся публичные речи, с которыми учащиеся выступают перед классом. Таким образом, в процессе подобной работы явно выражены такие этапы риторической деятельности, как докоммуникативный (этап подготовки) и коммуникативный (этап исполнения выступления). Также популярностью среди учащихся пользуется такой жанр, как воспоминание: расскажи о своей прошлой жизни (или помечтай о будущей жизни), т.е. «вспомни», что было много веков назад. Мы выполняем эту работу после изучения прошедшего времени. Учащимся со слабой языковой подготовкой предлагается опора – конкретный рассказ-воспоминание, который составляет учитель. Остальные ребята получают примерный перечень вопросов, на которые следует ответить (например, где, когда это происходило; кем вы были (человек, растение, животное и т.д.); самый интересный случай из вашей жизни и т.п.). Количество предложений зависит от этапа обучения. Данное задание стимулирует применение данного грамматического явления в речи, мотивируя учащихся к созданию собственных риторических текстов. Автоматизация применения, например, условных предложений в речи (8-й класс) очень интересно проходит на базе составления рекламных объявлений. А в процессе изучения союзов «ни…ни», или…или», «и то и другое» родилась идея создания обвинительно-защитительной речи (вернее, реплик прокурора, защитника и обвиняемого с использованием этих союзов). Но наиболее интересны для ребят их творческие работы. Одну из них мы проводили в конце изучения темы «Книги» в 9-м классе. Этот вид работы стал «пересечением» грамматики и лексики, т.е. была создана ситуация, в которой необходимо было продумать употребление определённых времён глагола в реальном контексте: ребята получили задание: сочинить рассказ на русском языке (в различных жанрах по выбору самих учащихся), а над предложением указать время глагола (причём, предполагалось использование как можно большего количества времён). На следующем уроке учитель проверяет правильность соответствия русских предложений с указанными английскими временами глагола, и ребята переводят свой рассказ. Далее всё зависит от возможностей данного класса: в группах со слабой языковой подготовкой учащихся мы проверяли эти рассказы, исправляя ошибки (дома ученики, естественно, делали работу над ошибками); в группах с углублённым изучением языка ошибки учитель исправляет в процессе говорения (но не вслух, а на отдельном листе, не перебивая ученика, затем ученик прорабатывает дома свои ошибки – это система работа хорошо прижилась в нашей практике, она даёт ещё одну возможность развития самостоятельной работы учащихся - способности к самоанализу). Выходом данных работ стал урок – «Литературная гостиная», где учитель представил ребят друг другу как начинающих авторов и предложил послушать рассказы и вынести вердикт (конечно, одного урока нам не хватило, мы смогли уложиться лишь за два часа). Домашнее задание – сдать свои рассказы на отдельных листочках с проработанными и исправленными ошибками. Затем лучшие рассказы были вывешены на стенд, и учащиеся других классах имели возможность познакомиться с данными работами и поставить свои баллы за них (максимум – 10) на отдельном листе. ^ 3. ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ: Все темы школьной программы мы условно разделяем на три группы: - темы общеличностного характера (например, «Книги», «Мой город» и т.п.), то есть такие, где важен личный опыт учащихся; - страноведческие темы (география, экономика, культура, традиции и другие аспекты данной тематики); - все остальные (основанные, например, на пересказе художественных текстов, анализе научно-популярных статей и т.д.) Темы первого блока включают в себя, кроме общеизвестных истин, личную оценку событий учащимися, как обязательный компонент высказывания и дают прекрасный материал для развития навыков неподготовленной речи, как основы общения. Для сообщения по данной теме учащиеся а) пишут план; б) создают различные опоры (конечно, предварительно в начальном звене мы учимся создавать подобные опоры). Темы второго блока содержат большой фактический материал, поэтому целесообразно «разбить» данный материал и создать опору – таблицы, схемы, карты и т.п. Идея дать страноведческий материал с опорой на таблицы, как основы для говорения, взята нами с уроков истории (кроме того, интересную идею развил в своё время Шаталов - рассказ с опорой на образец). Часто на уроках истории приходилось давать несколько параграфов за один урок, большой объём материала заставлял чертить таблицы, «иллюстрирующие» основные пункты данного материала. Position Parts Relief и т.