Реферат по предмету "Разное"


«сош №4»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»Урок контроля и оценки знанийПодготовила: Мирзоева А.А.. учитель биологии МОУ «СОШ № 4»Мегион - 2009ОБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ УЧИТЕЛЕМ БИОЛОГИИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ   Одной из главных задач в работе учителя биологии является планирование контроля за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время. При проведении анализа контроля особенно важным является накапливание информации о динамике качества знаний, выработка мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении материала. Существенным являются умения обобщать опыт педагогов. В планировании контроля и отслеживания качества знаний по биологии есть свои особенности. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение пользоваться этим материалом. Учащиеся должны иметь адекватное представление о тех материальных процессах, которые совершаются в молекулах, клетках, биоструктурах, глубже понимать и объяснять объективные закономерности микромира, живых объектов. Необходимо в аналитико-синтетической деятельности учащихся повысить роль разного рода сравнений, поиска причинно-следственных связей, абстрагирования, обобщения и др. логических операций. Это все требует определенной системы контроля. Существует несколько видов и форм контроля, проанализировав современные подходы к  данной проблеме, можно классифицировать  их  по деятельности и по функциям. ^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по деятельности) 1.  Урочные - традиционные: а. Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые); б. Практические работы и лабораторные работы; в. Тесты; г. Самостоятельные задания; д. Зачеты; е. Самостоятельные работы ( обучающие и контролирующие); ж. Рефераты.^ 2.  Внеурочные: а. Интеллектуальный марафон; б. Олимпиады; в. Экскурсии и работа с экскурсионным материалом; г. Защита рефератов. ^ 3.  Урочные нетрадиционные: а. КСО. б. Круглые столы; в. Дидактические игры;ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по функциям) 1.  Констатирующий - отслеживание фактического усвоения материала. 2.   Формирующий - констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат. 3.   Корректирующий - исправление недостатков. Такое поэтапное отслеживание результатов, поэлементарный анализ, проводимый учителями биологии, дают хорошие результаты.                 ^ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ ПО БИОЛОГИИ     Контроль знаний и умений учащихся — обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не только учитель, но и ученик и его родители, ибо при правильно организованной системе учета успеваемости оценочные баллы должны быть объективными сигналами к доработке обязательного учебного материала.   Организация проверки знаний и умений при изучении биологии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета:   1) Учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны; из класса в класс постепенно с поднятием планки раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов (уровни организации жизни, свойства живого, взаимосвязь организма и среды и др.), формируется системное мышление. Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделить проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой. 2) Биология как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы: наблюдения (в том числе летние), эксперимент, практические и лабораторные работы, решение логических задач и др. Эта особенность биологии отражена в программных требованиях к практическим умениям учащихся. При проверке знаний и умений следует учитывать  оценку не только теоретических знаний, но и практических умений. В целях индивидуального подхода в обучении предлагать учащимся разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся. При организации и планировании проверки знаний по биологии нельзя не учитывать возрастные особенности учащихся, так как именно разнообразие методических приемов, используемых в биологии, дает возможность побудить учащихся к активной учебной деятельности. Вопросы и задания для учащихся составляются с учетом следующих возрастных особенностей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно - образное мышление; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Для контроля знаний можно предложить лабораторные работы, самостоятельные работы, отчеты о проведенных опытах, экскурсиях в природу, программированные опросы, биологические диктанты, биологические задачи. Приведем примеры:                    ^ Задания по теме « Побег». 1. Листья и почки на стебле располагаются поочередно, супротивно, мутовчато. Изобразите это на рисунке. Какое значение имеет такое расположение листьев и почек? 2. Наиболее крупные почки— на деревьях и кустарниках. Снаружи почки покрыты кожистыми почечными чешуями. У одних растений это одна чешуйка в виде колпачка (ивы), у других — несколько кожистых чешуй, плотно примыкающих друг к другу (береза, сирень), у третьих — чешуйки пропитаны смолой. Какова роль почечных чешуй? 3. За счет чего происходит ветвление стебля? Какое значение оно имеет? Как определить возраст саженцев яблони, изображенных на рисунке? 