Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет финансовых результатов деятельности предприятия

--PAGE_BREAK--1.2.3 Доходы и расходы от прочих видов деятельности

Под финансовым результатом от прочей деятельности понимается результат по всем операциям организации, отличным от операций по обычным видам деятельности.

Рассмотрим прочие доходы организации. В соответствии с пунктом 7 ПБУ 9/99 к прочими доходами относятся:

·      поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (с учетом положений пункта 5 ПБУ 9/99);

·      поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (с учетом положений пункта 5 ПБУ 9/99);

·      поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам) (с учетом положений пункта 5 ПБУ 9/99);

·      прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

·      поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

·      проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров В ситуации нарушения договорных обязательств организация получает специфический вид дохода, квалифицируемый с точки зрения гражданского права как убытки (ст. 15 ГК РФ) или неустойка (ст. 330 ГК РФ).

«Неустойка представляет собой способ обеспечения обязательств в виде денежной суммы, получаемой контрагентом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения в отношении него обязательств. Штраф или пеня являются разновидностями неустойки и различаются способом формирования: штраф представляет собой фиксированную сумму, пеня — величину, зависящую от временного промежутка, в течение которого нарушаются права стороны по договору»[9].

·      активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

·      поступления в возмещение причиненных организации убытков;

·      прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

·      суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

·      курсовые разницы;

·      сумма дооценки активов;

·      прочие доходы.

Прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п. Для целей бухгалтерского учета величина прочих поступлений определяется в следующем порядке:

ü   Величину поступлений от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров, а также суммы процентов, полученных за предоставление в пользование денежных средств организации, и доходы от участия в уставных капиталах других организаций (когда это не является предметом деятельности организации) определяют в фактической сумме поступлений, вытекающей из условий соответствующих договоров;

ü   Штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником.

ü   Активы, полученные безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости. Рыночная стоимость полученных безвозмездно активов определяется организацией на основе действующих на дату их принятия к бухгалтерскому учету цен на данный или аналогичный вид активов. Данные о ценах, действующих на дату принятия к бухгалтерскому учету, должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы;

ü   Кредиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, включается в доход организации в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации;

ü   Суммы дооценки активов определяют в соответствии с правилами, установленными для проведения переоценки активов;

ü   Иные поступления принимаются к бухгалтерскому учету в фактических суммах.

В соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99 прочими расходами являются:

·      расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (с учетом положений пункта 5 ПБУ 10/99);

·      расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (с учетом положений пункта 5 ПБУ 10/99);

·      расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (с учетом положений пункта 5 ПБУ 10/99);

·      расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

·      проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

·      расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

·      отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

·      штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

·      возмещение причиненных организацией убытков;

·      убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

·      суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

·      курсовые разницы;

·      сумма уценки активов;

·      перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

·      прочие расходы.

Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.) и расходы, связанные с устранением их последствий.

Для целей бухгалтерского учета величина прочих расходов определяется в следующем порядке:

ü   Величина расходов, связанных с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции, а также с участием в уставных капиталах других организаций, с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это не является предметом деятельности организации), процентов, уплачиваемых организацией за предоставление ей в пользование денежных средств, а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, определяются в фактической сумме расхода, вытекающей из условий соответствующих договоров

ü   Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организацией убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией

ü   Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации. Причем просроченная задолженность списывается отдельно по каждому обязательству

«Основаниями для списания долгов, безнадежных к получению, являются:

-       данные проведенной инвентаризации;

-       письменное обоснование невозможности взыскать долги дебиторов;

-       приказ (распоряжение) руководителя организации о списании таких обязательств»[10].

«Инвентаризация расчетов с дебиторами производится по данным актов сверки с контрагентами организации. По их данным оформляется «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами». В акте показывается дебиторская задолженность по видам (подтвержденная дебиторами, не подтвержденная дебиторами, задолженность с истекшим сроком исковой давности).

Письменное обоснование невозможности взыскать долги дебиторов готовится по записке главного бухгалтера, к которой прикладываются подтверждающие документы. Так, документом, являющимся основанием нереальности возврата безнадежных долгов с ликвидированной организации, служит запись в Едином реестре юридических лиц, а также письмо налогового органа, подтверждающего факт ликвидации»[11].

ü   Суммы уценки активов определяются в соответствии с правилами, установленными для проведения переоценки активов.

«На практике бытует мнение, что к обычной деятельности относятся те из видов деятельности, которые перечислены в уставе. Однако записи в уставе организаций всегда делаются с учетом довольно широкого спектра возможных видов деятельности, которые организации могут вообще не осуществлять или обращаться к ним чрезвычайно редко. Следовательно, уставные записи о возможных видах деятельности не могут являться соответствующим критерием разделения всех видов деятельности на обычные и прочие»[12]. Другим мнением, существующим на практике, является подход, в соответствии с которым правомерным считается предоставление функций определения, какие виды деятельности организации обычные, а какие прочие, ее компетентным органом управления. Передача таких функций только управлению организации неизбежно приведет к использованию этой возможности определять обычными видами деятельности тех из них, информация о которых будет привлекательна в глазах внешних пользователей бухгалтерской информации. Тем самым существует высокая степень вероятности, что при приблизительно равных объемах деятельности организаций информация о них в отчетности в силу различных подходов к квалификации видов деятельности будет сопровождаться потерей сопоставимости показателей.

Таким образом, выработка единых научно-обоснованных критериев, с помощью которых осуществляется отнесение видов деятельности к обычным или прочим, является насущной проблемой нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Таким образом, финансовый результат организации формируется из двух слагаемых, основным из которых является реализационный результат, полученный от продажи продукции, товаров, работ и услуг, а также от хозяйственных операций, составляющих предмет деятельности предприятия, таких, как сдача в платную аренду основных средств, передача в платное пользование объектов интеллектуальной собственности и вложение средств в уставные капиталы других организаций.

Вторая часть, в виде доходов и расходов, непосредственно не связанных с формированием основного реализационного финансового результата, образует прочий финансовый результат. Если за отчетный период предприятие от продажи продукции, товаров, работ, услуг и других операций, составляющих предмет его деятельности, получило прибыль, то весь его финансовый результат будет равен прибыли от продаж плюс прочие доходы минус прочие расходы. Если предприятие получит убыток от продаж, то его общий финансовый результат будет равен сумме убытка от продаж плюс прочие расходы минус прочие доходы.


2. Бухгалтерский учет финансовых результатов
Современная информационная подсистема учета финансовых результатов состоит из целой совокупности счетов бухгалтерского учета, формирующих информацию о различных сторонах их сущности. При этом вся информация, поставляемая рассматриваемой подсистемой, по характеру ее формирования и взаимосвязи может быть подразделена на конечную информацию и уточняющую ее.

Конечная информация о собственно финансовых результатах деятельности организации формируется на счетах «Продажи», «Прочие доходы и расходы», «Прибыли и убытки» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». В свою очередь уточняющая информация, позволяющая пользователю корректировать величину финансовых результатов, отражается на счетах «Недостачи и потери от порчи ценностей», «Резервы предстоящих расходов», «Расходы будущих периодов», «Доходы будущих периодов», «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги», «Резервы по сомнительным долгам». Также к этой группе счетов относятся и счета отложенного налога на прибыль»: «Отложенные налоговые активы» и «Отложенные налоговые обязательства».

Также особую группу объектов учета финансовых результатов составляют значения отложенного налога на прибыль, преследующие цель установления взаимосвязи между налоговым и бухгалтерским учетом прибыли. К таким значения относятся: условный доход (расход), постоянное налоговое обязательство, отложенный налоговый актив, отложенное налоговое обязательство. С помощью даны показателей мы можем получить сумму текущего налога на прибыль в учете финансовых результатов.

Рассмотрим бухгалтерский учет финансовых результатов от обычных видов деятельности.


2.1 Бухгалтерский учет финансовых результатов от обычных видов деятельности
К финансовому результату от обычных видов деятельности относится прибыль (убыток) от операций, определяемых организацией как предмет деятельности. Для определения этого показателя применяется счет 90 «Продажи».

На том счете отражаются признанные выручка и себестоимость по операциям, являющимся предметом деятельности организации. При этом сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг отражается по кредиту счета 90 «продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг списывается с кредита счета 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «основное производство» и ряда других в дебет счета 90 «Продажи». Путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов выявляется финансовый результат от продажи, который списывается на счет 99 «Прибыли и убытки». Порядок отражения основных показателей представлен на схеме 1.
Схема 1.

2. Фактическая себестоимость продаж, по которым признан выручка

1. Поступления активов,

признаваемые выручкой

3. Суммы налога на добавленную стоимость,

причитающиеся к получению от покупателя

(заказчика)



4.Суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров)



Прибыль от продаж (1>2+3+4)

6.Убыток от продаж (1



В соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению к счету 90 «Продажи» могут быть открыты следующие субсчета:

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-4 «Акцизы»;

90-5 «Экспортные пошлины»;

90-9 «Прибыль/убыток от продаж»[13].

На субсчете 90-1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемый выручкой (доходы по предметам деятельности, определенные организацией как обычные). Сумма выручки отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом при формировании информации в отношении выручки следует придерживаться нормы закрепленной п.5 ПБУ 9/99 «доходы организации», определяющей ее понятие, и п. 12 того ПБУ, формулирующего условия признания выручки.

На субсчете 90-2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость продаж (расходы по предметам деятельности, определенные организацией как обычные), по которым на субсчете 90-1 «Выручка» признана выручка. В момент признания выручки себестоимость товаров и продукции, определенная по операциям, относящимся к предметам деятельности организации списывается с кредита счетов 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж». Себестоимость выполненных работ и оказанных услуг, т.е. объектов учета, не подлежащих складированию, списывается со счета 20 «Основное производство» в дебет рассматриваемого субсчета. Таким же образом осуществляется списание со счета 44 «Расходы на продажу» расходов, относящихся к продаже указанных объектов учета и включаемых в полную себестоимость продаж.

В том случае, когда в соответствии с учетной политикой организации расходы управленческого и коммерческого характера признаются в себестоимости проданных продукции, работ, услуг полностью в отчетном году в качестве расходов по обычным видам деятельности, себестоимость продаж формируется по принципам directcosting. В этой ситуации списание указанных расходов осуществляется записью по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» и кредиту счетов 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу».

На субсчете 3 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика). Суммы указанного налога отражаются по дебету рассматриваемого субсчета и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» Тем самым сумма выручки в брутто-оценке приводится к значению нетто-оценке.

На субсчете 90-4 «Акцизы» учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров). Суммы таких акцизов отражаются по дебету указанного субсчета и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Акцизы». Так же как в предыдущем случае, такая запись доводит сумму выручки до ее нетто-оценки.

Организации — плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 «Продажи» субсчет 90-5 «Экспортные пошлины» для учета сумм экспортных пошлин. По его дебету в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Экспортные пошлины» отражаются суммы начисления таких пошлин. Так же как и в двух предыдущих случаях, такая запись доводит сумму выручки до ее нетто-оценки.

Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж»,90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» производятся кумулятивным способом (накопительно) в течение отчетного года. При этом в течение отчетного года записи по дебету субсчета 90-1 «Выручка» и кредиту субсчетов 90-2 «Себестоимость продаж»,90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы», 90-5 «Экспортные пошлины» не осуществляются. Таким образом, все рассмотренные субсчета имеют кредитовое или дебетовое сальдо, суммы которых накапливаются в течение отчетного года.

Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы», 90-5 «Экспортные пошлины» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. При этом порядок записей на указанных субсчетах приводит к тому, что синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

Таким образом, нормативным регулированием бухгалтерского учета закреплено жесткое деление главного счета на его субсчета. При этом записи на главном счете не делаются. По своей сути все рассмотренные субсчета являются самостоятельными счетами, а их принадлежность к счету 90 «Продажи» можно оценивать как методическую группировку. Кроме того, характерной особенностью этого счета является, что выявленный на нем финансовый результат на данном счете не только списывается ежемесячно по назначению, но и аккумулируется на специальном субсчете 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» к главному счету.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» Этот процесс является составной частью процедуры закрытия основных счетов учета финансовых результатов. Его осуществление сводится к следующему. Сальдо субсчетов 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы», 90-5 «Экспортные пошлины» списывается с их кредита в дебет субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж». В свою очередь сальдо по субсчету 90-1 «Выручка» списывается с его дебета в кредит субсчета 90-9 «прибыль/убыток от продаж». В результате осуществления заключительных записей счет 90 «Продажи» закрывается.

В тоже время Планом счетов к счету 90 «Продажи» не предусмотрено открытие отдельного субсчета для учета расходов, связанных с продажей готовой продукции (товаров) и отражаемых первоначально на дебете счета 44 «Расходы на продажу», которые с этого счета ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров). При этом отражение таких расходов осуществляется в отчете о прибылях и убытках отдельно по статье «Коммерческие расходы». В связи с этим для учета таких расходов следует выбрать любой свободный номер позиции (субсчета 6-8) к счету 90 «Продажи» Точно также должны поступить те организации, которые списывают управленческие расходы в качестве условно-постоянных с кредита счета 26 «общехозяйственные расходы» в дебет счета 90 «Продажи» и отражают такую информацию в отчете о прибылях и убытках по статье «Управленческие расходы».

Рассмотрим пример, в котором представлен порядок записей, связанный с продажами.

Пример.

Организация ОАО «Афина» занимается производством и продажей телевизоров, а также представлением за плату во временное пользование объектов основных средств по договору аренды. За 1 квартал организация отгрузила покупателям продукцию на сумму 1 731 600 руб. при этом фактическая себестоимость данной продукции составила 880 000 руб., в т.ч. расходы на продажу 100 000 руб. По сданным в аренду основным средствам начислена арендная плата в сумме 92 400 руб., также начислена амортизация по сданному в текущую аренду объектам основных средств на сумму 29 400 руб.  Хозяйственные операции по данному примеру представлены в приложении в табл. 1.«Учет формирования финансового результата от обычных видов деятельности при условии того, что предметом деятельности организации признаны производство и продажа продукции, а также предоставление за плату во временное пользование объектов основных средств по договору аренды».Хозяйственная ситуация приводится при условии того, что предметом деятельности организации признаны производство и продажа продукции, а также представление за плату во временное пользование объектов основных средств по договору аренды.Формирование информации о доходах и расходах по обычным видам деятельности может быть подвержено серьезной деформации в зависимости от определенных организацией предметов деятельности. В сегодняшних условиях, когда соответствующая нормам существенности информации, позволяющей отнести те или иные доходы в состав выручки и определить падающие на них расходы, отсутствует, проблема квалификации обычных и прочих видов деятельности налицо.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учет собственного капитала и анализ эффективности его использования
Реферат Расчет и проектирование коробки скоростей к операционному токарному станку
Реферат Использование жидкого мыла с лечебной целью
Реферат History of Belarus
Реферат История развития эпидемиологии и иммунологии
Реферат Особенности средневековой этики
Реферат Расчет сборочной машины для сборки детали "Пластина контактная"
Реферат Разработка модели повседневного платья
Реферат Nascar Winston Cup 99 Essay Research Paper
Реферат Расчет конвейерной установки в условиях ш. "Воркутинская"
Реферат Анализ полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Реферат Предпринимательские риски и способы их измерения
Реферат Расчет кромкогибочного пресса ERFUHRT 250т.
Реферат When And Why Does The ancient City
Реферат Искусство продаж в XXI веке: творческое мышление как основа успешного бизнеса