Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности

--PAGE_BREAK--С полной справедливостью многие авторы указывают на то, что корни такого творческого комбинирования могут быть замечены еще в играх животных. Игра животного также очень часто представляет собой продукт двигательного воображения. Однако эти начатки творческого воображения у животных не могли получить в условиях их жизни сколько-нибудь прочного и крепкого развития, и только человек развил эту форму деятельности до ее настоящей красоты [22, с. 219 – 220].
Однако возникает вопрос: как же происходит эта творческая комбинирующая деятельность? Откуда она возникает, чем она обусловлена и каким подчиняется законам в своем течении? Психологический анализ этой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Далее она не стоит особняком в поведении человека, но оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности, и в частности от накопления опыта.
1.3 Психологический механизм творческого воображения Для того чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека. Мы уже говорили, что житейский взгляд, разделяющий фантазию и реальность непроходимой чертой, неправилен. Сейчас мы постараемся показать все четыре основных формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью. Выяснение этого поможет нам понять воображение не как праздную забаву ума, не как деятельность, висящую в воздухе, а в ее жизненно необходимой функции.
Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Было бы чудом, если бы воображение могло создавать из ничего или если бы оно имело другие источники для своих созданий, кроме прежнего опыта. Только религиозные и мистические представления о человеческой природе могли приписывать происхождение продуктов фантазии не нашему прежнему опыту, а какой-то посторонней, сверхъестественной силе [19, с. 133].
Научный анализ самых отдаленных от действительности и самых фантастических построений, например сказок, мифов, снов и т.п., убеждает нас в том, что самые фантастические создания представляют собой не что иное, как новую комбинацию таких элементов, которые были почерпнуты, в конечном счете, из действительности и подверглись только искажающей или перерабатывающей деятельности нашего воображения.
Избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из реального опыта человека, и только их комбинации носит след сказочного, т.е. не отвечающего действительности, построения. Возьмем, для примера, образ сказочного мира, как его рисует Пушкин: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. Идет направо –песнь заводит, налево –сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, русалка на ветвях сидит; там на неведомых дорожках следы невиданных зверей; избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей».
Можно слово за словом проследить весь этот отрывок и показать, что только сочетание элементов фантастично в этом рассказе, а сами элементы почерпнуты из действительности. Дуб, золотая цепь, кот, песни – все это существует в действительности, и только образ ученого кота, ходящего по золотой цепи и говорящего сказки, только комбинация этих элементов является сказочкой. Что до чисто сказочных образов, которые фигурируют дальше, как леший, русалка, избушка на курьих ножках, – они представляют собой тоже только сложную комбинацию некоторых элементов, подсказанных реальностью. В образе русалки, например, встречается представление о женщине с представлением о птице, сидящей на ветвях; в волшебной избушке представление о курьих ножках – с представлением избы и т. д.
Таким образом, воображение всегда строит из материалов, данных действительностью. Правда, как это можно видеть из приведенного отрывка, воображение может создавать все новые и новые степени комбинации, комбинируя сперва первичные элементы действительности (кот, цепь, дуб), вторично комбинируя затем уже образы фантазии (русалка, леший) и т.д. и т.д. с последними элементами, из которых создается самое отдаленное от действительности фантастическое представление [11, с. 18 – 19].
Здесь мы находим первый и самый важный закон, которому подчиняется деятельность воображения. Этот закон можно сформулировать так: практическая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта.
Если проследить историю великих изобретений, великих открытий, то почти всегда можно установить, что они явились в результате огромного, накопленного прежде опыта. Именно с этого накопления опыта и начинается всякое воображение. Чем богаче опыт, тем при прочих равных условиях богаче должно быть и воображение.
После момента накопления опыта «начинается, – говорит Рибо, – период назревания или высиживания (инкубация). У Ньютона он продолжался 17 лет, и в момент, когда он окончательно установил свое открытие в вычислениях, он был охвачен таким сильным чувством, что должен был доверить другому заботу об окончании этого вычисления. Математик Гамильтон говорит нам, что его метод кватернионов, совершенно готовый, вдруг представился ему, когда он был у Дублинского моста: «В этот момент я получил результат 15-летних трудов». Дарвин собирает материалы во время своих путешествий, долго наблюдает растения и животных, а потом чтение случайно попавшейся книги Мальтуса поражает его и определяет окончательно его учение. Подобные же примеры обильно встречаются в случаях созданий литературных и художественных» [3, с. 265].
