А. Н.ОСТРОВСКИЙ. Пьеса «Гроза». Материалу к практическому занятию по анализу драмы .Александр Николаевич Островский(1823-18860)вошёл в историю русской литературы как основатель русского национального театра. Он родился в Замоскворечье - старом купеческом и чиновничье-мещанском районе Москвы, там же прожил большую часть своей жизни. Его родители происходили из духовного сословия: мать умерла рано, и мачеха дала Островскому прекрасное домашнее образование. После окончания гимназии он поступил в Московский университет на юридический факультет, но после второго курса оставил учебу, определился на службу в Московский совестный суд, а все свободное время отдавал сочинительству. После того, как в 1850 году в журнале "Москвитянин" была опубликована пьеса "Банкрот" ("Свои люди - сочтемся!"),князь В. Ф. Одоевский, один из самых просвещенных людей своего времени, писатель написал: "Я считаю на Руси три трагедии: "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор"; на "Банкроте" я поставил нумер четвертый". Островский написал 50 оригинальных пьес. Творческая судьба драматурга сложилась в общем-то вполне удачно. Большинство его пьес, почти сразу после написания ставились на сцене Малого театра в Москве, где в то время блистала целая плеяда выдающихся актеров; Островский вел активную общественную жизнь - основал "Литературный фонд" и "Общество русских драматических писателей и оперных композиторов". Пьесы "Гроза" и "Бесприданница" занимают значительное место в драматургии Островского: первая считается вершиной предреформенного периода творчества драматурга, вторая - более позднего, постреформенного периода. Пьеса «Гроза» была опубликована в 1860 году.Пьесу "Бесприданница" Островский начал еще в 1874 году, закончил же только в 1878-м. Островский же, как истинный художник, уже тогда видел те изменения в русской жизни, которые еще не были заметны большинству: если в "Грозе" в образе Катерины гибла душа русской патриархальной старины, то в "Бесприданнице" нежную, возвышенную, поэтичную Ларису убивал дух торгашества. Островский в Ларисе рисует образ девушки, не имеющей себе подобий, бесподобной. Стремления и вожделения окружающих ее людей направлены к тому именно, чтобы уподобить ее другим женщинам, навязать ей образ жизни, чуждый ее желаниям, но зато соответствующий реальным законам окружающего ее мира". Задания по анализу текста драмы «Гроза» В пьесе, как и любом литературном произведении, есть сюжет. Попробуйте самостоятельно определить главные (завязка, кульминация, развязка) элементы сюжета в "Грозе". В драматургическом произведении в отличие от эпического (роман, повесть, рассказ) средством психологической характеристики героев являются прежде всего их действия и бытовой диалог. Характеры действующих лиц раскрываются постепенно, по мере созревания и разрешения драматургического конфликта. Остановимся на ключевых моментах в развитии конфликта "Грозы" и понаблюдаем, как постепенно нам открываются характеры героев. Действие I. Что мы узнаем о городе и его "жестоких нравах" из 1-4 явлений! Почему семейство Кабановых появляется только в 5 явлении! Что мы узнаем о прошлом Катерины (явл. 7)? Что означает реплика Варвары (Катерине): "Я хуже тебя!"? Название литературного произведения, как правило, имеет важную смысловую нагрузку. ^ В пьесе "Гроза" - это многозначный образ-символ. В какой момент в I действии раздаются удары грома? Действие II. Явления 3-4. Сцена прощания мужа с женой. Чего надобно Кабанихе от Катерины? Явление 4 - яркий пример так называемого "диалога глухих". Тихон явно не понимает жену: "Не разберу я тебя, Катя!" Попытайтесь объяснить психологические мотивы поведения Катерины. ^ Сцена с ключом (явл. 9-10) - ключевая в развитии конфликта. Если формальной завязкой можно считать отъезд Тихона, то в явлении 10 завязка, так сказать, психологическая: Катерина решила признаться самой себе в любви к Борису, которая в ее глазах - величайший грех. (А Катерина - глубоко верующая.) Эта. решимость Катерины проявляется в ее словах и действиях: вначале она отталкивает ключ: "На что! Не надо! Не надо!" Потом, держа ключ в руках, признается самой себе: "Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать!" Испугавшись чьих-то шагов и спрятав ключ в карман: "Ну уж, знать, так тому и быть... что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его..." ^ Действие III. Подумайте, зачем в пьесу введены рассказы Феклуши о "последних временах" (Д. III, явл. 1), диалог горожан о "геенне огненной" и "Литве, с неба упавшей" (Д. IV, явл. 1)? Явление 3. Зеркальное повторение диалога Катерины и Тихона (Д. II, явл. 4). Борис точно так же не способен понять Катерину, ее душевную борьбу и смятение. Когда в начале действия Феклуша говорит о Москве, возникает чувство, будто бы Москва и Калинов разделены не только в пространстве, но и во времени. В Москве Содом, "суетный народ бегает", а в Калинове, кажется, все та же жизнь, что и века назад, словно время остановилось, застыло. ^ На этот "рай и тишину" обрушивается Кулигин (явл. 3), хотя он и сам со своим перпетуум-мобиле, стихами Ломоносова и Державина, манерой выражаться тоже будто из прошлого, XVI-XVII века. Но и над этим замкнутым, застывшим (в раю времени нет) миром сгущаются тучи. "...ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!.. Зачем ты моей погибели хочешь?" - мучится Катерина, задыхаясь в этом "раю". Феклуша произносит это же слово -"грех": "Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается..." ^ Действие IV. "...как бы гроза не собралась?" - первая реплика IV действия. После слов Варвары о возвращении Тихона раздается удар грома. Подумайте, сумасшедшая барыня дважды появляется в пьесе: в I действии 8 явлении, после признания Катерины, и в IV действии 6 явлении? Обратите внимание, что в обоих случаях речь барыни о красоте. ^ Покаяние Катерины (6 явл.) - кульминация пьесы, наивысшая точка развития конфликта. Подумайте, почему Катерина признается в грехе принародно? В пьесе все герои толкуют о воле. Катерина тоскует о вольной жизни в родном доме, при первом свидании с Борисом говорит: ". ..нет у меня воли, кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе..." Перед смертью просит у Бориса прощения: "Не хотела я тебе зла сделать, да в себе не вольна была". Борис на вопрос Кулигина, почему он терпит издевательства Дикого, отвечает: "Уж какая охота... Неволя" Катерине на просьбу взять с собой отвечает (почти как и Тихон в подобной ситуации): "Нельзя мне... Не по своей я воле еду: дядя посылает". Тихон: "Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг... Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить". Кабанова после покаяния Катерины бросает сыну: "Вот куда воля-то ведет!" Подумайте, какой смысл вкладывает в это слово каждый из героев? ^ Действие V. Явление 4. Психологическая развязка конфликта; ясно, что внутренне Катерина уже решилась: "Мне что домой, что в могилу! В могиле лучше...", формальная развязка явления 5-6. Подумайте, почему некоторые последователи называют драму Островского трагедией (трагедия - драматургический жанр, основанный на трагической коллизии (неразрешимом конфликте) героев)? Долгое время вслед за трактовкой пьесы Добролюбовым критика видела в Катерине не просто жертву (хотя и восставшую) самодурства, а чуть ли не провозвестницу новой жизни, грядущих перемен. Но так ли это? Любовный треугольник (Тихон - Катерина - Борис) - не главное в пьесе. Основной конфликт - противостояние Катерины и Кабанихи. Обе они - из одного мира, мира старого патриархального уклада жизни. Но если Катерина - душа этого мира, то Кабаниха – блюстительница всего того темного, кондового, мрачного, что всегда было (и есть) в русской жизни. Подлинная трагедия Катерины в том, что она безысходно одинока в этом мире. Нелюбимый муж и любимый (и любящий!) Борис одинаково не понимают ее, не случайно они даже отвечают Катерине почти одними и теми же словами. От Варвары, например, метания и мучения Катерины вообще далеки, для нее греха не существует, было бы все шито-крыто. В этом Варвара парадоксальным образом сближается со своим главным врагом - маменькой, для которой тоже важна не суть (любит ли Катерина Тихона), а мертвая буква закона (жена должна выть, провожая мужа). В ответ на рассказ Катерины о жизни в родном доме Варвара замечает: "Да ведь и у нас то же самое". То же, да не то. И не только потому, что в доме Кабановых "все как будто из-под неволи". Исчез сам дух патриархальной морали, нет больше гармонии между отдельным человеком и нравственными представителями Среды, на которой держалась вся жизнь, в том числе и семейные отношения. Мы уже отмечали, что часто Катерина и Кабанова говорят об одном и том же: грех, воля. Вера, религия - едва ли не главная тема "Грозы". "Полно, об ней и плакать-то грех!" - усмиряет Кабаниха сына. Но никто не судит Катерину беспощаднее ее самой: отсюда и покаяние, и трагический финал. Возвышенной и поэтической душе Катерины, душе-птице, нет места в городе Калинове. Ей вообще нигде на земле нет места. Единственный человек, понимающий и по-настоящему чувствующий Катерину, - это инженер-самоучка Кулигин. Не потому ли, что и он со своим перпетуум-мобиле и цитатами из Ломоносова и Державина тоже в прошлом - в "блестящем" (и идеализированном, конечно) XVIII веке, веке "разума и просвещения". "Мечтает себе - и счастлив", -говорит о Кулигине "реалист" Борис, "невольник" дяди. В драме Островского "Гроза" (обратите внимание, что она написана накануне отмены крепостного права) мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира - Катерина -уходит из жизни в муках и страданиях.