Реферат по предмету "Педагогика"


Современные программы развития речи

Современныепрограммы развития речи

Введение
Методика развития речи детей дошкольного возрастасложилась в самостоятельную педагогическую дисциплину, отпочковавшись отдошкольной педагогики сравнительно недавно, в тридцатые годы этого столетия,под влиянием общественной потребности: обеспечить теоретически обоснованноерешение задач речевого развития детей в условиях общественного дошкольноговоспитания.
Методика развития речи складывалась сначала какэмпирическая дисциплина, основывающаяся на практической работе с детьми. Вобобщении и осмыслении опыта работы с детьми большую роль сыграли исследованияв области психологии речи. Анализируя путь развития методики, можно отметитьтесную взаимосвязь методической теории и практики. Потребности практики явилисьдвижущей силой развития методики как науки.
С другой стороны, методическая теория помогаетпедагогической практике. Воспитатель, не знающий методической теории, негарантирован от ошибочных решений и действий, не может быть уверен вправильности выбора содержания, методических приемов работы с детьми. Беззнания объективных закономерностей развития речи, пользуясь лишь готовымирецептами, педагог не сможет обеспечить должный уровень развития каждоговоспитанника.
Научные исследования внедряются в практику, обогащаяее новым содержанием, разработанными на научной основе методами и приемамиречевого развития детей. Практика в то же время помогает теории проверитьправильность сделанных выводов.

История развития современных программ
речевой ребенок творческий способность
Проблема взаимосвязи речи и мышления всегданаходилась в центре внимания философов и психологов (Л.С. Выготский, П.П.Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Н.И. Жинкин, Ф.А. Сохин и др.). Такиекрупнейшие психологи ХХ века, как Л.С. Выготский и Ж. Пиаже, посвятили своисамые важные исследования именно проблеме взаимосвязи детской речи и мышления.Их дискуссия о речи и мышлении ребенка остается в психологии до сих порактуальной.
Бельгийский ученый, Ж. Пиаже, считал, что речь имышление ребенка идентичны и развиваются параллельно друг другу. А Л.С.Выготский доказывал, что речь и мышление не могут быть идентичными, посколькуимеют разные генетические корни и по-разному развиваются, а их слияниепроисходит только на четвертом году жизни. Эти полярные взгляды до сих порнаходят своих приверженцев и критиков.
Благодаря широкому диапазону выполняемых функций,язык и речь выступают предметом изучения разных наук. Язык и процесс развитияречи детей изучаются на философском (методологическом) уровне, анатомо-физиологическом,нейрофизиологическом, психологическом, лингвистическом, социальном и, конечно,на педагогическом уровнях.
К настоящему времени наработана достаточнаятеоретическая база для понимания места и роли языка и речи в жизни человека,для понимания особенностей развития речи в онтогенезе. На основе исследованийработ целой плеяды отечественных психологов, педагогов, психолингвистов (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Е.А.Флерина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и многие др.) сформулированы закономерностиразвития речи детей и обучения их родному языку.
Одно из важнейших положений касается того, что ниодна из ведущих психических функций не развивается без связи с языком. А сдругой стороны, без опоры на высшие психические функции не развивается и речь.Все они питают друг друга, поддерживают и обогащают. А язык и речь, как ужебыло сказано, находится в центре всех этих линий психического развития.Наибольшая связь речи обнаруживается с мышлением.
Важнейшим для методики развития речи являетсяутверждение Л.С. Выготского о том, что сущность развития ребенка – это процессего постепенного вхождения в культуру, прежде всего, через овладение «орудиямиума», т.е. словами-понятиями,формирующими человеческое сознание. Ученик Л.С. Выготского, А.Р. Лурия,развивая эту мысль, писал, что ребенок учится смотреть на мир сквозь «очки»человеческойкультуры, через понятия, слова. Речь, таким образом, дифференцирует,аккумулирует, сохраняет в сознании ребенка все впечатления, полученныечувственным путем.
Для педагогов и психологов речь являетсясвоеобразным «рентгеновскимаппаратом», высвечивающимсвоеобразие становления не только детского мышления, сознания и самосознания. Единствоинтеллектуальной деятельности (мышления) и речи подчеркивалось в работах идругих психологов и лингвистов. Взаимосвязь процессов развития речи и мышления– важнейшее методологическое положение теории речевого образования. Язык – этоорудие мышления и познания, средство выражения мысли. Речь – способ формулированиямысли посредством языка. И хотя мышление и речь не являются тождественнымипонятиями, оба они образуют сложное диалектическое единство, лежащее в основеинтеллектуального развития ребенка.
