ГЛАВА 4. «НОВАЯ НЕМЕЦКАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА»: 2002-2007 гг. 4.1. Реформы комиссии П.Хартца – «Современные услуги служб на рынке труда»4.1.1. ПрологРеформы на рынке труда начались с грандиозного политического скандала, получившего название «скандала трудоустройства». В октябре 2001 г. счетная палата перепроверила результаты трудоустройства, присланные трудовыми советами округов Бременхафен, Дортмунд, Галле, Франкфурт на Одере, Нойвиг. Затем результаты были сравнены с данными, содержащимися в компьютерах Федерального ведомства по труду (Bundesanstalt für Arbeit – BA). Оказалось, что 71% трудоустройств был приписан, многие случаи, занесенные в актив деятельности Трудовых советов, на самом деле являлись простой констатацией факта, поскольку предприниматели утверждали, что сами нашли себе работников без помощи властей. В результате на Федеральное ведомство по труду обрушилась волна критики. Его назвали «неэффективным институтом управления», «неэффективным бюрократическим молохом» и пр.1 Длительное и во многом искусственное поддержание скандала (как со стороны политиков, так и со стороны масс-медиа) накануне сентябрьских выборов в Бундестаг привело к цели: было принято решение о реформировании института и смещении его главы – Бернхарда Ягоды.2 В феврале 2002 г. кабинетом Г.Шрёдера были разработаны новые мероприятия, получившие название «Двухступенчатого плана по внедрению услуг служб на рынке труда, ориентированных на клиентов и на соревнование».3 В первой части плана предусматривалось глубокая реформа структуры управления социально-трудовыми отношениями, увеличение соревнования между управленческими организациями по стимулированию трудоустройства, большая кооперация с третьими лицами и внедрение критериев качества деятельности официальных учреждений, а также ориентация услуг на клиентов. Таким образом, новая немецкая цель управления содержала принципы теорий «New Public Management» и «Public Governance».4 В ходе реализации этой части плана бывший трехпаритарный Управляющий совет при Федеральном ведомстве по труду, состоящий из представителей работодателей, профсоюзов и государственных чиновников, был реорганизован в Наблюдательный совет. На этом основании он потерял право вмешиваться в ход проводимых реформ, хотя с другой стороны приобрел больше контрольных функций.1 На следующем этапе (второй ступени) должна была состояться мощнейшая реформа политики в сфере социально-трудовых отношений, которая подготавливалась общественной комиссией, созданной по инициативе федерального канцлера и возглавляемой д-ром Питером Хартцем.2 Она получила название «Современные услуги служб на рынке труда». Основу будущих реформ составили предложения по созданию системы «посредничества в трудоустройстве», при помощи которой должно было произойти быстрое включение безработных в занятость.3 Комиссия состояла из 15 человек, представлявших хозяйствующие субъекты (союзы работодателей), профсоюзы, науку, политику, консалтинговые агентства, земли (регионы) и коммуны (институты местного самоуправления). Правда, паритетного сотрудничества не получилось, поскольку неравными оказались доли представительства с каждой стороны: больше всего было бизнесменов из крупных компаний. С другой стороны, члены комиссии не смогли договориться между собой по отдельным аспектам реформы, но под нажимом председателя итоговый доклад был принят единогласно из соображений, что решение, за которое проголосовало большинство, вызовет большее уважение и решимость довести их до логического конца.4 Все предложения комиссии состояли из 13 модулей, в которых были изложены принципы и меры по реинтеграции ищущих работу в рынок труда и реорганизации Федерального ведомства по труду.5 Поставленные перед комиссией цели были истолкованы следующим образом: «Комиссия интерпретировала свое задание так, что она не только должна перепроверить эффективность организаций и процессов, сколько предложить меры по снижению безработицы на 2 млн. человек за три года посредством разработки различных модулей и предложений по поводу усиления положительных эффектов занятости».6 За это в народе ее прозвали «комиссией по снижению безработицы и по реструктуризации Федерального ведомства по труду». В целом, официальная программа действий предполагала формирование новой системы, включающей консультирование, опеку и материальное обеспечение потенциальных работников на пути поиска ими индивидуальной «дороги к труду». Несмотря на то, что существовали альтернативные предложения,1 федеральное правительство решило поддержать предложения комиссии П.