3 ВведениеСовременный урок требует использования многих средств изучения и контроля материала, смены множества форм работы учителя на уроке и их разнообразие. Для решения этих проблем удобно использовать информационные технологии. Тем более сейчас, благодаря национально проекту образование, во многих школа появились компьютеры. Но возникает вопрос, что и как лучше использовать для создания интерактивного урока, чтобы было удобно и понятно? Сейчас наиболее применяемая офисная программа – PowerPoint, но она имеет множество ограничений в представлении информации. Поэтому задачей моей работы было исследовать способности Visual Basic 6.0 по созданию программ для проведения уроков и сравнить их с PowerPoint. Microsoft Visual Basic 6.0 - это мощная система программирования, позволяющая быстро и эффективно создавать приложения для Microsoft Windows. Оригинальный язык программирования Basic был создан Джоном Кемени и Томасом Курцем в 1963 г в Дартмурском колледже. Он быстро завоевал популярность в качестве языка для обучения программированию в университетах и школах и был адаптирован для использования на персональных компьютерах основателем и главой компании Microsoft Биллом Гейтсом в середине 70-х гг. С тех пор для ПК последовательно было выпущено несколько версий Basic, включая Microsoft Quick Basic и MS-DOS Qbasic. Хотя программная оболочка Visual Basic выполнена полностью графической, а сам язык программирования весьма далек от языка, применяемого для ранних версий интерпретаторов Basic, простота и элегантность языка программирования Basic осталась в большой мере присущей и новым версиям. Чтобы решить данную задачу я поставил следующие цели: 1 Сравнить Visual Basic 6.0 и PowerPoint 2 Создать обучающую программу по биологии по теме: «История развития жизни на Земле». Материалы по предмету предоставлены учителем МОУ СОШ №5 Кирилловой Л.И., отобраны при работе с энциклопедиями по биологии, учебными пособиями и материалами из сети Интернет. 3 Проверить свои знания программирования в среде Microsoft Visual Basic. Идея состояла в том, чтобы программа выполняла две функции: обучающую и контролирующую. 4I. Техническая часть Программа состоит из 13 форм - 4 окон. Между формами можно переключатся с помощью кнопок. Каждая форма содержит текстовые поля. Программу можно разделить на две основные части: теория и тесты. В кнопка первую часть входит теория: описание развития в пяти эрах и доказательства эволюции. Между темами можно легко переключаться благодаря удобным кнопкам. При нажатии на кнопку меняются формы. Для этого используется код: arxei.Show (показать форму «архей») vvedenie.Hide (скрыть форму «введение»)Тестовая часть состоит из двух тестов и ответов для учителя. Первый тест применяется для закрепления темы. Используя выпадающие списки надо расставить эры в порядке их возрастания. Чтобы сделать этот тест я применил объект ComboBox и его свойство list. Р выпадающий список езультаты теста выводятся в метке. Возможно два варианта ответа: «Молодец. Все верно» или «Не правильно, попробуй еще раз». При нажатии на кнопку «проверить» программа определяет, как располагаются строки. И в зависимости от результата меняет свойство Caption у метки. вопросы с вариантами ответов Тест ЕГЭ состоит из трех вариантов. Ученик выбирает вариант перед началом теста. В каждом варианте по 9 вопросов, под каждым вопросом находится текстовое поле, куда ученик должен ввести ответ. При нажатии на кнопку проверить компьютер выполняет проверку последовательности условий. Сначала он сравнивает ответ ученика с правильным ответом. Если они равны, то переменой N добавляется единица.5I если в поле введено «4» то к переменой N добавляется единицаконец оператора «If»f Val(Text9.Text) = 4 Then N = N + 1 End IfЗатем программа проверяет, в какой интервал чисел, попадает полученное значение переменой N, и выставляет оценку, меняя свойство Caption у метки.I если значение N больше или равно 5 и N меньше 8 тотекст у метки меняется на «4»конец оператора «If»f N 8 Then Label1.Caption = "4" End IfЧтобы ученик не исправил ответы. Текстовые поля исчезают.