Реферат по предмету "Разное"


«дорога к блоку» Цель урока

Урок- встреча в 11 классе«ДОРОГА К БЛОКУ»Цель урока: помочь учащимся познать Блока, поэта и человека, показать ,как факты биографии отразились в его поэзии, раскрыть художественные особенности первой книги поэта- «Стихи о прекрасной Даме»Оборудование: музыкальное оформление,портреты А.Блока, М.Цветаевой, Д.Мережковского, А.Ахматовой, Б.Пастернака, В.Брюсова,литературная газета «О, я хочу безумно жить!»класс оформлен в виде литературной гостиной, на столе подсвечник со свечами,учащиеся разделены на группы: творческая группа, поэты, чтецы, исследователи^ Эпиграфы к уроку:1Тебе, поэт в вечерней тишинеМои мечты, волненья и тревоги2 Он весь – дитя добра и света,Он весь- свободы торжество^ Метод проведения урока: встреча в литературной гостиной Ход урока:Слово учителя: Сегодня мы начинаем изучение творчества А.А. Блока.Первый урок, первые впечатления, первые строчки его стихов- всё сегодня. Окунёмся в мир его поэзии, чтобы потом уже никогда не расставаться с его образами, с его мыслями, с его бессмертными творениями. Наш урок- встреча, дорога к поэту.На фоне музыки читается стихотворение ^ А.Блока «Шар раскалённый, золотой»Шар раскалённый, золотойПошлёт в пространство луч огромный.И длинный конус тени тёмнойВ пространство бросит шар другой.Таков наш безначальный мир,Сей конус- наша ночь земная.За ней опять , опять эфирПланета плавит золотая.И мне страшны , любовь моя,Твои сияющие очи.Ужасней дня, страшнее ночиСияние небытия.Учитель: Мы познакомимся сегодня с Блоком –поэтом и с Блоком –человеком. А находимся мы в литературной гостиной, в которой находится группа поэтов серебряного века, группа исследователей судьбы А.Блока, литературоведческая группа.(Они сидят за разными столами)Итак, я зажигаю свечи. Пусть их пламя проложит незримую дорогу через годы, от наших горящих сердец к вечно пылающему сердцу А.БлокаЧтение стихотворения А.Блока«О, я хочу безумно жить!»О, я хочу безумно жить:Всё сущее- увековечитьБезличное- вочеловечить,Несбывшееся- воплотить!Пусть душит жизни сон тяжёлый,Пусть задыхаюсь в этом сне,-Быть может, юноша весёлыйВ грядущем скажет обо мне:Простим угрюмство -разве этоСокрытый двигатель его?Он весь- дитя добра и света, Он весь – свободы торжество! ^ Выступление учащихся , представляющих поэтов серебряного века1М. ЦветаеваЗверю- берлога,Страннику- дорога,Мёртвому- дроги.Каждому своё., Женщине –лукавить,Царю- править,Мне- славитьИмя твоё.2.Д.МережковскийМы с вами –поэты, а поэт в России больше, чем поэт. Нам необходимо высоко нести своё особое предназначение. И сегодня мы хотим сказать слово о Вас, Александр Александрович. Для нас, ваших современников, вы непревзойдённый гений.3 А.АхматоваБлок- трагический тенор эпохи,»памятник начала века, плоть, почти ставшая духом. Чтение стихотворения «^ Я пришла к поэту в гости»4Б.ПастернакАлександр Александрович, вы провидец, вы увидели раньше всех и революцию, и «окаянные дни», именно вы сказали о том, что зловещ горизонт и внезапен.Блок на небе видел разводы,Ему предвещал небосклонБольшую грозу , непогоду,Великую бурю, циклон.Блок ждал этой бури и встряски,Её огневые штрихи.Боязнью и жаждой развязкиЛегли в его жизнь и стихи.5 В.БрюсовА.Блок- поэт дня , а не ночи, поэт красок, а не оттенков, полных звуков, а не криков, не молчания.^ 6М. Цветаева « Имя твоё- птица в руке»Имя твоё- птица В руке,Имя твоё- льдинка на языке,Одно- единственное движение губ.Имя твоё – пять букв.Мячик, пойманный на лету,Серебряный бубенец во рту.Камень, кинутый в тихий пруд,Всхлипнет так, как тебя зовут.В лёгком щёлканье ночных копыт Громкое имя твоё гремит.И назовёт его нам в висок Звонко щёлкающий курок.Имя твоё- ах, нельзя!-Имя твоё – поцелуй в глаза,В нежную стужу недвижных век. Имя твоё – поцелуй в снег.Ключевой, ледяной, голубой глоток.С именем твоим – сон глубок.