д. Таблица заполняется во время подачи лекционного материала в классе (после чего дома учащиеся воспроизводят материал лекции с опорой на отдельные слова – данные таблицы) или по ходу прочтения страноведческих текстов. Выполнения данного задания – прекрасная возможность продемонстрировать свой лексический багаж и знание грамматических явлений. Сведения об экономике стран мы «кодировали» в специальных картах с условными знаками, с опорой на данную карту составлялось высказывание по теме. А по политической системе (после презентации) «чертили» схему. Мы работаем по ней уже в течение ряда лет, и результаты показывают целесообразность её использования как опоры для монологического высказывания. На первых порах схемы составляет учитель, но позднее учащиеся сами овладевают технологией данного приёма. Когда мы работали ещё по учебнику Старкова А.П. и Диксона Р.Р., который не предусматривает интересных заданий, появилась идея проведения «Конференции трёх стран», цель: их сравнительная характеристика как обобщение пройденного материала. Учащиеся были разделены на несколько групп – Австралия, Канада и Новая Зеландия. В качестве домашнего задания им было предложено в каждой группе выбрать специалиста по географии, экономике, политике и т.п. Что конкретно от них потребуется на конференции, они не знали. На уроке учащимся было предложено ответить на следующие вопросы (на подготовку ответа давалось 3-4 минуты): 1) рассказать о географическом положении своей страны, водных ресурсах, о её флоре и фауне, показывая и плюсы и минусы, и, что самое главное, предлагалось подумать и сделать предположительный вывод, как географическое положение может повлиять на формирование характера народа данной страны; 2) рассказать о плюсах и минусах экономики и, по возможности, сравнить её с экономикой страны другой группы; 3) преимущества и недостатки данного политического строя, опять-таки в сравнении с другими странами. Со стороны может показаться, что данные задания трудны для учащихся. Но плюсы и минусы (за исключением влияния на характер) мы разбирали на уроках в ходе изучения той или иной подтемы, но лишь на основе одной страны. Новым элементом стало именно сравнение всех трёх стран. Хочется отметить, что эта конференция всегда проходит в старших классах интересно, ребят увлекает её идея. Единственно, в чём их приходилось «останавливать» – это неумение вести дискуссию правильно и корректно (поэтому в школе просто необходим такой предмет, как Культура общения). Страноведческие уроки позволили сделать и ещё один вывод: ребята мало знают о своей стране. Поэтому последние годы (уже в среднем звене) мы проводим семинары, связанные с традициями и культурой России. Обычно материал для таких уроков находим в школьной библиотеке. Учитель предварительно идёт в библиотеку и отбирает необходимые книги и выбирает нужные страницы. Ребятам предлагается прочесть их и, сократив русский вариант (реферирование, но «особой» формы, т.е. сокращая русский текст, перефразировать так, чтобы в рус. варианте был дан англ. порядок слов (наличие подлежащих и т.п.). использование известных синонимов и т.п., согласно своим возможностям, перевести его на английский (допускается наличие лишь 3-5 новых слов в тексте, основная задача – перефразировать ту или иную информацию на основе уже знакомой лексики) и приготовить текст сообщения на семинаре. Обычно класс делится на группы. Ученики каждой группы, получив задание, сами распределяют, кто, за что будет отвечать. Очень интересно у нас прошли последние два семинара (в 8-м классе): «Русские праздники» (Масленица, Рождество, Святки). Ребята узнали много нового об исконно русских традициях. Причём, неотъемлемое условие всех наших семинаров – слушать другую группу, делать краткие записи на русском языке в черновике по ходу их рассказа и обязательно задавать вопросы выступающим после их выступления. Мы договариваемся заранее, что вопросы должны родиться в ходе выступления и могут быть провокационным, но задают их учащиеся только после выступления группы, а не в процессе рассказа. Домашним заданием, которое было дано после проведения первого семинара, мы решили сделать «обработку» записей урока; интересно то, что уже на следующем семинаре ребята становятся более внимательны к речи друг друга, поскольку уже знают, что за этим последует (хотя мы начинаем учить ребят слушать друг друга уже на начальном этапе обучения, и фраза: «Самое главное в жизни, хотя порой и самое трудное – это умение слушать другого человека, умение понять его!» – становится привычной на уроке). Ещё одной интересной формой проведения урока стала дискуссия как форма урока, позволяющая развивать навыки неподготовленной речи и речемыслительную деятельности учащихся. Вот пример одной из дискуссий в 9-м классе, которая проводится в конце изучения темы «Книги». За несколько уроков до дискуссии ребята получают список различных высказываний о книгах, причём, высказываний и позитивного, и негативного характера (Душенко К.