4. При удалении верхушки побега он начинает ветвиться. Почему? В каких случаях человек использует эту особенность, с какой целью? 5. У многих сортов огурцов больше женских цветов, следовательно, больше плодов образуется на боковых побегах. Как можно повысить урожайность огурцов, зная эту особенность? 6. При выращивании томатов часто используют прием — пасынкование. В чем его суть и смысл? 7. По скорости роста побегов первое место занимают маковые культуры. Например, бамбук за сутки вырастает на 10 см. Чем можно объяснить его быстрый рост? 8. Рассмотрите листья разных растений. Сравните их: что у них общего, чем они различаются? Проанализируйте черты сходства и различия и сделайте выводы. 9. Клетки кожицы листа бесцветны и прозрачны, имеют толстую оболочку, плотно прилегают друг к другу. Какое значение имеют эти особенности строения? 10. У одних растений устьица располагаются и с верхней, и с нижней стороны листа, у других — только с верхней. Влияют ли условия среды обитания растений на расположение устьиц на их листьях? Ответ обоснуйте. 11. Количество устьиц на листьях разных растений различно. Связано ли количество устьиц с быстрым или медленным ростом растений? Ответ обоснуйте. Приведите примеры быстро растущих растений и растущих медленно. 12. Устьица у растений играют большую роль в газообмене и выделении воды. В среднем они составляют всего 1—2% общей площади листа, но способны испарять 50—70% того количества воды, которое могло бы испариться с открытой поверхности воды. Могут ли растения полностью закрыть устьица с целью сохранения влаги? Ответ обоснуйте. 13. Для злаков, произрастающих на сухих, песчаных почвах (например, песколюб песчаный), характерны: сворачивание в трубку и складывание листьев. К чему приводят подобные изменения, какое значение для растений они имеют? 14.  На водной глади озер и медленно текущих рек видны летом крупные белоснежные цветки с золотой сердцевиной и с широкими плавающими листьями. Белая кувшинка, белая лилия, водяная роза— народные названия этого растения. Ботаническое название — нимфея (нимфа — богиня озер и рек). Белая кувшинка привлекает много любителей красивых цветов, но, сорванная, она быстро увядает. Почему? Какие приспособления к жизни в воде, выраженные в строении стебля и листьев, имеет белая кувшинка? 15.   Композитор П.И.Чайковский писал: «О, ландыш, отчего ты радуешь так взоры? Другие есть цветы, роскошней и пышней. И ярче краски в них и веселей узоры. Но прелести в них нет таинственной твоей» В переводе с латинского «ландыш» — «лилия долин, цветущая в мае». Почему его так назвали? Какие приспособления имеет ландыш к ранневесеннему цветению под пологом леса? 16.Профессор Б.П.Токин еще в 1930 году, наблюдая за развитием дрожжевых клеток, заметил, что измельченные чешуйки лука влияют на жизнедеятельность дрожжей. В каких областях практической деятельности человек может использовать это открытие? В дальнейшем оказалось, что способностью убивать микроорганизмы на расстоянии обладают и другие растения, выделяя летучие вещества, называемые фитонцидами (фитон — растение, цидос — уничтожение). 17. Подсчитано, что 1 га лиственного лиса выделяет летом 1 кг фитонцидов, 1 га хвойного —5 кг, 1 га можжевелового леса — 30 кг фитонцидов. В каких областях науки и практической деятельности человек может использовать эти знания? 18. Установлено, что бегония и герань снижают содержание микрофлоры в окружающем воздухе на 43%, циперус — на 59%, 1 мелкоцветная хризантема — на 66%. Какие рекомендации и кому вы могли бы дать, используя эти данные? 19.  Черемуха — кустарник, обильно цветущий и плодоносящий. Цветки белого цвета очень ароматные. Черемуха выделяет сильные фитонциды, содержащие синильную кислоту. Раскрытые почки  за 15 минут убивают наиболее стойких клещей, за 20 минут — крысу. Зная такие особенности черемухи, где бы вы рекомендовали выращивать ее? 20. Иногда на коре деревьев можно увидеть вырезанные острыми предметами слова, рисунки. Некоторые люди используют стволы живых деревьев в качестве мишени и втыкают в них различные острые предметы. Как влияют такие повреждения коры на жизнь растения? Ответ аргументируйте. 21. Кора рада растений (дуб, крушина и др.) используется как сырье для приготовления лекарств. Люди, заготавливая кору, иногда оголяют растения полностью. Какова дальнейшая судьба этих растений? Какие способы получения сырья и лекарств вы бы предложили? 22.  Зимой в садах и парках производят обрезку деревьев. Зачем? Почему зимой? Зачем свежие срезы покрывают краской, садовым варом? 23.   Существует ли сходство в строении или значении тех структур, которые образованы одним видом ткани? Приведите примеры. 24. У орхидей, которые обитают в жарком, влажном климате и поселяются на стволах больших деревьев, имеются воздушные корни зеленого цвета, а листья у этих растений плохо развиты, часто в виде чешуи. Как взаимосвязаны эти приспособления с условиями их жизни? 25. В пустынях и полупустынях растут растения с плохо выраженными листьями. Вспомните южноафриканские стапелии, молочаи, американские кактусы. Объясните эти особенности, с чем они связаны? Где происходит фотосинтез у этих растений, какие приспособления к этому они имеют? 