Учитель: Тебе, поэт, в вечерней тишинеМои мечты , волненья и досугиА. Блок-одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию века 20-го, соединив русскую классику и новое искусство.Чтение стихотворения А.БлокаПолный месяц встал над лугомНеизменным дивным кругом,Светит и молчит Бледный , бледный луг цветущий, Мрак ночной по нём ползущийОтдыхает, спит.Жутко выйти на дорогу:Непонятная тревога под луной царит,И тогда пройдёшь тропинкой, Где под каждою былинкойЖизнь кипит.^ Краткое знакомство с детством А.Блока, Выступление учащихся:1 В одну из ноябрьских ночей,16ноября( по новому стилю-28)1880 года, в Петербурге, в старинном доме под Невой, родился младенец, которому суждено стать последним из величайших поэтов старой России и одним из зачинателей новой литературы.Отсвет пушкинской эпохи блеснул над колыбелью А.Блока. Будущий поэт рос без отца, брак родителей был расторгнут.Воспитывался он в семье Бекетовых. .Ему было кем гордиться. Его дед- знаменитый учёный, ботаник Андрей Николаевич Бекетов , бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова-дочь известного путешественника, была переводчиком В.Скотта, Диккенса, Гюго, Бальзака, Флобера и других зарубежных писателей. Мать Блока и тётки тоже были писательницами и переводчицами. Он окончит гимназию, потом поступит в университет. Его увлечения- искусство, литература, театр , он издаёт свой журнал «Вестник». Он пишет о Родине, о любви.^ Чтение стихотворения «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо.» Выступление ученика, играющего роль А. Блока Только влюблённый имеет право на звание человека. Я так считаю. Именно поэтому создал книгу стихов, раскрывающих переживания влюблённого, ожидающего встречи с любимой. Этот цикл вдохновлён Любовью Дмитриевной Менделеевой.Я писал эти стихи, когда носил в себе великое пламя любви.^ Выступление ученика, играющего роль В.Брюсова:Я прочитал Вашу книгу ,Александр Александрович, и предлагаю Вам дать ей название «Стихи о прекрасной Даме»^ Выступление ученика их исследовательской группы:Впервые цикл «Стихов о прекрасной Даме» был опубликован в «Северных цветах»в 1903г, т.е. в год женитьбы Блока на Менделеевой. Блок замечал, обращаясь к редактору журнала В.Брюсову: «Посылаю Вам стихи о прекрасной Даме. Заглавие ко всему отделуМоих стихов я бы хотел поместить такое:»О вечноженственном». В сущности это и есть тема всех стихов»^ Выступление ученика, играющего роль Блока:Лучшими остаются «Стихи о прекрасной Даме. Время не должно тронуть их.Ученик- исследователь:Время и не тронуло их. В истории мировой поэзии цикл «Стихов о прекрасной Даме» Блока находится в ряду бессмертных лирических созданий Петрарки, Данте, Шекспира^ Выступление ученицы, играющей роль М.Цветаевой: Александр Александрович, Вы поэт и философ, Вы верите в существование Души мира, вечной женственности, призванной спасти человечество от всех зол.^ А Блок:Да , я считаю, что земная любовь имеет высокий смысл как форма проявления вечной женственности.Д. Мережковский:В вашей книге любовь принимает характер возвышенного случая, молитв, возносимых не простой женщине, а Владычице вселенной. Любовь в ваших стихах рисуется как образ служения чему-то высшему. Стихи переполняют смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения.^ Чтение стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы» Слово предоставляется исследователям творчества А.БлокаКаковы особенности этого стихотворения? В стихотворении использована торжественная лексика (обряд, мерцание. образ).Стихотворение проникнуто нежностью, любовью. Лирический герой терпеливо ожидает прихода Прекрасной Дамы. В образе Прекрасной Дамы есть что-то неуловимое и в то же время сохраняется живое. Женское,- она милая .Земное и небесное в этом переплетается.