Реферат по предмету "Разное"


«Развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством применения метода проектов»

Из опыта работы учителя английского языка НРМОУ «Сингапайская СОШ» Яхиной Айсылу Фаиловны«Развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством применения метода проектов» п. Сингапай, 2010г.«Tell me and I forget.  Teach me and I remember. Involve me and I learn»Benjamin Franklin«Скажи мне, и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу»Б.ФранклинВведение. Стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода и вычленение ключевых компетенций как результата образования. Одна из задач среднего (общего) образования определяется как подготовка учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрению, отличать её от чужой и защищать. От уровня коммуникативной компетенции личности во многом зависит успешность её взаимодействия с партнёрами по общению и самореализации в обществе. Перемены, происходящие в нашем обществе: расширение контактов, более широкий выход на международную арену  повлекли за собой повышение практического интереса к иностранным языкам, в особенности к английскому языку. В настоящее время знание английского языка – это не только признак культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах жизни. Поэтому преподаванию английского языка в общеобразовательной школе уделяется особое внимание. Вместе с тем возросли и требования к уровню подготовки выпускников. На едином государственном экзамене по английскому языку проверяются не столько знания учащегося, сколько владение языком как средством общения, то, как он решает задачу коммуникации, его умение логично и связанно выразить мысли в письменной и устной форме, с соблюдением норм вежливости и знанием социокультурных реалий иностранного языка. Проведенная мною диагностика по оценке коммуникативной компетенции учащихся позволила выявить низкий уровень развития речевой и языковой компетенций, которые являются основными составляющими коммуникативной компетенции (см. приложение 1). Таким образом, одной из проблем, требующих разрешения, является проблема развития коммуникативной компетенции у учащихся средней общеобразовательной школы. Можно констатировать, что на сегодняшний день традиционные методы обучения не позволяют на должном уровне развивать вышеперечисленные компетенции. Поэтому наравне с традиционными методами преподавания английского языка необходимо использовать и активные методы обучения. Среди современных активных методов, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию следует выделить следующие: технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И.Пассова, игровые технологии (С.А.Шмаков, М.Ф.Стронин, Т.В.Пукина), проблемное обучение (И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, В.В.Сафонова), информационно-коммуникационные технологии (Е.П.Велихов, Б.С.Гершунский, Е.С.Полат) и др. В последние годы все более широкое распространение в практике обучения иностранным языкам находит метод проектов (Дж.Дьюи, В.Х.Килпатрик, Е.С.Полат), который позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, и применять их для решения познавательных и практических задач. Таким образом, возникает гипотеза: если внедрить метод проектов в процесс преподавания английского языка, то можно развить коммуникативную компетенцию на уровне современных требований.Объектом исследования является коммуникативная компетенция.^ Предмет исследования: развитие коммуникативной компетенции посредством метода проекта.Цель: развитие коммуникативной компетенции посредством применения метода проектов при изучении английского языка.Задачи: Изучить технологию применения метода проектов в образовательном процессе; Разработать пакет диагностик по отслеживанию уровня коммуникативной компетенции; Внедрить метод проектов в образовательный процесс; Обобщить результаты работы.Глава 1. В Концепции модернизации российского образования обозначены цели обучения иностранным языкам как развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной: Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в 4 основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими); Социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка и родной страны; Компенсаторная компетенция – развитие умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств; Учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений. Коммуникативная компетенция - это способность осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе языковых, социолингвистических, предметных и страноведческих знаний, в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения. (Зимняя И.А., Азимов Э.Г., Щукин А.Н.) Чтобы развивать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль. Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами и навыками проектной деятельности. Современный отечественный методист д.п.н., проф. Е.С.Полат дает следующее определение методу проектов: «Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта». По самой своей сути метод проектов предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность ученика, его потребности и возможности, основывается на принципах сотрудничества и включения учащихся в активные виды деятельности. Использование метода проектов при обучении иностранным языкам позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных идей, восприятия и понимания точки зрения других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться средствами иностранного языка в познание окружающего мира. Применение метода проектов решает ряд важных задач: занятия ориентированы на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка; осуществляется самостоятельная познавательная работа в рамках заданной темы; в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности; осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем в качестве партнера и консультанта, строятся речевые коммуникации; повышается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта; работая над проектом, учащиеся учатся доводить дело до конца: документально оформлять результаты своего труда (написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, выставку); ученик получает в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, учится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения; повышается коммуникативная компетенция при публичной защите проекта.