Реферат по предмету "Разное"


«Прибыль предприятия»

Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшегоПрофессионального образованияВсероссийский заочный финансово-экономический институтФилиал в г. БарнаулеФакультет Региональная кафедраФинансово-кредитный финансы и кредитКурсовая работаТема: «Прибыль предприятия»Студентка ………………..Специальность финансы и кредит№ личного дела ……………………Образование первое высшееГруппа ………………..Дисциплина финансы организацийПреподаватель Коптева И.В. Барнаул 2008 Содержание Введение 41. Прибыль и ее роль в рыночной экономике 62. Методы планирования прибыли 183. Распределение и использование прибыли на предприятии 304. Расчетная часть 35Заключение 55Список литературы 57 Введение Получение прибыли - непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль - главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений. Таким образом, прибыль (и ее относительная модификация - рентабельность) обрела важнейшую, ведущую роль в новом хозяйственном и финансовом механизме управления социально-экономическим развитием. Это база финансовой устойчивости и обеспечения доходов предприятий, государства, населения. Прибыль как критерий эффективности воспроизводства и как показатель, имеющий две границы: объем производства продукции или услуг (реализации) и себестоимость обладает одним важным свойством: она отражает конечный результат интенсивного и экстенсивного развития. Последнее связано с фактором роста объема производства и естественной экономии от относительного снижения условно-постоянных элементов себестоимости: фонд оплаты труда (соответственно - начисления, идущие во внебюджетные фонды), амортизация, энергетическое топливо, платежи бюджету за ресурсы, внепроизводственные и некоторые другие расходы. В отечественной практике при анализе прибыли этот фактор выделяется редко. Цель данной работы - изучение экономической категории - прибыли, и ее планирование и распределение. В соответствии с данной целью в работе были поставлены и решены сле­дующие задачи: 1. Изучить сущность прибыли и ее роль в рыночной экономике. 2. Описать основные методы планирования прибыли. 3. Охарактеризовать принципы распределения и использования прибыли на предприятии. Предметом анализа в данной работе является прибыль предприятия, а объектом исследования – деятельность конкретного предприятия. В работе были использованы общенаучные и специальные методы исследований. Теоретической основой написания работы являются законо­дательные и нормативные документы по вопросам формирования финансовых результатов деятельности организации и налогообложения прибыли; труды отечественных экономистов, материалов периодической печати по теме исследования.^ 1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике Существует достаточно большое количество определений понятия "прибыль". Прибыль- это сумма, на которую доход превышает затраты. Чаще всего прибыль определяют как разность между полной выручкой и полными издержками, т.е. как чистую выручку. В переносном смысле под прибылью понимается всякая польза или выгода. Однако использование данного определения прибыли часто затрудняет понимание ее сущности как экономической категории. Предприятие может не получать прибыль и продолжать какое-то время функционировать. При этом оно может даже расширять свою деятельность за счет заемных средств. Если производитель материальных благ будет потреблять в полном объеме произведенный ими продукт или его стоимостной эквивалент, то тогда сможет существовать только он сам, а не общество [6, c.45]. Прибыль представляет собой одну из форм денежных накоплений, создаваемые в предприятиях, отраслях экономики, государства; это экономическая категория, характеризующая конечный финансовый результат коммерческой деятельности организаций. К. Маркс в "Капитале" определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Последняя по Марксу представляет собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность. На поверхности буржуазного общества присвоение чужого труда затушевывается и прибыль выступает как порождение движения всего авансированного капитала, как результат издержек производства. Таким образом, в марксистской трактовке прибыль есть результат эксплуатации наемного труда капиталом и отношение "капиталист - наемный рабочий" составляет основное отношение капиталистического общества [13, c.86]. Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования всех факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Но и в таком понимании нет единства и четкости. В одних случаях прибыль рассматривается как плата за услуги предпринимательской деятельности, в других - как плата за новаторство и талант в управлении фирмой, в третьих - как плата за риск и т.