МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАНРЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ МОиН РТУПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г.КАЗАНИГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СТРУННО-СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДМШ И ДШИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Г.КАЗАНИДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №15 НОВО-САВИНОВСКОГО РАЙОНА Г.КАЗАНИ «Инновационные подходы в обучении учащихся ДМШ и ДШИ в сфере сольного и камерного исполнительства»материалы открытого республиканского семинара5-6 декабря 2009 г.г. Казань^ Редакционная коллегия:Главный редактор: Р.И.Садриев, старший преподаватель Казанского государственного университета культуры и искусств, председатель Городского методического объединения преподавателей струнно-смычковых инструментов ДМШ и ДШИ Управления образования г. Казани^ Ответственный редактор и составитель: Л.С.Садриева, заместитель директора по учебной работе ДМШ №10 Советского р-на г. КазаниКомпьютерный дизайн: Д.С.Набиуллина, преподаватель ДМШ №10 Советского р-на г. КазаниДанное издание освещает актуальные проблемы обучения, обобщает передовой педагогический опыт преподавателей учреждений дополнительного образования детей по классу струнно-смычковых инструментов и струнного камерного ансамбля. В сборник включены тезисы и материалы выступлений преподавателей и концертмейстеров на открытом республиканском семинаре по теме: «Инновационные подходы в обучении учащихся ДМШ и ДШИ в сфере сольного и камерного исполнительства». Адресован преподавателям детских музыкальных школ и школ искусств.Издан при поддержке компании «Все для музыкантов» и Инновационно-креативного развлекательного агентства «И.К.Р.А.»г. Казань, 2009 г.Содержание:Положение о проведении семинара…………………………………………5 План проведения семинара……………………….…….……………………7 Информация о почетных гостях семинара…………….……………………8Э.Х.Мухутдинова, ДМШ №24 Кировского р-на, г. Казань:Проблемно-творческий метод как фактор интеллектуально-творческого развития учащихся в сольном обучении…….………………………………….95. Г.В.Горская, Л.В.Сираева, ДМШ №6 Советского р-на, г. Казань: Создание ситуации успеха на уроке - инновационный подход в обучении учащихся (Сборник методических разработок) ………………………………………….156. Э.Р.Гайнуллина, ДМШ №32 Московского р-на, г. Казань: Двигательные ассоциации в работе над танцевальными пьесами в младших классах скрипки ДМШ (Методическая разработка) ……………………………………………..207. Л.И.Эшкинина, ДМШ №24 Кировского р-на, г. Казань: Открытый урок на тему: «Развитие метроритма на начальной стадии обучения» ………………248. С.В.Осипова, ДМШ №8, г. Пермь: Презентация сборника «Путешествие в стране Минории» ……………………….……………………………………….25 9. Н.Н.Баринова, ДМШ №22 Приволжского р-на, г. Казань - Л.М.Невзорова, ДМШ №3 им.Р.Яхина, г. Казань: Презентация сборника легких переложений, мелодий и песен из кинофильмов и мультфильмов …………………………..26 10. Л.А.Валеева, Л.М.Невзорова, ДМШ №3 им.Р.Яхина, г. Казань: Презентация сборника «Твоей улыбки тень» ………………………………….2711. Е.Е.Никифорова (Шатрова), Е.Н.Мошкова, ДМШ №4 Советского р-на, г. Казань: Презентация авторского сборника Е.Шатровой ……………………..28 12. И.В.Абросимова, ДШИ Авиастроительного р-на, г. Казань: Презентация сборника «Настроение» …………………………………………………………29 13. Л.А.Абсатарова, ДМШ №30 Советского р-на - Р.И.Садриев, ДМШ №10 Советского р-на: Презентация сборника «Музыка без границ» (вып. II)…….30 14. Л.А.Абсатарова, ДМШ №30 Советского р-на, г. Казань - Р.И.Садриев, ДМШ №10 Советского р-на, г. Казань: Использование современных технических средств в обучении. Рекомендации по работе с фонограммой в классе струнно-смычковых инструментов……………………………………..31 15. Г.М.Сабирзянова, ДМШ №10 Советского р-на, г. Казань: Мультимедийная образовательно-развивающая программа-тест для учащихся музыкальных школ по классу скрипки ………………………………………...37 16. О.А.Карпова, ДМШ №4 Советского р-на, г. Казань: Адаптированная программа по камерно-инструментальному музицированию ………………..38 17. Н.А.Жданова, ДШИ Авиастроительного р-на, г. Казань: Методическое пособие для развития технических навыков учащихся ДМШ и ДШИ на основе этюдов в ансамблевом исполнении по классу виолончели …………..41 18. И.В.Абросимова, ДШИ Авиастроительного р-на, г. Казань-И.Б.Ушмоткина, ДМШ №12, г.Нижний Новгород: Авторская программа по ансамблевому музицированию …………………………………………………4219. А.П.Ахманова, ДМШ №13 Московского р-на, г. Казань: Адаптированная учебная программа по предмету «Ансамбль. Коллективное музицирование» …………………………………………………………………………………….4520. Е.А.Хуснутдинова, ДМШ №24 Кировского р-на, г. Казань: Открытый урок на тему: Работа над интонацией в классе ансамбля скрипачей ……….4921. И.В.Видяева, ДМШ № 1 Кировского р-на, г. Казань: Открытый урок на тему: Развитие музыкально-исполнительских качеств учащихся в классе ансамбля ………………………………………………………………………….5022. Э.Р.Вассаева, О.А.Панина, ДМШ №8 Приволжского р-на, г. Казань: Презентация сборника «Веселое настроение»………………………….……...5323. Л.С.Садриева, ДМШ №10 Советского р-на, г. Казань: Презентация сборника «Ансамбли для скрипки и фортепиано» …………………………...53 24. Г.Р.Марданова, ДМШ №32 Московского р-на, г. Казань: Презентация сборника «Любимые мелодии» ………………………………………………...5525. М.З.Салихов, ДМШ №24 Кировского р-на, г. Казань: Использование интерактивных методов в коллективном музицировании с целью формирования ансамблевого исполнительства, игровых навыков, развития творческого потенциала учащихся в составе ансамбля и оркестра. Презентация авторского сборника М.З.Салихова «Нежность» ………………5626. А.П.Ахманова, ДМШ №13 Московского р-на, г. Казань: Презентация сборника «Родимой стороны напев…» ………………………………………...57 27. О.А.Карпова, ДМШ №4 Советского р-на, г. Казань: Презентация сборника «Туган тел» ……………………………………………………………………....58 28. Р.Г.Шарипова, ДМШ №13 Московского р-на, г. Казань: Презентация сборника пьес для камерного ансамбля ………………………………………..59 29. Н.М.Хамзина, ДМШ №28 Советского р-на, г. Казань: Презентация сборника «Райхан» ……………………………………………………………....6030. М.М.Шайхатдарова, ДШИ Нижнекамского муниципального р-на, РТ: Интегрированный открытый урок на тему: “Музыка һәм рәсем сәнгатендә милли бизәкләр” …………………………………………………………………61^ Открытый республиканский семинар по теме «Инновационные подходы в обучении учащихся ДМШ и ДШИ в сфере сольного и камерного исполнительства» (положение о проведении)Учредители и организаторы: Республиканский центр внешкольной работы Министерства образования и науки Республики Татарстан; Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования города Казани; Городское методическое объединение преподавателей струнно-смычковых инструментов ДМШ и ДШИ Управления образования города Казани. Детская школа искусств №15 Ново-Савиновского района города Казани;Цель: Использование инновационных методик и технологий в процессе обучения учащихся в сфере сольного и камерного исполнительства. Обобщение опыта регионов.Задачи: - Знакомство с инновационными методиками преподавания в области сольного и камерного исполнительства; - Пути обновления учебного репертуара в процессе работы педагога; - Практическое знакомство с методикой использования инновационных технологий в ходе учебных занятий (посещение открытых уроков и мастер-классов ведущих преподавателей по классу сольного и камерного исполнительства);- Выявление новых методик и поддержка их авторов-разработчиков в сфере сольного и камерного исполнительства.Программа семинара: лекции и мастер-классы почетных гостей; открытые уроки; концертные выступления солистов и камерных ансамблей; презентация авторских сборников; выставка методических работ; круглый стол по итогам семинара.Формы выступлений на семинаре и хронометраж: показ фрагмента открытого урока (15-20 мин.): наиболее интересные практические формы работы в классе с учеником и краткое методическое обобщение своего педагогического опыта; презентация авторского сборника (не более 10 мин.): краткие методические рекомендации, знакомство с оригинальными особенностями музыкального материала; представление авторской программы или методической разработки (не более 7 мин.): особенности, инновации в обучении.Система организации и сроки семинара:до 10 ноября 2009 г. необходимо представить в электронном виде предварительные заявки на участие и материалы выступления (план-конспект открытого урока, вступительную статью и методические рекомендации к авторскому сборнику, пояснительную записку к программе либо тезисы методической разработки) по e-mail: ramil-sadriev@hotmail.com. Методические материалы выступлений, прошедшие предварительный отбор, допускаются к публикации в сборнике методических работ семинара «Инновационные подходы в обучении учащихся ДМШ и ДШИ в сфере сольного и камерного исполнительства», а лучшие работы – к представлению в программе открытого республиканского семинара.