Реферат по предмету "Военная кафедра"


Особенности использования духовного потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации

КУРСОВАЯРАБОТА
по курсу«Военное дело»
по теме:«Особенности использования духовного потенциала религии в воспитаниивоеннослужащих Вооруженных сил Российской Федерации»

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Сущность исодержание воспитания военнослужащих. Использование религии в воспитаниивоеннослужащих
2. Проблемыиспользования духовного потенциала религии в решении задач воспитательнойработы.
Заключение
Список литературы
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
Влияние религии на военную организациюобщества вполне закономерно. Она затрагивает главным образом сферу духовнойжизни воинских коллективов, в которых на этапе реформирования Вооруженных Силвозникла острая необходимость обретения новых источников формирования у воиновнравственных мотивов военной службы.
Следовательно, в современных условияхпроблема взаимоотношений армии и религии, использования духовного потенциаларелигии в целях улучшения морально-психологического климата в воинскихколлективах становится актуальной. Требует всестороннего изучения, глубокогоосмысления и исторический опыт сотрудничество Вооруженных Сил России срелигиозными организациями. Несмотря на разную, чаще всего невысокую степеньвыраженности религиозных чувств, поверхностное знание основ вероучения и низкуюкультовую активность, многие военнослужащие относят себя к числу верующих. Иэто обстоятельство необходимо учитывать при организации и проведении общественно-государственнойподготовки информировании в воинских коллективах.
Актуальность темыкурсовой работы вытекает, с одной стороны, из необходимости реализации праввоеннослужащих на свободу совести и вероисповедания в рамках, предусмотренныхзаконом. С другой — из возможности и целесообразности использования духовногопотенциала религии в интересах задач, решаемых войсками и силами флота.
Цель исследованияобуславливается актуальностью данной проблемы, и заключается во всестороннеманализе духовного потенциала религии в рамках воспитательной работы.
Задачи, решаемыеисследованием – определение места и роли мероприятий, связанных с реализациейдуховного потенциала религии; определение влияния религии как на отдельныхвоеннослужащих, на воинские коллективы, так и на Вооруженные Силы и страну,вцелом.
Объектом исследованияявляется религия в рамках воспитательной работы.
Предметом исследованияявляется ее духовный потенциал в решении задач воспитательной работы.

1.Сущность и содержание воспитания военнослужащих. Использование религии ввоспитании военнослужащих
Воспитание военнослужащихиграет определяющую роль в обеспечении их самоотверженного и компетентноговыполнения священного долга перед Родиной. Оно вполне обосновано и закономерносчитается приоритетным направлением служебной деятельности каждого безисключения командира (начальника).
Поэтому готовность иподготовленность офицера организовать и проводить работу в подразделении всоответствии с общими целями воспитания служат определяющими факторами врешении задач воспитательной работы.
Отечественнаяистория учит: когда Вооруженные Силы имеют идейное единство, они способныоказать сопротивление самому грозному и сильному противнику и победить его.Вооруженные Силы во взаимодействии с религиозными организациями обладаютопределенным потенциалом духовного воздействия на личный состав.
Воспитаниерассматривается по-разному. Прежде всего, под воспитанием понимают социальноеявление, связанное с передачей от поколения к поколению всей накопленнойчеловеческой культуры, достижений в духовной и материальной сферах, каксоциализацию, вхождение человека в жизнь. Эта передача может осуществлятьсяразличными путями, в том числе стихийно, помимо желаний воспитателей ивоспитанников. В тех же случаях, когда передача накопленного опытаосуществляется специально, преднамеренно, целенаправленно, а не стихийно, этотпроцесс становится педагогическим и является объектом и предметомпедагогической науки, одного из ее разделов — теории воспитания.
Втрадиционной общей и военной педагогике, как правило, под воспитанием принятопонимать целенаправленное воздействие воспитателей на воспитанников в целяхформирования и развития у них необходимых качеств. В своих основныхпризнаках такое понимание является верным потому, что отражает наиболеесущественные связи и отношения этого процесса. Речь идет о целенаправленномподходе к воспитанию, о том, что в нем имеет место воздействие воспитателей навоспитанников. Его цель состоит в том, чтобы через целенаправленное влияниесформировать и развить у человека качества, необходимые ему для жизни, а увоинов — еще и морально-боевые качества, необходимые для выполнения воинскогодолга.
Вместес тем такое понимание воспитания все же не в полной мере отражает его сущностькак педагогического процесса, не полностью отвечает потребностям практики, эффективнойорганизации и осуществлению воспитательной работы в современных условиях.
Во-первых,в условиях гуманизации и демократизации общественной и армейской жизни термин«воздействие» ограничивает сферу и способы влияния и взаимодействиямежду воспитателями и воспитанниками. В практике сложилось так, что подвоздействием, как правило, понимается наказание, принуждение, давление и другиеподобного рода средства. При этом недооценивается позиция самого воспитанника,его активная деятельная сторона по самовоспитанию и самосовершенствованию, вкоторых он заинтересован не в меньшей степени, чем воспитатели.
Во-вторых,в теории и практике воспитания исторически сложилось так, что воспитание всуществующем понимании сводилось главным образом к работе со школьниками, подростками,детьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях: детских яслях, садах,школах и (в какой-то степени) в Вооруженных Силах. Воспитателями выступалипрофессионально-педагогически подготовленные специалисты: учителя, педагоги,офицеры. Вместе с тем в современных условиях, когда сама жизнь сталапедагогически насыщенной и существенно влияющей на формирование человека влюбом возрасте, мощным стало влияние средств массовой информации и техническихсредств, литературы и искусства, неформального общения и т.п., рассчитывать нато, что только специалисты-воспитатели в учебно-воспитательных учрежденияхсформируют полноценного человека, не приходится. Воспитанием как управляемым,целенаправленным процессом должны заниматься, прежде всего, государство,общество, их институты и учреждения, а также все те, кто руководит людьми,работает с ними.
Практикаподтвердила правильность более широкого подхода к пониманию воспитания.Современная педагогическая практика также дает основания определитьвоспитание как целенаправленную деятельность общества, государства, ихинститутов и учреждений, а также воспитателей по формированию и развитиюличности военнослужащего, побуждению ее к самосовершенствованию в соответствиис требованиями времени и жизни, уровня развития военного дела.
