Библиодосье к парламентским слушаниямна тему«Народные художественные промыслы: проблемы сохранения и развития»по информационно-библиографическим ресурсам Управления библиотечных фондов(Парламентской библиотеки)Москва,апрель 2011 г.Предлагаемое библиодосье к парламентским слушаниям на тему «Народные художественные промыслы: проблемы сохранения и развития» подготовлено на основе информационно-библиографических ресурсов Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеки). Библиодосье состоит из четырех частей.^ Первая часть содержит публикации в журналах, газетах и неопубликованные материалы парламентских слушаний о законодательной поддержке сохранения и развития народных художественных промыслов, региональных проблемах формирования потребительского рынка и развития предприятий народных художественных промыслов, а также о необходимости сохранения культурного наследия России. Во второй части представлена официальная статистическая информация о численности занятых в художественной промышленности, о численности безработных по профессиональной принадлежности к занятиям, включая художественные промыслы; справочная информация об организациях народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также материалы Концепции государственной поддержки организаций народных художественных промыслов до 2015 года (о месте промыслов в экономике страны и о тенденциях развития народных художественных промыслов). ^ Третья часть включает дополнительный список книг, авторефератов диссертаций, неопубликованных материалов парламентских мероприятий, публикаций в журналах и газетах по указанной теме. Библиографические записи расположены в алфавитном порядке авторов или заглавий. В четвертой части приводятся полезные интернет-ссылки на информационные ресурсы, содержащие нормативно-правовые, аналитические, справочные материалы о развитии народных художественных промыслов.СОДЕРЖАНИЕ Часть IПубликации в журналах, газетах, неопубликованные материалы парламентских слушаний ^ Наумов С.А. [Выступление на парламентских слушаниях на тему: «Законодательная поддержка сохранения и развития народных художественных промыслов России»] 4 ^ Дубровский П.С. Структуризация понятия «народные промыслы» (о современных тенденциях развития и расширения возможностей народных промыслов) 6 ^ Коробова О.О. Регулирование региональных процессов потребительского рынка народных промыслов: формирование политики протекционизма 10 ^ Васильева М.В. Проблемы функционирования предприятий народных художественных промыслов на современном этапе 14 ^ Породина С.В. Анализ и перспективы развития предприятий народных художественных промыслов России (на примере Нижегородской области) 18 ^ Дрожжин Г.А. За пять лет мы можем полностью лишиться народной культуры 26 Назаров А. Выгода не в счет. Народные промыслы не должны погибнуть! 28 Часть II Статистическая и справочная информация 30 Часть III Дополнительный список книг, авторефератов диссертаций, неопубликованных материалов парламентских мероприятий, публикаций в журналах и газетах Книги, авторефераты диссертаций, неопубликованные материалы парламентских мероприятий 36 Публикации в журналах и газетах 37 Часть IV Полезные интернет-ссылки 39 Составители:Научное редактирование – канд. филол. наук Т.А. Москаленко (начальник отдела библиотечно-информационного обслуживания УБФ (ПБ);Поиск, анализ, отбор материалов в ресурсах УБФ (ПБ), полнотекстовых базах данных, систематизация материалов, формирование библиографических списков, оформление библиодосье – канд. ист. наук ^ Н.В. Фатуева (ведущий специалист 3 разряда отдела библиотечно-информационного обслуживания УБФ (ПБ); подготовка статистической информации – Е.Л. Малахова (консультант отдела ведения баз данных и государственной библиографии по официальным документам УБФ (ПБ); подготовка обзора интернет-ссылок– И.А. Литвинова (консультант отдела ведения баз данных и государственной библиографии по официальным документам УБФ (ПБ);Сканирование публикаций, подготовка электронной версии библиодосье, размещение на сайте УБФ (ПБ) в сети Интранет Государственной Думы по адресу: http://parlib-search.duma.gov.ru/ – С.А. Домченков (консультант отдела электронных изданий УБФ (ПБ), А.