Я, психики, но иадаптированности к социуму. Есть все фактические и теоретические основанияутверждать, что не только психическое развитие ребенка, но и формирование егохарактера, эмоций, личности в целом находится в непосредственной зависимости отречи. Особенно ярко эта особенность речи проявляется в речевом общении, вдиалогической речи.
До недавнего времени в традиционной методикесохранялось положение о том, что в дошкольном детстве родной язык осваиваетсятолько путем подражания. Но уже в работах К.Д. Ушинского отмечалось, чторечевые навыки усваиваются детьми благодаря наблюдению за языком и собственнойпрактике в языке. И в современных концепциях речевого развития детейподчеркивается, что усвоение родного языка ребенком предполагает не толькозаимствование готовых форм, но и их творческую переработку, поиск связей,обобщение отношений между наблюдаемыми элементами языка и создание собственныхречевых конструкций.
Речевое развитие включает процесс формирования удетей языковых обобщений и элементарного осознания ими языковых явлений. Можносказать, что развитие речи – это процесс глубокого освоения языковых функций,значений языковых знаков, правил и способов их сочетания и употребления.Ориентировка детей в языковых явлениях создает условия для самостоятельныхнаблюдений за языком, для экспериментирования над языком, для речевогосаморазвития.
Для теории и практики дошкольного образования однойиз важнейших задач является разработка эффективных технологий речевого развитиядетей, адекватных их возрасту и отвечающих основным требованиям, имеющихнепосредственное отношение к данной проблеме. Многочисленные исследованияпосвящены изучению вопросов, связанных с развитием разных сторон речи детей.Упорядочить обзор этих исследований помогут направления в изучениипсихолого-педагогических проблем речевого развития, выделенные сотрудникамилаборатории развития речи. И хотя выделенные направления классифицировали, впервую очередь, исследования сотрудников, аспирантов и соискателей даннойлаборатории, их в полной мере можно использовать для систематизации всехисследований, посвященных проблемам речевого развития дошкольников.
Первое направление, структурное, рассматривает иизучает вопросы фонетического, лексического и грамматического аспектов речидетей. В рамках данного направления могут быть включены исследования, посвященныепоиску теоретического обоснования различных систем и технологий, а именно:
— технологий словарной работы с детьми дошкольноговозраста (Г.Н. Бавыкина, В.В. Гербова, Н.П. Иванова, А.П. Иваненко, М.М.Конина, А.И. Лаврентьева, В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская, Г.М. Лямина, Л.А.Пеньевская, А.А. Смага, Е.М. Струнина, В.И. Яшина и др.);
— технологий развития грамматических умений детей:синтаксических, морфологических, словообразовательных (Ф.А. Сохин, А.Г.Арушанова, Н.А. Костандян, Г.И. Николчайчук, Л.А. Колунова, Э.А. Федеравичене,С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, В.И. Ядэшко и др.);
— технологий воспитания звуковой культуры речи детей(М.М. Алексеева, А.И. Максаков, Н.С. Карпинская, Е.И. Радина М.Е. Хватцев, Н.Х.Швачкин, М.Ф. Фомичева и др.).
Второе направление, функциональное, посвященоисследованию вопросов, связанных с формированием навыков использования языка вего коммуникативной функции: развитие связной речи. В данную группуисследований относятся работы, изучающие:
— вопросы обучения детей монологической речи (А.М.Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина, Н.В. Гавриш, Т.И. Гризик, А.А.Зрожевская, Э.П. Короткова, А.В. Колосовская, Н.И. Кузина, Н.А. Орланова, Н.Г.Смольникова, Н.В. Смирнова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и многие др.);
— вопросы, связанные с развитием диалогической речидетей (А.Г. Арушанова, Л.Ф. Артеменкова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванова, Е.С.Рычагова, А.А. Соколова, Н.К. Усольцева, И.С. Назметдинова, А.К. Чулкова).
