Реферат по предмету "Другое"


Безопасность и здоровье личности в решении задач демографической политики


Дронова М.Ю.


Решение проблемы здоровья детей, подростков, составляющих значительную часть населения страны и являющихся резервом пополнения трудовых ресурсов страны - важнейшая государственная задача. Кроме того, от состояния здоровья молодежи зависит благополучие последующих поколений, генофонда всей нации, решение демографических задач общества, успешное социальноэкономическое развитие государства в целом.


Многие учителя и родители убеждены в том, что забота о здоровье личности входит в основном в обязанности врача. Однако учеными доказано, что здоровье человека лишь на 7 - 10% зависит от здравоохранения и более чем на 50% от образа жизни, то есть от знаний и умений сохранять здоровье самим человеком, от развития навыков безопасного поведения, обеспечивающих возможность формирования поколения здоровой молодежи.


Пренебрежение этим правилом еще в дошкольные и школьные годы приводит к тому, что человек не принимает на себя ответственность за собственное здоровье, не рассматривает здоровье и безопасность как высшую ценность. Отсюда основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации сегодня является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80% из них - мужчины. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, составляющая 55% смертности от всех причин, в России в 3 - 4 раза выше, чем в европейских странах [3]. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 %) составляют внешние причины - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи.


Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, обеспечивающие понимание единства и взаимозависимости природной среды и человека, развивающие здоровьесберегающую грамотность населения, побуждающие людей бережно относиться к окружающей их природе как основе собственного здоровья и здоровья своих детей. Все еще недостаточно сегодня развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие).


По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения Российской Федерации, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000 - 2005 годах без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население России сократится к 2015 году на 6,2 млн человек (4,4%) и составит 136 млн человек, а к 2025 году - 124,9 млн человек [3].


Ожидаемая продолжительность жизни уменьшится до 64,5 года, более чем на 18% уменьшится численность женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста.


Как сказано в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, “развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития страны, прежде всего, на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста” [3].


По мере роста гуманистических и демократических тенденций в обществе стали массово осознаваться проблемы безопасности, их комплексность и широта, а вместе с тем стали глубже осознаваться и активнее обсуждаться в средствах массовой информации вопросы прав каждой личности, каждого слоя общества на безопасное существование и обеспечение здоровья и благополучия.


С наступлением новой эпохи стала необходимой самая настоящая революция сознания с формированием в нем комплексного видения всех проблем безопасности жизнедеятельности.


Неумение обеспечить безопасность жизнедеятельности личности в реальной окружающей среде отрицательно влияет на состояние и развитие общества. Сегодня любое образование, и школьное в том числе, не может игнорировать факт новой парадигмы в развитии человеческой цивилизации, основанной на единении человека с природой, социальной среды с природной, взаимозависимости человеческой жизнедеятельности и существования природного мира.


Радикальное изменение сложившегося взаимодействия человека и природы предполагает обеспечение в рамках системы образования масштабной переориентации мировоззрения человека, его деятельности в жизненно безопасном направлении сохранения жизнеспособности и природы, и общества, и каждого человека в отдельности. Любой человек сегодня из средств массовой информации знает, что в жизни всего населения планеты наступили “новые времена”. Их наступление характеризуется не только вспышкой терроризма. Еще в 20-х годах прошлого века


В.И. Вернадский предупреждал, что в основе нынешней смены эпох лежит “достижение человеком в области высоких технологий мощностей, соизмеримых с геологическими, а также достижение пределов роста антропогенного давления на природную среду” [1].


Современный этап развития общества характеризуется кризисными тенденциями такого масштаба, что если человечество не изменит характер своей жизнедеятельности, то необратимые изменения окружающей среды уже при жизни нынешнего поколения молодежи приведут к социальной и экологической катастрофам.


Поэтому сегодня и очевидна потребность в формировании нового, основанного на идее сохранения здоровья, сознания человека, общества, государства. В этих условиях учреждения образования выстраивают новые пути своего развития, с целью - вырастить молодое поколение духовно-нравственным, со свободным мышлением, физически здоровым и крепким. Это, в свою очередь, требует индивидуального подбора средств, содержания, организационных форм, обеспечивающих целостность желаемых изменений.


Образование сегодня оценивается как фактор переустройства общества и источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал, внутренние резервы образовательной системы, отыскать возможности активизации в ней инновационных процессов, обеспечивающих создание образовательной среды, сохраняющей здоровье личности учащегося и формирующей безопасное и стабильное ее поведение.


Общеобразовательная школа является одной из образовательных сред, наиболее активно способных воздействовать на сознание развивающейся личности. Организация учебно-воспитательного процесса в школе должна адекватно отражать существующие в общественной жизни потребности. Так, в настоящее время, помимо общеизвестных обучающей, развивающей и воспитательной целей обучения, стала актуальной цель сохранения здоровья учащихся и учителей, обеспечение их безопасности [2]. Сегодня уже появились системные исследования о создании в школе специальной службы здоровья, о введении уроков здоровья в учебный план, о формировании здоровьесберегающего мышления учащихся и учителей, о становлении основ безопасности жизнедеятельности личности.


В школах Российской Федерации сегодня в контексте решения демографических задач общества проводится определенная работа по формированию у подростков потребности в здоровом образе жизни, имеются и значительные наработки по здоровьесберегающей педагогике. Одним из путей выхода из создавшейся сложной демографической ситуации в стране могут послужить новые образовательные приоритеты, стержнем которых станет комплексное формирование основ безопасности жизнедеятельности личности и общества и уже на этой основе дальнейшее развитие направлений данной деятельности в конкретных учреждениях образования.


В контексте наших рассуждений по проблеме, следует отметить, что разработка основ безопасности жизнедеятельности должна стать краеугольным камнем построения всей системы образования, по крайней мере, в обозримом будущем. Это положение подтверждается целым рядом условий:


недостаточной является подготовка учащихся по основам здоровьесбереже- ния и безопасности жизнедеятельности, трактуемая сегодняшней школой;


отсутствует концепция функционирования системы безопасности жизнедеятельности в российской школе на федеральном уровне;


отсутствуют специалисты, гарантирующие подготовку подрастающего поколения в этой области.


Мы предлагаем реализовать эту парадигму на базе специально организованного обучения основам безопасной жизнедеятельности в общеобразовательных учебных заведениях. Целесообразным в ходе ее реализации видится выделение трех уровней знаний, умений и навыков, обязательных для усвоения учащимися, иерархически перечисленных нами от низшего к высшему:


первый уровень включает в себя передачу ЗУН о способах поведения личности, максимально снижающих возможность подвергнуться опасным воздействиям в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях, носящих локальный характер;


второй уровень призван сформировать ЗУН, связанных с охраной труда в процессе производственных отношений. К последним мы относим производственную и непроизводственную сферу экономической деятельности, а также мероприятия по защите безопасности населения, профессиональную деятельность различных подразделений по защите населения страны в чрезвычайных ситуациях и при угрозе суверенитету страны. Таким образом, в этом блоке раскрываются основы профессиональной безопасности при выборе той или иной сферы деятельности;


третий уровень ЗУН определяет последовательность действий по обеспечению безопасности общества в целом, как в случаях глобальных техногенных, экономических, природных катастроф, так и в случаях масштабных экстремистских действий и возможной военной агрессии.


Важным видится построение модели управления процессом формирования основ безопасности жизнедеятельности на основе здоровьесбережения, отвечающей требованиям решения демографических и экологических задач общества сегодня. Главное - это ее гуманистическая направленность, которая понимается как устремленность деятельности педагога на сознание учащегося, его уникальность и неповторимость, соотнесенная с ориентацией на общечеловеческие ценности.


Отсюда главная задача педагога - оказание содействия школьнику в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, своей деятельности.


Целевые приоритеты построения данной модели следующие:


формирование у обучающихся экологического мышления и осознанной потребности в сохранении окружающей природной среды;


формирование духовно-нравственных позиций, способствующих созданию благополучных семейных отношений и обеспечению демографической безопасности государства;


формирование индивидуальной системы здорового образа жизни и современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для обеспечения полного духовного, физического и социального благополучия человека в процессе его жизнедеятельности.


Такой подход позволяет с максимальной вероятностью обеспечить выживание личности, ее безопасную адаптацию к различным социально-экономическим, природным условиях и чрезвычайным ситуациям, в которых может оказаться человек.


Выделение трех уровней ЗУН по основам обеспечения жизнедеятельности позволило разработать конкретную программу реализации заложенных в них положений через дидактические средства.


Итак, нами предложены три уровня в образовательной области “Основы безопасности жизнедеятельности”:


й уровень - “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ). Это, прежде всего, правила безопасного движения в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях, носящих локальный характер.


Этот уровень включает в себя следующие образовательные компоненты:


безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, носящих локальный характер;


экологическая безопасность;


основы медицинских знаний и здорового образа жизни;


обеспечение национальной безопасности страны.


й уровень “Охрана труда”. Безопасность человека в процессе профессиональной (трудовой) деятельности (экономическая, экологическая, информационная).


Этот уровень включает в себя также следующие образовательные компоненты:


безопасность в сфере производства материальных благ (производственная сфера);


безопасность в сфере гуманитарной деятельности;


безопасность в сфере военной деятельности.


й уровень “Обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени”. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Этот уровень включает в себя две образовательные компоненты:


защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;


защита населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.


Еще раз подчеркнем: независимо от того, на каком образовательном уровне это содержательное наполнение реализуется, названные важнейшие компоненты ОБЖ являются системообразующими в его содержании. На разных этапах развития личности образовательные программы имеют естественные отличия, но в целом совокупность трех уровней неделима - это главный принцип их построения.


Список литературы


Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. М., 1940.


Грохольская О.Г. Основы дидактики безопасности жизнедеятельности: Монография. Одесса, 2010.


Концепция демографической поли- до 2025 года // Русский Архипелагь (www. тики Российской Федерации на период archipelag.ru).


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.vestnikurao.ru


Дата добавления: 01.06.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Коммуникативный статус лексических единиц, выражающих состояние человека в русском и английском языках
Реферат Классификация, учет личного состава и использования рабочего времени. Учет расходов по элементам затрат
Реферат 3. поперечный профиль железнодорожной магистрали цель занятия: изучить основы проектирования поперечного профиля железнодорожной магистрали
Реферат Изготовление подставки под письменные принадлежности
Реферат Словарь терминов по информационной безопасности
Реферат Исходные признаки экономической деятельности людей
Реферат Особенности затрат как объекта управления
Реферат Современные конструкции и особенности силовых трансформаторов распределительных электрических сетей
Реферат Исследование изменения нормы выработки рабочего
Реферат А. М. /Москва, мгу/ Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии
Реферат Основные направления объективного подхода к анализу общества в современной западной социологии Современная западная
Реферат Організація навчання обдарованих студентів у вищих технічних навчальних закладах Німеччини
Реферат История болезниоткрытоугольная глаукома
Реферат Апраксин Федор Матвеевич
Реферат Метафора як образно-функціональна одиниця німецької друкованої реклами та її відтворення у перекладі