На правах рукописи ЯКОВИСТЕНКО Анастасия ДмитриевнаДИНАМИКА ЛИЧНОСТНЫХ И РЕЧЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИКВ ПРОЦЕССЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННОГО РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ (на примере логопсихотерапии)Специальность 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата психологических наук Москва - 2ОО8 Работа выполнена в Самарском филиале ГОУ ВПО«Московский городской педагогический университет»^ Научный руководитель: доктор психологических наук Карпова Наталия ЛьвовнаОфициальные оппоненты: академик РАО, доктор психологических наук, профессор^ Ушакова Татьяна Николаевна кандидат психологических наукСамойлова Вера Михайловна Ведущая организация — Московский государственный университет им. М.В.ЛомоносоваЗащита состоится 25 ноября 2008 года в ____ часов на заседании Диссертационного совета Д 008.017.01 при Психологическом институте РАОпо адресу: 125009, г. Москва, ул. Моховая, д.9, стр. 4.С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Психологического института РАО по адресу: 125009, г. Москва, ул. Моховая, д.9, стр. 4.Текст автореферата размещен на сайте www.pirao.ruАвтореферат разослан ____ октября 2008 года.Учёный секретарьДиссертационного совета,кандидат психологических наук Морина Н.Л.^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. В условиях интенсивных изменений, происходящих в современном обществе, быстрого роста населения и ускорения темпа жизни более значимым в жизни человека становится полноценное межличностное и межгрупповое общение. В то же время к личности предъявляются все более высокие требования в плане владения и поддерживания эффективного речевого общения в самых разнообразных ситуациях. Наряду с теоретической и практической проработанностью категорий «личность», «общение», «речь» существует множество неисследованных вопросов в плане их взаимосвязи и взаимообусловленности. Несмотря на признание многими учеными взаимодетерминации личности и общения (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, М.И.Лисина, В.Н.Мясищев и др.), в основном изучалось влияние общения на личность, а вопросы, связанные с влиянием личности на процесс общения, остаются малоисследованными. Тем не менее, изначально формируясь в общении, личность становится субъектом общения, определяя его характер и эффективность (Л.С.Выготский, А.К.Маркова, Д.Б.Эльконин). И здесь велика роль речи как продукта и основного средства общения. Речь долгое время рассматривалась как индивидуальный психический процесс. Постепенно начал развиваться коммуникативный подход к анализу речевой деятельности, - Н.И.Жинкин подчеркивал, что речевые процессы необходимо рассматривать не сами по себе, а только в коммуникативном акте. В настоящее время проводятся комплексные теоретические и эмпирические исследования вербальной коммуникации (Т.Н.Ушакова, 1989, И.А.Зачесова, 2002, Н.Д.Павлова, 2007 и др.), личностного аспекта речевой деятельности (И.А.Зимняя, 2001, Н.А.Фомина, 2002, Н.А.Алмаев, 2006), коммуникативных и когнитивных составляющих языковых способностей М.К.Кабардова (1997, 2001), - но коммуникативный подход при анализе речевой деятельности рассматривается в психологии недостаточно. Одной из актуальных проблем является становление и развитие личности в ситуации затрудненного и нарушенного общения. Современная психология обращается к изучению личности с трудностями взаимодействия (Б.С.Братусь, Ж.М.Глозман, В.А.Лабунская), но процесс восстановления нарушенного общения требует дополнительных исследований. Важна и разработка путей повышения эффективности деятельности - трудовой, учебной, воспитательной, коррекционной, а также процесса социореабилитации в целом. Углубленное исследование многих общепсихологических проблем проводилось и проводится на материале различного рода психических и физических отклонений от нормы (А.Адлер, Л.С.Выготский, Б.В.Зейгарник, Б.Д.Карвасарский, В.Н.