Содержание Введение… 3 Глава 1. Теоретические аспекты исследования самосознания………… 1.1Понятие «самосознание», его структура и формирование….2. Самоотношение в структуре самосознания. Понятие «самооценка» личности… 3. Особенности самосознания в подростковом возрасте……… 15 Глава 2. Исследование особенностей самоотношения и самооценки в подростковом возрасте…1. Организация исследования и описание методики….22 2.2.
Изучение самоотношения и самооценки подростков…29 Заключение… 35 Литература… 36 Приложение Введение Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности
в онтогенезе. Проблема самоотношения особенно актуальна для подросткового возраста, поскольку именно здесь ранее сформированная (под влиянием родителей) система оценочных критериев ребенка подвергается воздействиям оценочных суждений сверстников. В связи с этим, возможно либо рассогласование между компонентами самоотношения, либо взаимное однонаправленное их усиление, имеющее отражение в переживании проблем подростками. Целью моего исследования является изучение особенностей самоотношения подростков с разной самооценкой.
Задачи: 1) Проанализировать теоретические подходы к изучению самосознания личности. 2) Изучить особенности самоотношения подростков. 3) Определить степень согласованности самоотношения и самооценки у подростков. Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных авторов – Л.И.Божович, С.Р.Пантелеева, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина,
И.С.Кона, В.В.Столина и др так и зарубежных – У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др. В указанных работах рассматриваются такие вопросы как структура самосознания, динамика его развития в онтогенезе, социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, с самосознанием и познанием других людей, и др. Что касается изучения самоотношения то это иерархическая модель структуры самоотношения
В.В.Столина. Предметом исследования стала взаимосвязь самооценки и самоотношения в подростковом возрасте. Объектом исследования является самоотношение подростков. В качестве гипотезы выступает предположение о том, что чем положительнее у подростка самоотношение, тем выше его самооценка. Для решения поставленных задач был использован следующий диагностический блок: 1. Тест «Самооценка» Л.Д.Столяренко 2. «Тест-опросник самоотношения» (В.
В. Столин, С. Р. Пантелеев) Методы исследования: теоретический анализ литературы; психодиагностический метод; методы математической и статистической обработки (U-критерий Манна-Уитни). Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в исследовании данных в работе психологической службы, а также в практической деятельности педагогов. Глава 1. Теоретические аспекты исследования самосознания
Понятие «самосознание». Его формирование. Структура. Самосознание - важное звено личности. Его определяют как сознательное когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, мысли и мнения о себе. В истории философии и психологии изложены различные точки зрения относительно самосознания личности, его структурных компонентов, которые представлены в работах В.В.Столина, А.В. Петровского, Е.Т. Соколовой, И.И.
Чесноковой и др. А.В. Петровский определяет самосознание как когнитивный компонент Я-концепции, включающий образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости [13, с.35]. Наиболее последовательная уровневая концепция самосознания сформулирована В.В. Столиным. Он относит самопознание и самоотношение, выделенные в самосознании другими авторами, к "горизонтальному строению самосознания" и вводит понятие "вертикального строения самосознания"
. В соответствии с тремя видами активности В.В. Столин назвал три уровня в развитии самосознания: организменный, индивидуальный, личностный. На уровне организма активность субъекта определена системой организм-среда, имеет прежде всего двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии. В недрах этой активности формируется "схема тела" или Я-образ организма - итог всех процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц и активации организма
в целом. На уровне социального индивида активность человека подчинена принадлежности к общности. Она регулируется нормами, правилами, обычаями, уставами и т.д. Я-образ облегчает человеку ориентацию в системе этих активностей за счет формирования в нем системы самоидентичностей: половой, возрастной, социально-психологической (этнической, модообразование) и т.д. На уровне личности активность субъекта называется прежде всего потребностью в саморегуляции и основой
Я-образа становится дифференцирующая составляющая, направленная на выделение личности из социума, и обеспечивающая ее самоактуализацию. [20, с.66-67] Лишь благодаря самосознанию мы осознаем несоответствие свойств нашей личности социально-нравственным требованиям, предъявляемым нам; мы осознаем также несоответствие наших физических и психических возможностей нашим стремлениям. Основными функциями самосознания считаются: развитие и совершенствование своей личности в соответствии
с социально-нравственными требованиями общества и сознательное использование психологических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества. Л.Д. Столяренко, выделяя критерии самосознания, определила и его структурные компоненты в виде: - осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я; - осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я); - познавательные когнитивные представления о себе; - эмоциональное, чувственное представление
о себе [19, с.68]. Психологический анализ самосознания, как считает И.И.Чеснокова, обязательно включает вопрос о структуре самосознания. В качестве одного из возможных вариантов структуры она предлагает понимание самосознания как единства трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности [20, с.63]. Личностный подход к изучению особенностей самосознания разрабатывался
Е.Т.Соколовой. По ее мнению самосознание является сложным динамическим единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного [17, с.28]. В связи с этим, она считает, что в структуре самосознания необходимо различать 3 компонента - когнитивный (образ физического Я), аффективный (эмоционально-ценностное отношение, самооценка) и поведенческий, которые имеют относительно независимую логику развития, однако тесно взаимосвязаны.
