Реферат по предмету "Разное"


«Разработка инновационной модели включения детей раннего и дошкольного возраста в образовательное пространство»

Организация игровой деятельности в условиях ЛекотекиСафронова Галина Павловна, педагог-психолог ГОУ детский сад компенсирующего вида №1019 СВОУОИванушкина Алла Ивановна, учитель-дефектолог ГОУ детский сад компенсирующего вида №1019 СВОУОБычкова Екатерина Олеговна, учитель-логопед ГОУ детский сад компенсирующего вида №1019 СВОУО На базе ГОУ детский сад компенсирующего вида № 1019 в 2009-2010 учебном году была открыта экспериментальная площадка первого уровня по теме «Разработка инновационной модели включения детей раннего и дошкольного возраста в образовательное пространство». В настоящее время в детском саду в эксперимент входят структурное подразделение Лекотека, группы кратковременного пребывания и интегрированная группа, где созданы благоприятные условия для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут быть включены в образовательное пространство. В Лекотеку нашего ДОУ были приняты дети с сочетанными двигательным и интеллектуальными нарушениями: церебральный паралич с умственным дефектом, выраженные эмоциональные поведенческие расстройства, нарушение общения в сочетании с умственной отсталостью, с разными вариантами сложных нарушений у детей с генетическими заболеваниями. Эти дети при тяжелой степени ДЦП не овладевают навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Они не могут самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно, навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них наблюдаются неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи. У всех детей отмечаются речевые нарушения: анартрия, сочетание системного недоразвития речи с дизартрией разной степени тяжести. Дети Лекотеки характеризуются крайне неустойчивым произвольным вниманием, неспособностью длительное время продолжать одну и ту же деятельность, некоторым из них сложно понять простейшие сообщения, сложно усваивать социальные нормы поведения. Основными целями работы Лекотеки являются создание условий для оказания детям психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации. В Лекотеке решаются диагностические, воспитательные и коррекционно-педагогические задачи. Основными направлениями коррекционно-педагогической работы являются: развитие игровой деятельности; развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми); расширение запаса знаний и представлений об окружающем; развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза; развитие внимания, памяти, мышления; формирование математических представлений; развитие ручной умелости и подготовка руки к владению письмом; воспитание навыков самообслуживание и гигиены; подготовка к школе. Значительное место в системе развития детей с особыми возможностями здоровья занимают индивидуальные и комплексные занятия. Такие занятия проводятся по специально разработанной специалистами программе. Все занятия – комплексные и индивидуальные – проходят в игровой форме. В структурном подразделении Лекотека учителем-дефектологом, учителем-логопедом и педагогом-психологом были разработаны комплексные занятия, основанные на игре. Развитие эмоциональной сферы детей, формирование доверительных отношений между взрослым и ребенком еще малоизученны, поэтому мы обратились к этой теме.^ Цель нашей работы: развитие моторного контроля, развитие познавательных процессов, развитие эмоциональной сферы детей и развитие социальной адаптации. Игровые методы работы с детьми в Лекотеке являются ведущими и одна из основных форм работы - это подгрупповые и групповые игровые сеансы.  