Текстовое поле 1 - невидимоText1.Visible = FalseОтветы к тестам находятся на отдельной форме. Чтобы туда попасть, надо ввести пароль. Если пароль неверный, то программа закрывается.Для тех, кто все сделал, создана кнопка «не нажимать», нажав на которую появляется серия системных сообщений со смешным текстом. Надо до конца кликать мышкой по кнопке ОК, иначе программа работать не будет. Для просмотра всего программного кода смотри приложение 1.6II. Сравнение Visual Basic 6.0 с PowerPointРабота этой программы показало, что у программ созданных в Visual Basic 6.0 есть множество преимуществ перед презентациями PowerPoint и другими офисными программами. 1) В PowerPoint объем текста ограничен размером слайда, а в моей программе благодаря полосам прокрутки можно вставить большой объем информации.Текст в PowerPointТекст в Visual Basic2) В Power Point, чтобы вернуться к предыдущему слайду надо выходить из режима показа презентации или использовать кнопки перехода, но для перехода надо конкретно указать слайд и, если на другом слайде нет нужной кнопки, вернуться нельзя, а в программе для перехода между темами есть специальные кнопки, они красиво выглядят и удобны в использовании. Также с помощью кнопок можно не только переключатся между формами, но и менять цвет, форму объектов.Кнопки в Visual Basic и PowerPoint3) В PowerPoint можно поставить пароль доступа только на весь документ. В программах Visual Basic возможно ограничить доступ пользователя к отдельным формам с помощью пароля. В моей программе под паролем находится форма, которая содержит ответы к тестам. 7При нажатии на кнопку ответы, появляется диалоговое окно пароля. Это достигается с помощью следующего кода: I если в поле введено слово «друг» то форма «пароль» закрывается иоткрывается форма «ответы»f Text1.Text = "друг" Then parol.Hide otveti.ShowТак выглядит окно установки пароля в PowerPoint4) Оформление слайда ограничено стандартными возможностями PowerPoint, Оформление формы не ограниченно: вставлять, делать фоном или использовать вместо кнопок можно любые картинки и это сделать гораздо проще, чем в PowerPoint. 5) В PowerPoint мало возможностей для вставки оригинальной анимации. А в программах среды Visual Basic можно использовать объект Timer для создания своей собственной анимации для любого объекта. Этот объект задает время смены картинок, таким образом можно задать движение.Объект таймерВ этой анимации Visual Basic царь будет кивать головой.В PowerPoint же задается стандартные типы движения движение86) В PowerPoint при использовании гиперссылки требуется доступ к другим файлам и презентации PowerPoint не работают на компьютере, где не установлено Microsoft Office PowerPoint. В моей программе все файлы, картинки, анимация и прочее, сохранены в едином файле формата EXE, который работает без специальных программ на любом компьютере. Также возможности Visual Basic предусматривают применение такого вида работы, как тестирование с немедленным получением результата теста. Но для того чтобы создать такую программу надо, чтобы человек создающий программу знал основы языка программирования.9III. РезультатыЗавершив свою исследовательскую работу, я пришел к выводу: в Visual Basic можно создать более удобные программы, чем презентации PowerPoint. 1 Моя программа имеет удобный интерфейс: Используя кнопки можно переходить на любую форму, 2 Она многофункциональна: позволяет кроме обычных текстовых уроков, создавать различные типы тестов, анимацию и видео. 3 Ее можно использовать для самостоятельного обучения и контроля знаний, она занимает мало места, к грамотно изложенному материалу добавлены контрольные тесты и ответы к ним. В процессе выполнения исследовательской работы я научился работать с Visual Basic, школа получила обучающую программу по биологии. С ней уже были проведены уроки в 9-х классах. Ученики высказались положительно о таком уроке. В будущем эту программу можно использовать при дистанционном обучении.10IV. Список используемой литературы:1. Акимов В.