«Проблемы развития туризма в Ульяновской области» №п/п Наименование проблемы Характеристики проблемы Краткое описание Значение в Ульяновской области В среднем по Приволжскому федеральному округу В среднем по России 1 2 3 4 5 6 1. Нормативно-правовое, организационно-методическое обеспечение управления развитием туризма, повышение квалификации кадров 1.1. Слабая нормативно-правовая база, регламентирующая туристическую деятельность на территории Ульяновской области В настоящее время областная нормативно-правовая база представлена распоряжением Главы администрации области от 19.08.2002 г. N 700-р "О лицензировании турагентской деятельности", что недостаточно для решения проблем, на решение которых нацелена данная Программа В республиках Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Чувашской Республике; Астраханской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Саратовской областях существует нормативно-правовая база, представленная преимущественно в форме областного или республиканского закона о туризме Принятие нового Федерального закона "О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации" отложено на неопределенный срок. Туристскую деятельность на федеральном уровне регламентирует Федеральный закон от 26.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон от 19.01.1996 г. N 2-ФЗ "О защите прав потребителей" и т.д. Слабая нормативно-правовая база области не позволяет решать многие проблемы, связанные с регулированием туристической деятельности, поощрением инвестиций в развитие туризма, обеспечивать развитие туристической индустрии до конкурентоспособного уровня, защиту интересов областных субъектов туристической индустрии, защищать права потребителей туристических услуг 1.2. Отсутствие программ развития туризма в большинстве муниципальных образований области Разработана и утверждена программа развития туризма г. Ульяновска. По остальным муниципальным образованиям информация отсутствует В республиках Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Чувашской Республике; Астраханской, Нижегородской, Оренбургской Пензенской, Пермской, Саратовской областях существуют программы развития туризма. Программа развития туризма Чувашской Республики разрабатывалась при поддержке Европейского союза Отсутствует федеральная программа развития туризма, не сформирована национальная концепция Отсутствует методика оценки туристского потенциала муниципальных образований, работа построена преимущественно на энтузиазме местных краеведов. Разработанная Программа позволит муниципальным образованиям получить образец разработки программ и представление обосновных приоритетах развития туризма на местах 1.3. Отсутствие координирующего органа, занимающегося вопросами развития туризма на территории области В настоящий момент отсутствует единый комитет при областной администрации и координирующие органы при администрациях муниципальных образований области, занимающиеся вопросами развития туризма В большинстве областей и республик Приволжского федерального округа созданы комитеты по туризму при областных и республиканских администрациях 19 ноября 2004 года Указом Президента Российской Федерации - "О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту" создано Федеральное агентство по туризму, среди задач которого - координация действий по развитию туризма в Российской Федерации Отсутствие единой структуры, отвечающей за вопросы развития туризма, при администрации Ульяновской области приводит к нескоординированности действий, отсутствию единых приоритетов и стратегии развития отрасли. Наличие структуры позволит координировать усилия агентов туристской индустрии по развитию туризма, своевременному выявлению и устранению проблем развития 1.4 Слабая система подготовки кадров для туристической отрасли Единственной базой для подготовки экскурсоводов являлась организация "Ульяновск-турист", которая в настоящее время не ведет такой деятельности В большинстве областей и республик Приволжского федерального округа созданы школы экскурсоводов, открыты программы туристического и гостиничного бизнеса при университетах В государственном образовательном стандарте Российской Федерации введены программы подготовки кадров для туристской индустрии всех уровней Ранее существовавшие центры по подготовке экскурсоводов были расформированы. Большинство работающих экскурсоводов пенсионного возраста. Отсутствует база подготовки молодых специалистов. В области имеется ресурс для подготовки гидов и экскурсоводов. Необходимо предпринять организационные меры. Кадры для гостиничного бизнеса и туристического администрирования можно готовить за пределами области в устоявшихся школах, с перспективой открытия центров подготовки на базе университетов области 1.5. Слабая система сертификации туристических услуг и агентов туристической индустрии Сертификация проводится только в пределах требований федерального законодательства На базе Самарской области начинается процесс