Таким образом, научные исследования позволили выработать и обосновать целостную теоретическую и экспериментальную парадигму исследований самосознания и обусловили новые возможности для научных исследований в данном направлении. При формировании самосознания человек, в первую очередь, начинает осознавать, что он отдельный индивид, отличающийся от других особенностями своей личности. Это понимание начинает формироваться еще в раннем детстве.
Эмпирические исследования развития самосознания ребенка показывают, что это развитие проходит ряд стадий, или фаз. Так, В.С.Мерлин выделяет четыре таких фазы: "сознание тождественности" (первый год жизни) – при этом происходит то, что мы обозначили как самовыделение и принятие себя в расчет; "сознание Я" (появляется к двум-трем годам), связанное с осознанием себя как субъекта деятельности; осознание своих психических свойств, происходящее в результате обобщения данных самонаблюдения, и фазу
социально-нравственной самооценки, возникающей в юношеском возрасте [20, с.53]. К.Роджерс предложил теорию личностно центрированного консультирования, в которой по-своему рассматривал процесс формирования самосознания. Он отмечал, что чтобы получить адекватное представление о реальном «Я», необходимо понять суть концепции организмического оценочного процесса. Он подразумевает рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке
в соответствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации (стремление развития своих способностей с целью поддержания самого себя и расширения границ своего «Я»). Личностно центрированная теория различает понятия «Я» и «Я-концепция». «Я» рассматривается как реальное организмическое «Я». Я-концепция людей - это их восприятие самих себя, которое не всегда соответствует их собственному переживанию или организмическому «Я».
На начальном этапе Я-концепция формируется в основном на личном опыте индивида. Также люди разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими людьми, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я». Я-концепция включает как восприятие людьми самих себя, так и изменяющиеся положительные и отрицательные оценки, связанные с восприятием самих себя. Оценки, в основе которых лежит скорее мнение других, чем собственный организмический оценочный процесс,
Роджерс назвал условиями ценности [14, с.86]. Таким образом, согласно личностно-ориентированной теории, у людей существует два процесса оценки: организмический процесс и интернализация оценок других людей (условия ценности). В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе, несмотря на то, что он активно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Анализ работ, посвященных изучению отношения человека к себе, позволяет говорить о
большом разнообразии используемых для описания его содержания психологических категорий. Можно назвать такие понятия как обобщенная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, собственно самоотношение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и др. Их содержание раскрывается с помощью таких психологических категорий как «установка» (Д.Н.Узнадзе), «личностный смысл» (А.
Н. Леонтьев), «отношение» (В.Н.Мясищев), «аттитюд» (M.Rosenberg, R.Wylie, S.Coopersmit), «социальная установка» (И.С.Кон, Н.И.Сарджвеладзе), «чувство» (С.Л.Рубинштейн). Отсутствие четкой терминологии привело к тому, что значения используемых терминов большинством авторов не разводятся, они чаще всего употребляются как синонимы.
Вместе с тем, анализ той психологической реальности, которая «скрывается» за данными понятиями позволяет более досконально разобраться в феноменологии отношения человека к себе. К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущность отношения человека к себе, можно отнести четыре: «общая» или «глобальная самооценка», «самоуважение», «самоотношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе». Первый термин являлся наиболее используемым в западной психологии с конца
XIX до 60-х годов XX века, а затем был вытеснен термином «самоуважение». В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г Спиркина, Е.В. Шороховой и теоретическим работам И.С. Кона и И.И. Чесноковой. Термин «самоотношение» был введен грузинским психологом
Н.И.Сарджвеладзе. В настоящее время в отечественной психологии доминирующим является категория «эмоционально-ценностное самоотношение». [14, с.75-76] Самоотношение личности понимается как сложное когнитивно-аффективное образование, зрелость которого определяется качеством взаимосвязи и степенью согласованности его составляющих. Его структура рассматривается как состоящая из двух компонентов: рационального отношения к себе как субъекту социальной активности («образ – Я» или категориальное «Я») и эмоционально-ценностного отношения
к себе – переживания и оценки собственной значимости как субъекта социальной активности, образующих рефлексивное «Я». В результате взаимодействия указанных компонентов с потребностно-мотивационной сферой личности отношение к себе включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции, стимулирует развитие познавательной и личностной субъектности человека. Позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, самостоятельность,
энергичность, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуации неопределенности. Люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами. Одним из мотивов, побуждающих человека соблюдать моральные нормы, является его стремление сохранить положительное самоотношение. В то же время негативное самоотношение является источником различных
трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся. Проблема достоинства, ценности своего «Я» почти полностью поглощает его внимание, в связи с чем уровень активности человека излишне повышается, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия, его поведение становится ригидным. Отрицательное, конфликтное отношение личности к себе обусловливает ее отклоняющееся поведение: совершение
правонарушений, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суицидальное поведение, связано с неадаптивными, асоциальными формами поведения, является одной из причин девиации, положительно коррелирует с депрессией.[10, с.72-74] 1.1.Самоотношение в структуре самосознания. Понятие «самооценка» личности Теоретические основы понимания самоотношения как компонента самосознания были заложены И.И. Чесноковой, которая ввела в научный обиход понятие «эмоционально-ценностное самоотношение».