В., Большая книга афоризмов, М., 2002 – разделы «Книги» и Чтение»); также некоторые высказывания уже на английском языке учитель даёт на уроке). Дополнительно вводится лексика для перевода выбранного материала, и группа делится на две подгруппы: одной предлагается в списке высказывания найти афоризмы, выражающие позитивное отношение к чтению, а другой – негативное или двойственное. Дома ребята переводили эти предложения, а на следующем уроке объединялись в группы и обсуждали свои высказывания. Что конкретно будет на уроке-дискуссии, они не знали. Название дискуссии было написано на доске: “Reading: “pros” and “cons”. Эпиграф урока – высказывание Фрэнсиса Бэкона: “Some books are to be swallowed, some – to be tasted. План дискуссии – обсуждение следующих вопросов: 1) – “good” and “bad” books; 2) – to read or to discover; - to read or to browse over books; – a home library or a computer; *** “shooting” with quotations; Таким образом, различные группы высказывали своё мнение по вопросам, предложенным учителем. Итог по обсуждению каждого вопроса подводит учащийся (мы называем его «compromiser», который на основе того, что сказано должен либо примирить обе группы, либо сделать вывод по поводу того, чьи аргументы были более весомыми (конечно, эту роль может сыграть и учитель, если нет возможности найти учащегося, способного выполнить это задание). Затем группам предлагалось провести соревнование, парируя высказывание собеседника противоположным мнением (это задание можно считать подготовленным, поскольку учащиеся были знакомы с данными высказываниями и на русском, и на английском языке) – «Словесная дуэль», по-английски мы назвали её «перестрелка» высказываниями. В конце урока учитель подводит итог по результатам дискуссии. Ещё один вид дискуссии: тема «Экология» (10 класс). До начала урока учитель вывешивает списки: группа делится на 4 мини-группы, в каждой выбирается лидер, который руководит группой и будет отвечать за результаты проделанной работы; в начале урока учитель рассказывает о плане работы: I этап: каждой группе предлагается проблема, которую следует обсудить и предложить резюме по итогам обсуждения: 1) Экология души: стоит ли говорить об этом сегодня? Что это такое?; 2) Экология и цивилизация: возможна ли гармония между ними? Есть ли какие-то точки соприкосновения?; 3) Если бы вы были членом правительства, какие бы меры вы приняли для улучшения существующей(ситуации в стране?; 4) Экология будущего: ваши предположения и размышления (5-6 минут на обсуждение). II этап: лидеры каждой мини-группы берут свои задания и переходят в другие мини-группы, чтобы обсудить предложенную проблему с ними, т.е. каждая мини-группа должна обсудить все четыре проблемы и предложить своё резюме (6*4=24); III этап: лидеры групп возвращаются и рассказывают о результатах обсуждения своей проблемы другими группами ( 3 – 4 мин.); V этап: учащиеся составляют и пишут итоговое резюме (каждый член мини-группы – своё, соглашаясь или не соглашаясь с результатами группового обсуждения), которые сдаются учителю в конце урока; кроме того, группа подводит итог, отмечая, кто и как работал на уроке, какую оценку следует поставить каждому ученику (или не поставить), и лидеры группы сдают листочки со своими оценками учителю. Данная дискуссия проходит очень живо и интересно. Но самый высокий уровень развития РМД– это креативный: создание проектов, ролевых игр и т.п. Такие проекты, как «Модели сезона», «Школа будущего», «Расскажи мне о себе» и т.д., которые также нашли своё место и в нашей практической деятельности, но в данной работе хочется привести два наиболее интересных проекта, созданных за последние 5 лет, которые пользуются популярностью среди учащихся. Первый проект, о котором бы хотелось рассказать, называется «Мой невидимый остров». Идея создания этого проекта родилась ещё во времена работы по учебнику Старкова А.