Реферат по предмету "Разное"


«Логопедия»

МИнистерство образования и науки российской федерацииГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский педагогический государственный университетНАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ«Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки по выбору (ДППВ)»Состав научно-образовательного коллектива: Алмазова Анна Алексеевна, к.п.н., доц. Бабина Галина Васильевна, к.п.н., проф. Идес Раиса Ефимовна, доц. Леоновa Светланa Витальевнa к.п.н., доц. Тушева Елена Сергеевна, к.п.н., доц. Забрамная София Давыдовна, к.п.н., проф. Никандрова Татьяна Сергеевна, к.п.н., доц. Плаксина Любовь Ивановна, д.п.н., проф. Кулакова Елена Владимировна, к.п.н., доц. Кузьмина Екатерина Сергеевна, к.п.н., доц.Москва 2010Аннотации программ ДПО, реализуемых на факультете переподготовки специалистов по дефектологии«Логопедия» по направлению «Образование лиц с нарушениями речи» Программа ДПО «Логопедия» по направлению «Образование лиц с нарушениями речи» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере логопедии. С учетом квалификационных требований к подготовке учителя-логопеда в содержание программы включены медико-биологические дисциплины (анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения, невропатология, психопатология и др.), дисциплины предметной подготовки (дизартрия, алалия, нарушения письменной речи и др.) и дисциплины по выбору, изучение которых обеспечивает формирование ключевых компетенций в области психолого-педагогической диагностики речевых нарушений, теоретического обоснования и практического выбора средств, методов и приемов логопедической работы с детьми дошкольного и школьного возраста.«Олигофренопедагогика» по направлению «Образование лиц с нарушениями интеллекта» Программа ДПО «Олигофренопедагогика» по направлению «Образование лиц с нарушениями интеллекта» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере олигофренопедагогики. С учетом квалификационных требований к подготовке учителя-олигофренопедагога в содержание программы включены медико-биологические дисциплины (невропатология, психопатология и др.), дисциплины предметной подготовки и дисциплины по выбору, характеризующие процессуальный компонент коррекционно-образовательного процесса (методы, формы, организационные модели, технологии обучения, воспитания и социальной адаптации лиц с нарушениями интеллекта, психолого-педагогическая диагностика, образовательный мониторинг и др.).^ 3. «Специальная психология» по направлению «Психологическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» Программа ДПО «Специальная психология» по направлению «Психологическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере специальной психологии. С учетом квалификационных требований к подготовке специального психолога в содержание программы включены: блок медико-биологических дисциплин (невропатология, патопсихология, нейропсихология и др.), дисциплины предметной подготовки и дисциплины по выбору, раскрывающие основные подходы и направления психологического сопровождения коррекционно-образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями интеллекта, слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и др.), практическую направленность психологического сопровождения в абилитационной и реабилитационной работе.«Сурдопедагогика» по направлению «Образование лиц с нарушениями слуха» Программа ДПО «Сурдопедагогика» по направлению «Образование лиц с нарушениями слуха» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере сурдопедагогики. С учетом квалификационных требований к подготовке учителя-сурдопедагога в содержание программы включены медико-биологические дисциплины (анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения, невропатология, психопатология и др.), дисциплины предметной подготовки (сурдопедагогика, методика развития слухового восприятия и обучения произношению, основы аудиологии и слухопротезирования и др.) и дисциплины по выбору, изучение которых обеспечивает формирование ключевых компетенций в области психолого-педагогической диагностики слухо-речевых нарушений, теоретического обоснования и практического выбора современных средств, методов и приемов коррекционно-реабилитационной работы с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения слуха.^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ по программам дополнительного профессионального образованияДисциплины предметной подготовки по выборуКлаттеринг ^ Задания для самостоятельной работы 1. Назовите отечественные и зарубежные классификации нарушений плавности речи. 2. Дайте определние нарушению темпо-ритмической организации «брадилалия». Укажите причины, речевую и неречевую симптоматику. 3. Дайте определние нарушению темпо-ритмической организации «тахилалия». Укажите причины, речевую и неречевую симптоматику. 4. Охарактеризуйте нарушение темпо-ритмической организации речи при заикании и других сходных состояниях. 5. Перечислите дифференциальные признаки тахилалии, заикания и клаттеринга. 