Реферат«Традиционная и электронная педагогика»План реферата Введение………………………………………………………………………...3 1. Кризис современной педагогики и электронная педагогика 1.1.Анализ причин, характера кризиса в образовании……………..…7 1.2.Актуальные проблемы электронной педагогики………………….10 1.3.Научно-методическое, технологическое, организационное обеспечение электронной педагогики…………………………..…22 2. Современное состояние электронной педагогики и анализ перспектив ее развития 2.1.Анализ передовых научно-методических и дидактических задач электронной педагогики……………….……………………..29 2.2.Анализ передовых технологий электронной педагогики……..…..35 Заключение……………………………………………………….………37 Интернет–список………..……………………………………………….41 Глоссарий…………….……………...……………………………………42 Литература……………………………………………………………….44 ВведениеОбщество конца XX века характеризуется рядом особенностей присущих большинству социумов мира. Это, прежде всего, стремительно развивающаяся научно – техническая революция, которая стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Кроме того, усилившаяся миграция населения, вызванная, как политическим, так и культурными причинами, повлекла за собой необходимость к взаимному приятию различных культур мира. Возросшая потребность в общении между отдельными личностями, группами и сообществами людей стало причиной разработки новейших средств коммуникации. Современному человеку для успешной деятельности в указанный условиях, необходимо учиться всю жизнь, ибо процесса совершенствования современных технологий имеют тенденцию «экспоненциального» развития и усложнения. В реализации этой потребности человека к самосовершенствованию, лучше всего использовать современные информационные и коммуникационные технологии. Освоение индивидом возможностей информационных технологий и технологическое приятие их, позволит ему «виртуально» получать образование в достаточно сжатые сроки, самосовершенствоваться как в профессиональной, так и общекультурной области. В настоящее время уже никого не удивить возможностью выхода в глобальные информационные сети для получения необходимой информации учебного назначения, реализация возможностей мультимедиа – технологий в учебных целях. Немаловажным является тот факт, что быстрота изменений, происходящих в областях, связанных с совершенствованием и развитием информационных технологий, не имеют аналогов в прошлом, а образовательная сфера использует эти технологии самым активным образом. Вышеизложенное определяет необходимость выявления особенностей педагогической науки в современных условиях, пересмотра парадигмы учебного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Также должна совершенствоваться или модифицироваться дидактические принципы обучения, осуществляемого в условиях использования средств информатизации и коммуникации. В России этими проблемами занимается отрасль педагогической науки – «информатизация образования», которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных технологий, реализующих психолого–педагогические цели обучения, воспитания. Российская педагогическая наука с 1985г. активно занимается решением указанных проблем. За это время наметились основные направления научно-исследовательских работ психолого-педагогической науки. Кратко остановимся на их описании. Совершенствование содержания образования, в том числе, - обучения в связи с реализацией возможностей информационных и коммуникационных технологий. Совершенствование методологии и критериев отбора содержания образования на данном этапе развития педагогической науки обусловлено прежде всего необходимостью ориентироваться в образовательном процессе не на получение обучаемым суммы знаний, умений, навыков, а на развитие его интеллектуальных способностей и потенциала. А также на развитие умений самостоятельно извлекать знания в условиях активного использования возможностей современных технологий информационного взаимодействия и прежде всего таких, как «Малтимедиа» и «Виртуальная реальность» Совершенствование педагогических технологий, в том числе методов организационных форм обучения на базе реализации возможностей технологий информационного взаимодействия «Мальтимедиа», «Виртуальная реальность», Телекоммуникации. Это направление исследований характеризуется созданием педагогических технологий, методических систем обучения, ориентированных на формирование умений осуществлять учебную деятельность по самостоятельному представлению и извлечению знания, на осуществление деятельности по сбору, обработке, транслированию информации, при использовании современных методов и средств формализации знания, средств информационного взаимодействия и коммуникации. Это направление