Реферат по предмету "Разное"


«О культуре речи» Форма проведения

Тема «О культуре речи»Форма проведения: беседа с игровыми моментами.Цель: • показать учащимся важность и значение культу­ры речи в жизни человека; • установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; • воспитывать любовь и уважение к родному язы­ку; • формировать и развивать навыки культуры рече­вого общения.Подготовка • Подготовить материал для проведения игровых моментов. • Объявить в классе конкурс «Неделя без слов-пара­зитов». • Конкурс «Лучший оратор недели» (выявить луч­ший ответ на уроке по стилю, форме и речевому изложению). • Подготовиться к игре «Правильно ли мы гово­рим?».^ Содержание классного часаОбороты речи — это своего рода одежда, в которую облачены мысли. И. Энгель Учитель: Язык — это наша история, наше богат­ство и культура. Это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Тол­стого, К.Г. Паустовского и других великих храните­лей красоты, могущества и образности родного язы­ка. В речи человека, как в зеркале, отражаются его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определен­ным нормам (правилам) произношения, ударения, - построения слов, словосочетаний, предложений, в яс­ности, эмоциональности и доступности — в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штам­пов; в яркости, образности, выразительности. Боль­шое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмо­циональную окраску, смысл сказанного. Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена». Каждое молодое поколение использует в своей речи так называемые сленговые выражения. В разговор­ном обиходе некоторые из них живо, эмоционально и даже органично вплетаются в речь. Однако существу­ют слова-паразиты, которые свидетельствуют о край­не ограниченном словарном запасе их пользователя, а также о его мыслительных способностях. «Речь — удивительно сильное средство, да нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»,— говорил Гегель. Наверное, каждый из вас, ребята, использует в сво­ей речи какие-нибудь «блатные», «хипповские» или просто молодежные слова вроде «в натуре», «чмо», «лох» или в худшем случае такие распространенные и общепринятые, как «пацан», «прикол», «тусовка». Однако надо помнить, что этот стиль языка принято называть уголовным, или криминальным, жаргоном (или «феней»), так как основное хождение он имеет прежде всего в криминальной среде. Подобный сленг очень распространен в «крутых» американских детективах и среди нашей «братвы» — представителей уго­ловного мира. Сложение плотное, взгляд мрачный, голос грубый, татуировки. Словарный запас крайне ограничен, состоит из нецензурных выражений (упот­ребляемых, как правило, в первозданном виде, без использования приставок и суффиксов) и двух десят­ков фраз, составляющих профессиональный сленг, при этом речь сопровождается обильной жестикуляцией (« пальцовкой »). Однако некоторые ребята могут не иметь к такой «братве» никакого отношения, но считают «высшим шиком» подражать бандитам, употребляя нецензур­ную брань, иметь К сожалению, такая речь очень заразительна и приводит к неутешительным результатам при отве­тах на экзаменах, при написании школьных сочине­ний. Учитель: Ребята, к нам в гости пришла Грамматина Глаголевна Ошибкина. Поприветствуем ее. Выступление Грамма-тины Глаголевны Ошибкиной (Агаева Эльвира) Дорогие, друзья. Будущие выпускники! Я каждый год надеюсь, что он принесет наименьшее число казу­сов, двусмысленностей в ваших сочинениях, но, увы, это не так... Думаю, что вам лучше поучиться на чу­жих ошибках, а самим писать правильно, грамотно выражая мысли. Вот послушайте эти перлы: • Через свои лишь только трупы они пройдут к на­шим телам... • Это — один из поэтов, который полностью оголил­ся перед читателем. • Друзья Пушкина были казнены и сосланы в Сибирь. • Сама Изергиль рассказывает о себе ночью. Небо в это время было освещено лучами зашедшего солнца. • Заспанная физиономия бесцеремонно произносит. • Раскольников стал нервным: при стуке ног о лест­ницу он вздрагивал. • Декабристы разбудили спавших глубоким сном революционеров -демократов. • Они патрулем проходят через всю поэму. • Маяковский писал сам и других призывал писать так, чтобы брюки трещали в шагу. • Теперь повернем колесо истории вперед. • Мы терзаем науки. • Надо оставить для потомства свой след, свою тень, Ребята, не надо оставлять в своих сочинениях та­кие следы, хоть они и очень меня иногда забавляют...^ Игровые моменты «Правильно ли мы говорим?»1. Повторите скороговоркиВсе бобры, для своих бобрят добры.У боярина-бобра нет богатства, нет добра.На дворе трава, на траве дрова.Дед Додан в дуду дудел, Димку дед дудой задел.2. Подберите синонимы к словам Смелый — храбрый, отважный, решительный, бесстрашный, неустрашимый- Победить — одержать победу, одолеть, побороть, осилить, сладить, справиться- Холодный день — промозглый, ледяной, мороз­ный, студеный, стылый, мерзлый. Холодный человек — неотзывчивый, бездушный, черствый, сухой, нечуткий.3. Объясните фразеологические обороты Иголку негде воткнуть — о большом скоплении людей- Крокодиловы слезы — притворное сожаление, Краем уха — невнимательно слушать. Рукой подать — близко. Как иа духу — откровенно, чистосердечно, Святым духом — как бы само собой, неизвестно как. Душа в душу — полное согласие. Во весь дух — очень быстро бежать или ехать. В чем только душа держится — хилый, слабый. Не верить своим глазам — удивляться чему-либо увиденному. 4. Поставьте правильно ударение в словах: квартал, каталог, гружёный, сливовый, начал, начала, звонит, в яслях, средства, столяр, коклюш, начав, начался, договор балую, балуешь, дефис, свёкла, предложить, мышление, августовский.^ 5. Образуйте повелительное наклонение от глаголов (повелительное наклонение обозначает такие дей­ствия, которые кто-то заставляет или просит вы­полнить): ехать — поезжай, одеть — одень, надеть — на­день, класть — положи. 6. Просклоняйте: хочу — я хочу, ты хочешь, он хочет, она хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят. 7. Родительный падеж множественного числа: столы (нет чего?) — столов; носки — носков; чулки — чулок; шарфы — шарфов; груши — груш; яблоки — яблок; полотенца — полотенец; помидоры — помидоров; килограммы — килограммов; лимоны — лимонов; туфли — туфель. Награждение победителей конкурсов медалями «Знаток русского языка».Заключение Советы Дейла Карнеги У нас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся! Ваша манера речи в значительной мере отражает вашу манеру общения с теми людьми, которые вхо­дят в вашу компанию. Проводите вечера, читая Шек­спира и других великих поэтов и мастеров прозы. Делайте это, и ваш ум неизбежно обогатится. На просмотр газет тратьте в два раза меньше вре­мени, чем вы тратите сейчас, а сэкономленное время тратьте на чтение серьезных книг. Читайте со словарем, лежащим на вашем письмен­ном столе. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам с тем, чтобы вы могли запечатлеть их в своей памяти. Изучайте происхождение слов, которые вы упот­ребляете. История этих слов совсем не скучная, и не сухая, и очень часто она полна романтики. Будьте .точными при выражении своих мыслей. Не называйте одним только словом (красивый) все, что ласкает ваш глаз. Вы можете выразить свою мысль более точно и более свежо, если вы примените какие-либо синонимы к слову (красивый), например: эле­гантный, необычный, приятный, симпатичный, стиль­ный, изысканный, восхитительный, красочный, рос­кошный, замечательный и т.д. Стремитесь к свежести в речи, создавайте свои собственные сравнения.Афоризмы о речи Не говори ничего дурного о ком-либо, если точно не знаешь этого, а если и знаешь, то спроси себя; по­чему я это говорю? Ж. Санд Говорить кстати лучше, нежели говорить красно­речиво. Б. Грасиан Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь. Клавдий Если человек иногда не владеет своими чувства­ми, то должен всегда владеть своими выражениями. П. Буаст


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.