Реферат по предмету "Литература"


Франц Кафка "Превращение", "Замок"

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
ОДЕСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
Ім. І. І. МЕЧНИКОВА
Кафедра зарубiжноїлiтератури
 
 
 
 
 
 
 
Реферат на тему:
«Кафка «Превращение», «Замок»»
 
 
 
Студентки
Факультету РГФ
Групи 41-і
Бурдукевич Анастасії
Викладач: Тимченко Р.М.
 
 
 
Одеса-2010
 
 
План:
 Введение
 Краткая биография
 «Превращение»
 «Замок»
 Выводы
 Список использованных источников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Франц Кафка — австрийский писатель. Автор романов «Процесс», «Замок», «Америка», а также ряда рассказов. Его  произведения, которые совмещают в себе элементы экспрессионизма и сюрреализма, оказали значительное влияние на философию и культуру ХХ в. Кафка является одним из наиболее интерпретируемых литераторов. Выделяют  четыре основные группы интерпретаций: социальные, психоаналитические, религиозные и философские. Социальные интерпретации, которые являются наиболее распространенными, рассматривают «Процесс» и «Замок» как повествования о борьбе индивида с могущественными политическими и бюрократическими структурами, несущими в себе угрозу свободе и демократии. Подобные трактовки творчества Кафки получили широкое распространение.
Психоаналитические интерпретации рассматривают произведения Кафки в качестве кодированных структур психоаналитических символов в подтверждение чему приводятся факты сложной личной жизни Кафки, многие из которых нашли отражение в его дневниках и письмах.
Религиозные интерпретации делают акцент на библейских мотивах, присутствующих в произведениях Кафки, на использовании им притч, наличии религиозных символов в его произведениях. В подобных трактовках герои романов Кафки заняты поиском Бога, который оказывается предельно трансцендентным миру.
Экзистенциализм вдохновил и чисто философские интерпретации, которые усматривают в противостоянии Землемера и Замка в «Замке», Йозефа и Суда в «Процессе», метафорическое осмысление проблемы отношения субъекта и реальности.
Роман Ф. Кафки «Замок» призван одной из главных книг XX столетия.
Мастерство Ф.Кафки состоит в том, что он заставляет читателя перечитывать свои произведения. Иногда существует возможность двойного толкования, поэтому появляется необходимость двойного прочтения. Как раз этого и добивается автор. Символ неизменно раскрывается при точном разборе произведения. Символическое произведение очень нелегкое для понимания. Символ постоянно постигает задуманное автором. В этом отношении точный способ осознать произведение – это начинать его чтение без заблаговременно начатой установки, не пытаясь найти в нем тайные направления. Для Ф.Кафки будет верным принять его условия и подходить к драме и роману с точки зрения их облика и формы.
Говорить о символе в романе трудно, потому что самым характерным свойством символа является естественность. Но естественность – это категория, трудная для постижения. Есть произведения, где события выглядят естественными читателю, но есть и другие, в которых сам персонаж считает естественным то, что с ним случается. Имеет место странный, но несомненный парадокс: чем необыкновеннее приключения героя, тем ощутимее естественность рассказа. Это соотношение пропорционально необычности человеческой жизни и той естественности, с которой он ее принимает. Видимо, естественность эта присуща Ф.Кафке.
 
