МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ КУРГАНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ ТОБОЛЬСКАЯ И ТЮМЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА им. И.А.ИЛЬИНА ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР И.А.ИЛЬИНА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ МЕЖВУЗОВСКИЙ ЦЕНТР ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ им. А.М.ГОРЬКОГО ШАДРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТРУССКИЙЭКОНОМИЧЕСКИЙВЕСТНИК^ НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК №8Материалы VII Международных Ильинских научно-богословских чтений 27-28 апреля 2009^ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПУТЬРАЗВИТИЯ РОССИИ»Екатеринбург 2010ББК 87.3 (2) 6 Я 5Р 89 Русский экономический вестник: научно-публицистический журнал. Тематический вып. №8 / Материалы VII Международных Ильинских научно-богословских чтений «Духовно-нравственный путь развития России» (27-28 апреля 2009 г.). – Екатеринбург: Изд-во Уральского института бизнеса, 2009. – 728 с.Материалы VII Международных Ильинских научно-богословских чтений посвящены анализу процессов экономического, социального и культурного развития русского народа и российской государственности в условиях современного глобального социально-экономического кризиса. Особое место в материалах чтений уделено значению творческого наследия Ивана Александровича Ильина в решении вопросов формирования православного, патриотического мировоззрения российских граждан, выявлению путей выхода России на подлинные основания духовно-нравственного развития. Научно-публицистический журнал предназначен для широкого круга читателей.^ Рекомендовано к изданию: Ученым советом Уральского института бизнесаГлавный редактор: Миняйло Александр Максимович – протоиерей, ректор Уральского института бизнеса им. И.А.Ильина, профессор, доктор экономических наук^ Редакционная коллегия: Ветошкин А.П. – профессор, доктор философских наук; Гончаров С.З.– профессор, доктор философских наук; Каратеева Н.А. – доцент, кандидат философских наук; Копалов В.И. – профессор, доктор философских наук; Половинкин А.И. – иерей, профессор, доктор технических наук; Стожко К.П. – проф., доктор исторических наук; Усманов В.В. – Советник Губернатора Курганской области, генерал-майор.^ Ответственный за выпуск: Чернов А.В.ISBN 978-5-902993-25-4 © Уральский институт бизнеса, 2010 г.ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ 3 Высокопреосвященнейший Викентий, Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПУТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КРИЗИСА 7 Высокопреосвященнейший Константин, Архиепископ Курганский и Шадринский. И.А. ИЛЬИН И ПРАВОСЛАВИЕ 17 Миняйло А.М., протоиерей, д.э.н., проф., ректор УрИБ (Екатеринбург). ДУХОВНО-НРАВСТВЕННУЮ ЭКОНОМИКУ СОЗИДАТЬ МОЛОДЫМ 22 Каратеева Н.А., Ветошкин А.П.^ ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ ЦАРЯ-СТРАСТОТЕРПЦА 26 Базунов П.В. ЭТИКА В БИЗНЕСЕ И ПРОБЛЕМЫ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ 38 Баргилевич О.А., Кердан А.Б. ^ ДУХОВНАЯ ОСНОВА ВОИНСКОГО СЛУЖЕНИЯ 43 Баринов В.А., Баринова К.В. ВОЛШЕБНОЕ ЦАРСТВО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ И.А.ИЛЬИНА. 66 Басманов А.В., Бухвалов С.С. ^ ОБЩАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 81 Белов А.В. РУССКАЯ ИДЕЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ИЛЬИНА 85 Беляков А.П. ^ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ФЛОТОВОДЦЕВ 92 Бобырева Т.С. ХРАНИТЬ ДУХОВНЫЙ ОГОНЬ 100 Большаков В.И^ . УРОКИ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ: ОБЩИННОЕ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО НА РУСИ 108 Большаков В.П. КРЕСТЬЯНСКИЙ ТРУД КАК САМОСТОЯНИЕ 139 Гончаров С.З^ . ПРОЩАЙ, ХРЕМАТИСТИКА! 146 Гончаров С.З., Чупина И.П. ВЛИЯНИЕ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА НА КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДА 173 Гончарова В.М^ . ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 175 Горшков А.В., Макарова Л.И., Макарова Е.П^ . ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫМИ СИЛАМИ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ПОСТЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 187 Гусакова В.О^ . РУССКОЕ МЕЦЕНАТСТВО (ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ И МЕЦЕНАТОВ В ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗА РУССКОГО НАРОДА) 197 Дзиов А.Р., Усманов В.В., Ветошкин А.П. ^ РОССИЯ. РОДИНА. МОЛОДЕЖЬ 204 Журавлева Л.А. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В КРИЗИСНОМ ОБЩЕСТВЕ 213 Игнатова Н.Ю., Петько А.А^ . ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ РУССКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 222 Кадневский В.М., Кожевников А.А. КОНЦЕПЦИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А.ИЛЬИНА 233 Какаулин П.В., Яковлева С.Ф. ^ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТНИКА В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 241 Ключников Б.Ф^ . ВСЕМИРНЫЙ ДОЛЛАРОВЫЙ ОБМАН 248 Князев В.М. ПОЧЕМУ НАС БЕСПОКОЯТ «ШАЛОСТИ» МОЛОДЕЖНОЙ КОНТРКУЛЬТУРЫ? 271 Кокорин А.Г.^ СУБЪЕКТНАЯ ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ 277 Кокорин А.Г., Ветошкина Г.А. СТАНОВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО СООБЩЕСТВА КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ 300 Копалов В.И^ . РОССИЯ МЕЖДУ СВЯТОЙ РУСЬЮ И РЕВОЛЮЦИЕЙ 329 Кружкова Т.И. РУССКИЙ ДЕЛОВОЙ МИР КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 345 Крутик А.Б. ^ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 353 Кугай А.И. ДЕФОЛТ ДОВЕРИЯ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 362 Кутарева Л.Г. ^ СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 366 Лавров В.Н., Бурцева Т.В., Захарова Л.В. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА ТРУДА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 374 Лаврова С.В. ^ ДУХОВНАЯ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ В ЛИРИКЕ НИКОЛАЯ РУБЦОВА 381 Лазутина Т.В., Михалев А.В. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РАБОТНИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 385 Леднев В.П^ . «ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО» КАК НОВАЯ УТОПИЯ 393 Лисица Ю.Т. О БОГООТКРОВЕННОМ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ЗНАНИИ 401 Ляхов И.Г., Ноздрина Л.В^ . ВЫБИРАЯСЬ ИЗ КРИЗИСА 417 Марцева Л.М. ТРУД И ЕГО ПЛОДЫ В ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 422 Морозов Г.Б., Морозова Т.Р. ^ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 442 Нагевичене В.Я^ . ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ И ЕЁ ОБЯЗАННОСТИ 455 Начапкин М.Н. ПРОБЛЕМЫ ПОСЛЕВОЕННОГО РАЗВИТИЯ МИРА В КОНСЕРВАТИВНО-ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ И.А.ИЛЬИНА 461 Непомнящих И.А^ . ТРИ ТИПА ЦИВИЛИЗАЦИИ – ТРИ ТИПА МЫШЛЕНИЯ 481 Ноздрина Л.В., Шарова Ю.Е. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ 500 Павлов Н.Б^ . 200 ЛЕТ В УЧИТЕЛЬСКОМ СТРОЮ 506 Платонов О.А. ПЕРВАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ РУССКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «СВЯТАЯ РУСЬ» 514 Подшивалов В.Н., Стожко Д.К., Шадрина О.В. ^ КУЛЬТУРА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 521 Половинкин А.И., иерей. ПОРА НАМ ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ВЕРЕ И КУЛЬТУРЕ ПРЕДКОВ 531 Попков В.П., Никитина Н.Ю^ . НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА, КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 535 Пундани В.В^ . И.А.ИЛЬИН И ФЕНОМЕН ВОЙНЫ 546 Сергуненков Б.Б. РОСТОВЩИЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 556 Сергуненков Б.Н. ^ РОССИЯ В СЛОВЕ, ОБРАЗЕ И БОГЕ 561 Смольникова Н.С. «НЕТ МЕРЫ ЛЮБВИ МОЕЙ К РОССИИ» (К 200-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.В.ГОГОЛЯ) 564 Стожко К.П., Михалев А.В.^ ОТ КОНКУРЕНЦИИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 567 Суховей А.Ф., Голова И.М. ФОРМИРОВАНИЕ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 583 Сычева Ф.А., Чупина И.П^ . СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВ НАСЕЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 600 Тарасов О.Н. ИВАН ИЛЬИН ОБ ЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 604 Усманов В.В., Дзиов А.Р. ^ ВОЗРАСТАНИЕ ГРАДООБРАЗУЮЩЕЙ РОЛИ ВУЗА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ГОРОДСКОГО СООБЩЕСТВА 610 Чапаев Н.К., Чапаев И.Н.^ ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ И.А. ИЛЬИНА И СОВРЕМЕННОСТЬ 612 Часторал З. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ЗАЩИТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 619 Чернов А.В^ . ЗЕМЛЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 630 Чернышев О.А., Калашникова Е.О. КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ 642 Чеурин Г.С.^ РУССКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ КАЗАЧЬИ МЕТОДИКИ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МИРНОГО ВОИНА-ПУТЕШЕСТВЕННИКА 653 Чипинова Н.Ф^ . ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЦЕНТРА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 667 Чупина И.П., Носкова К.В. НАДЕЖНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 670 Чуринов Н.М^ . РУССКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 674 Шабатура Л.Н., Пахотина Е.А. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА 715 Токарев В.