до 20 ноября 2009 г. преподаватели, успешно прошедшие предварительный этап, будут оповещены о точной дате и времени выступления. В этот же срок принимаются заявки на участие в качестве слушателей семинара.Открытый республиканский семинар проводится 5 и 6 декабря 2009 г. Лучшие выступления будут отмечены сертификатами, остальные выступающие получают справки об участии.Дополнительные призы от спонсоров присуждаются на усмотрение представителя спонсора. Проезд, проживание и питание участников за счет направляющей стороны (при необходимости оргкомитет оказывает помощь в бронировании гостиницы).Оргкомитет По вопросам участия в семинаре обращаться в Оргкомитет.^ Адрес оргкомитета: ДШИ №15, г. Казань, ул. Голубятникова д.7 Телефон/факс: 8-843-522-90-31 Контактное лицо – руководитель Городского методического объединения преподавателей струнно-смычковых инструментов ДМШ и ДШИ Управления образования г. Казани - Рамиль Ильдарович Садриев. Телефон срочной связи: 8-917-278-34-82 (Рамиль Ильдарович Садриев), e -mail: ramil-sadriev@hotmail.comПлан проведения открытого республиканского семинара по теме «Инновационные подходы в обучении учащихся ДМШ и ДШИ в сфере сольного и камерного исполнительства»5 декабря (ДШИ №15 Ново-Савиновского р-на г. Казани; ул. Голубятникова д.7, ост. «Солнышко»): 9.00-10.00: регистрация слушателей мастер-классов, ознакомление с методической выставкой 10.00-11.30: мастер-класс заслуженного учителя РТ и РФ, доцента КГК (академии) им.Н.Жиганова О.Б.Хабибуллиной с учащимися по классу скрипки.11.30-13.00: выступление и мастер-класс заслуженного деятеля искусств РТ, профессора КГК (академии) им. Н.Жиганова Д.Ш.Галеевой с учащимися по классу камерного ансамбля.13.00-14.00: перерыв в выступлениях, регистрация выступающих на семинаре, ознакомление участников и слушателей семинара с методической выставкой.14.00-15.00: методические доклады заведующей Городской методической секцией ДМШ и ДШИ г. Перми по классу скрипки и виолончели, заслуженного работника культуры РФ Т.А.Шевцовой 15.00-19.30: выступления преподавателей ДМШ и ДШИ (открытые уроки, представление авторских сборников, методических разработок, программ, методические доклады)6 декабря (ДШИ №15): 10.00-11.30: мастер-классы Т.А.Шевцовой с учащимися по классу скрипки 11.30-13.00: мастер-класс народной артистки РТ, преподавателя КМК им.И.В.Аухадеева Л.Н.Исмагиловой с учащимися по классу виолончели. 13.00-14.00: перерыв в выступлениях, ознакомление участников и слушателей семинара с методической выставкой. 14.00-15.00: методический доклад Т.А.Шевцовой.(салон «Все для музыкантов»; ул. Саид-Галеева д.6, ост.ж/д вокзал): 16.30-17.30: пресс-конференция и «круглый стол» по проблематике семинара (с он-лайн трансляцией на сайте muzona.ru) с участием оргкомитета, почетных гостей и преподавателей, награждение авторов лучших работ сертификатами от РЦВР и призами от спонсора - «Все для музыкантов», вручение сборников методических работ по материалам семинара и справок об участии в семинаре всем выступающим и слушателям семинара.Почетные гости семинара:^ Татьяна Аркадьевна Шевцова, ведущий преподаватель по классу скрипки Детской музыкальной школы №1 г. Перми (с 1968 г.), заведующая Городской методической секцией ДМШ и ДШИ г. Перми по классу скрипки и виолончели (с 1997 г.). Имеет государственные награды: почётное звание «Заслуженный работник культуры РФ» (1997 г.) и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2003 г.). Награждена орденом «Служение искусству» Благотворительного Общественного Движения «Добрые Люди Мира» и медалью Международного Благотворительного Фонда «Меценаты столетия» (2005 г.). Ольга Борисовна Хабибуллина, заслуженный учитель Российской Федерации и Республики Татарстан, заведующая отделом струнно-смычковых инструментов Средней специальной музыкальной школы (колледжа) при Казанской государственной консерватории (академии), доцент Казанской государственной консерватории (академии) им. Н. Жиганова.