исследований, прежде всего, охватывает разработку и использование интегрированных обучающих систем, реализующих возможности «Мальтимедиа», как наиболее популярной в России технологии информационного учебного взаимодействия. Перспективной здесь можно считать разработку и применение обучающих систем интегрированного характера, использующих современные технологии в процессе решения комплексных педагогических задач. Реализация возможностей ресурсов телекоммуникационных сетей как глобальной среды непрерывного образования. Здесь перспективным направлением является разработка научно-педагогических основ создания и использования Глобальной информационной среды педагогической науки на основе создания Единого образовательного пространства регионального масштаба. Образовательные стандарты применения информационных технологий в процессе изучения общеобразовательных предметов. Перспективным становится разработка образовательных стандартов в области применения современных технологий в процессе изучения групп общеобразовательных дисциплин. Эти исследования предполагают как выявление содержательных линий изучения закономерностей данной предметной области, так и основных средств информационных технологий, используемых в науке и технике в процессе исследования ее закономерностей. Педагогико-эргономическая оценка средств вычислительной техники, используемых в системе непрерывного образования. Это направление предполагает разработку психолого-педагогических, технических, эстетических требований к средствам вычислительной техники, средствам информатизации и коммуникации, используемым в образовательных целях. Перспективными разработками в этой области является создание отраслевых стандартов на комплект учебной вычислительной техники, на базовое и прикладное программное обеспечение, на основе которых должны разрабатываться организационно – методические документы и инструкции. Важным направлением исследований является также разработка педагогических и гигиенических рекомендаций по оснащению и оборудованию учебных кабинетов. Этими проблемами в России занимаются коллективы специалистов, которые осуществляют оценку психологического воздействия и возможные гигиенические последствия использования информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях. Выше представлены основные направления исследований, которые занимают существенное место в современных отечественных и зарубежных педагогических трудах. В данной работе осуществлена попытка системно-педагогического анализа современного состояния е-педагогики.^ 1. Кризис современной педагогики и электронная педагогика Анализ причин, характера кризиса в образованииК концу XX-го столетия почти во всех развитых странах мира сформировалось массовое недовольство современным образованием, которое касается разных секторов и разных сторон этой разветвленной системы. Больше всего претензий к общеобразовательной школе, однако, и в высшей школе существуют проблемы, вызванные кризисом в общеобразовательной системе. В этой связи говорят не только о кризисе в педагогике, но кризисе цивилизации, о смене парадигмы педагогического мышления и даже о кризисе человека и о необходимости его переделки. Обучение знаниям и основам наук, видимо, исчерпало себя и завело педагогику в тупик. Сегодня в процессе обучения нужно формировать способности и учить обобщенным способам деятельности. Для анализа причин кризиса в образовании, рассмотрим, вкратце, историческое развитие педагогики. Исторически развитие педагогики, а вместе с тем, развитие способов и методов обучения, проходило по следующему пути. На заре развития цивилизации дети овладевали навыками бытовой деятельности, подражая находившимся рядом взрослым людям, как правило, родителям. Первое революционное изменение методов обучения состояло в проявлении профессии учителя, т.е. человека, специализация которого состояла в обучении других людей тем или иным навыкам, в передаче им знаний и умений. Вторая революция произошла при замене устного обучения письменным, или, иными словами, при переходе к принципиально новому способу накопления знаний. Если раньше знания фиксировались только в памяти человека (учителя), то с возникновением письменности возникла возможность громадного их накопления. Еще больший качественный сдвиг произошел при появлении книгопечатания с его принципиально новыми возможностями тиражирования книг. Здесь можно говорить о третьей революции, когда при помощи книг появилась возможность передачи одному человеку обобщенного опыта т результатов мышления многих людей. В течение многих веков от эпохи Возрождения вплоть до нашего времени развитие образования происходила весьма