Реферат по предмету "Иностранный язык"


Артикуляционная база немецкого языка

Содержание
Введение
1   Звуки в потоке речи
2   Система немецких согласных
3   Артикуляция немецких согласных
3.1            Щелевые согласные
3.2            Смычновзрывные согласные
3.3            Смычнощелевые согласные
3.4            Смычнопроходные согласные
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Фонетика (греч.phonetikos – звуковой, от phone – звук), раздел языкознания, изучающий звуковуюсторону языка. В отличие от др. лингвистических дисциплин, Фонетика исследуетне только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работупроизносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковыхявлений. Поэтому Фонетика связана также с нелингвистическими дисциплинами: санатомией и физиологией речеобразования и восприятия речи, с одной стороны, и сакустикой речи – с другой. Как и языкознание вообще, фонетика связана спсихологией, поскольку речевая деятельность является частью психическойдеятельности человека.
В отличие отнелингвистических дисциплин, фонетика рассматривает звуковые явления какэлементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений вматериальную звуковую форму, без чего общение невозможно. Вне этой функциизвуковая сторона языка не может быть понята; даже отдельный звук речивыделяется из звуковой цепи лишь как представитель фонемы, т. е. благодаря егосвязям со смысловыми единицами языка.
В соответствии с тем, чтозвуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном ифункционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику ифонологию.
Различают общую и частнуюфонетику, или фонетика отдельных языков. Общая фонетика изучает общие условиязвукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека(например, различаются губные, переднеязычные, заднеязычные согласные, еслиимеется в виду произносительный орган, определяющий основные черты согласного,или смычные, щелевые, если имеется в виду способ образования преграды дляпроходящей из лёгких струи воздуха, необходимой для образования согласного), атакже анализирует акустические характеристики звуковых единиц, например наличиеили отсутствие голоса при произнесении разных типов согласных. Строятсяуниверсальные классификации звуков (гласных и согласных), которые основаныотчасти на артикуляционных, отчасти на акустических признаках. Общая Фонетикаизучает также закономерности сочетания звуков, влияния характеристик одного изсоседних звуков на другие (разного вида аккомодация или ассимиляция),коартикуляцию; природу слога, законы сочетания звуков в слоги и факторы,обусловливающие слогоделение; фонетическую организацию слова, в частностиударение. Она изучает средства, которые используются для интонации; высотуосновного тона голоса, силу (интенсивность), длительность отдельных частейпредложения, паузы.
В частной фонетике всеуказанные проблемы рассматриваются применительно к данному языку и сквозьпризму функций, которые то или иное фонетическое явление или единица выполняют.Частная фонетика может быть описательной, или синхронной, и исторической, илидиахронической, изучающей эволюцию звукового строя языка. Фонетические ифонологические аспекты представляют в частной фонетике единое целое, т.к. всезвуковые единицы выделяются опосредованно через смысловые единицы, существующиев языке.
В фонетике широкоприменяются экспериментальные методы; поскольку при этом используютсяспециальные приборы, эти методы называются также инструментальными. К нимотносятся: палатография, при помощи которой устанавливаются местасоприкосновения языка с нёбом при звукообразовании, рентгенография, позволяющаявидеть положение органов речи и их движение (при кинорентгене), осциллография,позволяющая анализировать длительность, высоту и интенсивность звука, испектрография, дающая общую акустическую картину звука. В Фонетика применяетсяметод изучения восприятия тех или иных звуковых явлений носителями языка, чтоособенно важно для фонологического истолкования этих явлений.
Фонетика имеет прикладноезначение для рационализации письма (графики и орфографии), обучения правильномупроизношению, особенно на неродном языке, для исправления недостатков речи(логопедия и сурдопедагогика). Данные фонетика используются для повышенияэффективности средств связи.