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
 
Кафка родился 3 июля 1883 года в еврейской семье, жившей в районе Йозефов, бывшем еврейском гетто города Прага. Его отец — Герман Кафка (1852—1931), родом из чешскоязычной еврейской общины в Южной Чехии, с 1882 г. торговал галантерейными товарами оптом. Мать — Юлия Кафка (урожденная Этл Леви) (1856—1934), дочь зажиточного пивовара — предпочитала немецкий язык. Сам Кафка писал по-немецки, хотя чешский знал также прекрасно. Также, он хорошо владел французским, и среди четырёх людей, которых писатель, «не претендуя сравниться с ними в силе и разуме», ощущал «своими кровными братьями», был французский писатель Гюстав Флобер. Остальные три: Франц Грильпарцер, Фёдор Достоевский и Генрих фон Клейст.
Будучи евреем, Кафка тем не менее практически не владел идишем и стал проявлять интерес к традиционной культуре восточно-европейских евреев только в двадцатилетнем возрасте под влиянием гастролировавших в Праге еврейских театральных трупп; интерес к изучению иврита возник только к концу жизни.
У Кафки было два младших брата и три младших сестры. Оба брата, не достигнув и двухлетнего возраста, скончались до того, как Кафке исполнилось 6 лет. Сестер звали Элли, Валли и Оттла (все три погибли во время Второй мировой войны в нацистских концентрационных лагерях в Польше). В период с 1889 по 1893 гг. Кафка посещал начальную школу, а потом гимназию, которую закончил в 1901 году сдачей экзамена на аттестат зрелости. Закончив Пражский Карлов университет, получил степень доктора права (руководителем работы Кафки над диссертацией был профессор Альфред Вебер), а затем поступил на службу чиновником в страховом ведомстве, где и проработал на скромных должностях до преждевременного — по болезни — выхода на пенсию в 1922 г.
Работа для писателя была занятием второстепенным и обременительным: в дневниках и письмах он буквально признается в ненависти к своему начальнику, сослуживцам и клиентам. На первом же плане всегда была литература, «оправдывающая всё его существование». В 1917 после легочного кровоизлияния завязался долгий туберкулёз, от которого писатель умер 3 июня 1924 года в санатории под Веной.
 
«ПРЕВРАЩЕНИЕ»
 
По мнению А. Камю, в произведениях абсурда скрытое взаимодействие соединяет логическое и повседневное.  В «Превращении» Кафки присутствует мотив бунта.
Превратив Грегора в насекомое, Кафка указывает на необходимость бунта иного рода. Оказавшийся в тараканьем обличье Грегор вынужден, сохраняя любовь и нежность к своей семье, приспосабливаться к новой ситуации. Его бунт беззлобен, он вызван вожделением поддержать совсем потерянные связи с миром. Всеми вероятными на новом периоде существования способами Грегор стремится проявить свою любовь к тем, кто растерян и мало-помалу начинает отказываться воспринимать «новоиспеченного» Грегора. Молоко, подаваемое сестрой, меняется на объедки, а мебель, которая, как справедливо думали родственники, мешает Грегору ползать, и сперва вынесенная, затем возвращается назад в комнату к Грегору, превращаемую понемногу в кладовку.
     Семейство Замза настигла беда. Ни Грегор, ни его родня, ни кто бы то ни было не в состоянии ничего поменять. Семья, потеряв единственного кормильца, оказывается в затруднительном финансовом положении. Вина безмолвно перекладывается на Грегора. Новый «лик» Грегора вызывает недоумение, затем, после осознания безвыходности ситуации, отторжение, своего рода «изгнание» из круга людей; до самой смерти Грегора на семье лежит печать безысходности. Его кончина вызывает усмешки и вздох облегчения.
Мятеж Грегора направлен на преодоление абсурдности обстоятельств, всё случающееся с ним воспринимается как данность, обладающая непостижимым логическим обоснованием. Утративший тело и речевые способности, но не здравый смысл, Грегор стремится воссоединиться с семьей, сделать так, чтобы облегчить им нынешнее нелегкое существование. Он даже собирается воплотить свою мечту — устроить сестру в консерваторию. Взаимная любовь друг к другу постепенно исчезают, бессердечие дегуманизированного мира проявляется в потере ласки прежде всего от близких Грегора. Основа трагедии — Грегор-насекомое, новый этап его жизни приводит к неприятию, опирающемуся на непонимании такого Грегора.
Грегор одинок, потому что его никто не понимает, поэтому смерть воспринимается всеми как освобождение.
Причиной вынужденного одиночества, при котором человек отчуждается от мира, является слом устоявшихся привычек. Жестокосердие мира в своих истоках имеет неприятие. Грегору не удается в новом облике идти по привычной жизненной дороге. Близкие не способны осмыслить причину перемены, при том, что они понимают, что «насекомое» — их Грегор, обоюдные попытки наладить контакт терпят неудачу.
В обоих произведениях жестокий мир становится причиной страдания человека. Герои произведений по-разному встречаются с ранящими противоречиями мира, по-разному реагируют на него.
 