интенсивно в условиях бурного роста знаний во всех предметных областях. В нашем веке объем знаний, причем в условиях их лавинообразного роста, достиг таких ошеломляющих размеров, с которыми отдельному человеку трудно справиться даже при использовании современных информационных технологий. Иллюстрацией этого является оценка специалистов по информационным технологиям, считающих, что на сегодняшний день человек может освоить не более нескольких процентов информации, расположенной в сети Интернет. Тем не менее, происходящий на наших глазах процесс компьютеризации обучения рассматривается специалистами как четвёртый революционный скачок в образовании. Таким образом, в течении 1900 лет развития нашей цивилизации большинство населения осваивало трудовую деятельность, непосредственно перенимая и продолжая деятельность своих родителей, грамотность и образование были репродуктивны и элитарны. В ХХ-м веке образование необходимо большинству населения. Здесь и возникает ситуация кризиса, когда образование начинает отставать от темпов изменения жизни. Знания быстро устаревают морально. Образовательный цикл сокращается. Подводя итог вышеизложенному, можно обозначить следующие причины указанного кризиса. 1. Историческая причина. Процесс развития цивилизации как системы, состоит из чередующихся этапов рассвета, падения и разрушения. Это вызвано общностью законов развития природы и общества. Согласно философским законам развития, одна форма существования общества сменяется другой, причем процесс перехода носит революционный характер. Каждая революция влечёт за собой переход на более высокую ступень развития. Каждый уровень характеризуется развитием более прогрессивных методов обучения, что было обозначено выше. 2. Социальная причина. Суть её заключается в том, что в социальной сфере происходит переориентация на индивид, на личность. Следует отметить, что в социальной сфере тоже наблюдается смена ориентации общества. Различаются социоцентрическая и антропоцентрическая ориентированность общества. В первом случае человек рассматривается как частица социума, а образование как процесс социализации и профессионализации индивида. Суть другой направленности заключается в провозглашении самоценности личности, а образование понимается как процесс свободного и всестороннего развития личности. Общество требует от школы подготовки свободной, самостоятельной, сознательной и ответственной личности. Личности, умеющей предвидеть препятствия, преодолевать их, владеющей навыками самосовершенствования. Актуальные проблемы электронной педагогики. Формирование системы проблем – это важнейший шаг в развитии новой электронной педагогики. Эти проблемы в своей основе похожи на проблемы традиционной педагогики, но имеют свои особенности и акценты. Поэтому рассмотрим психолого-педагогические проблемы Э-педагогики (или Е-педагогики), акцентируя внимание на Интернет-обучении. Эти проблемы надо решать в комплексе, иначе придется только «латать дыры» в уже созданной информационно-образовательной среде. Перечислим выявленные, на сегодняшний день, проблемы электронной педагогики. 1. Проблема отсутствия теории обучения в современных информационно-образовательных средах, и как ее составной части отсутствие понятийно – категориального аппарата. Видимо ни одна из существующих в настоящее время теорий обучения не может быть непосредственно использована для обучения в виртуальной образовательной среде и существующие попытки строить компьютерное и Интернет – обучение в соответствии с ними оказались малоэффективными. Неудовлетворительное состояние понятийно – терминологической проблемы подтверждает хотя бы частный пример многозначного смысловые значения одного специфического средства обучения, имеющего различные названия в научно – педагогической среде, а именно: электронный учебник, компьютеризированный учебник, автоматизированная обучающая система, среда. В конце концов, всю эту совокупность назвали электронные издания учебного назначения, хотя это тоже не установившееся понятие. Здесь имеет смысл пояснить, что такое теория, какие ее признаки. Какие теории существуют в педагогики сейчас. На бытовом уровне это ассоциируется с описания какого-то явления. До сих пор под теорией в гуманитарных науках понимают, как и при командно – административной советской системе, следующее «Теория- система руководящих идей в той или иной области знаний; обобщенный опыт людей; совокупность знаний о природе и обществе, накопленных в ходе общественно – исторической жизни». Поэтому в учебниках по педагогике можно встретить разделы по названиям теории обучения, например, ассоциативно – рефлекторная, поэтапного формирования умственных действий, и т.