Начало изучения механизмаобразования звуков речи относится к 17 в.; оно было вызвано потребностямиобучения глухонемых (работы Х.П. Бонета, Дж. Уиллиса, И.К. Аммана). В конце 18в. русским учёным Х. Краценштейном было положено начало акустической теориигласных, которая была развита в сер. 19 в. Г. Гельмгольцем. К середине 19 в.исследования анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э.Брюкке. В работе нем. учёного Э. Зиверса «Grundzüge der Lautphysiologie»,1876 (2 изд. – «Grundzüge der Phonetik», 1881) впервые рассматривалосьучение о звуках речи с лингвистической точки зрения. Важную роль в развитииФонетика сыграли книги Г. Суита, Й. Есперсена, М. Граммона и др.
В России большую роль в развитииобщей фонетики сыграли труды И.А. Бодуэна де Куртенэ, а также его учеников В.А.Богородицкого и Л.В. Щербы. Большое значение имели работы А.И. Томсона («Общееязыковедение», 1906). В сов. языкознании разрабатываются проблемы общей и практическойфонетики (работы Р.И. Аванесова, Л.Р. Зиндера, М.И. Матусевич, А.А.Реформатского и др).

1. Звуки в потокеречи
Говоря о звуковых средства языка, в частности озвуках, обычно имеют в виду не только самые звуки, но и способы их образования,т.е. не только акустическую, но и артикуляционную сторону.
Никто не станет отрицать того, что звуковаясторона является неотъемлемым свойством всех существующих живых языков. Тем неменее, некоторые языковеды считают ее несущественным свойством языка. Ониполагают, что язык мог бы существовать в какой-либо другой форме, и опираютсяпри этом на взгляды Ф. де Соссюра, который, соглашаясь с американскимлингвистом Уитнеем, писал: «… язык — условность, и природа условного знакабезразлична. Вопрос о голосовом аппарате, следовательно, вопрос второстепенныйв проблеме языка». Лингвисты, придерживающиеся такой точки зрения, по существу,не видят различия между языком как знаковой системой и другими знаковымисистемами, как, скажем, системой дорожных знаков, азбукой Морзе и т.п. Дляобщей теории знаков, семиотики, материальная природа плана выражения знака,действительно, никакого значения не имеет. Однако для понимания каждойконкретной системы важно не столько то, что объединяет ее с другими системами,сколько то, что отличает ее от них, что характеризует именно ее. В таком случаедля языка существенным и необходимым признаком будет звуковая природа его планавыражения. Можно сказать, что человеческий организм не располагает ничемдругим, что могло бы идти в сравнение с его способностью к звукообразованию.
Часто, рассуждая о возможной замене звука другимвидом материи, говорят о цвете. Само собой, очевидно, что «цветовой язык»совершенно нереален, так как производить цвета человеческий организм не может.Реально общение возможно только через осязание, через жест и зрение, через звуки слух. В первом случае требуется непосредственная близость общающихсяиндивидуумов, причем число собеседников практически сводится к двум. Жест изрение как средство общения не имеет указанных недостатков; поэтому языкижестов и существуют, например, в некоторых индейских племенах. Однако и языкжестов по своей природе имеет ограниченные возможности, так как собеседникиобязательно должны видеть друг друга; таким языком невозможно пользоваться приразговоре в темноте или по телефону. Неудивительно поэтому, что он крайне редковстречается среди людей, обладающих нормальным слухом. Только для глухонемых онприобретает первостепенное значение.
Наиболее совершенным из доступных человекусредств коммуникации, свободным от указанных недостатков, является акустическийсигнал, который использовался животными еще до появления на земле человека.Звуковой язык, следовательно, был предопределен природой человека. Не случайнонет на земле такого человеческого коллектива, который обладал бы не звуковымязыком; мы можем сказать, что звуковая природа плана выражения языка являетсяего неотъемлемым признаком.
Язык — это средство общения между людьми,средство передачи мысли от одного человека к другому. По своему устройствуязык, как уже говорилось, это система знаков, характеризующихся планомсодержания и планом выражения. В первом воплощена передаваемая мысль, эмоция ит.п., а второй служит формой ее существования. Звуковая сторона целикомотносится к плану выражения; она необходима для того, чтобы сообщение былопередано одним человеком и воспринято другими.