Мясищев и др.). В этой связи, для решения сложной и многоаспектной проблемы полноценного общения интерес представляет анализ работы с людьми, имеющими нарушения речевого общения в форме заикания (этот вид логоневроза отмечается у 2,5-3% населения, и несмотря на многочисленные исследования психологов, дефектологов, логопедов, психотерапевтов, эффективных методов профилактики и коррекции данного недуга явно недостаточно, а при лечении часты рецидивы). В рамках изучения психологического аспекта заикания (Н.И.Жинкин, И.Ю.Абелева, Т.А.Болдырева, Ж.М.Глозман, Ю.Б.Некрасова, В.И.Селиверстов и др.) показано, что оно создает препятствия не только для свободной речи, но ведет к невротическим расстройствам личности. Как подчеркивает В.М.Шкловский, при логоневрозе особо ярко проявляется связь нарушения речевого общения с особенностями личности. Это и определило тему нашего исследования.^ Цель исследования – выявление соотношения речевых и личностных, связанных с речевым общением, характеристик заикающихся в процессе логопсихотерапии.Объект исследования – речевые и личностные, связанные с речевым общением, характеристики заикающихся в процессе логопсихотерапии. ^ Предмет исследования – динамика личностных и речевых характеристик у заикающихся подростков и взрослых на разных этапах семейной групповой логопсихотерапии.^ Гипотезы исследования: Структура речевых и личностных характеристик заикающихся и их соотношение изменяются на разных этапах логопсихотерапии. Существует взаимосвязь личностной и речевой динамики в процессе социореабилитации.^ Задачи исследования: 1. Провести анализ исследований по проблеме развития личности и речи в общении в отечественной и зарубежной психологии. 2. Разработать диагностический блок для исследования личностных и речевых характеристик заикающихся в процессе логопсихотерапии. 3. Выявить динамику речевых и личностных характеристик заикающихся разных возрастных групп на разных этапах социореабилитации. 4. Выделить основные группы испытуемых по соотношению личностных и речевых изменений в процессе семейной групповой логопсихотерапии. 5. Определить специфику и условия эффективности речевого общения на разных этапах логопсихотерапии.^ Теоретико-методологические основы исследования: культурно-историческая концепция развития Л.С.Выготского; теории общения Б.Г.Ананьева, В.Н. Мясищева, А.А.Бодалева; теория коммуникативной функции речи Н.И.Жинкина; концепция затрудненного общения В.А.Лабунской; теория отношений и «лечебного перевоспитания» личности В.Н.Мясищева; теория и практика групповой логопсихотерапии Ю.Б.Некрасовой и семейной групповой логопсихотерапии Н.Л.Карповой. ^ Методы исследования:I. Методы сбора информации:1. Диагностические и аналитические: а) включенное наблюдение и самонаблюдение пациентов и их родственников; б) беседа; в) анкетирование и тестирование (тесты Д.Тейлор, Н.Д.Левитова, Рикса-Уэссмана, Д.Розенцвейга, Н.М.Пейсахова, Ю.М.Орлова с соавторами и др.); г) анализ анамнестических данных. 2. Динамическая психотерапевтическая диагностика Ю.Б.Некрасовой, основанная на библиотерапии; тесты и опросники, разработанные в рамках групповой и семейной групповой логопсихотерапии. 3. Авторские методики: а) «Определение степени тяжести логоневроза» (А.Д.Яковистенко); б) «Определение уровня овладения новым речевым навыком в процессе логопсихотерапии» (Н.Л.Карпова, А.Д.Яковистенко).II. Методы социореабилитации: 1. Формирующий эксперимент - процесс социореабилитации рассматривается как психолого-педагогический и исследовательский эксперимент, где общий эффект достигается в результате осуществления принципа дополнительности всех составляющих его элементов.2. Специальные методы, применяемые в логопсихотерапии: а) библиотерапия - лечение направленным чтением; б) символотерапия – использование символических значений основных понятий логопсихотерапии; в) кинезитерапия – терапия движением; г) кино- и видеотерапия.^ Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании методов математической статистики: корреляционного анализа Спирмена; метода различий Уилкоксона. Применялась компьютерная программа статистического анализа данных «SPSS 13.0».^ Экспериментальная база: исследование проводилось в процессе подготовки и организации работы экспериментальных групп семейной логопсихотерапии на базе Самарского Муниципального образовательного учреждения повышения квалификации «Центр развития образования» и в группах семейной логопсихотерапии под руководством Н.