д. Все эти определения расплывчаты и скорее выражают вознаграждение предпринимателю за его умение соединять факторы производства и эффективно их использовать. Однако доход в виде процента и ренты получают и те люди, которые передают право распоряжения своим капиталом в той или иной форме другим лицам и сами в экономической деятельности не участвуют. Речь идет о нетрудовых доходах, получаемых законным путем [13]. Роль прибыли организации в условиях рыночной экономике заключается в следующем. Прибыль организации является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников организации. Характеристикой этого роста является размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль. Если для собственников организации получение высокого уровня прибыли является вполне очевидным мотивом предпринимательской деятельности, то может возникнуть вопрос - является ли получение высокой прибыли столь же побудительным мотивом деятельности наемных менеджеров организации и остального его персонала. Для менеджеров, которые не являются собственниками организации, руководимого ими, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли организации повышает "рыночную цену" этих менеджеров, что сказывается на уровне их личной заработной платы. И наоборот - систематическое снижение уровня прибыли руководимой ими организации приводит к обратным результатам в их личной карьере, уровне получаемых доходов, возможностях последующего трудоустройства. Для остального персонала уровень прибыли организации также является достаточно высоким побудительным мотивом их деятельности, особенно при наличии на предприятии программы участия наемных работников в прибыли. Прибыльность организации является не только гарантом их занятости (при прочих равных условиях), но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда социальных потребностей. Прибыль организации создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли организации через налоговую систему позволяет "наполнять" доходную часть государственных бюджетов всех уровней (общегосударственного и местных). Это дает государству возможность успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа - "богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан" - также связана с возрастанием прибыли организации, которая обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала. Прибыль организации является критерием эффективности конкретной производственной деятельности. Индивидуальный уровень прибыли организации в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли организаций характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором "перелива капитала" в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей [18, c. 62]. Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования прибыли в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше потребность организации в привлечении финансовых средств из внешних источников. При прочих равных условиях - тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции организации на рынке. При этом, в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов организации, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе. Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости организации. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной организацией прибыли, то есть ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной организацией прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость организации в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях. Прибыль организации является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется, прежде всего в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих "выживание" отдельных социально не защищенных (или недостаточно защищенных) членов общества. Кроме того, эта роль проявляется в удовлетворении за счет полученной прибыли части социальных потребностей персонала: социальные программы являются неотъемлемой составной частью коллективных или индивидуальных трудовых соглашений. Наконец, определенная социальная роль прибыли проявляется в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности организации, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказания материальной помощи отдельным категориям граждан. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим организацию от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности организации (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов.), но при прочих равных условиях, организация гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоко ликвидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды [18, c. 68]. Прибыль, полученная организацией в связи с его монопольным положением на рынке за счет установления неоправданно высоких цен на продукцию (так называемая "сверхприбыль" от монопольной деятельности), создает активные стимулы для перелива капитала на такие рынки и роста объема предложения, что в конечном итоге приводит к естественному формированию конкурентной среды на таких рынках и снижению уровня цен на них [19, c. 245]. Источником прибыли, как чистого дохода, является часть необходимого и прибавочного продукта. Вместе с тем прибыль отличается от чистого дохода следующими моментами: прибыль представляет только часть чистого дохода, представленную в реализованной части продукции. Полный объем чистого