«ЗАМОК»
 
Роман «Замок» А. Камю  именует теологией в действии, хотя прежде всего это описание странствий души человека в поисках спасения, который пытается выведать у предметов мира их верховную тайну, а в женщинах найти печать бога, который сокрыт в них.
Человеческая природа имеет скверную привычку называть судьбой лишь то, что песет смерть. Но счастье также в своем роде беспричинно, потому что оно неизбежно. Современный человек, однако, ставит его себе в заслугу, не понимая его истоков. Более того, судьбы избранных в греческой трагедии и излюбленных героев легенд, таких, как Улисс, складываются так, что из самых скверных историй они выпутываются самостоятельно.
В романе «Замок» – основном произведении Ф.Кафки – детали повседневной жизни берут верх, однако главным в этом романе, где ничто не доводится до конца и все начинается снова, являются странствия души в поисках спасения. Этот перенос проблемы в действие, совпадение общего и единичного можно сразу узнать по тончайшим приемам, свойственным любому великому творцу.
«Замок», представляет победу в решении такой проблемы, как поиск выхода. Землемер не может вообразить себе другой заботы, кроме той, которая тяготит его. Даже окружающие увлекаются этой пустотой, у которой нет названия, как если бы боль получила тут привилегированное положение. «Как я нуждаюсь в тебе, – говорит Фрида землемеру, – какой одинокой я себя чувствую, когда тебя нет рядом со мной». В этом средстве, которое заставляет нас боготворить то, что нас уничтожает, и пробуждает надежду в безнадежном мире, и заключается секрет экзистенциальной революции и самого «Замка».
Лишь немногочисленные произведения так строги в своих требованиях, как «Замок». Землемер замка  приезжает в деревню. Но между деревней и замком нет сообщения. Он будет настойчиво искать свой путь, в поисках способов пробиться в замок, будет лукавить, искать окольные пути, но свои попытки он будет совершать без отчаянья и раздражения. Он будет прокладывать путь к должности, которую ему доверили. Каждая глава – это очередное невезение, но также начало новой попытки, начало не логическое, а некое возобновление неизвестной последовательности. Масштаб этого упорства составляет трагизм произведения. Когда он звонит в замок, он различает неясные голоса, смех, далекие призывы. Этого хватает, чтобы удовлетворить  его.
Но ничто не играет здесь значимости, поиски постоянно ведутся тщательно, а те одушевленные роботы, каковыми являются персонажи Ф.Кафки, дают нам представление о том, во что бы мы превратились, если бы нас лишили наших развлечений.
В романе «Замок», по мнению А. Камю, имеются в виду «развлечения» в паскалевском смысле слова. Они персонифицированы в виде помощников, которые отвлекают К… от его заботы. Если Фрида в итоге становится любовницей одного из них, то лишь потому, что она отдает предпочтение имитацию правде, а безмятежную жизнь – разделенному беспокойству. В «Замке» подчинение повседневному становится этикой. Великая надежда К. – достичь того, чтобы стать вхожим в замок. Так как он не может попасть туда сам по себе, то желает завоевать эту милость, став жителем деревни, перестать быть чужим в ней, ибо ему все время дают это испытать. Все, к чему он стремится, – это служба, жилье, типичная и знатная жизнь. К. хочет быть благоразумным и избавиться от удивительного проклятия, которое делает его чужаком в деревне. В этом смысле показателен эпизод с Фридой. Он выбирает ее любовницей только потому, что в былые времена она знала одного из служащих замка. Сюжет предоставленного случая из «Замка» представляет собой иллюстрацию фатальный оплошности, которая состоит в том, что мы сваливаем на бога то, что ему не принадлежит. Но для Ф.Кафки, вероятно, это не является ошибкой. Это концепция: нет ничего кроме как от бога.
Еще более показателен тот факт, что землемер уходит от Фриды к сестрам Барнабе, так как семья Барнабе – единственная в деревне, брошенная замком и самой деревней. Амалия, старшая сестра, отвернулась от мерзких предложений прислуги из  замка. Последовавшее за этим проклятие навсегда лишило ее любви бога. Быть неспособной лишиться чести ради бога – это значит стать недостойной его милости. В данном случае мы видим устойчивую тему экзистенциалистской философии: правда противоречит морали. Руководствуясь этой темой, Ф.Кафка изображает путь, который совершает герой от Фриды к сестрам Барнабе, путь, который ведет от нежной любви к почитанию абсурда. Размышление писателя в данном случае смежается с мыслью С.Кьеркегора. Неудивительно, что «рассказ Барнабе» помещен в конец книги. Конечная попытка землемера заключается в том, чтобы найти бога через его отвержение, узнать его не через категории добра и красоты, а через пустые и безобразные лица его равнодушия, несправедливости и ненависти. Этот чужак, который добивается, чтобы замок принял его, в конце своего странствия становится еще дальше от своей цели, ибо он изменяет самому себе, расстается с логикой, моралью, духовными истинами.
А. Камю подмечает, что слово «надежда» здесь выглядит забавным. Но чем трагичнее ситуации, выдвигаемые Ф.Кафкой, тем более суровой и вызывающей становится эта надежда. Чем абсурднее «Процесс», тем более волнующим и неправомерным представляется восторженный «скачок» «Замка». Мы вновь находим здесь в чистом виде парадокс экзистенциальной мысли.
Единственный персонаж в «Замке», совершенно лишенный надежды, – это Амалия. Именно ей землемер противопоставлен с наибольшей силой.
 