В. Ильин (старший специалист 3 разряда отдела библиотечно-информационного обслуживания УБФ (ПБ)Часть IПубликации в журналах, газетах, неопубликованные материалы парламентских слушаний^ ВЫСТУПЛЕНИЕ СТАТС-СЕКРЕТАРЯ – ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.А. НАУМОВА НА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ НА ТЕМУ: «ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ» (извлечение) На сегодняшний день, по данным нашего министерства, этим видом деятельности занимаются 250 предприятий в 64 субъектах Федерации. Очень важно, что в этой сфере занято порядка 30 тысяч человек. По нашим данным, ежегодный объем средств, полученных от реализации изделий народных художественных промыслов, составляет без учета достаточно специфичных для данного вида деятельности налогов около 4 млрд. рублей. И присутствующие знают, это важный параметр для оценки качества продукции, о которой идет речь, порядка 18 процентов от общего объема признано продукцией художественного достоинства. Порядка 74 процентов продукции, по официальной статистике, выпускается на территории шести субъектов Федерации. Это в первую очередь Московская область, Вологодская, Владимирская, Тверская области, город Санкт-Петербург и Республика Дагестан. Сделаю небольшое отступление. Для нас совершенно ясно, почему сложилось такое доминирование. Очевидно, что речь идет о территориях либо с наиболее развитым в настоящий момент туристическим потенциалом (если иметь в виду в первую очередь туризм, связанный с приездом в нашу страну гостей из-за рубежа), либо с очень хорошо продуманной политикой, которая исторически сложилась на региональном уровне и связана с позиционированием региона в рамках того или иного собственного промысла, который позволяет хорошо узнать данную территорию. Порядка 60 процентов мы сегодня относим к промыслам, связанным с деревопереработкой. Безусловно, это не единственный срез, он скорее показывает сегодняшние наиболее очевидные приоритеты нашей страны в этой сфере. Это не означает, что какой-то сегмент не может получить поддержку в зависимости от тех мер, которые мы с вами сегодня обсудим и которые будут приняты в ближайшее время. Принципиально важно подчеркнуть, что здесь велика роль региональных органов власти, и это – в соответствии с законом о сферах, которые регулируются как на федеральном, так и на региональном уровне. На уровне Федерации мы считаем абсолютно оправданными такие уже привычные меры, которые помогают существовать отрасли: это освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации изделий признанного художественного достоинства, снижение ставки единого социального налога, предоставление субсидий из федерального бюджета для компенсации затрат предприятий, поскольку логистика, транспортная составляющая, безусловно играет особую роль. Новое направление, которое связано с передачей нам функций в области внешней, да и внутренней, торговли – это расширение сферы распространения изделий народных художественных промыслов до выставочно-ярмарочной деятельности (которая у нас осуществляется тоже при поддержке государства) в части организации внешних экспозиций на национальных российских ярмарках за рубежом в рамках проведения Года России в той или иной стране. Я сразу хочу сказать, что новой мерой, которая, мы считаем, даст очень серьезный, ощутимый импульс росту спроса на продукцию, станет целевой государственный заказ на продукцию народных художественных промыслов для обеспечения выставочной деятельности за рубежом. И, безусловно, когда говорят про инновационный сценарий развития нашей экономики, кто-то имеет в виду углубление переработки углеводородного сырья, кто-то – углубление переработки металлов. Мы понимаем, что это в первую очередь увеличение добавленной стоимости, которая производится на территории Российской Федерации. И народные художественные промыслы, как и любой вид промышленной деятельности, связанный с творчеством, с искусством, – это как раз то направление, которое, может быть, в силу своего масштаба пока еще недооценено. Но мы понимаем, что инструментарий со стороны государства должен быть соответствующий, инновационный. Поэтому мы считаем, что надо помогать в части оформления интеллектуальной собственности, патентов на выпускаемую продукцию, на продукцию, которая находится в обращении. Отчасти это является и способом борьбы с контрафактной продукцией, которая, безусловно, подрывает