Хартца и провести основные законодательные изменения до 2004 г. В правительственном заявлении (октябрь 2002 г.) Шрёдер объявил о реализации этих предложений «один в один».2 В реформы было включено все трудоспособное население страны, что придало им характер фундаментальных общественных изменений. Государство планировало активизировать обе стороны рынка труда – предложение (ищущих работу) и спрос (потенциальных работодателей), и тем самым оптимизировать неоклассическую модель равновесия на рынке труда, доминирующую в современной экономической литературе.3 Радикальная реформация немецких институтов регулирования социально-трудовых отношений и системы социального обеспечения виделась необходимой на пути снижения безработицы.4 Хозяйственный смысл «стимулирования и требований» связывался с прогрессом в области производительности труда и интенсификацией капитала, распространенных на сектор услуг служб. Хотя идеи содержали весомый конфликтный потенциал, реформы мало дискутировались общественностью до начала их реализации. Политики ожидали быстрых позитивных сдвигов на рынке труда, что дало бы им возможность уже в процессе перестройки расширить опции действий и достичь желаемой легитимации реформ.5 Реализация предложений комиссии П.Хартца состоялась в три этапа. На первом этапе (2003 г.) были приняты два первых закона, содержание которых сводилось преимущественно к улучшению деятельности государства по посредничеству в трудоустройстве и повышению стимулов к занятости. Теперь единственной легитимной предпосылкой для доступа к социальным услугам являлась готовность трудиться и выполнять возложенные трудовые обязанности, причем все равно, о какой работе шла речь (регулярной или частичной, оплачиваемой или нет).1 На втором этапе (2004 г.) упрощалась система прав на услуги, а также вводился инструментарий активной политики государства в социально-трудовой сфере. В этот комплекс мер входила задача по реструктуризации государственных органов по труду, и, прежде всего, реорганизации Федерального ведомства по труду в современное предприятие по предоставлению услуг работодателям и безработным (Bundesagentur für Arbeit). На третьем этапе (2005 г.) глубокому реформированию подверглась система социального обеспечения по безработице, что было неожиданным решением властей, выходящим за рамки предложений комиссии Хартца.Схема 2^ Этапы реализации законов комиссии П.Хартца Первый закон комиссии П.Хартца ^ Первый законодательный этап (2003 г.) Второй закон комиссии П.Хартца ^ Второй законодательный этап(2004 г.) Третий закон комиссии П.Хартца ^ Третий законодательный этап(2005 г.) Четвертый закон комиссии П.Хартца Реформы комиссии П. Хартца привели в движение всю политику государства в сфере регулирования социально-трудовых отношений. Никогда еще в области регулирования рынка труда и социального обеспечения не было сделано так много параллельных шагов и не применялось одновременно так много инструментов.4.1.2. Первый законодательный этап «Новой немецкой политики на рынке труда» (2003 г.) Первый закон «О современных служебных услугах на рынке труда» вступил в силу в январе 2003 г.1 1. Самым важным стал пункт о «своевременном поиске работы». Согласно новым правилам, все лица, заканчивающие свои трудовые отношения, должны были встать на учет в качестве «ищущих работу» в Агентстве по труду. Безработный обязывался заблаговременно сообщать о планируемом увольнении, чтобы помогающие в трудоустройстве инстанции могли сформировать индивидуальный план помощи в трудоустройстве. Если последние трудовые отношения основывались на ограниченном по времени трудовом контракте, то работник должен был заявить о себе, как о «ищущем работу» за три месяца до окончания времени действия контракта. В идеальном случае сразу после завершения своего контракта работник должен был получить новое рабочее место, что избавляло бы его от регистрации в качестве безработного, а государство – от предоставления дорогостоящих услуг. Если работник манкировал своими новыми обязанностями, то за каждый день опоздания на регистрацию с него взимались штрафы. В 2003 г. за день опоздания в постановке