И. ^ ПОЛЕТ ЮРИЯ ГАГАРИНА – СЛАВА РОССИИ 718 НАШИ АВТОРЫ 724 Высокопреосвященнейший Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий^ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПУТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КРИЗИСА«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих...» Втор. 30, 19-20«Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия». Еф. 5, 15-17 Дорогие братья и сестры! Экономический кризис стал частью нашей сегодняшней жизни. Об этом говорят люди, встретившись на улице или в общественном транспорте: что с заработной платой, кого сократили. Об этом приходится нам вспоминать в магазине, подсчитывая деньги в кошельке. Экономическая тема занимает все большее место в газетах, на телевидении и радио. И в изменениях курсов валют, биржевых индексов, цен на нефть, в пространных интервью экспертов люди пытаются уловить какую-то закономерность, понять: что нас ждет завтра. Именно неопределенность составляет основную примету сегодняшнего дня. Одни экономисты обещают скорейшее прекращение неприятных тенденций, другие, наоборот, предрекают самое худшее. Противоречивыми оценками и прогнозами, обвинениями и рекомендациями заняты представители политических партий. Свою долю в создание атмосферы неуверенности в завтрашнем дне охотно вносят астрологи и прочие «прорицатели». Но в условиях всеобщей нестабильности нарастает понимание необходимости что-то изменить. Что именно? На что можно и должно нам опереться в это непростой ситуации? Очень важно сегодня задать себе эти вопросы и сформулировать ясный ответ на них, чтобы затем начать решительно устраивать жизнь свою и своих ближних в изменившихся условиях. Для верующего человека в окружающей его жизни нет ничего случайного. Поэтому у нас есть причина и необходимость задуматься о том, почему кризис 1998 году произошел примерно через десятилетие после празднования 1000-летия Крещения Руси? Да, за то десятилетие в России произошли невиданные перемены в политической и экономической структурах общества, миллионы людей пришли в Церковь, началось восстановление и строительство храмов и монастырей, стали невиданными доселе тиражами издаваться Евангелия, молитвословы, православная святоотеческая литература. Но одновременно многие и многие поддались многообразным искушениям мира сего, и в первую очередь, поверили в возможность мгновенно разбогатеть за счет ваучеров и финансовых пирамид, за счет раздела всего государственного имущества, созданного трудами нескольких поколений. Обогатиться удалось единицам. Подавляющее большинство ждало жестокое разочарование, а часто и жизненное крушение. Но, к сожалению, этот горький жизненный урок не был понят и усвоен нами. Символом жизненного успеха по-прежнему считается тот, кто ловок и не обременен нравственными тормозами вместо того, кто умеет трудиться и созидать. При этом спекулянт получает в итоге своих афер больше, чем производитель, на деятельности которого этот спекулянт наживается. Сегодня на одно нашего соотечественника, который трудится на земле или в заводском цехе приходится несколько тех, кто дает разрешение на такую деятельность, кто контролирует ее итоги, кто перепродает сделанное, кто играет на бирже, кто обеспечивает всем этим ничего не создающим людям возможность утолять любые свои желания и страсти. Горькое отношение народа к такой «экономике» ясно выражено в пословице: «Один с сошкой, семеро с ложкой». Все последнее десятилетие мы видели, как останавливались промышленные производства, как цеха, в которых трудились тысячи людей, использовались под склады или вообще разрушались. А новые владельцы этой собственности оказывались озабочены только тем, как выгоднее перепродать ее. Дошло до того, что телепрограммы проекта «Имя Россия», призванного определить на какие исторические личности могли бы ориентироваться наши соотечественники, снимались в пустующем много лет комплексе московского автозавода! Более яркого примера разрушения государственной экономики трудно найти. О падении сельского хозяйства можно и не говорить: в наших магазинах легче найти продукты из Аргентины, чем произведенные на уральских полях. Все время, прошедшее с катастрофы 1998 года, мы не хотели понять, что именно к нам обращены слова Псалмопевца: «Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложъ; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты. Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс.61, 10-11). И не приходится удивляться, что еще через 10 лет после 1998 года на нашу многострадальную землю вновь пришел экономический кризис. Самое трагическое заключается в том, что ныне, когда эти разрушительные для государства тенденции нарастают, мы видим в экономической жизни все новые примеры того, как ради достижения сиюминутной выгоды запредельно завышаются цены на товары и услуги, как один партнер стремится разорить другого, только чтобы получить его собственность по более низкой цене, как ради сохранения собственных высоких доходов увольняют, выбрасывают на улицу тысячи людей. Процветает человеконенавистнический принцип «Падающего – толкни». Итогом этого стремления жить по законам лжи и обмана, этой страсти к наживе любой ценой становятся общее недоверие друг к другу, нарастание разделений и противостояний в обществе. О том, к чему это приведет, мы слышим в церковных чтениях проходящего Великого поста: «Так как вы говорите: "мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, – потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя". Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства. И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны» (Ис. 28, 15-18). Одновременно мы видим, как нарастают разрушительные перемены в нравственной сфере жизни общества. Россия вышла на первое место в мире по потреблению алкоголя на душу населения, на первое место по СПИДу в Европе и на одно из первых место в мире, первое место в мире по абортам. Сегодня средний возраст приобщения к наркотикам в России составил 15-17 лет, участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Греховные пороки, духовная пустота, а в конечном итоге, непонимание смысла жизни и встречающихся на нашем жизненном пути испытаний приводит наших современников к самоубийствам. При этом Россия в последнее время находится в мировых лидерах по количеству самоубийств. Всего с 1995 по 2003 год в России покончили с собой 500 тыс. человек. Если учесть, что, по статистике, из 20 попыток самоубийства только одна приводит к смерти, то получается, что за последние годы 10 миллионов наших сограждан пытались наложить на себя руки. И среди этих миллионов – и дети, и зрелые люди, и совсем пожилые... На этом общем фоне мы с горечью видим, что многие наши соотечественники пытаются как бы отгородится, спрятаться от надвигающихся грозных перемен в продолжении привычной круговерти жизни. По-прежнему зазывают молодежь развлекательные клубы, по-прежнему идут по телевидению нескончаемые сериалы, по-прежнему наши улицы полны людьми, прямо из бутылок распивающими пиво и спиртные напитки. И происходит это в дни Великого поста, когда с особой силой звучит для каждого из нас обличение Божие: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис. 1, 4-7). Мне могут сказать, что эти экономические и нравственные проблемы испытывает не только Россия. Да, это так. Однако, это означает только то, что корни происходящего являются общими для всего мира. И об этом со всей ясностью говорит Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Само слово «кризис» переводится с греческого как «суд». И всякий кризис есть суд Божий, который отделяет правду от лжи, обнаруживает человеческую неправду. И если сегодня экономический кризис, значит, это суд над человеческой неправдой, над алчностью, над непомерным желанием иметь как молено больше, над потерей контроля над своим потреблением. Суд над стремлением богатеть любыми средствами, забывая, что подлинные ценности, в том числе и деньги, есть результат человеческого труда, а не финансовых схем и операций...» Бесспорно, что власть предержащие призваны принимать те или иные меры, чтобы улучшить ситуацию. Необходимы государственные решения, которые позволили бы безработным людям вернуться к труду на родной земле. Необходим контроль за тем, чтобы средства поступали именно в производственные подразделения, а не становились новым источником спекуляций. Необходимо обратиться к нашему богатому историческому опыту, в частности, к опыту реформ, проведенных под державным руководством святого Царя-Страстотерпца Николая Второго усердными трудами Председателя Совета министров Российской Империи П.А.Столыпиным, когда государство обеспечило тысячам своих граждан возможность освоить новые земельные угодья в Сибири, повысить эффективность сельскохозяйственного производства по всей России. Итогом осуществления любых проектов, осуществляемых в это сложное время, должен быть значительный рост числа людей занятых именно производительным трудом, готовых именно за плоды своего труда получать достойную плату, а не наживаться на созданном другими, на перепродажах и спекуляциях. Поистине «... кто крал, впередь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4, 28). Только когда Отечество наше будет в состоянии обеспечить себя всем необходимым для полноценной жизни, можно будет говорить о взаимоуважительном сотрудничестве с другими государствами. Только имея то, что можно продать, можно выходить на рынок, в том числе и на международный. И все-таки в эти дни для нас особое и большее значение имеет решение проблемы потери нравственного начала в жизни людей. Многие и многие наши соотечественники разучились трудиться. Они готовы