Третье направление, когнитивное, включаетисследования, связанные с развитием у детей способностей к элементарномуосознанию явлений языка и речи. Костяк исследований данного направлениясоставили работы, проведенные в лаборатории развития речи под руководством Ф.А.Сохина в 70-80 годы ХХ века и под руководством О.С. Ушаковой в последующиедесятилетия. Эти исследования доказали, что элементарное осознание языковыхявлений являются основой для речевого развития детей, а в основе обученияродному языку лежит формирование у детей способности ориентироваться в языковойдействительности. Это позволяет переводить речевые навыки из непроизвольногоплана в план произвольный, что обеспечивает творческий характер речи итенденцию к ее саморазвитию.
В связи с вышесказанным представляется необходимымуточнить термины «развитиеречи» и «обучениеродному языку». Ф.А. Сохинзамечал, что формулировка «обучениеродному языку» часто вызываетпротест как школьных, так и дошкольных педагогов, которые под этим обучениемпонимают только обучение теории языка. Но в данном случае, по мнению ученого,следует говорить не об учебном предмете, а о предмете усвоения. В таком случаеможно и нужно говорить как о развитии речи дошкольников, так и об обучении ихязыку, поскольку развитие речи включает формирование у детей элементарногоосознания некоторых явлений языка и речи. Развитие речи – это формированиеречевых навыков и умений, а обучение языку – это развитие элементарногоосознания языковых и речевых явлений.
Психолого-педагогический анализ вопросов развитияречи дошкольников выявил, что стержневой задачей в этом возрасте являетсяразвитие у детей связной речи, т.е. речи, передающей мысль или желаниеговорящего. Именно связная речь обслуживает основную, генетически исходнуюфункцию речи – коммуникативную. В исследованиях функционального направления выявляютсяособенности связной речи дошкольников, условия ее формирования, содержание иметоды.
Результат развития речи зависит от многих причин,но, прежде всего, от социальной среды, обеспечивающей ребенку речевой общение.С точки зрения Л.П. Федоренко, для нормального развития связной речи детей, а,следовательно, для развития их интеллекта и эмоционально-волевой сферынеобходимо, чтобы окружающая их речевая среда обладала достаточно развивающимивозможностями, развивающим потенциалом. Развивающий потенциал определяетсябогатством речи окружающих, активностью ребенка в процессе обучения языку, егоспособности к обучению.
В характеристиках последовательности усвоенияречевых умений дошкольников, даваемых лингвистами и психологами, указывается,что первоначально усваивается диалогическая речь, как наиболее ситуативная ипримитивная. Путь усложнения речевых умений детей рассматривается по линииперехода ситуативной речи к речи контекстной, более развернутой и полной, илипереход диалогической речи к различным формам монологической речи.Монологическая речь, как речь более контекстная, более произвольная, болееорганизованная, по мнению лингвистов и педагогов, нуждается в специальномобучении. Ее усвоение – это показатель речевого развития дошкольников. Взглядна диалогическую речь, как на примитивную форму связной речи, а намонологическую – как на желаемый результат речевой работы с детьми, сталопределяющим в направленности исследований вопросов развития связной речи.
В теории и практике отечественной методики речевогоразвития приоритетным направлением стало изучение проблем развития у детеймонологической речи (А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина, Н.В.Гавриш, Т.И. Гризик, А.А. Зрожевская, Э.П. Короткова, А.В. Колосовская, Н.И.Кузина, Н.А. Орланова, Н.Г. Смольникова, Н.В. Смирнова, О.С. Ушакова, Л.Г.Шадрина и многие др.). На фоне многочисленных исследований, посвященныхобучению детей монологической речи, проблема развития у них диалогической речидо последнего времени выглядела почти не изученной, хотя во всех теоретическихи методических источниках декларировалось положение о том, что диалогическаяформа речи в дошкольном возрасте является ведущей. И только на рубеже XX и XXIвеков появились первые исследования вопросов изучения диалогического общениядошкольников (Н.К. Усольцева, 1996; А.Г. Арушанова, 2001; Л.Ф. Артеменкова,2002) и развития диалогической речи (И.С. Назметдинова, 1997, А.В. Чулкова,2002, А.А. Соколова. 2006).
Нужно отметить, что частично вопросы развитиядиалогических умений детей рассматривались в исследованиях, посвященныхформированию коммуникативных умений или коммуникативной компетентности детей(С.В. Проняева, 1999; Е.М. Алифанова, 2001; С.Е. Привалова, 2002; Л.Л.Дубинина, 2005). Тем не менее, проблемы развития диалогической речидошкольников не получили такого же разностороннего экспериментального изучения,как проблемы развития монологической речи.
