Реферат по предмету "Психология"


Связь психики и поведения у животных

Связь психики и поведения у животных. План 1. Понятия психики и поведения животных. 2. Психическая деятельность. Связь психики и поведения. 3. Психическая регуляция активности. Адаптивные реакции. а Низшая форма регуляции. Простейшие регуляторы поведения. б Высшая форма регуляции. Рассудочное поведение. 4. Обогащение поведения.

Память и научение. 5. Психика и поведение в сравнительной психологии. С самого начала развития психологии как науки психологов интересовала проблема исследования поведения человека, причин и мотивов этого поведения. И так как человек является субъектом достаточно сложным для изучения, многими учеными предпринимались попытки изучения поведения животных с более низким развитием высших психических функций. Было предпринято множество различных попыток разъединения поведения на более

простые детерминанты, с помощью которых далее можно было бы объяснить поведение животных и человека. Прежде чем начать говорить о связи психики и поведения у животных, стоит коротко обозначить понятия психики и поведения животных. Психика животных свойство мозга воспринимать окружающую действительность и отражать ее в форме регулируемых функций нервной системы, внутренний субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний восприятие, память, мышление, намерения,

сны и т. п и включающий такие элементы психического опыта, как ощущения, образы, представления и эмоции. О психике животных, в отличие от психики человека, нельзя получить сведений, основанных на отчетах об интроспекции. Все представления о существовании у животных субъективного опыта, о его содержании и о его связи с поведением и физиологическими процессами строятся по аналогии с нашими представлениями о психическом мире человека. П. ж. с древности вызывала глубокий интерес у философов и натуралистов,

но ее систематическое целенаправленное исследование началось в конце XIX в. с появлением зоопсихологии. Споры о возможности изучать П. ж которая принципиально недоступна наблюдению, разделили зоопсихологов на два противоположных научных лагеря. Сторонники такого изучения заявляли, что о П. ж. вполне можно делать научные заключения на основе наблюдений за поведением животных и данных об

их физиологии. Отвергая любые варианты антропоморфизма, приверженцы объективистского подхода считали П. ж. недоступной для подлинно научного исследования и призывали ограничиться изучением только объективно наблюдаемых явлений поведения и физиологии. К середине 30-х гг. объективистское направление стало господствующим, исследование П. ж. за некоторым исключением практически прекратилось и возобновилось только на рубеже 70-х гг. нашего столетия. В настоящее время изучение П. ж. превратилось в новое активно развивающееся научное

направление, которое чаще всего называют когнитивной этологией, реже психоэтологией или когнитивной сравнительной психологией. В рамках когнитивной этологии проблема П. ж. рассматривается одновременно в естествен- нонаучном, психологическом и философском плане. Поведение животных регулируемое психикой отражение окружающей действительности, присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней двигательной и внутренней психической

активностью. Термин поведение применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям поведение биологического вида, социальной группы. Первые попытки научно понять П. возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого П. трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии Ч. Дарвин позволило объяснить целесообразность

П. живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования поведения в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал поведение. Бихевиоризм противопоставил П. сознанию, полагая, что предметом психологии является только поведение, которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы.

В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы Необихевиоризм. Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний. Целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма с окружающей средой составляет психическую деятельность животных процесс

психического отражения действительности как продукт и проявление активности животного в окружающем мире. Решающее значение имеют возрастающая активность, инициативность, лабильность, вариабельность, суверенность по отношению к условиям среды двигательной активности и соответствующие морфофункциональные преобразования в ходе филогенеза, особенно в эффекторно-сенсорной сфере примат поведения в психическом отражении. Происходящие при этом ароморфозные или идиоадаптивные изменения строения и функции организмов обусловливают

эволюционные преобразования психической деятельности животных, что, в свою очередь, обеспечивает возможность дальнейшей эволюции. У высших животных на уровне перцептивной психики ориентационный компонент психической деятельности осуществляется на основе формирования обобщенных психических образов, причем на высших филогенетических уровнях на основе целостных образов всей среды обитания. Этим обеспечиваются наиболее адекватное, полноценное и биологически максимально адаптивное управление,

корректировка и совершенствование внешней активности животного, в результате чего появляется возможность установления оптимальных для организма отношений с биологически значимым компонентом среды. В процессе эволюции уже на низших этапах филогенеза выделились и получили развитие два направления психической деятельности животных локомоционное и манипуляционное по К. Э. Фабри. Итак, становится понятным то, что психика и поведение у животных неотделимы друг от друга.