на учет взималось 7 евро при пособии в 400 евро, 35 евро взималось при пособии от 400 до 700 евро, 50 евро – при пособии свыше 700 евро в месяц. Штрафы прекращались начисляться, если общая штрафная сумма достигала размера пособия. Закон требовал и от работодателя своевременного извещения работника о планируемом увольнении. Тем самым создавались условия для сокращения общего времени официальной безработицы. Власти утверждали, что средства, затрачиваемые на создание пунктов уведомления о будущей безработице, а также расходы на ведомства, осуществляющие контроль и назначающие штрафы, являлись значительно меньшими по сравнению с совокупным размером выплат пособий по безработице. Недостатком нового законодательства являлось то, что санкции могли распространяться только исключительно на активных на рынке труда лиц, которые имели работу до увольнения. В отношении других групп безработных эти правила не могли применяться, поскольку они либо вообще не работали, либо уже длительное время не имели работы. Закон поспособствовал быстрому увеличению официальной безработицы в стране, так как лица, потерявшие работу, раньше могли поискать ее сами, без помощи учреждений по труду, но теперь опасались остаться на долгое время без материальной помощи, особенно в ситуации огромного недостатка трудовых мест. 2. В первом законе комиссии П.Хартца вводились новые критерии «приемлемого труда», серьезно ослабившие шансы безработного на получение желаемой работы. В новых положениях доказывать «неприемлемость» определенного вида труда должны были сами безработные, в отличие от прошлого времени, когда эта обязанность была закреплена за государственными учреждениями по труду.1 «Новая приемлемость», в отличие от прошлой, нацеленной на защиту квалификации,2 больше связывалась с географическими, материальными, функциональными и социальными условиями рынка труда. Тем самым, закон по-новому перераспределил зоны добровольного принятия предложений о труде (меньше) и границы принуждения к труду (больше).3 Теперь обсуждались, прежде всего, вопросы достаточного, «приемлемого» вознаграждения, возможности изменения места жительства, а также времени, затрачиваемого на дорогу до рабочего места. Еще принималось во внимание семейное положение безработного человека. Если рассматривалось трудоустройство молодого одинокого безработного, то учитывалась его потенциально высокая географическая мобильность. Мобильность как фактор приемлемости исключался для безработных, имеющих на попечении зависимых лиц. Если безработный соглашался на «неприемлемую» для него работу, ему выплачивались «подъемные» средства. Но, если человек отказывался от приемлемого рабочего места, то он наказывался санкциями – отказом в предоставлении пособия на три, шесть или двенадцать недель по причине «противоречащего страхованию поведения».4 С 2006 г. при первом отказе от работы клиенту сокращали жилищные дотации, при втором отказе следовало понижение размера пособия, при третьем отказе человек лишался всего комплекта услуг.5 Эта часть первого закона П. Хартца подверглась масштабной критике. Новые критерии приемлемости труда и особенно санкции сравнивались с такими острыми общественными темами в Германии, как «еврейская тема», «национал-социализм» и «проблема иностранцев».6 Реформа «приемлемости», поданная комиссией в определенном свете, выявила проблемы и одновременно новые очертания границ солидарного сообщества в Германии, поставленного в зависимость от желаний активного населения, «требующего ответственных действий»7 от пассивной части. В результате, в народе стал популярным слоган «Все равно какая занятость, но как можно быстрее».1 Хотя в законе явно отразилось нарастающее давление по принуждению к труду, сами санкции, разработанные комиссией, имели вполне флексибильный вид (т.е. зависели от индивидуальной ситуации).2 К тому же некоторые критерии приемлемости повлекли за собой разработку и внедрение новых трансфертных услуг (например, помощь на мобильность). 3. Для ускорения трудоустройства безработных в первом законе было предусмотрено создание новой организации услуг – Сервисного агентства по персоналу (Personal-Service-Agenturen, PSA). САПы должны были создать «мостик» для включения безработных в регулярные трудовые отношения или произвести т.