Классификация проектов (Полат Е.С, 1991г.).Глава 2. В практике своей деятельности я использую метод проекта третий год. Проектная работа - это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению его языковых знаний. Учащиеся воспринимают язык как средство формирования и формулирования мысли, как средство межкультурного взаимодействия; знакомятся со страноведческой тематикой, на практике познают особенности функционирования языка в новой для них культуре, формируя и развивая коммуникативную компетенцию. Метод проектов превращает уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы, с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. В ходе работы над проектом мы используем следующие ресурсы: Интернет, медиатеку, библиотеку школы и района, а также такие приёмы работы, как изучение дополнительной литературы, анализ данных, опрос и анкетирование одноклассников, родителей, учителей переписка учащихся с тинэйджерами Великобритании. Защита проектов осуществляется как в урочное, так и во внеурочное время. Форму презентации (репортаж, сообщения, ролевая игра, викторина, дискуссия) выбираем с детьми сообща. В курсе иностранного языка метод проектов используется в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника (человек и его окружение). Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе реализации проекта. В ролево-игровых проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Например: проекты «Если бы я был гидом…» по теме «Достопримечательности Лондона» в 6 классе; «Моё первое собеседование» по теме «Профессии» в 11 классе.^ Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Например: проекты «Наши увлечения» по теме «Досуг и увлечения» в 6 классе; «Английская школа» по теме «Школа. Школьное образование» в 7 классе.Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Например: проекты «В какой школе я хотел бы учиться»; «Правила для учащихся и учителей» по теме «Школа. Школьное образование» в 5 классе; «Как мы можем защитить окружающую среду» по теме «Экология» в 7 классе; «Мой Сингапай» по теме «Мой родной город/посёлок» в 11 классе. Организуя работу над проектом, необходимо соблюдать несколько условий: провокационные вопросы, предлагаемые ученикам, формулируются так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных, источников информации. Например, работая над проектом «В какой школе я хотел бы учиться», учащимся необходимо было изучить, какие виды школ существует в России и Великобритании, используя не только материалы уроков по данной теме, но и аутентичные тексты и дополнительную литературу из ресурсов сети Интернет. в процесс работы над проектом привлекаются все учащиеся класса, задания каждому предлагаются с учетом уровня его языковой подготовки. Например, при реализации проекта «Мой Сингапай» учащиеся средних учебных способностей собирали материал о родном посёлке на русском языке, составляли словарь – вокабуляр необходимой лексики, делали наброски для презентации в программе Power Point, а учащиеся с высокой языковой подготовкой составляли текст презентации на английском языке. Конечно, работа над этим проектом заключалась и в коллективном обсуждении проблемных вопросов, написание эссе о малой родине и других заданий, обязательных для всех учащихся группы. Результатом работы над проектом стало оформление компьютерной презентации в программе Power Point “My Singapai” и её публичная презентация. Коллективные проекты интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество учащихся, что является оптимальным условием формирования навыков устной коммуникации и социального взаимодействия. Коллективные проекты на английском языке требуют больших усилий не только от учащихся, но и от учителя английского языка, а также предполагают привлечение в качестве консультантов учителей других предметов. Например, учащиеся 7 класса, работая над проектом «Как мы можем защитить окружающую среду» по теме «Экология», советовались с учителями географии и биологии, беседовали с родителями. Однако преимуществом индивидуальных и парных проектов является возможность работать с одарёнными детьми, применять дифференцированный подход в обучении. Например, индивидуальные мини-проекты двух учащихся 4 класса «My tasty ABC» заняли призовые места во всероссийском дистанционном конкурсе «Eat your ABC». Работы детей получили высокую оценку жюри конкурса, а учащиеся пополнили свои портфолио дипломами победителей конкурса всероссийского уровня. В ходе работы над проектом учащиеся приобретают навыки работы в Интернете, учатся выбирать информацию из разных источников и выделять главное, проводят математические расчёты. В ходе подготовки, и в процессе защиты проекта происходит развитие речевых умений, все обсуждения ведутся на английском языке. Обсуждение проводится не в форме заготовленных ответов, а в виде естественного обсуждения (учащиеся вынуждены пользоваться английским языком и как средством извлечения информации, и как средством общения). Происходит автоматизация навыков монологической и диалогической речи, а значит и развитие коммуникативной компетенции. При разработке критериев для определения уровня сформированности ключевых компетенций учащихся я руководствовалась требованиями к уровню подготовки выпускников по английскому языку, представленными в Федеральном образовательном стандарте, а также рекомендациями С.