Между тем ретроспективный анализ свидетельствует отом, что на протяжении столетий усвоение речи детьми дошкольного возраста рассматривалосьс ее исходной формы – с диалогической. А развитию диалогической речи прямо иликосвенно уделяли внимание многие педагоги, изучающие самые разные сторонывоспитания дошкольников. Ян Амос Коменский указывал, что до 3 лет надо учитьдетей правильно произносить слова, а после трех – учить ставить вопросы,отвечать на них, объяснять причины изучаемых явлений, формулироватьумозаключения.
Диалог взрослого с ребенком подразумевался и всистеме воспитания Жан-Жака Руссо, воспитании, он подчеркивал, что не надоторопить ребенка отвечать на вопрос, если он не знает ответа. Лучше всегозадать вопрос иначе, чтобы путем аналогий подвести ребенка к ответу. Важнопомнить при этом о мотивах, побуждающих ребенка говорить.
В работах И.Г. Песталоцци разговор матери с детьмирассматривается как важное средство развития речи ребенка. К способам развитияречи детей он относил и рекомендуемые им речевые упражнения, которыевыполнялись на основе чередования реплик материи ребенка, а задания материносили характер вопросов, на которые отвечал ребенок.
Предусматривалось проведение ежедневных беседдиректрисы с детьми и в системе М. Монтессори. Назначение бесед М. Монтессоривидела в том, чтобы дети осознавали свои достижения и учились вести разговор наблизкие им темы.
Представители отечественной педагогики также немогли обойти вниманием беседы и разговоры педагогов с детьми. Так, В.Ф.Одоевский разработал для детского и предшкольного возраста несколько сотенвопросов и ответов к ним на разные познавательные и моральные темы. Впроизведениях К.Д. Ушинского, посвященных вопросам обучения языку, беседа обокружающем мире – способ развития дара слова.
Широкую известность получили книги для детей и «Азбука»Л.Н.Толстого. Его занятия в яснополянской школе строились в форме свободных беседучителя с учениками. По их поводу Л.Н. Толстой отмечал: «какначнем иной раз говорить о чем-нибудь интересном, так увлечемся, что проговоримдо вечера». Опыт проведениятаких бесед, несомненно, является ценным, но состоятельность таких бесед вомногом обязана гениальности и педагогическому мастерству Толстого. Отсутствиетеоретического обобщения этого опыта, выделения эффективных приемов ведениябесед с детьми не дает возможности использовать его в широкой педагогическойпрактике.
Наиболее конкретные предложения по развитиюдиалогической речи дошкольников сложились в педагогическом наследиисоздательницы отечественной методики развития речи Е.И. Тихеевой. Огромную рольона придавала семье, где ребенок приобщается к культуре речевого общения. «Речьразвивается и проявляется в общении людей»,– отмечалаЕ.И. Тихеева и рекомендовала постоянно вовлекать детей в общение с детьми ивзрослыми. Особенно важной, считала она, возможность ребенка общаться с детьми,играть, обмениваться с ними мыслями и чувствами.
Работая с детьми, Е.И. Тихеева отмечала, что для нихприсуща потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своимимыслями, чувствами, переживаниями. Учитывая это, она выделила разговоры ибеседы воспитателя с детьми, как основные способы развития разговорной речидетей. Она раскрыла их значение, дала обстоятельные советы по их организации,тематике, сформулировала требования к ним, актуальные до сегодняшнего дня. Неостанавливаясь на всех рекомендациях к руководству беседой, следует отметитьлишь пункт, касающийся так называемых полных ответов, поскольку стремлениедобиваться от детей полных ответов в современной практике широко распространеносреди педагогов дошкольных учреждений. В работах Е.И. Тихеевой подчеркивалось,что беседа «должна вестисьестественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логически и грамматическиверен, может быть убедительнее распространенного».
В ходе бесед с детьми, считала Е.И. Тихеева, ребенкатрудно приучить придерживаться темы: детская мысль бежит от одногоассоциативного звена к другому, как шар по наклонной плоскости. Но мастерствопедагога и будет заключаться в том, чтобы учить детей соблюдать порядок визложении мыслей, не уклоняясь от основной темы.