Л.Карповой на базе Психологического Института РАО (Москва) и Дальневосточного государственного университета (Владивосток). В исследовании участвовали заикающиеся дети, подростки и взрослые от 8 до 45 лет с нарушенным речевым общением в форме логоневроза (37 человек), их родители и родственники, выпускники предыдущих логопсихотерапевтических групп с родственниками, руководители и помощники руководителей (98 человек) – всего 135 испытуемых. ^ Положения, выносимые на защиту: 1. Структура речевых и личностных характеристик заикающихся и их соотношение определяют тяжесть логоневроза. Выделяются 3 основные группы заикающихся с одинаковыми по тяжести речевыми и личностными нарушениями (легкие, средние, тяжелые) и 2 группы с неравнозначными речевыми и личностными проблемами (преобладание личностных либо речевых нарушений). 2. Соотношение личностных и речевых изменений у заикавшихся на каждом этапе логопсихотерапии имеет свою специфику: на I – пропедевтическом - ведущая роль принадлежит личностным изменениям, которые подготавливают психологическую почву для целенаправленного личностно-речевого развития; на II – в ходе сеанса «снятия» заикания - осуществляется личностно-мотивационный «взрыв», способствующий «рождению» новой речи; на III и IV этапах – активной семейной групповой логопсихотерапии - речевые достижения подкрепляют и стимулируют личностные изменения, которые в свою очередь влияют на речевое общение и обусловливают дальнейшее развитие коммуникативно-речевой деятельности. 3. Имеются возрастные особенности соотношения личностных и речевых характеристик заикающихся: а) с увеличением возраста утяжеляется личностная составляющая логоневроза; б) в процессе социореабилитации у подростков преобладает скачкообразная личностно-речевая динамика, у взрослых - как резкое скачкообразное, так и постепенное изменение речевых и личностных характеристик, связанных с общением; в) успешность восстановления речевого общения у подростков обусловливается в большей степени активной поддержкой членов семьи, у юношей и взрослых – высоким уровнем собственной активности при поддержке семьи. 4. Основные условия положительной личностно-речевой динамики в ходе логопсихотерапии: а) учет особенностей структуры речевых и личностных характеристик заикающихся до лечения и их соотношения на каждом этапе логопсихотерапии; б) высокий уровень мотивационной включенности в процесс социореабилитации и заикающихся, и их родственников; в) организация группы по разновозрастному принципу и развитие ее до уровня коллективного психотерапевта в процессе интенсивного общения; г) пример и помощь в работе выпускников предыдущих логопсихотерапевтических групп; д) комплексный подход в организации многопланового речевого общения на разных этапах логопсихотерапии. ^ Научная новизна и теоретическая значимость исследования: Впервые проведено исследование структуры личностных и речевых характеристик заикающихся и их соотношения в процессе специально организованного интенсивного терапевтического речевого общения. Определена роль личностных изменений в восстановлении нарушенного речевого общения на каждом этапе логопсихотерапии. Впервые установлены зависимости между речевыми и личностными изменениями у заикавшихся в процессе социореабилитации и выявлено их возрастное своеобразие (у подростков преобладает скачкообразная личностно-речевая динамика, у взрослых - как резкая скачкообразное, так и постепенное изменение речевых и личностных характеристик, связанных с общением). Выделены и описаны группы заикающихся по соотношению речевых и личностных характеристик до и после социореабилитации и установлены различия между ними. Выявлены основные условия положительной личностно-речевой динамики в ходе логопсихотерапии – в частности, учет особенностей структуры речевых и личностных характеристик заикающихся до лечения и их соотношения на каждом этапе терапии, а также комплексный подход в организации многопланового речевого общения при органичном включении в него психологических исследований. ^ Практическая значимость исследования: Представлен новый подход к определению тяжести логоневроза по соотношению речевой и личностной составляющих: выделены и описаны нарушения коммуникативно-речевой деятельности и тяжести личностных проблем, связанных с речевым общением. Разработан диагностический блок для исследования личностных и речевых характеристик заикающихся в процессе социореабилитации. Данный диагностический блок может использоваться для исследования взаимосвязи личностных и речевых проблем в общении и представляет интерес для общепсихологической, психолого-педагогической, психотерапевтической теории и практики, а также для анализа специальных дефектологических проблем речевого развития и общения. Полученные в исследовании данные используются в лекционных курсах и практических занятиях со студентами по общей психологии, психологии личности и возрастной психологии, основам психотерапии, а также в подготовке и организации работы групп семейной логопсихотерапии. Результаты исследования речевых и личностных характеристик в динамике речевого общения в группе применимы: а) при организации социореабилитации людей с различными формами логоневроза и другими нарушениями речевой деятельности; б) в комплексной психопрофилактической работе с подростками и взрослыми, находящимися в «пограничных» состояниях; в) могут способствовать более эффективному подходу к построению программ совершенствования речевой деятельности (курсы ораторского мастерства, риторики и пр.); г) в решении задач психологического просвещения родителей, педагогов, психологов-практиков, дефектологов и логопедов, социальных и медицинских работников.^ Апробация результатов исследования: Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретических и научно-практических конференциях: «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» (Москва, 2000), «Пространство и время в языке» (Самара, 2001), «Городская культура как социокультурное пространство развития личности» (Самара, 2001), «Психология искусства» (Самара, 2002), «Российское образование на рубеже веков» (Самара, 2002), «Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании» (Москва, 2004), «Психология сознания: современное состояние и перспектива» (Самара, 2007); обсуждались на заседаниях кафедры психологии Самарского филиала Московского городского педагогического университета (СФ МГПУ, Самара, 2001, 2003, 2007, 2008), научно-исследовательской группы «Психология общения и реабилитации личности» и лаборатории научных основ психотерапии и психологического консультирования Психологического института РАО (Москва, 2002, 2007, 2008). Материалы исследования используются в курсе «Основы семейной групповой логопсихотерапии» для студентов-психологов СФ ГОУ ВПО МГПУ и Московского городского психолого-педагогического университета, а также в подготовке и организации работы групп семейной логопсихотерапии. В рамках диссертационного исследования осуществлялось участие в грантах РГНФ: №00-06-00232а «Педагогика творчества и музыкально-поэти-ческая антропология» (2000-2001); № 04-06-00269а «Семейная групповая логопсихотерапия как средство преодоления логоневроза (заикания)» (2004-2006).Публикации: основные положения диссертации отражены в 10 работах (авторских и в соавторстве) общим объемом 2,3 печатного листа.^ Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Основной текст содержит 9 таблиц, 8 рисунков, 1 схему. Список литературы включает 154 источников, в том числе 12 на английском языке.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо Введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы; определяются цель исследования, его предмет, объект; формулируются гипотезы и задачи; раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость; выдвигаются положения, выносимые на защиту. ^ Глава I - Психология личностного и речевого развития в норме и патологии – состоит из четырех параграфов.В параграфе I.1- Понятия личности и речи и их соотношение в общении - рассмотрены категории «общение», «личность», «речь». Методологической основой исследования являются положения теорий Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева и А.