П. (не случайно, в данной работе присутствует ссылка на этот учебник, поскольку хочется показать, что не учебник определяет деятельность учителя и учащихся, а творческий настрой и потенциал самого педагога. Идеального учебника по английскому языку ещё не создано, и учителю приходится быть соавтором, методистом, новатором по роду своей деятельности). Этот проект был создан в 8-м классе общеобразовательной школы. Цель проекта: использовать изученные лексические единицы и грамматические конструкции в нестандартных ситуациях (т.е. обобщение пройденного материала). План разработки проекта (примерный, очередность событий может быть изменена): - Название и местонахождение острова, который видим только мне; - Прошлое нашего острова (почему и как он стал невидимым: 5-6 предложений); - Настоящее невидимого острова (география, экономика, народонаселение, большие города, секреты острова (по желанию), политическое устройство (количество предложений не ограничено); - Будущее острова (станет видимым или нет, когда и почему: 5-6 предложений). Проект создавался поэтапно, в нём ярко проявляется творчество ребят: на альбомном листе ребята рисовали карту своего острова, находящегося на нашей планете, но не видимого другим или находящегося где-то на других планетах. Они придумывали форму острова (кстати, в ней ярко проявляются интересы ребят: формами островов были «гитара», «хоккеист», «кошка», «цветок» и т.д.). Форма острова определяла его название, моря и океаны, которым он омывается (независимо от фантастичности проекта, правила английской грамматики должны быть обязательно соблюдены: например, названия рек, морей, океанов они были обязаны писать с определённым артиклям и т.п.). Далее изображались горы, столица, три крупных города. Затем внизу под картой обозначались условные знаки, иллюстрирующие экономику данного острова: условные знаки для полезных ископаемых, для видов промышленности (причём названия видов промышленности должны были сохранять слова: «..(что-то)…добывающая», …строительная», «..производящая», естественно, тематика по-прежнему зависела от названия и специфики острова). Секретами острова многие сделали священные места, недоступные пришельцам и объяснили почему. Рядом с картой предлагалось начертить схему политического устройства (по аналогии со схемами, которые чертились для конкретных государств). Варианты были разные. Например, «Я – глава государства», «Мои друзья – парламент» (были и обратные варианты). В некоторых работах не было глав государства вообще. Словом, данные предложения зависели от характеров и склонностей ребят. Один из несомненных плюсов проектной деятельности – это не только развитие творческих способностей ребят, формирование интереса к предмету, но и некий психологический фактор, позволяющий на минутку заглянуть в их душу (а результаты порой бывают самые неожиданные). Следующий проект, о котором бы хотелось рассказать – «Досуг» (или «Досуг мира») (он был разработан для старших классов). Этапы работы:Ι. Класс делится на группы (пары), каждая группа получает задание - собрать материал на русском языке: 1-ая группа берёт интервью у учителей, работающих в данном классе на тему: «Как вы проводите своё свободное время?»; 2-ая группа берёт интервью у одноклассников по этой же теме; 3-яя группа должна собрать материал о проведении досуга в Англии (учитель рекомендует для этой цели использовать главы из книги В. Овчинникова «Ветка сакуры и корни дуба»), как одной из стран Запада (но похожей некоторыми своими традициями на Японию, как восточную страну); 4-ая группа собирает материал о Японии, как одной из стран Востока (используя соответствующие главы, которые им предлагает учитель из этой же книги); (эти страны были выбраны нами не случайно, поскольку, несмотря на «полярность» их местонахождения, данные народы имеют черты досугового сходства и есть возможность сравнить их на обобщающем уроке); 5-ая группа получает задание – рассказать о нашей стране, (которая находится и в Европе, и в Азии и, следовательно, может иметь схожие черты и с теми, и с другими странами), это может быть рассказ и прошлом и о настоящем нашей стране; 6-ой группе предлагается создать мини-проект: «Что вы думаете о досуге будущего?» (т.