^ Динара Шамилевна Галеева, профессор, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2001 г.), дипломант Всероссийских конкурсов виолончелистов (1993 г., 1997 г.) как концертмейстер, заведующая кафедрой камерного ансамбля Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Жиганова (с 1993 г.). ^ Люция Николаевна Исмагилова, народная артистка Республики Татарстан, лауреат международных конкурсов, художественный руководитель ансамбля «Гармония», ведущий педагог Казанского музыкального училища им. И.В.Аухадеева, заведующая отделом струнно-смычковых инструментов Малой академии культуры и искусств (г. Казань) ^ Проблемно-творческий метод как фактор интеллектуально-творческого развития учащихся в сольном обученииЭ.Х.Мухутдинова, ДМШ №24 Кировского р-на, г. КазаньОбновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений, интерактивных форм и методов обучения, владения технологиями диагностирования, развитых дидактических, рефлексивных умений, умения оценивать и анализировать свою педагогическую деятельность. Все современные методы, при всем их различии, направлены на развитие интеллектуально-творческой личности. Среди современных инновационных образовательных технологий можно выделить: креативное обучение, проблемное, личностно-ориентированное, контекстное, модульное, виртуальное и др. Все эти модели имеют отношение к инновационному процессу в педагогике. Как следствие перемен в нашу речь входит такой термин, как инновация, (с лат. яз. - «обновление, новинка, изменение»), которая рассматривается как качественно новые образования в различных областях науки, техники, а также различных сферах деятельности, либо взгляд под другим углом на уже имеющиеся открытия. Не случайно в последние годы взгляд на педагогику меняется, важное значение приобретает новая область знания – педагогическая инноватика – изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников (такая тенденция прослеживается в трудах И.Р.Юфусбековой, В.В.Краевского, И.А.Зимней, А.В.Хуторского и других). Изменения не могли не коснуться и музыкального образования. Среди новых моделей обучения наиболее полно отвечает специфике музыки проблемно-творческий метод, который синтезировал проблемное и креативное обучение. Сказанным и объясняется обращение к теме, поскольку автор, работая в ДМШ, на собственном педагогическом опыте ощущает проблемы обучения музыке и пытается их решить, избрав проблемно-творческий метод одним из ведущих в преподавании, так как использование данного метода влияет на 3 составляющие образования: обучения, воспитания и развития.Скрипачи, пианисты-исполнители и педагоги Г.М.Коган, Г.Г.Нейгауз, А.Б.Гольденвейзер в своих теоретических исследованиях и на практике прибегали к использованию проблемно-творческого метода как синтезирующего эмоции и мышление. Г.М.Цыпин исследовал интеллектуализацию музыкальных занятий как фактора развития музыкального мышления. Практика показала, что принцип проблемности присутствует во всех видах развивающего обучения, но при этом применение проблемного метода требует саморазвития и повышения квалификации преподавателя. Часто материал преподноситься в готовом виде, а я хочу обратить ваше внимание на проблемно-творческий метод, который может применяться на самых ранних этапах при постановочных моментах обучения игре на музыкальных инструментах. Так, например, добиваясь от ученика правильной постановки, автор часто использует педагогические приемы, в основе которых заложены: проблемный вопрос, задание или ситуация. Для более глубокого и осознанного понимания учеником необходимости именно такой постановки, педагогу предпочтительнее использовать «совместный поиск» правильной постановки с учеником. В этом случае, ученик является своего рода «первооткрывателем», и, добившись правильного и удобного положения, не навязанного учителем, будет стараться закрепить самостоятельно добытые знания. В педагогической практике автору часто приходиться использовать приемы проблемно-творческого обучения на индивидуальных занятиях скрипкой, так как сложность постановочных моментов (положение корпуса, соотношение по высоте положения левой и правой руки, положение пальцев на грифе и трости) требует осознанного понимания учениками, поэтому только традиционных методов бывает не достаточно. Одним из