Этоопределение (без претензий на полноту и законченность) существенно отличается оттрадиционного и позволяет по-новому подойти к организации воспитательной работыв армии и на флоте в целом и в любом конкретном воинском коллективе вчастности. Основные различия в понимании «воспитания» при этомсводятся к следующему.
Воспитаниепо содержанию, формам и методам носит ярко выраженный идеологический характер.
Идеология,опирающаяся на государственные интересы, военно-патриотические традиции, векамипроверенные на Руси религиозные идеалы, национальную психологию и культуру,исторический опыт Вооруженных Сил, может стать государственно-патриотической доктринойновой системы воспитания военнослужащих. Через систему жизненно важных идей,потребностей и интересов народа (нации) она выражает духовные ценностивоеннослужащих и является духовно-нравственной основой военно-патриотическоговоспитания не только личного состава частей и соединений, но и гражданскогонаселения, особенно молодежи.
Религиозные объединения впоследние годы все чаще выступают как субъект воспитания военнослужащих, чтообъясняется возрастанием в обществе интереса к религии, усилением ее влияния намассовое сознание людей.
Следует признать, чторелигия воздействует, прежде всего, на духовный мир верующих военнослужащих, ихнравственные ориентации и жизненные установки, они ощущают моральную поддержкус ее стороны. Таким образом, в ряде случаев религия выполняет компенсаторнуюфункцию, успокаивая и умиротворяя человека, в чем проявляется психотерапевтическийэффект религиозного воздействия. Религия, в целом, способствует верующимвоеннослужащим в личном духовном развитии и совершенствовании.
Целесообразноиспользовать в воспитательных целях духовный потенциал религии, различныхрелигиозных конфесий в интересах, прежде всего, нравственно-патриотическогоразвития военнослужащих, организуя проведение соответствующейинформационно-разъяснительной работы о сущности религии, видах верований ирелигиозных обрядов, защите Отечества как священном долге и т.д. Верующимвоеннослужащим необходимо представить возможность отправлять по желаниюрелигиозные обряды в соответствии с их правом на свободу вероисповеданиясовести и религиозные убеждения.
Организациявоспитательных мероприятий включает:
изучениетребований руководящих документов;
планированиевоспитальной работы;
выступлениеруководящего состава органов военного управления перед личным составом;
проведениекомплекса воспитательных мероприятий совместно с Русской Православной Церковью,другими религиозными конфессиями по духовной поддержке военнослужащих и членових семей, созданию атмосферы уважения к ратному труду защитников Отечества;
взаимодействиес представителями ветеранских, творческих, научных и общественных организаций,разъяснение и пропаганду передового опыта войск (сил), героических традицийВооруженных Сил, соединений, частей (кораблей) в интересах повышения престижавоенной службы;
изучениеобщественного мнения и настроений военнослужащих;
информированиеличного состава о принятых решениях по поставленным вопросам, предложениям иобращениям;
постоянныйанализ информационной обстановки в местах дислокации (базирования) войск (сил);принятие оперативных и решительных мер по защите личного состава от негативногоинформационно-психологического воздействия, упреждению, разоблачению ипресечению слухов и вымыслов.
Использование религиив воспитании военнослужащих
Религия, социальныйстатус которой в обществе за последние годы значительно вырос, на протяжениитысячелетий играла и играет важную роль в пропаганде и закреплении в поведениилюдей высоких норм нравственности в формировании у них определенного духовногоидеала, который определяет поведение и деятельность человека в любой жизненнойситуации, в том числе и в условиях воинской службы.
Эффективность воспитаниявоеннослужащих в сфере религии обусловлена целым рядом факторов:
Во-первых, важнейшеезначение имеет положение о богоустановленности морали. Это обусловливаетабсолютность моральных предписаний. Мораль по своей природе нуждается в прочнойоснове (абсолюте), которая должна возвысить ее над сиюминутной житейскойобыденностью. Этим абсолютом в нравственной жизни для верующих людей есть БОГ иего заповеди. Благодаря такому абсолюту именно в религии как нигде четко иоднозначно решается вопрос о критериях добра и зла. Каждый верующий человекимеет четкое знание того, какой тип поведения и образ жизни является праведными какой неправедным.
Во-вторых, в религиивсегда есть идеальный пример, призванный служить для человека в качестве целиего собственной жизни: / “Будьте совершенны как совершенен Отец ваш небесный” — МФ., 5.48/.
В-третьих, в религии естьпостоянный “контроль” за качеством исполнения требований, предъявляемых кчеловеку. Богом контролируются не только все поступки человека, но и его мысли.Это, безусловно, существенно влияет на поведение человека.
В-четвертых, в религии досамой высшей степени возможного воздействия на человека доведены, пользуясьвоенным языком, “меры наказания и меры поощрения”. Так, например, каждыйхристианин постоянно помнит, что после смерти ему предстоит предстать передБогом, держать ответ за свою земную жизнь и по результатам этого ответаотправиться в рай или ад.
Понятно, что наличиетаких альтернатив в загробной вечной жизни во многом определяют всю земнуюжизнь человека и его поведение, в частности.
В-пятых, религия никогдане отказывает оступившемуся человеку в надежде на исправление, на возвращение кправедной жизни, давая тем самым ему исправить свое поведение.
В-шестых, эффективностьнравственного воспитания в сфере религии и, в частности, в христианствеобусловлена тем, что полученные нравственные знания постоянно подкрепляютсятаинством покаяния. В соответствии с сущностью и содержанием этого таинстваверующий должен регулярно исповедоваться в своих грехах, причем не только вбезнравственных поступках, но даже в мыслях о них. Важно отметить, что исповедьпроисходит без свидетелей, а священник обязан хранить ее в тайне. Такимобразом, создаются условия для предельной правдивости кающегося, без чегоистинное воспитание вряд ли возможно.
Священник не тольковыслушивает кающегося, но и дает ему советы, наставляя, стремясь исключитьповторения приведших к покаянию проступков.
Кроме того, когдакающийся беседует со священником, он считает его посредником между собой иБогом, то есть высокоавторитетным лицом. Не трудно представить себе скольэффективна эта система, если исповедь и покаяния становятся нормой повседневнойжизни и продолжаются с детства и до конца жизни.
Откровенная беседа свысокоавторитетным лицом без свидетелей и, как принято говорить, от сердца ксердцу, — важнейший путь к воспитанию вообще и в сфере нравственности вособенности.