скорее долгие месяцы пребывать без работы, довольствоваться мизерным пособием, чем начать осваивать новую рабочую специальность. Потому уместно вспомнить и то, что кризисом врачи называют момент, когда больной или умирает, или начинает поправляться. И это касается сегодня каждого из нас: и тех, кого уже затронул кризис, и тех, кому это еще предстоит. Все указывает на то, что мы находимся сегодня именно на таком последнем, определяющем рубеже. Сегодня мы слышим от людей, занимающих самые высокие посты в нашем государстве, да и в других государствах, о том, что «мировой финансовый кризис далек не только от завершения, но и от своего пика», что «необходимо исходить из того, что не только в текущем году, но и несколько следующих лет федеральный бюджет, скорее всего, будет сводиться с дефицитом», что «глобальную экономику ждет еще более глубокая рецессия, а Россию – вторая волна кризиса в финансовом секторе. В ближайшие 10 лет наша страна так и не сможет выйти на средние темпы роста экономики в 6,5%, на которые ранее рассчитывало Минэкономразвития», что «на настоящий момент есть города и районы, где ситуация остается стабильной – порядка 10%. В ряде муниципалитетов кризис затронул реальный сектор экономики и социальную сферу, но его влияние не способно вызвать необратимые последствия – это примерно 40% муниципальных образований, третья группа – малые города и районы, которые уже значительно пострадали от кризиса. Их к настоящему моменту не менее 50%.» На этом фоне делать оптимистические прогнозы трудно. Однако мы должны помнить и то, что за свою многовековую историю наша Родина не раз сталкивалась с трудностями и невзгодами. Но всегда выходила из них окрепшей, потому что наши благочестивые предки в подобных обстояниях искали выхода, в первую очередь, не в политических или экономических решениях, но в нелицемерном осознании своих грехов, в покаянии и исправлении жизни своей. Ибо наши предшественники воспринимали в своем сердце слова пророка Давида, который сам не одно десятилетие нес бремя государственной власти и, тем не менее, восклицал: «Не надейтесь на князей, на сыны человеческие, в них лее нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают помышления его. Блажен, кому Бог Иаковлев помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего истину в век, творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников, Господь отверзает очи слепым, Господь возводит низверженные, Господь любит праведных, Господь хранит пришельцев, сироту и вдову приимет, и путь грешных погубит» (Пс, 145. 3-9). На все вопросы века сего отвечают нам слова Евангельские: «...наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.» (Лк.12, 31) Только опираясь на опыт наших благочестивых предков, на Веру Православную, на Веру Отеческую мы сможем пройти предстоящие нам испытания. В первую очередь, мы должны понять, что преодоление кризиса каждому из нас надо начинать с себя. И если мы поймем, что сегодняшние проблемы наши имеют в основе своей отступление от Бога, нашу теплохладность к Вере Отеческой, то первым шагом к преодолению кризиса должно быть наше решительное возвращение в лоно Матери-Церкви. Мы должны стремиться избавиться от наших греховных наклонностей, от лени, от зависти, от праздного проведения времени в сомнительных увеселениях. Для современного человека, привыкшего оправдывать себя тем, что он «как все», это очень не просто. И вот грозные события сегодняшнего дня дают нам шанс осознать, что, с одной стороны, мы слабы пока не примем в сердце слова Господни «... без Меня не можете делать ничего» (Ин.15, 5), а, с другой стороны, прибегая к помощи Божией мы можем все преодолеть, ибо «невозможное человекам возможно Богу». Только придя в храм Божий, в эту поистине лечебницу духовную, только прибегая к Таинствам Церковным, мы сможем исцелиться от своих немощей, изменить свою жизнь так, чтобы «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 22-24). Все мы призваны именно в поте лица своего добывать хлеб свой (Быт.3:19). Достижения науки и техники только облегчают нам наши усилия, но никак не отменяют значения труда. И знаменательно, что человек, возделывающий землю или трудящийся у станка, менее склонен ко греху, по сравнению с тем, кто стремиться получить «легкие деньги» за счет спекуляции или мошенничества. Мы видим, что все эти «легкие деньги» получаются за счет использования немощей и страстей людей, а то и прямо путем преступления. И грабеж остается грабежом, пусть он и совершается с помощью современных электронных систем или путем использования несовершенства наших законов, незнания трудящимся человеком своих прав и так далее. Дорогие братья и сестры! Нам надо опасаться искушения идти этим пагубным путем, которым, к сожалению, идут