А. Бодалева об общении как единстве отражения (познание людьми друг друга), отношения (эмоциональный отклик друг на друга) и обращения (поступки, поведение при контактах с другим человеком). Общение рассматривается как коммуникативная деятельность (А.А.Бодалев, М.И.Лисина) и понимается как взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.Исходя из определяющей роли общения в развитии личности (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштейн), показано, что личностные образования оказывают влияние на результаты общения, а те, в свою очередь, воздействуют на личность партнеров, изменяя их социально-перцептивную сферу (образы, представления, эталоны и др.), систему отношений, навыки и умения коммуникативного поведения (В.А.Лабунская). Обсуждая вопрос о становлении и развитии структуры личности, Н.И.Чуприкова (2007) подчеркивает, что процессы динамической регуляции поведения и деятельности всегда разыгрываются на некоторых уже сложившихся к данному моменту структурах и подструктурах личности и вместе с тем постоянно ведут к их преобразованию и развитию. Как показал ряд исследований (О.А.Конопкин, 1995, В.И.Моросанова, 1998, А.К.Осницкий, 2007 и др.), успешность деятельности (учебной, трудовой и др.) во многом определяется умениями осознанной саморегуляции деятельности. Основным средством общения является речь. В работах И.А.Зимней, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна речь определяется как специфическая форма человеческой деятельности, ее самостоятельный вид - речевая деятельность. В своем исследовании мы опираемся на теорию коммуникативной функции речи Н.И.Жинкина, где особо подчеркивается, что речевые процессы необходимо рассматривать не сами по себе, а в коммуникативном акте. С учетом специфики объекта исследования мы ввели рабочее понятие «коммуникативно-речевая деятельность» (КРД) - это активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс речевого взаимодействия двух и более людей, направленный на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Данное понятие позволяет более детально проанализировать особенности общения людей с различной степенью речевых нарушений.В параграфе I.2 - Психологические особенности речевого развития в онтогенезе – показано, что природа, сущность, становление речевой функции в онтогенезе изучены еще недостаточно. Один из основополагающих вопросов состоит в том, в какой мере способность к речи и языку наследственно предуготована, в какой она является продуктом социальных воздействий и каково взаимоотношение обоих названных факторов. С точки зрения культурно-исторической концепции развития психики (Л.С.Выготский, 1982), развитие речи (как любой другой психической функции) производно от развития личности в целом и обусловлено ею. В свою очередь, в исследованиях Т.Н.Ушаковой с сотрудниками (2004, 2007) утверждается, что речеязыковой механизм формируется в большей мере в силу действия генетических механизмов в их взаимодействии со средовыми влияниями. На основе культурно-исторической концепции развития Л.С. Выготского, исследований психологической природы речи А.Н.Леонтьева, концепции формирования личности в онтогенезе Л.И.Божович, теории развития общения в онтогенезе М.И.Лисиной, концепции Т.Н.Ушаковой о речи как психологической способности человека, теории развития детской речи Д.Б.Эльконина, а также концепции периодизации речевого развития А.К.Марковой рассмотрены основные этапы становления речи в онтогенезе. Исследования отечественных психологов показывают, что формирование личностных и речевых особенностей человека в онтогенезе осуществляется взаимосвязано, и каждый возрастной период вносит свой существенный вклад в личностное и речевое развитие. Развитие психических функций (в том числе и речи) не заканчивается с завершением возрастных морфологических изменений, а может продолжаться всю жизнь (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.). Таким образом, анализ речевой деятельности человека в общении с необходимостью требует учета его личностных особенностей. В параграфе I.3 - Психологические аспекты проблемы логоневроза в форме заикания и его терапии - рассматриваются различные отечественные (Г.