Реферат по предмету "Психология"


Психотерапия, как метод работы

Содержание реферата. 1. Определение психотерапии и содержание основных понятий 2. Междисциплинарный характер психотерапии и е основы 3. Механизмы лечебного действия психотерапии 4. Оценка эффективности психотерапии, как метода работы 5. Семейная психотерапия 6. Список использованной литературы ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Психотерапия, как метод работы заслуживает особого рассмотрения. Дело в том, что психотерапия это одновременно и лечебное медицинское мероприятие, и способ решения проблем человека без применения своеобразных частных клинических методов. В настоящее время не существует единого определения психотерапии. В литературе их насчитывается около 400. Одни из них четко относят психотерапию к медицине, другие

акцентируют внимание на психологических аспектах. Отечественная традиция состоит в том, что психотерапия определяется, прежде всего, как метод лечения, то есть входит в компетенцию медицины. Зарубежные определения психотерапии в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты. В качестве примера медицинского подхода к пониманию психотерапии, можно привести следующие ее определения, которые обязательно включают такие понятия, как лечебные воздействия, больной, здоровье или болезнь.

Психотерапия система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание. В качестве определений, в большей степени фиксирующих психологические подходы и включающих такие понятия, как межличностное взаимодействие, психологические средства, психологические проблемы и конфликты, отношения,

установки, эмоции, поведение, можно указать следующие Психотерапия особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются

негативными длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался по коррекции человеческих взаимоотношений персонализированная техника, которая представляет собой нечто среднее между техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения человека, и познавательным процессом, который, в отличие от любого другого, ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями. Хотя является общим, но при этом в какой-то мере объединяет эти два подхода определение

Кратохвила Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами. Обращает на себя внимание, что в определениях, которые условно можно назвать медицинскими, психотерапия рассматривается как форма воздействия на психику и через психику на организм, то есть подчеркивается объект воздействия. Психологический же подход акцентирует внимание не столько на объекте или предмете, сколько на средствах воздействия.

И одна, и другая позиции являются объяснимыми. С одной стороны, психотерапия дословно означает леченное души от греч psyche душа, therapeia лечение, то есть указывает на объект воздействия. С другой стороны, сходные по образованию термины физиотерапия, фармакотерапия, иглотерапия и пр. указывают не на объект, а на средства воздействия физиотерапия воздействие, лечение физикальными средствами, фармакотерапия лечение медикаментозными средствами и т. д. Что является более адекватным и правильным, сказать трудно.

Можно надеяться, что процесс развития психотерапии как научной дисциплины внесет когда-нибудь большую определенность и в сам этот термин. Однако следует обратить внимание на то, что понятие воздействие вмешательство, интервенция входит в самые различные определения психотерапии. Психотерапевтическое вмешательство. Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция это вид тип, форма психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и

соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, наущение, тренинг, советы и пр а также более общую стратегию поведения психотерапевта, которая тесным образом Связана с теоретической ориентацией прежде всего, с пониманием природы того или иного расстройства и

целями и задачами психотерапии. Психологическая коррекция. Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида. Термин психологическая коррекция получил распространение в начале 70-х годов. В этот период психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего, групповой. Длительные дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной психотерапевтической работой, носили,

преимущественно, теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время за счет базового психологического образования более подготовлены к такого рода деятельности, во всяком случае, к работе в качестве групповых психотерапевтов. Но поскольку психотерапия является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только врач, имеющий высшее медицинское образование, то распространение термина психологическая коррекция в определенной

мере было направлено на преодоление этой ситуации врач занимается психотерапией, а психолог психологической коррекцией. Учет личностных особенностей важен при использовании любых психотерапевтических методов. Понятие личностный подход является широким и распространяется на все психотерапевтические методы, в том числе и на симптомоориентированные, решающие тактические задачи. Это означает, что любое психотерапевтическое воздействие а также сам выбор методов должно учитывать

личностные особенности пациента и специфику личностных нарушений, анамнез жизни и болезни, установки и отношения, особенности поведения и эмоционального реагирования, симптоматику и ситуации, в которых она проявляется и усиливается и т. п. Так, например, в суггестивной психотерапии выбор применяемых методов и их направленность внушение в состоянии бодрствования, косвенное внушение зависят от особенностей личности больного, его внушаемости и податливости гипнозу, степени личностных изменений, связанных с болезнью,

отношения больного к своему заболеванию и т. п. Ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения это аспект личностного подхода в психотерапии и отражает направленность психотерапевтической системы на достижение личностных изменений, а не только на редукцию симптоматики. Такие психотерапевтические школы часто называют личностно-ориентированными. Само название указывает, что здесь понятие личности является центральным.

