«МСУ СПАСЕТ КОНЦЕПЦИЯ» ЕВРОПЕЙСКИЙ КЛУБ ЭКСПЕРТОВ ГОТОВ НАПИСАТЬ ЕЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА 30 июня и 1 июля 2011 года в Жуковском районе Калужской области прошла четвертая конференция Европейского клуба экспертов местного самоуправления (ЕКЭ МСУ) на тему «Местное самоуправление и развитие территорий». Европейский клуб экспертов, созданный по инициативе и функционирующий при поддержке ООО «Ост-Евро-Консалт», учрежденного немецким консалтинговым обществом OST-EURO GmbH, по традиции привлекает различные немецкие организации в соорганизаторы конференции. Таковыми в этот раз оказались Немецкое общество международного сотрудничества (GIZ) и Германский фонд международного правового сотрудничества (IRZ). Немецкая сторона обеспечила представительство экспертов из Германии, Дании, Италии, Украины и Финляндии. Для рассмотрения на пленарном заседании были предложены темы, касающиеся основных ресурсов местного самоуправления - населения и территории: «Жители - местное самоуправление - государство: антагонизм или сотрудничество?» и «Развитие территории и развитие местного самоуправления - прямая или обратная зависимость?». Казалось бы, ответы очевидны: «сотрудничество» и «прямая зависимость». Однако, по мнению членов ЕКЭ МСУ, российская действительность заставляет предпочесть другой выбор. Обсудить его и предложить варианты возврата к «естественному положению дел» предполагалось на круглых столах по темам «Взаимоотношения и взаимодействие государства, местного самоуправления и населения в современном обществе - проблемы и пути решения» (модератор - ученый секретарь факультета госуправления РАНХ, заведующий кафедрой ГМУ АСУ Александр Балобанов) и «"Демократизация" местного самоуправления и эффективное развитие территории» (модератор - руководитель направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Ирина Стародубровская). Конференцию открыл доклад президента ЕКЭ МСУ, главного консультанта консалтингового общества ^ OST-EURO GmbH Эмиля Макварта, в котором были подведены итоги развития местного самоуправления в России. Он констатировал усиление процессов централизации, нестабильность законодательства, ограниченность возможностей муниципальных властей в отношении развития своих территорий. Начавшаяся в 1990-х годах муниципальная реформа фактически переродилась в контрреформу, и в целом итоги развития местного самоуправления не могут удовлетворить последовательных сторонников Европейской Хартии МСУ, которая является не только международно-правовым документом, но и идейной платформой для ЕКЭ МСУ. Президент ОКМО ^ Степан Киричук призвал собравшихся выработать комплекс конструктивных предложений, направленный на то, чтобы состояние местного самоуправления в России и положение российских муниципалитетов соответствовали Конституции РФ и Европейской Хартии местного самоуправления. Директор Департамента развития регионов и муниципальных образований Минрегиона РФ ^ Елена Кодина обратила внимание на необходимость учитывать высокую дифференциацию социально-экономических условий по регионам и муниципалитетам страны. Ее выступлению были созвучны реплики Ирины Стародубровской и члена Госсовета РФ Леонида Рокецкого. Член Палаты региональных властей Конгресса местных и региональных властей Совета Европы ^ Кнуд Эльмер Андерсен (Дания) приветствовал участников конференции от лица Президента КМРВСЕ Кита Уитмо-ра и Генерального секретаря КМРВСЕ Андреаса Кифера и напомнил о рекомендациях КМРВСЕ 297 «О местной и региональной демократии в Российской Федерации», принятых в октябре 2010 года1. Вопрос о проведении мониторинга исполнения Россией этих рекомендаций может быть поднят на октябрьской сессии КМРВСЕ этого года. Об истории и современном состоянии местного самоуправления в Германии и других странах Европы рассказали представители Германского фонда международного правового сотрудничества Урзус Фурман, Хайнрих Пфлок, Виктория Хёбель. С краткой речью о преимуществах поддержки местной инициативы выступил профессор Неаполитанского университета Амедео Барлетта.1 Господин Андерсен дважды был с двухдневными визитами в России в составе делегации КМРВСЕ для переговоров о соответствии российского законодательства Европейской Хартг местного самоуправления. По результатам этих переговоров были подготовлены рекоменд 297 (2010), утвержденные на сессии КМРВСЕ 28 октября 2010 года. О дискуссии, разверну! шейся при этом, было рассказано в МР № 9 за 2010 год. В результате состоявшегося обсуждения эксперты сошлись во мнении, что состояние местного самоуправления Российской Федерации близко к критическому. При попустительстве центра регионы встроили его в свою «властную вертикаль», от чего не позволяет защититься непоследовательное и внутренне противоречивое законодательство. В выступлениях прозвучала мысль, что искусственно созданное недофинансирование муниципальных полномочий и централизация бюджетообразующих налогов снижают возможности муниципалитетов к принятию самостоятельных решений по развитию своих территорий. Укрупнение муниципальных образований без учета мнения населения ведет к социально-экономической деградации территорий, а схема управления с главой администрации, назначаемым по контракту, используется как механизм регионального административного давления. Ослабленное таким образом местное самоуправление неспособно исполнить свою миссию, а служит лишь «громоотводом» для общественного возмущения деятельностью властей в целом. В этой связи Европейским клубом экспертов была выдвинута идея о разработке и принятии федеральной «Концепции развития местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе», в которой государство определило бы «реперные точки» своей политики в части взаимодействия с местным самоуправлением. В этой Концепции местное самоуправление должно быть восстановлено в своих властных правах принимать, в пределах своей компетенции, общеобязательные решения и устанавливать санкции за их неисполнение, а также контролировать исполнение данных решений через органы прокуратуры. Также местному самоуправлению следует предоставить права по содержанию собственных органов охраны порядка (муниципальной милиции) и по свободному распоряжению имуществом и землей. Во-вторых, местному самоуправлению следует поставить задачу развития подведомственной территории с передачей в распоряжение необходимых материальных, природных и налоговых ресурсов. (Отдельное место в Концепции предлагается отвести обеспечению местного самоуправления необходимыми и достаточными финансами.) В-третьих, следует обеспечить полноценное представительство интересов населения в органах МСУ, а сами органы ориентировать на развитие человеческого потенциала территории. В этот блок предлагается включить меры по обеспечению участия в муниципальных выборах общественных объединений граждан, зарегистрированных на территории муниципального образования, и запрет на проведение муниципальных выборов по мажоритарной системе относительного большинства и по пропорциональной системе закрытых списков в муниципалитетах с числом избирателей менее 250 тысяч. Целесообразно было бы ввести уголовные санкции за применение административного давления на муниципальных выборах и референдумах, следует также запретить участие органов государственной власти в формировании органов МСУ. В-четвертых, при обязательном участии муниципалов необходимо систематизировать законодательство о местном самоуправлении, разработать и принять Муниципальный кодекс, идейным ядром которого должны стать нормы Конституции РФ и Европейской Хартии МСУ. Для разработки проекта Концепции ЕКЭ МСУ предлагает создать межведомственную рабочую группу с приглашением ведущих экспертов по местному самоуправлению, а до утверждения проекта Концепции - организовать широкое экспертное и общественное обсуждение. Предложения по разработке Концепции легли в основу резолюции конференции, которую ЕКЭ МСУ намерен довести до сведения органов государственной власти РФ.Муниципальная Россия август 2011