элементов проблемно-творческого обучения является наглядность. Педагог на примере собственной игры показывает ученику несколько примеров качественного звукоизвлечения и не качественного. Выходом из сложившейся проблемной ситуации является поиск учеником среди представленных примеров правильного. Таким образом, на первоначальном этапе ученик применяет формы мышления: сравнение, анализ, обобщение, и, в заключении, на своем уровне мышления дает педагогу, а самое главное себе, определенный вывод. Часто, на первоначальном этапе, учащиеся небрежно относятся к звуку. Конечно, это еще связано с недостаточно устойчивой постановкой и техническими трудностями, но именно на этом этапе следует вырабатывать эстетическое понимание качественного звука и его первого «взятия». Путем постановки перед учеником проблемно-творческой задачи, педагог активизирует его общее и, что очень важно, слуховое внимание, мышление, со всеми его составляющими, стимулирует творческую деятельность, так как даже первые звуки для ученика – это творческий процесс. Педагог предлагает ученику отойти в глубь класса, закрыть глаза, и определить, какой из взятых педагогом звуков и, самое главное, почему был обдуманным (т.е. предслышанным), а значит, и красивым (качественным), а какой - неаккуратным (некрасивым). В данном случае ученик, на примере собственного слухового опыта, делится с педагогом своими выводами о важности обдуманного подхода к звуку. Положение скрипки часто бывает излишне вертикальным, поэтому важно, используя проблемные вопросы и ситуации, донести до ребенка важность правильного положения инструмента, и проанализировать в разных положениях скрипки взаимодействие смычка со струной, выбрав оптимальное, добиваясь наиболее качественного звукоизвлечения. Еще одним из способов, которым часто пользуются многие музыканты – это запись собственной игры на аудионоситель: таким образом, ученик получает полную картину своего исполнения «со стороны», делает выводы, выявляет неточности, и, при помощи педагога, находит пути решения. Другую важную роль несет в себе техника левой руки, которая имеет три момента: а) техника падения-отскока пальцев и горизонтальное (хроматическое) движение; б) чистота звуковысотной интонации (неотделимое от тембровой стороны звука); в) вибрация (ее роль в совокупности с индивидуальным и своеобразным извлечение звука определяет неповторимый характер каждого крупного скрипача). Упражнения для правильного положения левой руки в «дозвуковой» период также должны основываться на осознании значимости в последующем овладении техникой, в доступной соответственно возраста форме (упр. «гусеница», «растяжка», «коровка»). Работа над постановкой правой руки в доигровой период предполагает использование упражнений на осознание важности взаимодействия большого, указательного пальца и мизинца (упр. «обезьянка», «качели», «роза» и др.). При работе над звукоизвлечением, взаимодействие смычка со струной должно быть осознанным и контролируемым, автор проводит параллель с изобразительным искусством. На уроке происходит сравнение кисти художника (рисование – взятие первого мазка тоненьким волосом кисти, а затем рисование всей кистью) с взятием звука у колодки (небольшой наклон у колодки – край волоса, а затем взаимодействие всего волоса со струной, и тоже самое в обратном движении). Важно обратить внимание учащегося на положение большого пальца (левый край подушечки предполагает более свободное положение всех пальцев на трости). Исходя из этого, образное рисование полукруга (полумесяца) смычком по струне (контроль за округлой кистью, переменной ролью указательного пальца и мизинца на трости). Проблемные задания, вопросы, а также учет веса колодки и облегченного шпица, позволяют учащимся самостоятельно осознать принцип взаимодействия пальцев правой руки со смычком (упражнения «часы», «рисуем полумесяц» и др.). Необходимо заострять внимание учащихся на постоянной проверке свободы плеча, локтя (рулевое движение), запястья (пронация - супинация), пальцев на трости. Пример из педагогической деятельности: при работе с ученицей 2 класса по классу скрипки, с которой мы работали над характером танца «Гавот» Мартини, на первом этапе не было ни штриховой точности, ни характера танца. Вместо традиционного объяснения, что это старинный