В своей работе мы использовали, как индивидуальную, так и подгрупповую формы игровых сеансов. Структура сеанса: «Ритуальность» (наличие обязательных действий, которые начинают занятие и заканчивают, на протяжении всего года); Максимальная эмоциональная включенность взрослых (знакомство с новым сказочным персонажем, от имени которого будет проходить игровой сеанс); Мелкая моторика в сочетании со стихотворным текстом; Развитие общей моторики; Развитие речевой активности, вызывание звукоподражаний, развитие артикуляционного аппарата и владение голосом; Формирование коммуникативных способностей; Развитие познавательных процессов. Продолжительность занятия 30-60 минут, число участников от одного до шести человек. План занятия составляется для каждого ребенка с учетом индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Каждый игровой сеанс основан на сюжете сказки и начинается с введения специалистом сказочного персонажа. Список сказок, используемых на игровых сеансах Октябрь Колобок Репка Ноябрь Теремок Три медведя Декабрь Маша и медведь Курочка Ряба Январь Бобовое зернышко Глупый волк Февраль Лиса и Волк Храбрый заяц Март Заячья избушка Петушок — золотой гребешок Апрель Зайка-зазнайка Волк и семеро козлят Май Путешествие за солнышком Кот и лиса От имени персонажа проводится весь сеанс, начинающийся с развития тактильных и кинестетических ощущений, поскольку кожно-кинестетическая чувствительность – основа формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствительность лежит в основе всех видов движений. В дальнейшем к работе над развитием тактильных ощущений добавляется работа над слуховыми, зрительными, обонятельными, вкусовыми ощущениями.Игровой сеанс «В гостях у сказки. «Колобок»Цель: Стимуляция моторного развития с учетом качественных специфических нарушений, характерных для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Формирование положительного эмоционального настроя на совместную со взрослым работу, активизация и развитие высших психических функций ребенка.Задачи: Обогащение тактильных ощущений; снижение мышечного тонуса руки; стимуляция раскрытия ладони и отведения большого пальца; стимуляция направленного движения руки; стимуляция захватов, ориентируясь на форму и величину предметов, и их положение. Побуждение детей к эмоциональному реагированию посредствам целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного и осязательного анализатора. Развитие умения дифференцировать предметы по форме, цвету и величине. Развитие зрительного восприятия, умения видеть часть и целое, дифференцировать их. Развитие направленной, сильной воздушной струи. Отработка диафрагмального дыхания. Развитие мелкой моторики рук, развитие тактильных ощущений.^ Ход занятия:Организационный момент На ковре лежат валики, объемные круги разного цвета. Часть детей входит самостоятельно, другие дети входят с поддержкой родителей, некоторые на руках у матери. Детей встречает сказочный персонаж – бабушка-Сказочница (игрушка Би-ба-бо). Она здоровается с детьми и предлагает им отправиться в путешествие. Побежали по дороге, Намочили в луже ноги. ^ Дети наступают на объемные мягкие круги. Шли по узкой полосе,Потоптались в песке. Идут по ортопедическим дорожкам с наполнителями(песок, шишки, камешки, лоскутки ткани) Прыгали по кочкам. Вот так! Вот так! ^ Переступают через валики. Перепрыгнули овраг, И устали. Сели - вот так! Сели на стулья перед ширмой. Основная часть Сказочный персонаж Бабушка-сказочница в течение занятия передается от специалиста к специалисту в зависимости от поставленной задачи игры.Кукольный театр Педагогами разыгрывается сказка «Колобок». Бабушка-сказочница предлагает детям посмотреть сказку «Колобок». В ходе сказки детям предлагается помочь Колобку катиться по дорожке (дети передают друг другу мягкую игрушку – Колобок и говорят «катится, катится», у безречевых детей вызываем звукоподражание – «а-а-а». При этом дети с тяжелой двигательной патологией берут Колобка с помощью мамы, обращаем внимание, что игрушка мягкая, приятная на ощупь). Сказка заканчивается тем, что Колобок убегает от Лисы, а дети помогают ему убежать: пугают лису громким криком: «А-а-а!!!» Игра «Поймай Колобка» Бабушка-сказочница говорит: «Колобок покатился по дорожке и прикатился к бассейну и увидел, что в воде купаются его друзья - Колобки». В бассейне с теплой плавают пластмассовые шарики желтого цвета. Детям предлагается поиграть с Колобками, а потом вытащить их на берег. Колобки искупались и катятся по песку дальше. (Часть детей с гипертонусом показывают как Колобок катится, вдавливая кулачок в песок, а дети с гипотонусом проводят ладонью по песку)Игра «Найди Колобка» Бабушка-сказочница говорит: «Катился Колобок, катился и прикатился в домик, а там его ждали друзья – большие и маленькие Колобки. Доставайте Колобков из домика и кладите больших в красную коробку, а маленьких – в желтую». Мамы помогают детям, не справляющимся с занятием.