Идеи Е.И. Тихеевой конкретизировались и развивалисьв отечественной методике развития речи. Разговоры воспитателя с детьми вкачестве преобладающей формы в жизни и работе детского сада, в которой как взеркале, ярко отображается педагогическая работа в целом, рассматривала Е.А.Флерина. Разговор с ребенком, по мнению Е.А. Флериной дает возможностьиндивидуального воздействия на ребенка, на развитие его речи. Разработанная ейметодика проведения бесед широко используется в практике работы современныхдошкольных учреждений.
Наследие Е.А. Флериной по вопросам развитияразговорной (диалогической) речи ценно тем, что она лингвистически точноопределяет содержание работы. К четырем годам, считает она, ребенка нужно учитьформулировать: вопросы и простые ответы; несложные поручения; сообщать овиденном, о том, что он делал дома, что видел на улице. В круг задач онавключала также овладение детьми средствами речевого этикета, и формированиестремления отучиться от употребления грубых слов и выражений, от крикливоготона и т.п. К старшему дошкольному возрасту усложнение задач соответствоваловозможностям детей: если малыши учились задавать простые вопросы, то старшихдетей – цепь вопросов, а их ответы должны быть более ясными и понятными,сообщения – более полными и оформленными. К сожалению, впоследствии этосодержание, соответствующее лингвистической характеристике диалога, не быловключено в программы воспитания детей в детском саду.
Дальнейшую разработку вопросов развития разговорнойречи находим в работах Е.И. Радиной. Ее взгляды на роль бесед воспитателя сдетьми во многом созвучны идеям Е.А. Флериной. Воспитатель в беседе,подчеркивала Е.И. Радина, наталкивает детей на воспоминания, догадки, суждения,умозаключения, учит их выражать свои мысли, слушать собеседника.Проанализировав вопросы воспитателей в беседах, Е.И. Радина приходит кзаключению об их однообразии и дает рекомендации по использованию разных видоввопросов. Она выделяет вопросы, требующие простого называния или описаниязнакомых предметов и явлений, и вопросы, вызывающе умозаключения и обобщения,активизирующие мысль ребенка. Она подчеркивает необходимость как прямых, так инаводящих вопросов. При этом требует четкости и правильности их формулировок.Только при соблюдении этих требований, по ее мнению, беседа развивает у детейнавыки разговорной речи.
Система занятий по развитию речи, разработанная О.И.Соловьевой, сыграла для своего времени огромную роль в становлении методикиразвития речи, в том числе и для методики развития диалогической (разговорной)речи. В рекомендациях О.И. Соловьевой впервые среди методов развитияразговорной речи наряду с разговорами и беседами воспитателя с детьмирассматриваются игры с дидактически оборудованной куклой.
Методика развития речи детей дошкольного возрастасложилась в самостоятельную педагогическую дисциплину, отпочковавшись отдошкольной педагогики сравнительно недавно, в тридцатые годы этого столетия,под влиянием общественной потребности: обеспечить теоретически обоснованноерешение задач речевого развития детей в условиях общественного дошкольноговоспитания.
Концептуальные положения разных программ.
Методика развития речи складывалась сначала какэмпирическая дисциплина, основывающаяся на практической работе с детьми. Вобобщении и осмыслении опыта работы с детьми большую роль сыграли исследованияв области психологии речи. Анализируя путь развития методики, можно отметитьтесную взаимосвязь методической теории и практики. Потребности практики явилисьдвижущей силой развития методики как науки.
С другой стороны, методическая теория помогаетпедагогической практике. Воспитатель, не знающий методической теории, негарантирован от ошибочных решений и действий, не может быть уверен вправильности выбора содержания, методических приемов работы с детьми. Беззнания объективных закономерностей развития речи, пользуясь лишь готовымирецептами, педагог не сможет обеспечить должный уровень развития каждоговоспитанника.
Научные исследования внедряются в практику, обогащаяее новым содержанием, разработанными на научной основе методами и приемамиречевого развития детей. Практика в то же время помогает теории проверитьправильность сделанных выводов. Таким образом, взаимосвязь методической теориии практики является обязательным условием развития методики.
Методика развития речи как учебная дисциплина стоитв кругу тех дисциплин, которые составляют основупрофессионально-образовательной программы подготовки специалиста дошкольногопрофиля. Это объясняется социальной значимостью речи, ее ролью в системе высшихпсихических функций, в становлении и развитии личности.