французский танец (17 век), ставший одним из любимых грациозных бальных танцев, можно создать проблемную ситуацию – предложить материал (Детская музыкальная энциклопедия), где ученик может самостоятельно узнать о жанре танца и, конкретно, о гавоте. Узнав о времени рождения гавота, родилось желание нарисовать рисунок бала (элемент творчества), затем были прослушаны гавоты других композиторов (Прокофьев «Р. и Дж.»). После прохождения таких проблемных ситуаций, в которых ученик самостоятельно ищет неизвестное, изменился характер исполнения, яснее стали штрихи, эмоциональное отношение. Ученица самостоятельно разделила произведение на две части (мужской и женский танец, что было связано с характером музыкальных образов). При этом появилось желание сочинять музыку. Исходя из этого, очевидно, что проблемность стимулирует мыслительные процессы и развивает творческие способности. Использование методов диагностики, творческих методик, с учетом психологических особенностей учащихся.В работе педагога важно использовать методы, позволяющие проследить динамику развития учащихся, развития музыкальных способностей. В своей работе я использую диагностику Радыновой Л.П. и Комисаровой Л.П. на начальном этапе обучения и провожу сравнительный анализ в конце учебного года. Диагностируем уровень различных видов музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Инновационный подход предполагает интеграцию различных наук. Основная цель учебного процесса - дать не только знания, но и сформировать с их помощью мировоззрение обучающихся, а так же научить их учиться. Поэтому важно помнить, что достижение этих целей возможно также на основе применения достижений психологии. Еще один важный момент, на который следует обращать внимание на уровне педагогического общения, что учащиеся имеют различия восприятия, где преобладает тот или иной тип сенсорного опыта – визуальной, аудиальной и кинестетической. То есть, проще говоря, это вид ощущений, преобладающий в понимании жизни и информации. Соглашусь с мнением педагогов и психологов, что в педагогической деятельности понимание типа ощущений имеет весомое значение. Определить ведущую систему другого человека можно обращая внимания на слова, обозначающие процессы (глаголы, наречия и прилагательные), которые другой человек использует, чтобы описать свой внутренний мир и опыт. Если хотите установить хороший контакт с учеником, вы можете использовать те же самые слова, что и он. Употребление слов из другой сферы ощущений может установить дистанцию. Часто ребенок с трудом воспринимает то, что хочет донести до него учитель, а причиной может быть незнание типа, к которому относится учащийся. Владение педагогом знаниями в области общей и музыкальной психологии и учет психологических особенностей важен на всех этапах обучения (как рабочем, так предконцертном и концертном). Формирование познавательной активности может проходить также методом рисования музыки. На своих уроках я использую метод рисования музыки как способ постижения образа, его раскрытия, прослеживания параллели между сочетанием цвета и звука (система цвет-звук, цвет-настроение), осознание формы, динамики и мн. др. Использование данной методики, как одного из элементов проблемно-творческого метода, в тоже время позволяет развить послепроизвольное внимание. Можно назвать ряд современных авторов, в трудах которых затронуты интеграционные процессы в системе искусств и на этой основе сделаны важные педагогические выводы. В их числе: Э.Б.Абдуллин, Л.М.Баженова, В.П.Михалев, А.А.Мелик-Пашаев, Г.П.Нестеренко, Г.П.Шевченко, Ю.Б.Алиев, Л.А.Безбородова, Г.М.Цыпин, Т.И.Науменко, В.В.Алеев, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева. Анализ рисунков педагогами и психологами, а также личный опыт автора позволил сделать следующие выводы:- почти все дети (96%) обладают способностью выразить врисунке свои музыкальные впечатления;- на форму и цвет рисунка влияет эмоциональный строймузыкального произведения;- пространственное расположение цвета, линии и фигуропределяется звуковысотной линией мелодии;- настроение мелодии диктует выбор цвета.Рисование музыки – яркий творческий процесс, неотделимый от мыслительного. Рисование музыки осуществляется в игровой привлекательной форме, тем самым, активизация познавательной активности и внимания происходит естественно, а не в дисциплинарном порядке. Рисование музыки - «обратная связь», которая другими средствами (опрос, анкетирование, беседа), не достижима на каждом уроке в такой степени и по отношению к каждому ребенку. Результаты «рисования музыки» - это и «автопортрет» ученика. Поэтому для грамотного педагога-психолога рисунки детей отражают и типологические особенности личности, их пристрастия, настроения и, возможно, даже диагностические симптомы. Перспективно сочетание «рисования музыки» с иными формами активизации творческого потенциала, сочинением стихов с применением новых технических средств (рисование на дисплее компьютера). Данный пример подтверждает эффективность использования приемов проблемно-творческого метода в музыкальной школе на уроке музыки как фактора развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. В классе скрипки мыслительная деятельность – неотъемлемая часть педагогического процесса, поэтому я считаю, что развитие интеллектуальной и творческой сферы учащихся целесообразно благодаря использованию в педагогической работе проблемно- творческого метода. В наш компьютеризированный век, такое человеческое качество, как эмпатия, утрачивает свою ценность, а музыка, в силу своей специфики, может заполнить эмоциональную брешь в душах и сознании современных школьников. Необходимо добиваться того, чтобы соприкосновение с музыкой (слушание, инструментальное исполнительство, пение и т. д.) не сводились к формальности, а у учащихся появилось желание сопереживать, чувствовать, творчески реализовывать свои умения и навыки, что является атрибутом музыкальности, которая стоит в одном ряду с эмпатией, креативностью и самоактуализацией. На основе проблемно-творческого обучения на уроках музыки возможно применение различных методических приемов с учетом задач, условий, возрастных особенностей, специфики музыкального образования, в зависимости от индивидуальных и групповых занятий и образовательных учреждений (ДМШ, ОШ.) На более взрослых ступенях обучения использование проблемно-творческого метода также целесообразно, но уже на более высоком уровне, с учетом знаний, психологических и возрастных особенностей учащихся. Практически невозможно охватить все аспекты обучения игре на скрипке, но опираясь на теоретические исследования и практический опыт, включая опыт автора, можно сделать выводы: 1) проблемно- творческое обучение сочетает два подхода - рациональный (мышление) и эмоциональный (творчество), таким образом, отвечает специфике музыкального обучения; 2) сохраняются основы логического мышления (анализ, синтез, обобщение и сравнение), которые объединяются с опережающим невербальным музыкальным мышлением, а также положительно влияют на развитие мотивации и эмоциональности;3) данный метод возможно применять на разных уровнях музыкального образования (ДМШ, СУЗ, ВУЗ), в соответствии с типом учебного заведения (его задачами, структурой учебного процесса, подготовкой учащихся и учетом вариативности в применении на индивидуальных и групповых занятиях;4) применение данного метода будет эффективным при условии учета конкретных условий: содержание урока, уровень подготовки и возрастных особенностей учащихся. Использование проблемно-творческого метода в педагогической практике стимулирует и обязывает педагога к повышению профессионального мастерства и личностных качеств. Среди существующих методов проблемно-творческий подход способен ответить на запрос общества, который нуждается в творческой личности, профессиональном специалисте, вне зависимости от рода деятельности, обладающего мобильностью, гибкостью мышления, эмпатией и желанием самоактуализациии.^ Создание ситуации успеха на уроке - инновационный подход в обучении учащихся (Сборник методических разработок)Г.В.Горская, Л.В.