26.  Бегонии быстро растут, имеют крупные сочные листья и  стебли. Что можно предположить об условиях, в которых они растут в природе? ^ НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ.    Все многообразие учебной деятельности учащихся на уроках биологии ставит перед необходимостью разработки таких подходов к контролю, которые бы учитывали знания и умения ученика, «добытые им разными путями», с учетом его индивидуальных особенностей. Система тематического учета знаний и умений позволяет: а) подчинить поурочный контроль ведущим задачам темы; б) учесть разнообразные формы учебной деятельности ученика, его работу на протяжении достаточно длительного времени; выполнения задания разного уровня сложности. Задания и вопросы  для итоговой проверки составляются с учетом требований к тематическому контролю: выделение обязательных знаний и умений ; исключение вопросов излишне детализирующих учебный материал; контроль обще учебных навыков, а не только биологических (работа с учебником и тетрадью, задания творческого характера). При планировании обобщающих уроков необходимо учитывать их отличия от урока - повторения и урока - закрепления знаний. Обобщающий урок выполняет следующие функции: систематизация знаний; объяснение не только сути явления, но и установления взаимосвязи между явлениями; выявление биологических закономерностей; использование знаний для выработки собственных взглядов. Обобщение и оценку знаний учащихся   целесообразно проводить через 4—6 уроков. Темы, требующие на изучение большее количество часов, желательно разбить на несколько отдельных подтем, или провести промежуточный контроль. В этом случае можно использовать тестирование, на выполнение которого отводится не более 10—15 минут. ^ ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ  « ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ» Задачи контроля: Продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира. Закрепить знания об основных признаках членистоногих. ^ Базовые знания: общая характеристика типа, основные   таксономические группы: тип, класс, отряд, признаки классов ракообразных, паукообразных и насекомых, признаки отрядов насекомых, происхождение членистоногих от древних многощетинковых кольчатых червей, приспособленность животных к среде обитания, органов к выполняемой функции, причины широкого распространения насекомых, значение членистоногих в природе и жизни человека. Понятия: наружный скелет, хитин, линька, конечности, мускулатура, сердце, головной мозг, брюшная нервная цепочка, органы чувств, трахеи, зеленые железы, мальпигиевы сосуды, биологическая система.Умения: находить различия и общие признаки представителей типа; объяснять причины многообразия, форм и широкого распространения насекомых в природе; приводить доказательства эволюции животного мира. Рекомендуем запланировать промежуточный контроль знаний после знакомства учащихся с особенностями строения (внешнего и внутреннего), процессов жизнедеятельности, размножения и развития насекомых на примере одного из представителей отряда жесткокрылых.                                      ^ Методические рекомендации  УМК биологии Создавать на уроке условия для реализации учебных задач разными путями. Давать возможность учащимся использовать: рассказ, рисунок, тесты, расчетные задачи, практические работы, игровые моменты, проблемные ситуации и др.; Создавать на уроке психологический комфорт при котором, учащиеся не боятся высказывать ошибочное мнение, убеждать в истине, не оскорбляя ученика, не вызывая обиды, не бояться похвалы; Строить систему контроля знаний с учетом индивидуальных особенностей ученика; Использовать различные формы работы как при объяснении , так и при контроле знаний; Направлять интересы учащихся на повышении результата в обучении; Работу с старшеклассниками планировать, сориентировав их на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности; Давать возможность отстающим ученикам использовать свои сильные стороны; При тематическом планировании выделять объем знаний и практических умений, обязательных для овладения учащимися в данной теме. Избегать вопросов, излишне детализирующих учебный материал. Предусматривать проверку знаний и умений не только биологического характера, но и общеучебных навыков; Планировать системный подход к обучению биологии. Постепенно раскрывать биологические понятия и закономерности, отражающие суть живого; При оценивании знаний учащихся, старайтесь учесть все виды учебной деятельности, иначе будет потеряна их воспитательное и образовательное значение. ^ УСЛОВИЯ УСПЕХА УЧИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ  ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ. 1. Личное обаяние. 2. Привлекательность  используемой учителем внепредметной информации. 3. Оригинальность  поведения и суждений. 4. Устойчивый  авторитет. 5. Умение  организовывать деятельность и общение в процессе обучения. 6. Настойчивое проведение в жизнь педагогических требований. 7. Склонность  к юмору (выведение из арсенала учительских средств в процессе общения с  детьми иронии, сарказма). 8. Умение заметить и поддержать любой успех ребенка (наличие интереса к ученику, к его деятельности). 