В программе «Детство»естьтри взаимосвязанных линии развития ребенка: «чувствовать– познавать – творить».
Содержание программы базируется на системностизнаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы иструктурировано по трем ступеням дошкольного детства: младший (3—4 года),средний (4—5 лет) и старший дошкольный возраст (5—7 лет). Итог освоенияпрограммы — способность ребенка свободно оперировать приобретенными знаниями,самостоятельно решать познавательные задачи, использовать способы и приемыпознавательной деятельности, готовность к логическому познанию. К программеиздано более 80 методических пособий. В перспективах у авторов программы:обновление целевых ориентиров программы и содержания (с учетом особенностейразвития и субкультуры современного дошкольника и в логике компетентностногоподхода); разработка региональных вариантов программы «Детство».
Программа Детство создавалась авторами как,программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающаяединый процесс социализации индивидуализации личности через осознание ребенкомсвоих потребностей, возможностей и способностей.
Процесс развития дошкольника осуществляется успешнопри условии его активного взаимодействия с миром. Девиз программы Детство:Чувствовать Познавать Творить. Эти слова определяют три взаимосвязанных линииразвития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ейцелостность и единую направленность.
Линия чувств определяет в программе направлениеэмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортноесостояние ребенка в референтных для него группах общения со взрослыми исверстниками, а также гармонию с предметным миром. Программа ставит задачуразвития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональнойотзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманногоотношения в детской деятельности, поведении, поступках.
Поскольку программа Детство родилась в Петербурге,авторы попытались отразить в ее содержании атмосферу жизни этого прекрасногогорода показать его красоту, стиль взаимоотношений жителей и пробудить у юныхпетербуржцев чувство любви к родному городу, уважение к его традициям.
Линия познания в программе основывается нахарактерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Задачапрограммы способствовать развитию познавательной активности, любознательности,стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственныхспособностей и речи.
В единстве с развитием познания и чувствосуществляется в программе линия творчества. Задача программы пробудитьтворческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться втворческую деятельность.
Базой для реализации программы являетсяосуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка,формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Программапредусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитиепредставлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательнойкультуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма иправилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумныхдействиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи исамопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры исоциальной защищенности дошкольника.
Программа «Радуга»
«Радуга»— единственнаяроссийская комплексная государственная программа для дошкольных образовательныхучреждений, прошедшая полную экспериментальную проверку в 10 регионах России втечение 6 лет и независимую экспертизу комиссии Министерства образования РФ. Поитогам экспертизы «Радуга»быларекомендована к массовому внедрению. В «Радуге»впервыепоставлены задачи не только своевременного и полноценного психического развитиякаждого ребенка, но и его эмоционального благополучия.
«Радуга»– комплекснаяпрограмма воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работаютдетские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ееважнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формированиепривычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта длякаждого ребенка.
Программа рекомендована Министерством образования инауки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольниковпредусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп ирекомендации для воспитателей.
Для занятий по этой программе созданы комплектыпособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендациидля воспитателей.
Основные цели программы:
обеспечение ребенку возможности радостно исодержательно проживать дошкольные годы;
обеспечение охраны и укрепления его здоровья (какфизического, так и психического);
всестороннее и своевременное психическое развитие;
формирование активного и бережно-уважительногоотношения к окружающему миру;
приобщение к основным сферам человеческой культуры(труду, знаниям, искусству, морали).
Содержание программы соответствует, как в настоящейрадуге семи различным видам детской деятельности:
красный цвет- физическая культура: на занятияхформируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности,порядку, культурно — гигиенические навыки и элементы самоконтроля во времядвижений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающихжизни и здоровью, и предупреждения их;
оранжевый цвет — игра: игра считается ведущейдеятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создатьатмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованностьи невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса кпартнеру по игре;
желтый цвет — изобразительная деятельность и ручнойтруд:- обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходитчерез знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладногоискусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учатрисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народнойпластикой;
зеленый цвет — конструирование: дает возможностьразвить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строитьиз строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются кпроцессу творчества в конструировании;
голубой цвет — занятия музыкальным и пластическимискусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес кмузыке, развивать музыкально — сенсорные способности ребенка, способностьдвигаться в такт, пространственную координацию;
синий цвет — занятия по развитию речи и ознакомлениюс окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят черезознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;
фиолетовый цвет — математика: обучение математикепроисходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если онсовершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не толькопознают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяютзадачу, направление поисков, оценивают результаты.