6. Укажите показатели дифференциальной диагностика клаттеринга и других нарушений темпо-ритмической организации речи. 7. Подготовте протоколы обследования детей с разными нарушениями плавности речи: а) дошкольного возраста; б) школьного возраста.Рекомендуемая литература. ОСНОВНАЯ: 1. Асланова С.Р. Проблема неплавности речи у детей дошкольного возраста. – М., 2007. 2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. – М., 2003. 3. Зееман М. Дети с ускоренной речью (тахилалия) //Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2003. – Кн. II. Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – С.94-97. 4. Кочергина В.С. Расстройства темпа, ритма и плавности речи //Логопедия. Методическое наследие /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2003. – Кн. II. Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – С.163-172. 5. Логопедия /Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М., 2003. 6. Филатова Ю.О. Клаттеринг. Монография. – М., 2005. 7. Филатова Ю.О. Клаттеринг в XXI веке //Дефектология. - 2007. - № 5. – С.91-94. 8. Флоренская Ю.А. К вопросу о функциональных нарушениях речи (парафазия и тахилалия) //Избранные работы по логопедии. – М., 2007. 9. Conture, E.G., Curlee, R.F. Stuttering and Related Disorders of Fluency. Third Ed. - NY-Stuttgart, 2007.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Андреева Д.И., Зиндер Л.Р. О понятиях речевого акта, речи, речевой вероятности и языка //Вопросы языкознания. – 1963. - № 3. – С.15-21. 2. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М., 1947. 3. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Психомоторное развитие детей первого года жизни. – М., 1981. 4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973. 5. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М., 2001. 6. Филатова Ю.О. Психолого-педагогические критерии выявления клаттеринга у школьников. Дисс. … канд. пед. наук. – М., 2002. 7. Филатова Ю.О. Нарушение онтогенеза плавности речи //Дефектология. – 2003. - № 3. – С.34-38. 8. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.-СПб, 1996. 9. Шкловский В.М. Заикание: Монография. – М., 1994. Билингвизм^ Задания для самостоятельной работы 1. Разработать содержание и схему нейропсихологического исследования детей с билингвизмом. 2. Охарактеризовать основные показатели влияния иностранного языка на процесс развития родного языка. 3. Определить основные направления специальной педагогической работы в дошкольных и школьных образовательных учреждениях с детьми-билингвами. 4. Разработать опросник для родителей: особенности становления речи ребенка на первом, втором языке и более языках. 5. Разработать методику обследования ребенка с билингвизмом, поступающего в школу. 6. Подобрать примеры исчезающих языков. 7. Подобрать примеры социальных ролей русского и национального языков. 8. Проанализировать закономерности овладения звукопроизношением (по В.И.Бельтюкову). 9. Разработка и защита проектов по темам: - «Коррекционно-развивающие и адаптационные возможности применения стандартизированного тестового контроля формирования коммуникативной и предметной компетенции у школьников с билингвизмом. Теория и практика использования тестовых контрольных методов в дистанционном обучении второму языку детей-билингвов»; - «Концептуальное обоснование и разработка содержания и методики обследования речи на неродном языке у детей-билингвов»; - «Анализ факторов, лежащих в основе трудностей овладения двуязычными школьниками письмом и чтением на неродном языке»; - «Теоретическое обоснование и разработка опросника для выявления уровня сформированности речеязыковой системы родного языка ребенка-билингва»; - «Анализ организационных содержательных методических и технологических составляющих диагностики речевого статуса ребенка-билингва».Рекомендуемая литератураОСНОВНАЯ: 1. Голикова Е.О. Формирование навыка письма у младших школьников с армянско-русским билингвизмом. Автореф. дисс. …. к.п.н. – М., 2006.2. Зайцева Л.А., Еленский Н.Г., Баль Н.Н. Основы обучения второму языку в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. – Минск, 2006. 3. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М., 2007. 4. Онтогенез речевой деятельности. Норма и патология /Под ред.Л.И.Беляковой. – М., 2005. 5. Осиповская Л.П. Особенности связной речи заикающихся школьников-билингвов в сравнении с нормой. Автореф. дисс. …. к.п.н. – М., 2005.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Аврорин В.А. Двуязычие и школа //Проблемы двуязычия и многоязычия. – М., 1998. 2. Алексенцева Э.Н., Ведель Г.Е. Особенности освоения учащимися вторым языком в зависимости от их возраста //Вопросы филологии и методики преподавания германских и романских языков. – Воронеж, 1972. 3. Бабаева Е.А. Готовность к обучению в школе детей-билингвов с речевой патологией: Автореф. дисс. …. к.п.н. – М., 1992. 4. Бельтюков В.И. Системный процесс саморазвития живой природы. – М.-СПб, 2003. 5. Белякова Л.И., Курбангалиева Ю.Ю. Логопедический анализ речи детей дошкольного возраста с билингвизмом //Языковое сознание. – М., 2003. 6. Бейн Б., Панарин А.