Она определила эмоционально-ценностное самоотношение как специфический вид эмоционального переживания», в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя. Переживание при этом понимается как внутренняя динамическая основа, способ существования самоотношения, через который человек осознает ценностный смысл собственных отношений к себе. Оно может протекать как в форме непосредственной эмоциональной реакции, так и в «инактуальной форме»
(П.М. Якобсон), «когда живая эмоциональная реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением, за которым стоит в данный момент не актуализированное устойчивое чувство, а свернутая, в определенное время непосредственно пережитая эмоциональная реакция». [18, с. 63-64] Формирование самоотношения как аффективного компонента самосознания осуществляется на двух уровнях самопознания. На первом уровне эмоционально-ценностное самоотношение возникает как результат соотнесения
человеком себя с другими людьми. В этом случае при познании себя человек преимущественно опирается на внешние моменты. Итогом такого самопознания являются единичные образы самого себя и своего поведения, которые как бы привязаны к конкретной ситуации. Здесь еще нет целостного, истинного понимания себя, связанного с осмыслением своей сущности. Ведущими формами самопознания в рамках сравнения «Я-другой» являются самовосприятие и самонаблюдение. На втором, более зрелом уровне самопознания, формирование
самоотношения осуществляется в рамках сравнения «Я-Я» посредством внутреннего диалога. Ведущими формами такого самопознания являются самоанализ и самоосмыслени. [10, с.68-69] Наиболее перспективным в современной психологии является рассмотрение самоотношения как непосредственной представленности в сознании личностного смысла «Я». Здесь самоотношение не базируется на оценке социальной желательности воспринимаемой в себе черты,
и не является прямым следствием знания о себе, хотя феноменологически выводимо из него. В основу такого подхода положена идея о том, что в основании самоотношения лежит оценка личностью своего «Я», собственных черт по отношению к мотивам, которые выражают ее потребность в самореализации. Самоотношение в рамках данного подхода понимается как формируемое в процессе соотнесения личностью собственных качеств с мотивами ее самореализации. В сознании субъекта самоотношение семантически оформляется
(когнитивная составляющая) и переживается (эмоциональная составляющая). Когнитивная составляющая самоотношения в сознании выражается в субъективном наделении себя чертами, т.е. в самовосприятии, эмоциональная – в возникновении эмоций, чувств, направленных на самого себя. Субъект при этом относится к своему «Я» в зависимости от того, воспринимается ли оно как негативное, позитивное или конфликтное (противоречивое) условие достижения мотивов личности.
Отсюда отношение человека к себе может быть позитивным («Я» – условие, способствующее самореализации), негативным («Я» – условие, препятствующее самореализации) или конфликтным («Я» – условие, в одно и то же время и способствующее и препятствующее самореализации). [12, с.114] Таким образом, третьим важнейшим аспектом рассмотрения самоотношения является его изучение как компонента самосознания. Наиболее часто при этом для обозначения самоотношения как структурной составляющей самосознания
используется понятие «эмоционально-ценностное самоотношение». Говоря о самоотношении, следует обратить внимание на ещё один важный компонент самосознания – самооценку личности. Самооценка - ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Она выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент я-концепции и самосознания, как процесс самооценивания.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость)
личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие. [3, с.34-35] Самооценка развитого индивида образует сложную систему, включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщенности.
Самооценка характеризуется по следующим параметрам: 1) уровню (величине) — высокая, средняя и низкая самооценка; 2) реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка; 3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная самооценка; 4) устойчивости и др. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной
деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффектт-адекватности, дискомфорт успеха и др. Самооценкой также называют любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т. д. Самооценка здесь противопоставляется другим типам данных о личности,
например экспертной оценке, наблюдению, поведенческим тестам. [16, с.76] Самооценка - это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка. Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки.
Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой
личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей. Самым устоявшимся в психологии является термин «глобальная самооценка» (self-esteem). В отечественной психологии под глобальной самооценкой преимущественно понимается особое аффективное
образование личности, которое является результатом интеграции самопознания и эмоционально-ценностного самоотношения или общее чувство «за» или «против» себя как совокупность позитивных и негативных моментов самоотношения. [14, с.57-58] Подростковый возраст - это не только период физического становления, но и этап когнитивного развития, важной функцией которого является построение теории самого себя. Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась адекватная
Я-концепция. Выделяют 6 различных Я: - реальное Я человека; - собственное Я в представлении самого человека; - его Я в представлении других людей; - представления человека о том, что о нем думают другие; - представления о том, каким ему хотелось бы стать; - представления о том, каким его хотели бы видеть другие. Психологи считают, что полное развитие личной идентичности невозможно до достижения подростком стадии формальных операций в своем когнитивном развитии.
Согласно Пиаже, эта стадия наступает после 12 лет, когда подросток становится способным провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания. Подростки могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, рассуждать по аналогии и т. д. То есть именно на этой стадии становится возможным размышление о себе. Подростки собирают информацию о себе: мнения других людей, сами делают выводы о своих способностях,
о своей привлекательности. Опираясь на эту информацию, подростки формируют представления о себе, а затем проверяют через взаимодействие с другими людьми. Подростки ориентируются на свои идеалы (или идеалы других людей) и часто сравнивают себя с ними. [15, с.82] Рут Стренг выделила 4 основных аспекта Я: - общая Я-концепция - представление о своей личности и восприятие своих - способностей, а также статуса и ролей
во внешнем мире; - индивидуальные временные или переходные Я-концепции - концепции, зависящие от настроения, ситуации и т. п.; - социальная Я-концепция - представление о том, что о человеке думают другие люди; - идеальная Я-концепция - то, каким подросток хотел бы стать. Эти представления могут быть заниженными, завышенными или реалистическими. Реалистические приводят к принятию самого себя, психическому здоровью, достижению
целей [13, с.94]. 1.3.Особенности самосознания в подростковом возрасте Психологические исследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов - какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам.
Далее исследуется степень его достоверности и объективности, прослеживается изменение структуры образа Я в целом - степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени), субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.
В ранней юности происходит постепенная смена «предметных» компонентов Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего Я. Юноша привыкает к своей внешности, формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства
Я - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими. Судя по имеющимся данным, когнитивная сложность и дифференцированность элементов образа Я последовательно возрастают от младших возрастов к старшим, без заметных перерывов и кризисов. Взрослые различают в себе больше качеств, чем юноши, юноши - больше, чем подростки, подростки - больше, чем дети. Считается, что способность старших подростков реконструировать личностные качества основывается
на развитии в этом возрасте более фундаментальной когнитивной способности - абстрагирования. Интегративная тенденция, от которой зависит внутренняя последовательность, цельность образа Я, усиливается с возрастом, но несколько позже, чем способность к абстрагированию. Подростковые самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации
с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий самосознания, которые служат источником дальнейшего развития. Дописывая фразу «Я в своем представлении », многие юноши подчеркивают именно свою противоречивость, например: «Я в своем представлении - гений + ничтожество». [15, с.67-68] Данные об устойчивости образа Я не совсем однозначны. В принципе она, как и устойчивость прочих установок и ценностных ориентаций, с возрастом увеличивается.
Самоописания взрослых менее зависят от случайных, ситуативных обстоятельств. Однако в подростковом возрасте самооценки иногда меняются очень резко. Что касается контрастности, степени отчетливости образа Я, то здесь также происходит рост: от детства к юности и от юности к зрелости человек яснее осознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придает им больше значения, так что образ
Я становится одной из центральных установок личности, с которой она соотносит свое поведение. Однако с изменением содержания образа Я существенно меняется степень значимости отдельных его компонентов, на которых личность сосредоточивает внимание. В подростковом возрасте масштаб самооценок заметно укрупняется: «внутренние» качества осознаются позже «внешних», зато старшие придают им большее значение. Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием
к себе, эгоцентризмом. [18, с.67-69] Исследования содержания образа Я, проведенные под руководством И.В.Дубровиной, показали, что на границе подросткового и раннего юношеского возрастов в развитии когнитивного компонента Я-концепции происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на новый более высокий уровень [4, с.42]. Возрастные сдвиги в восприятии человека включают увеличение количества используемых описательных категорий,
рост гибкости и определенности в их использовании; повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и системности этой информации; использование более тонких оценок и связей; рост способности анализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о точном изложении материала, желание сделать его убедительным. Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии самохарактеристик, которые становятся более обобщенными, дифференцированными и соотносятся с большим числом «значимых лиц».
Самоописания в раннем юношеском возрасте имеют гораздо более личностный и психологический характер, чем в 12-14 лет, и одновременно сильнее подчеркивают отличия от остальных людей. Представление подростка о себе всегда соотносится с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Образы собственного Я оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы».
