«Французские (педагогические) мастерские» в серии развивающих уроков имеют особое местоположение. Приёмы этой технологии позволяют оптимизировать учебно-познавательный и воспитательный процесс, способствуют повышению мотивации учащихся к обучению (это одна из «больных» проблем современной школы), активизируют познавательную и творческую активность учащихся, позволяет ребёнку проявить творческое мышление и выразить своё понимание вопросов. Применение данной образовательной технологии повышает самооценку учащихся, дает учащимся хороший опыт социализации, укрепляет коллектив. Существенно меняются отношения учитель – ученик. Приоритет учительской позиции меняется на подлинное партнерское сотрудничество. По-новому раскрываются учащиеся, которые раньше были пассивны. Уроки проходят продуктивно, быстро, интересно. В ходе урока будут достигнуты следующие цели: 1) создать условия для самовыражения, проявления индивидуальности учащихся;2) способствовать возбуждению потребности ученика в знаниях;3) содействовать развитию у детей умения общаться.Педагогическая мастерская(по творчеству А. А. Блока)Разработалаучитель русского языка и литературыМОУ – СОШ № 21 г. БелгородаТелушкина Зинаида Андреевна"Индуктор" Закройте глаза. Представьте самый красивый уголок природы, который вы видели. Уголок природы, родной край, Родина… Какая она для вас? Прочитайте записанное на доске слово, дополните его своими ассоциациями. На доске: Родина Дети: Россия, Отечество, сильная, могучая, красивая и т. п.^ Работа с материалом.Работа в группах. У учащихся на столах находятся распечатанные стихи А. Блока «Русь» и «Россия» без названий. Каждый ученик читает стихотворение и выбирает то, с которым он хотел бы работать. Формируются группы по 5человек. "Самоконструкция" и "Социоконструкция" Каждой группе раздаются разноцветные карточки (по степени сложности). Учащиеся самостоятельно выбирают задание, с которым смогут справиться, но могут работать и коллективно, каждый ребёнок даёт ответ на одно из заданий. Карточки. - Прочтите стихотворение А. Блока (голубая). - О каких временах говорится в стихотворении (жёлтая). - Найдите авторское название стихотворения, рассмотрев все варианты, которые предлагаются в конверте. Докажите, что именно оно соответствует истинному названию (зелёная). В конверте названия стихотворений: «Годы золотые», «Русь», «Невозможное возможно», «Россия». - Определите тему стихотворения (розовая). - С помощью каких средств выразительности А. Блок добивается такого звучания стихотворения (красная)."Социализация" Дети отвечают на поставленные вопросы.Затем обсуждается вопрос:Что же поэт вкладывает в понятие Родина? (в ходе обсуждения оформляетсядоска). Заключение учителя: Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве Александра Блока. В стихотворении «Русь» страна предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная. Россия как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается ее тайной, его живая душа погружена в дремоту. Русь убаюкала ее на своих просторах. Страшный мир, созданный А.Блоком в стихотворении «Россия» - это тоже любимая Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье, любить её такой, какая она есть: с грязью, нищетой, серыми тонами, обманом, слезами, - но и сквозь эти непривлекательные черты поэт мог увидеть отблески былого величия своей родины: расписные спицы, прекрасные черты, благолепие леса да поля, узорный плат до бровей. Стихотворения А.Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране.Представьте поляну, на ней – большой, развесистый дуб. Это древо мудрости. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос, какой вы только сможете ему задать о Родине. Сформулируйте свой вопрос и запишите на листочке древа мудрости.На заранее нарисованное дерево учащиеся сами прикрепляют листочки с вопросами. Заданные вами вопросы – это тема вашего домашнего сочинения – эссе."Рефлексия" Продолжите предложение: Сегодня на уроке я чувствовал…Сегодня на уроке я задумался о …Я хочу пожелать моей Родине…