Говоря словами Вандриеса, «языковеды различают вязыке три элемента: звуки, грамматику и словарь». Такое представление, давносуществующее в лингвистике, кроется и в современном учении о трех «уровнях» или«ярусах» языка — фонетическом, грамматическом и лексическом. Если и признатьиерархичность в этой системе уровней, то надо при этом иметь в виду, что онаскрывает противопоставленность звуковой стороны, как материальной,грамматическому строю и лексике, как идеальной стороне языка.
Как форма и содержание, план выражения и плансодержания составляют неразрывное единство. Язык ничто, если он не содержитмысли, но его и нет до тех нор, пока он не воплощен в материальную форму,Вместе с тем звуковая сторона языка в известном смысле обособляется отсодержательной стороны языка. Диалектический материализм, подчеркивая приматсодержания, признает за формой силу, которая может оказывать на него известноевлияние.
Обособлению звуковой стороны способствует тообстоятельство, что тот или иной звук речи (точнее говоря — фонема) неограничен в своем употреблении только каким-нибудь одним словом. Фонемы,имеющиеся в данном слове, встречаются и во множестве других слов. Десятки тысячслов, образующих словарный состав данного языка, представляют собой в звуковомотношении всевозможные комбинации всего только нескольких десятков фонем.Благодаря этому они абстрагируются, отвлекаются от конкретных слов, в которыхони встречаются.

2. Система немецкихсогласных
Если сравнить системунемецких и русских согласных со стороны количества, то в отличие от системыгласных преимущество останется на стороне русского языка.
Подобно тому, какнемецкие гласные выступают попарно как долгий узкий и краткий широкий, такпочти все русские согласные могут быть попарно противопоставлены по твердости имягкости.
Русская система согласныхнасчитывает 34 согласные фонемы: [п п’, б б’, м м’, a a’, в в’, т т’, д д’, с с’, з з’, л л’, н н’, р р’, ч, к, г,х, ц, ш ш:, ж:, й]. 12 пар согласных различаются по твердости/мягкости, образуя24 самостоятельные фонемы, например:
Лес [л’эс] – лезь[л’эс’]
Мот [мот] – мед[м’от]
Граб [грап] –грабь[грап’]
Кол [кол] – коль[кол’]
Жар [жар] – жарь[жар’]
Прав [праф] — правь[праф’]
Остальные 10 согласныхфонем не имеют парных соответствий по твердости/мягкости: у [к г х ш ж ц] нетсоответствующих мягких фонем, и смягченное произнесение [к’ г’ х’] всегдапозиционно обусловлено; у [ш: ж: ч] нет соответствующих твердых фонем.
Итак, количественноеразличие немецких и русских согласных фонем объясняется отсутствием в немецкомязыке различия по твердости/мягкости. На этот факт надо с самого началаобращать самое серьезное внимание, так как средняя спинка языка, которая можетактивно участвовать в артикуляции почти всех русских согласных и,следовательно, «привыкла» быть подвижной, при немецких согласных (заисключением [ç] и [j]),должна быть пассивной и находиться в нейтральном плоском положении.
Немецкая системасогласных насчитывает 24 фонемы [p b t d k g f v s z ∫ ʒ ç j x h m n l r ŋ, pf ts t∫]; все они противопоставляются друг другу в одинаковыхпроизносительных условиях, например:
Reiben [b] — тереть
Reichen [ç] — подавать, хватать
Reifen [f] — зреть
(der) Reigen[g] — хоровод
Reimen [m] — рифмовать
Reisen [z] — путешествовать
Reiten [t] – ехать верхом
Reizen [ts] — дразнить, раздражать и т.п.
В большом количествеслов, принятых немецким языком из французского и прочно вошедших в немецкийсловарь, встречается согласный [ʒ].