Подростки-мальчики считают себя менее сильными, менее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девочки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность. Свойственное многим подросткам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более
находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми. Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе
Я, обнаруживаются в 15-16 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описания после 15 лет резко увеличивается. Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост, взросление. [15, с.56-57] В теоретическом исследовании
И.И.Чесноковой указывается на наличие двух уровней самопознания: низшего - «Я и другой человек» - и высшего - «Я и Я». Специфика второго выражается в попытке соотнесения своего поведения «с той мотивацией, которую он реализует и которая его детерминирует» [21, с.49]. Составляющие Я-концепции, поддаются лишь условному концептуальному разграничению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Потому когнитивный компонент самосознания, образ
Я, его формирование в подростковом возрасте напрямую связан как с эмоционально-оценочной составляющей, самооценкой, так и с поведенческой, регуляторной стороной Я-концепции. В подростковом возрасте в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований для критериев оценки самого себя, своего Я - они сменяются «извне вовнутрь», приобретая качественно иные формы, сравнительно
с критериями оценки человеком других людей. Переход от частных самооценок к общей, целостной (смена оснований) создает условия для формирования собственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний и т. п. Важно отметить, что оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное «принятие себя», «самоуважение».
Именно сейчас на основе выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. «оперативная самооценка» начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности. [12, с.76] Особенно сильно актуализируется проблема несовпадения реального Я и идеального Я. По мнению И.С.Кона это несовпадение вполне нормальное, естественное следствие когнитивного
развития. При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. [11, с.23-24] Расхождение Я-реального и Я-идеального образов - функция не только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых подростков расхождение между реальным Я и идеальным Я, т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у их сверстников со средними интеллектуальными способностями.
Как отмечает Бернс, выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Применительно к Я-концепции три главных элемента установки можно конкретизировать следующим образом: Когнитивная составляющая установки - образ Я - представление индивида о самом себе. Эмоционально-оценочная составляющая - самооценка - аффективная оценка этого представления, которая
может обладать различной интенсивностью, так как конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. [1, с.67] Таким образом, можем говорить о том, что самосознание подростка обладает определенными особенностями, отличающими его от самосознания, например, младшего школьника или юноши.
К таким особенностям в первую очередь относятся: способность рассуждать абстрактно, логически, по аналогии, изменение содержания самоописаний и т.п. Выводы по главе Самосознание - настолько очевидное для каждого из нас явление, что факт его существования не вызывает никаких сомнений. Самосознание как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как
самооценка, как самоконтроль, как самоотношение и самопринятие. Таким образом, самосознание можно определить как отношение личности к себе, оценивание личностью самой себя, ее мысли и мнения о себе, сформированные на основе жизненного опыта и оценок других людей. Проведенный анализ позволяет говорить о существовании трех разных подходов рассмотрения отношения человека к себе: понимания самоотношения как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре
самосознания), как черты личности (самоотношение в структуре личности), как компонента саморегуляции (самоотношение в системе саморегуляции). Учение о самоотношении в его структурно-содержательном и функциональном контекстах постепенно исторически разворачивалось в работах как отечественных, так и зарубежных психологов (В.Н.Мясищев, С.Р.Пантилеев, В.В.Столин). В ряде работ самоотношение рассматривается наряду с самопознанием в качестве одного из функциональных аспектов самосознания (В.
В.Столин, С.Р.Пантилеев и др.), в частности, при освещении вопроса о становлении самоотношения на разных этапах онтогенетического развития человека. Подростковый возраст, рассматриваемый как значимый этап становления самосознания личности, под влиянием комплексных ситуационных и психологических факторов сопровождается качественной «перестройкой» или закреплением раннее сложившихся критериев оценочного и эмоционально-ценностного отношения к себе. Так, на основании анализа работ, посвященных изучению психологических
особенностей подросткового возраста (Л.И.Божович, Т.В.Драгунова, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, И.И.Чеснокова и др.), можно утверждать о существовании повышенного интереса подростка к собственному «Я», высокой сензитивности к оценкам других своей личности, потребности в автономии, самоутверждении среди сверстников и взрослых. Глава 2. Исследование особенностей самоотношения и самооценки в подростковом возрасте 2.1.
Организация исследования и описание методики Исследование проводилось в период 2008-2009 учебного года на базе гимназии №8 г. Минска. Участие в нём приняли учащиеся 7 «Г» класса в составе 18 человек. Исследование носило добровольный характер, что было отмечено положительным отношением к диагностике, заинтересованностью со стороны детей. В качестве диагностического материала были выбраны тест опросник самоотношения (ОСО) В.В.Столина, С.Р.Пантелеева и тест «Самооценка»
Л.Д.Столяренко. Тест опросник самоотношения построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему
«Я». В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее
устойчивого самоотношения. [2, с.84] Опросник включает следующее шкалы. Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого. Шкала I – самоуважение. Шкала II –аутосимпатия. Шкала III – ожидаемое отношение от других. Шкала IV – самоинтерес. Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние
действия в адрес «Я» испытуемого. Шкала 1 – самоуверенность. Шкала 2 – отношение других. Шкала 3 – самопринятие. Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность. Шкала 5 – самообвинение. Шкала 6 – самоинтерес. Шкала 7 – самопонимание. Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.
Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя. Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность
к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,– видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка,
вынесение самоприговоров («и поделом тебе»). Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других. Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих. Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений,
с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком; и утвердительный, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты (в %). [2, с.84-85] Для исследования уровня и особенностей самооценки подростков мною был выбран тест «Самооценка», разработанный Л.Д.Столяренко. Каждый человек имеет определенные представления об
идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества мы более всего ценим в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Задание теста позволяет узнать, какие же представления об идеале имеются у испытуемого. Методика проста в применении и даёт обширный материал для изучения. В первом этапе теста лист бумаги делится на четыре равные части, обозначается римскими цифрами
I, II, III, IV. Далее даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Испытуемый должен в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для него лично, которым он отдаёт предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам. Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводится толкование этих качеств. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека
– потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. [6, с.23] Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. В методике содержатся четыре блока качеств, каждый из которых отражает один из уровней активности личности.
Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому
отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит,
уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка может быть и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной. Л.Д.Столяренко предлагает выделять семь уровней самооценки в соответствии с набранными баллами (табл.1). Табл.1. Психодиагностическая шкала Уровни самооценки
Неадекват-но низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно высокий Юноши 0-10 11–34 35-45 46-54 55-63 64-66 67 Девушки 0-15 16-37 38-46 47-56 57-65 66-68 69 На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради
сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная.
Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности.
Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю. Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать
свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При Завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний
в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений. При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других.
И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий. Выше упоминалось об аффекте неадекватности. Это психическое состояние возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных
обстоятельств и сохранить привычную самооценку. К сожалению, это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т е. вплотную
заняться само управлением. Это не самый лучший способ поведения, и слабость подобной позиции обнаруживается незамедлительно или спустя некоторое время. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психе логическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно – коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения
неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения к главным, стратегическим целям, рассчитанным на всю жизнь. Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости
оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность. Данные методики позволяют решить еще несколько исследовательских и практических задач. Вот некоторые из них: Существует несколько форм активности человека: общение, поведение, деятельность, переживания. Личность можно рассматривать и как субъект самоуправления.
Поскольку одновременное осуществление всех этих форм активности затруднительно, то личность проявляет интерес к одной-двум сферам своей жизни. Действительно, каждый наблюдал людей, которые живут «в мире людей», «в замкнутом мире», «в мире дел» и «в мире чувств». Естественным будет предположить, что при выполнении методики люди выбирают больше качеств в той сфере, которая их больше интересует. Это и позволяет узнать, в какой области лежат их интересы, их предпочтения.
С этой целью нужно подсчитать, сколько было выписано «идеальных» качеств по каждому из четырех блоков и сравнить между собой полученные числа. Ведущим будет тот уровень активности человека, где больше всего собрано «идеальных» и «реальных» качеств, а также их процентное отношение. Можно получить представление о том, чем отличается каждый конкретный человек от других людей по своим ценностным ориентирам. [19, с.474] 2.2. Изучение самоотношения и самооценки подростков
Изучив особенности самооценки подростков с помощью методики, разработанной Л.Д. Столяренко, вся исследуемая выборка была поделена на три группы (рис.1): в первую группу вошли испытуемые с высокой самооценкой (n=7), во вторую со средним уровнем (n=8), и третья группа с низким уровнем самооценки (n=3). Согласно психодиагностической шкалы Л.Д.Столяренко низкому уровню самооценки соответствуют показатели 0-46, среднему уровню 47-65 и высокому 66
и выше. Среднее значение уровня самооценки по выборке – 66,61, минимальный показатель составляет 26,00% и максимальный – 100%, стандартное отклонение - 5,934. Самое высокое значение по тесту «Самооценка» было выявлено у испытуемой Веры В. Интегральное самоотношение у неё также одно из самых высоких среди показателей по всей выборке (98%). «Ожидаемое отношение других» превышает реальное отношение (72,33% и 51,33%), значение шкалы «Самоуверенность»
- одно из самых высоких (92,33%), невысокий уровень саморуководства (38,33%) и «Самообвинение» выше среднего (60,77%). Наибольшее количество качеств в тесте «Самооценка» у испытуемой в блоке I. Межличностные отношения, общение, наименьшее в блоке II.Поведение и равное количество в блоках III.Деятельность и IV.Переживания, чувства. На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное
представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих. Такой человек не желает признавать, что все неудачи – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Из трёх испытуемых с низкой самооценкой лишь у одного из них выявлен низкий показатель
самоотношения ( 38,33%), у оставшихся двух он весьма высокий (88% и 90,67%). Это указывает на относительную независимость этих компонентов самосознания. У одной из девочек положительное интегральное самоотношение сочетается с высоким уровнем самообвинения (60,77%) и низкой самооценкой (26%). У мальчика с показателем самооценки 30% выявлено положительное самоотношение – 90,67%, которое сочетается с низким уровнем аутосимпатии ( 21,67%) и высоким уровнем
самообвинения (60,77%). У испытуемой с низкими показателями по шкале «Интегральное самоотношение» и с низкой самооценкой были выявлены также аутосимпатия ниже среднего (28%), самообвинение выше среднего (43,33%) и очень низкие показатели по шкалам «Ожидаемое отношение других» (3,33%) и «Отношение других» (7,33%). Средний показатель по шкале «Интегральное самоотношение» по всей выборке составляет 81,352%, min значение – 26,67%, max – 98,67 со стандартным отклонением -
5,0796. Самый низкий показатель по шкале « Интегральное самоотношение» был выявлен у испытуемой Лизы Ш при этом у неё неадекватно завышенная самооценка, чрезвычайно низкие показатели по шкалам «Ожидаемое отношение других» (1,00%) и «Отношение других» (0,67%) и высокий по шкале «Самообвинение» (81,33%), а также самое низкое по выборке значение по шкале «Самоинтерес» (3,00%). В тесте «Самооценка» наибольшее количество качеств испытуемая выписала из блока
III. Деятельность, при этом все идеальные качества являются реальными, а наименьшее – из блока I. Межличностные отношения, общение. Расхождение же идеальных качеств с реальными наблюдается в блоке IV. Переживания, чувства. Возможно, у испытуемой возникают проблемы в общении из-за противоречия в сфере чувств, что сочетается с чувством вины, и она старается компенсировать это в деятельности. Самое высокое значение по шкале «Интегральное самоотношение» выявлено у испытуемой
Настя К. (98,67%), при этом у неё средний (адекватный) уровень самооценки (51%). У неё высокие показатели по всем шкалам теста-опросника самоотношения (ОСО), низкий показатель самообвинения. В тесте «Самооценка» идеальные качества у испытуемой равномерно распределены по всем четырём блокам, реальных качеств также по 6 в каждом блоке. По полученным показателям можно сказать, что испытуемая уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию и саморазвитию.
Для оценки достоверности различий между выборками с разным уровнем самооценки я использовала U-критерий Манна-Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он является одним из самых распространенных непараметрических критериев, кроме того, позволяет выявить различия между малыми выборками. Оценка различий между двумя выборками по уровню аутосимпатии выявила различия между высокой самооценкой
и низкой (p=0,0873) а также между средней и низкой самооценкой (p=0,0524). Гипотезы: H0: Уровень аутосимпатии в группе с низкой самооценкой не ниже уровня признака в группе с высокой самооценкой. H1: Уровень аутосимпатии в группе с низкой самооценкой ниже уровня признака в группе с высокой самооценкой. Находим значение Uкр из таблицы критических значений U-критерия Манна-Уитни для n1=7 и n2=3. Uкр 0,05 = 3;
Различия между двумя группами можно считать значимыми, если Uэмп ниже или равен Uкр. Uэмп = Uкр =3, поэтому можно отвергнуть нуль-гипотезу и принять гипотезу о том, что уровень аутосимпатии в группе с низкой самооценкой ниже уровня признака в группе с высокой самооценкой (на уровне статистической значимости p=0,05). Теперь подсчитаем различия между уровнем аутосимпатии при средней самооценке и при низкой.
H0: Уровень аутосимпатии в группе с низкой самооценкой не ниже уровня признака в группе со средней самооценкой. H1: Уровень аутосимпатии в группе с низкой самооценкой ниже уровня признака в группе со средней самооценкой. Находим значение Uкр из таблицы критических значений U-критерия Манна-Уитни для n1=8 и n2=3. Uкр 0,05 = 3; Uэмп<Uкр =2,5, поэтому можно отвергнуть нуль-гипотезу и принять гипотезу о том, что уровень аутосимпатии
в группе с низкой самооценкой ниже уровня признака в группе со средней самооценкой (на уровне статистической значимости p=0,05). Графическое представление критерия U отображает соотношение рядов значений двух выборок. Как видно на рис. (а) второй ряд ниже первого, и ряды почти не перекрещиваются. Область наложения не столь велика, чтобы скрадывать различия между рядами по уровню аутосимпатии, поэтому
есть шанс, что различия между средней и низкой самооценкой достоверны. В случае б) второй ряд, отображающий значения низкой самооценки, тоже ниже первого, значений высокой самооценки, но область перекрещивающихся значений у двух рядов достаточно обширна. Она достигает критической величины (Uэмп = Uкр). Изучение взаимосвязи самооценки и компонентов самоотношения положительных результатов не дало. Связи не обнаружено, так как коофициент корреляции слабый.