н. «эффект склеивания». Сама организация создавалась как своеобразная фирма по предоставлению временной работы (лизингу персонала) в структуре системы «посредничества» по трудоустройству, при помощи которой конкретный трудоспособный человек соединялся со структурами регулярного рынка труда. САПы являлись негосударственной структурой, их создание находилось в ведении тарифных партнеров или они могли образовываться как частные предприятия, работающие по заданиям государственных учреждений по труду. Работа клиенту предоставлялась на первом рынке труда, но трудовой договор он заключал с САПом на срок до 12 месяцев. Безработные получали зарплату в размере пособия по безработице и социальную страховку. Если человек после окончания срока договора оставался на предприятии или сам находил себе не стимулируемую работу, то работодатель обязан был выплачивать ему зарплату в размере тарифно-договорной оплаты труда, предусмотренной для отрасли. После вступления в силу данного регулирования, САПы приняли примерно 21 000 безработных, из которых только 7% перешли в не стимулируемые трудовые отношения.3 Хотя в Германии действительно временная занятость неэффективно регулировалась в сравнении с другими европейскими странами,4 этот инструмент просуществовал недолго и был демонтирован в основном из-за его высокой стоимости.14. Государственные учреждения по труду, согласно первому закону П.Хартца, могли продолжать предлагать безработным труд «в общественной области».2 В новом виде сложилось два варианта такой занятости. В т.н. «трудовом случае» (Arbeitsgelegenheiten) работнику, трудоустроенному в государственное учреждение выплачивалось вознаграждение с учетом вкладов в систему социального страхования (нетто-зарплата соответствовала «пособию по безработице 1»). Рабочее место предоставлялось только на шесть месяцев. В случае т.н. «дополнительных компенсаций» (Mehraufwandsentschädigung) выплачивалась очень низкая зарплата (Ein-Euro-Job) в дополнении к социальной помощи, а позднее к «пособию по безработице 2». В этом случае работа предоставлялась на 12 месяцев.3 Труд, «находящийся в сфере общественного интереса» не считался включением в «трудовые отношения» в соответствие с существующим трудовым правом, но работодатель (государство) мог использовать положения трудового права, например, для охраны труда трудоустроенного работника и предоставления отпусков, определенных федеральным законом. Формально, организованные государством работы снижали уровень безработицы в стране, но фактически, лишь переводили проблему в «латентное» состояние. Многие участники государственных программ занятости перетекали из одного вида мероприятий в другие и тем самым способствовали развитию феномена «карьеры участия в мероприятиях», а также производился эффект вытеснения рабочей силы с регулярного рынка труда. Второй закон «О современных услугах служб на рынке труда» вступил в силу практически одновременно с первым, в апреле 2003 г.4 1. Закон предусматривал внедрение в практику организации под названием «Job-Center» для предоставления активных услуг государства в области социально-трудовых отношений (для осуществления посредничества в трудоустройстве).5 Комиссия П.Хартца при создании центра копировала опыт Великобритании и Нидерландов,6 в которых такая организационная модель ведомства по труду соединяла все усилия производителей услуг в сфере посредничества в трудоустройстве. Услуги для «ищущих работу» предоставлялись в одном месте при помощи т.н. «one-stop-center» практики. Законодатель рассчитывал, что центр станет местом начала трудовой карьеры безработных. В задачи центра входило предоставление информации по трудоустройству и получению услуг, предусмотренных законодательством – консультаций, трудоустройства, интеграции, материальных услуг. Для этого создавалась единая база данных, собираемая из Социальных и Трудовых советов. «Сервисные линии» и мобильная инфраструктура должны были обеспечить постоянный доступ клиентам к услугам центра. Все услуги сервиса подлежали стандартизации на основании «Кодекса лучших практик, ориентированных на клиентов».1 Кроме предоставления услуг, Job-Center должен был стать местом взаимодействия значимых для сферы социально-трудовых отношений организаций – Социального совета (работающего с бедными людьми, получающими социальную помощь), Молодежного совета (организации, отвечающей за реализацию государственной молодежной политики), Жилищного совета (защищающего права граждан в жилищной сфере), САПов, бизнес-структур.2Схема 3^ Job-Center в концепции комиссии П.