Д.Неткачев, И.И.Тартаковский, Н.И.Жинкин и др.) и зарубежные теории заикания (J.Sheehan, K.Webster,M.Shworts и др.), исследования клинических форм заикания (Н.М.Асатиани, М.И.Буянов, Б.З.Драпкин, В.В.Ковалев), а также различные подходы к определению заикания, степени его тяжести и особенностей терапии (Л.З.Андронова, Л.И.Белякова, В.И.Селиверстов, В.М. Шкловский, T. K.Аnderson, H.Baumeister, M. Blomgren, W. J. Huinck и др). Психологические аспекты заикания изучали И.Ю.Абелева, Т.А. Болдырева, Ж.М.Глозман, Е.А.Дьякова, Н.Л.Карпова, Ю.Б.Некрасова, Е.Ю.Рау и др. Выявлены патологические особенности личности заикающихся в различных сферах: потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивной, поведенческой, которые являются «надстройкой» над ядром основного заболевания (В.А. Гиляровский, В.Н. Мясищев, А.М.Свядощ). E.Opitz назвал это явление «вторичным неврозом». В контексте теории коммуникативной функции речи Н.И.Жинкина заикание определяется как «речедвигательное расстройство, коммуникативное по своей направленности и невротическое по своему происхождению» (И.Ю.Абелева, 1976). В школе Ю.Б.Некрасовой, к которой мы принадлежим, заикание понимается как нарушение системы речевого общения, приводящее к стойким изменениям личности заикающегося человека (1992). При решении проблемы восстановления нарушенного речевого общения при заикании мы опираемся на теории компенсации А.Адлера и Л.С. Выготского и согласны с Б.С.Братусем в том, что при реабилитации людей с теми или иными психофизическими недостатками необходимо исходить из общих механизмов личностного развития и его нравственной составляющей. Применительно к заиканию следует говорить не только об исправлении дефекта речи, а о социореабилитации заикающегося человека. Примером комплексного подхода к восстановлению нарушенного речевого общения у заикающихся с учетом компенсаторных и гиперкомпенсаторных возможностей личности может служить система логопсихотерапии, разработанная Ю.Б.Некрасовой (1968, 1992).В параграфе I.4 - Семейная групповая логопсихотерапия как модель процесса восстановления нарушенного речевого общения - раскрываются содержание и принципы системы семейной групповой логопсихотерапии, разработанной Н.Л. Карповой (1997, 1998) на основе групповой логопсихотерапии Ю.Б.Некрасовой. Заикание здесь рассматривается как сложное психофизиологическое напряженное состояние, которое проявляется речевыми сбоями (нарушение плавности, ритмичности и логики речи) в ситуациях значимого общения. Формирование новой речи осуществляется в процессе многопланового речевого общения на разных этапах логопсихотерапии с помощью комплекса специальных логопсихотерапевтических технологий, формирующих навыки осознанной саморегуляции коммуникативно-речевой деятельности. В исследованиях Н.Л.Карповой показано, что важнейшим условием действительного выхода из логоневроза как системного нарушения речи, общения, личности является глубокое мотивационно-личностное «погружение» всех участников социореабилитации (пациентов, их родителей и родственников, участников предыдущих групп) в происходящее лечение. Отдельные аспекты системы логопсихотерапии изучались Н.Н.Скуратовской (1993) - роль психических состояний успеха в восстановлении нарушенного речевого общения, Е.Ю.Рау (1995) – адаптация взрослых заикающихся к проблемным речевым ситуациям, Н.В.Волковой (2005) - проявления психологической неустойчивости личности закающихся при преодолении критических ситуаций, А.А.Кисельниковым (2006) - анализ мозговых механизмов нарушения речи при заикании на основе комплексного психофизиологического и нейропсихологического исследования, И.В.Янченко (2006) - формирование диалогического общения в процессе социореабилитации, А.Ю.Кругликовой (2006) - психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях семейной групповой логопсихотерапии. С учетом вышеназванных данное исследование нацелено на выявление у заикающихся соотношения речевых и личностных изменений, связанных с коммуникативно-речевой деятельностью, на разных этапах социореабилитации, что позволяет на модели преодоления речевой патологии проследить особенности личностных характеристик и их проявлений в речевом общении у людей разного возраста.