дохода может быть определен по всей валовой продукции, например, и по семенам, и по кормам, которые не продаются и не приносят прибыли. чистый доход является, более глубинной категорией, расположенной ближе к стоимости продукции. Прибыль же представляет поверхностную форму проявления чистого дохода. Она является однопорядковой категорией, с себестоимостью продукции; в прибыли учитываются результаты всей финансовой деятельности фирмы. В неё включаются не только коммерческие результаты от её производственной деятельности, но и прочая прибыль (например, погашенная задолженность, страховые поступления за возмещение ущерба), а также сминусованные убытки (например, от жилищно-коммунального хозяйствования, от стихийных бедствий) и просроченные задолженности. На чистом доходе организации эти финансовые операции и результаты никак не отражаются. Прибыль выполняет определенные функции [9, c.34]: оценочную - прибыль используется в качестве показателя оценки итогов производственной и коммерческой деятельности организации. В прибыли отражаются все стороны деятельности фирмы, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Однако прибыль не является универсальным показателем эффективности работы организации. Многофакторность категории прибыли вызывает необходимость наряду с прибылью использовать другие показатели эффективности производства (объем реализованной продукции, производительность труда, капиталоотдачу, материалоемкость, скорость оборота авансированного капитала); распределительную функцию - прибыль используется в качестве финансового рычага распределения и перераспределения прибавочного продукта между фирмой и государством, между фирмой и отраслью, между фирмой и её работниками, между производственной и непроизводственной сферами; воспроизводственную (стимулирующую) функцию. Прибыль используется для формирования фондов организации, а также в качестве источника капитальных вложений и расширения производства на базе технического прогресса. 4) прибыль используется как источник доходов бюджетов разных уровней. Во-первых, организация уплачивает налог на прибыль. Во-вторых, прибыль, остающаяся в распоряжении организации, служит не только источником финансирования производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и используется в случаях нарушения организацией действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная организацией прибыль. Основным признаком классификации видов прибыли является их подраз­деление на отдельные виды в соответствии с действующим законодательством: Валовая прибыль Прибыль от продаж Прибыль до налогообложения Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) Показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловой репутации организации, степени его надежности и финансового благополучия. Возрастает роль прибыли в развитии деятельности предприятия, в решении задач обновления и совершенствования материально-технической базы, наращивание оборотных средств. В современных условиях производства и реализации каждой товарной группой, каждым товаром должна приносить прибыль. Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время значение прибыли велико. Краткая экономическая характеристика деятельности предприятия представлена в таблице 2. Оборот розничной торговли предприятия в отчетном году увеличился на 4055,5 тыс.руб. и составил 20438,6 тыс.руб., что больше, чем в прошлом году, на 24,8 %. При этом, на 1 кв.м. торговой площади в отчетном году приходилось 95,1 тыс.руб. оборота розничной торговли. Таблица 2 Анализ основных показателей деятельности предприятия за 2006-2007 гг. Показатели Ед. изм. Прош-лый год Отчетный год Отклоне-ние (+;-) Отчетный год в % к прошлому году А Б 1 2 3 4 1.Выручка от продажи тыс. руб. 16383,1 20438,6 4055,50 124,75 2. Торговая площадь м2 215 215 0 100,0 3. Оборот розничной торговли на 1 м2 торговой площади тыс. руб./м2 76,20 95,06 18,86 124,75 4. Среднесписочная численность работников, всего чел. 42,00 44,00 2,00 104,76 - в т.ч. работников торгово-оператив-ного персонала* чел. 28,00 29,00 1,00 103,57 5. Производитель-ность труда одного среднесписочного работника, всего тыс. руб./чел. 390,07 464,51 74,44 119,08 - в т.ч. одного работника торгово-оперативного персонала* тыс. руб./чел. 585,11 704,78 119,67 120,45 6. Фонд заработной платы– сумма тыс. руб. 1455,70 1899,00 443,30 130,45 – уровень % 8,89 9,29 0,40 - 7. Среднемесячная заработная плата одного работника тыс. руб. 2,89 3,6 0,71 124,57 8. Среднегодовая стоимость основных фондов тыс. руб 130,00 146,50 16,500 112,69 9. Фондоотдача руб. /1 руб. 126,02 139,51 13,49 110,70 10.Фондоемкость руб. / руб. 0,008 0,007 -0,001 87,5 11. Фондовооружен-ность труда одного работника тыс. руб./ чел. 3,10 3,33 0,23 107,42 Продолжение таблицы 2 А Б 1 2 3 4 12. Коэффициент эффективности использования основных фондов руб. /1 руб. 0,44 0,53 0,09 120,19 13. Среднегодовая стоимость оборотных средств тыс. руб. 1109,50 1571,00 461,50 141,60 14.Время обращения оборотных средств дни 24,72 28,06 3,34 113,51 15.