И. Билингвистическое воспитание детей //Вопросы психологии. – 1994. № 3. С.68-81. 7. Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычик //Новое в лингвистике. – М., 1972. В.YI. 8. Васильева С.Г. Об особенностях спонтанной разговорной речи билингвов (в условиях двуязычного города) //Язык в контексте общественного развития. – М., 1994. 9. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). – М., 1969. 10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр.соч. Т.2. – М., 1996. 11. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. – М., 1998.12. Зимняя И.А. Психолингвистические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., 1985. 13. Иншакова О.Б., Голикова Е.О. Особенности формирования лексики у детей-билингвов //Языковое сознание. – М., 2003. 14. Курбангалиева Ю.Ю. Логопедический анализ речи детей дошкольного возраста с билингвизмом. Автореф. дисс. …. к.п.н. – М., 2003. 15. Лурия А.Р. Язык и сознание /Под ред.Е.Д.Хомской. – Ростов-на-Дону, 1998. 16. Лурия А.Р. Язык и сознание /Под ред.Е.Д.Хомской. – Ростов-на-Дону, 2002. 17. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. К проблеме раннего двуязычия //Психология билингвизма. – М., 1986. Вып.260. 18. Протасова Е.Ю. Беседа по книге в ситуации двуязычия //Проблемы детской речи. – СПб, 1996. 19. Усов И.И. Психологический анализ взаимовлияния речевого развития на родном и иностранном языках //Психология билингвизма. – М., 1986. Вып.260.20. Файед С.Б. Характеристика речевого развития арабских детей, поступающих в школу: Автореф. дисс. … к.п.н. – М., 2002.Работа с родителями, имеющих детей с отклонениями в развитииВопросы и задания для самостоятельной работы 1. Проанализируйте детско-родительские отношения в семье из литературного произведения по следующему плану: - История семьи. Особенности личности родителей. Характер супружеских отношений в данной семье. Отношение родителей к ребенку, их понимание ребенка, стиль воспитания. Позиция ребенка в семье. Особенности его личности. Обобщение: объяснение, почему родители именно так относятся к ребенку и так его воспитывают. Каким образом отношение к ребенку и стиль воспитания способствуют формированию его позиции в семье и особенностям его личности. Необходимые рекомендации данной семье.^ Рекомендации для выполнения задания: А) Анализ детско-родительских отношений проводится по произведениям русской классики, например, Л.Н Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Можно использовать произведения зарубежной классики, например, М. Митчел «Унесенные ветром». Б) Выводы делаются на основе анализа текста литературного произведения.  Разработайте программу тренинга для родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии Рекомендации к выполнению данного задания: А) Программа должна включать тему, определение целей работы, определение целевой группы (на кого рассчитана программа), примерный план каждого занятия. Одно занятие должно быть разработано максимально детально и приготовлено для проведения на методическом тренинге. Б) Возможны разработки программ для родителей детей раннего возраста, для родителей детей дошкольного возраста, для родителей младших школьников, для родителей подростков.Рекомендуемая литератураОСНОВНАЯ: Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М., 2005. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М., 2005. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 2005. Шипицына Л. М. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с  умственной отсталостью //«Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. 2-е изд., переработанное и дополненное.- СПб., 2005. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: Авдеева Н.Н., Кочетова Ю. А. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей //Психологическая наука и образование. –2008. –№4. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. - М., 1994. Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. – СПб., 1998. Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии //Дефектология. – 1984. - №5. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – СПб., 2001. Воспитание слабовидящего ребенка в семье /Под ред. В.П.Ермакова, А.А.Щегловой. – М., 1986. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4,5 /Под ред. Т.А.Власовой. – М., 1983,1984. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2002. Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей //Дефектология. – 1973. - №6. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи //Вопро­сы психологии. - 1985. - № 2. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. –2000. –№3. Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М., Бабенкова Р.Д. Воспитание детей с церебральным параличем в семье. – М., 1985. Карнес Мерл Б., Ли Ричард К. Привлечение родителей к обучению аномальных детей (Помощь родителям в воспитании детей) /Общ. Ред. В.Я.Пилиповского. – М., 1992. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 1994. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. – М., 1969. Куликова Т.А.Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2001. Лорсева В.