д. где на словах описывается некоторые положения и идеи. Это правильнее назвать подходами, не теориями. В жизни все, естественно, сложнее и не так. В наиболее доступной и сжатой форме о существе теории сказано Ю.Г. Фокиным.[1]. Теория-система взаимосвязанных утверждений. Она должна содержать средства описания и предсказания, формулировки законов, объяснения феноменов и эмпирических зависимостей. Теория неразрывно связана с языком, отражающим ту концепцию, которая избрана автором теории. Началом и базой любой теории является понятийно - терминологический аппарат. В роли слов такого языка выступают термины, а в качестве терминов иногда используются слова обычного языка. При этом нужно учитывать, что слова любого языка, используемого для общения между людьми, могут использоваться для разных целей. «Договоримся о словах» - так начинали диспут древние греки – поскольку знали правило - «правильно называть - правильно понимать». Френсис Бэкон по аналогичному поводу писал: «Споры ученых мужей часто заканчиваются на уровне терминологии». Тем не менее, нужно помнить, что обыденные значения слов, используемых в качестве терминов, могут вызывать вредные для строгости рассуждения, ассоциации и стать источником недоразумений. Термин обозначает понятие, но не раскрывает его. Именно поэтому для устранения разного понимания терминов при обсуждении сложных проблем рекомендуется заменять термины соответствующими им развернутыми определениями понятий. Для заземленных практиков можно считать, что научная теория представляет собой систему правил и принципов (т.е. исходных положений), регулирующих функционирование и развитие изучаемых объектов [2]. Она описывает устойчивые, повторяющиеся свойства и отношения, имеющие универсальный характер в изучаемой области. В естественных и общественных науках такая универсальность выступает как закон данной предметной области. Методология - система принципов и правил, используемых в какой-либо целенаправленной деятельности. 2. Проблема оптимального состава учебно-методических комплексов (УМК – см. рис. 1) для эффективного обучения в современных информационно-образовательных средах (ИОС) и размещения его дидактических элементов на различных носителях (бумажных, сетевых, CD и т.д.) и методик обучения. Проблема кроется, например, в определении пропорций размещения элементов УМК на разных видах носителей информации для обучения с максимальной степенью эффективности. Эта проблема должна рассматриваться на основе психолого-педагогических теорий. Здесь же возникает проблема структурирования содержания учебных материалов в каждом элементе УМК. Решение данной проблемы сопрягается с проблемами стандартизации в образовании и решается ее средствами и методами (IMS,SCORM и т.д.). Рис.1. Типовой состав УМКДля надежности многие элементы УМК дублируются на различных носителях. 3. Проблемы оптимизация психолого – эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания. Учебная информация, расположенная на элементах УМК (учебнике, стади–кейс и т.д.) может быть представлена либо в текстовой форме, либо в форме звукоряда, либо в виде схемы – образов, видеоряда и т.д. или при их сочетании. При этом должны быть соблюдены эргономические и санитарно-гигиенические требования. Эта проблема связана с психолого-лингвистическими особенностями восприятия человеком учебного материала с экрана компьютера и использованием психологических характеристик пользователей в системе открытого образования. Здесь необходимо проводить исследования в направлениях использования психологических теорий восприятия человеком учебного материала, использования психологических характеристик пользователей в ИОС, темпа усвоения обучаемыми материала с экрана и др. 4. Проблема готовности преподавателей и обучаемых к включению в современную ИОС. Становление и развитие системы открытого образования (СОО) без специально подготовленных и высоко мотивированных преподавателей (тьюторов, менеджеров образования) невозможно. Обычно получается так, что на начальном этапе становления СОО руководство образовательного учреждения, приняв решение о переходе в СОО, стремится в первую очередь оснастить образовательное учреждение современными компьютерами, объединить их в сеть, подключиться к Интернет, поставить современное программное обеспечение, и тем самым они полагают, что при этом учебный процесс развернется сам собой. Эта типичная ошибка игнорирования системного подхода, который требует учитывать элементы, по крайней мере, канонической педагогической системы, включающей в себя содержание обучения, преподавателей, студентов, технологическую подсистему, объединяющую в себе средства, методы и формы. Таким образом, решение этой проблемы включает в себя подготовку участников образовательного процесса, как в области средств информационных и коммуникационных технологий, так и педагогики современных информационно- образовательных сред. Анализ программ подготовки показывает, что основное внимание до сих пор уделяется подготовке в области средств информационных и коммуникационных технологий, основываясь на ошибочной посылке о том, что знание и умение преподавателя использовать возможности средств ИКТ автоматически позволит эффективно использовать их в учебном процессе. Анализ многочисленных программ подготовки преподавателей позволил автору сформировать вариант учебной программы. Действительно, чему же учить преподавателей, большинство из которых проводят занятия в традиционном очном варианте? Обучение в СОО проводится преимущественно с применением средств компьютерных и телекоммуникационных технологий. Однако это не означает, что преподаватель должен изучить только свойства и как пользоваться средствами компьютерных и телекоммуникационных технологий. Не отрицая важности этого раздела, подчеркнем, что содержание обучения должно включать и другие темы, о которых мы поговорим ниже. Идеи основных разделов, которые автор хотел представить в программе, это то, что преподаватель должен иметь представление в какой системе образования ему предстоит работать (это, очевидно, СОО); как готовить учебно-методический материал; как преподавать, используя все дидактические, технические и другие возможности системы; правовой статус преподавателя, и, прежде всего, - какие права и обязанности имеет преподаватель как субъект образовательного права. Уровень развития общества определяется уровнем его интеллектуализации, его способностью производить, усваивать и практически использовать новые знания, приборы и материалы, а также новые технологии, т.е. новые формы и методы организации труда. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах: - в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей); - в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; - в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать; - во владении основами аналитической переработки информации; - в умении работать с различной информацией; - в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности. Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. 5. Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса Вообще говоря, воспитание считают достаточно часто основной категорией педагогики. Однако этим термином в педагогической литературе обозначается пять разных понятий: воздействие на человека социального строя и окружающей действительности (1); передача новым поколениям накопленного общественно-исторического опыта (2); весь учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении (3); специальная воспитательная работа для формирования системы определенных убеждений и взглядов (4); формирование отдельных качеств (5). Фактически первое из перечисленных значений термина воспитание является объектом исследований социологии, второе носит философский характер, третье является синонимом термина «образовательный процесс» (на основе которого педагогика оказывается наукой об образовании, в которое входит и воспитание, и обучение). Наконец, именно четвертое значение с добавлением ограничения «в образовательном учреждении» соответствует тому, что вкладывается в понятие «воспитание школьника», «воспитание студента», как в специфическую деятельность школьных педагогов-воспитателей или руководящего и преподавательского состава высшего учебного заведения, направленных на становление у воспитываемого желаемых нравственных качеств. Чаще всего в педагогической литературе не указывается о каком из значений термина «воспитание» идет речь: считают, что это значение легко определяется из контекста. Это, конечно, допустимо, но только не в случае, когда речь идет о предмете научного направления, педагогики в целом. Процессы усвоения социальных норм начинаются у индивида еще в младенчестве, а все более разнообразное осознание особенностей жизни в конкретном обществе продолжается всю жизнь. По своей сути, это все процессы, обеспечивающие становление личности, результат которых обозначается термином «социализация», которым и целесообразно пользоваться. Приняв в качестве основы определение, что воспитание в высшей школе специальная работа сотрудников вуза, направленная на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств, предусмотренных получаемым образованием, можем представить объем работы в этом направлении, даже в традиционном вузе при очной форме обучения. Мало кто еще задумывался, что и как надо делать со студентами в виртуальных вузах в части воспитательной работы [4]. 6. Валеологические проблемы Валеология рассматривается как наука о здоровье, здоровом человеке. Само слово «valeo» -здравствовать, быть здоровым, впервые появилось в 1980 году в публикациях И.И.Брехмана . В системах социальных ценностей и приоритетов любого общества здоровье человека занимает важное место. Будучи одним из показателей общественного прогресса и своеобразным зеркалом социально – экономического благополучия страны, здоровье является мощным социальным, оборонным, культурным и духовным потенциалом любого общества. Здоровье – динамическое состояние физического, духовного и социального благополучия, обеспечивающее полноценное выполнение человеком, трудовых, психических и биологических функций. Настоящее время разработка теории здорового образа жизни (ЗОЖ) является неотъемлемой частью теории здоровья. ЗОЖ - типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности, регулируемых ими, и укрепляющая адаптивные возможности организма. ЗОЖ - это не просто специальная деятельность, направленная на сохранение, улучшение здоровья, а организация всей жизнедеятельности человека, способствующая сохранению и совершенствованию его здоровья. Можно сформулировать качественные критерии ЗОЖ: - высокая социальная, трудовая, физическая активность; - высокая нравственность; - исключение вредных для здоровья привычек (курение, переедание, злоупотребление алкоголем и т.п.). ЗОЖ непременно предполагает присутствие трех названных компонентов одновременно. Основные элементы ЗОЖ: - культура учебного и производственного труда, межличностного общения и поведения в коллективе; - самоуправление и самоорганизация; - сексуальное поведение: - организация режима питания, сна, пребывания на свежем воздухе, индивидуально-сообразного режима двигательной активности; - выполнение санитарно-гигиенических требований; - закаливающие процедуры; - преодоление вредных привычек; - содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность. При Интернет-обучении в СОО проблемы сохранения здоровья и пропаганды здорового образа жизни студентов и преподавателей актуализируются и требуют разработки новых подходов для своей реализации. 7. Проблемы качества учебного материала, качества обучения и соответствия образовательным стандартам. Предложенный список основных психолого-педагогических проблем, естественно, нельзя считать исчерпывающим, т.к. стремительно развивающиеся информационные и телекоммуникационные технологии, постоянно ставят перед педагогами и психологами новые вопросы. Научно-методическое, технологическое, организационное обеспечение электронной педагогикиНаучно-методическое, технологическое, а также организационное обеспечение может быть осуществлено на базе научных исследований в области информатизации образования. Такого рода исследования проводятся в Институте информатизации образования Российской академии образования. Рассмотрим эти направления научных исследований. 1. Развитие теоретической базы информатизации непрерывного образования в условиях глобальной коммуникации современного общества. Это направление предполагает проведение фундаментальных исследований педагогической науки в области разработки научной базы информатизации общего, профессионального и дополнительного образования в условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации современного общества на базе комплексного решения педагогических (в том числе дидактических, методических), технологических, программно-аппаратных, технических, эргономических проблем развития образования. В исследованиях рассматриваются понятийно-философские (в области процессов информатизации, коммуникации, автоматизации сферы образования), научно-педагогические, физиолого-гигиенические, инженерно-программистские, эргономические, социально-экономические аспекты современного образования, исследуются его общие закономерности и особенности в связи с использованием информационных и коммуникационных технологий, разрабатываются также концептуальные модели и прототипы. 2. Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества, а также в связи с реализацией возможностей коммуникационных технологий в области использования информационного ресурса. Совершенствование методологии и критериев отбора содержания образования на данном этапе развития педагогической науки обусловлено, прежде всего, необходимостью ориентироваться в образовательном процессе не на получение обучаемым суммы знаний, умений, навыков, а на развитие его интеллектуального потенциала, на развитие умений самостоятельно извлекать знания в условиях активного использования возможностей современных технологий информационного взаимодействия и, прежде всего, таких как Мальтимедиа, Телекоммуникации, "Виртуальная реальность". Возможности этих технологий позволяют включать новую тематику, отражающую современные научные достижения, изучение сути которых до недавнего времени не представлялось возможным из-за трудностей понятийного характера или сложностей, связанных с необходимостью обработки больших объемов информации для ее учебной интерпретации. Современные подходы в области формализации знания, структуризации учебного материала позволяют снять самое главное ограничение, обуславливаемое перегрузкой обучаемого. В отличие от традиционно представляемого учебного материала в виде линейных структур, современное гипертекстовое и/или гипермедийное представление учебной информации позволяет значительно увеличить объем материала, расширив как тематику, так и спектр его представления, облегчая поиск, интерпретацию, выбор нужного аспекта. Таким образом, данное направление научных педагогических исследований предполагает, во-первых, выявление условий реструктурирования содержания обучения в соответствии с отходом от линейных форм представления учебного материала, во-вторых, включение новой тематики, отражающей современные достижения науки и технологии, в-третьих, интеграцию предметных областей или тем, ставших уже традиционными, в-четвертых, разработку содержания и структуры корпоративных информационных систем и сетей образовательных учреждений, а также распределенных информационных ресурсов образовательных систем, функционирующих на базе телекоммуникаций. При этом важной инновацией является использование распределенного информационного ресурса образовательного назначения, обуславливающее тенденцию развития открытого образования. 3.Совершенствование методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, продуцированию информации. Это направление исследований характеризуется созданием педагогических технологий, методических систем обучения, ориентированных на формирование умений осуществлять учебную деятельность в области: поиска информации, представленной в электронном виде (литературные первоисточники, научно-практические и учебно-методические материалы, электронные копии документов), в том числе на базе использования распределенного информационного ресурса Всемирной сети Интернет; создания самостоятельных работ, в том числе и компьютерных презентаций, на базе реализации возможностей технологии Мальтимедиа, Геоинформационных технологий, а в перспективе - технологии "Виртуальная реальность"; реализации различных видов информационного взаимодействия с изучаемыми объектами, процессами, явлениями как реально протекающими, так и представленными виртуально электронными средствами обучения. Это направление исследований, прежде всего, охватывает разработку и использование интегрированных обучающих систем, реализующих возможности таких технологий как Мальтимедиа, Телекоммуникации, Геоинформационные, а в перспективе - "Виртуальная реальность" в процессе решения комплексных педагогических задач. Педагогические цели при этом определяются возможностью реализации интенсивных форм и методов обучения, повышением мотивации обучения за счет информационно-емкого и эмоционального общения пользователя с виртуально представленными изучаемыми или исследуемыми объектами, процессами, явлениями или рассматриваемыми сюжетами и ситуациями на основе применения современных средств обработки аудиовизуальной информации, формирования умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности с распределенным информационным ресурсом Всемирной сети Интернет. 4. Развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации современного общества. Это направление исследований ориентировано на разработку методики формирования научных основ информатики, информационных и коммуникационных технологий как базового учебного предмета в области информатизации образования. В современных условиях различные виды интеллектуальной и практической учебной деятельности, а также учебные работы с использованием средств ИКТ осуществляются определенными приемами, которые опираются на закономерности информатики как фундаментальной науки и представляются ее практическими методами и средствами, в том числе - поиск^ 2. Современное состояние электронной педагогики и анализ перспектив ее развития 2.1. Анализ научно-методических и дидактических задач электронной педагогики Общепризнано, что классическая образовательная парадигма, идущая от трудов Я.А.Коменского, переживает кризис. Меняются представления о месте и роли информационных технологий в обществе. Естеств