Реферат по предмету "Менеджмент"


Закономерности групповой эффективности

Олег Владимирович Eвтиxoв, кандидат психологическихнаук, доцент кафедры психологии развития Института педагогики, психологии исоциологии Сибирского федерального университета (СФУ).
Практикапоказывает, что во многих ситуациях группа сотрудников способна на то, что низа какое время не сможет сделать один человек. В то же время замечено, чтонередко в подразделении пять сотрудников в отдельности способны сделатьзначительно больше, чем они же совместно. Что лежит в основе такихпротиворечий? Эти и другие подобные вопросы стимулировали исследования в социальнойпсихологии. Рассмотрим результаты некоторых из них.
Деятельностьбольшинства современных организаций относится к разряду сложноорганизованныхвидов деятельности, требующих согласованного взаимодействия различныхподразделений, служб и специалистов. Ее эффективность во многом зависит отграмотной организации руководителем совместной деятельности подчиненных.Практика показывает, что во многих ситуациях группа сотрудников способна на то,что ни за какое время не сможет сделать один человек. В то же время замечено, чтонередко в подразделении пять сотрудников в отдельности способны сделатьзначительно больше, чем они же совместно. Что лежит в основе такихпротиворечий? По каким законам происходит рождение коллективной мощи? Чувстволоктя или дух соревнования стимулируют индивидуальные усилия, позволяядостигать той продуктивности, которая невозможна в одиночку? А почему внекоторых случаях происходит уменьшение коллективной производительности труда?Возможно, сотрудники начинают больше надеяться на коллег или растрачивают частьвремени на непродуктивное общение? Эти и другие подобные вопросы стимулировалимножество исследований и экспериментов в социальной психологии. Рассмотримрезультаты некоторых из них.
Эффект социальной фасилитации
Результатымногочисленных исследований ученых доказали, что сам факт присутствия другихлюдей может значительно активизировать деятельность сотрудников и положительновлиять на их продуктивность. Это явление получило название эффекта социальнойфасилитации. Научное фиксирование этого эффекта принадлежит Норману Триплетту, которыйв 1897 г. провел эксперимент, направленный на изучение влияния ситуациисоревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнению с результатами, полученнымив одиночной гонке. Исследователь установил, что велогонщики показывают лучшеевремя, когда соревнуются друг с другом, а не «с секундомером», и сделал вывод отом, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.
ПозжеР. Зайенс экспериментально доказал, что и при решении простых умственных задачприсутствие других людей часто оказывается стимулятором и способствуетправильному решению.
Внастоящее время термин «социальная фасилитация» рассматривается и как усилениев присутствии других людей доминантных реакций человека (интенсификациявыполнения привычных, хорошо усвоенных операций), и как усиление мотивациичеловека к решению поставленной перед ним задачи.
Эффектсоциальной фасилитации руководителям полезно учитывать при организации деятельностиподчиненных сотрудников. Он может проявляться в том, что в некоторых случаяхдеятельность сотрудника, работающего в рабочем кабинете в одиночестве, можетбыть существенно ниже, чем в ситуации его же работы в присутствии других коллег,занимающихся схожей деятельностью. При этом руководителю необходимо знатьфакторы, определяющие степень реакции на присутствие людей, такие как:
взаимоотношения— отношения с другими сотрудниками должны быть благоприятными;
значимостьокружающих людей — необходимо, чтобы окружение было референтным для сотрудника;
степеньпространственной близости между людьми — эффект проявляется при работесотрудников в непосредственной близости с другими людьми (в одном помещении).