К. Рисуем семью. – М., 1995. Маковецкая Г.А., Захарова Л.И. Ребенок и семья. – Самара, 1994. Маллер А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида //Дефектология. – 1995. - №5. Мамайчук И.И., Мартынов В.Л., Пятакова Г.В. Социально-психологическое исследование семьи больных ДЦП и психокоррекционная работа с родителями: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. – М., 1989. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии /Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 2003. Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – М., 2000. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с родителями, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушением психофизического развития //Дефектология. – 2001.- №1. Московкина А.Г., Пахомова Е.В., Абрамова А.В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей //Дефектология. – 2000. - №1. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М., 2003. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М., 2000. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб., 2000. Плотникова Н. Ю., Филиппова Е. В. Взгляд на становление личностной позиции школьника в контексте детско-родительских отношений //Психологическая наука и образование. –2008. –№4. Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. В.Я. Пилиповского. - М., 1992. Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной – М., 2003. Раху А.И. особенности положения умственно отсталого ребенка в семье //Дефектология. – 1977. - №4. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб, 2001. Семаго М.М. Консультирование семьи проблемного ребенка //Семейная психология и семейная терапия. – 1998. – №1. Системная семейная психотерапия /Под ред. Эйдемиллера Э.Г. - СПб, 2002. Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье: Пособие для родителей. – М., 1967. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. – М., 1983. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М., 1999. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии //Дефектология. – 1998. - №4. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. – М., 1999. Феоктистова В.А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. – М., 1993. Финни Н. Ребенок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Развитие. Книга для родителей. – М., 2001. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие ребенка //Дефектология. – 1991. - №3. Цикото Г.В. О семейном воспитании умственно отсталого ребенка раннего возраста //Дефектология. – 1977. - №5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2000. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста. 260 упражнений в помощь тем, кто воспитывает детей 1-3 лет с проблемами в развитии /Пер. с нем. А.А.Михлина, Н.М.Назаровой. – М., 2002. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.,1996. Эйдемиллер Э.Г., Добряков А.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб., 2003. Эйдемиллер Э.Г, Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб,2000.  Тестовые заданияЗадание 1. Разделите на две группы формы работы с семьями, имеющими детей с нарушениями речи, в зависимости от того, кто их использует - логопед или воспитатель: 1 - обучение родителей некоторым коррекционным приемам; 2 - оказание помощи родителям в овладении общепедагогическими знаниями и умениями; 3 - оказание помощи в правильной общей организации жизни ребенка в семье; 4 - беседы о развитии речи ребенка в онтогенезе; 5 - составление памяток по подготовке ребенка к посещению детского сада; 6 - ознакомление родителей с результатами изучения речи детей; 7 - посещение семьи с целью выяснения условий воспитания ребенка; 8 - изучение особенностей общения матери и ребенка в домашних условиях.Задание 2. Разделите на 2 группы особенности авторитарного и демократического стиля воспитания ребенка с нарушением речи в семье: 1 - цель воспитания - вооружить знаниями, умениями, навыками, привить послушание; 2 - тактика воспитания - диктат и опека; 3 - цель воспитания - содействовать становлению личности и индивидуальности ребенка; 4 - способы общения: наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик; 5 - тактика воспитания - сотрудничество с ребенком; 6 - в основе способов общения умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, чувства и эмоции; 7 - активность ребенка ограничивается, предпочтение отдается формальной дисциплине; 8 - поощряется и развивается активность ребенка.Задание 3. Выделите из перечисленных видов коррекционной помощи ребенку с речевым нарушением те, которые могут использовать в домашних условиях его родители после соответствующей подготовки: 1 - закрепление изученного детьми лексико-грамматического материала; 2 - постановка звуков; 3 - контроль за правильным произношением поставленных звуков в свободных ситуациях общения; 4 - определение последовательности изучения речевого материала занятий; 5 - проведение логопедических занятий; 6 - проведение артикуляционной гимнастики; 7 - составление индивидуальной программы коррекционно-педагогических воздействий.