деятельность предприятий, входящих в состав ассоциации и пользующихся поддержкой со стороны министерства. Эта финансовая поддержка растет, носит уже прямой характер. Безусловно, сегодня мы стоим на определенного рода развилке. До сих пор поддержку получали 18 предприятий. В настоящий момент мы рассмотрели заявки от 62 предприятий. По 49 из них уже приняты положительные решения, часть заявок направлена на доработку. Мы не уверены в том, что достаточно небольшой объем финансовой помощи, которая может быть выделена со стороны федерального бюджета, надо "размазывать тонким слоем" по бессчетному количеству предприятий, которые, конечно, пройдут все процедуры, получат необходимое подтверждение того, что они занимаются данным видом деятельности. На наш взгляд (я об этом говорил, когда подчеркивал роль региональных властей), необходимо все-таки более тесно увязать между собой специфику позиционирования того или иного региона. Поэтому мы думаем, что министерство в дополнение к уже заявленным мерам разработает проект ведомственной целевой программы с рабочим названием "Сделано в России", которая будет структурирована по трем блокам. Первый блок – это те промыслы и те изделия народных художественных промыслов, которые действительно составляют образ России в мире. И какими бы ни были сегодняшние проблемы, этот образ России – яркий, приветливый, образ многонациональной России, мы его должны сохранять. Поэтому, на наш взгляд, ограниченное количество приоритетных направлений будет поддерживаться именно в рамках того госзаказа по выставочной деятельности и в рамках субсидирования с учетом того, что эта продукция идет в том числе и на экспорт, что тоже вносит свой вклад в стабильное развитие нашей экономики. Второй блок – это блок региональный. Ни в коем случае нельзя не учитывать специфику того, что во многих регионах этот вид деятельности позволяет обеспечить занятость, обеспечить занятость в достаточно цикличных колебаниях по спросу на другие виды промышленного производства. Поэтому, безусловно, в рамках проекта ведомственной целевой программы мы должны выйти на инструменты софинансирования, как со стороны федерального центра, так и со стороны региональных бюджетов, производства более широкого спектра изделий. И независимо от того, какова технологическая основа промысла, мы понимаем, что это позволяет регионам либо этносам, которые проживают на территории тех или иных субъектов Федерации, сохранять свою национальную самобытность. Это тема, которую мы бы хотели обсудить и с Министерством культуры, и с Министерством регионального развития. Ну и, как я уже говорил, очень важна роль туризма. Поэтому мы думаем, что надо активизировать деятельность по указанным ведомственным программам, объединяя усилия для того, чтобы развивать эту отрасль и чтобы, эта отрасль существовала не от одного спада до другого, а имела четкие перспективы в рамках концепции долгосрочного развития до 2020 года. В настоящее время мы сформировали экспертный совет при министерстве, в него вошли присутствующие здесь представители предприятий. Он будет непосредственно определять порядок выдачи субсидий. Этот порядок у нас уже определен, он рассчитан на трехлетнюю перспективу, что важно для планирования деятельности предприятий (раньше мы могли оперировать только во временных рамках одного года). И с учетом того, что полный пакет документов должен вступить в силу с 1 января 2009 года, мы планируем, что до этого срока уточним и полномочия нашего министерства, и полномочия других ведомств. Мы вышли с предложением увеличить объемы финансирования в 2009 году до 250 млн. рублей, считаем, что с учетом разных факторов они могут быть увеличены до 300 млн. рублей в 2010 году и до 350 млн. рублей в 2011 году. То есть это тот миллиард прямых субсидий, который мы предлагаем вам рассмотреть. ^ СТРУКТУРИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»* О современных тенденциях развития и расширения возможностей народных промыслов(извлечение)П.С. Дубровский, кандидат технических наук (Шуйский государственный педагогический университет)Сегодня достаточно сложно говорить о народных промыслах, как о массовом производстве товаров и услуг, поскольку сама по себе структура индивидуальной трудовой деятельности значительно изменилась. Если в конце XIX начале XX веков в России большая часть товаров и услуг для массового потребления, особенно сельских регионов, производилось в индивидуальной, кустарной или артельной форме организации труда, куда входило производство одежды, обуви, всевозможной хозяйственной утвари, конской упряжи, культовой атрибутики – например икон и т.