Дляпроявления эффекта социальной фасилитации необходимо, чтобы структурадеятельности была достаточно алгоритмизирована, а задача — простая. В иномслучае может проявляться и обратный эффект. Так, установлено, что при решениисложных задач, где не известен алгоритм решения и правильный ответ не напрашиваетсясам собой, бессознательная реакция на присутствие других людей, не занимающихсянепосредственно этой же задачей в это же время, затрудняет умственные операциии повышает вероятность неправильного решения. Этот эффект был назван эффектомингибиции. Проявление эффекта ингибиции при решении индивидуальныхинтеллектуальных задач объясняется тем, что присутствие других людей можетотвлекать часть внимания человека с решения задачи, переключая его наокружающих людей. Иначе говоря, если сотрудник занимается преимущественноиндивидуальной деятельностью, которая связана с решением сложныхинтеллектуальных задач, то его работа, скорее всего, будет более эффективна виндивидуальном помещении.
Эффект синергии
Эффектсинергии проявляется в повышении эффективности протекания когнитивных процессовлюдей при их объединении в группу для решения общей задачи и выражается вгрупповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов (тоесть отвечает требованию 1 + 1 > 2). В отличие от эффекта социальной фасилитации,эффект синергии проявляется в коллективных видах деятельности, направленных надостижение общего, преимущественно когнитивного результата.
Эффектсинергии изучали В. М. Бехтерев, М. В. Ланг и другие ученые. В результатемногочисленных исследований было установлено, что в некоторых видахдеятельности успешность в групповой работе может существенно превосходитьиндивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только винтеллектуальной сфере, но и в плане наблюдательности людей, точности ихвосприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решениясравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованноговзаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика ипоследовательность, «особо одаренные люди» (по терминологии В. М. Бехтерева)могут превосходить среднегрупповые достижения.
Наоснове использования эффекта синергии построен метод мозгового штурма(брейнсторминга), главная функция которого — обеспечение эффективностигенерации идей. В процессе мозгового штурма особым образом организованноевзаимодействие приводит к перекрестному стимулированию и дополнению идей такимобразом, что идея, которая сама по себе могла бы быть отвергнута в силукажущейся непрактичности, дорабатывается и улучшается, становясь болеепригодной.
Прииспользовании в управленческой практике метода мозгового штурма необходимособлюдать основное правило — нельзя останавливать процесс генерации идей ихпреждевременной субъективной оценкой. Если выдвигаемые идеи сразу сталкиваются соценочным суждением в свой адрес, наступает «аналитический паралич», которыйприводит к резкому снижению потока предложений. Именно поэтому субъективныеоценки позволяется высказывать только на этапе обсуждения, после того какпредложены все возможные варианты решения.
Реализациямозгового штурма может строиться следующим образом. Участникам описываетсяпроцедура мозгового штурма с соответствующими правилами (они представленыниже). Перед ними ставится задача, включающая первоначальные (расширенные)условия, которым должно соответствовать решение. Задачу лучше записать нафлип-чарте (или листе ватмана). Все высказанные идеи решения также записываютсяна флип-чарте без оценки. Завершающим этапом является обсуждение идей покритерию их соответствия первоначальным условиям и принятие наиболееэффективных из них.
Вовремя проведения мозгового штурма необходимо соблюдать следующие правила:
Отсутствиевсякой критики. Критика в данном случае рассматривается в самом широком смысле.Недопустимо не только делать критические или оценочные высказывания, но идемонстрировать критическое отношение к высказанной идее иными способами:пожиманием плеч, подниманием бровей, хмыканьем и т. п.
Поощрениевсех идей на этапе их выдвижения. Необходимо сделать акцент на количестве идей,а не на их качестве, и поощрять каждую новую идею.
Равноправиеучастников. Каждый участник должен чувствовать, что его идея стоитрассмотрения. Один из способов предотвращения доминирования одних участниковнад другими — установление возможности поочередного высказывания участникамисвоих мнений. Это может формализовать и замедлить процесс, но позволит включитьв работу всех участников.
Свободаассоциаций. Не должно быть никаких ограничений на идеи. Любая идея должнаприниматься без комментариев, независимо от того, насколько несерьезной, оскорбительнойили не относящейся к делу она может показаться.
Записьвсех идей. Запись — это не просто фиксирование важных предложений, но такжевозможность оттолкнуться от них в рождении новых идей. Поэтому все идеи должнызаписываться в авторском предложении без редактирования и на видном месте.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.