е. что изменится, что сохранится в будущем). Ребятам предлагаются два варианта создания этого проекта (либо самостоятельно, либо, проводя интервью и собирая информацию среди своих одноклассников);ΙΙ. Второй этап – это обработка и перевод собранных материалов на английский язык (затем данные переводы сдаются учителю для проверки);ΙΙΙ. Третий этап называется «создай себе опору», это, может быть, например, специальные схемы, диаграммы, графики (по результатам интервью), карточки, на которых написаны новые английские слова с переводом, чтобы показывать их в процессе рассказа (но количество слов ограничено), это может быть какие-то рисунки с изображением хобби данной группы, которые используются как наглядность на обобщающем уроке. (Нет необходимости приводить в данной работе весь ход обобщающего урока, поскольку логика его построения вытекает из логики проведения семинарских занятий, о которых уже ранее говорилось). Ролевые игры могут быть подготовленными (начальный и средний этапы обучения) и неподготовленными (на старшем этапе), или 50% на 50%. Самыми интересными, из игр, которые проводились на уроке, были «Шоу домашних любимцев» (5-6 классы) – группа делится на экспертов и на хозяев домашних животных (у каждого их которых есть фото своих домашних любимцев). Домашние задание для экспертов: приготовить 7 вопросов, которые они могут задать на выставке, «исследуя» животных и выбирая лучшее из них. Во время проведения шоу каждый эксперт должен задать вопросы трём хозяевам об их домашних любимцах. Затем все эксперты собираются вместе, обсуждают услышанное (причём, стараются делать это на английском языке) и выбирают лучшего, или лучших. После чего они составляют краткое резюме, и кто-то один говорит об этом всему классу. Пример ролевой игры (по теме «Музыка») в старших классах, которая проводится на обобщающем уроке (цель: контроль навыков монологической и диалогической речи по теме). Предварительно, за несколько уроков до данной ролевой игры, проводится урок «Музыка и живопись», цель которого: использование новых лексических единиц в нестандартной ситуации, развитие навыков неподготовленной речи.1 Непосредственная подготовка к ролевой игре: группа делится на продюсеров крупных музыкальных фирм (более сильные в языковом плане ученики) и музыкантов-любителей, которые пытаются утвердить свой проект нового стиля в музыке. Каждый любитель должен обратиться хотя бы в три ведущие фирмы. Продюсеры заранее продумывают вопросы, которые можно задать музыкантам о проекте, который они создали (например, это могут быть вопросы о возрасте, о наличии специального музыкального образования, о сценическом опыте и т.п.) остальные вопросы, конкретно связанные с данным музыкальным проектом, продюсеры придумывают сами по ходу его защиты. А музыканты продумывают свой проект (чтобы они знали, на что следует ориентироваться, учитель предлагает им примерный план высказывания: а) учителем может быть предложено нестандартное начало, например: Once it was а ….(прилагательное зависит от характера «услышанной» музыки) day; I was…(что делал) Ving and suddenly I thought about….(о чём); and a melody was born in my heart (soul, head…); it was like a kind of (shock, surprise….и т.д. (зависит от характера выбранной музыки) for me; б) название данного стиля и самого музыкального произведения; в) на основе каких стилей музыки он создан; с) какие музыкальные инструменты - ведущие в данном стиле музыке; д) есть ли вокал; е) что нового в этой музыке, чем она отличается от других, уже созданных ранее направлений и стилей музыки) и т.д. Музыкантам предлагается дома нарисовать картину, иллюстрирующую их музыку: за основу можно взять план написанного сочинения, т.е. идёт как бы обратная перефразировка (хотя, находились и желающие исполнить собственное музыкальное произведение на гитаре и даже на игрушечном пианино). Продюсер, после беседы с каждым музыкантом-любителем должен сразу дать рекомендацию данному человеку (беседы, конечно, идут параллельно). Затем повторяется тот же приём, что и в предыдущей ролевой игре: эксперты собираются вместе и обсуждают услышанное, выбирая лучшие проекты. Музыканты, в свою очередь, выбирают лучшего эксперта, общение с которым и его рекомендация понравилась им больше всего. Используя эту игру на уроках, каждый раз мы добавляем что-то новое по сравнению с предыдущим вариантом. Проекты и ролевые игры – это прекрасная возможность для развития речемыслительной деятельности на уроках. Но, как показала практика, необходимо включать в тематическое планирование и специальные уроки по развитию навыков неподготовленной речи. Это могут быть уроки, содержащие полностью неподготовленное высказывание (т.е. по заданной ситуации) и уроки, включающие условно неподготовленное высказывание (таковыми мы называем высказывания не по конкретной изучаемой теме, но рассказы, выходящие за список тем программы, которые могут стать домашним заданием). Условно неподготовленные высказывания тоже очень полезны, поскольку стимулируют развитие коммуникативных спос