Хартца1Взаимодействие с бизнес-структурами осуществлялось по следующей схеме: для малых и средних предприятий организовывались постоянные контакты, а для больших предприятий выделялся специальный постоянный представитель от Job-Center. С самого начала организации комплексного центра предполагалось, что не один из клиентов не будет «потерян» между различными инстанциями. Здесь должен исследоваться весь потенциал человека, ищущего работу или получающего социальные услуги – квалификация, пожелания по трудоустройству, семейное положение. Всестороннее рассмотрение отдельного безработного лица, по мысли авторов закона, должно повышать шансы человека на трудоустройство. Однако все клиенты Job-Center после оценки их состояния подлежали делению на три группы. В первую группу включались безработные, нуждающиеся только в информации о наличии свободных рабочих мест (наименее проблематичная), во вторую группу вошли лица, нуждающиеся в консультациях для трудоустройства и после занятия рабочего места (проблемная). Третья группа составлялась из лиц, нуждающихся в длительном сопровождении (группа риска). С безработными третьей группы занимались специально обученные менеджеры, которые решали многочисленные квалификационные и социальные проблемы безработных. Это тормозило процесс трудоустройства. Еще, после создания Job-Center, в Германии ожидалось сокращение плановых объемов работ для каждого менеджера, поскольку резко возросла их рабочая нагрузка. Однако этого не произошло. Наоборот, по разным оценкам, в 2003 г. на одного сотрудника приходилось порядка 500-800 клиентов, тогда как по закону максимальное количество случаев не должно было превышать двухсот.1 Соединение во втором законе П.Хартца трех компонентов – специфического инструментария, самоответственности лиц, ищущих работу, и компетенций Job-Center образовали ядро новой немецкой модели посредничества в трудоустройстве, получившей название «Quick» (быстрого) трудоустройства.22. Во втором законе были предложены новые меры по борьбе с нелегальной деятельностью и повышению доходов в секторе низкооплачиваемого труда. Эти положения не включались в предложения комиссии П.Хартца.3 Вместо санкций была осуществлена попытка легализации некоторых видов труда, особенно в секторе предоставления услуг домохозяйствам, в котором нелегальный труд был особенно широко распространен. По закону от уплаты подоходного налога и социальных взносов освобождались трудовые доходы в размере до 400 евро в месяц. Они стали относиться к разряду «подработок» (Mini-Job). Новые правила распространялись и на лиц, имеющих основную социально застрахованную работу и желающих еще подработать. С работодателя не снимались обязательства по выплате 25% общего налога. Исключение было сделано только для сектора услуг домохозяйствам: здесь налог работодателя составлял «лишь» 16% от суммы заработка принятого на работу лица. Если работодателем выступало домохозяйство, то налог понижался до 10% зарплаты или до максимальной суммы в 510 евро в год. Из общего налога средства уходили частями в пенсионное и медицинское страхование, остаток (2%) - в бюджет.4 По новому законодательству время труда в «подработках» не ограничивалось. Кроме того, была определена т.н. «выравнивающая зона» для зарплат от 400 до 800 евро в месяц. В этих пределах начинала действовать прогрессивная шкала налогообложения для вкладов работников в систему социального страхования (от 4% до 21% полной ставки социального вклада пропорционально росту заработной платы). При доходе в 800 евро вклады достигали «нормальной границы» исчисления налогов и вкладов в стране. В этой же зоне доходов от 400 до 800 евро ставки налогообложения работодателей, наоборот, снижались до 20,85%. Тем самым, смягчались условия выплат налогов для следующего уровня нелегальных доходов – «Midi-Job».5 С точки зрения государственной активности, второй закон стал в большей степени «средством» снижения безработицы, поскольку к перечисленным работам в основном привлекались безработные малоквалифицированные лица.1 Но данное регулирование едва ли помогало этой группе работников или получателям трансфертов перейти на самообеспечение, поскольку труд в низкооплачиваемом секторе имел привлекательность только в форме