д. То сегодня доля народных промыслов в валовом региональном продукте редко превышает 0,5%, да и то с большой натяжкой, относя к народным, например, рыбные промыслы. Сегодня народные промыслы это незначительная часть рыночной составляющей товаров народного потребления. Поэтому говорить о промыслах, можно в основном как о редких примерах занятости в регионе. Однако существуют серьезные подвижки для расширения сегментов рынка занятости в народных промыслах. Это, в частности, растущая в последнее время ярмарочная торговля в местах традиционного проведения ярмарок, активно работающих до революции. Сюда относится например Тихвинская ярмарка в селе Холуй, Крестовоздвиженская ярмарка в селе Палех, сезонные ярмарки в селе Мыт, возрождение офенских традиций в г. Савино и т. д. А это, в свою очередь восстанавливает исторически традиционный спрос на изделия народных (народно-художественных) промыслов, тем самым давая возможность говорить об увеличении экономической составляющей, связанной с ростом валового регионального продукта в сегменте существующих и возрождающихся сегодня промыслов Ивановской области. Исходя из вышеизложенного, представляется очень важным вопрос о структуризации понятий спроса и предложения в народных промыслах, в свете политэкономических и институциональных аспектов. Сформулировав и раскрыв составляющие вышеприведенных понятий, автор планирует уточнить общие тенденции в развитии и расширении возможностей народных промыслов сегодня. Это представляется важным и с научной точки зрения, поскольку разработка теоретических вопросов определения, структуризации и наконец создания общей концепции в определении понятия «народные промыслы» является сегодня необходимой, для определения возможностей и места промыслов в сегодняшнем информационно-технократическом мире. Первым, на наш взгляд наиболее значимым фактором увеличения спроса на продукцию народных промыслов, можно считать рост доходов населения, что в свою очередь вызывает подвижки в распределении расходной части этих денег. Естественно с ростом доходов растет и уровень жизни, а значит люди все больше денег тратят на повышение качества жизни. Куда входит не только повышение качества потребляемых продуктов питания, но и создание индивидуального, этнокультурного окружения, где роль изделий народных промыслов будет постоянно возрастать. Например: в 2000-м году, плетение изделий из лозы, в селе Воскресенское Савинского района Ивановской области, начиналось с плетения корзин, декоративных блюд и абажуров. Но, уже в 2003 году, они перешли на изготовление плетеной мебели, а в 2006 – работая на дачах в Подмосковье, они оплетали лозой целые кабинеты и комнаты, создавая неповторимый национальный колорит. Эта работа еще и хорошо оплачивается. В частности, по свидетельству хозяина ЧП, три девушки, занимавшиеся этой работой, уехали на новых машинах. Вторым, значительным фактором расширения спроса на изделия народных промыслов, является рост индивидуального жилищного строительства. Люди стремятся украсить свое жилье, причем это не только сувениры, но и резная мебель из ценных пород дерева, сделанная на заказ, изготовление декоративных и натуральных каминов с элементами ручной ковки и многое другое. Причем элементы интерьера часто решаются комплексно. Например ЧП Е. Морозова из Шуи делает индивидуальную отделку помещений из натурального резного дуба, куда могут входить резные дубовые лестницы, резная мебель и даже резные иконы. Кстати именно это ЧП выполняло заказ патриарха по изготовлению резного панно с текстом молитвы и резного креста в Антарктиду, в память 200-летия открытия континента русскими мореплавателями, а деревянную церковь по этому же заказу рубили в Свердловской области. Третьим, одним из определяющих факторов спроса на изделия народных промыслов можно считать туризм. В последние годы активно увеличивается подвижность населения, что расширяет зону общения людей. А желание оставить что ни будь на память о местах посещения, стимулирует рост доли народных промыслах