Табл.2 Показатели взаимосвязи между самооценкой и компонентами самоотношения integraln samouvag autosimp ogidanie samointeres samouveren otnoch dr samopriniat samoruk samoobv samoint2 samoponiman samoocenca 0,11 0,00 0,29 0,08 -0,15 0,26 -0,06 0,12 -0,09 0,05 0,02 0,12 Выводы по второй главе Относительно исследования компонентов самоотношения мною были получены и систематизированы результаты в следующие ключевые пункты: 1.Подростки, у которых в целом отмечается положительное отношение к себе
(интегральное положительное самоотношение), обладают высоким самоинтересом. 2.С ростом самопринятия в выборке подростков повышается тенденция к положительному самоотношению. 3.В ходе сопоставления данных, относительно специфики самоотношения и уровня самооценки, взаимосвязи между ними установлено не было, то есть положительное самоотношение характерно как для подростков с высоким уровнем самооценки, так и с низким. 4.Однако были выявлены различия в уровне аутосимпатии между
выборками с высокой и низкой самооценкой, а также средней и низкой самооценкой. Между выборками с высокой и средней самооценкой различий не обнаружено. Это означает, что подростки с высокой и средней самооценкой обладают более выраженной аутосимпатией, то есть дружественно относятся к собственному «Я», одобряют себя в целом и доверяют себе, нежели подростки с низкой самооценкой, для которых более свойственно низкий уровень самопринятия и самообвинения.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют расширить представление о психологических особенностях самоотношения в контексте его структурных компонентов. Заключение Самоотношение является для психологии традиционным объектом исследования и не исчезает из ее поля зрения со времен У. Джеймса (исключение составляют лишь 20-40-е годы ХХ века). За это время накоплены богатейшие теоретические и экспериментальные данные изучения самоотношения
как объекта психологического анализа, раскрыты механизмы его формирования, особенности функционирования и строения. В своей работе я попыталась изучить и описать особенности самоотношения в подростковом возрасте. Здесь были проанализированы теоретические подходы к изучению самосознания личности, исследованы особенности самоотношения подростков. В качестве гипотезы выступало предположение о том, что чем положительнее у подростка самоотношение, тем выше его самооценка. Гипотеза частично подтвердилась, так как положительное
самоотношение было выявлено как у подростков с высокой самооценкой, так и с низкой. Взаимосвязи между уровнем самооценки и компонентами самоотношения выявлено не было. Обнаружены лишь различия в аутосимпатии подростков с высокой и низкой самооценкой (p=0,087), а также средней и низкой самооценкой (p=0,053). Такие результаты подтверждают сложность и противоречивость подросткового возраста. Полученные в исследовании данные можно использовать в работе психологической службы, а также
в практической деятельности педагогов. Список литературы 1.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание М 1986 г. 2. Бодалёв А.А Столин В.В. Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика/ Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987 С.245-268. 3.
Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал 1992 Т.13, №4 С. 99-101. 4. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М 1991 г. 5. Захарова А.В. Генезис самооценки: Автореф. докт. дис М 1989. 6. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума Таллин,
1980 С. 11-14. 7. Захарова А.В. Психология формирования самооценки Минск, 1993 100 с. 8. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии 1989 №1 С.5-14. 9. Липкина А.И. Самооценка школьника М 1976. 10. Колышко А.М. Психология самоотношения: Учебн. пособие Гродно, 2004 г. 11. Кон И.С. Категория
Я в психологии // Психологический журнал 1981 №3 С.12-14 12. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система - М.: Изд-во МГУ, 1991 108 с. 13. Петровский А.В. Хрестоматия по психологии. М 1987 г. 14. Райгородский Д.Я. Психология самосознания. Самара, 2003 г. 15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.
СПб 2000 г. 16.Современный психологический словарь/ Сост. И общ.ред. Б.Г.Мерещяков, В.П.Зинченко. С П 2007 г. 17. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М 1989 г. 18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д 1996 г. 19. Уляева Л.Г. Я-физическое в структуре самосознания /
Уляева Л.Г. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии М.: 1998 Т. 3 С. 130-135. 20. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М 1977 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Метафоры памяти |
Реферат | 1598 года, 20 февраля Князья Шуйский и Воротынский |
Реферат | Преобразования Александра Второго |
Реферат | Советско-Финляндская война 1939 года |
Реферат | Программирование в Delphi |
Реферат | Оретаны |
Реферат | Визбор |
Реферат | Cleopatra Essay Research Paper When you think |
Реферат | Модернизация оптической системы лазерной установки "Квант-15" |
Реферат | Астана - столица Республики Казахстан |
Реферат | История гребли |
Реферат | Развитие английского абсолютизма |
Реферат | Автор и его герои в отношении к обществу в романе Евгений Онегин |
Реферат | Радиостанция Голос Америки |
Реферат | Одиссея Гомер |