Уже из этой первой формы связи фантазии и реальности легко видеть, в какой степени неправильно противопоставление их друг другу. Комбинирующая деятельность нашего мозга оказывается не чем-то абсолютно новым по сравнению с его сохраняющей деятельностью, а только дальнейшим усложнением этой первой. Фантазия не противоположна памяти, но опирается на нее и располагает ее данные все в новые и новые сочетания. Комбинирующая деятельность мозга основывается, в конечном счете, на сохранении в мозгу следов от прежних возбуждений, и вся новизна этой функции сводится только к тому, что, располагая кодами этих возбуждений, мозг комбинирует их в такие сочетания, которые не встречались в его действительном опыте.
Второй формой связи фантазии и реальности является другая, более сложная связь, на этот раз не между элементами фантастического построения и действительностью, а между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Когда человек на основании изучения и рассказов историков или путешественников составляет себе картину Великой французской революции или африканской пустыни, то в обоих случаях картина является результатом творческой деятельности воображения. Она не воспроизводит того, что было человеком воспринято в прежнем опыте, а создает из этого опыта новые комбинации.
В этом смысле она всецело подчиняется тому первому закону, который был описан выше. И эти продукты воображения состоят из видоизмененных и переработанных элементов действительности, и нужен большой запас прежнего опыта для того, чтобы из его элементов можно было построить эти образы. Не будь у человека представления о безводности, песчаности, огромных пространствах, животных, населяющих пустыню, он не мог бы, конечно, создать и самое представление об этой пустыне. Не будь у человека множества исторических представлений, он точно так же не мог бы создать в воображении и картину французской революции.
Зависимость воображения от прежнего опыта обнаруживается здесь с исключительной ясностью. Но вместе с тем в этих построениях фантазии есть и нечто новое, что отличает их очень существенно от разобранного выше сказочного отрывка Пушкина. И картина лукоморья с ученым котом, и картина африканской пустыни, которой человек не видел, суть одинакового построения воображения, созданные комбинирующей фантазией из элементов действительности. Но продукт воображения, сама комбинация этих элементов, в одном случае является нереальной (сказка), в другом случае самая связь этих элементов, сам продукт фантазии, а не только его элементы, соответствуют какому-то явлению действительности. Вот эта связь конечного продукт воображения с тем или иным реальным явлением и представляет эту вторую или высшую форму связи фантазии с реальностью.
Такая форма связи становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту. Если бы никто никогда не видел и не описал африканской пустыни и французской революции, то правильное представление о ней для нас было бы совершенно невозможным. Только потому, что человеческое воображение работает в этих случаях не свободно, но направляется чужим опытом, действует как бы по чужой указке, только благодаря этому может получиться тот результат, который получается в настоящем случае, т. е. то, что продукт воображения совпадает с действительностью.
В этом смысле воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего он не видел, может представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его непосредственном личном опыте не было, он не ограничен узким кругом и узкими пределами своего собственного опыта, а может выходить далеко за пределы, усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт. В этой форме воображение является совершенно необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека. Когда мы читаем газету и узнаем о тысяче событий, свидетелями которых мы непосредственно не были, когда ребенок изучает географию или историю, когда мы просто из письма узнаем о том, что происходит с другим человеком, – во всех этих случаях наше воображение обслуживает наш опыт.
Получатся двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт опирается на воображение.