Следовательно, психику в совокупности со всеми модусами и атрибутами поведения можно рассматривать как две стороны процесса адаптации. С общебиологической и нейробиологической точек зрения всех представителей животного мира можно расположить в виде ряда рядов, где порядок будет диктоваться возрастающей сложностью, разнообразием их внешней активности. Более всего известна схема классификации поведения, выделяющая пять типов адаптивных реакций таксисы, рефлексы, инстинкты, рассудочная деятельность иногда сюда же

относят инсайт интуиция, разные формы научения. Этот список представляет собой пять способов решения задач жизнеобеспечения у животных. Каждый из перечисленных способов активного реагирования четко определяется принципом организации систем, которые управляют поведением. То есть за каждым из названных типов поведения стоит определенный тип устройства нервной системы. Такой ряд согласуется с эволюционной теорией прогресса.

Прежде всего стоит рассмотреть простейшие регуляторы поведения, присущие как простейшим животным, так и самым развитым формам организмов. Таксисы и тропизмы. Таксисы это направленные перемещения отдельных, свободно живущих в природе клеток напр. туфельки, амебы и т.д. или свободных клеток в тканевых жидкостях многоклеточных организмов под влиянием односторонне действующего стимула термотаксис под действием тепловых стимулов, фототаксис света, геотаксис сил гравитации

и т.д Следственно, таксисы - способы реагирования животных, не имеющих нервной системы. Основные ограничения таких организмов состоят в том, что они не могут ничему индивидуально научиться. Основная их память сосредоточена в геноме и новая информация может быть записана туда лишь вследствие мутации. Тропизм пространственная ориентация у животных ориентация по солнцу, по магнитному и электромагнитному полям и т.д а также более сложные поведенческие акции.

Рефлексы. Появление животных, обладающих нервной системой, приводит к становлению качественно нового способа управления поведением, а следственно, нового способа реагирования рефлексов. Классический рефлекторный акт безусловный рефлекс лежит в основе очень многих поведенческих реакций. Безусловный рефлекс врожденная видоспецифическая реакция организма, возникающая в ответ на специфическое воздействие раздражителя, на воздействие биологически значащего пища, боль и т.д. стимула, адекватного

для данного вида деятельности. Хотя, в силу своей элементарности, безусловные р. не требуют участия центральных механизмов головного мозга, их возникновение обусловлено качественно новыми приобретениями в эволюции животных возникновение особого типа клеток нервных - нейронов, способных генерировать нервный импульс и формировать необычные межклеточные контакты синапсы. Рефлекторные поведенческие акты могут быть надстроены, однако если врожденная рефлекторная программа

надстроена, она становится качественно иной условной обусловленной опытом. Инстинкты. В отличие от рефлексов, которые обеспечивают предсказуемые действия, инстинкты представляют собой наследственные координации действий, связанных в целесообразные цепочки и называемые деятельностью. Инстинктивная деятельность состоит из ряда полуавтономных или автономных блоков поведения действий или деятельностных актов, каждый из которых обладает способностью включаться в должный момент, исключаться

или переноситься встраиваться в рамки совсем другой программы деятельности. Инстинктивное поведение опирается на ганглиозную организацию нервной системы. Склонные к эволюционной экспансии позвоночные животные, сделав ставку на новый тип несущих конструкций скелет на основе позвоночника, сконструировали и скелет мозга череп, который мог вмещать гигантский головной ганглий головной мозг, а нервы, идущие от него к остальным частям тела оказались внутри позвоночного

канала спинной мозг. Накопление огромной массы вставочных нейронов привело к возникновению многоуровневой памяти, вместе с тем принципы организации нервной системы с ее нейронами, синапсами, нейронными ансамблями остались те же что и у беспозвоночных. С возникновением центральной нервной системы в эволюции возникла возможность индивидуализации адаптации, а затем и коллективных, социальных форм адаптивных поведенческих реакций, и возникновения в последствии высшей формы активного освоения мира животными рассудочного поведения,

которое у человека достигло высоты особого, уникального феномена Разума. Известно, что многие высшие животные способны к элементарной рассудочной деятельности. Они могут осуществлять многоходовое целеполагание своих действий. Тем не менее они не в состоянии осуществить не инстинктивную сконструированную программу. В о з м о ж н о потому, что они не в состоянии a Построить программу в уме b

Удержать ее в памяти в сокращенной и упрощенной по сравнению с реальностью последовательности c Вспомнить и осуществить как дискретную последовательность действий. Дабы объяснить возникновение такого сложного явления, как рассудочное поведение современная наука предлагает несколько положений, обобщающих основные данные нейрофизиологии, нейроанатомии и генетики, объединенных в гипотезу о механизмах рассудочной деятельности q

Первое положение. Большой объем мозга создает больше возможностей для упорядоченности его функций. Это общий принцип системной организации, полагающий, что в системах с большим количеством элементов создается больше предпосылок для качественного наращивания организации. Наиболее полное и точное улавливание многообразных закономерностей окружающего мира может быть осуществлено мозгом состоящим из большего числа нейронов, а значит, и большего объема. q