С.Татарченковой, изложенными в авторском учебно-методическом пособии «Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность». Учитывая специфику метода проектов, наряду с коммуникативной компетенцией, я отслеживаю развитие умения работать с информацией и решать проблемные задачи. Мониторинг проводится 3 раза в год, который показывает повышение уровня коммуникативной компетенции у обучающихся при изучении английского языка.Таблица 1. Критерии оценивания ключевых компетентностей ^ Ключевые компетенции и их показатели Оценка 0 1 2 Отсутствует Частично присутствует ^ Ярко выражена Коммуникативная компетенция Овладение новыми языковыми средствами Устные монологические высказывания Устные диалогические высказывания Письменная презентация Овладение страноведческим материалом Умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств ^ Информационная компетенция Навыки работы с информацией в учебном предмете Навыки работы с дополнительной информацией Навыки работы при использовании КТ, Интернет-ресурсов ^ Решение проблемы Понимание ситуации проблемы Умение сформулировать проблему Таблица 2. Уровень развития коммуникативной компетенции (мах-2 балла) Список учащих ся 2008-2009 учебный год 2009-2010 учебный год 2010-2011 учебный год октябрь декабрь апрель октябрь декабрь апрель октябрь декабрь апрель №1 0,67 0,83 1 0,83 1 1,2 1 1,2 №2 1 1,2 1,2 1,2 1,3 1,3 1,3 1,5 №3 1,5 1,5 1,7 1,5 1,7 1,8 1,7 1,8 ^ Диаграмма 1.  Уровень развития коммуникативной компетенции в динамике (%).  Наряду с этими показателями можно увидеть, что повысилось и качество знаний учащихся.^ Диаграмма 2. Успеваемость и качество знаний учащихся (%) Технологию метода проектов я использую также во внеклассной деятельности в системе воспитательной работы классного руководителя. Ежегодно мой класс принимает участие в школьном конкурсе социально значимых проектов. В 2008-2009 учебном году проект 5 б класса «Мир имён» занял 2 место, а в 2009-2010 учебном году учащиеся 6 б класса работали над проектом «Моя семья» и стали победителями данного конкурса. Кроме того, с каждым годом увеличивается количество участников и победителей различных конкурсов и олимпиад по английскому языку: Международный конкурс по английскому языку «Британский Бульдог» Год Количество участников Количество победителей на муниципальном уровне ^ Количество победителей на региональном уровне 2009 21 3 0 2010 27 5 1 Всероссийские дистанционные конкурсы по английскому языку: Год Количество участников Количество победителей 2009 5 0 2010 8 3 Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку: Год Количество участников Количество победителей 2009 1 0 2010 3 1 Выводы: Практика показывает, что метод проектов совершенствует культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению языком, т.е. развивает коммуникативную компетенцию. Таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась. Немаловажным показателем являются эмоциональные изменения в развитии школьников. Детям нравится, что они могут продемонстрировать то, что они знают и умеют, не боятся ошибиться, преодолевают языковой барьер. В работе над проектом они учатся сотрудничать и сопереживать. Проявляются творческие способности и активность обучаемых, тем самым повышается интерес учащихся к изучению английского языка, и развивается коммуникативная компетенция. Литература: Новые педагогические и информационные технологии / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат- М., Академия, 2009.-272с. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.:НИИ школьных технологий, 2006.Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. -192 с. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Концепция коммуникативного" обучения иноязычной культуре в средней школе: пособие для учителей / под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. - М.: Просвещение, 1993. - 127 с. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку. / сост.В.Н. Симкин. М.: Дрофа, 2001. Педагогическое мастерство: сборник методических материалов лучших педагогов-предметников в 2006-2008гг. Выпуск 23/ сост.: В.А.Вьюн, Ю.В.Миллер., Ханты-Мансийск: Полиграфист,2008.-244с. Педагогическое мастерство: сборники инновационных программ городских учителей, победителей конкурсного отбора в номинации «Лучший педагог ОУ ХМАО-Югры». Выпуск 7/ сост.: А.В.Младенцев, Е.А.Терентьев. - Ханты-Мансийск: Полиграфист,2008.-316с. Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность, СПб.:КАРО,2008. 2. Палаева Л.И. Подготовка учителя к организации проектной деятельности // Метод проектов: теория и практика. Материалы видеоконференции – электронный адрес – http://www.ioso.ru/distant. Палаева Л.И. Подготовительный этап для организации проектной деятельности учащихся на среднем этапе общеобразовательной школы // Лингвистика и лингвистическое образование в современном мире. Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В.Д.Аракина. – Москва, 2004. – с.339-343. – 0,25 п.л.Интернет-ресурсы:http://festival.1september.ruhttp://www.openclass.ru/lessons/http://pedsovet.orghttp://distant.ioso.ru/ http://www.sch297.ru/school.html?sch002e Яхина Айсылу Фаиловна НРМОУ «Сингапайская СОШ»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :