Реферат по предмету "Разное"


«Педагогтардың кәсіби шеберлігін арттыру жөнінде эстетикалық цикл сабақтарында жұмыстың тиімді әдіс-тәсілдері»

«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 1 орта мектебі» ММ ГУ «Средняя школа № 1 отдела образования акимата города Костаная» Эстетикалық цикл оқытушыларының озық тәжірибелік мектебінің Материалдары.Материалы школы передового опыты преподавателей эстетического цикла.«Педагогтардың кәсіби шеберлігін арттыру жөніндеэстетикалық цикл сабақтарында жұмыстың тиімді әдіс-тәсілдері»«Эффективные формы и методы работы на уроках эстетического цикла по повышению профессионального мастерства педагогов»Қостанай 2011Өткізілетін күні: 26.04.2011 ж. Өткізілетін уақыты: 9.00.- 12.00.Өткізілетін орны: «№ 1 ОМ» ММ Тақырыбы: «Педагогтардың кәсіби шеберлігін арттыру жөнінде эстетикалық цикл сабақтарында жұмыстың тиімді әдіс-тәсілдері» № Уақыты Мазмұны, өткізілетін орны жауаптылар 1 8.45 – 9.00. Қонақтарды қарсы алу (мектеп фойесі, 40 каб.) Л.Г. Остапенко, эстетикалық цикл мұғалімдерінің қалалық ӘБ жетекшісі Тәжірибелік кезеңі 2 9.05-9.5010.05 – 10.50 «Музыка сабағында жаңа ақпараттық технологияларды қолдану» тақырыбы бойынша 3 «а» сыныбында ашық сабақ«Оқу процесінде IT-технологияларын қолдану» тақырыбы бойынша шебер-сынып. Л.Г. Остапенко № 1 ОМ музыка мұғаліміЛ.Г. Остапенко № 1 ОМ музыка мұғалімі Теориялық кезеңі 3 11.05-10.20 10.20-10.3510.35-10.5010.50-11.05 Баяндамалар: «Тұлғаның жетілдіру потенциалы ретінде, сольфеджио сабақтарында оқушылардың шығармашылық қабілеттерінің дамуы» «Соқпалы аспаптар сыныбында оқушылардың шығармашылық қабілеттерінің дамуы» «БММ денгейіндегі мконцертмейстер жұмысының ерекшеліктері»Педагогтардың авторлық жұмыстарының тұсаукесері Т.Н. Иващенко, БММ теория пәндерінің оқытушысыС.В. Ким БММ соқпалы аспаптар сыныбының оқытушысыС.Г. Хасенова, БММ концертмейстеріЛ.Г. Остапенко № 1 ОМ музыка мұғалімі 4 11.10 – 11.30 Рефлексия. Ұсыныстар. Л.Г. Остапенко, эстетикалық цикл мұғалімдерінің қалалық ӘБ жетекшісі Дата проведения: 26.04.2011 г. Время проведения: 9.00.- 12.00.Место проведения: ГУ «СШ № 1» Тема: «Эффективные формы и методы работы на уроках эстетического цикла по повышению профессионального мастерства педагогов» № время Содержание, место проведения ответственные 1 8.45 – 9.00. Встреча гостей (фойе школы, каб. 40) Остапенко Л.Г., руководитель гор. МО учителей эстетического цикла Практический блок 2 9.05-9.5010.05 – 10.50 Открытый урок в 3 «а» классе по теме: «Использование новых информационных технологий на уроке музыки»Мастер-класс по теме: «Использование IT-технологий в обучающем процессе» Остапенко Л.Г.учитель музыки СШ № 1Остапенко Л.Г.учитель музыки СШ № 1 Теоретический блок 3 11.05-10.20 10.20-10.3510.35-10.5010.50-11.05 Выступления : «Развитие творческих способностей учащихся на уроках сольфеджио как потенциала совершенствования личности»«Развитие творческих способностей учащихся в классе ударных инструментов»«Некоторые особенности работы концертмейстера в условиях ДМШ»Презнтация авторских работ педагогов Иващенко Т.Н., преподаватель теоретических дисциплин ДМШКим С.В.преподаватель по классу ударных инструментов ДМШ.Хасенова С.Г., концертмейстер ДМШ.Остапенко Л.Г.учитель музыки СШ № 1 4 11.10 – 11.30 Рефлексия. Рекомендации. Остапенко Л.Г., руководитель гор. МО учителей эстетического цикла ^ Открытый урок демонстрирующий использование новых информационных технологий на уроке музыкиКласс 3 «А» Учитель Остапенко Л.Г. СШ №1 г.Костаная Тема урока: «Музыка встречает гостей»Цели: Знать музыкальную терминологию, нотную грамоту, выдающихся деятелей казахской музыки.Уметь работать с музыкальными программами, использовать в работе возможности интерактивной доски.^ Тип урока: комбинированный.Вид урока: использование новых информационных технологий.Методы и приёмы: фронтальная, групповая и индивидуальная работа; дискуссия, сравнение, беседа, взаимопроверка, взаимооценивание.^ Ход урока:1.Организационный момент. Исполняется песенка с психологическим настроем «Ты- звезда». (хоровое исполнение с героями из Улицы Сезам по компьютерной программе) Каждый из вас – неповторимая звёздочка, а вместе весь класс- созвездие. Так пусть это созвездие горит.^ СЛАЙД № 1 Учитель: Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. СЛАЙД № 2 Я очень хотела бы, чтобы вы показали им свои знания и умения по работе на интерактивной доске, владение новыми компьютерными программами по музыке. А так -же весь запас знаний по музыке. - Скажите, пожалуйста, какие возможности у интерактивной доски? (ответы) Вспомните о психологическом звуке «И», который благотворно влияет на работу всего организма. Исполним его и настроимся на работу. «ИИИИИ»^ 2. Повторение изученного материала по нотной грамоте.Слайд № 3 Этот волшебный цветик -семицветик открывает нам дорогу в волшебную страну. Какую? Дети: Музыки. - Правильно. Но как вы догадались? Дети: Семь нот по цветам радуги и семь лепестков. - Каждая мелодия состоит из нот. И мы начинаем работу с нотной грамоты. Под каждым листиком находится нотка. Определите её по названию. (дети по- очереди на доске открывают лепестки) -Молодцы, ребята. Все вместе поработаем по ручным знакам нот.^ СЛАЙД № 4 Ребусы. В каждом слове вместо слогов вставлены цветные квадраты. Дети по цвету определяют нотку и вставляют в слова: республика, мир, независимость, суверенитет… Определяют общность всех слов: Государство, Казахстан. - Ещё мы знаем нотки по длительностям. Назовите их. (ответы) В разделе «библиотека» на интерактивной доске мы найдём и вынесем нотки разной длительности. (индивидуальная работа по длительностям нот) Хорошо! Теперь откроем программу «Музыкальный класс», раздел «теория музыки», урок №1, задание №1. Работаем в группах. Взаимопроверка и оценивание. Следующее задание: урок №2, задание №1 и №2. Работа в группах по закреплению знаний нотной грамоты..^ СЛАЙД № 5-8 Физминутка для глаз при работе на интерактивной доске и компьютере. (по стрелочкам)3. Повторение теоретического материала.СЛАЙД № 9 Повторение по теме «ЭПОС»^ СЛАЙД № 10 Что такое «АЙТЫС»? Работа во флипчарте.СЛАЙД № 11 Виды айтыса. (ученики прописывают виды айтыса) 1. 2. 3. 4. 5. 6. Учитель: Настя для нас приготовила сюрприз. Она исполнит «Жар –жар» айтыс. (ученица на синтезаторе исполняет «жар-жар» айтыс. Дети обсуждают содержание.^ СЛАЙД № 12 Что такое «ТАРТЫС»?СЛАЙД № 13 Виды тартыса. (проверочная работа)СЛАЙД № 14 Музыкальная пауза. «Если весело живётся» (на государственном языке) исполняется под фонограмму (-) минус.4. Работа по дополнительному материалу. Дети читают фразу и называют выдающегося деятеля.^ СЛАЙД № 15 Знаете ли Вы?СЛАЙД № 16 Аль-ФарабиСЛАЙД № 17 Коркут- атаСЛАЙД № 18 Асан-кайгыСЛАЙД № 19 Тестовое задание по закреплению полученных сведений. Выполнить задание на флипчарте, поставив соответствующие стрелочки.5. Работа по песенному материалу.^ СЛАЙД № 20 -Какие вы все молодцы! Ребята, какие чувства у вас возникают, когда мы работаем по казахской музыке? (ответы учеников) - Узнайте песню по музыкальному фрагменту (звучит фрагмент «Здравствуй, столица!») Ученики называют песню , затем распеваются в пределах октавы до-дона слова припева. Работа над правильным интонированием скачка на октаву вверх и вниз. Хоровое исполнение песни «Здравствуй, столица!»^ СЛАЙД № 21 Какой идти дорогой? - Какой песне принадлежит эта фраза? Дети: «Дорога добра». - Правильно! Мы, взрослые, очень хотим, чтобы вы всегда выбирали правильную дорогу, даже если она не всегда прямая и лёгкая. Исполняется песня «Дорога добра».^ 6. Итог урока. Релаксация. Домашнее задание: составить кроссворд по пройденным темам.Развитие творческих способностей учащихся на уроках сольфеджио, как потенциала совершенствования личностиИващенко Т.Н.^ Преподаватель теоретических дисциплин ДМШЯ преподаю в музыкальной школе сольфеджио, теорию музыки и музыкальную литературу. Перспективы развития музыкального образования и музыкальной педагогики ставят первоочередной задачей создание личности человека, будущего, способного стать не только высококлассным специалистом в своей отрасли, но и прежде всего достойным человеком, ценителем мировой культуры. С этой целью необходимо создавать оптимальные условия для быстрого раскрытия музыкальных способностей учащихся, вести работу по формированию активной мотивации к профессиональному обучению. В течение аттестационного периода, главный акцент моей педагогической, учебно-методической и воспитательной работы был сделан на реализации двух тем. Тема школы: «Формирование и развитие творческой личности учащегося практически реализовать свои музыкальные способности и знания». Моя научно-исследовательская тема: «Методические приёмы для развития гармонического слуха и аналитических навыков учащихся на уроках сольфеджио и гармонии в ССМШ». Известно высказывание педагога-новатора в области сольфеджио, Г.И.Шатковского: «В процессе развития музыкального слуха только тот добьется максимальных результатов при минимальных затратах сил и времени, кто твердо знает и соблюдает основные принципы методики, прежде всего важнейший из них – принцип соотношения цели и средств». На этом пути разумное соотношение цели, средств обучения и индивидуальных потенциальных возможностей учащихся принесут плоды и приведут к маленьким и большим успехам в процессе развития творческих способностей учащихся на уроках сольфеджио. Целью своей работы считаю: 1) выявление и развитие задатков и способностей детей; 2) личностный подход и создание условий для самовыражения; 3) отбор в процессе обучения детей, способных к продолжению профессионального обучения. Учебные задачи моей работы на уроках сольфеджио: 1) развитие ладотонального мелодического слуха, основанного на тяготении неустойчивых звуков лада в устойчивые с помощью сольфеджирования одноголосных мелодий – диатонических и с применением альтерации, однотональных и с развитым тональным планом. 2) развитие гармонического слуха при сольфеджировании многолосия, интонировании интервалов и аккордов. 3) привитие навыков слухового анализа различных элементов музыкального языка. 4) практическое освоение знаний по теории музыки с помощью пения, игры, музицирования и письменных работ. 5) развитие навыков записи диктантов. 6) совершенствование музыкальной памяти. Учитывая важность формирования нравственно-эстетических качеств личности, следует отметить, что в задачу курса «Сольфеджио» вводится не только обучение различным знаниям и навыкам, но и воспитание музыкального вкуса, любви к музыке, творческой инициативы, трудолюбия и целеустремленности и кругозора учащихся. Применяя принцип единства обучения и воспитания важно использовать метод осознанного обучения и развития мышления и самостоятельности. В своей работе обращаюсь к учебникам ведущих авторов России и Казахстана. Особенно хочу выделить среди них серии учебников Металлиди-Перцовской (1-7 классы ДМШ – продуманная система курса сольфедждио и интереснывм материалам по одноголосию (достаточно высокого уровня) (и двухголосию с методическими рекомендациями). Интерес представляют и учебники Фроловой. В работе со старшими классами обращаюсь к педагогическим новинкам из серии «Классика – XXI веку»: Золина, Синяева, Чустова – «Диатоника. Хроматика. Модуляция» - для 6-8 классов ДМШ – издание с интересными методическими предложениями; обращаюсь к методической литературе, учебникам Драгомирова – Одноголосие; Способин – Двухголосие; к «Гармоническому сольфеджио», к учебнику (4хголосие) Кирилловой и Попова, к учебникам, предназначенным для работы с учащимися музыкальных училищ. С целью воспитания интереса к национальному искусству Казахстана использую учебники сольфеджио Аузембаевой и Серикбаевой. (Аузембаева. Сольфеджио. Алматы 1996), Серикбаева, Сольфеджио. Алматы 1968) Работая над развитием музыкального слуха учащихся, их чувства ритма и вокальных навыков, я стараюсь практически реализовать потенциальные возможности ребят, не останавливаться на достигнутом. Этапы моей работы над развитием творческих способностей были отражены в моих открытых урока по сольфеджио в 5, 7, 9 классах. Темы уроков, проведенных за аттестационный период: 1. «Развитие гармонического слуха учащихся в приёмах работы на уроках сольфеджио» (в 5 классе, в марте 2008г.); 2. «Отклонения и модуляции в тональности I степени родства, как средство для развития гармонического слуха (в XI классе, в апреле 2010 г.); 3. «Работа с аккордами в тональности и вне лада для совершенствования гармонического слуха учащихся» (в VII классе, в феврале 2011 г.). Каждый предмет в музыкальной школе выполняет свою воспитательную функцию в деле формирования и развития различных качеств творческой личности учащегося. Сольфеджио – предмет многогранный по своему значению в воспитательном процесе. Полноценный музыкант должен не только обладать эмоциональной отзывчивостью к музыке, хорошими музыкальными способностями, но и иметь большой опыт слушания музыки. Среди всех предметов музыкально-теоретического цикла важнейшим для расширения общекультурного и музыкального кругозора учеников ДМШ является музыкальная литература. К мелодиям золотого фонда мирового музыкального искусства обращаемся и мы – педагоги, ведущие уроки сольфеджио, работая с отрывками из произведений русских и советских композиторов: М.И.Глинки и С.Рахманинова, А.Даргомыжского и Д.Шостаковича, великолепного Моцарта и блистательного Россини, утонченного Шопена и решительного Бетховена. Сколько замечательных нотных примеров в учебниках сольфеджио из русского, украинского, казахского музыкального фольклора. Все они, кроме роли учебного материала для развития ладотонального, мелодического и гармонического слуха учащихся играют положительную роль и для совершенствования их памяти, чувства ритма, для становления и развития вокальных, сольных и ансамблевых навыков пения играют и художественную роль в воспитании вкуса учащихся, способствуют развитию кругозора и общей культуры. Здесь проявляется и межпредметная связь. Работая над многими мелодиями из учебников сольфеджио, я применяю краткий комментарий об эпохе или стиле композитора, или даю краткую характеристику герою оперы, фрагмент арии которого предлагается для сольфеджирования. Это помогает ребятам петь выразительно и точно в характере музыки. Проводя параллель предметов учебно-воспитательного процесса, нельзя не сказать о взаимовлиянии сольфеджио и хора, особенно в тех формах работы, которые предполагают многоголосие – 3х-4хголосие, особенно в пени аккордовых последовательностей с развитым тональным планом – с включением отклонений и модуляций. Учащиеся, которые работают на занятиях хора над культурой звука, правильным дыханием, над интонацией, фразировкой, ансамблем голосов и эмоциональной подачей музыки – легко справляются с заданиями и на уроках сольфеджио. Эти два предмета взаимно подпитывают друг друга и в целом способствуют развитию музыкального слуха учащихся и воспитывают их творчески. В этом плане я благодарна своим коллегам, работающими с хоровыми коллективами – Ольге Николаевне, Ларисе Михайловне и Галине Михайловне. Говоря о творческом, художественном воспитании и развитии детей на уроках сольфеджио, нельзя не сказать м о роли элементарной теории музыки, которая идее в тесном союзе с сольфеджио и дает учащимся систематизированные знания важнейших элементов музыки, необходимых для учащихся любой специальности. Изучение основных интервалов, аккордов, особенностей ладов и тональностей дает возможность ребятам быть грамотными музыкантами, быстрее и более сознательно выучивать тест произведений по специальности наизусть, совершенствовать способности и развивать свой интеллект и кругозор, умение логически мыслить и анализировать. (Можно поставить в один ряд два предмета – теорию музыки и математику. Есть фраза: «Математику уже за то любить нужно – что она ум в порядок приводит». Аналогично и с теорией музыки). О формах работы: Интонационные задания я применяю для накопления внутренних слуховых впечатлений. Эти задания помогают узнавать элементы пения при анализе на слух, при записи диктантов. Основная их цель – создать базу для воспитания навыка чтения с листа. Чтобы достичь прочности усвоения интонационных упражнений применяю разные форма исполнения: пение хором, группами, индивидуально, «цепочкой», чередуя пропевание вслух и про себя, сольфеджируя и с текстом. Материалом для интонационных упражнений могут быть гаммы, попевки, секвенции, песни, интервалы с разрешением в ладу и вне лада (от звука). В процессе пения упражнений иногда я меняю темп, штрихи, чтобы способствовать лучшему усвоению и сохранить интерес к заданиям. Работая над чистотой интонации, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков. Я стараюсь воспитывать вокальный вкус учащихся. Учу их слышать, оценивать свое пение, замечать недостатки и работать над качеством, т.е. воспитываю их внимание и самоконтроль. Важное значение для развития творческой личности учащихся имеет чтение с листа, эта форма работы представляет мыслительный процесс: «вижу – понимаю – представляю - пою». Именно при чтении с листа проявляется развивающее обучение, т.к. это дает возможность увеличить объем учебного материала и ускорить темп его прохождения. Стимулируя творческую фантазию учащихся, я предлагаю им на уроке сочинить мелодию на заданный ритм, затем прочесть ее. Для развития внутреннего слуха полезно петь вслух и про себя; для развития свободы в ладовом отношении важно петь с транскрипцией в другие тональности. Положительную роль в развитии гармонического слуха учащихся играет 2хголосное группами или с фортепиано (когда один голос поется, а другой звучит на инструменте). Важной формой работы на уроке сольфеджио является анализ на слух. В практике преподавания я применяю определение на слух звукорядов, интервалов и «цепочек» из них, отдельных аккордов в тональности и вне лада, аккордовых последовательностей с отклонением и модуляцией (в старших классах). Развитие аналитических способностей у учащихся разных классов ДМШ имеет большое значение для развития и становления музыкантов. Это одна из сложных, кропотливых форм деятельности ребят и она является своеобразным итогом работы: интонированием, построением в тетради, игрой на фортепиано. Важно уделять слуховому анализу большое внимание и это приведет к положительным результатам. Воспитание творческой личности учащихся на уроках сольфеджио невозможно без активной практической работы над развитием чувства ритма. Для этой цели я привлекаю различные ритмические задания с применением в младших классах – ходьбы, хлопков, дирижирования, игры на шумовых инструментах, а в старших классах – выполнение ритмических заданий по группам (пульс-доли и ритмические упражнения с включением ритма триоли, синкопы, пунктирного ритма). Учебно-методическая работа. 1. Пособие по гармонии для учащихся XII класса ССМШ – «Рабочий вариант экзаменационных заданий по гармонии»; 2. Пособие по гармонии для учащихся XII класса ССМШ – «Образцы экзаменационных практических заданий по игре аккордовых последовательностей по цифровым обозначениям»; 3. «Учебное пособие по теории музыки для учащихся 4 класса ССМШ»; 4. «Учебное пособие для подготовки к экзамену по сольфеджио для 9 класса ССМШ». Мой практический опыт развития творческих способностей учащихся был обобщен в ряде методических пособий по гармонии, сольфеджио и теории музыки. Появление пособия по гармонии, например, было продиктовано актуальностью момента в подготовки учащихся к ответственному экзамену в 12 классе ССМШ, в котором ребятам надо было не только показать знания по теоретическому материалу гармонии, проявить навыки решения задач, но и сыграть аккордовые последовательности с модуляцией, используя фактурные варианты с применением различных видов ритмического рисунка в жанре марша или вальса. Эта форма работы способствовала развитию творческого отношения к работе на фортепиано и помогала почувствовать себя автором маленькой музыкальной миниатюры. Ребята делали эти задания с интересом. Разработка и практическое применение этих пособий были вызваны необходимостью повысить качество знаний учащихся, стремлением развить творческие способности ребят, помочь их профессиональному росту. Главное внимание в течении аттестационного периода я уделяла работе над авторским изданием, которое является учебно-методическим пособием, состоящим из 2-х частей: I часть – «Методические рекомендации по оргшанизации уроков сольфеджио для учащихся VIII класса ДМШ (профессиональной направленности) »; II часть – «Контрольно-проверочные задания по сольфеджио для учащихся VIII класса ДМШ (профессиональной напрввленности) ». Это пособие предназначено для педагогов, работающих с учащимся старших классов ДМШ и направлено на более глубокое изучение тем классов ДМШ и направлено на более глубокое изучение тем курса сольфеджио для музыкальных школ с целью подготовки учащихся к профессиональному обучению в музыкальных колледжах. В «Методических рекомендациях по организации уроков сольфеджио для работы учащихся VIII класса ДМШ» представлены советы о применяемых и наиболее эффективных методах и приемах работы над ключевыми темами курса сольфеджио и томами, работа с которыми вызывает трудности у учащихся. «Контрольно-проверочные задания включают итоговые тесты и контрольные работы по полугодиям, а также задания контрольных работ и тестов по ключевым темам курса сольфеджио. Это учебно-методическое пособие было представлено на городской, а затем на областной совет по экспертизе и лицензированию при Костанайском областном ИПК и ПРО и одобрено. Научно исследовательской теме, над которой я работала, посвящены мои публикации в Республиканских педагогических журналах: «Білім - Образование» (№1, 2011 г., Алматы), «В мире музыки» (№1, 2011 г., Алматы) . «Білім - Образование» входит в список педагогических изданий комитета по надзору и аттестации в сфере образования и науки. В этом журнале я опубликовала статью «Практические задания для развития гармонического слуха и аналитических навыков на уроках гармонии по теме «Аккорды двойной доминанты». Журнал «В мире музыки» - является Республиканским научно-методическим, педагогическим журналом, рассматривающим материалы, посвященные преподаванию в школе, колледже и ВУЗе. В этом журнале я напечатала статью «Создание ситуации успеха» Работая над своей научно-исследовательской темой, я участвовала в Международной научно-практической конференции «Дулатовские чтения» в секции Педагогические науки. Профессиональное образование». В сборнике докладов конференции была опубликована моя статья «Методические приемы по практическому освоению гармонического анализа на уроках гармонии по теме «Аккорды двойной доминанты». О моей работе в творческих группах и педсоветах Большое значение для меня имела работа над докладом для теоретического отделения – «Приёмы развития гармонического слуха учащихся старших классов в ССМШ на уроках сольфеджио», доклад для педсовета «Создание ситуации успеха в учебном процессе» (ноябрь 2010) Учебно-воспитательная работа В своей практике я часто обращаюсь к различным формам работы по развитию творческих навыков – от подбора по слуху одноголосных мелодий до аккомпанемента в различных фактурных вариантах. В конкурсе по сольфеджио «Живет на свете красота», который я проводила с VII и VIII классом (две команды) этот вид творчества носил соревновательный характер, поэтому вызвал у ребят большой интерес и отдачу в процессе подготовки и проведения конкурса. Они с удовольствием и настроением искали и находили варианты аккомпанемента к 8 песням для конкурса. Таким образом, все виды деятельности учащихся на уроках сольфеджио кроме образовательных целей преследуют и воспитательные, т.к. развивают настойчивость, стремление к успеху, воспитывают трудолюбие, самостоятельность, как качество личности. Практическим результатом моей педагогической деятельности была успешная сдача выпускных экзаменов по сольфеджио и теории музыки учащихся IX класса 2009-2010 учебном году. Учебная программа по сольфеджио для учащихся VIII – IX классов (профессиональной направленности) ДМШ. Также методические рекомендации и разработки уроков, контрольно-проверочные задачи по сольфеджио, предназначенные для детей с перспективой обучении я в специальных музыкальных колледжах – успешно реализовались. За аттестационный период наиболее сильные учащиеся с отличием сдали вступительные экзамены и поступили в музыкальные колледжи Рудного, Магнитогорска, Алматы и в Академию искусств города Астаны и Челябинска. Надеюсь, что мои уроки способствуют развитию музыкальной, творческой индивидуальности, личности мыслящей, способной создавать и по достоинству ценить художественные образцы музыкального искусства, учит стремлению быть порядочным человеком в обществе, с высокой гражданской позицией и чувством патриотизма к Родине, родному языку и музыкальной культуре народов разных стран. ^ Некоторые особенности работы концертмейстера в детской музыкальной школе Хасенова С.Г., концертмейстер ДМШ Введение Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде. Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические училища и вузы. Однако при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция. В обширном поле деятельности пианиста-концертмейстера работа в детской музыкальной школе занимает почетное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую музыкальность. Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью. Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера Концертмейстер - «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им в на репетициях и в концертах». Понятие «концертмейстер» включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем - как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст и сразу отличать существенное от менее важного. Перечислим, какие же знания и навыки необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности в музыкальной школе. в первую очередь умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого, играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению; владение навыками игры в ансамбле; Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, участником второплановым. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, но необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик. Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера - это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту - главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил. Мобильность, и быстрота и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в случае, если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст (что часто бывает в детском исполнении), не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение ребёнка перед эстрадным выступлением. Лучшее средство для этого - сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу. Воля и самообладание - качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом. Функции концертмейстера, работающего в учебном заведении с солистами (с детским контингентом в особенности), носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются, главным образом, в разучивании с солистами нового учебного репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта. Заключение Для педагога по специальному классу - концертмейстер - правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста (инструменталиста) - концертмейстер - наперсник его творческих дел; он и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер - оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха - аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива. Итог моей концертмейстерской работы. Ли


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.