в сувенирной промышленности. Причем именно изделия сделанные руками, а не машиной сохраняют частичку живого тепла села, региона или целого государства. В этом отношении Центральный и Верхневолжский регионы не являются исключением. Четвертым фактором, существенно влияющим на спрос, могут являться этнокультурные традиции, свойственные для каждого региона. К подобным традициям могут быть отнесены традиции дарения на свадьбу, при встрече друзей, дарения на отмечаемые даты, как личного, так и общественного характера, традиции дарения при проведении религиозных обрядов и т. д. Отдельной статьей спроса могут быть изделия народных промыслов при проведении религиозных обрядов, более того, здесь уместно сказать и о религиозных сувенирах. Начиная от календарей с церковной атрибутикой, до культовых ювелирных украшений. Отдельно, в этом ряду, могут стоять рукописные иконы и домашние иконостасы. В последнее время, стало популярным украшение офисов и банков, причем на это выделяются значительные деньги и часто используются элементы национальных традиций, в сочетании с современным дизайном. Хорошо вписываются в эту модель настенные росписи (фрески) в Палехском стиле, лаковые панно с изображением самых различных сюжетов, мозаичные картины из полудрагоценных и поделочных камней, расписанный вручную фарфор, цветники внутри офисов, оплетенные лозой и многое другое. Все вышеперечисленное можно отнести к штучным образцам народных промыслов, которые сегментируются как «изделия-символы», а это один из самых дорогих рынков по определению маркетологов. Национально-патриотическое движение тоже может стать фактором расширения спроса в народных промыслах, поскольку национальные идеи и национальные традиции могут дополнять друг друга. Сюда могут входить сегменты рынка начиная от национальной одежды, это атрибутика национально-исторических молодежных организаций и даже строительство частных домов с соблюдением национальных традиций. Наиболее широким по своему содержанию может стать частный заказ, являясь самым массовым и многоуровневым по своим направлениям. Здесь могут сконцентрироваться практически все виды народных промыслов, не вошедшие в артельную форму производства товаров. Более того, некоторые товары могут выпускаться в форме мелкотоварного производства, а могут и в форме частного заказа. Например: икона на заказ, вышивка на заказ, кузнечное изделие на заказ, даже корзина может быть тоже на заказ. Этот сегмент рынка не отличается своими объемами, в рамках мелкотоварного производства, но чрезвычайно широк по полноте охвата видов деятельности. И наконец немаловажную роль в создании и воспроизводстве рынка народных промыслов может играть политика государства и местных властей, что влияет на структуризацию спроса. Это могут быть особенности местного законодательства, особенности в налоговой политике, политические приоритеты, связанные с национальными традициями и многое другое. Т.е. вопросы структурирования и выделение приоритетов в сегментации рынка народных промыслов во многом могут зависеть от решений государственной власти. Факторы, определяющие структуру спроса на изделия народных промыслов, могут быть представлены в форме определения, наиболее полно выражающего характеристики спроса на такую разнообразную продукцию, как изделия народных промыслов. Определение: Спрос на изделия народных промыслов определяется изменением политики государства и местных властей по увеличению доходов населения, что осуществляет сдвиги в расходах, приводящие в первую очередь к расширению жилищного строительства, украшению частного жилья и мест работы, повышению роли национальных составляющих и углублению этнокультурных традиций и религиозных факторов, что в свою очередь стимулирует частный заказ, еще больше расширяя спрос на продукцию, произведенную в народных промыслах. И хотя доля продукции народных промыслов сегодня занимает совсем незначительную часть в валовом региональном продукте, зато широта охвата представленных направлений может говорить о востребованности и перспективах расширения рынка народных промыслов как в региональном аспекте, так и в общем по стране. Вторым, немаловажным вопросом в определении рынка народных промыслов могут являться факторы предложения, для расширенного рассмотрения которых, удобнее представить эти факторы в форме диаграммы (см. рис. 2).