Третьей формой связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Всякий знает, что в горе и радости мы видим все совершенно другими глазами. Психологи давно подметили тот факт, что всякое чувство имеет не только внешнее, телесное выражение, но и выражение внутреннее, сказывающееся в подборе мыслей, образов и впечатлений [14, с. 133]. Это явление назвали они законом двойного выражения чувств. Страх, например, выражается не только в бледности, в дрожании, сухости в горле, измененном дыхании и сердцебиении, но также и в том, что все воспринимаемые в это время человеком впечатления, все приходящие ему в голову мысли обычно окружены владеющим им чувством. Когда пословица говорит, что пуганая ворона куста боится, она имеет в виду именно это влияние нашего чувства, окрашивающее восприятие внешних предметов. Так же точно как люди давно научились путем внешних впечатлений выражать свои внутренние состояния, так же точно и образы фантазии служат внутренним выражением для наших чувств. Горе и траур человек знаменует черным цветом, радость – белым, спокойствие – голубым, восстание – красным. Образы фантазии и дают внутренний язык для нашего чувства. Это чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая: обусловлена изнутри нашим настроением, а не извне, логикой самих этих образов.
Это влияние эмоционального фактора на комбинирующую фантазию психологи называют законом общего эмоционального знака. Сущность этого закона сводится к тому, что впечатления, или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т.е. производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собою, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности между этими образами не существует налицо. Получается комбинированное произведение воображения, в основе которого лежит общее чувство, или общий эмоциональный знак, объединяющий разнородные элементы, вступившие в связь.
«Представления, – говорит Рибо, – сопровождающиеся одним и тем же аффективным состоянием реакции, впоследствии ассоциируются между собой, аффективное сходство соединяет и сцепляет между собой несходные представления. Это отличается от ассоциации по смежности, представляющей повторение опыта, и от ассоциации по сходству в интеллектуальном смысле. Образы сочетаются взаимно не потому, что они были даны вместе раньше, и не потому, что мы воспринимаем между ними отношения сходства, но потому, что они имеют общий аффективный тон. Радость, печаль, любовь, ненависть, удивление, скука, гордость, усталость и пр. могут сделаться центрами притяжения, группирующего представления или события, не имеющие рациональных отношений между собою, но отмеченные одним и тем же эмоциональным знаком или меткой: например радостные, грустные, эротические и пр. Эта форма ассоциации очень часто представляется в сновидениях или в мечтах, т.е. в таком состоянии духа, при котором воображение пользуется полной свободой» [9, с. 267 – 268].
В качестве простейшего примера такого сочетания образов, имеющих общий эмоциональный знак, можно привести обычные случаи сближения каких-либо двух различных впечатлений, не имеющих между собою решительно ничего общего, кроме того, что они вызывают в нас сходные настроения. Когда мы называем голубой тон холодным, а красный – теплым, то мы сближаем впечатление голубого и холодного только на том основании, что они вызывают в нас сходные настроения. Легко понять, что фантазия, руководимая таким эмоциональным фактором, – внутренней логикой чувства, будет представлять собою наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения.
Однако существует еще и обратная связь воображения с эмоцией. Если в описанном нами первом случае чувства влияют на воображение, то в случае другом, обратном, воображение влияет на чувство. Это явление можно было бы назвать законом эмоциональной реальности воображения. Сущность этого закона формулирует Рибо следующим образом.
«Все формы творческого воображения, – говорит он, – заключают в себе аффективные элементы» [9, c. 270]. Это значит, что, всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действенным, реально переживаемым, захватывающим человека чувством. Представим себе простейший случай иллюзии. Входя в сумерках в комнату, ребенок принимает по иллюзии висящее платье за чужого человека или разбойника, забравшегося в дом. Образ разбойника, созданный фантазией ребенка, является нереальным, но страх, испытываемый ребенком, его испуг являются совершенно действительными, реальными для ребенка переживаниями. Нечто подобное происходит и со всяким решительно фантастическим построением, и именно этот психологический закон должен объяснить нам, почему такое сильное действие оказывают на нас художественные произведения, созданные фантазией их авторов.
Страсти и судьбы вымышленных героев, их радость и горе тревожат, волнуют и заражают нас, несмотря на то, что мы знаем, что перед нами не реальные события, а вымысел фантазии. Это происходит только потому, что эмоции, которыми заражают нас со страниц книги или со сцены театра художественные фантастические образы, совершенно реальны и переживаются нами по-настоящему серьезно и глубоко. Часто простая комбинация внешних впечатлений, как, например, музыкальное произведение, вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Остается еще сказать о четвертой и последней форме связи фантазии с реальностью. Эта последняя форма одной стороной тесно связана с только что описанной, но другой – существенно отличается от нее. Сущность этой последней заключается в том, что построение фантазии может представлять нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи.