Комплексной программе воспитания, образования иразвития детей дошкольного возраста «Радуга», созданной авторскимколлективом лаборатории Института общего образования под руководствомпрофессора Т.Н. Дороновой, исполнилось более 10 лет.
Авторы сумели создать педагогическую систему, котораяпозволяет воспитателю чувствовать себя свободным и творческим человеком инастраивает на внимательное отношение к каждому растущему малышу. В«Радуге» впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферыпсихологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательногопроживания ими периода дошкольного детства, впервые была предложена системаличностно ориентированного воспитания и развития детей.
Программа, ориентированная на общечеловеческие,гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определеннымсодержанием с учетом региональных особенностей. В первую очередь это касаетсяфизического развития, здоровья дошкольников, а также их приобщения кнациональной культуре.
Работа педагога складывается из трех равно необходимыхкомпонентов:
реализация поставленных в программе общих задачпсихического развития,
реализация регионального компонента воспитания иобразования.
цели конкретного образовательного учреждения иинтересы каждого ребенка группы и его родителей.
Задача подготовки детей к обучению в школе решаетсяв программе комплексно.
Она включает в себя :
развитие коммуникативных навыков,
развитие навыков самообслуживания,
знакомство с основами безопасностижизнедеятельности,
развитие речи детей, способности произвольно контролироватьпроцессы внимания и запоминания, умения управлять своим поведением всоответствии с принятыми правилами, а также специальную подготовку, реализуемуюна занятиях по формированию элементарных математических представлений иразвитию начал логического мышления детей, начальному знакомству с буквами,развитию речи и познавательному развитию.
Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляетсяв разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий поразным видам деятельности построены таким образом, что программная задача можетбыть реализована на различном материале, варьируемым педагогом в зависимости ив соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. В программу работы вдошкольном учреждении введено представление о том, что у детей есть ихнеотъемлемые права. Задача педагога – обеспечивать соблюдение прав каждогоребенка всеми другими детьми и взрослыми.
Все вышесказанное позволило программе «Радуга»получить широкое распространение в дошкольных учреждениях, ее по достоинствуоценили как родители, так и воспитатели.
Происходящие в последние годы социально — экономические изменения повлияли на развитие и совершенствование системыобразования. В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрениявариативных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений. И хотябольшинство наиболее известных и распространенных программ являютсякомплексными, тем не менее, мы можем отметить, что задачи и условия речевогоразвития в них представлены не равноценно.
Рассмотрим, в какой мере в современных программахдля дошкольных образовательных учреждений отражены основные требования икритерии к уровню речевого развития детей старшего дошкольного возраста. С этойцелью было проанализировано содержание наиболее распространенных программ, иособенно задачи речевого развития детей в подготовительной к школе группе,основные требования речи детей к окончанию обучения в детском саду.
Базисная программа развития ребенка — дошкольника «Истоки».Цельданной программы — разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование унего универсальных качеств, в том числе творческих способностей, до уровня,соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Программа ориентирована на достижение стандартаобразования. В основу положена концепция психологического возраста как этапа,стадии детского развития, характеризующейся своей структурой и динамикой.
Новый подход к обучению грамоте в старшем дошкольномвозрасте основывается на единстве чтения, письма и счета как «общекультурныхнавыков»; использованиивсех доступных детям видов деятельности, для формирования их предпосылок;организации новой общности детей -группы ровесников. Раздел Социальное развитиевключает в себя подраздел «Речьи речевое общение», гдевыделена характеристика возрастных возможностей, задачи развития, содержание иусловия педагогической работы, где определены показатели развития: к 7 годамребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, овладетьразговорной речью, проявлять интерес к рассказам, в высказываниях употреблятьразные части речи, проявлять критическое отношение к речи. В разделе «Познавательноеразвитие» выделяютподраздел «Грамота»,которыйсостоит из характеристики возрастных возможностей, задач развития. Определено,что к 7 годам ребенок должен читать плавно и четко, по слогам и целыми словами,писать слова в тетрадке, знать правила «жи-ши»,«ча-ща»,«чу-шу»,знатьвсе буквы алфавита.
В вариативной программе развития и воспитания вдетском саду «Детство»выделеныспециальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей иознакомлению с художественной литературой: «Развиваемречь детей», «Ребеноки книга». Эти разделысодержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач:развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковойкультуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаютсякритерии для оценки уровня речевого развития. Особенно это важно в старшемдошкольном возрасте, когда необходимо определить уровень сформированностизнаний и навыков перед школой. Особенно важно, что в программе четко выделены(в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разныхвидах деятельности.
В конце старшего дошкольного возраста выделен раздел«Скоро в школу»,гдедоступно изложены основные показатели развития ребенка перед поступлением вшколу. Основные направления в развитии речи детей старшего дошкольноговозраста:
содержательность и связность речи (диалога имонолога);
развитие речевого творчества, выразительности речи;
развитие индивидуальных способностей к речевойдеятельности;
подготовка к чтению, чтение.
Высоким уровнем речевого развития по окончаниидетского сада считается слитное чтение коротких текстов, овладение всеми средствамизвукового анализа слов, определение основных качественных характеристик звуковв слове.
Программа «Одаренныйребенок» представляетсобой вариант программы «Развитие»предназначенадля образовательной работы с детьми шестого и седьмого годов жизни, обладающимивысоким уровнем умственного развития. В ней существенно углублено содержаниеознакомления с художественной литературой в разделе «Развитиеречи и ознакомление с художественной литературой».
В подготовительной к школе группе работа ведется потрем направлениям: 1) ознакомление детей с художественной литературой,знакомство с разными сторонами действительности. Предлагаемая литературарасположена по усложнению содержания. Одна из основных линий работы — развитиеэмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы; 2) освоениесредств литературно — речевой деятельности: ознакомление детей со средствамиречевой выразительности; овладение лексической и грамматической культурой,развитие связной и выразительной речи.
Особое внимание уделяется рассказыванию попредставлению без опоры на предмет. 3) развитие умственных способностей наматериале ознакомления с детской художественной литературой — задания наразвитие мышления и воображения детей.
«Программаразвития речи детей дошкольного возраста в детском саду».Подготовленана основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речиИнститута дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой.В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитиюречевых умений и навыков детей. Программа базируется на комплексном подходе кречевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущейроли развития связной речи. Особый акцент делается на формирование у детейпредставлений о структуре связного высказывания, о способах связи междуотдельными фразами и его частями. Содержание задач представлено по возрастнымгруппам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей.
В связи с изменением приоритетов современного дошкольногообразования потребовалась и существенная доработка содержания прежней «Программывоспитания и обучения в детском саду». Несекрет, что число дошкольных образовательных учреждений, продолжающих работатьпо этой программе, достаточно велико. Дошкольные работники, вынужденныесчитаться с реалиями нового времени, самостоятельно вносят в устоявшийсядокумент задачи и содержание из других программ, созданных на иныхконцептуальных основах.
Для достижения целей программы первостепенноезначение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии исвоевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного идоброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить ихобщительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися ксамостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видовдетской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективностиобразовательного процесса;
• креативность (творческая организация) процесса воспитанияи обучения;
• вариативность использования образовательногоматериала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами инаклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детскоготворчества;
• обеспечение развития ребенка в процессе воспитанияи обучения;
• координация подходов к воспитанию детей в условияхДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада идошкольного учреждения в целом;
• соблюдение преемственности в работе детского садаи начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержанииобразования ребенка дошкольного возраста.
Структура и содержание программ.
Показывает разницу в подходах обучения дошкольников кродном языку.
В программе «Развитие»овладениеразными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественнымипроизведениями; в вариативной программе «Радуга»основным,на что авторы обращают внимание — развитие речи детей на занятиях и вповседневной жизни на протяжении всего дошкольного детства, благодаря которомуи обеспечивается их подготовка к школе; в вариативной программе «Детство»наиболееинтересным и полезным являются определенные и доступно изложенные основныепоказатели развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, на основании которыхи родители, и воспитатели могут корректировать развитие ребенка до поступленияв школу. Новый подход к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте изложенв базисной программе «Истоки».Оноснован на единстве чтения, письма и счёта, как общекультурных навыков.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.