Тема урока: «Не подражатель, но творец»Е.А. Баратынский (1800-1844).Цель: познакомить учащихся с элегиями Баратынского о любви и обратить внимание на своеобразие поэтического языка творца.Форма: урок-исследование.Ход: Чтение наизусть учителем стихотворения Е.Баратынского «Мой дар убог…» Слово учителя. Сказано скромно, достойно и честно. Стихи эти принадлежат перу Е.А Баратынского, друга Пушкина, Дельвига, Бестужева, Кюхельбекера, крупнейшего поэта русского романтизма, который знал, что избранный им путь в поэзии – взволнованное раздумье над явлениями внутреннего мира – обеспечит ему признание не только современников, но и последующих поколений. Пушкин считал, что Баратынский «мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко». Историк и журналист Полевой, выражая общее мнение, писал: «В романтической поэзии русской он самостоятельный поэт, не подражатель, но творец». Сегодня на уроке мы убедимся в этом, читая произведения Баратынского. В стихах, по словам самого Баратынского, отразилась вся его жизнь - ^ Исполнена тоски глубокой,Противоречий слепоты,И между тем любви высокой,Любви, добра и красоты. Какая же была жизнь поэта? 3. Рассказ – монтаж о жизни поэта. Говорят 2 учащихся. Утро жизни. Судьбой изложенные цепи. Московский житель. Последние годы жизни. Слово учителя. Жизненный опыт Баратынского нашел отражение в его творчестве, которое пришлось на период расцвета романтизма в России – на 20-е годы 19 века. Тогда уже романтики не могли не чувствовать и не понимать, что их надежды на независимость от внешних обстоятельств были слишком хрупки и зыбки. Личность, не умножая прочных связей с обществом, с жизнью. неизбежно увядает, «живет повтореньями», иссушая дух. Баратынский оказался тем поэтом, который особенно глубоко постиг противоречия души своего современника: свобода замкнутой в своем внутреннем мире личности оказывается ее трагической долей, приводящей к одиночеству, а одинокий человек не способен обрести счастье. Об этом поэт и писал. Творчество Баратынского глубоко и многообразно: он писал и поэмы, и прозу, и критические статьи, но всё же по преимуществу он лирик, а излюбленный им в лирике жанр – элегия. Итак, читаем лучшие элегии Баратынского о любви и стараемся увидеть то новое, что было внесено им в элегическую поэзию. Чтение наизусть учеником элегии «Разлука». Ваше мнение о стихотворении «Разлука»? Слово – то привычно романтическое, а стихи? Слово учителя. Вместо «иллюзий и слов» Баратынский предпочитает спокойное и трезвое размышление. Анализ чувства, стремление понять, почему терпят крушение естественные человеческие порывы, почему исчезают радужные и светлые мечты и надежды, - это новое, что внёс Баратынский в русскую поэзию. Элегия его «Разуверение» стала широко известна благодаря музыке Глинки, восхищённого текстом. Звучит романс Глинки. на слова элегии Баратынского «Разуверение» (1821 г.) (стр. 104 пособия) Беседа: Каким настроением проникнуто произведение? Что мы узнали о лирическом герое, прочитав элегию? Как форма речи помогает лирическому герою выразить внутренние переживания?^ Глаголы изъявительного наклонения с-не- Глаголы повелительного наклонения помогают понять, что герой окончательно решил для себя, быть или не быть чувству. Как звукопись помогает лирическому герою сказать о своем чувстве?^ Инструментовка на ж, з подчеркивает категоричность и окончательность принятого решения. Проанализируем синтаксические конструкции.2 бессоюзных предложения – в начале и в конце стихотворения – помогают лирическому герою объяснить причину своего разочарования. Обратим внимание и на интонацию. Что скажете о ней?^ Восклицательные предложения подчеркивают силу желания героя освободится от прежней любви. С помощью какого приема констатируется в конце элегии душевное состояние героя?^ Неполный контраст – «волнение, а не любовь». Это сходные, но не одинаковые психические состояния. Почему элегия называется «Разуверение»?Поэт не просто прощается с возлюбленной, но стремится объяснить ей неизбежность разрыва, убедить ее в том, что былая любовь неотвратимо угасает. Так Баратынский прокладывал пути психологической лирике, создавая новый тип элегии – философский. Поэт – романтик Баратынский близок к В. А. Жуковскому, но разговаривает с читателем своим языком. В чём же своеобразие поэтического языка Баратынского? Понаблюдаем, используя текст элегии «Разуверение» (ищут эпитеты, которые использует Баратынский). неопределенность Жуковский Баратынский Строгость, точность волшебныесладостнаялегкиенежный сновидениятоскамечтаниядруг раз изменившиеслепаябывалыезаботливый Что придают речи эпитета Жуковского? А эпитеты Баратынского? И в этом Баратынский тоже не подражатель, но творец. А вот элегия с противоположным заглавием: «Уверение». (чтение наизусть учащимися). Вы уже слышите знакомые интонации. В спокойствии лирического монолога раскрываются тайны человеческого сердца. Притягивает обнажённость признания. Найдите в элегии словосочетание, которое присуще только поэтической манере Баратынского. В точности языка узнаваем поэт – беспокойство староверца. Наконец, самая оригинальная элегия Баратынского – «Признание» (1832 год), от которой Пушкин был «без ума». В ней развернута как бы краткая история увядающего чувства. Выразительное чтение учащимся наизусть. Беседа и выполнение заданий. Какими красками вы изобразили бы свои чувства после чтения стихотворения? Показ рисунков и комментарий к ним авторов. Давайте посмотрим, чем отличаются чувства лирического героя этой элегии от чувств, испытываемых героем элегии «Разочарование». Работа с таблицей. Назовите чувства, испытываемые героем. Какие эмоции констатирует лирический герой в своей душе. «Р» «П» разочарованность; слепая тоска; «неверие в любовь» сердца хлад печальный; безжизненные воспоминания; погасит пламень; желание любви, по понимание ее невозможности;понимание невластности над собою и зависимости от судьбы. Вывод: Чувства разочарованности усугубляются. Давайте сравним элегии Батюшкова «Мой гений» и Баратынского «Признание». Увидим своеобразие раскрытия Баратынским темы любившего и разочарованного сердца. Для героя поэзии Батюшкова смысл жизни – в любви. Герой Баратынского уже не может быть счастлив одной любовью. У него нет веры в несокрушимую власть любви над человеческим сердцем. Умение поэта «побеждать умом сердечное чувство» тоже то новое, что отличает Баратынского – творца от других романтиков. Итак, мы начали открывать для себя поэта Баратынского, не подражателя, а творца. Стихи его, мы почувствовали, напоены грустным размышлением о жизни и высотой чувств. Что же нового внес Баратынский любовными элегиями в ваше представление о любви? Да, читая элегии поэта, учимся чувствовать, анализировать чувства, постигая их высоту, стремясь поднимать планку для собственных эмоций. Ведь в жизни и в поэзии Баратынский всегда шел, по слову Пушкина, «своею дорогой один и независим», требуя от себя и других незаемности чувств, мыслей, слов, поступков. Домашнее задание. А) Читать стихи: «Мой дар убог», «Муза», «Приметы», «Последний поэт», «Болящий дух врачует песнопенье». Б) Подготовить высказывание на тему «Стихотворение, которое меня заинтересовало…» или на тему, которую вы можете предложить сами.