Такое воображение становится действительностью. Примерами такого кристаллизованного, или воплощенного, воображения может служить любое техническое приспособление, машина или орудие. Они созданы комбинирующим воображением человека, они не соответствуют никакому существующему в природе образцу, но они обнаруживают самую убедительную действенную, практическую связь с действительностью, потому что, воплотившись, они сделались столь же реальными, как и остальные вещи, и оказывают свое воздействие на окружающий их мир действительности.
Такие продукты воображения прошли очень длинную историю, которую, может быть, следует наметить самым кратким схематическим образом. Можно сказать, что они в развитии своем описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения.
Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.
Было бы неправильным полагать, что только в области техники, в области практического воздействия на природу, воображение способно описать такой полный круг. Также в области эмоционального воображения, т. е. воображения субъективного, возможен такой полный круг, и его очень нетрудно проследить [29, с. 23].
Дело в том, что именно тогда, когда мы имеем перед собой полный круг, описанный воображением, оба фактора – интеллектуальный и эмоциональный – оказываются в равной мере необходимыми для акта творчества. Чувство, как и мысль, движет творчеством человека. «Всякая господствующая мысль, – говорит Рибо, – поддерживается какой-нибудь потребностью, стремлением или желанием, т.е. аффективным элементом, потому что было бы сущим вздором верить в постоянство какой-нибудь идеи, которая по предположению находилась бы в чисто интеллектуальном состоянии, во всей его сухости и холодности. Всякое господствующее чувство (или эмоция) должно сосредоточиться в идею или в образ, который бы дал ему плоть, систему, без чего оно остается в расплывчатом состоянии. Таким образом, мы видим, что эти два термина – господствующая мысль и господствующая эмоция – почти равноценны друг другу потому, что и тот и другой заключают в себе два неотделимые элемента и указывают лишь на преобладание того или другого» [9, с. 137].

Глава 2. Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной деятельности 2.1 Задачи развития творчества детей в детском саду Задача развития творчества детей, воспитателей, учителей, преподавателей вузов была выдвинута как одна из центральных задач всей системы образования в нашей стране.
Развитие творчества в обществе, отвергающем «духовную монополию» становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. В наши дни подчеркивается необходимость формирования нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Задачи перестройки системы народного образования в стране, поставленные в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено – дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Работа эта должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческим деятельностям. Одной из таких деятельностей является декоративно-прикладное искусство. Оно рано начинает привлекать внимание детей.
На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания в дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.
Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим стоит задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.
Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов [19, c. 59].
Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказываются на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности. Технологический процесс обработки материалов базируется на промышленном оборудовании и вместе с тем невозможен без использования ручных инструментов, умения владеть приемами работ столяря, токаря, фрезеровщика, штамповщика, сварщика, паяльщика, формовщика, электрика, кузнеца и многих других. Занимаясь художественной обработкой материалов, дошкольники осваивают навыки этих конкретных профессий, приобретая умения творческого подхода к выполнению трудовых операций.
Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.
Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей [23, c. 49].
Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.
Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовыхумений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.
Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.
Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.
Задача воспитателя – направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.
2.2 Программы по обучению декоративно-прикладному искусству Научный интерес к народному искусству как средству воспитания в отечественной педагогике особенно возрос в последние два десятилетия. Именно в это время появляются историко-педагогические работы, освещающие проблемы народной педагогики, включающие и вопросы эстетического воспитания.
Ученые справедливо отмечает, что рост числа и расширение числа историко-педагогических исследований по народной проблематике, происшедшие в последние десятилетия, – одно из крупнейших завоеван историко-педагогической науки. Значение этих исследований трудно переоценить. Только с их помощью может быть раскрыта вся сложность и многоплановость процесса развития отечественной школы и педагогики в органическом единстве общероссийских, национальных и региональных проявлений этого
В последнее время появились публикации и кандидатские диссертации, в которых отразились прогрессивные тенденции методики преподавания декоративного рисования и эстетического воспитания средствами народного искусства.