9. Способность дозированно и твердо, последовательно, но с кажущейся легкостью передавать и способствовать накоплению знаний. 10. Тактичность  и корректность по отношению к ученику. 11. Терпение и терпимость. 12. Умение уважать чужое мнение. 13. Умение хранить детские тайны. 14. Способность понимать и чувствовать другого человека. 15. Гибкость. 16. Находчивость и способность к экспромту. 17. Наблюдательность. 18 .Коммуникативная компетентность во всех сферах общения. 19. Наличие притягательных для ребят умений и интересов. Оценка - своего рода символ и в то же время мерило, позволяющее определять степень успешности обучения. Учитель может по-разному пользоваться этим инструментом.     Однако можно вывести некоторые общие правила: 1. Не стоит придавать оценке значение инквизиционного топора. 2. Важно, чтобы цифра не заслоняла человека. 3. Оцениваются не решение, не выполнение задания, не ответ, а достижения учащегося, его умение пользоваться полученными знаниями для извлечения новых знаний. 4.  Оценка должна позволить учителю увидеть свои и ученические пробелы и              возможные шаги для успешной коррекции. 5.  Оценивается не ребенок, а его деятельность. 6. Лучше использовать разнообразный инструментарий при оценивании знании учащихся: обучающий зачет, игры, семинары, творческие работы. 7. Оценка может быть количественной и качественной. Наряду с выставленным баллом и значительно важнее балла развернутая, качественная (письменная или устная) характеристика успехов ученика. 8.  Нельзя девальвировать, но нельзя и фетишизировать роль оценки. 9.   Оценка должна стимулировать деятельность ученика, а значит, выставление оценки должно сопровождаться энергетически мощным учительским импульсом, позволяющим ученику  поверить в свои силы, испытать удовольствие от поощрения. 10. Справедливость при выставлении оценки выступает как наиболее значимый фактор (особенно с точки зрения учащихся). 11. К сожалению, довольно  часто, несмотря на частокол оценок в журнале, учитель не имеет ни малейшего  представления о фактических знаниях ученика, то есть оценка выставляется  ради формального, требуемого администрацией так называемого накопления оценок. При оценивании деятельности ученика важно учитывать, что оценка, выставляемая на уроке, отмечает лишь то, что на данный момент ученик запомнил, сделал, сказал. ^ Оценка фактически должна дать ответ на главные вопросы: - носят ли знания ученика системный характер, - насколько глубоко ученик понимает изученный материал, - интересно ли ученику заниматься этим предметом, - практико-ориентированная ценность знаний (возможность использовать их на практике), - как связаны репродуктивная и практически-творческая деятельность учащихся. Литература: Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе.- М.:Российское педагогическое агенство, 1998г Зотова Н.К. Региональный мониторинг профессиональной компетентности педагогов Оренбургской области. // Развитие дополнительного педагогического образования в России: проблемы и перспективы (материалы юбилейной научно-практической конференции. - М., 1998г. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. - М.: Новая школа, 1997г. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 кл. Методическое пособие. - М.: Дрофа.1997г. Сухова Т.С. Как повысить результаты в обучении: Учителю биологии и прородоведения.- М.: АО « СТОЛЕТИЕ», 1997г. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. Пособие для учителя.  - М.: Просвещение, 1997г Вербицкая и др. Мониторинг результативности учебного процесса  - Педагогика, 1997г. Программно - методические материалы: Биология. 6-11 кл. Составитель В.С. Кучменко. - М.: Дрофа, 1998г. Панина Г.Н. Задачи и задания по биологии по разделам 6 -9 классов.-  Санкт - Петербург 1997г. Диагностика профессиональной деятельности учителя (диагностические и обучающие методики для учителя биологии) Оренбург: Издательство ООИПКРО, 1998г. Методические рекомендации о преподавании биологии в 1998- 1999 уч.г. - Вестник образования 1998. №9. Шамова Т.И., Шарай Н.А. Система промежуточной аттестации школьников. // Образовательные технологии № 1, 1998г. Сухова Т. С. Контроль знаний. Системный подход. - ж. Биология в школе № 3 , 1997г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технология строительства магистральных трубопроводов: анкерное закрепление трубопроводов
Реферат Структура и набор команд процессора intel80X86
Реферат Міжнародна правова статистика
Реферат Требования к качеству мясных блюд, условия и сроки их хранения.
Реферат Счастье: понятие и форма существования
Реферат Breast Reconstruction Essay Research Paper Postmastectomy breast
Реферат Функціонування системи планування на підприємстві
Реферат Новые словообразовательные гнезда c вершиной-неологизмом со значением лица
Реферат Структура и основные проблемы книги Самуэльсона "Экономикс"
Реферат Лимбург герцогство
Реферат Информационно-аналитическая система "Аптека"
Реферат Оки Такато
Реферат Spare time
Реферат Сбор и подготовка попутного газа на Барсуковском месторождении
Реферат Использование активного ила в качестве удобрения сельскохозяйственных культур в условиях радиоактивного