Второе положение. Для более детального восприятия среды, что необходимо решения логических задач, необходимо, чтобы отдельные нейроны объединялись в множество функциональных констелляций. Морфологическим аппаратом такого объединения являются синапсы. Чем многочисленнее синаптические контакты нейронов, тем животное обладает более развитой рассудочной деятельностью. q Третье положение. В сером веществе коры гол. мозга, в так наз. экранных структурах,

любые операции выполняются дробно, локально. Построение коры из множества локальных и, в определенном смысле, автономных модулей, вероятно и создает предпосылки для отраженной дискретной картины действительности. Вместе с тем появляются и предпосылки к произвольным операциям с дискретными элементами такого мира. Дискретная картина действительности, запомненная животным, позволяет легко ее декодировать, когда будет необходимо решить задачу с привлечением прошлого опыта. q

Четвертое положение. Необходимо формирование двух новых, взаимосвязанных свойств мозга, которые делают его способным не только к анализу, но и к синтезу a Появление особого механизма сознания животного, механизма который способствует оперативному отбору тех констелляций нейронов, кот. необходимы для решения логических задач, имеющих биологическую значимость. b Способность к оценке значимости решаемой задачи, осуществляемой эмоциями.

Что до взаимообусловленности рассудочного поведения и эмоций, то еще в 1937 г. Дж. Пайпец высказал предположение. Что передние ядра таламуса, гипоталамус, поясная извилина коры мозга и гиппокамп образуют единый механизм лимбическая система, работа которого является основой для возникновения эмоций. Считается, что источником возбуждения для этой системы является гипоталамус. Фундаментальное значение открытия необходимости эмоциональной поддержки для решения задач, связанных

с адаптивным поведением трудно переоценить, так как в условиях реальности, построенной на неопределенностях, да еще при наличии многоступенчатых планов, когда часто приходится совершать выбор, на основе неполной информации, без мотиваций, без влечений, задачи становятся просто не решаемыми. К тому же следует отметить, что основу адаптивного поведения составляют процессы обучения, а также, сложные, малоизученные механизмы запоминания и воспоминания.

Эффективность генной памяти и памяти мозга обусловлена, что какие-то части внешнего мира ложатся в ячейки памяти, превращаясь в знаки. Образы мира, которые могут быть выражены в символах - это и есть образы действительности, но получившие эмоциональную оценку. Анализ поведения животных приводит к выводу, что все богатство и разнообразие полноценного психического отражения связаны с научением, накоплением индивидуального опыта.

При изучении процессов научения нужно исходить из того, что формирование поведения является процессом реализации видотипичных поведенческих актов, опыта. Поэтому формированием нового поведения, научение, является встраивание в инстинктивное поведение, заложенное генетически, новых элементов. И справедливо было бы заметить, что существуют такие формы научения, внешне напоминающие инстинктивное поведение, но, тем не менее, представляющие собой накопление личного опыта,

но в жестких рамках видотипичного поведения. Таковыми являются формы облигатного научения, опыта, необходимого для выживания данного вида вне зависимости от частных условий жизни. В противоположенность облигатному, факультативное научение является формой сугубо индивидуального приспособления. Конкретизация видового опыта путем добавления в инстинктивное поведение индивидуального опыта присутствует на всех этапах поведенческого акта. Так американский этолог

Р.А. Хайд указывает на изменение инстинктивного поведения научением, через изменение сочетания раздражителей, выделения их из общего фона, усиление и т. д. Существенно и то, что изменения охватывают как эффекторную, так и сенсорную сферу. В эффекторной сфере примером научения могут являться как рекомбинации врожденных двигательных элементов, так и вновь приобретенные. У высших животных приобретенные движения эффекторов играют большую роль в процессе познавательной деятельности,

интеллектуальной сфере функционирования. Модификация поведения в сенсорной сфере значительно расширяют возможности ориентации животного, вследствие приобретения новых групп сигналов из внешнего мира. Таким примером является случаи, когда сигнал биологически не важный для животного в результате личного опыта в сочетании с биологически важным приобретает ту же степень важности. И этот процесс не является лишь простым образованием новых условных рефлексов.

Основой научения в этом случае являются динамические процессы в ЦНС, особенно во внешних ее отделах, где осуществляется афферентный синтез разнообразных реакций, обусловленных внешними и внутренними факторами. После эти раздражения сопоставляются с ранним индивидуальным опытом , и , в результате, формируется готовность к выполнению вариабельных ответных действий на ситуацию. Следующий за этим анализ результатов является пусковым механизмом нового афферентного синтеза и т.д.