Диссертационные работы 90-х годов отражают разные уровни адаптирования достижений педагогической теории и достижений искусствоведения в содержании эстетического воспитания и обучения. Важно отметить, что исследования касаются основных звеньев системы эстетического воспитания и обучения детей и подростков.
Так, кандидатская диссертация С.В. Максимова «Роль народного прикладного искусства в художественном развитии детей 5 – 7 лет» посвящена определению значения и места детской изобразительной деятельности с использованием образцов русского народного декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания в детском саду [30, c. 15].
При разработке проблем преемственности изобразительной деятельности детей детского сада и младших школьников данное исследование может быть полезным для определения дальнейших путей наиболее эффективного педагогического воздействия на развитие детского творчества под влиянием народного прикладного искусства.
Методике преподавания декоративного рисования на материале народного искусства в начальных классах посвящено несколько диссертаций (Р. Хасанов, Я.А. Савзонов, Л.Н. Любарская, В.С. Белова).
В исследовании Р. Хасанова и Я.А. Савзонова на материале народного искусства Узбекистана и Таджикистана апробирована последовательность заданий, посвященных изучению специфики восточного орнамента в декоративной работе с младшими школьниками [27, c. 7].
В диссертации Л.Н. Любарской «Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством» на материале украинской народной росписи показан процесс формирования способностей к эстетическому освоению действительности и потребностей к продуктивной эстетической деятельности через развитие чувства декоративности у школьников I – III классов [29, c. 19].
Исследование Б.С. Белова «Пути совершенствования методов преподавания изобразительного искусства в подготовке учителей начальных классов (декоративное рисование применительно к факультетам педагогики и методики начального обучения)» направлено на решение важной проблемы – выявления путей более успешного решения педагогической задачи улучшения эстетического воспитания и образования учителя начальных классов для руководства изобразительной деятельности детей.
Важно, что в работе Б.С. Белова с этой целью показаны эффективные способы решения изобразительных задач по декоративно-прикладному искусству с широким привлечением народного искусства Марийской республики, способствующие активизации изобразительной деятельности в целом.
В кандидатской диссертации Д.Г. Пилипенко «Исследовании эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в детском саду» находят отражение некоторые положения о значении народного искусства в эстетическом воспитании и обучении дошкольников при определении автором примерной систематизации отдельных видов декоративно-художественной деятельности детей старшей и младшей группы.

2.3 Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством
Разные цели, стоящие перед учебными предметами «изобразительное искусство» и «художественный труд» обуславливают и разные подхода в эстетическом осмыслении материалов народного искусства. Так, знакомство с декоративно-прикладным творчеством в детских садах, расположенных в местах традиционных художественных промыслов, нацелено на овладение детьми основ художественного ремесла. В практике знакомства в детских садах такого типа есть прекрасные примеры решения обозначенных целей. Например, опыт детского сада селения Кубачи в реализации системы учебно-творческих работ на занятиях художественного труда по овладению мастерством художественной обработки металла. Коллектив воспитателей в своей работе опирается на комплекс методических материалов: апробированную программу занятий художественным трудом, альбомы, книги, таблицы, посвященные истории кубачинского искусства. Воспитательная работа не ограничивается рамками занятий. Ценить и уважать труд народного мастера учат здесь в повседневной жизни. Опыт народной педагогики кубачинцев, когда на протяжении многих веков в каждой семье отец передавал секреты обработки дорогих материалов сыну, нашел современную трансформацию в эстетическом и трудовом воспитании дошкольников [23, c. 72].
Активный поиск программного содержания уроков художественного труда ведут воспитатели детских садов на базе предприятий художественных промыслов Горьковской области. Благодаря совместным усилиям работников системы дошкольного воспитания в детских садах области изучение основ народной художественной росписи по дереву осуществляется с помощью народных мастеров с фабрик «Хохломский художник» (село Семино) и «Хохломская роспись» (г. Семенов), мастеров промыслов росписи по дереву в Полхове-Майдане и Городце [19, c. 30].