Следует заметить, что этообстоятельство хорошо усвоено не только христианством, но и другими религиями.
Обстоятельства,вытекающие из конкретной современной религиозной ситуации в стране и вВооруженных Силах, которые должны учитывать офицеры в своей работе по воспитаниювоеннослужащих с опорой на религию:
а) наличие Соглашения осотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством обороныРоссийской Федерации (подписано 2 марта 1994 года Патриархом Московским и ВсеяРуси и Министром обороны России);
б) слабая подготовкаофицерского корпуса к работе с верующими военнослужащими;
в) обострениемежконфессиональной борьбы в условиях современной России;
г) политизация отдельныхнаправлений некоторых религиозных конфессий;
д) активизациядеятельности на территории Российской Федерации, так называемых, тоталитарныхсект;
е) появление вВооруженных Силах РФ общественных объединений верующих военнослужащих.
Признавая большую рольрелигии в деле воспитания военнослужащих, мы, в то же время, должныреалистически оценивать ее возможности в нашей сегодняшней непростойдействительности.
Рассмотренные направлениявоспитания военнослужащих имеют свою специфику, однако они тесно взаимосвязаныдруг с другом. Реализация содержания воспитания предполагает комплексныйподход, предусматриваемый единство всех составных частей.
Такимобразом, проведение комплекса воспитательных мероприятий совместно с РусскойПравославной Церковью, другими религиозными конфессиями по духовной поддержкевоеннослужащих и членов их семей, созданию атмосферы уважения к ратному трудузащитников Отечества, является структурным элементом воспитания военнослужащихВС РФ.
 
2. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛАРЕЛИГИИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Многовековая история нашего государства свидетельствуето наличии устойчивой духовно-религиозной традиции в Российской армии. Страна иее армия всегда чтили религию.
В новых исторических условиях происходит возрождениеутраченных традиций, религия начинает приобретать все большее значение как одиниз институтов формирования личности российского воина. По данным военныхсоциологов, к верующим на сегодня себя относят более 43 % военнослужащих.
Нельзя не отметить, что в современных условияхнационалистические, экстремистские силы как у нас в стране, так и за рубежомстремятся использовать религию в своих интересах, сделать ее идеологией террораи вооруженных конфликтов. В условиях размытости социальных и культурныхценностей российского общества, духовного вакуума заметен обостренный интересчасти российской молодежи к нетрадиционным религиозным культам и верованиям,носящим в некоторых случаях деструктивный, асоциальный характер.
Все это требует от органов военного управления,специалистов воспитательных структур, всестороннего учета религиозного факторав работе с различными категориями военнослужащих; использования возможностейдуховно-нравственных и патриотических основ религиозной веры в воспитанииличности современного воина, создании в воинских коллективах здоровойморально-психологической атмосферы.
РЕЛИГИЯ, с точки зрения монотеистов, людей,признающих существование единого и единственного Бога, — это взаимоотношениямежду Богом и человеком (лат. religio). Отношения Бога, Творца и ВысшегоПравителя всего сущего к человеку состоят в содействии Его людям восуществлении ими высших целей жизни. Эти цели представляют собой стремлениячеловека к абсолютной истине, неизменному добру и высшему блаженству, то есть кистинному Богу, и воплощаются в усвоении религиозной истины, в отражении ее вчеловеческих знаниях, чувствованиях и деятельности.
Какизвестно, основными структурными элементами религии являются: религиозноесознание, религиозная деятельность, религиозная организация (см. схему). Каждыйиз них в свою очередь обладает своей внутренней структурой.
Религиозноесознание, например, включает в себя религиозную идеологию и религиознуюпсихологию. Религиозная деятельность в виде религиозного культа подразумеваетналичие средств культа и культовую деятельность и т.д. Исторический опыт ипрактика современной общественной жизни показывают, что в качестве религиозногофактора может выступать как религия в целом, так и отдельные ее компоненты идаже их элементы. По своей структуре религиозный фактор состоит из объективныхи субъективных составляющих.
Объективнаясоставляющая - это религиозная действительность, которую застаетданное поколение верующих, выражающаяся в определенном содержании религиозногосознания; в сложившейся системе религиозных отношений; в сформированномрелигиозном культе; в существующей на этот момент времени форме религиознойорганизации.
Ксубъективной составляющей относятся: определенное видение тем или инымрелигиозным сообществом своих задач в этом земном мире; наличие у данногосообщества верующих определенных чувств и воли, настроенных на выполнение этихзадач.
Говоряо субъективной составляющей религиозного фактора, следует особо подчеркнуть,что она складывается не только из субъективных интересов той или иной религии,которые проистекают из ее догматов, но и из интересов конкретной религиознойорганизации или групповых интересов священников. Иногда к этому добавляютсяинтересы того или иного церковного лидера. Заметим, что именно субъективноеявляется импульсом для возникновения в религиозном течении всякого родаотклонений, что часто завершается образованием так называемых сект.
Объективно-субъективноесодержание религиозного фактора дает основание предполагать, что в реальнойжизни существует определенная разница между тем, как понимается безопасностьсветского общества в религиозной догматике и действительным поведением церквейв конкретных жизненных ситуациях, когда обстоятельства заставляют ихсоприкасаться с проблемами безопасности общества.
Претензиякаждой отдельно взятой религиозной организации на абсолютную истину порождаетотношения абсолютного идеологического антагонизма. Ликвидировать его без отказаот идеологических позиций одной из сторон невозможно.
Невозможностьдостижения компромисса между религиозными организациями обусловливаетсяпричинами не только религиозно-идеологическими, но ирелигиозно-психологическими. На первый взгляд, кажется, что благоприятныеусловия для компромисса имеют религиозные организации одного и того женаправления (см. таблицу). Однако на практике все обстоит сложнее. Идейногокомпромисса между ними тоже не получается. Общественно-историческая практиказнает примеры, когда один доминирующий конфессиональный фактор со временемзаменялся другим.