Игра «Построим домик для Колобка» Бабушка-сказочница предлагает детям построить домик для Колобка. Перед детьми лежат плоскостные фигуры (квадрат и треугольник). Дети с помощью родителей складывают домик. Какие чудесные домики у Вас получились!Игра «Дождик» Бабушка-сказочница: «Сидит Колобок в домике и видит на небе тучи появились. Решил он их прогнать, но не смог. Ребята, давайте поможем Колобку прогнать тучу!» Для проведения игры из картона вырезаны овалы, напоминающие большие тучи. К «тучам» прикрепляется дождик (прозрачные ленточки). Педагог, держа в руке пособие, произносит:^ Дождик, дождик – кап, кап, кап!Ты не капай на ребят.Тучку мы сейчас догонимИ тебя, дождик, прогоним! Педагоги подходят к детям и предлагают пустить ветерок, сложив губы трубочкой. (Делать вдох – носом, а выдох – ртом, следить за тем, чтобы воздух не уходил в щеки). Бабушка-сказочница: «Молодцы, ребята! Вы прогнали тучи, и теперь снова светит яркое солнышко».Игра «Солнышко» Бабушка-сказочница: «Посмотрите, как ярко светит солнышко! Давайте чтобы стало еще теплее и светлее нарисуем солнышко.» Детям раздают круглые подносы красного цвета, на которых насыпана манка. Дети с помощью родителей рисуют пальцами солнце. Этюд-прощание Бабушка-сказочница дает положительную оценку работе детей («Молодец!», «Ты сегодня так старался!», «Как вы все дружные!», «Колобок Вам говорит спасибо!»), подходит к каждому ребенку, прощается с ним и обнимает. После проведения игрового сеанса мы рекомендуем родителям провести с детьми следующие игры:Игры, в которые можно поиграть с детьми дома (рекомендации для родителей)Игра «Накрываем на стол» Ребенку предлагается накрыть на стол, разложив продукты в тарелочки разных размеров. Тоже варьируется с цветом.Игра «Не разбуди маму» Папа ходит с ребенком по комнате, мама сидит на коленях, изображая, что она спит. Включается запись песни «Колыбельная» Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, Маму я не разбужу. Остановиться, приложить палец к губам и сказать «Тс-тс». Игра «Лохматый пёс» Один родитель изображает собаку, другой читает стихотворение. Перед игрой родитель с ребенком садится на стул. Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим, что же будет. Ребенок с родителем медленно подходит к «собаке» под чтение стихотворения, трогают ее и убегают обратно на стул.Игра «Идет бычок, качается» Текст Действия Идет бычок, качается, ^ Взрослый раскачивает ребенка, лежащего на кровати, из стороны в сторону. Вздыхает на ходу: Взрослый показывает, а ребенок повторяет за ним любое упражнение на дыхание. «Ой, доска кончается, ^ Взрослый поднимает за ручки поднимание ребенка до положения сидя, затем имитирует падение. Сейчас я упаду!» Взрослый может взять ребенка на руки и поставить на пол. Игра «Рожица» Ребенок поворачивается лицом к маме. Мама смотрит в глаза ребенку и строит смешную рожицу, затем то же самое делает ребенок.Игра «Подбери туфли слону» Возле слона лежат четыре маленьких туфли и четыре больших туфли. Ребенку нужно подобрать туфли нужного размера и нужное количество предложить слону. Родители подбадривают детей, хвалят за действия.Пальчиковая игра «Лодочка» Мама делает из ладошки лодочку, ребенок свой указательный пальчик старается поставить в лодочку, но так чтобы она не закрылась. Цель игры не быть пойманным. Потом мама и ребенок меняются ролями.Игра «Собери лягушек» Родитель рассыпает желтые и зеленые мячи и предлагает детям собрать только зеленые мячи. При этом акцентируется внимание на том, что лягушки зеленые. Вот с насиженной гнилушки В воду кинулись лягушки.Игра «Ветерок» Между мамой и ребенком ставится чаша с водой, в которую опускается кораблик. Взрослый сидит напротив ребенка. Необходимо дуть на кораблик так, чтобы он переплыл на другой берег. Кораблик плывет то к маме, то к ребенку. В начале года мы проводим консультативное практическое занятие для родителей «Учимся играть дома». Цель которого дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; заинтересовать проблемой воспитания детей; приобщить к игре ребенка в условиях семьи.