Учитель: Когда Любовь Дмитриевна стала невестой Блока, он писал ей: «Если мир когда- нибудь удастся совершить и на чём- нибудь запечатлеть, остановить мимолётный след кометы, всё будет твоё, от тебя и тебе». И дальше : «Я думаю о тебе- думаю сквозь всю мою жизнь»^ Ученик- исследователь:«Стихи о Прекрасной Даме» поставили Блока в круг великих русских поэтов. Имя Блока приобретает известность. Он общается с символистами младшего и старшего поколений. В автобиографии Блок вспоминает: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии»я не знал до первых курсов университета.. Здесь, в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьёва.^ Чтение стихов А.Блока:« Ветер принёс издалека» и «Я жду призыва»Учитель:Исследователь лирики А.Блока А.П.Авраменко отмечал, что в «Стихах о Прекрасной Даме» Варьируется мотив далёкой песни и звуков, доносящихся с того берега.^ Чтение стихотворения А.Блока «Отзвуки, песня далёкая»Д Мережковский Мне кажется, что Ваш лирический герой убеждён, что великое счастье может быть где-то вдали, может быть вообще не на земле. А истинную, райскую встречу, на страшном, на последнем пире, для неё готовит Бог. Почему же у вас она, Прекрасная Дама, то как будто приближается, становится близкой и понятной, а то вдруг улетает в небесные дали?^ Ученик- исследователь: Огромным счастьем для Блока является сложная, возвышенная работа души, то ,что называется «внутреннее делание самого себя». Влюблённая душа как будто вступила в краткий , тревожный миг жизни, когда у человека словно появились крылья. Поэт не случайно в 1809 г. после мучительного разрыва с Менделеевой умолял судьбу повторить в нём эти божественные состояния. ^ Чтение стихов А.Блока:-«Мы были близки»-«Не призывай»-«Скрипка»Учитель:Любовь у Блока рисуется как обряд служения чему-то высшему. Стихи переполняют смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения. В стихах Блока можно выделить три плана лирической героини: в космическом плане- Душа Мира, в религиозном плане- Царица Небесная, В повседневном плана- Возлюбленная, в которой угадываются черты Л.Менделеевой.^ Чтение стихов Блока:- «Ветер принёс издалека»-«Одинокий к тебе прихожу»-«Я жду призыва, жду ответа»Учитель:А сейчас я задую свечу и прерву разговор, этот мостик между прошлым и настоящим. Да, ушли в прошлое годы ,когда творил и поэты Серебряного века, но не ушли их творения, в том числе и стихи А.Блока. Они продолжают звучать в наших сердцах, вызывая у нас самые прекрасные чувства. Домашнее задание:Прочитать в учебнике стр.172-182Подготовить сообщение о цикле «Стихи о Прекрасной Даме» 3.Индивидуальные задания:Анализ стихотворений: «Незнакомка»«О доблестях, о подвигах, о славе»4.Выучить 1 из стихотворений А.Блока по выборуУРОК-ВСТРЕЧА«Дорога к Блоку»Подготовила и провела в 11классе учитель русского языка и литературы Большеподберезинской средней общеобразовательной школы имени А.Е.КошкинаТамбова Екатерина Григорьевна2008 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Олимпийские игры. Практика- комплекс упражнений при плоскостопии
Реферат Учетная политика предприятия и оптимизация налоговых платежей
Реферат Спартанская и афинская системы воспитания
Реферат Передаточная функция дискретной системы
Реферат Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации
Реферат Гроші та розвиток ринкової економіки в Україні
Реферат Нотариат и его роль в защите прав и законных интересов граждан и юрид
Реферат Учебно-методический комплекс Основы аудита
Реферат Социальзация индивида, ее место и роль в обществе
Реферат Розробка заходiв з удосконалення системи управлiння витратами ТОВ ДП Посад
Реферат The Amish 2 Essay Research Paper The
Реферат Навчання вимови на початковому ступені оволодіння усним іншомовним мовленням в середніх ЗОШ
Реферат MacbethTragic Hero Essay Research Paper MacbethTragic HeroAs
Реферат Основы экономики и управления производством
Реферат Зачем проводить аудит информационных систем