Скорость обращения оборотных средств обороты 14,77 13,01 -1,76 88,08 16. Коэффициент участия оборотных средств в обороте руб./ руб. 0,07 0,08 0,01 113,50 17. Коэффициент рентабельности оборотных средств руб./1 руб. ОС 0,052 0,050 -0,002 95,66 18. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг тыс. руб. 13652,10 16514,60 2862,50 120,97 19. Валовая прибыль– сумма тыс. руб. 2731,00 3924,00 1193,00 143,68 – уровень % 16,67 19,20 2,53 - 20. Издержки обращения –сумма тыс. руб. 2621,90 3655,20 1033,30 139,41 – уровень % 16,00 17,88 1,88 - 21. Прибыль (убыток) от продаж– сумма тыс. руб. 109,10 268,80 159,70 246,38 – рентабельность продаж % 0,67 1,32 0,65 - 22. Проценты к получению тыс. руб. - - - - 23. Проценты к уплате тыс. руб. - - - - 24. Доходы от участия в других организациях тыс. руб. - - - - 25. Прочие доходы тыс.руб. 205,2 99,8 -105,4 48,64 26. Прочие расходы тыс. руб. 238,4 266,6 28,2 111,83 Окончание таблицы 2 А Б 1 2 3 4 27. Прибыль (убыток) до налогообложения– сумма тыс. руб. 75,90 102,00 26,10 134,39 – рентабельность предприятия % 0,46 0,50 0,04 - 29. Отложенные налоговые активы тыс. руб. - - - - 30. Отложенные налоговые обязательства тыс. руб. - - - - 31. Текущий налог на прибыль тыс. руб. 18,22 23,87 5,65 131,01 32. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода тыс. руб. 57,68 78,13 20,45 135,45 - рентабельность конечной деятельности % 0,35 0,38 0,03 - Общая численность работников увеличилась на 2 человека и составила в отчетном году 44 человека, в том числе ТОП – 29 человек. Производительность труда возросла на 19,1% и в отчетном году составила 464,5 тыс.руб./чел. Уровень фонда заработной платы увеличился только на 4,57%, что меньше увеличения производительности труда, что оценивается отрицательно. Среднегодовая заработная плата в отчетном году составила 43,2 тыс.руб., что больше прошлого года на 8,52 тыс.руб. Стоимость основных фондов увеличилась на 12,69 %, что по сумме составило 16,5 тыс.руб. Это можно оценить как положительную тенденцию, так как предприятие приобретает новые основные фонды, то есть увеличивает и обновляет материально-техническую базу. Фондоотдача увеличилась на 13,49 руб./на 1 руб. ОФ, что связано с приобретением новых основных производственных фондов. Поэтому фондовооруженность работников повысилась на 7,42 %, что свидетельствует о повышении эффективности работы предприятия. Коэффициент эффективности использования основных производственных фондов на конец периода составил 0,53 руб./ 1 руб. ОФ. Средняя стоимость оборотных средств увеличилась на 461,5 тыс.руб. (на 41,6 %) и на конец периода составила 1571 тыс.руб. При этом время обращения оборотных средств увеличилось на 3,34 дня, что свидетельствует о замедлении времени обращения оборотных средств. Коэффициент участия оборотных средств в каждом рубле оборота повысился (за счет роста оборотных средств на 461,5 тыс.руб.) на 0,1 руб./ 1 руб. ОС. Коэффициент рентабельности оборотных средств снизился до 0,05 руб. / 1 руб. ОС, что свидетельствует о снижении эффективности использования оборотных средств. Себестоимость проданных товаров увеличилась на 21 %.Тем не менее, валовая прибыль выросла на 43,7%, что свидетельствует об эффективности работы и повышении общей рентабельности предприятия. Валовая прибыль увеличилась в отчетном году на 43,68 % и по сумме составила 3924 тыс.руб., что больше предыдущего года на 1193 тыс.руб. Рос валовой прибыли связан с ростом объемов реализации продукции. Уровень валовой прибыли повысился на 2,53 % и в отчетном году составил 19,2 %. То есть продажи стали более рентабельными, что вызвано снижением себестоимости товаров. Издержки обращения увеличились на 39,4 % и в отчетном году составили 3655,2 тыс.руб. При этом, прибыль от продаж по сумме увеличилась на 159,7 тыс.руб. (на 146,4% - в 2,5 раза) и в отчетном году составила 268,8 тыс.руб. Уровень издержек обращения в 2007 г. составила 17,88 %. Рост уровня издержек обращения – 1,88 %, что меньше роста уровня валовой прибыли на 0,65 %. Прибыль от продаж выросла более, чем в два раза, что связано с ростом валовой прибыли и отставанием темпа роста уровня издержек обращения к темпам роста валовой прибыли. Рентабельность продаж в 2007 г. составила 1,32 %. Наблюдается положительная динамика рентабельности продаж (+0,65 %). Однако, для торгового предприятия данный уровень рентабельности слишком низок. Доходы от участия в деятельности других предприятий ЧП Седова не получало. Проценты к уплате и проценты к получению ЧП Седова за анализируемый период не уплачивало и не получало. Прочие доходы снизились на 105,4 тыс.руб. (51,4 %) и составили на конец анализируемого периода 99,8 тыс.руб. Прочие расходы увеличились на 28,2 тыс.руб. и составили на конец периода 266,6 тыс.руб. Темп роста прибыли до налогообложения значительно ниже темпа роста прибыли от продаж. Это связано с полученными убытками от прочей деятельности. Общая рентабельность предприятия составила всего 0,5 %. Положительная динамика показателя незначительна (+0,04 %). Это негативно характеризует финансовые результаты деятельности предприятия. Отложенных налоговых активов и предприятия нет, также как и отложенных налоговых обязательств. Текущий налог на прибыль составил на конец периода 23,87 тыс.