Midi-Job, но как раз в этом кластере низких доходов прогрессия налогов и взносов возрастала особенно быстро.2 Тем самым были созданы условия для расширения сектора низкооплачиваемого труда (из-за принуждения властей), но не для сокращения масштабов теневого хозяйства.33. Разработчики закона позаботились об увеличении стимулов по открытию своего собственного дела. Для этого вводились новые вспомоществования при создании малых и семейных предприятий («Ich-AG», «Familien-AG»). По закону все безработные или лица, которые приняли участие в мероприятиях по стимулированию занятости, при основании своего дела претендовали на ежемесячное вознаграждение, но только в том случае, если они не получали других видов помощи и только после того, как власти получат доказательства успешного основания предприятия. Перед открытием фирмы ведомствам по труду должна представляться «концепция бизнеса».4 Одновременно заработки новоявленных предпринимателей не должны превышать 25 000 евро в год, а также не должно существовать наемных работников. Члены семьи, трудящиеся на семейном предприятии, не принимались в расчет, но они должны быть застрахованными. Пособие предоставлялось максимально на три года (по сравнению с 6-ти месячной длительностью в прежнем регулировании) и для его получения не обязательно было уведомлять власти о материальном достатке. Таким образом, второй закон комиссии П.Хартца продолжил наращивать новое политическое регулирование рынка труда частных домохозяйств. Дополнительно, государство увеличило перечень услуг, предоставляемых домохозяйствам и производимых на рынке. Целью являлась разгрузка женщин от домашних забот и предоставление им возможности участвовать в занятости. Поскольку традиционно предоставлением домашних услуг занимались женщины, комиссия П.Хартца стремилась сделать их своего рода «предпринимателями», предлагающими эти услуги на рынке. Законодатель желал достичь двух целей: сделать домашние услуги платными и самоокупаемыми, а также снизить расходы государства на их предоставление. Во втором законе государство намеревалось создать достаточное количество новых рабочих мест в области предоставления домашних хозяйственных услуг, в том числе в области попечения и ухода за детьми, больными и старыми людьми.1 Либерализация части государственных услуг и частичный демонтаж неоплачиваемого домашнего труда способствовали переходу от традиционной модели «государства услуг» к «регулирующему государству», целью которого являлось стимулирование спроса и предложения домашних услуг. В эту политику включались мероприятия по контролю и наблюдению над частными оферентами по производству домашних услуг.2 Все три инструмента – собственное дело, семейное предприятие и «подработки» направлялись на стимулирование трудовой деятельности, а не на компенсирование потери зарплаты в случае безработицы. Поэтому они относились к виду услуг, «сопровождающих занятость и дополняющих трудовые доходы». Поскольку стимулирование бизнеса в основном происходило в секторе создания домашних платных услуг, ожидалось, что произойдет увеличение доходов некоторых мало зарабатывающих групп населения и увеличится предложение дефицитных в стране услуг домохозяйств. 4.1.3. Второй законодательный этап «Новой немецкой политики на рынке труда» (2004г.)На втором этапе реформ правительством был принят третий закон комиссии П.Хартца, который вступил в силу 1 января 2004 г., хотя реализация некоторых частей откладывалась до начала 2006 г. Третий закон стал основой для проведения широчайшей институциональной реформы в области государственного регулирования социально-трудовых отношений и «первой ласточкой» в изменении немецкой системы социального обеспечения.1 По закону упрощалась деятельность ведомств труда и увеличивалось пространство для решительного вмешательства отделений Федерального ведомства по труду в местные проблемы рынка труда, сообразуясь с потребностями бизнеса и спецификой безработицы. Местным органам власти была предложена возможность формировать и реализовать работу совместно с хозяйствующими субъектами, союзами и организациями, которые наиболее адекватно диагностировали потребности и формировать заказ на финансовую помощь государства. Стратегия децентрализации управления социально-трудовыми отношениями была призвана наращивать новые компетенции местных государственных ведомств, в том числе в области распределения государственных средств, выделенных на реализацию политики в социально-трудовой сфере. 1. Реструктуризация Федерального ведомства по труду Федеральное ведомство по труду получило новое название – Федеральное агентство по труду. «Властный характер» организации сокращался до минимума, вместо этого планировалось создать учреждение, ориентирующееся на предоставление услуг клиентам. Интересно, что такой модификации подвергался головной государственный орган (наподобие отраслевого департамента). Новая форма власти в социально-трудовой сфере изменяла старые формы работы, при которой чиновники принимают и рассматривают просьбы, заявления, требования и пр. Теперь задачи Федерального агентства по труду виделись в предоставлении услуг, консультации клиентов и партнеров, разработке и выполнении адресных заказов. Первый заказ, сделанный правительством Г.Шрёдера, включал объем работ по разработке мероприятий общей реорганизации государственных учреждений по труду в стране. После его выполнения в стране изменилась организационная структура управления. Центральное «Головное представительство» Федерального агентства по труду как самостоятельный и самоответственный «бизнес» с большой предпринимательской свободой действий на высшем управленческом уровне расположился в г. Нюрнберг. Он был подчинен федеральному министерству труда. Вместо президентской должности вводился пост председателя правления (на пять лет). На местах были созданы 178 «Агентств по труду», также получившие индивидуальную область свободы и ответственности. В совокупности им подчинялось 660 служебных структур на местном управленческом уровне. В федеральных землях (региональный уровень) на месте т.н. Советов по труду появились десять «Региональных директорий». Они отвечали за мероприятия государства перед региональным правительством.2 Руководители Региональных директорий и местных (локальных) Агентств по труду избирались головным представительством по ходатайству Управляющего совета, составленного из представителей профсоюзов и работодателей (самоуправление). В компетенции руководителей входило принятие решений о распределении средств, выделенных на регион для реализации политики в социально-трудовой области. Новая система самоуправления базировалась на иерархическом соподчинении управляющих комиссиями местных Агентств по труду головному Управляющему совету. Полностью демонтировался орган самоуправления на региональном уровне. Теперь задачи региональных властей сводились к управленческим функциям, что не требовало представительство акторов рынка труда (как это принято в самоуправлении).1 В ходе реорганизации государственного управления исчезли т.н. «Централи Федерального ведомства по труду». Эти единицы отличались специфической предметной специализацией и часто выполняли одинаковые задания. Демонтаж элементов госструктур привел к резкому сокращению чиновничьего аппарата. Централи превратились в научные станции по концептуальному развитию идей политики регулирования социально-трудовых отношений. В их задачи входило поддержание местных Агентств по труду предложениями по развитию стандартизированных программ для специальных групп клиентов и типов рынков. Все бывшие функции Централей – содержание «сервисных домов», семейных касс, холдинга по образованию, Института исследования рынка труда и профессий (IAB), биржи труда, отошли головному представительству Федерального агентства по труду.2Схема 4^ Структура государственного агентства по труду Федеральное агентство по труду (головное правление) Головной управляющий совет комиссия комиссия комиссия Региональная директория Локальное Агентство по труду Локальное Агентство по труду Локальное Агентство по труду комиссия комиссия комиссия комиссия комиссия комиссия комиссия комиссия комиссия Управляющий совет Управляющий совет Управляющий совет 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 – Союз работодателей 2 – Профсоюз 3 – ОбъединенияНа выполнение «заказов» Федеральным агентством по труду средства выделялись из госбюджета (ранее ведомства по труду работали только со средствами системы страхования по безработице). Поэтому, 1 января 2005 г. было проведено правовое и организационное разделение всех направлений деятельности в области социального управления. Услуги для застрахованных лиц и соответственно плательщиков взносов предоставлялись по т.н. «Третьей книге социального законодательства». Пособия по безработице для этой части безработных получали название «пособие по безработице 1» (Arbeitslosengeld I). Оно финансировалось из системы страхования по безработице. Все остальные нуждающиеся в услугах лица подпадали под действие «Второй книги социального законодательства». Для безработных этой группы также вводилось пособие по безработице, названное «пособием по безработице 2» (Arbeitslosengeld II). Оно финансировалось из бюджетных средств. Поскольку пособие относилось как раз к сфере «заказов», претензии на его предоставление не рассматривались и получатели не наделялись соответствующими правами. Разделение задач локальных структур происходило следующим образом. Трудовые агентства (AA), как и прежде, отвечали за работу с получателями «пособия по безработице 1» (застрахованными безработными). Помощь получателям «пособия по безработице 2» обеспечивали вариативно следующие местные учреждения: «Трудовые сообщества» (ARGE; они составлялись из представителей местного Агентства по труду и коммунальных властей),1 Агентства по труду или «Деятельностные коммуны» (только коммунальные власти). Концепция их деятельности была представлена, однако, лишь в четвертом законе комиссии П.Хартца.Схема 5Правовое и организационное разделение ^ Федерального агентства по трудуРегулирование по третьей книге Регулирование по второй книге социального законодательства социального законодательства Система страхования по безработице Федеральное агентство по труду Государственный бюджет (налоговые средства) Получатели «пособия по безработице 1» Получатели «пособия по безработице 2» Трудовые агентства(AA) 1)Агентства по труду, 2) «Трудовые сообщества», 3) «Деятельностные коммуны» Все правительственные «заказы» и «пособия по безработице 2» финансировались из общего бюджета, специально сформированного на федеральном уровне. Это давало возможность анализировать общие объемы затрат государства в области регулирования социально-трудовой сферы. Федеральное агентство по труду договаривалось о целях своих действий с федеральным правительством. Тем самым, для части государственных целей «снималось» управление на основе существующих правил и норм. Наоборот, средства выделялись под определенные контракты, которые не касались правил финансирования услуг из системы страхования по безработице. Если на какой-то момент времени отсутствовали контракты и договоренности, то действия Федерального агентства определял традиционный закон. Поэтому партнеры (правительство и Федеральное агентство по труду) оставались свободными в употреблении нового инструментария. Со стороны правительства достигнутые договоренности одобрялись кабинетом министров, а со стороны Агентства – Головным управляющим советом. Таким образом, в третьем законе не предлагалось новой модели управления для области услуг, финансируемых из системы страхования по безработице. Отсутствие инноваций в этой сфере объясняется четким разграничением финансовых полномочий и ответственности между государством и субъектами управления социальным страхованием: государство не несло ответственности за предоставление страховых услуг. Федеральное агентство по труду осталось, как и прежде, самостоятельной корпорацией по исполнению данного публичного права. Однако некоторые изменения в управлении страховыми услугами произошли вследствие открытия возможности ведения переговоров по бюджету Федерального агентства по труду. Но что-то серьезно изменить в этой области было невозможно без согласия инстанций управления страховыми вкладами трудящихся. Дополнительного, по третьему закону П.Хартца Федеральное агентство по труду обязывалось к созданию банка данных («биографический банк данных») о социально-демографических, статусных характеристиках клиентов, к сбору и анализу данных о предоставленных услугах и выплатах не только в общем объеме, но и отдельно по каждому клиенту. В целях интенсификации деятельности локальных Агентств по труду предусматривалось согласование целей работы с клиентами с объемами предоставляемых правительством средств. Это означало, что местные ведомства по труду в своих планах помощи больше не ориентировались на проблемы, выделенные на основе статистической оценки динамики рынка труда, а выполняли конкретно поставленные перед ними задачи и должны были указать на реально достигну