Так, в дополнение к видовым программам, формируются индивидуальные программы, на которых основываются процессы научения. Важно заметить, что животное является в этом процессе не пассивным научаемым, а само активно участвует, обладая свободой выбора взаимодействия. Как известно, реализация видового опыта в индивидуальном поведении в большей степени нуждается в процессах научения в начальных этапах поискового поведения, ведь реакции на единичные, случайные признаки каждой

конкретной ситуации не могут быть запрограммированы в процессе эволюции. И поскольку без включения вновь приобретенных элементов в инстинктивное поведение реализация видового опыта неосуществима, а значит, эти включения наследственно закреплены, следовательно, диапазон научения является строго видотипичным. Другими словами, представитель вида может быть научен только тем формам поведения, которое ведут к завершающим фазам видотипичных поведенческих актов.

Эти рамки диспозиции к научению у высших животных значительно шире, чем требуется в реальных условиях жизни, поэтому они обладают большими возможностями индивидуального приспособления к экстремальным ситуациям. Уровень пластичности поведения животного в реализации инстинктивного опыта может служить показателем общего психического развития. И эти понятия являются взаимосвязанными, т.к. усложнение инстинктивного поведения в процессе эволюции требует расширения диапазона способности к научению.

Усиленное же в результате включения элементов научения, инстинктивное поведение становится более пластичным, т.е. поднимает его на более высокий уровень, что приводит к эволюции поведения как единого целого. И как мы видим, такие эволюционные преобразования охватывают как содержание врожденных поведенческих программ, так и возможности на обогащение их научением. В этом процессе развития разницей в поведении между низшими и высшими животными является не смена простого

поведения на более сложное, как может показаться с первого взгляда, а то, что к простейшим формам добавляются более сложные, что ведет к повышению вариабельности поведения. Подводя итог, можно сказать, что основой научения является формирование эффекторных программ предстоящих действий, в процессе которых происходит сопоставление и оценка внешних и внутренних раздражителей, видового и индивидуального опыта, регистрация параметров и проверка результатов совершаемых действий.

И также следует отметить, что во всех вариантах проявляется одна основная закономерность каждое действие начинается с внутреннего стимула, возможно вызванного внешними причинами, который в виде потребностей активизирует животное, дает начало к поиску раздражителей и возможности к их редукции. Это начало, как и общее направление поиска, всегда генетически фиксировано, равно как и конец, заключительные движения животного. Скорость, гибкость выполнения этого поиска, как можно заключить из всего выше сказанного,

зависит от развития высших психических функций, особенно интеллектуальных способностей, дающих возможность к более быстрой адаптации. Психологи, равно как и большая часть современных ученых-гуманитариев, легко признают двойственную, биосоциальную природу человека. Однако уклоняются от изучения аналогий в поведении животных. Так как аналогия не может стать сильным доказательством в научном суждении, также не может служить

достаточным средством объяснения причин явлений. Что же до методов сравнительной психологии, раздела психологии, изучающего сходства и различия в поведении и психике между животными и человеком, а также эволюцию поведения и психики в процессе антpoпoгeнeзa то одним из наиболее распространенных является метод аналогии. Несмотря ни на что аналогии позволяют описывать некоторые структурные свойства, образы изучаемых объектов, явлений, найденные еще до того, как сформируются понятия о них.

Аналогия сходство органов или частей разных по происхождению, но одинаковых по функциям. Органы, выполняющие одинаковые или близкосходные функции, называют аналогичнымиРазвитие аналогичных органов свидетельствует не об их эволюционном сходстве, а лишь о приспособлении к одинаковым условиям существования Реймерс Н.Ф Большое значение метод аналогии имеет в детской психологии, так как детство это область стыка биологического и социального в человеке.

Только изучение поведения и психологии детского возраста у животных и человека может привести к умению отличать виды деятельности, основанные на внутреннем инстинкты и внешнем научение программировании к раскрытию секретов их сочетания, к управлению ими. Здесь появляется возможность отличить врожденные формы поведения от приобретенных, а также выявить биологический смысл и функциональное содержание изучаемых форм. Конечно, о многих сходствах и различиях в структуре

психики и поведения животных и человека можно говорить бесконечно долго, стоит лишь отметить, что для сравнительной психологии человек изначально все же животное, и мотивы деятельности человека отчасти рассматриваются з животной точки зрения с учетом конечно, множества надстроек, смен механизмов поведения и проч. Поэтому в практической психологии использование методов сравнительной психологии является неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности психолога-практика.

И конечно же нельзя не отметить, что сравнение поведения и психики разных животных включая человека, стало неотъемлемой частью проблематики различных дисциплин этологии, социобиологии, когнитивной этологии и антропологии и превратилось в междисциплинарную область.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :