Реферат по предмету "Разное"


«Подростковая преступность как социальная проблема»

«Подростковая преступность как социальная проблема». СодержаниеВведение В условиях общего роста преступности на фоне широкой реструктуризации социально-экономической, политической и общественной жизни на Украине, особую обеспокоенность вызывает как увеличение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними в целом, так и все большая их доля среди всех правонарушений. Подростки в возрасте 14-17 лет составляют 8% всего населения Украины, однако, на их долю приходится 25% всех зарегистрированных преступлений.18, с.12 На протяжении первой половины 1998 года несовершеннолетних, признанных виновными в совершении преступлений было на 61% больше, чем за соответствующий период 1997 года.34, с.87 В 1999 году учащейся молодёжью Украины было совершено 127 преднамеренных убийств, 150 случаев нанесения тяжких телесных повреждений, 63 изнасилования, 534 разбойных нападения, 1043 грабежа, 3830 краж государственного имущества и т.д.23, с.66 Распространение преступности среди несовершеннолетних опережает её общий рост, а количество подростков, которые совершают преступления повторно, за последние 5 лет возросло более чем на 19%. Почти каждое второе преступление совершается подростками в группе, часто с особой жестокостью и цинизмом.4,с.94 Подростковая преступность - одна из самых страшных реалий сегодняшнего дня. Её тенденция к росту особенно страшна в связи с появлением некоторых особенностей этого явления, во многом обусловленным объективными обстоятельствами, характерными для нынешнего этапа социально-экономического развития нашей страны (к ним мы обратимся ниже). Во-первых, с каждым годом обостряется проблема асоциального поведения детей до 14 лет, не достигших минимального возраста, с которого возможна криминальная ответственность. С другой стороны, все больше молодых людей, ориентированных на незаконную и противоправную деятельность вступают во взрослую жизнь, что создаёт опасность резкого увеличения криминализации общественной жизни. Во-вторых, всё чаще преступная деятельность избирается в качестве наиболее легкого пути или же способа удовлетворить любопытство, интерес. Отмечается и тот факт, что участниками преступлений становятся подростки из благополучных семей, социально и материально обеспеченных.31 В-третьих, взрослые часто склоняют детей к противоправным действиям, используя их не сформировавшуюся психику и относительную безнаказанность перед законом и, таким образом, способствуют выбору ими отклоняющегося поведения как устоявшейся нормы. На основании хотя бы этих фактов уже можно говорить об актуальности исследований, посвященных изучению причин возникновения, формам подростковой преступности, способам профилактики. Этим занимаются такие науки как криминология, педагогика, медицина. Значительный вклад в разработку данной проблемы может внести социология с её специфической методологической функцией, включающей изучение процессов и явлений в обществе с точки зрения их взаимосвязи и взаимозависимости. Ранее в нашей стране возникновение среди учащейся молодёжи таких явлений, как антиобщественная и преступная деятельность, объяснялись просчётами семейного воспитания, недостатками в организации учебно-воспитательного процесса в школе, неупорядоченностью воспитательной работы по месту жительства, слабым использованием возможностей общественных организаций и трудовых коллективов, внешкольных и вневедомственных учреждений культуры.1, с.4-5 В связи с декларируемыми «успехами» на пути построения коммунизма, естественно, что уровень преступности вообще, и подростковой в частности, «снижался». Следовательно, статистические данные по преступности занижались, как минимум, вдвое, что создавало иллюзию криминогенного благополучия. Фактически изучение преступности носило характер борьбы с симптомами, не затрагивая глубинные причины и предпосылки. С отменой старой парадигмы, отметанием старой идеологии в конце 80-^ начале 90х годов новой создано не было. Нововведения в области экономики, права, политической организации неузнаваемо изменили общественную жизнь. Это обусловило серьёзные изменения в культурном пространстве: ломка ценностей, норм, традиций, стереотипов, стилей мышления и деятельности. Формы социализации, организации воспитания детей и введения их во взрослую жизнь не поспевали за этими изменениями. Контролирующая и направляющая функции были на время утрачены обществом и его институтами. Ребенок был подвержен стихийному влиянию нестабильного мира. На этом фоне активизируется проблема социальной дезадаптации личности, особенно в кризисные периоды её становления, среди которых подростковый возраст занимает ведущее место. Одной из главных причин выбора подростком девиантной формы поведения являются социальная незрелость и его физиологогические особенности в данный период, желание испытать новые впечатления, любознательность, недостаточная способность прогнозировать последствия того или иного поступка, стремление к независимости.31 Повышение внимания общественности к проблеме подростковой преступности в «перестроенный» период было вызвано обнародованием реальной уголовной статистики. Но главное - шокирующее воздействие произвели качественные изменения, которые наблюдаются в подростковой преступности.20,с.92 В последние годы увеличилось количество резонансных преступлений, отличающихся особым цинизмом, грубым насилием и жестокостью.31 Некоторая стабилизация в середине 90-х гг. позволила вновь со всей остротой поставить вопрос об изучении и профилактике подростковой преступности. Но уже на другом уровне: из области исключительно пенитенциарной педагогики эти - проблемы отдаются на рассмотрение медикам, психологам, юристам. Если взять во внимание теорию Э.Дюркгейма, которая квалифицирует преступление как действие, оскорбляющее сильные, общие чувства и верования, состояние коллективного сознания, то повышенное внимание к подростковой преступности означает её практическую ненормальность для данного общества.7,с.26 Снятие интереса свидетельствовало бы, что эта форма преступности теряет свой характер, а общество признаёт преступными и требующими наказания другие, менее опасные деяния.7,с.27 Т.о. увеличение тенденции к росту подростковой преступности (мы можем это утверждать, опираясь на сравнительный анализ официальных данных в ежегодных докладах Президенту Украины "О состоянии молодежи в Украине") создаёт опасность перенесения при вступлении во взрослую жизнь всё большим количеством подростков тех представлений, форм деятельности и способов достижения целей, которыми они руководствовались ранее. Существует угроза появления поколения с коллективным сознанием, в котором детская и подростковая противоправная и незаконная деятельность не будет считаться преступлением. Сегодня, когда активно идёт построение новой демократической правовой системы норм и ценностей, как никогда необходим комплексный подход к изучению подростковой преступности. Для этого психология и криминология нуждаются в помощи других наук, в частности - социологии, и применении зарубежного опыта, изучении других концепций, не получивших должного освещения в рамках советской науки. Конфликтно-разрушительные стороны психологии переломного возраста являются предметом изучения различных отраслей науки - от медицины до искусствоведения. Мы остановимся на криминологическом, психологическом, педагогическом и социологическом подходах к этой проблеме.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.