многие. По слову святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского, «устраним от себя все ложные учения и деятельность по ним: овцы Христовы по чуждем гласе не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа. Ознакомимся определенно с гласом Христовым, чтоб немедленно узнать его, когда услышим, и немедленно последовать Его велению. Стяжав в духе сочувствие к этому гласу, мы стяжем в духе отчуждение от чуждого гласа, который издается плотским мудрованием в разнообразных звуках. Едва услышим чуждый глас – побежим, побежим от него, по свойству овец Христовых, спасающихся от чуждого гласа бегством: решительным невниманием ему. Внимание ему уже опасно: за вниманием вкрадывается обольщение, за обольщением – погибель». Если же мы ради собственного спокойствия, ради достижения благополучия попытаемся, ссылаясь на возникшие трудности, отбросить нравственные ограничения, то именно к нам будут обращены обличающие слова апостола Иакова: «Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак., 4, 2-3). Именно искушение зависти к тем, кому пока приходится легче, чем нам, именно искушения озлобленности на всех, кого мы считаем виновными в своих бедах, искушение надеждой решить свои проблемы за счет обмана другого человека, за счет жестокости или безразличия к бедствующему собрату подстерегает нас сегодня. Да не поддадимся этим искушениям! «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет.5, 8). Нам надо искать путей решения наших сегодняшних проблем в следовании апостольскому наставлению: «...дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине га невежества и ожесточения сердца их» (Еф.4, 14-18). Все согласны в том, что в трудных обстоятельствах большую положительную роль играют наши отношения в семье, на работе. Но как построить эти отношения именно по заповедям Божиим, как научиться творить дела добра и милосердия по отношению к ближним? Самым лучшим средством к достижению мира и согласия, взаимопомощи и жертвенности служит соборная молитва. И возжечь ее в сердце, опять-таки можно лишь через духовный опыт регулярного участия в Богослужениях, через покаяние и причастие Святых Христовых Тайн. Только тогда мы начнем осознавать, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17, 21). Мы должны осознать, что наши проблемы созданы именно нами. Нам необходимо осознать, что если сегодня наш приход испытывает трудности в осуществлении своих программ, то это происходит потому, что мы не имели того апостольского рвения, которое позволяло первым христианам менять общественную атмосферу не только в своих городах и селах, но и в целых государствах. Мы не привлекли к активной, повседневной приходской жизни наших земляков, многие из которых даже уже крещены. Однако и сегодня никому из нас не поздно усердно приступить к этому труду на ниве Христовой. Если мы недовольны вызывающим поведение подростков и молодежи, уличным пьянством, хулиганством, то это результат того, что мы побоялись отстаивать право своих детей и их сверстников в стенах своей светской школы изучать основы православной культуры, получать навыки нравственной жизни, навыки противостояния разрушительным страстям. В условиях, когда пропаганда жизни только ради наслаждений, прямого разврата и вседозволенности окружает и давит нас со всех сторон, именно мы призваны дать добрый пример добродетельной жизни, жертвенного служения ближнему. И на этом поприще нам открываются еще большие возможности в эти дни постигнувших нас испытаний. Мы должны осознать, что Господь в милосердии своем дает нам шанс измениться, вступить на спасительный путь. Для этого Ему приходится вырвать нас из привычной суеты, из мнимого внешнего благополучия, за которым скрывается неблагополучие душевное. Господь через трудности экономического кризиса дает нам возможность осознать ответственно за наших ближних, за наших детей и родителей. Когда денег становится меньше, некоторым становится легче осознать, что раньше они тратили их на совершенно ненужное. Когда на рабочих местах остаются только самые умелые специалисты, волей неволей приходится задуматься о том, что может быть другая профессия будет основой твердого заработка. И особенно важно осознать, что не нашей гордыней и амбициями, а трудом и упованием на осознании воли Божией достигается уверенность в завтрашнем дне. Конечно, менять свою жизнь трудно. Но если мы хотим достигнуть благополучия духовного, спокойствия совести и уверенности в завтрашнем дне надо проявить труд и терпение. Но имеМасштаб, панорамность и глубина видения российской государственности от ее истоков и до наших дней позволяет сделать вывод, что монархический тип правления является наиболее соответствующим для нашей страны с православным строем народной жизни, с ее необъятной территорией, разнообразием народов и культур, хозяйственно-экономических укладов, природно-климатических и геополитических условий исторического самобытия России. Л.