«Научные исследования школьников». Организация и развитие научно-исследовательской работы школьников - одна из основных форм творческой работы с молодежью. Раннее приобщение учащихся к исследовательской работе позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности ребят. Их благотворное влияние, как на учебный процесс, так и на дальнейшую судьбу выпускников школы – не вызывает сомнений. Именно в это время готовится будущее нашей науки, будущее нашего общества. Для учащихся участие в научно-исследовательской работе служит нескольким целям. Это, во-первых, самоутверждение; во-вторых, выявление потенциальных способностей; в- третьих, учит учеников грамотно ставить задачи, осмысливать методы исследования, правильно излагать результаты своей работы, учит умению за отведенное регламентом время, излагать суть своей работы. Даже чисто реферативная работа, безусловно, полезна, так как учит работать с литературными источниками. От педагога же научно-исследовательская работа требует знаний в объеме, значительно превышающем рамки школьной программы, что требует постоянной дополнительной работы над собой. Именно учитель формирует научный стиль мышления учащихся и может вызвать популяризацию химии среди учеников через научно-исследовательские работы, которые носят практическую направленность. Но важно, чтобы у школьников не сложилось ложное представление о научной работе вообще. Опасно всякую творческую работу учащихся считать научной. И здесь очень важен правильный подбор тем. Всю тематику школьных исследований по химии можно разделить на две части. Одни исследования повторяют, возможно, углубляют школьный учебный материал. Доклады этих работ рекомендуется заслушивать только на заседаниях школьной конференции или уроках. Другая группа исследований имеет элементы научных поисков, выходящих за пределы школьной учебной программы. Такие работы учащихся можно представлять на городские, республиканские и даже российские научно-практические конференции учащихся. Но обычно оборудование школьных лабораторий оказывается недостаточным для выполнения серьезных работ, и поэтому в рамках сотрудничества с ВУЗами организуется стажировка будущих авторов. Так, в 2000 году был заключен договор о сотрудничестве между нашим лицеем и биолого-химическим факультетом Чувашского государственного педагогического университета им.И.Я.Яковлева. В рамках этого договора ученики биолого-медицинского направления имеют возможность проводить научные изыскания на кафедре химии и биосинтеза на новейшем оборудовании под непосредственным руководством ученых. Не исключается также использование результатов ранее проведенных там исследований при условии детального ознакомления с оборудованием и технологией. Иногда привлекаются опубликованные в литературе данные. Здесь очень важен не только творческий процесс, но и реально полученные результаты. А они действительно имеют место быть. В ходе совместной работы осуществляются серьёзные синтезы и получают новые вещества, которые рекомендуются для дальнейшего практического использования. С подобными результатами наши ученики ежегодно участвуют в научно-практических конференциях города и республики, занимая только 1-ые и 2-ые места. В 2010 году ученицы 11-ого класса на 13-ой Российской научной конференции школьников «Открытие» в городе Ярославле заняли 1-ое место и 3-е на Балтийском научно-инженерном конкурсе в городе С-Петербург с работой «Синтез и свойства гем-дихлорциклопропилметилборатов», завоевав специальный приз. В 2011году ученики 11-го и 10 –го классов с темой «Синтез и биологические свойства1-метил-2,2-дихлорциклопропанкарбоновой кислоты и её производных» заняли 1-ое место среди школьников на Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы естественнонаучных исследований» в городе. Чебоксары. Таким образом, темы наших исследований позволяют считать творческую работу учащихся научной. Тема Город Республика Россия 1.Ароматические фосфорилированные гидразоны-перспективные фармакологические средства. 2002год. 1-ое место 1-ое место 1-ое место.г.Ярославль 2.Реакции7,7-дихлорбицикло(4,1,0)гептанов с три-пентахлоридами фосфора.2003год. 1-ое место 1-ое место 3.Синтез и свойства 2-арилоксиметил-1,1-дихлорциклопропанов.2004год. 2-ое место 1-ое место 4.Ингибиторные свойства аминоспиртов и их боратов в нейтральных средах.2007год 2-ое место 2-ое место 5.Синтез и свойства фосфорилированных эфиров перметриновой кислоты.2007 год. 1-ое место 1-ое место 6.Особенности галогенирования бета-диолов.2008год. 1-ое место 1-ое место Лауреат Н.П.К. «Большая Волга»г.Казань 7.Вокруг медных монет из семейной коллекции.2009год 2-ое место 2-ое место 8.Синтез и свойства гем-дихлорциклопропилметилборатов.2010год. 1-ое место 1-ое место 1-ое место.г.Ярославль. 3-е место на инженерном конкурсе «Балтика» г. С-Петербург.Специальная премия 9.Синтез и биологические свойства1-метил-2,2-дихлорциклопропанкарбоновой кислоты и её производных.2011год. 1-ое место 1-ое место 1-ое место на Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы естественнонаучных исследований».г.Чебоксары 2011г. 10.Воздействие внешних факторов на ногтевую пластинку. 2011г. 3-место 3 место Синтез и биологические свойства 1-метил-2,2-дихлорциклопропанкарбоновой кислоты и её производныхГригорьев Димитрий Витальевич ученик класса М-11, Годявин Роман Александрович ученик класса М-10-1 МОУ «Лицей №2» г. ЧебоксарыНаучные руководители: Митрасов Ю. Н., доктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой химии и биосинтеза ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» Михайлова Т.