руб. С учетом всех доходов и расходов предприятия, включая текущий налог на прибыль, чистая прибыль предприятия составила 78,1 тыс.руб., что на 35,4 % больше, чем в 2006 году, что свидетельствует о повышении рентабельности конечной деятельности предприятия.^ 2. Методы планирования прибыли Планирование прибыли, с переходом к рыночной экономике занимает центральное место в стратегическом управлении коммерческим предприятием. Разработка плана по прибыли - процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов. Плановые показатели прибыли и рентабельности разрабатываются хозяйствующим субъектом самостоятельно для внутреннего пользования. Процесс планирования прибыли состоит из нескольких этапов анализа прибыли и рентабельности за прошедший исследуемый период, расчета ее прогнозной величины; оценки достоверности произведенных расчетов; разработки плана мероприятий по обеспечению получения запланированного размера прибыли и рентабельности. Внутрихозяйственный анализ прибыли и рентабельности включает: текущий (ретроспективный), оперативный, перспективный (прогнозный) анализ. Текущий анализ проводится по важнейшим отчетным периодам (год, квартал, месяц) хозяйствования на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Его главной задачей является объективная оценка результатов деятельности предприятия (подразделения), выявление неиспользованных резервов, недочетов в работе и виновных в них, мобилизация их для повышения экономической эффективности торгово-производственной деятельности. Оперативный повседневный анализ основывается на данных первичного учета и непосредственного наблюдения за работой каждой структуры и каждого работника в отдельности, на беседах с поставщиками, покупателями, работниками данного предприятия. Вместе с тем и этот анализ имеет элементы несовершенства: неточность, приближенность в расчетах. Особенность и специфика перспективного анализа (начального этапа планирования) заключаются в рассмотрении явлений и процессов хозяйственной деятельности с позиций будущей перспективы (месяц, квартал, год, 2-3 года, 5 лет и более). Оценка прибыльности торгового предприятия проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом. При этом, как и по другим количественным показателям, необходимо обеспечить сопоставимость показателей и исключить ценовое влияние, особенно в условиях происходящих инфляционных процессов (если уровень инфляции находится в пределах 5%, его можно не учитывать при анализе и планировании основных показателей хозяйственной деятельности) - В ходе анализа выясняется, сумело ли торговое предприятие получить запланированную прибыль, по каким причинам, если такое зафиксировано, не обеспечено выполнение планов по прибыли. С целью повышения достоверности плановых расчетов прибыли рекомендуется разрабатывать план не на год, а на квартал (а для внутренних целей - на месяц), т. е. идти от частного к общему. При планировании величины прибыли необходимо правильно разрешить противоречие, между желанием запланировать максимальную прибыль (минимальную - при сокрытии ее) и реальными возможностями ее получения исходя из мощности предприятия, объема товарооборота, валовых доходов, издержек обращения и других ограничений. В процессе разработки планов прибыли могут быть использованы следующие методы: -метод определения прибыли на вложенный капитал; -технико-экономических расчетов (нормативный); -расчетно-аналитический; -прямого счета; -экономико-статистический (метод скользящей средней, уравнение простой регрессии, метод удвоенной средней, метод экстремумов, производственная функция, логарифмический); -экономико-математический (множественная корреляционно-регрессионная модель); -метод оптимизационных моделей; -метод, основанный на использовании в расчетах маржинального дохода. В основе любого из вышеуказанных методов планирования прибыли лежит имеющая место взаимосвязь между прибылью, объемом реализации и издержками обращения. Расчет нормы прибыли, на вложенный капитал основан взаимосвязях между оборотом производственного капитала и рентабельностью продаж. Размер прибыли (минимальной, максимальной, необходимой) как целевая функция зависит от выбранной предприятием стратегии. По мере развития рыночных отношений основным методом планирования становится метод обеспечения соответствующей прибыли на вложенный капитал. При планировании с помощью данного метода решается задача сохранения достигнутого уровня рентабельности на вложенный капитал и его увеличения (если это предусмотрено принятой стратегией). Средствами для увеличения уровня рентабельности на вложенный капитал могут быть увеличение объема реализации товаров за счет ввода в действие дополнительных торговых площадей, изыскания дополнительных источников товарных ресурсов, ускорения товарооборачиваемости, оказания дополнительных услуг, разумной тактики в области ценообразования