^ Глава II - Экспериментальное исследование динамики личностных и речевых характеристик заикающихся в процессе семейной групповой логопсихотерапии – состоит из трех параграфов. В параграфе II.1 - Анализ контингента испытуемых - дан социально-психологический анализ всего контингента испытуемых: это заикающиеся дети, подростки и взрослые 8-45 лет (37 человек), их родители и родственники, выпускники предыдущих логопсихотерапевтических групп с родственниками, руководители и помощники руководителей (98 человек), итого – 135 человек. На основе концепции периодизации психического развития Д.И.Фельдштейна основная группа испытуемых - заикающиеся – была разделена на 4 подгруппы: 1-я подгруппа – младшие подростки 10-13 лет и двое заикающихся в возрасте 8 и 9 лет; 2-я подгруппа – старшие подростки 14-17 лет; 3-я подгруппа – юноши и девушки 18-23 лет; 4-я подгруппа – взрослые заикающиеся 24-45 лет. Выделение подгрупп позволило выявить возрастные особенности динамики личностно-речевых характеристик в процессе социореабилитации и охарактеризовать условия наиболее эффективного речевого общения для каждой возрастной группы.В параграфе II.2 - Организация и методы исследования динамики речевых и личностных изменений в процессе логопсихотерапи – представлен основной метод исследования - формирующий эксперимент в форме семейной групповой логопихотерапии. Данная система состоит из 4-х этапов: I – пропедевтический (диагностический) - длится не менее 3-6 месяцев и проходит в форме переписки логопсихотерапевта с заикающимися и членами их семей; II – сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии, где за 1,5 часа «снимается» симптомокомплекс заикания; III – активная семейная групповая логопсихотерапия (1,5 месяца ежедневных 7-9-часовых занятий); IV – контрольно-поддерживающая групповая логопсихотерапия (2 недели ежедневных 7-9-часовых занятий через 5-6 месяцев после III этапа). Анализ речевых и личностных характеристик, связанных с коммуникативно-речевой деятельностью у заикающихся, а также особенностей речевого общения их родственников осуществлялся на всех этапах «лечебного перевоспитания» с учетом специфики каждого этапа. Так, на I – пропедевтическом – в ходе динамической психотерапевтической диагностики, разработанной Ю.Б. Некрасовой, проблемы речи, личности и общения выявлялись: а) по анализу письменных библиотерапевтических работ, выполненных как заикающимися, так и их родственниками; б) по анализу анамнестических данных; в) с помощью стандартизованных тестов: уровень тревожности (Д.Тейлор), ригидность (Н.Д.Левитов), динамика психических состояний (Рикс-Уэссман), потребность в общении и потребность в достижении (Ю.М.Орлов с соавторами); уровень самооценки (Н.М.Пейсахов), степень алекситимии (Торонтская алекситимическая шкала, адаптированная в институте им. В.М. Бехтерева); специфика поведения в ситуациях препятствия (Д.Розенцвейг); г) с помощью специальных опросников и методик, разработанных в системе логопсихотерапии.Часть тестов и опросников повторно применялась в процессе и в конце III и IV этапов, где также использовалась диагностическая функция библио- символо- и кинезитерапии и проводился анализ видеозаписей занятий. Для исследования динамики личностных и речевых изменений заикающихся были разработаны две авторские методики. В логопедии традиционно выделяют три степени заикания (легкую, среднюю и тяжелую), учитывая в основном тяжесть речевого компонента. В.М.Шкловским (1974) предложено определять степень тяжести заикания, учитывая взаимосвязь внешнего (моторного) и невротического компонентов (в зависимости от клинико-психологической характеристики заикающиеся разделяются на три группы). На взаимосвязь личностных и речевых компонентов заикания указывала Ж.М.Глозман (1987, 2002); зависимость успеха излечения заикания от степени фиксации говорящего на своем речевом дефекте исследовал В.