формирования сертификации Нет закона о сертификации. Действует Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Отсутствие сертификации на уровне области лишает возможности контролировать процесс развития отрасли, предупреждения негативных явлений, влиять на качество предоставляемых туристических услуг. Косвенным методом воздействия на агентов туристического рынка должно стать введение областной марки качества туристских услуг, позволяющей агенту туристского бизнеса, кроме повышения имиджа своей продукции, получить информационную поддержку своей деятельности на уровне областной администрации ^ 2. Развитие туристской инфраструктуры и межотраслевой координации 2.1. Недостаточное развитие материально-технической базы внутреннего и въездного туризма Большинство объектов инфраструктуры туризма требует восстановления Во многих субъектах Приволжского федерального округа выделяются бюджетные средства на развитие материально-технической базы туризма, идет строительство гостиничных комплексов, создается парк туристического автотранспорта В среднем идет увеличение гостиничного фонда мирового уровня, появляются новые объекты туристической инфраструктуры, обновляется транспортный парк Материальная база туризма характеризуется высокой степенью морального и физического износа, неудовлетворительным состоянием большинства объектов показа, дефицитом современных объектов размещения и неразвитостью таких важнейших элементов туристской инфраструктуры, как транспорт и связь, сеть развлекательных услуг, обеспеченность туристским инвентарем. Решение данной проблемы возможно через адресную поддержку уникальных объектов, представляющих интерес для туристов (например, единственный в России Музей гражданской авиации), привлечение инвесторов под строительство и реконструкцию туристских объектов, объектов туристской инфраструктуры 2.2. Дефицит туристской сувенирной продукции Практически отсутствуют сувениры с символикой г. Ульяновска, г. Димитровграда, других муниципальных образований, памятных мест и событий. Народный промысел практически не поставлен на промышленную основу Во многих объектах Приволжского федерального округа есть большой выбор сувенирной продукции В среднем по России достаточно большой выбор сувенирной продукции В Ульяновской области практически отсутствуют современные сувенирные изделия, связанные с турпродуктами области, несмотря на наличие коммерциализованных народных промыслов, связанных с изделиями из глины, поделками из симбирцита. Организация конкурсов на сувенирную продукцию с тематикой турпродуктов области позволит сориентировать производителей на производство местной сувенирной продукции без привлечения дополнительных средств 2.3. Неразвитость системы быстрого питания На территории Ульяновской области практически отсутствует сеть быстрого и недорого питания для туристов за исключением шашлычных В Республике Татарстан действует ряд сетей быстрого питания, аналогичная ситуация в Самарской, Саратовской областях и т.д. В России развивается несколько отечественных сетей быстрого питания и зарубежные по договорам франчайзинга Привлечение большого потока туристов может столкнуться с проблемой ограниченного предложения возможности качественного и быстрого питания. Необходимо провести ряд мер по поддержке собственных предпринимателей и созданию благоприятных условий для внешних предпринимателей, готовых создать на территории области сеть быстрого питания 2.4. Отсутствие площадок парковки автотранспорта при большинстве туристических объектов В г. Ульяновске возможность парковки туристского автотранспорта только около Ленинского мемориального центра. Нет места для парковки транспорта у крупнейшего в Поволжье государственного историко-мемориального заповедника "Родина В.И. Ленина". Другие площадки также не оборудованы для парковки автотранспорта В ряде городов Приволжского федерального округа существует аналогичная проблема, тем не менее монтируются площадки для парковки туристкого автотранспорта Ситуация аналогичная ситуации в городах Приволжского федерального округа Администрации муниципальных образований практически не рассматривают данную проблему. Задача областной администрации рекомендовать местным администрациям включить данную проблему в перечень мероприятий по благоустройству муниципальных образований ^ 3. Формирование областного турпродукта 3.1. Расширение круизного туризма по реке Волге Транспортная проблема, состояние речного порта, объектов показа и недостаточное количество экскурсоводов не позволяет развивать этот вид туризма. В области нет ни одной "зеленой" стоянки для туристических теплоходов. В 2002 году из более чем 40 круизных судов, проходивших по р. Волге, через Ульяновскую область, остановку в регионе сделали всего 19 В 2001 году в Нижегородской области действовали 3 стоянки для туристических теплоходов, в Республике Марий Эл - 2 стоянки, в Республике Татарстан - 3 стоянки, в Чувашской Республике - 1 стоянка В настоящее время на рынке речных круизов России преобладает спрос с иностранной стороны: в 2001 г. - около 90 тысяч, а в 2002 г. - около 100 тысяч иностранных туристов путешествовало на круизных судах по рекам России. Всего по рекам России курсирует около 50 комфортабельных судов, их средний возраст около 20 лет. Сектор для внутренних туристов значительно уже, их обслуживает гораздо меньшее количество судов, многие из круизных теплоходов переходят на обслуживание иностранцев Недостаточно используются рекреационные ресурсы р. Волги. Несогласованны действия туристических и транспортных фирм. Необходимо организовать переговоры между транспортными компаниями и ведущими туристическими фирмами области по проблемам включения Ульяновской области в пункты остановки экскурсионного показа всеми проходящими мимо туристскими речными маршрутами. Администрациям муниципальных образований, на территории которых размещены речные порты или причалы (г. Ульяновск и др.), совместно с заинтересованными туристскими структурами провести благоустройство стоянок и подъездов к ним 3.2. Развитие культурно-познавательного туризма (исторический, археологический, этнический) На государственном учете состоит около 2,6 тысячи недвижимых памятников истории и культуры. Историко-культурное наследие Ульяновской области, представленное также 29 музеями, создает достаточный потенциал для успешного развития в области культурно-познавательного туризма. Но удовлетворительное состояние объектов показа в связи с недостаточным финансированием, отсутствие достаточного количества квалифицированных экскурсоводов не позволяют развивать данное направление В Республике Татарстан отреставрировано большинство объектов исторического туризма, организуется археологический туризм на площадках в с. Болгары По России данные виды туризма набирают популярность. Разрабатываются этнические маршруты, этнические деревни, развивается исторический и археологический туризм Несмотря на наличие на территории Ульяновской области уникального потенциала под развитие данных видов туризма, организованная работа по ним еще не проводилась, что приводит к большим потерям в форме неполученного дохода от данных видов деятельности 3.3. Развитие социального туризма Наличие в регионе относительно недорогих пунктов питания и средств размещения может стать основой для развития социального туризма. Средняя стоимость гостиничных услуг в Ульяновской области - 203 руб. Минимальная стоимость гостиничных услуг в Самаре - 500 руб., в г. Казани - 460 руб., в Нижнем Новгороде 380 руб., в Саратове - 250 руб. в сутки. Таким образом, с точки зрения размещения туристических групп школьников, малообеспеченных, студентов , Ульяновская область наиболее привлекательна Развитие социального туризма ставится в ряду приоритетов развития туризма на территории Российской Федерации. Социальный туризм прописан отдельным параграфом в проекте нового закона "О туризме и туристской деятельности", выносимом на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации В Ульяновской области практически не осталось организаций, занимающихся социальным туризмом, в то же время уровень доходов большинства населения области не позволяет развивать иные, более дорогие виды туризма 3.4. Развитие аграрного туризма В области данное направление не задействовано, несмотря на реально имеющиеся возможности В Чувашской Республике аграрный туризм рассматривается в связке с этнографическим туризмом Во Владимирской области, Красноярском крае развитие аграрного туризма стало частью программы развития въездного туризма и социально-экономического развития села Данная тема не рассматривалась на территории Ульяновской области, не смотря на ее потенциал. Аграрный туризм предполагает направления, связанные с организацией социального и этнографического туризма на территории сельской местности, а также делового туризма с целью показа потенциальным инвесторам объектов вложений. Данный вид туризма может быть включен и в программу социально-экономического развития сельских территорий, как источник доходов 3.5 Развитие экологического и рекреационного туризма Наличие на территории области более 14 государственных заказников, более 95 памятников природы, более 100 зони баз отдыха в различных районах может стать базой для развития экологического туризма, но главными проблемами являются отсутствие подготовленных специалистов для работы в сфере экотуризма, отсутствие на экологических объектах необходимой инфраструктуры для комфортного и познавательного отдыха Данное направление туризма активно развивается в Самарской области, Астраханской области, Чувашской Республике, Республике Татарстан По оценкам Всемирной туристской организации экологический туризм в настоящее время является одним из наиболее перспективных направлений развития туризма не только в России, но и в мире. Россия обладает достаточными ресурсами для развития данного вида туризма, но отсутствие программы по его развитию, включающей комплекс мероприятий, является фактором, сдерживающим его развитие Экологический туризм на территории области находится на самодеятельном уровне. Между тем спрос на организованный туризм в этой сфере постоянно растет, что можно учитывать как дополнительный источник дохода для содержания особо охраняемых территорий. Для развития данного направления потребуется совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с охраной природных объектов при вопросах их аренды, других видов использования в целях туризма 3.6. Потребность репозиционирования идеи "Родина В.