Сираева, ДМШ №6 Советского р-на, г. КазаньВ сборнике методических разработок струнно-смычкового отдела ДМШ №6 представлены три работы: «12 занятий по классу ансамбля с начинающими скрипачами», «10 занятий с начинающим учеником-скрипачом по общему фортепиано на музыкальном материале, изученном на занятиях по специальности», «Современный подход к проблеме формирования навыков в игре на скрипке». На протяжении нескольких лет на струнно-смычковом отделении целенаправленно разрабатывается блок занятий с начинающими скрипачами по всему спектру предметов музыкальной школы, развивающих исполнительские навыки. Методы развития музыкальных способностей, воспитания музыкального вкуса, привития интереса к музыкальному исполнительству, предложенные в данных методических разработках, можно использовать на любом уроке в ДМШ. Эти методы аппелируют к творческому началу детей, вовлекают их в различные музыкально-познавательные игры. В процессе занятий, предложенных в данных разработках, вырабатывается стойкий интерес к музицированию, как соло, так и в ансамбле. В непринужденной обстановке игры дети приобретают навыки исполнения на инструменте, а в классе ансамбля учатся «включаться» в общее звучание. Удобство данных разработок в том, что в них расписаны поурочно начальные этапы обучения в классе скрипки, скрипичного ансамбля и общего фортепиано. Игровая форма, которая доминирует на занятиях, рассчитана на детей 6-7-летнего возраста. Сказочные образы помогают маленьким ученикам легко и непринужденно выполнить музыкально-исполнительские задачи, которые ставятся перед ними на уроках. Важность этих разработок заключается в предоставлении педагогам музыкальных школ возможности успешного проведения занятий как со способными, так и с менее одаренными детьми. Образование сегодня - не столько приобретение знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения ребенком культурных ценностей. Особенно злободневной является проблема воспитания чувств, так как на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития нравственного сознания от роста знаний. Еще К.Д.Ушинский предупреждал, что общество, преимущественно заботящееся об образовании ума, совершает "большой промах", ибо человек "более человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает". Выдающиеся педагоги прошлого считали, что музыка – это могучий стимулятор мысли, без него невозможно полноценное развитие ребенка. Следуя традиционному принципу учреждений дополнительного образования – принципу доступности, массовости обучения, коллектив преподавателей Детской музыкальной школы развивает творческие способности детей разной степени одаренности, делая акцент на том, что неспособных детей нет. Главная задача состоит в музыкально-педагогическом приобщении каждого из учащихся к богатым музыкальным традициям и к тем из новых музыкальных идей, которые исключают пошлость, цинизм, безграмотность. Важную роль в этом играют коллективные виды творчества: коллективное музицирование; ансамблевое, хоровое пение; индивидуальный подход к обучению игре на разных инструментах. Совместные концерты учащихся и преподавателей формируют духовный мир детей, стремление к добру, красоте, человечности. ДМШ №6 много лет работает в направлении создания условий для успешности, максимального развития личности ребенка с учетом ее интересов, способностей, творческого потенциала, самореализации в социальной среде, труде, учебе, личной жизни. Главный смысл деятельности педагога школы состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен, это способствует развитию уверенности ребенка в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Основным механизмом в решении этой задачи становится ситуация успеха. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Мы полагаем, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка, изменить ритм и стиль его жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающими. Безусловно, большое внимание при этом уделяется этической, нравственной стороне успеха (своим успехом я обязан окружающим, мой успех – это результат упорного труда, мой успех не является препятствием для других школьников и т.д.). Таким образом, состоявшийся успех предусматривает оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В этом случае ситуация успеха является своеобразным «пусковым механизмом» дальнейшего развития личности ребенка. Если школьник не имеет успеха в различных видах деятельности, в общении со сверстниками, в разрешении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то у него могут возникнуть проблемы при вхождении во взрослую жизнь. Следовательно, необходимым условием развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе. Опыт, среда дополнительного образования могут, на наш взгляд, создать ус