ВЫВОДЫ
 
Через все творчество Кафки проходит неизменное балансирование между естественным и необычайным, личностью и вселенной, трагическим и повседневным, абсурдом и логикой, устанавливая его смысл. Необходимо помнить об этих парадоксах и заострять внимание на этих противоречиях, чтобы понять абсурдное произведение. На самом деле, символ предполагает два плана, два мира идей и ощущений, а также словарь соответствий между ними. Труднее всего установить лексику для такого словаря. Но понять наличие данных двух миров – значит уже дать начало к пониманию их тайные связи. У Ф.Кафки эти два мира – мир повседневной жизни и фантастический. Кажется, что писатель постоянно находит подтверждение словам Ницше: «Великие проблемы ищите на улице». Тут точка соприкосновения всех литературных произведений, трактующих человеческое существование, – вот в чем основная абсурдность этого существования и в то же время его неоспоримое величие. Здесь оба плана совпадают, что естественно. Оба отражают друг друга в нелепом разладе возвышенных порывов души и преходящих радостей тела. Абсурд в том, что душа, помещенная в тело, бесконечно совершеннее последнего. Желающий изобразить эту абсурдность должен дать ей жизнь в игре конкретных параллелей. Именно так Ф.Кафка выражает трагедию через повседневность, а логику через абсурд.
Актер тратит тем больше сил на изображение трагического героя, чем больше он опасается переиграть. Если он сохранит чувство меры, ужас, который он вызовет, будет безмерен. В этом отношении особенно поучительна греческая трагедия. В трагическом произведении судьба всегда лучше чувствуется под личинами логического и естественного. Большинство писавших о Ф.Кафке определили его творчество как приводящий в отчаяние крик, когда человеку не осталось никакого прибежища. Но эта точка зрения, по мнению А. Камю, требует пересмотра.
Примечательно, что у писателей-экзистенциалистов (например, у С.Кьеркегора или Л.Шестова) произведения, подобные романам Ф.Кафки, то есть целиком ориентированные на абсурд и его последствия, приходят в конце концов к такому же громкому зову надежды. Они вбирают в себя бога, который их пожирает. Надежда проходит через смирение, ибо абсурдность человеческого бытия все больше заверяет их в сверхъестественной реальности. Если дорога человеческой жизни ведет к богу, значит есть выход. В упорстве, с каким герои С.Кьеркегора, Л.Шестова или Ф.Кафки повторяют свои маршруты, есть особая гарантия уверенности в этом.
 
Список использованных источников
 
1.     Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. – М.: Проспект,1998.
2.     Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. Человек бунтующий. – М., Харьков, 1998.
3.     Плавскин З.И, Испанская литература ХХ века -М: Высшая школа, 1982


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.