В., учитель химии высшей категории МОУ «Лицей №2» ВведениеЗа последние годы наблюдается бурное развитие химии циклопропанов. Еще сравнительно недавно малодоступные циклопропановые соединения в настоящее время становятся вполне доступными исходными соединениями, которые могут быть использованы и используются в широких областях органического синтеза. Помимо синтетического значения функционально замещенных циклопропанов следует указать еще на факт их широкого распространения в природе. Циклопропановое кольцо входит в состав многочисленных сложных конденсированных систем. В природе встречаются и многочисленные простые функционально замещенные циклопропаны. Все эти соединения обладают разнообразной физиологической активностью и выполняют важные функции в растительных организмах, бактериях, грибах, насекомых. Циклопропановые соединения являются важными промежуточными продуктами биосинтеза, например, прескваленовый и префитоеновый спирты в биосинтезе сквалена и фитоена. Помимо пиретроидов, среди функционально замещённых циклопропанов, обладающих инсектицидной активностью, обнаружены гербициды, фунгициды, антидепрессанты, антиспазмолитики, анальгетики. Некоторые из этих соединений уже вошли в практику (например, противогрибковый препарат октицил) . Поэтому исследования по синтезу производных циклопропановых кислот и выявлению их прикладных свойств, в частности биологической активности, является актуальной темой на сегодняшний день. В связи с этим целью настоящей работы явилась разработка методов синтеза 1-метил-2,2-дихлорциклопропанкарбоновой кислоты и ее производных, а также исследование их биологической активности. При выполнении работы ставились следующие задачи: 1. Изучить научную литературу и источники интернет-ресурсов о методах получения и свойствах производных циклопропана. 2. Освоить и усовершенствовать методы синтеза 1-метил-2,2- дихлорциклопропанкар-боновой кислоты и ее производных. 3. Выяснить возможности применения полученных соединений в качестве биологически активных веществ. Гипотеза: работа основана на предположении, что производные 1-метил-2,2-дихлорцик-лопропанкарбоновой кислоты оказывают ростстимулирующее действие на прорастание зерновок злаковых культур и увеличивают содержание хлорофилла в листьях растений.Синтез и свойства гем – дихлорциклопропилметилборатовЛеонтьева Ксения Сергеевна, Храброва Мария Владимировна, Муниципальное образовательное учреждение «лицей №2» г. Чебоксары, 10 класс.Научный руководитель: Митрасов Юрий Никитич доктор химических наук заведующий кафедрой химии ЧГПУ Михайлова Тамара Васильевна учитель химии высшей категории лицей №2ВведениеВ настоящее время наблюдается тенденция к увеличению потребления бора. Это касается не только неорганических соединений (борная кислота, бура, перборат натрия, комплексы бора), но и органических производных борной кислоты. Эфиры борной кислоты находят широкое применение как катализаторы многих химических реакций, например, селективного окисления алифатических углеводородов в спирты, ароматических – в фенолы, эпоксидирования и полимеризации олефинов, изомеризации ненасыщенных спиртов. Они применяются также как противокоррозионные добавки к смазочным маслам, как добавки увеличивающие жаропрочность текстильных волокон и тканей. В частности, эфиры борной кислоты используют при разделении терпеновых спиртов, в производстве салицилового альдегида, в качестве микробицидных добавок к дизельным горючим и умягчающих, противонагарных присадок к этилированным бензинам и моторным маслам. Для этой же цели предложены некоторые комплексные соединения бора. Они обладают также антиокислительным, противоизносным действием. Эфиры и комплексные соединения бора вытесняют традиционные буру и борную кислоту в таких областях применения, как ингибирование коррозии в смазочных маслах, гидравлических жидкостях антифризах, а также био- и огнезащита древесины и изделий из целлюлозы. Эфиры борной кислоты входят в состав типографских красок, применяются для защиты функциональных групп в химии углеводов. Вследствие их высокой реакционной способности они могут быть исходными веществами для получения различных органических соединений [35]. К настоящему времени синтезировано значительное число эфиров борной кислоты. Для их получения наиболее часто используется реакция этерификации с алифатическими, алициклическими и ароматическими спиртами [35]. Повышенный интерес представляют эфиры спиртов циклопропанового ряда и борной кислоты, что обусловлено высокой биологической активностью обоих структурных фрагментов. Поэтому исследования в этом направлении являются актуальными. В связи с вышеизложенным, целью работы явились разработка методов синтеза циклопропилборатов, изучение их структуры, свойств и выявление путей их практического применения. Работа состояла из нескольких стадий и включала синтез 2,2-дихлрциклопропилметанола (1), триэтилбората (3), исследования реакции переэтерификации между ними и изучения структуры образующихся соединений, (4 а,б) выявление биологической активности циклопропилборатов путем проращивания семян некоторых культурных растений в растворах циклопропилборатов. При выполнении работы ставились следующие задачи: 1. Разработка и усовершенствование методов синтеза эфиров спиртов циклопропанового ряда и борной кислоты; 2. Изучение реакции переэтерификации триэтилбората с 2,2-дихлорцклопропилметано-лом; 3. Выяснение возможностей применения полученных соединений в качестве биологически активных веществ.^ Ход работы: ― в I главе: приведен обзор литературных данных по исследованию взаимодействия борной кислоты со спиртами и оксикислотами, а также по применению органилоксиборанов. ― во II главе: приводится обсуждение результатов исследования реакции переэтерификации триалкилборатов со спиртами циклопропанового ряда. Описаны данные по испытанию физиологического действия циклопропиловых эфиров борной кислоты на некоторые сельскохозяйственные культуры. ― в III главе: приводится характеристика исходных реагентов, методы физико-химического анализа. ― работа заканчивается общими выводами, библиографией и приложением.