И. Селиверстов (1994), - но не было системного исследования взаимосвязи структурных компонентов речевых и личностных характеристик заикающихся. В данном исследовании проводится их подробный структурный анализ: А) ^ Методика «Определение степени тяжести логоневроза» (А.Д.Яковистенко). Говоря о степени тяжести логоневроза, мы выделяем две его составляющих: функциональную – собственно нарушение коммуникативно-речевой деятельности (КРД) - и невротическую - личностные проблемы, связанные с речевым общением. Заключение о степени тяжести логоневроза делается на основе взаимосвязи данных составляющих. Тяжесть функционального (речевого) нарушения определялась по следующим параметрам: 1) речевая готовность и установка на речевое общение; 2) степень проявления заикания на исполнительской фазе КРД до и после прохождения курса (анализ справок от психоневрологов и логопедов) и оценка речевого поведения во время активных занятий в группе на III и IV этапах; 3) уровень самооценки речи и саморегуляции КРД.Методом экспертных оценок было выделено 3 основных степени тяжести функционального нарушения (нарушения КРД) – легкая, средняя и высокая. Легкая степень нарушения КРД: высокая речевая готовность и установка на успешное речевое общение, незначительные нарушения речи, которые легко преодолеваются и не влияют на успешность речевого общения; самооценка речи адекватная, саморегуляция КРД высокая. Средняя степень нарушения КРД: готовность к речи средняя, речевая установка неустойчива, зависит от ситуации; нарушения речи средние, проявляются в значимой ситуации; самооценка речи и саморегуляция КРД средние. Высокая степень нарушения КРД: слабая речевая готовность, ожидание речевой неудачи; речевое общение сильно нарушено; самооценка речи и саморегуляция КРД низкие. Безусловно, возможны различные сочетания выделенных составляющих сложнейшего феномена коммуникативно-речевой деятельности, но обобщенные три степени нарушения КРД позволяют в тенденциях проследить динамику речевого общения в процессе его восстановления.Степени тяжести личностных проблем, связанных с коммуникативно-речевой деятельностью, определялись по следующим критериям: 1) эмоциональный аспект - степень удовлетворенности речевым общением, уровень логофобии, наличие опасений и страхов, связанных с речевым общением; 2) рациональный - осознание своего речевого дефекта и степень фиксации на нем; 3) поведенческий - активность речевого общения. Методом экспертных оценок было выделено 3 степени тяжести личностных проблем, связанных с коммуникативно-речевой деятельностью: легкая, средняя, высокая. Легкая степень личностных проблем, связанных с КРД: общая удовлетворенность процессом общения; страх речевого общения незначителен и легко преодолевается, и это не ведет к нарушению речевого общения; заикание осознается (легкая фиксация на дефекте речи), но это не является для человека сверхзначимой проблемой.Средняя степень личностных проблем, связанных с КРД: удовлетворенность процессом общения частичная (ситуативная), отмечается стеснение, стыд за собственную речь; страх речевого общения выражен, но носит избирательный характер и в ряде ситуаций преодолевается легко; речевой дефект осознается и является значимым (средняя степень фиксации на дефекте); речевое общение затруднено частично, в основном только в значимых ситуациях. Высокая степень личностных проблем, связанных с КРД: высокая неудовлетворенность процессом речевого общения вплоть до чувства собственной неполноценности; страх речевого общения постоянный, носит характер навязчивости (тяжелая степень логофобии); речевой дефект осознается и является сверхзначимым: жизненные ситуации рассматриваются через призму речевой несостоятельности, личностные проблемы интерпретируются из факта наличия заикания (высокая фиксация на дефекте); речевое общение нарушено вплоть до отказа от общения и изоляции. В данной градации личностных проблем также возможны различные сочетания выделенных составляющих, но определение степеней их тяжести также позволяет в тенденциях проследить динамику совладания с ними, а в сочетании с динамикой восстановления коммуникативно-речевой деятельности - говорить о степени преодоления логоневроза в целом. Б)^ Методика «Определение уровня овладения новым речевым навыком