В такихобщеупотребительных словах, как Garage,Regisseur [ga’ra: ʒə re ʒi ‘sø:r] эта фонема стала для немцевпривычной, хотя в исконно немецких словах она и не встречается. Поэтому фонему[ʒ] можно включить в фонемный составнемецкой звуковой системы.
Переднеязычная фонема [r] имеет второй язычковй вариант [R], допускаеиый в настоящее времяпроизносительной нормой.
Под вопросом остаются двазвука – [ç] и [х]; первый из них встречается после гласных переднегоряда, переднеязычных сонантов l, n, r, и в суффиксу –chen, а также в начале слова и слога; второй – только после гласных заднегоряда. Встает вопрос, можно ли их в таком случае считать самостоятельнымифонемами. Этот вопрос окончательно не решен.
Так же как и русскиесогласные, часть немецких согласных противопоставляются друг другу по глухостии звонкости. Например:
Teer — der
Fegen — wegen
Poren — bohren
Weisse — weise
Laken — lagen
Koennen — goennen
Произносительная норматребует строгого соблюдения этого различия, хотя южные диалекты различаютподобные пары согласных по другому признаку.
Все фонемы немецкойзвуковой системы можно с той или иной степенью приближения сравнить с русскимифонемами, за исключением трех – [pf], [h] и [ŋ].

3. Артикуляциянемецких согласных
Поскольку различение гласных и согласных,несмотря на то, что оно в разных языках функционирует по-разному, являетсяуниверсальным, присущим всем языкам, постольку оно должно быть обусловленоакустико-физиологической природой плана выражения языка. Общая фонетика издавнастремится найти для этого различения акустические или физиологическиеоснования.
Когда характеризуют различие между гласными и согласными сфизиологической точки зрения, то чаще всего говорят о наличии или отсутствии внадставной трубе преграды для выходящей из легких струи воздуха. Первый признаксвойствен образованию согласных, второй — гласных.
Встречается в фонетической литературе и несколько инаяформулировка того же физиологического критерия различения гласных и согласных.Такую формулировку мы находим у одного из виднейших русских фонетиков В.А.Богородицкого, по мнению которого гласные образуются благодаря раскрывательнымдвижениям произносительных органов (в первую очередь нижней челюсти), асогласные — благодаря закрывательным. Он предлагал даже, между прочим, заменитьтермины «гласные» и «согласные» терминами «ртораскрыватели» и ртосмыкатели». Вподтверждение своей точки зрения В.А. Богородицкий ссылался на следующийэксперимент: «Для выяснения различий между гласными и согласными в отношении звукоартикуляциия уже указывал на важность опытов над усилением произношения тех и другихзвуков; ср., например ад; по мере усилий звука, а увеличивается открытость, а сусилением д увеличивается суженность (как в действии нижней челюсти, так равнои органом произношения)». Если провести аналогичный опыт с гласными тоокажется, что для усиления последнего вовсе не требуется раскрывать нижнюючелюсть. Необходимость раскрывать рот при усилении гласного «а» есть свойствоименно этого гласного, а не всех гласных. Следовательно, обобщенный вывод,который делает В.А. Богородицкий, неправомерен. Да, в приведенных точках зренияимеется доля истины, при образовании шума согласного необходимо создатьпреграду для струи воздуха, с этой целью приходится делать закрывательныедвижения произносительных органов. Но наличие препятствия, то или иноеположение органов само по себе еще не делает характера звука. Можно оченьвысоко поднять язык, создавая, таким образом очень узкую щель, а вместе с темпроизнести не согласный, а гласный (например, И), если выдох при этом случаебудет слабее. Существенное значение для различения гласных и согласных имеет истепень воздушности, т. е. сила выдыхаемой воздуха.