Б. «PowerPoint XP Наглядное пособие для быстрого старта»2. Сайлер Б., Споттс Д. Использование Visual Basic 6. Специальное издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.3. Симонович С.В. Евсеев Г.А. Занимателное программирование: Visual Basic: Книга для детей, родителей и учителей. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 2002.4. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/ Н.Д. Угринович. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2003.5. Информатика. Задачник-практикум в 2т./ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том.2.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.6. М. Хальворсон Microsoft Visual Basic 6.0 для профессионалов. Практ. пособ. Серия «Шаг за шагом» / Пер. с англ. – М.: СП ЭКОМ, 2005.^ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5Проектно-исследовательская работаТема: «Преимущества и возможности программ, созданных в среде программирования Visual Basic 6.0 по сравнению с Microsoft Office PowerPoint на примере урока биологии «История развития жизни на Земле».Учащийся: Овсяников Александр Константинович Руководитель: Епифанова Татьяна Николаевна Независимый эксперт: Караваева Елена Леонидовнаг. Светлый 2007 год11 Приложение 1Программный код к форме «тест»‘Объявляем N переменной типа Byte’Dim N As Byte‘При нажатии на кнопку N присваивается значение 0.’ Private Sub Command1_Click() N = 0‘Для теста. Оператор условного перехода: если в текстовое поле введенный текст равен заданному, то к N добавляется единица. Программа проверяет все девять текстовых полей.’If Val(Text1.Text) = 4 ThenN = N + 1End IfIf Val(Text2.Text) = 2 ThenN = N + 1End IfIf Val(Text3.Text) = 4 ThenN = N + 1End IfIf Val(Text5.Text) = 3 ThenN = N + 1End IfIf Val(Text6.Text) = 1 ThenN = N + 1End IfIf Val(Text7.Text) = 3 ThenN = N + 1End IfIf Val(Text8.Text) = 2 ThenN = N + 1End IfIf Val(Text9.Text) = 2 ThenN = N + 1End IfIf Val(Text10.Text) = 1 Then 12N = N + 1End If‘Оператор условного перехода: если значение N меньше 3, больше 3 и меньше 5, больше 5 и меньше 7, больше 7, то текст метки меняется на 2, 3, 4, 5 соответственно.’If N Label1.Caption = "2"End IfIf N > 3 And N Label1.Caption = "3"End IfIf N > 5 And N Label1.Caption = "4"End IfIf N > 7 ThenLabel1.Caption = "5"End If‘Текстовые поля 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10 невидимы.’Text1.Visible = FalseText2.Visible = FalseText3.Visible = FalseText5.Visible = FalseText6.Visible = FalseText7.Visible = FalseText8.Visible = FalseText9.Visible = FalseText10.Visible = FalseEnd Sub‘При нажатии на кнопку исчезает форма тест и появляется форма начало.’Private Sub Command2_Click()test.Hide na4alo.Show End Sub13‘При нажатии на кнопку N присваивается значение 0. ‘Private Sub Command3_Click()N = 0‘Текст в метки 1 исчезает’ Label1.Caption = ""‘Появляются текстовые поля 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10’ Text1.Visible = TrueText2.Visible = TrueText3.Visible = TrueText5.Visible = TrueText6.Visible = TrueText7.Visible = TrueText8.Visible = TrueText9.Visible = TrueText10.Visible = True‘Текст в текстовых полях исчезает.’Text1.Text = ""Text2.Text = ""Text3.Text = ""Text5.Text = ""Text6.Text = ""Text7.Text = ""Text8.Text = ""Text9.Text = ""Text10.Text = ""End Sub‘При загрузки формы N присваивается значение 0 для подсчета правильных ответов.‘Private Sub Form_Load()N = 0 End Sub14Программный код к форме «урок»‘Программный код показывает форму соответствующую кнопке.’Private Sub Command1_Click()paleozoi.Showarxei.Hidevvedenie.Hideproterozoi.Hidemezozoi.Hidekainozoi.Hidedoci.HideEnd SubPrivate Sub Command2_Click()arxei.Hidevvedenie.Hideproterozoi.Hidepaleozoi.Hidemezozoi.Hidekainozoi.Hidedoci.Hidena4alo.ShowEnd SubPrivate Sub Command3_Click()smaltest.Showarxei.Hidevvedenie.Hideproterozoi.Hidepaleozoi.Hidemezozoi.Hidekainozoi.Hidedoci.HideEnd SubPrivate Sub Command4_Click()arxei.Showvvedenie.Hideproterozoi.Hidepaleozoi.Hidemezozoi.Hidekainozoi.Hide 15doci.HideEnd SubPrivate Sub Command5_Click()proterozoi.Showpaleozoi.Hidearxei.Hidevvedenie.Hidemezozoi.Hidekainozoi.Hidedoci.HideEnd SubPrivate Sub Command6_Click()mezozoi.Showproterozoi.Hidepaleozoi.Hidearxei.Hidevvedenie.Hideproterozoi.Hidekainozoi.Hidedoci.HideEnd SubPrivate Sub Command7_Click()kainozoi.Showmezozoi.Hideproterozoi.Hidepaleozoi.Hidearxei.Hidevvedenie.Hideproterozoi.Hidedoci.HideEnd SubPrivate Sub Command8_Click()doci.Showkainozoi.Hidemezozoi.Hideproterozoi.Hidepaleozoi.Hidearxei.Hide 16vvedenie.Hideproterozoi.HideEnd SubPrivate Sub Label4_Click()End SubPrivate Sub Form_Load()End SubПрограммный код к стартовой форме.Private Sub Command1_Click()smaltest.Showna4alo.HideEnd SubPrivate Sub Command2_Click()vvedenie.Showna4alo.HideEnd SubPrivate Sub Command3_Click()test0.Showna4alo.HideEnd SubPrivate Sub Command5_Click()avtor.Showna4alo.HideEnd SubPrivate Sub Command6_Click()parol.Showna4alo.HideEnd Sub17‘При нажатии на кнопку появляются системные сообщение с текстом, который указан в кавычках.’Private Sub Command4_Click() MsgBox ("не ну я же просил! не нажимать"): MsgBox ("теперь я тебя долго не отпущу"): MsgBox ("вот такой я вредный!"): MsgBox ("тебе привет от автора"): MsgBox ("давай знакомиться"): MsgBox ("меня Сашей зовут"): MsgBox ("а кто ты?"): MsgBox ("хе-хе-хе"): MsgBox ("ну как тебе весело?"): MsgBox ("мне очень"): _ MsgBox ("ладно иди"): MsgBox ("тебе ведь еще биологией заниматься"): MsgBox ("а это очень интересный придет"): MsgBox ("все пока"): MsgBox ("и привет там всем передай"): MsgBox ("не ожидал?"): MsgBox ("да я такой злодей"): MsgBox ("и еще врун"): MsgBox ("а все из-за того, что ты полез куда не надо!"): _ MsgBox ("надеюсь ты понял урок"): MsgBox (" и ты больше на запрещеные кнопки, чтобы не нажимал"): MsgBox ("вот так"): MsgBox ("БУ!!!"): MsgBox ("щас ми будем учиться считать"): MsgBox ("1 - енто цифра один"): MsgBox ("2 - енто цифра два"): MsgBox ("3 - енто цифра три"): MsgBox ("4 - енто цифра четыре"): _ MsgBox ("5 - енто цифра пять"): MsgBox ("7 - енто цифра семь"): MsgBox ("8 - енто цифра восемь"): MsgBox ("9 - енто цифра девять"): MsgBox ("10 - енто цифра десять"): MsgBox ("ну вот ти почти умеешь считать до десяти"): MsgBox ("пачему пачти?"): MsgBox ("а потаму что цифры шесть тама не было"): MsgBox ("вот так вот"): _ MsgBox ("не веришь?"): MsgBox ("иди сам проверь"): MsgBox ("хотя и правда как ты проверишь?"): MsgBox ("я же тебя тут отвлекаю"): MsgBox ("ну ничего, я скоро закончу"): MsgBox ("вот расскажу тебе, как я стал таким"): MsgBox ("и закончу"): MsgBox ("вот значиться мой рассказ"): MsgBox ("идую я как то по лесу и вижу..."): _ MsgBox ("баааальшую кароПку"): MsgBox ("а в ней была желтая кнопка"): MsgBox ("с надписью..."): MsgBox ("*читай надпись на кнопке, которую ты только что нажимал")End Sub‘При нажатии на кнопку программа завершает свою работу.’Private Sub Command7_Click()EndEnd SubPrivate Sub Image11_Click()18End SubPrivate Sub Form_Load()End SubПрограммный код к форме «пароль»‘При нажатии на кнопку, если в текстовое поле ввели слово «друг» то открывается форма «ответы»’Private Sub Command1_Click() If Text1.Text = "друг" Thenparol.Hideotveti.Show‘Иначе появляется системное сообщение и программа завершает свою работу’Else MsgBox ("Ну и кто сюда полез? Это только для учителей!"): End End IfText1.Text = ""End Sub‘При загрузке формы текстовое поле очищается.’Private Sub Form_Load()Text1.Text = ""End SubPrivate Sub Text1_Change() password = "пароль" End Sub19Программный код к форме «закрепляющий тест»‘При нажатии на кнопку, если строчки в выпадающем списке идут в порядке 0, 1, 2 , 3, 4, то текст в метке меняется на "Молодец! Ответ верный!" ‘ Private Sub Command1_Click()If Combo1.ListIndex = 0 And Combo2.ListIndex = 1 And Combo3.ListIndex = 2 And Combo4.ListIndex = 3 And Combo5.ListIndex = 4 Then Label3.Caption = "Молодец! Ответ верный!": GoTo 1‘Иначе текст в метке меняется на "Неверно. Попрбуй еще раз."’ Else: Label3.Caption = "Неверно. Попрбуй еще раз."End If1: End SubPrivate Sub Command2_Click()smaltest.Hide na4alo.Show End Sub‘При загрузке формы во всех списках первая строчка 0’Private Sub Form_Load()Combo1.ListIndex = 0Combo2.ListIndex = 0Combo3.ListIndex = 0Combo4.ListIndex = 0 Combo5.ListIndex = 0 End Sub