и управления финансовыми ресурсами, сокращение издержек обращения. Исходными данными для планирования прибыли по этому методу служат: информация о сумме вложенного капитала (по данным последнего отчетного баланса); прогнозируемый уровень рентабельности на вложенный капитал, штатное расписание по предприятию, прогнозируемые величины фонда оплаты труда, всех издержек и материальных затрат, действующие ставки налогов и др. При определении минимального или необходимого размера прибыли как целевой функции предприятие исходит из плановой величины его капитала: прогнозов процентной ставки банков и нормы прибыли на капитал (средняя рентабельность капитала). Плановая величина капитала зависит от его состава и факторов (источников), которые содействуют его росту (уменьшению). Таковыми могут быть кредиты банков, выпуск облигаций и их стоимость, продажа акций и их цена, уровень инфляции. Расчет минимальной прибыли производится по формуле: Пmin = (К x МРР)/(100 - Ск) Размер необходимой прибыли на уровне самофинансирования определяется исходя из потребностей предприятия в финансировании мероприятий по его производственному и социальному развитию, выполнению обязательств перед государством и создании соответствующих фондов (риска, резервного, фонда для выплаты дивидендов и др.). Потребности предприятия в ресурсах для финансирования мероприятий, связанных с производственным и социальным развитием предприятия, определяются следующим образом. Вначале определяется удельный вес всех налогов и обязательных платежей из прибыли в ее общей величине, что сложилась в отчетном периоде. В тех случаях, когда в плановом периоде изменится порядок налогообложения, сумму налогов необходимо уточнить с учетом этих изменений. Затем рассчитывается сумма необходимой прибыли (Пн) для обеспечения потребности предприятия в финансовых ресурсах и создания соответствующих фондов [21, c.134]: Пн = Чпн x 100, или Пнорм = (К x НПК)/(100 - Сп 100 - Сп), где ЧП - потребность в чистой прибыли, р.; Сп - средний уровень налогов и обязательных платежей в процентах к балансовой прибыли; К - капитал предприятия, р.; НПК - норма прибыли на капитал, %. За рубежом на практике часто прибыли определяют не по отношению к активам (капиталу), а к затратам. Во многих случаях легче установить прибыль как определенный процент к издержкам обращения (себестоимости) и в результате цена обеспечит необходимую отдачу на задействованные активы. Такая практика применяется, когда издержки обращения по реализации разных товаров примерно одинаковые в расчете на единицу реализации (кг, т, м, р, 1000 р.) или объем активов, задействованных в процессе купли-продажи, изменяется пропорционально издержкам. Чаще всего применяется рентабельность к себестоимости (в плановых расчетах) на уровне 10-15 % [14, c.39]. Большую помощь в углубленном понимании сути и количественном определении целевой прибыли, в выборе оптимального планового решения по прибыли и рентабельности оказывает расчет точки безубыточности (самоокупаемости), точки критического объема продаж, коэффициента самофинансирования. Оптимальной целевой прибылью называют такую величину прибыли, которая предполагает полное и эффективное финансирование всех ее внутрихозяйственных потребностей в средствах и позволяет при стабильных нормативах отчислений от прибыли участвовать в формировании доходов государственного и местного бюджетов. Прибыль, закладываемая в основу торговой надбавки, по своим запасам прочности должна быть на 2-3 года вперед достаточной для возмещения потребности в капитальных вложениях (с учетом средств амортизационного фонда), пополнения прироста собственных оборотных средств, для образования соответствующих фондов. Точка безубыточности (точка самоокупаемости) находится на таком уровне, где переменные расходы плюс общие постоянные расходы равны общим поступлениям доходов, т. е. точка, при которой уровень рентабельности равен 0,00 %. Точка безубыточности определяется по формуле [17, c.292]: ТБУ= 100(E ИОпост)/(УВД-УИОпер) Самофинансирование означает финансирование своих потребностей за счет собственных источников: прибыли и амортизационных отчислений. Возможности для самофинансирования создаются путем накопления собственных денежных средств, рациональной организации торгово-производственного процесса, постоянного обновления основных фондов, ускорения оборачиваемости оборотных средств, регулирования потребностей рынка. Эффективность самофинансирования и его уровень зависят от удельного веса собственных источников. Уровень самофинансирования определяется при помощи коэффициента самофинансирования (Кс) [11, c.38]: Кс = (Пн + А)/К + КЗ где Пн - прибыль, направляемая в фонд накопления, р.; А - амортизационные отчисления, р.; К - заемные средства, р.; КЗ - кредиторская задолженность и другие привлеченные средства, р. Коэффициент самофинансирования показывает, насколько объем собственных источников финансирования развития предприятия превышает объем привлеченных средств. Су


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.