Рекомендуемая литература 1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М., 1993. 2. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994. 3. Бахтина Л.А. Формы участия семьи в работе по устранению речевых недостатков у учащихся общеобразовательных школ //Дефектология. 1984. № 4. 4. Винарская Е.Н. Задержки и дисгармонии развития при воспитании детей методами силового принуждения. - М., 1994. 5. Владимирова Н.М. Становление личности (Социальная ситуация развития личности больного с детским церебральным параличом). – СПб, 1997. 6. Направления психокоррекционной работы с родителями заикающихся детей //Дефектология: Современные проблемы обучения и воспитания. – Ч. II. – М., 1994. 7. Воронова А.П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условиях детского сада для детей с нарушениями речи. – СПб, 1993. 8. Гаркуша Ю.Ф., Докучаева Ю.П. Взаимодействие логопеда и семьи в процессе преодоления общего недоразвития речи у детей //Научные труды МПГУ им.В.И.Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. - М., 1997. 9. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей //Дошкольное воспитание. 2000. № 1, 2. 10. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991. 11. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М., 1997. 12. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление /Под ред.Ю.Ф.Гаркуши. – М., 2001. 13. Усанова О.Н., Шаховская С.Н. Роль семьи в коррекционном воздействии на детей //Психокоррекция: теория и практика. - М., 1995. 14. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999. 15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.Детский церебральный параличВопросы и задания для самостоятельной работы ^ Разделы программы Перечень заданий для самостоятельного изучения Причины нарушений ОПДА в детском возрасте. Дифференциация детей в зависимости от двигательных и интеллектуальных возможностей Раскройте этиопатогенетические факторы возникновения ДЦП. Специальные образовательные потребности детей с нарушениями ОПДА и ДЦП. Специфика формирования школьных навыков. Социальная адаптация и профориентация. Семья ребенка с ДЦП. Психологическая помощь семье. 1. Каковы особенности психических и речевых нарушений при различных формах ДЦП? 2.Определите пути помощи ребенку с миодистрофией Дюшенна. 3.Подберите игры для развития сенсорных способностей детей с ДЦП. 4.Подберите упражнения для развития у детей с ДЦП прослеживания и зрительной фиксации. 5.Подберите игры-упражнения для развития и закрепления понятий «большой-маленький». 6.Подберите упражнения для развития тактильной чувствительности детей с ДЦП. 7.Охарактеризуйте возможности социальной адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (по материалам книги А.Маршалла «Я умею прыгать через лужи» и фильма Д.Ф.Коллиера «Джони»). Рекомендуемая литератураОСНОВНАЯ: Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: метод. пособие. - СПб., 2006. Смирнова, И. А. Наш особенный ребенок: Кн. для родителей ребенка с ДЦП. - СПб., 2006. Специальная педагогика: в 3 т. /Под ред. Назаровой Н.М. – М., 2007. Финни, Н. Р. Ребенок с церебральным параличом: Помощь. Уход. Развитие: Кн. для родителей /под ред. Е. В. Клочковой. – Изд. 2-е, стереотип. – М., 2005. Хольц, Р. Помощь детям с церебральным параличом. -2-е изд. - М., 2007.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 2003. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб., 2003. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. - М., 1984.-Т.4, 5. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л. , 1977. Детский церебральный паралич /В. А. Бронников и др. – Пермь, 2000. Детский церебральный паралич: Хрестоматия / сост. Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук; Ин-т спец. педагогики и психологии; Междунар. ун-т семьи и ребенка им. Р. Валленберга. – СПб.; М., 2003. Индолев, Л. Н. Жить в коляске. – М., 2001. Дефектология. Словарь – справочник /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1996. Ипполитова М.В. и др. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1980. 10.Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата /И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько. – М., 2001. 11. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. – СПб., 2000. 12. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997. 13. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - М., 1991. 14. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985. 15. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2003. 16.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом //Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. - 2002. - № 3. 17.Основы ортопедагогики /Под общ. науч. ред. Э.Брукарта. – Бельгия (на русском языке), 1999. 18. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2003. 19.Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и  реабилитационная терапия детских церебральных параличей. - М., 1972. 20.Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. - М., 2004. 21.Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2003. ^ ОБУЧЕНИЕ И ВОПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТАВопросы и задания для самостоятельной работы 1. Реферирование специальной литературы по отдельным вопросам психолого-педагогической диагностики. 2. Посещение учреждений, где обучаются дети со сложной структурой дефекта. З. Самостоятельное обследование детей, составление заключений и индивидуальных программ развития. ^ Разделы программы для самостоятельного изучения Перечень заданий и вопросов для самостоятельного изучения Современный подход к детям со сложной структурой дефекта и комплектование специальных учреждений для них в России. Реферирование специальной литературы по отдельным вопросам психолого-педагогической диагностики. Система коррекционно-педагогической помощи детям со сложной структурой дефекта. Самостоятельное обследование детей, составление заключений и индивидуальных программ развития. Рекомендуемая литература:ОСНОВНАЯ: 1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. - М., 2005. 2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями. - М., 2007. 3. Жигарева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. - М., 2006. 4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. - М., 2007. 5. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье. - М., 2008. 6. Олигофренопедагогика: учебное пособие для вузов /Под ред.В.В. Воронковой. - М., 2009. 7. Психолого-педагогическая диагностика /Под ред.И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - М., 2006. 8. Сурдопедагогика: учебник для студентов высших пед. учебных заведений /Под ред.Е.Г. Речицкой. - М., 2007.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Басилова Т. А. Психология детей со сложными нарушениями развития /Основы специальной психологии. - М., 2002. 2. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. - М., 2003. 3. Донская Н.Ю. Обучение учащихся вспомогательных классов: Книга для учителя школ слабослышащих. - Краснодар, 1998. 4. Епифакцев Г.К. Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих. - М., 2003. 5. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М., 2002. 6. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /Под ред.Б.П. Пузанова. - М., 1999. 7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2001. 8. Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования социокультуральный анализ современных тенденций. Подходы к реабилитации средствами образования. - М., 1996. 9. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004. 10. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. - М., 2003. 10. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М., 2002. 11. Специальная педагогика /Под ред.Н.М. Назаровой. - М., 2002. 12.Юганова И.В Изучение типологических особенностей детей с нарушениями зрения и интеллекта //Современные исследования по проблеме учебной и трудовой деятельности аномальных детей. - М., 1990.Обучение и воспитание детей с нарушениямиэмоционально-волевой сферы и поведения^ Вопросы и задания для самостоятельной работы Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения ТЕМА 2. Детский аутизм как нарушение психического развития Составьте психологический портрет аутичного ребёнка ТЕМА 3. Специфика обучения и воспитания различных возрастных групп детей с детским аутизмом Составьте программу коррекционной работы с аутичным ребёнком второго года жизни. ТЕМА 4. Особенности работы с семьёй аутичного ребёнка. Напишите реферат на тему: «Особенности семьи аутичного ребёнка» Тема 5. Психолого-педагогическая диагностика детского аутизма Составьте диагностическую карту обследования аутичного ребёнка Тема 6. Обучение и воспитание детей с дисгармоническим складом личности Напишите реферат на тему «Психолого-педагогическая помощь детям с дисгармоническим складом личности за рубежом» Рекомендуемая литература:ОСНОВНАЯ: 1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма – М., 2007. 2. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах – М., 2007. 3. Сансон П. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми - М., 2007. 4. Селигман М. Обычные семьи, особые дети. – М., 2007. 5. Ширли К. Жизнь с аутизмом. – М., 2008. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки сециалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии – М., 1995. Аутизм: методические аспекты коррекции /Под. Ред. Морозова С.А. – М., 2002. Аутизм: методологические рекомендации по коррекционной работе /Под ред. Морозова С.А. (материалы к спецкурсу). – М., 2002. Аутичный ребёнок: проблемы в быту /Под ред. Морозова С.А. – М., 1998. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особенностями эмоционального развития. – М., 2000. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. – М., 2001. Башина В.М. Аутизм в детском возрасте. – М., 1999. Башина В.М. Ранний детский аутизм. - М., 1993. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я /Пер. с англ. – М., 2004. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. – М., 1990. Валлон А. Психическое развитие ребёнка – М., 1967. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 1984. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.