Маркетинговая форма – спрос рождает предложение, является наиболее общей формулой определения стимулов в предпринимательской деятельности. Формирование расширяющегося спроса на изделия народных промыслов продиктовано ростом материальных доходов населения, ростом национального самосознания, ростом туризма в самых разнообразных формах начиная от традиционных загородных пикников и рыбалки, до экстремальных видов спорта, таких как дайвинг, подводная спелеология и масса других увлечений. Важными факторами расширения спроса на изделия народных промыслов могут являться индивидуальное строительство, спрос на изделия религиозного характера и просто расширение частного заказа для бытовых целей. Большинство этих направлений связано с ростом интереса к национальным традициям. Одним из факторов роста предложения в народных промыслах является рост занятости за пределами основного места жительства. Подобная ситуация была очень характерна для дореволюционной России XVIII, начала XX веков, когда крестьянин уходил в «отход». М. И. Туган-Барановский пишет, что «В России, в силу ее холодного климата, … наличность свободного зимнего времени и поддерживает в крестьянском хозяйстве разнообразную домашнюю промышленность. Крестьянин может находить для себя удобным обрабатывать в зимнее время продукты своего хозяйства даже и в том случае, если его работа вознаграждается самым ничтожным образом»1. Отходничество носило как сезонный характер, когда крестьяне, после окончания страды, уходили на заработки в зимний период иногда целыми деревнями. Так и постоянный характер, когда основным делом крестьянина становился промысел, а не земельный надел. Например в Костромской губернии целые села занимались отходничеством по шерстобитенью, валянию валенок, рытью колодцев, рубке срубов и т. д. Во Владимирской губернии офени-иконщики продавали иконы в разнос по всей территории Российской Империи, а занимались этим в основном крестьяне Вязниковского уезда Владимирской губернии. Палехские фресковые живописцы уходили иногда на несколько лет на роспись храмов. Т. е. по всей территории России крестьяне ходили в отход, в соответствии с сырьевыми, экономико-географическими, религиозными и этнокультурными особенностями региона. Следующим важным фактором предложения может стать работа по месту жительства: (иконопись, вышивка, ювелирное дело, скорняжный промысел и др.). Этот раздел может носить наиболее массовый характер, поскольку практически в каждом крестьянском дворе, в середине – конце XIX века, в зимний период крестьяне чем ни будь занимались как в рамках домашнего производства чисто для собственных нужд, так и на внешнего заказчика. Одним из факторов разнообразия в народных промыслах может стать производство различных видов однотипного товара. Например изделия лаковой миниатюры выпускаемые в селах Палех, Холуй и Мстера носят с точки зрения технологий производства однотипный характер, но потребляются в значительной степени разными сегментами рынка народных промыслов. То же самое можно было сказать и об иконописных промыслах этого региона дореволюционного периода. Палех работал на богатых купцов и дворянство. Холуй – на массовую крестьянскую аудиторию, а Мстера в основном работала на старообрядцев. Важным фактором закрепления предложения в промыслах может стать централизованный завоз сырья, например государственная поставка золота и серебра на ювелирное предприятие села Красное на Волге, государственная поставка сусального золота в мастерские Палеха и Холуя и т. д. Централизованный завоз сырья может увеличить экономическую прозрачность промысла и повысить фактор стабильности производства. Правда, надо сказать, что далеко не для всех народных промыслов это необходимо. Разнообразие исходных материалов так же может быть фактором, влияющим на предложение (береста, липа для иконописи и ложкарей, лоза, папье-маше, лен для вышивки, золото, серебро, мельхиор и бронза для ювелирного производства и др.). И наконец, индивидуальное предложение, связанное с заказом может чрезвычайно расширить ассортиментный выбор самых разнообразных изделий народных промыслов, вплоть до штучного, сделанного индивидуально для потребителя, товара. В результате проведенного исследования по анализу предложения можно сделать вывод, что факторы влияющие на предложение товара в народных промыслах могут быть выражены в форме определения. Определение: Факторы, влияющие на предложение товара в народных промыслах характеризуются разнообразностью спроса, возможностью и необходимостью работы как по месту жительства так и на стороне, при этом разнообразие исходных материалов и индивидуальное предложение связанное с заказом, а так же централизованный завоз сырья позволяют выпускать различные виды однотипного товара.. (…)Примечание1 Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. М.: РОССПЭН, 1998. С. 169.^ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ^ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ПРОТЕКЦИОНИЗМА*(извлечение)О.О. Коробова(Российский государственный торгово-экономический университет)Статья раскрывает особенности торгово-экономических отношений производителя товаров традиционной народной культуры с предпринимателями. Выявлены основные тенденции развития потребительского рынка народных промыслов в настоящее время. Анализируется рынок народных промыслов Ивановской области. Отмечается специфика политики протекционизма в этой сфере экономической деятельности.С давних времен в развитии народных промыслов активно участвовали представители всех сословий, передавая экономические, технологические, художественные навыки и знания в сфере этой не легкой деятельности. Существовавшие народные промыслы характеризовались большим разнообразием и задействовали огромное число граждан России. Народные промыслы развивались в формах смешанного сельского и коллективного труда. Именно эти формы сетевой организации труда позволили грамотно комбинировать разнообразные образы жизни; рационально использовать надомный труд; успешно развивать торговлю на местных ярмарках; эффективно сочетать преимущества коммерческих компетенций со знанием природных материалов и ручным мастерством. Деятельность в области народных промыслов основана на большом разнообразии человеческого труда, как традиционно сочетающего физические и интеллектуальные способности, так и художественный талант, создавая тем самым возможность наиболее рационального развития потребительского рынка. Народный промысел в России исторически развивался как одна из форм натурального хозяйства. В первую очередь он связан с обеспечением быта, надомной работы, содержанием домашних животных и способов передвижения. Речь, прежде всего, идет о развитии домохозяйства, связывая категорию «домохозяйство» с понятием «художественное творчество». По признаку выделения сегмента домашние промыслы подразделяются на: - женские домашние промыслы (изготовление тканей, украшение одежды и т. д.): - мужские домашние промыслы (обработка дерева, кожи; использование металлов, огня). Домашнее ремесло процветало там, где была слабо развита промышленность, т.е. в отдаленных от рынков местах, где превалировал сельский труд, не приносящей прибыли. Отличительной чертой данного вида деятельности является высочайшая ценность отдельных вещей, их бережное хранение в условиях передачи по наследству. Особо значимым является трудовой потенциал ремесленника — фактор экономической устойчивости сохранения и воспроизводства традиций, которые передавались от старшего поколения младшему. Популяризация народных промыслов в России способствует развитию рынка местного народного творчества. Возрастает деятельность купцов, распространяется информация об особом умении в продвижении конечных продуктов художественного искусства. В результате происходит замена формы развития ремесел домохозяйствами на стадию кустарного производства, рассчитанного на местный рынок. Это способствует повышению квалификации ремесленников на уровне промышленного производства, заставляет людей совершенствовать своп профессиональные знания, чтобы вы пускать высококачественную продукцию. Начиная с XIX века в России растет число специфических поселений, называвшихся «промысловые села», которые в дальнейшем превращались в промышленные центры. Их названия превращались в бренды, выступая нематериальными активами производства художественных товаров. Примером могут служить бренды: Палех. Холуй, Гжель и т.