Для более тщательного изучения данной темы первичноепредставление материала мы решили представить в виде таблиц. Таблица 1представляет системы согласных звуков немецкого языка с небольшими пояснениями.В таблице 2 мы можем наблюдать систему согласных звуков русского языка. И,естественно, при такой последовательности, в третьей таблицы мы решили привестикраткий сравнительно — сопоставильный анализ немецких и русских звуков речи
Таблица 1
Таблица согласных звуковнемецкого языка
/>

Примечание 1. Звук [ʒ] стоит в таблице в скобках, так какон встречается только в заимствованных словах и не может быть, поэтому бытьпричислен к системе фонем немецкого языка без оговорок.
Примечание 2.Переднеязычное [r] и [R] увулярное не являются различнымифонемами, а представляют собой факультативные варианты, т.е. варианты, необусловленные фонетическим окружением, а только лишь диалектальными ииндивидуальными особенностями говорящего.
Таблица 2
Таблица согласных звуковрусского языка
/>
Таблица 3
Сравнительно — сопоставильный анализ немецких и русских звуков речиНемецкие согласные Русские согласные Наличие придыхания в произнесении глухих смычно-взрывных согласных — — - Глухое начало звонких шумных согласных Полная звонкость звонких шумных согласных Сильное напряжение мышц артикулирующих органов при произнесении глухих согласных Слабое напряжение мышц артикулирующих органов Поднятие кончика языка при произнесении переднеязычных согласных Поднятие передней спинки языка при произнесении переднеязычных согласных Участие средней спинки языка в артикуляции только двух согласных – [j] и [ç] Участие средней спинки языка в артикуляции всех палатолизованных 16-ти согласных Наличие артикуляции маленького язычка — — - Наличие артикуляции стенок зева — — - — — - Наличие смягчения согласного перед гласными переднего ряда Уподобление звонкого согласного предшествующему и последующему глухому согласному Уподобление звонкого согласного последующему глухому и уподобление глухого согласного следующему звонкому
3.1 Щелевые согласные
Фонемы [f] и [v]. Артикуляция немецкого глухого [f] и русского [ф] в общем схожа: оба согласных образуются какшум от трения воздуха о края очень узкой плоской щели между нижней губой иверхними передними зубами. Мягкое небо поднято, носовая полость закрыта.
Различие между обоимисогласными заключается в том, что [f]произносится с более сильным напряжением мышц, свойственным артикуляциивсех немецких согласных, поэтому при немецком [f] шум трения сильнее, чем при русском [ф]. если описанный шумтрения сопровождается звучанием голоса, то образуется соответствующий звонкийсогласный – немецкое [v] ирусское [в]; мышечное напряжение при немецком звонком [v] слабее, чем при глухом [f] и при русском [в], а голосовые связки вибрируют с некоторымопазданием, так что по сравнению с русским звонким немецкое [v] полузвонкое.
[f] – глухой, [v] –звонкий губно-зубной щелевой согласный.
Согласный [f] встречается в любой позиции – вначале, середине и в конце слова, рядом с любым гласным и согласным. Для егописьменного обозначения служат буквы f и ff, а в небольшой группе слов v; в словах греческого происхождениявстречается буквосочетание ph.
Согласный [v] встречается только в начале передгласным и в середине слова между гласными. Для его письменного обозначенияслужит буква w и в некоторых словах иноязычногопроисхождения — буква v.
Например: fort [fɔrt], der Hafen [ha:fən],hoffen [hɔfen], er traf [tra:f], brav [bra:f],vor [fo:r], die Phonetik [fo. 'netik], wieder [vie:dər], gewiss [gə'vis],die Violine [vi.o.'li:nə], der Revolcer [re.v ɔlveər].
В словах, давно вошедших в немецкий язык, как например,Vers, Veilchen, Vesper, Vogt, а также в именах собственных и географических названиях буква v читается как глухое [f]: Varel, Verden, Villach, Vilmar,Voss, Bremer Voerde, Havel, Bremerhaven, Wilhelmshaven, Hannover, Hannoveraner,David, Eva.
Как звонкое [v] буква v читается в именах Evers, Dove, Ravensburg и в более поздних заимствованиях:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.