Н.Тихомиров (1852-1923), сам прошедший путь от революционера до убежденного монархиста, делает такой вывод: «Ограничить самодержавие – это значит упразднить Верховную власть Божию в устроении общества. Кто бы этого не захотел, монарх или народ, положение дела от этого не изменяется. Совершается переворот… Но если народ, потерявший веру в Бога, получает, так сказать, право бунта против Него, то уж монарх ни в каком случае этого права не имеет, ибо он, в отношении идеала, есть только хранитель, depositaire власти, доверенное лицо»1. В сердце императора Николая II на весь его царственный путь вошли заветы отца, сказанные им незадолго до своей кончины: «Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы, так же как нес его я и несли наши предки. Я передаю тебе царство, Богом мне врученное. Я принял его тринадцать лет тому назад от истекавшего кровью отца… Твой дед с высоты престола провел много важных реформ, направленных на благо русского народа. В награду за все это он получил от «русских» революционеров бомбу и смерть… В тот трагический день встал предо мною вопрос: какой дорогой идти? По той ли, на которую меня толкало так называемое «передовое общество», зараженное либеральными идеалами Запада, или по той, которую мне подсказывало мое собственное убеждение, мой высший священный долг Государя и моя совесть. Я избрал мой путь. Либералы окрестили его реакционным. Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внутренний и внешний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, нормально крепнуть, богатеть и благоденствовать. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконной русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц. Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя при том, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных пред Престолом Всевышнего. Вера в Бога и в святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни. Будь тверд и мужественен, не проявляй никогда слабости. Выслушивай всех, в этом нет ничего зазорного, но слушайся только самого себя и своей совести. В политике внешней держись независимой позиции. Помни, у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней – прежде всего, покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годины бед. Укрепляй семью, потому что она – основа всякого государства»2. Всей своей жизнью как служением Богу, славе России, благоденствию народу, и самой жертвенной смертью Николай II доказал верность заветам своего державного отца3. От верного понимания и глубокого осмысления царствования императора Николая II зависит не только правда истории России в ее ключевое и поворотное время, но и ее влияние на современность и самую будущность русского народа, страны, государственности. К большому сожалению, в общественном сознании и так называемой «науке» до сих пор преобладает негативный образ царской России и клеветнические измышления в адрес императора Николая II. На протяжении целого столетия они создавались и культивировались в заданном идеологическом формате. Кампания целенаправленной лжи и нападок на Царствующую династию началась еще на рубеже XIX-XX веков ненавистниками России и радикалами всех политических мастей. Советский социалистический период российской истории утверждался под идеологической установкой «все мы родом из Октября». И это предполагало тотальное отрицание всего «царского» прошлого как консервативного и отсталого, подлежащего преодолению и забвению. Рвалась живая связь времен и преемственность поколений. Конструировались односторонние и поверхностные мифы, перераставшие в устойчивые и предвзятые стереотипы обыденного сознания в отношении к царской России и подлинному образу Государя императора Николая II, его жертвенному служению своему Отечеству. В качестве иллюстрации укажем лишь на наиболее расхожие и однозначные из них, несостоятельность которых со временем становится все более очевидной. 1. До сих пор не преодолен расхожий тезис об экономической и технической отсталости царской России. Социально-экономическое развитие страны в период царствования Николая II не оставляет камня на камне от этих ложных утверждений. Конечно, по отдельным внешним и вещным параметрам страны можно сравнивать друг с другом. Но, в первую очередь, необходимо внутреннее и глубинное сравнение народа и страны с самими собой, чтобы видеть и понять какие изменения и в чем они претерпели. Наличие добротной статистической базы дореволюционной России, достоверных данных Всероссийской переписи населения 1897 года и ежегодных социально-экономических отчетов позволяет без прикрас и очер