д. Понятие «бренд» не используется в российском праве, но часто применяется в маркетинговой практике. Бренд — это воплощение в какой-либо форме (знаковой, вербальной, музыкальной) положительного образа предприятия или производимой им продукции. Понятие «бренд» применимо и к товарным знакам и к знакам обслуживания и фирменным наименованиям. В данном случае «бренды» как средства индивидуализации обладают свойствами общественного блага на потребительском рынке народных промыслов и, воздействуя на спрос, выполняют следующие экономические функции:Гарантируют определенный уровень качества товаров.Экономят трансакционные издержки.Обеспечивают выполнение контрактов на потребительском рынке.Дают производителю рыночную власть.Являются одним из барьеров вступления в отрасль новых фирм. Используясь в качестве средств индивидуализации, бренды позволяют формировать систему рыночной классификации объектов интеллектуальной собственности, определяющей отличия продукции одних производителей (продавцов) от других. К средствам индивидуализации согласно закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров» (1992 г.) относятся: товарные знаки; знаки обслуживания: наименования мест происхождения товаров; фирменное наименование. Формируясь в качестве инструментов учета культурного потенциала территорий, бренды выступают вещественной формой. Это позволяет изделиям народного творчества быть зарегистрированным в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Однако, на практике, многие изделия народного творчества не зарегистрированы в Роспатенте. Пореформенная эпоха России способствовала интенсивному развитию ремесел. И это требовало правильной государственной политики направленной па поддержку развития потребительского рынка товаров народного творчества. В начале XX столетия формируется система развития народного творчества в качестве важного фактора национального хозяйства. Управление данными процессами осуществляется как Министерством народного просвещения, так и главными управлениями землеустройства и земледелия на уровне региона. В основу системы положен механизм формирования целостности экономических отношений хозяйствующих субъектов, занятых в сфере художественной деятельности. Открываются специализированные школы, где идет обучение мастеров-ремесленников, внедряются индивидуальные программы обучения, развивается сеть обучающих центров. Управление региональными процессами развития, потребительского рынка народных промыслов способствует развитию ремесел, проведению промышленно-художественных выставок. Таким образом, формируется политика государственного протекционизма в области развития народного творчества как одного из видов народного хозяйства. Роль протекционизма в культуре велика, но по своей сути он не отличается от обычного его определения в качестве систематической меры экономической политики. Получая свое развитие с XVII века (в период господства доктрины меркантилизма) протекционизм и сегодня используется для защиты слабых отраслей, создания благоприятных условий концентрации национального капитала. Политика протекционизма преимущественно связана с торговлей и процессами развития потребительских рынков. Во второй половине XIX веке протекционизм получает новый статус — системы, государственной защиты и стимулирования отечественного накопления и воспроизводства, модернизации национальной экономики, а также обеспечения наилучших условий для внешнеэкономической экспансии. Организационно-экономический механизм управления народным творчеством как видом деятельности включает следующие направления протекционизма: во-первых, предоставляется возможность малоизвестным ремесленникам реализовывать крупные партии своих изделий, получать стабильные заказы и соответственно прибыль; во-вторых, появляется возможность разрозненным кустарям предъявлять свой товар обществу в обход не совсем чистоплотных скупщиков; в-третьих, более благоприятной деятельности ремесленников на рынке способствовали отечественные и зарубежные па-грады и премии, полученные в ходе проведения промышленно-художественных выставок. Процесс развития потребительского рынка народных промыслов в конце 20-х — начале 30-х гг. советского времени усилился. Это способствует росту интереса к народным ремеслам. Промыслы выступают уже как основной вид деятельности художественных артелей, ремесленно-промысловых колхозов, которые далее превращаются в специфические предприятия — фабрики. Тенденция развития индустриальных предприятий предусматривает плановую