Глубинныепричины кардинальной смены обществом своей религиозной ориентации, как правило,лежат вне собственно религиозной сферы жизни общества и связаны сполитико-экономической его перестройкой. Именно по этой причине такая сменаориентации общества часто сопровождается насилием. Посредством его былаобращена в христианство Русь, через насилие проложил себе дорогу в ЗападнойЕвропе протестантизм, насилием в чистом виде были по своему содержанию такназываемые крестовые походы католической церкви. Вместе с тем следует отметить,что смена религиозной ориентации в обществе может происходить и относительно мирнымпутем. Однако в любом случае изменения в жизни общества будут весьмасущественными. Содержание религиозного фактора логично было бы такжерассмотреть с точки зрения общего и особенного в нем. Общее определяется самойприродой религии, ее сутью как общественного явления.
Особенноеопределяется всей совокупностью условий, в которых данный религиозный фактордействует. Мировой опыт показывает, что в первую очередь его спецификуобразуют: религиозные традиции страны; уровень религиозности населения(см.справку); социально-политическая ситуация в обществе, формагосударственно-церковных отношений.
Вто же время историческая и современная практика общественной жизни показывает,что характер воздействия религиозного фактора на социальное явление может бытькак позитивным, так и негативным. В целом ряде случаев наблюдаетсяпротиворечивое воздействие религиозного фактора. На одни стороны социальногоявления он воздействует позитивно, а на другие — негативно.
Соотношениепозитивного и негативного воздействия должно исследоваться особенно тщательночтобы не допустить переоценки или недооценки влияния религиозного фактора навоенную безопасность государства. Ибо сила его воздействия обусловлена целымкомплексом обстоятельств объективного и субъективного характера. Наиболеезначимое из них — заинтересованность (или не заинтересованность) власти вусилении роли религии в жизни общества. Если власть заинтересована в том. чтобырелигия усилила свое влияние, то она создает ей для этого определенныеблагоприятные условия, и наоборот. Например, сегодня в 28 странах мира (Иран.Ирак, Пакистан и др.) ислам является государственной религией.
Важнымдетерминантом религиозного фактора является и степень потребности со сторонынаселения в дополнительном источнике духовной и материальной помощи, которуюнародные массы надеются получить от Бога, веря в него. При наличии совокупностиэтих двух детерминантов усиление религиозного фактора может привести кклерикализации жизни общества. В случае если власть имеющимися в еераспоряжении средствами ограничивает возможности функционирования религии, анародные массы не испытывают потребности в ней, то общество, наоборот,секуляризируется, например, как это было в СССР. Формой существованиярелигиозного фактора является функционирование религии.
Выполняясвои функции, религия по отношению к обществу в целом предстает какобщественная подсистема. Историческая практика и современная общественная жизньпоказывают, что роль этой подсистемы в том или ином обществе различна. Взависимости от исторического типа общества и конкретной ситуации религия можетзанимать в нем и различное положение.
Первоеположение характеризуется следующим:
религиозноесознание в значительной степени определяет содержание общественного, групповогои индивидуального сознания;
религиознаядеятельность составляет непременное звено общей социальной деятельности;
религиозныеотношения «налагаются» на другие социальные связи;
религиозныеинституты соединяют в себе власть религиозную и светскую.
Особенностямивторого (противоположного) положения являются:
религиозноесознание занимает второстепенное место в общественном сознании. В немдоминируют другие идеологические системы;
религиознаядеятельность в общей системе социальной деятельности незаметна;
религиозныеотношения являются частным видом отношений и не влияют на другие видыотношений;
духовнаяи светская власть разделены с явным преимуществом в пользу второй.
Междуэтими двумя крайними положениями религии в обществе существует множествопереходных положений, различающихся между собой преобладанием религиозного илисветского содержания.
Вреальной жизни религиозный фактор взаимодействует и переплетается с другимифакторами общественной жизни. Историческая и общественная практика даетдостаточно свидетельств того, что особенно тесно религиозный фактор связан снациональным фактором.
Опытрелигиозного воспитания военнослужащих позволяет сделать вывод, что основнымипроявлениями негативного воздействия религиозного фактора на военнуюбезопасность России являются:
появлениев воинских коллективах противоречий на религиозной почве;
проникновениев структуру военной организации идей мистицизма и оккультизма; распространениесреди военнослужащих идей религиозного пацифизма. Рассмотрим их более подробно.
Противоречияна религиозной почве
Новаярелигиозная ситуация обусловила возникновение целой системы новых противоречийв жизни Вооруженных Сил. Одно из них — это противоречие между новой религиознойситуацией в армии и отсутствием в содержании воспитательной работы с личнымсоставом корректив, учитывающих эту новую ситуацию.
Исследованиерелигиозной обстановки в военной организации страны показывает, что новаярелигиозная ситуация принесла с собой в воинские коллективы Вооруженных Силцелый комплекс новых отношений, вызвавших в свою очередь появление рядасоциально-политических проблем, к появлению которых современная армия оказаласьне готова. К числу таких проблем, например, относятся:
проблемавзаимоотношении между неверующими и верующими военнослужащими, число исамоуважение которых значительно выросло;
проблемавзаимоотношений между командиром воинского подразделения и религиознымигруппами в этом подразделении:
проблемавзаимоотношений между различными религиозными группами внутри воинскихколлективов.
Небудет преувеличением сказать, что отношения войскового товарищества и дружба,обеспечивающие сплочение коллективов являются одним из важнейших условийвыполнения воинскими коллективами обязанностей, которые им отведены в сложномвоенном механизме. Не случайно сплочению воинских коллективов формированию вних отношений подлинного товарищества взаимной поддержки и выручки уделялибольшое внимание военачальники всех времен и народов.
Религиозныеразличия при определенных условиях действительно могут стать поводом длявозникновения разобщенности и даже конфронтации групп верующих, верующиевоеннослужащие в этом смысле не являются исключением. Вместе с тем, понаблюдениям военных социологов, по мере увеличения количества верующих ввоинских коллективах стали проявляться элементы симпатий — антипатий попризнаку конфессиональной принадлежности военнослужащих. Так, например, 20%верующих заявляют, что для них не безразличны религиозные принадлежностисослуживцев. Отмечается проявление неприязни к другим религиям. Практически всетрадиционные конфессии негативно настроены по отношению к новым религиознымобразованиям. Представители различных сект с антипатией относятся ктрадиционным конфессиям, в том числе к православию.
Существеннымпротиворечием, которое порождено новой религиозной ситуацией в ВооруженныхСилах, является противоречие между новыми требованиями, которые эта религиознаяобстановка в воинских коллективах предъявляет к знаниям офицеров в сферерелигии и отсутствием таковых у большинства офицеров на сегодняшний день.