И. Ленина" Во времена СССР туристский бренд "Родина В.И. Ленина" привлекал до1000000 туристов ежегодно Нет информации о новом использовании имиджа Ленина в турпродуктах Приволжского федерального округа В Москве появляются туристические организации, создающие новые туристические продукты, связанные с В.И. Лениным Необходимо поддерживать исторически сложившийся туристический продукт "Родина В.И. Ленина", разработав на его основе новые продукты, рассчитанные на национальный туристический рынок и международный туристический рынок. Основной приток туристов на данный продукт можно ожидать из дальнего зарубежья, что представляется стратегически важным, так как именно этот поток наиболее платежеспособен 3.7. Развитие тематических парков На территории Ульяновской области отсутствует тематический парк Нет информации о тематических парках в регионах Приволжского федерального округа Есть тематические парки в Москве, Санкт-Петербурге, планируется во Владимирской области На территории области находится уникальная зона в 30 км от г. Ульяновска, сочетающая в себе потенциал для исторического, археологического, этнического туризма - Ундория. Создание тематического парка "Страна Ундория" позволит сформировать конкурентоспособный продукт на территории Приволжского федерального округа, способный привлечь значительное число туристов в область ^ 4. Продвижение областного турпродукта 4.1. Отсутствие специализированых мероприятий и форумов, посвященных областному туризму Информация о мероприятиях отсутствует Мероприятия проходят регулярно в Самарской области, Республике Татарстан, Чувашской Республике Основные туристические центры России, например, Москва и Московская область, Санкт-Петербург, города и области Золотого Кольца и др. регулярно проводят туристские форумы Отсутствие специальных форумов, посвященных туризму, делает область "невидимой" на национальном и международном туристическом рынке, осложняет задачу местных агентов туристического бизнеса осуществлять профессиональные контакты. Решением может стать регулярное проведение туристических мероприятий, которые сами могут стать поводом для туризма. К таким мероприятиям можно отнести планируемые фестиваль музеев и туристический форум 22 апреля 4.2. Отсутствие контактов с международными фондами, способствующими развитию туризма Информация о мероприятиях отсутствует Контакты налаживаются в Самарской области, Республике Татарстан, Чувашской Республике. В Чувашской Республике программа развития республиканского въездного туризма разрабатывалась при участии и финансовой поддержке Европейского союза Санкт-Петербург получил многомиллионную поддержку развития туризма от Программы развития Организации Объединенных Наций Отсутствие контактов не позволило получить своевременную информацию о возможности включения в программы Европейского союза по развитию туризма на территории Российской Федерации. Опыт Чувашской Республики показал, что включение в проект возможно с момента планирования действий по развитию туризма, разработке программ развития туризма. В настоящей Программе предусмотрена деятельность по расширению информационным обменом на межрегиональном и международном уровне для расширения возможностей области в сфере туризма 4.3. Слабая организация информационно-рекламного продвижения регионального турпродукта Отсутствие информационной поддержки со стороны администрации области: тематического сайта, информационно рекламного печатного издания Большинство регионов Приволжского федерального округа не имеют туристических сайтов, дающих широкое представление о ресурсах региона Департаментом туризма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации выпускаются рекламные материалы о туристических ресурсах регионов. В бюджет Российской Феде рации на 2004 год по строке "государственная поддержка туризма" - заложено 102 млн. руб. на развитие туризма в России Отсутствие информационных буклетов и сайтов о туристических ресурсах региона, отсутствие представительства региона на туристических выставках Приволжского федерального округа и Российской Федерации не позволяет прорекламировать туристические возможности области в масштабе Российской Федерации и за рубежом. В рамках данной Программы запланированы мероприятия по созданию информационной поддержки продвижения областного туристического продукта на национальном и международном рынках