Игра «Покатайся на мяче» Ребенок ложится на мяч животом, а родитель катает его в разные стороны.Игра «Собери пирамидку» Родитель показывает детям коробочку с шариками и обращает их внимание на то, что некоторые шарики имеют дырочки. Пусть дети рассматривают шарики. Родитель берет шарик с отверстием и нанизывает его на стержень, затем берет шарик без отверстия, старается его нанизать на стержень. Обращается к детям: «Посмотрите, не получается, потому что нет дырочки. Помогите мне и найдите шарик с дырочкой. Хорошо, а теперь сами попробуйте нанизать его на палочку.Игра «Занимательная перчатка». Родитель берет перчатку (на каждом пальчике вышито лицо: глаза — пуговицы, волосы — разноцветные нити), надевает ее на руку, привлекая внимание детей. Затем поглаживает детей перчаткой: прикасается к рукам, к пальцам и т. д. В это время ласково разговаривает с ребенком:^ Мы пальчики погладим,Так, так и вот так!Мы пальчики потрем,Так, так и вот так!Подводя итоги работы за год, мы отметили следующие результаты: дети, посещающие Лекотеку, научились взаимодействовать друг с другом и со взрослыми; наблюдается положительная динамика в развитии познавательных процессов и игровой деятельности; родители активно учувствуют в работе с детьми и проведении игровых сеансов; приобретенные на сеансах навыки родители используют в работе с ребенком дома. Проведение игровых сеансов является наиболее эффективной формой работы с детьми и их родителями в условиях Лекотеки.Список используемой литературы: Н.В. Верещагина «Особый ребенок» в детском саду, Спб.: Издательство-пресс, 2009. О.А. Ворожцова Музыка и игра в детской психотерапии, М.: Институт психотерапии, 2004. Т.Н.Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евет Коррекционно-развивающие и адаптирующие игры, Спб.: Детство-пресс, 2004. Е.А. Екажанова, Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание, М.: «Просвещение», 2003. В.И. Ковалько Азбука физкультурных минуток для дошкольников, М.: Вако, 2006. И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, М.: Академия, 2001. Л.В. Лобода Логоритмика для детей с синдромом Дауна, М.: Даунсайд Ап, 2008. Т.П. Медведева Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна, М.: Даунсайд Ап, 2007. Л.А. Метиева, Э.Ф. Удалова Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии, М.: Книголюб, 2008. М.А. Панфилова Игротерапия общения, М.: Гном и Д, 2000. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья, под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б.Баряевой, Спб., Хока, 2007. А.Л. Сиротюк Упражнения для психомоторного развития дошкольников, М.: Аркти, 2009. А.И. Титарь Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате, М.: Аркти, 2009. В.В. Ткачева Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, М.: Гном и Д, 2000 А.Ю. Татаринцева Куклотерапия в работе в психолога и логопеда, Спб.: Речь, 2006. Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, Е.В. Андрющенкова Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. Е.Н. Юрчук Эмоциональное развитие дошкольников, М.: Творческий центр, 2008. Н. Янушанец Если ваш ребенок болен ДЦП, Спб.: Питер, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ комплекса маркетинга как средство повышения эффективности работы предприятия
Реферат Возрастные особенности человека
Реферат Sons And Lovers Eaxamine The Relationships Paul
Реферат Проект модернізації конструкції шатуну автомобільного двигуна
Реферат Much Ado About Nothing Love Hate
Реферат Lord Of The Flies Literature Critique Essay
Реферат Ассортимент и потребительские свойства игрушек LEGO и Барби
Реферат Государственное и межгосударственное регулирование движения капитала
Реферат Метафизический реализм С.Л.Франка
Реферат Marriage In Nisa Essay Research Paper Marriage
Реферат Криза демократії в Україні
Реферат Выполнение природоохранных требований по обращению с опасными отходами в ООО МашСталь в соответствии
Реферат Отчет о движении денежных средств, его целевая направленность
Реферат Сопоставительный анализ стихотворений Мандельштама "Заблудился я в небе - что делать?..."
Реферат Гендерные различия в характеристиках памяти у подростков