Большинствоиз них не знает основ вероучения той или иной религиозной конфессии, ее культа,особенностей психологии ее сторонников, требований, которые предъявляет религияк верующим военнослужащим в отношении воинской службы. Эта необразованностькомандиров при определенных обстоятельствах может стать причиной невольногооскорбления религиозных чувств верующих военнослужащих, причиной возникновенияконфликтов в воинских коллективах на религиозной почве, невыполнения верующимвоеннослужащим того или иного приказа, уклонения верующих военнослужащих отисполнения ими обязанностей воинской службы. Таким образом, устранениерелигиозной безграмотности офицеров можно назвать важным условием успешногоуправления воинскими коллективами, решения ими поставленных задач.
Другим,не менее серьезным противоречием, стало противоречие между быстро развивающимсяпроцессом взаимоотношений вооруженной организации общества и религиознымиорганизациями страны, с одной стороны, и неразработанностью их правовой базы сдругой.
Известно,что на сегодняшний день в нашей стране весь сложный комплекс вопросов,связанных с удовлетворением религиозных потребностей верующих военнослужащих,регулируется всего семью пунктами двух законов нашего государства (п. 1 — 5 ст.8 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», п. 5 ст. 4и п. 4 ст. 16 Закона Российской Федерации «О свободе совести и религиозныхобъединениях»). Для сравнения — перечень законов и подзаконных актов,регулирующих вопросы обеспечения прав верующих военнослужащих в современной Германии,составляет целую книгу объемом в 169 страниц.
Анализэтих семи пунктов показывает, что они содержат настолько общие и неясныеположения, что никоим образом не могут служить руководством при решенииорганами военного управления практических задач по реализации прав верующихвоеннослужащих. Для воинской организации, специфической чертой которой являетсястрогая регламентация всех сторон ее жизни и деятельности, целесообразно былобы четко определить в подзаконных актах, например в Уставе внутренней службыВС РФ, как обязанности командиров по реализации прав верующихвоеннослужащих, так и сам порядок их реализации. В этой ситуации хотелось бынапомнить, что когда-то (со времен Петра I до февраля 1917 года) все это вуставах русской армии имелось.
Этообстоятельство является прямой причиной того, что сегодня степень реализацииправ верующих военнослужащих в воинской части, подразделении порой прямозависит от религиозных или атеистических настроений конкретного командира, отего личных религиозных симпатий или антипатий. Например, командир можетзапретить встречу личного состава на территории части с представителями той илииной религиозной организации даже в свободное от службы время. Но может и,наоборот, «организовать» личный состав для таких встреч во время,отведенное распорядком дня для боевой подготовки. С другой стороны, верующийвоеннослужащий сегодня не знает в какой форме (устной или письменной), к кому(к какому должностному лицу), как часто (еженедельно или только по большимрелигиозным праздникам) он может обратиться по вопросу удовлетворения своихрелигиозных потребностей, и никто не может ему об этом сказать. Представляется,что такое положение дел не должно сохраняться в государстве, считающем принципсвободы совести одним из принципов своей жизни.
Зачастуюруководители слепо копируют все действия, в том числе и глубоко ошибочные,которые в отношении религии совершают высокопоставленные чиновники нашегогосударства. Одна из таких ошибок — явное невнимание к вопросам взаимодействияс такими традиционными для России религиями. как. например, старообрядчество.ислам и буддизм. Это невнимание не только замечается этими организациями, но ивызывает с их стороны откровенно болезненную реакцию. В частности, ПредседательДуховного управления мусульман Центрально-Европейского региона России, он жепредседатель Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин в своей книге«Ислам: вера, милосердие, терпимость» пишет: «Нас всерьезбеспокоит то, что некоторые руководители Министерства обороны своими одностороннимии непродуманными действиями расшатывают армию, ведут ее к расколу понациональному и религиозному признакам, противопоставлению православия всемдругим религиям. Ведь только РПЦ имеет договор с Министерством обороны России осотрудничестве. Появились первые православные храмы и священники в армии…Такая линия Министерства обороны России вызывает недоумение и множествовопросов у граждан. Разве армия наша состоит только из православных?». Туже мысль официальный представитель Духовного управления мусульманЦентрально-Европейского региона России высказал 14 января 1997 г. вГосударственной Думе на парламентских слушаниях по вопросу «Концепциягосударственной национальной политики и Вооруженные Силы РоссийскойФедерации». Подобные взгляды выражают и протестантские организации России,в том числе евангельские христиане-баптисты.
Дляпримера давайте рассмотрим, как организована религиозная деятельность средивоеннослужащих других стран. Например, в обязанности корабельного священникаВМС Германии входит проведение регулярных занятий по вопросам религиознойморали и нравственности. Если на корабле имеются военнослужащие католического иевангелического вероисповеданий, то эти занятия, как правило, проводятсяраздельно. В исключительных случаях, во время учебных походов в море и приналичии только одного священника-католика или евангелиста — могут проводитьсясовместные занятия, но лишь после согласования с представителями обеихконфессий.
Религиозный пацифизм
Насегодняшний день в России идеи религиозного пацифизма исповедуют несколькорелигиозных организаций: Свидетели Иеговы, Меннониты. Религиозная ассоциация«Духовное единство» (Церковь Льва Толстого). Религиозное объединениедухоборцев России, Союз общин христиан-молокан, Сцасов-ский толк беспоповскогонаправления русской старообрядческой православной церкви. Идеи религиозногопацифизма широко распространены среди членов Союза Евангельскиххристиан-баптистов России. Именно его члены составляют основную частьрелигиозных пацифистов. В яркой форме идеология религиозного пацифизмаЕвангельских христиан-баптистов была выражена при проведении «круглогостола» по теме «Христианин и армия», организованном этим союзомв 1999 г.
Самыйобщий обзор положений, которые лежат в основе религиозного пацифизма, позволяетотметить существование, по крайней мере, трех обоснований этих идей.
Во-первых,необходимость строгого следования Священному Писанию. Исполнять заповедь«не убий» — это значит — не убивать ни при каких обстоятельствах.
Во-вторых,в каждом человеке живет Святой Дух, и поэтому убийство человека является посвоей сути покушением на богоубийство.
В-третьих,верующим нет абсолютно никакого дела до чисто земных грешных дел, какимиявляются политика и война.