В осмыслении эстетического содержания воспитания на занятиях по труду в детских садах на базе предприятий народных художественных промыслов большую помощь воспитателям оказывают труды сотрудников ВНИИ художественной промышленности. Например, двухтомник «Основы художественного ремесла». Сотрудники института художественной промышленности разрабатывают серию программ уроков художественного труда с учетом специфики традиционной техники народного творчества, сложившихся художественных школ мастерства.
Привлечение народного декоративного искусства как активного средства эстетического воспитания в системе уроков декоративного рисования в детском саду имеет свои преимущества. Главные из них – широкие горизонты эстетического познания и многообразные аспекты воспитательного воздействия народного искусства в процессе гармонического воспитания личности дошкольника.
Знакомство с передовым педагогическим опытом эстетического воспитания средствами народного декоративного искусства в детских садах Российской Федерации позволяет говорить о многочисленных примерах реализации воспитателями эффективных методов и приемов, раскрывающих особенности стиля разных художественных школ народного искусства с целью более полного использования воспитательных функций произведений народных мастеров. Например, воспитатели старших групп г. Костромы и области увлеченно работают с детьми над темами, связанными с народной художественной росписью и резьбой по дереву. С этой целью происходит знакомство не только с памятниками деревянного зодчества родного края, но и широко привлекается искусство народных мастеров соседних областей: Ярославской, Ивановской, Владимирской, Горьковской. Благодаря педагогическому мастерству небольшие беседы на занятиях декоративного рисования превращаются в серию увлекательных путешествий в страну красоты и добра, созданную руками народных мастеров [21, c. 24].
    продолжение
--PAGE_BREAK--В детских садах Загорска Московской области – центре по производству традиционной деревянной русской игрушки – воспитатели разнообразно проводят занятия с опорой на искусство русской игрушки. Много воспитательных возможностей открывается перед детским садом по пропаганде русского народного искусства в совместной работе с сотрудниками Загорского государственного музея-заповедника.
Неисчерпаемое богатство художественных идей таит в себе изучение народного костюма, и, как свидетельствует практика, особенно перспективны два направления в разработке этой темы. Изучение истории народного костюма родного края и интерпретация мотивов в иллюстрации преданий, исторических событий края, создание сувениров. Такой подход отражен в работе воспитателей-специалистов детских садов г. Павлово Горьковской области. Другая трактовка темы связана с изучением действующего центра народных художественных промыслов, продукция которого связана с использованием народных эстетических традиций в современном костюме. Такую работу ведут воспитатели-специалисты в г. Павловском Посаде Московской области, где производятся знаменитые набивные павловские платки, шали, набивные шерстяные платки [21, c. 60].

Глава 3. Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности 3.1 Исследование творческих способностей дошкольников ДОУ № 40 В исследовании приняли участие 15 детей обоих полов из старшей группы ДОУ № 40 г. Томска. Возраст испытуемых – 5 – 6 лет. Группа детей прошла первоначальное тестирование, а потом занималась по разработанной нами программе. В конце было проведено повторное тестирование.
Нами была использована следующая методика по определению творческого развития у детей.
Детям была прочитана русская народная сказка «Заячья избушка». Затем было предложено детям сделать рисунки к этой сказке с последующим рассказом ребенка по этому рисунку.
Процедура проведения
Инструкция: «Сейчас я вам прочитаю интересную сказку. Она называется «Заячья избушка». Слушайте внимательно, а потом вы должны будете стать художниками и нарисовать рисунки к этой сказке».
Техника проведения: У каждого ребенка подготовлены все необходимые материалы для выполнения задания. После прочтения сказки и разбора эпизодов дети приступают к работе. Время работы 30 минут.
Сказку читают детям два раза с интонационным выделением значимых частей. После этого (если необходимо) вместе с детьми уточняют последовательность событий и смысловые части, которые надо передать в рисунке.
Критерии оценки
Оценка детских рисунков происходит по критериям, разработанным ведущими специалистами, такими, как О.М. Дьяченко, Е.А. Медведева, М.Ф. Рау, Е.А. Сошина, Л.И. Фомичева и др., изучавшими воображение [13, с. 19]. За основу ими были взяты следующие показатели:
• соответствие воссозданных образов (в рисунках, при рассказе) образам произведения;
• полнота воссоздания текста (отдельные предметы, персонажи, фрагменты сюжета, все основные смысловые части);
• правильность последовательности эпизодов (в рисунках, при рассказе);
• адекватность внесенных дополнений, наличие элементов творчества;
• эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов.
В соответствии с данными критериями специалистами выделены качественные уровни состояния творческого воображения, которые характеризуют раскрытие содержания текста в рисунках.
0 уровень (очень низкий) – воссозданные образы не соответствуют образам произведения;
1 уровень (низкий) – изображены отдельные предметы или персонажи без взаимосвязи;
2 уровень (средний) – воссоздан отдельный эпизод;
3 уровень (высокий) – воссоздана неполная композиция (пропущены звенья);
4 уровень (очень высокий) – воссоздана полная композиция сюжета, есть элементы творчества.
Все дети данной группы были протестированы по этой методике. В результате был выявлен уровень состояния творческого воображения у детей на начальном этапе эксперимента. Все результаты были систематизированы и представлены в виде таблицы 1.

Таблица 1
Уровень состояния творческого воображения в начале эксперимента
3.2 Программа развития творческих способностей дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности Построение новой системы учебно-творческих заданий на основе народного декоративного искусства мы рассматриваем как построение части системы занятий по изобразительному искусству в детском саду в целом. Систему изучения изобразительного искусства, как и всякую методическую систему, характеризуют ведущая идея (цель) и дидактические принципы, которые определяют отбор содержания программы, своеобразие методов обучения.
Ведущая цель, поставленная обществом перед нашим предметом — достичь тесного единства трудового, нравственного и эстетического воспитания для всестороннего, развития личности каждого ребенка. В учебно-воспитательном процессе на занятиях по декоративному рисованию решение столь важной государственной задачи мы видим в реализации системы учебно-творческих заданий на материале народного декоративного искусства. Такая система должна служить раскрытию духовных сил ребенка, быть эффективной для эстетического развития личности дошкольника, активизировать декоративное творчество ребят.
Социальный заказ современного общества должен отразиться на содержании преподавания декоративного рисования средствами народного декоративно-прикладного искусства. С этой целью нами учитывались единство содержательной и процессуальной сторон обучения с точки зрения дидактики, разработка современного состояния преподавания изобразительного искусства в детском саду. Это дало нам основание определить следующие ведущие факторы для построения системы учебно-творческих заданий:
— системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях декоративного рисования;
— системный отбор произведений народного декоративно-прикладного искусства, объектов действительности для эстетического познания и декоративной работы детей;
— дифференцирование методов, приемов педагогического руководства, методов стимулирования как процессом эстетического познания, так и декоративной работой детей;
— учет оценки уровней эстетической воспитанности по результатам, достигнутым детьми в декоративной работе.
Учет названных методологических предпосылок в построении системы учебно-творческих заданий позволил нам выделить существенные стороны учебно-воспитательного процесса на уровне: виды декоративной работы детей; ведущие эстетические знания и формы эстетического познания; межпредметные и внутрипредметные связи; объем графических умений и навыков.
Опираясь в изучении народного искусства на реализацию важнейших дидактических принципов, мы стремились к обобщению методических приемов, определению места и значения художественного анализа произведений народного искусства на занятиях декоративного рисования, а также к разработке критериев уровней эстетической воспитанности детей, имея в виду конечной целью эффективное творческое развитие личности дошкольника.
Принципиально важным в этой системе является единство эстетического познания и содержания декоративной работы (трудовой деятельности) детей на материале народного декоративно-прикладного искусства, причем разрабатываются такие методические приемы, которые стимулируют творческое создание детьми самостоятельных композиций, а не простое подражание приемам народного искусства. Для этой цели на занятиях по декоративному рисованию привлекаются народная роспись Городца, Полховского Майдана, Хостова, Хохломы, глиняные дымковские и филимоновские игрушки, деревянная народная игрушка, бытовые изделия мастеров Севера, вышитые изделия из Рязани, Владимира, Торжка, произведения мастеров художественных лаков Палеха. В работе с детьми углубляются и систематизируются эстетические познания дошкольников на основе знакомства с народной керамикой Гжели, Скопина, с народной набойкой, народной гравюрой – лубком.