Всвязи с ростом числа членов религиозных организаций, которые разделяют идеирелигиозного пацифизма. учащаются случаи отказа от службы в армии порелигиозным убеждениям.

Учетособенностей деятельности религиозных организаций при проведении мероприятийвоспитательной работы с личным составом ВС РФ
ОпытГУВР ВС РФ по организации воспитательной работы в Вооруженных Силах Россиипоказывает, что для того чтобы отношения в воинских коллективах складывалисьбесконфликтно, сегодня, безусловно, необходимы существенные корректировки ввоспитательной работе с личным составом. Прежде всего эти корректировки должныбыть направлены на воспитание военнослужащих в духе уважительного отношения клюдям, имеющим другой тип мировоззрения или иные религиозные убеждения. В этойситуации хотелось бы напомнить, что согласно Конституции Российской ФедерацииРоссия — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться вкачестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены отгосударства и равны перед законом. А Вооруженные Силы — часть государства.Следовательно, знание и учет религиозной обстановки в воинском коллективедолжно стать одной из обязанностей его руководителей. В содержаниивоспитательной работы также требовалось бы учесть и то, что не все религиозныеорганизации России, члены которых призываются сегодня в армию, одобряют участиесвоих членов в операциях с применением оружия.
Анализвышеназванных проблем и противоречий позволяет предложить некоторыерекомендации теоретического и практического характера, которые будутспособствовать повышению качества военной безопасности России в начале XXI веказа счет участия в этом процессе религиозной составляющей.
Рекомендациитеоретического характера связаны, во-первых, с обшей оценкой негативноговоздействия религиозного фактора на национальную безопасность, котораяобусловливает необходимость введения в научный оборот понятия «религиознаяопасность», во-вторых. с выделением направлений специальных исследований вчастных гуманитарных науках, нацеленных на изучение отдельных аспектоввоздействия религиозного фактора на ту или иную сторону национальнойбезопасности.
1.Количество и содержание угроз национальной безопасности России со сторонырелигиозного фактора ставит вопрос о необходимости разработки содержанияпонятия «религиозная опасность». Так, например, ученые Военногоуниверситета понимают религиозную опасность как категорию, фиксирующую наличиев религиозной сфере жизни общества негативных условий и тенденций внутреннегоразвития, препятствующих нормальному функционированию и развитию общества всоответствии с присущими ему закономерностями. По их мнению, природа этойопасности может крыться в обострении межрелигиозных противоречий;
 вусилении религиозного экстремизма;
вросте числа и активности социально опасных религиозных организаций; в широкомраспространении в стране оккультизма; во втягивании религиозных организаций вборьбу светских (политических и даже преступных) группировок и т.д.
Помимовышеперечисленных открытых угроз для безопасности страны религиозная сферажизни современного бурно меняющегося российского общества таит в себе иопределенную скрытую угрозу. Эта угроза связана с некоторыми аспектами проблемыадаптации религии, консервативной по своему существу, к бурной динамикесовременного общественного развития в России. Дело в том, что адаптация,которую большинство религиозных конфессий России так или иначе, но вынужденопроходить в силу своей объективной включенности в процесс общего глубокогоперелома в развитии нашего общества, может протекать только в двух направлениях(или в их комбинации).
Первоенаправление — через изменения в самой религиозной организации общества иприспособление ее к изменившемуся обществу.
Второенаправление — через противодействие (скрытое или открытое) со сторонырелигиозной организации изменениям в обществе. Именно от того, в какомсоотношении находятся между собой эти направления адаптации религии, зависитпотенциал скрытой, внутренней угрозы обществу со стороны религиозной сферы.
Насегодняшний день самая крупная религиозная организации России — Русская ПравославнаяЦерковь — на путь изменений в самой себе, несмотря на призывы некоторых еерядовых священников, пока еще не становится. Открытого противодействияизменениям в обществе с ее стороны, по крайней мере со стороны ее руководства,пока нет, но среди священников среднего и тем более низового звена настроениянеприятия и противодействия многим изменениям, произошедшим и происходящим вРоссии, распространены весьма широко. Подобная ситуация и настроения имеютместо и среди мусульман. Напомним, что именно православно-мусульманский блок вомногом определяет общий вектор развития религиозной ситуации в России иВооруженных Силах.
2.В частных гуманитарных науках могут быть выделены специальные направленияисследования в области проблемы воздействия религиозного фактора на военнуюбезопасность с опорой на результаты решения наиболее общихсоциально-политических проблем. Такими направлениями могут быть:
вобласти политологической (военно-политологической) науки — исследованиеизменений воздействия религиозного фактора на военную безопасность взависимости от изменений в политической структуре российского общества иполитической ситуации в приграничных странах:
вобласти правовой (военно-правовой) науки — исследование путей правовой защитыличности, общества и государства от социально опасных аспектов религиознойсферы жизни общества;
вобласти исторической (военно-исторической) науки — исследование генезиса иразвития воздействия религиозного фактора на национальную безопасность России вразные периоды ее истории;
в областисоциологической (военно-социологической) науки — исследование тенденцийизменения роли религиозного фактора в системе национальной безопасности взависимости от уровня религиозности населения той или иной страны:
вобласти психологической (военно-психологической) науки — исследованиеособенностей восприятия на психологическом уровне общественного сознаниявоздействия религиозного фактора на военную безопасность с учетом особенностейотражения проблем безопасности в сознании верующих и в сознании неверующих.
Рекомендациипрактического характера связаны с предложением комплекса мер, направленных наослабление негативного и усиление позитивного воздействия религиозного факторана социально-политическую составляющую военной безопасности России.
1.На государственном уровне необходимо принять меры к ограничению деятельности натерритории Российской Федерации социально опасных религиозных организаций.
2.Учитывая рост религиозной нетерпимости в современной России и то, чторелигиозная терпимость должна воспитываться с детства, можно рекомендоватьулучшить воспитание школьников, будущих защитников Отечества, в духе уважениярелигиозных, верований других людей. Нынешние школьные программы эту задачу невыполняют. Представляется, что в школах должен быть введен курс религиоведенияв количестве 20-30 часов.
3.Принимая во внимание большой потенциал религии в воспитании граждан России вдухе высоких нравственных идеалов, государству необходимо принять меры дляоказания поддержки программам религиозных организаций в этой области нагосударственных каналах радио и телевидения.