Конкретизацию существенных сторон учебно-воспитательного процесса на занятиях по декоративному рисованию, проводимых на основа системы учебно-творческих заданий, можно увидеть в динамике форм эстетического познания и видов декоративной работы детей (таблица 2).

Таблица 2

Кроме этого, с детьми проводились специальные занятия, направленные на развитие творческих способностей (См. Приложение).
3.3 Оценка эффективности программы развития творческих способностей дошкольников После проведенных занятий было проведено повторное тестирование детей по той же методике. Результаты представлены в таблице 3
Таблица 3
Уровень состояния творческого воображения в конце эксперимента
Результаты проведенного эксперимента представлены в виде диаграмм (Рис. 1, 2).

\s
Рис. 1. Уровень состояния творческого воображения в начале эксперимента
\s
Рис. 2. Уровень состояния творческого воображения в конце эксперимента
В результате проведенного эксперимента видно, что у детей, в результате занятий по специальной программе показатели уровня творческого воображения гораздо выше, чем были в начале эксперимента. Так, в конце эксперимента полностью отсутствуют дети с низким и очень низким уровнем развития творческого воображения, в то время как в начале 20 % детей имели очень низкий уровень развития и 40 % детей – низкий уровень развития творческого воображения, что в общей сумме больше, чем половина группы (60 %). Показатели среднего уровня развития творческого воображения в конце эксперимента также выше, чем в начале. Так в конце эксперимента таких детей – 40 %, в то время как в начале – всего 27 %. Это говорит о том, что дети, занимавшиеся по экспериментальной методике, стали более творчески развитыми.
И, безусловно, в конце эксперимента больший процент детей с высоким уровнем развития творческого воображения – 27 %, в то время как в начале таких детей всего лишь 13 %. Не говоря уже о том, что в в конце эксперимента 33 % детей показали очень высокий уровень развития творческого воображения, а в начале таких детей нет вообще.
Подводя итоги проведенного эксперимента, мы можем сказать, что после обучения по специальной методике развития на занятиях по изобразительной деятельности 60 % детей, что составляет больше половины группы, показали высокий и очень высокий уровень развития творческого воображения, в то время как в начале точно такой же процент детей (60 %) имели низкий и очень низкий уровень развития творческого воображения.
Все это говорит о преимуществах нашей программы преподавания изобразительной деятельности в детском саду перед обычной программой. Экспериментальная программа направлена на творческое развитие детей, в то время как обычная программа дает детям только основы изобразительной деятельности.

Заключение Играя важную роль в психической деятельности людей, творчество является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Первые экспериментальные исследования, посвященные творческому воображению, относятся к концу XIX – началу XX веков. Проведенный нами анализ значительного количества психолого-педагогической литературы, а также философских работ показывает существование разных точек зрения как на само понятие творчества, его сущность, так и на его связь с другими психическими процессами, на его роль в познавательной и преобразующей деятельности человека. Несмотря на разнообразие характеристик, большинство современных исследователей относят творческое воображение к высшим психическим процессам. Становление творческого воображения включает в себя обязательное развитие восприятия, памяти, мышления, речи, эмоций. Оно тесно связано с чувственным и опосредованным познанием, но не сводится к ним. Воображение практически вплетается во все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей и желаний личности, ее мотивов.
Творчество – это процесс мысленного создания новых образов на основе элементов прошлого опыта. Обеспечивает создание программы действия в тех случаях, когда проблемная ситуация неопределенна. Воображение бывает пассивное и активное, последнее – воссоздающее и творческое. Творческое воображение лежит в основе большинства видов сочинения и других речевых упражнений учащихся: рассказов по сюжетным картинам, по данному началу или концу, сочинений о будущем, типа развитие сюжета рассказа, в основе творческих пересказов и изложений, устного рисования, составления картинного плана и т.д. Поэтому развитие воображения, в первую очередь – творческого, необходимо для успешного развития детей.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.