4.В связи с особой угрозой военной безопасности России, которую таят в себемежрелигиозные противоречия, активизирующие националистические, сепаратистскиенастроения, возникает необходимость подключения к разрешению этих религиозныхпротиворечий института государства.
Современнаямировая и отечественная историческая практика свидетельствует, что в арсеналегосударства достаточно способов решения этой задачи. К их числу прежде всегоследует отнести: совершенствование механизма правового регулирования отношениймежду религиозными организациями; создание тех или иных организационныхструктур, предназначенных для урегулирования отношений между религиознымиорганизациями; решительное пресечение деятельности (на основании закона)националистических и религиозных организаций, провоцирующих различныемежрелигиозные противоречия.
5.Невнимание к религиозному фактору невыгодно отличало и отличает российскуюполитику от западноевропейской и американской.
Недооценкароссийскими политиками религиозного фактора приводила и приводит к фактическомуигнорированию важных стимулов и пружин как внешней, так и внутренней политики.Понимание и адекватный учет религиозного фактора в политике позволили бы Россиипроводить более эффективную военную политику как внутри страны, так и намеждународной арене.
6.Необходимо разработать концептуальные документы, регулирующие взаимоотношениявоенной организации с религиозными организациями России. К исходным принципамэтой политики можно отнести следующие.
Во-первых,политика военной организации в религиозной сфере должна быть самостоятельной,независимой от каких-либо обязательств по отношению к любой из церковныхорганизаций России. Вооруженные Силы должны реализовывать прежде всего своисобственные интересы, а не интересы той или иной церкви. Они должны выступатьсвоего рода «заказчиком» перед религиозными организациями на предметудовлетворения потребностей верующих военнослужащих.
Во-вторых,политика Вооруженных Сил в области взаимоотношений с религией должна строитьсятаким образом, чтобы исключить втягивание армии в сферу межрелигиознойидеологической борьбы.
7.Принять меры к более полной реализации в Вооруженных Силах России принципасвободы совести, для чего необходимо: коренным образом усовершенствоватьмеханизм реализации прав верующих военнослужащих как за счет переработки статьи8 Закона РФ «О статусе военнослужащих» так и за счет внесениясоответствующих дополнений в Общевоинские уставы ВС РФ;
улучшитьрелигиоведческую подготовку офицеров за счет изучения специального курса потеме «Армия и религия» в системе общественно-государственной подготовки,улучшить изучение соответствующими органами военного управления религиознойситуации в объединениях;
внестикоррективы в методику и содержание воспитательной работы с военнослужащими сучетом изменения религиозной ситуации в стране и Вооруженных Силах.
Болеетщательного внимания со стороны Вооруженных Сил заслуживает изучениесоциально-политических программ религиозных конфессий, а также отдельныхнаправлении в них. Образование в России нескольких религиозно ориентированныхполитических партий требует от Российской армии определенной осторожности вконтактах с теми или иными религиозными направлениями во избежание втягивания еев политическую борьбу через призыв к защите веры. Политизации армии черезрелигию должны быть поставлены определенные заслоны, которые пока отсутствуют.Значительно большего внимания со стороны Вооруженных Сил заслуживаетдеятельность общественных движений верующих военнослужащих.
Взаключение хотелось бы сделать следующие выводы:
1.Военная безопасность, как и многие другие виды безопасности, испытывает на себепротиворечивое влияние религиозного фактора. Воздействие религиозного факторана военную безопасность зависит не только от уровня религиозности населениястраны, но и от религиозной ситуации в приграничных странах, поскольку онаоказывает влияние на военно-политическую обстановку в том или ином регионе.
2.Влияние религиозного фактора на систему военной безопасности России в настоящеевремя незначительно, но оно может постепенно нарастать. Эта возможностьобусловлена: активизацией религиозных экстремистских сил на Кавказе и в СреднейАзии: продолжающимся процессом увеличения (хотя уже и не такими быстрымитемпами как ранее) числа верующих в нашем обществе и, соответственно, вВооруженных Силах, что повышает роль религии как в светской, так и военнойсферах жизни России; усилением политизации религиозных организаций России,выражающемся в стремлении религиозных организаций влиять на общую и военнуюполитику Российского государства: нарастанием стремления государства и еговоенной организации сблизиться с наиболее авторитетными религиозными организациямистраны с целью использования их авторитета в обществе для повышения своегособственного авторитета и обеспечения через интегрирующую и воспитательнуюфункцию религии более высокой степени надежности управления обществом и армией:продолжающимся процессом поиска и выработки новых духовных ориентиров в обществеи армии и попытками выбора в качестве таковых религиозных ценностей.
3.Развитие религиозной ситуации в стране и Вооруженных Силах объективно требуетскорейшей и глубокой разработки Министерством обороны Российской Федерациисобственной политики в отношении всех религиозных организаций страны. Продолжаяразвитие и углубление своих взаимоотношений с Русской Православной Церковью,необходимо самым серьезным образом пересмотреть свою политику по отношению кдругим религиям, прежде всего к исламу.
Практикасотрудничества с религиозными объединениями показывает целесообразность ееиспользования в интересах решения целого спектра задач воспитательной работы.Однако при этом следует исходить, прежде всего, из духовных запросов людей, ихрелигиозной приверженности, исторически сложившихся традиций и реальнойспособности той или иной организации, общины, конкретного священнослужителяоказывать позитивное влияние на морально-психологическое состояние воинов.Такая совместная работа должна быть направлена на формирование патриотизма,чести и долга, готовность к преодолению тягот военной службы, к выполнениюприказа, наконец, к самопожертвованию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нынешнейдуховно-нравственной атмосфере Вооруженных Сил Российской Федерации происходятзначительные изменения. Становится явным рост религиозности военнослужащих. Содной стороны, это происходит в среде военнослужащих срочной службы подвлиянием семейного воспитания. С другой стороны, в офицерской среде наблюдаетсяпоиск духовности личностью, стремление обрести устойчивую систему ценностей, получитьпсихологическое и нравственной обоснование жизни и воинской службы.
Известный русский флотоводеци военный педагог адмирал С.О. Макаров в 1897 году писал: «Очевидно, внароде есть какая-то сила, сохраняющая древние сказания о битвах и богатырях, иникто не будет отрицать, что сказания эти не влияют так или иначе нанравственную сторону человека. Желательно, чтобы те из сказаний, которыеподнимают дух военной доблести, не выродились».
Естественный вопрос: ачто же можно использовать из того огромного опыта в сфере общения и воспитания,накопленного церковью? Здесь таится большой пласт форм и методов, которые можноиспользовать или творчески переработать для нужд и потребностей информационнойработы. Особого внимания требуют следующие элементы информационно-религиознойкультуры, которые могут явиться общими и для офицеров, организующими ипроводящими информационно-воспитательную работу с личным составом.
Во-первых, это огромнаявнутренняя убежденность в истинности, правильности того, что проповедуется. Приэтом всем хорошо известно, что ничто так не заражает слушателей верой в правотуговорящего, как его собственная искренность.
Во-вторых, полное,абсолютное знание предмета, о котором идет речь. А это позволяет говорить с ещебольшей убедительностью. Проповедь должна идти от сердца — одно из требований квыступлению деятеля церкви. Даже в абсурдном сне никто не смог бы представитьтакого, чтобы священник читал проповедь по бумаге, а архиерей — еще и потексту, написанному помощниками. И потому не приходится удивляться огромнойсиле эмоционального воздействия проповеди.
В-третьих, простота идоступность материала, насыщенность яркими образами, неожиданными сравнениями,близкими по пониманию для слушателей метафорами; постоянное использование такойформы красноречия, как риторический вопрос.
В-четвертых, каждоевыступление, любая проповедь обращены к добру. А высокая цель придает в этомслучае ораторскому искусству невероятную силу убеждения.
В-пятых, тщательностьподготовки. На это обстоятельство обращали внимание все известные риторы:внешняя безыскусность речи — это результат большого искусства.
В-шестых, внутренняяпостоянная готовность к выступлению.
Священнослужителей(светских представителей религиозных организаций) желательно приглашать в часть(на корабль), в подразделение тогда, когда известна религиозная ситуация вцелом в регионе (количество верующих, принадлежность к той или иной конфессии,место расположения части и др.). Тематика, по которой предлагается выступитьсвященнослужителю должна носить прежде всего, информационный характер. Такиевыступления желательно организовывать в канун крупных религиозных праздников,для приобщения военнослужащих и членов их семей к серьезному пласту культурногонаследия.
В последнее время вРоссии получили значительное распространение новые религиозные движения. Поданным социологов примерно 10% населения, прежде всего из числа молодежи,студентов, школьников, научно-технической и творческой интеллигенции называютсебя их приверженцами.
В основе различения этихрелигиозных объединений лежит связь с той или иной культурной традицией. Однииз них тяготеют к Западу, другие — к Востоку, третьи коренятся в российскойпочве. Есть и такие, которые представляют собой как бы объединение элементовразличных культур и конфессий. Специфичны они и по своей идейнойнаправленности, по характеру функционирования как духовных явлений. Примыкают кним различные сатанистские общества, направленные на культивирование страстей инегативных наклонностей (в последнее десятилетие члены общин рекрутируютсябольшей частью из молодежной среды — нередко на рок концертах и фестивалях).Неоценимую роль в раскрытии антигуманной направленности данных течений и помощивоеннослужащим, пострадавшим от них в психологическом и нравственном планемогут принести специалисты, которыми и являются священнослужители.
/>

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1)  Федеральный закон «О свободе совестии о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г.
2)  Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 19 июня,7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня,27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20июля, 22 августа 2004 г.).
3)  Приказ МО № 70 «Об органахвоспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» от 11 марта 2004г.
4)  Трифонов Е. В. Психофизиологияпрофессиональной деятельности. Словарь. СПб, 2006./>
5)  В.А. Кузнецов, А.М. Тютченко, А.Г.Караяни, А.А. Чертополох. Под общей редакцией генерал-майора Черкасова А. В.Краткий словарь основных понятий морально-психологического обеспечениядеятельности войск (сил). ВУ. М. 2007 год.
6)  А.А. Чертополох. Информационнаяработа в Вооруженных Силах Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: ВУ, 2007г.
7)  Неваленый А.Н., Згуро В.Л., БелоусВ.П. Воспитание подчиненных: организация и методика. Учебно-методическоепособие. Благовещенск, 2008 г.
8)  Военно-социологические исследования(сборник статей) М.: ВУ, 2003 №4 // Капитан 1 ранга С.А.МОЗГОВОЙ, кандидат исторических наук«РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
9)  Военно-социологические исследования(сборник статей) М.: ВУ, 2003 №4 // Подполковник С.А. МЕЛЬКОВ, доктор политических наук «КТО придет завтра в армию? (Облик российского мусульманина-призывника)».
10) Военно-социологическиеисследования (сборник статей) М.: ВУ, 2004 №1(5) // Капитан 1 ранга В. И. ВЕРЕМЧУК,кандидат социологических наук, доцент «РЕЛИГИОЗНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ОБЪЕКТСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ».
11) Христолюбивоевоинство: Православная традиция Русской Армии. Российский военный сборник. М:ВУ: Независимый военно-научный центр «Отечество и Воин», «Русский путь», 2006.Вып. 12
12) Сборник докладови тезисов выступлений участников «Вторых приморских образовательных чтений».Церковь и общество. Владивосток. 2005 г.
13) Ориентир № 7.: М.2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат During A Son
Реферат How Did The Nazi Party Get So
Реферат Башкирский народный эпос
Реферат Русско-германский легион
Реферат Реализация уровневой дифференциации при обучении математике
Реферат Тестирование и отладка программных комплексов
Реферат Теории автомобилей
Реферат Books (english)
Реферат 1 вопрос. Теоретические вопросы на знания, полученные при изучении дисциплин: Микроэкономика, Макроэкономика, Финансы и кредит
Реферат Становлення соціально-побутової сфери на Волині у повоєнний період 1944-1953 рр
Реферат Чистая монополия и монопольная власть
Реферат Совершенствование обслуживания клиентов гостиничных предприятий
Реферат Технопромэкспорт - строительство электростанций "под ключ". Ивановские ПГУ
Реферат Испанский грипп
Реферат «Пришла зима». Содержание урока соответствует образовательной программе и используется для обогащения субъективного опыта учащихся. В ходе проведения урока использовала разные методы обучения, как эвристический, объяснительно-иллюстративный