В личностно-ориентированной психотерапии наиболее наглядно реализуется личностный подход, а ее многочисленные методы и приемы базируются на различных теориях и концепциях личности например, психоаналитической, гуманистической и т. д Следует различать личностный подход в психотерапии и личностно-ориентированную психотерапию в целом от конкретной психотерапевтической школы личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии, которая представляет собой не общий подход или общую ориентацию на личностные изменения,

а самостоятельную психотерапевтическую систему с собственной концепцией личности и личностных нарушений. Общие факторы психотерапии. Прогресс в психотерапии в настоящее время проявляется не только в разработке, новых методов, но и в попытке синтеза концепций и технических приемов, поиска более гибкой интегративной психотерапевтической парадигмы. Время покажет, насколько возможно создание такой интегративной модели. Однако одной из существенных предпосылок ее развития является изучение общих факторов психотерапии,

характерных для ее различных направлений, форм в методов. Актуальность определения и исследования общих факторов психотерапии признается большинством исследователей и практиков в области психотерапии. Этому способствовал, во-первых, поиск общих базовых процессов для всех направлений психотерапии во-вторых, все большее признание того, что различные методы психотерапии могут иметь больше сходств, чем различий в-третьих, констатация примерно равной эффективности лечения

в отдаленном периоде непосредственные результаты лечения могут иметь значительные расхождения независимо от формы психотерапии в-четвертых, представления об особой значимости взаимоотношений психотерапевт-пациент в рамках практически всех психотерапевтических подходов. Изучение и анализ процесса психотерапии предполагает рассмотрение взаимосвязей между характеристиками пациента, психотерапевта и лечебного метода. Поэтому и поиск общих факторов психотерапии тоже связан

с анализом того, что происходит с пациентом при использовании самых разнообразных психотерапевтических подходов, что объединяет поведение психотерапевтов вне зависимости от их теоретической ориентации, какие общие этапы характерны для психотерапевтического процесса. В качестве общих факторов психотерапии, с точки зрения того, что происходит с пациентом, обычно указывают 1 обращение к сфере эмоциональных отношений 2 самопонимание, принимаемое пациентом и психотерапевтом 3

предоставление и получение информации 4 укрепление веры больного в выздоровление 5 накопление положительного опыта 6 облегчение выхода эмоций. Перечисленные факторы, по сути, совпадают с механизмами лечебного действия психотерапии и отражают когнитивные 2, 3, эмоциональные 1, 4, 5, 6 и поведенческие 5 процессы, способствующие успешности психотерапии и в большей или меньшей степени представленные практически во всех психотерапевтических системах. В качестве общих элементов стиля и стратегии поведения психотерапевта,

вне зависимости от теоретической ориентации, выделяют 1 целевую ориентацию М достижение позитивных изменений 2 внимание к взаимоотношениям пациент-психотерапевт 3 сочетание принципов там и тогда и здесь и теперь то есть использование в ходе психотерапии как материала, связанного с историей жизни пациента, так и с актуальным поведением и межличностным взаимодействием пациента в процессе психотерапии. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР ПСИХОТЕРАПИИ И ЕЕ ОСНОВЫ

Психотерапия как система, использующая для лечебного воздействия психологические средства, является точкой пересечения ряда областей знания медицины, психологии, социологии, педагогики и др. Интердисциплинарность как понятие получила особое распространение в связи с научно-техническим прогрессом, когда стали возникать быстро развивавшиеся пограничные дисциплины и одновременно происходила дифференциация областей науки, опиравшихся на различные традиционные дисциплины их способы подхода к проблеме и методы,

например социальной антропологии, молекулярной биологии и др. Специфика психотерапии заключается в том, что ее объектом и одновременно инструментом служит одно из наиболее сложных образований человеческая психика. В связи со сложностью объекта психотерапии возникает необходимость включения и использования достижений, методов и способов работы из других областей науки.

Несмотря на очевидный интердисциплинарный характер психотерапии, она, конечно, остается лечебной медицинской специальностью, а учет и разработка ее клинических основ имеют сегодня по-прежнему первостепенное значение Карвасарский. И как лечебный метод психотерапия, так или иначе, тесно связана со всеми другими клиническими дисциплинами. Современное понимание болезни как биопсихосоциального явления ведет к признанию наличия психотерапевтических задач практически во всех клинических дисциплинах.

Междисциплинарный характер психотерапии определяется широким использованием ее, прежде всего при психогенных расстройствах, в патогенезе которых сложнейшим образом сочетаются в качестве ведущих психосоциальные факторы и в различной степени выраженности факторы биологической природы. При соматических заболеваниях применение психотерапии предполагает знание соответствующих разделов внутренних болезней, психосоматических соотношений.

Междисциплинарный характер психотерапии проявляется также в лечебно-реабилитационном процессе при широком круге заболеваний, особенно при хроническом их течении Кабанов. В ходе реабилитации с каждом этапом возрастает необходимость все более интенсивного включения больного в социальную жизнь вначале в терапевтической, а затем и во в не терапевтической среде, поэтому психотерапевтические мероприятия приобретают важную роль.

Поле действия психотерапии достаточно широкое, и при соответствующих модификациях психотерапевтические методы могут быть использованы также для решения психогигиенических, психопрофилактических и иных задач. Психотерапия тесно связана также с общей и медицинской психологией, социологией, социальной психологией. В психотерапевтической работе с группами пациентов особое значение имеют феномены и закономерности социальных интеракций, коммуникации, групповой динамики.

Этим обусловлено тесное сотрудничество в лечебной практике врача-психотерапевта и психолога. В свою очередь, психотерапия способствует развитию социальных наук благодаря исследованиям, опирающимся на специфический научный подход. Ввиду включения в психотерапию все большего числа специальных конкретных приемов расширяются ее связи искусством, музыкой, лингвистикой и с другими областями знаний с учетом значения их достижений для психотерапевтического процесса.

Интердисциплинарный характер психотерапии отражается также в организации психотерапевтической службы и образования в области психотерапии. Расширяется сеть психотерапевтических кабинетов поликлиник и стационаров. Психотерапия включается в территориальные программы обязательного медицинского страхования, увеличивается количество кабинетов психологической коррекции на промышленных предприятиях, служб психологического консультирования. Интеграция психотерапии в медицину осуществляется и через семейных врачей, врачей

разных специальностей невропатологов, кардиологов, онкологов и др. Новые требования к психотерапии, более четкое определение ее места среди других медицинских дисциплин, разработка критериев эффективности и профессионализма предполагают создание комплекса преемственных и взаимосвязанных программ, которые позволят осуществить более качественную подготовку психотерапевтов и других специалистов, использующих в своей работе психотерапию.

МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ПСИХОТЕРАПИИ Основные механизмы лечебного действия психотерапии целесообразно рассмотреть в соответствии с тремя важнейшими планами функционирования человека эмоциональным корригирующий эмоциональный опыт, познавательнымкогнитивным конфронтация и поведенческим наущение. В процессе индивидуальной психотерапии преимущественно с эмоциональной сферой связаны также безусловное принятие, толерантность, интерес, симпатия, забота, катарсис, переживание сильных эмоций, проявление

интенсивных личных чувств, альтруизм, перенос, идентификация. В этой же плоскости, но с ориентированностью в будущее, находятся вера и надежда, которые выражают частично осознанную возможность достижения цели. Внушение и поддержание надежды, веры в выздоровление имеют место при всех видах психотерапии. В качестве основного механизма лечебного действия они выступают при использовании прямых суггестивных внушений, плацебо-терапии и некоторых других.

Появление и укрепление веры у пациента в успешность психотерапии неразрывно связано с верой психотерапевта в себя и в эффективность применяемого им метода. Способность врача с первых встреч заразить больного уверенностью часто предопределяет успех последующих действий специалиста. Вера в выздоровление и возникновение положительной перспективы, появление надежды неотделимы друг от друга и обращены, прежде всего, к здоровой части личности.

Информация больных с хорошими результатами от проведенного лечения усиливает действие этих факторов. Появление перспективы становится новым мотивом, помогающим продолжать лечение и преодолевать трудности. Преимущественно к когнитивной сфере относятся получение новой информации, советы и рекомендации, интеллектуализация, обратная связь, самоэксплорация, тестирование реальности, универсальность осознание и ощущение общности. В эту группу входят механизмы лечебного действия, которые в значительной степени снижают уровень неопределенности

представлений пациента о своей болезни, личностных проблемах, ближайших целях и задачах, что приводит к дистанцированию от значимых переживаний, которые послужили источником декомпенсации, их обесцениванию. Происходит расширение образа Я за счет включения в него прежде отвергаемых аспектов представления о себе, своем поведении, целях, способах их реализации. В некоторых видах психотерапии изменения в этой плоскости являются определяющими в рациональной, когнитивной,

рационально-эмоциональной, личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии и др. Механизмы лечебного действия групповой психотерапии. Вопрос о том, за счет чего достигается лечебный эффект групповой психотерапии, привлекает широкое внимание исследователей. Одна из первых попыток изучения и анализа механизмов лечебного действия групповой психотерапии принадлежит Корзини и Розенбергу. Выделяют три основных пути исследования механизмов лечебного действия

групповой психотерапии опрос пациентов, прошедших курс групповой психотерапии изучение теоретических представлений и опыта групповых психотерапевтов опрос психотерапевтов проведение экспериментальных исследований, позволяющих выявить взаимосвязи между различными переменными психотерапевтического процесса в группе например, состав группы, применяемые техники, тактика психотерапевта и пр. и эффективностью лечения. Подробный анализ механизмов лечебного действия групповой психотерапии представлен в работах

Лома и Кратохвила. Ялом в качестве основных механизмов лечебного действия групповой психотерапии выделяет следующие. 1. Сообщение информации получение пациентом в ходе групповой психотерапии разнообразных сведений об особенностях человеческого поведения, межличностного взаимодействия, конфликтов, нервно-психического здоровья и пр. выяснение причин возникновения и развития нарушений информация о сущности психотерапии и ходе психотерапевтического процесса информационный обмен между участниками группы.

Подобная информация поступает не столько дидактически, сколько в процессе общения с другими и знакомства с их проблемами. 2. Внушение надежды появление надежды на успех лечения под влиянием улучшения состояния других пациентов и собственных достижений. Успешные, продвинутые в психотерапии пациенты служат остальным в качестве позитивной модели, открывая им оптимистические перспективы. Наиболее сильно этот фактор действует в открытых психотерапевтических группах.

3. Универсальность страданий переживание и понимание пациентом того, что он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, конфликты, переживания, симптомы. Такое понимание способствует преодолению эгоцентрической позиции и появлению чувства общности и солидарности с другими, а также повышает самооценку. 4. Альтруизм возможность в процессе групповой психотерапии помогать друг другу, делать что-то для другого. Помогая другим, пациент становится более уверенным в себе, он

ощущает себя способным быть полезным и нужным, начинает уважать себя и верить в собственные возможности. Особенно важны такие переживания для пациентов с низкой самооценкой. Корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы здесь речь идет о переработке проблематики, корни которой лежат в родительской семье пациента. Пациенты обнаруживают в группе проблемы и переживания, идущие из родительской семьи, чувства и способы поведения, характерные для семейных отношений и отношений

с родителями в прошлом. При этом исходят из того, что в группе пациент вступает в отношения, играет роли, занимает позиции, сходные с теми, которые были у него в родительской семье его отношения с психотерапевтом в определенной степени повторяют или воспроизводят его отношения с родителями, а отношения с другими участниками группы отношения с другими членами семьи братьями, сестрами и др Например, в детстве пациент испытывал недостаток внимания и любви со стороны родителей.

Эта потребность являлась фрустрированной и, как правило, неосознаваемой и в дальнейшем его поведение во многом может быть направлено на то, чтобы получить эту любовь и признание со стороны окружающих, даже в ущерб удовлетворению других, взрослых потребностей личности. В группе такой пациент обычно ведет себя таким образом, чтобы привлечь внимание, добиться расположения, принятия и любви со стороны психотерапевта. Анализируя особенности его взаимодействия с психотерапевтом

в группе, можно помочь пациенту увидеть и понять, когда ранее и к кому он испытывал такие же чувства и вел себя подобным образом. Выявление, анализ и осознание прошлых эмоциональных отношений и поведенческих стереотипов, проявляющихся в группе, дает возможность их терапевтической переработки и реконструкции. 6. Развитие техники межличностного общения пациенты в группе имеют возможность за счет обратной связи и анализа собственных переживаний увидеть свое неадекватное межличностное взаимодействие и в ситуации

взаимного принятия изменить его, выработать и закрепить новые, более конструктивные способы поведения и общения. 7. Имитационное поведение пациент может обучаться более конструктивным способам поведения за счет подражания психотерапевту и другим успешным членам группы. Очевидно, что в большей степени образцом для подражания является психотерапевт и это накладывает определенные ограничения на его поведение, предъявляет особые требования к его самоконтролю и саморегуляции.

Ялом считает, что многие психотерапевты явно недооценивают роль этого фактора, на самом же деле, у курящих трубку терапевтов получаются курящие трубку пациенты. 8. Интерперсональное влияние этот фактор является важнейшим и наиболее специфичным для групповой психотерапии. Если все другие факторы в меньшей степени, но действуют и в индивидуальной психотерапии, то этот фактор характеризует основные механизмы лечебного действия именно групповой психотерапии.

В этом факторе можно выделить три основных аспекта. Первое это получение новой информации о себе за счет обратной связи, что приводит к изменению и расширению представления о себе образа Я, то есть конфронтация. Второе это возможность возникновения в группе эмоционально значимых ситуаций, которые были у пациента ранее и с которыми он в прошлом не мог справиться, их вычленение, анализ, осознание и переработка, то

есть коррективный эмоциональный опыт. Третье возможность увидеть в группе особенности своего поведения, его неэффективность и неконструктивность, а также обучение новым формам поведения и закрепление их в процессе группового взаимодействия, то есть наущение. 9. Групповая сплоченность привлекательность группы для ее членов, желание остаться в группе, чувство принадлежности к группе, доверие, принятие друг другом и группой как целым, чувство

Мы группы. Групповая сплоченность рассматривается в групповой психотерапии как фактор, аналогичный отношениям психотерапевт-пациент в индивидуальной психотерапии. 10. Катарсис отреагирование, эмоциональная разгрузка, очищение, выражение сильных чувств в группе. Кратохвил в качестве основных механизмов лечебного действия групповой психотерапии указывает следующие участие в группе, эмоциональную поддержку, самоисследование и самоуправление, обратную связь или конфронтацию,

контроль, коррективный эмоциональный опыт, проверку и обучение новым способам поведения, получение информации и развитие социальных навыков. В качестве основных механизмов лечебного действия групповой психотерапии пациенты чаще указывают осознание самого себя и других людей, переживание в группе положительных эмоций в отношении самого себя, других членов группы, и группы в целом, положительных эмоций других членов группы, приобретение новых способов поведения и эмоционального реагирования прежде всего, межличностного

взаимодействия и поведения в эмоционально напряженных ситуациях. Если сгруппировать механизмы лечебного действия групповой психотерапии, описываемые различными авторами, а также учесть результаты опроса пациентов, то можно выделить три основных механизма. Это конфронтация, корригирующее эмоциональное переживание коррективный эмоциональный опыт и наущение, которые охватывают все три плоскости изменений когнитивную, эмоциональную и поведенческую.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ, КАК МЕТОДА РАБОТЫ Тенденция к интеграции психотерапии в общую медицину и превращения ее в общемедицинскую специальность делают важным вопрос об эффективности психотерапии предпосылках, критериями методах ее оценки. Требование разработки критериев и методов оценки эффективности психотерапии становится все более актуальным в связи с опережающим развитием методов, организационных форм психотерапии, увеличением числа специалистов

- психотерапевтов в системе здравоохранения. Организаторы психотерапевтической службы все чаще встречаются с проблемой оценки полезности, целесообразности и эффективности средств, выделяемых из фондов здравоохранения для охраны психического здоровья. Небезынтересно отметить, что эта проблема становится весьма значимой и за рубежом. Так, Хайнц и сорт. в статье, посвященной проблемам эффективности психотерапии, ссылаются на решение финансовой комиссии конгресса США изменить порядок финансирования психотерапевтического обслуживания

населения путем поощрения только тех направлений психотерапии, которые базируются на научных оценках ее эффективности. Чтобы показать всю сложность рассматриваемой проблемы, приведем основные предпосылки для ее решения. 1. Чтобы оценить эффективность психотерапии, требуется, прежде всего, четко определить метод, с помощью которого она осуществляется. В практической же работе чаще говорится о. психотерапии вообще, не об одном, а о группе методов, различных их комбинациях рациональной психотерапии и гипноза,

гипноза и аутогенной тренировки и т. д поскольку утверждение в практике работы психотерапевта интегративного подхода способствует все более широкому применению сочетаний различных методов. 2. При квалифицированном использовании того или иного метода должна быть соблюдена определенная техника. Очевидно, что это одновременно требование к качеству подготовки, опыту, квалификации психотерапевта, что не всегда учитывается. И метод аутогенной тренировки, и метод групповой психотерапии в руках психотерапевтов

с различной степенью квалификации, естественно, дадут различные результаты. 3. Число пациентов, леченных с помощью данного метода, должно быть статистически значимым. В то же время при использовании некоторых систем психотерапии речь идет чаще об отдельных пациентах, которые подвергались многомесячному или даже многолетнему воздействию психотерапии. 4. Изучение эффективности лечения лучше проводить на гомогенном материале.

Обычно же исследуют группы больных, включающие первичных пациентов и тех, кому до этого времени не помогали никакие другие методы лечения, группы амбулаторных больных и госпитализированных, с острым и затяжным течением и т. д. 5. Группа пациентов, создаваемая для оценки эффективности психотерапии, должна формироваться методом случайной выборки. С этической точки зрения это возможно в том случае, когда число больных заведомо превышает реальные возможности обеспечить их психотерапевтической помощью.

Оценка эффективности психотерапии не должна проводиться тем лицом, которое осуществляет лечение, здесь необходим независимый наблюдатель. Это требование очень важно, так как при этом элиминируется влияние на оценку отношения пациента к врачу можно предполагать, что больной будет более искренне оценивать эффективность лечения. 6. Целесообразно, чтобы независимый наблюдатель не знал о применявшемся психотерапевтическом методе, чтобы его собственное отношение к этому методу не влияло на оценку.

Использование магнитофонных записей психотерапевтических бесед позволило бы также исключить влияние на оценку типа поведения пациента во время психотерапии и т. д. 7. Играет роль личностная структура психотерапевта, степень выраженности у него качеств, используемых для прогнозирования успешности психотерапии. 8. Необходимо учитывать личность больного, степень выраженности у него черт, особенностей, известных как прогностические благоприятные или неблагоприятные для проведения

психотерапии. 10. Имеет значение установка больного на тот или иной вид психотерапии, сформированная у него, в частности, предшествующими встречами с психотерапевтами и теми или иными методами психотерапии. 11. В целях объективности необходимо сравнение непосредственных и отдаленных результатов лечения Это условие особенно важно, когда речь идет об оценке эффективности применения личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии. 12. Число повторно исследованных больных в катамнезе по отношению ко

всему контингенту лечившихся должно быть репрезентативным таких больных должно быть не менее 90 от общего их числа. 13. Оценка в катамнезе должна исходить не только от врача, независимого оценщика объективные данные, но и от самого больного субъективные показатели. 14. Необходимо учитывать особенности жизни больного после окончания лечения, возможные влияния положительные или отрицательные на результат терапии ближайшего окружения пациента семья, производство и т. д 15.

Для объективного катамнеза необходима своя контрольная группа больных, поскольку изменения в состоянии пациентов, леченных с помощью психотерапий, могли с течением времени происходить и вне лечения. 16. Должны быть учтены те цели и задачи, обусловленные клинической спецификой заболевания и теоретическими предпосылками, которые стремился реализовать психотерапевт с помощью применяемого им метода. Перечень возможных предпосылок, требуемых для объективной оценки эффективности психотерапии, можно

было бы продолжить. Например, при создании гомогенных сравниваемых групп важно учитывать местность, из которой прибыл на лечение больной степень интеграции в ней психотерапии, известности психотерапевтов и т. д В психотерапевтической практике учет всех этих моментов затруднителен, однако психотерапевт должен помнить о значении их при решении задач, связанных с объективной оценкой эффективности того или иного психотерапевтического метода. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Нам хотелось бы немного сказать о семейной психотерапии. Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи Мегер, Мишина. Иными словами, это психотерапия пациента в семье и при помощи семьи. Сатир под семейной психотерапией понимала все вмешательства, изменяющие семейную систему.

В настоящее время границы между различными методами семейной психотерапии стираются. Оставаясь в своей основе системной, за годы своего развития семейная психотерапия вобрала позитивные моменты структурной, стратегической и когнитивно-поведенческой психотерапии. Например, в структурной терапии, как и в поведенческой, отправным пунктом для психотерапевтического вмешательства служит наблюдение за поведением членов семьи.

В стратегической семейной терапии постановка гипотез и задач психотерапевтом сближает его позицию с директивностью поведенческого подхода. Объектом терапии является не только дисгармоничная семья, но и семья, находящаяся в кризисе. Важно найти ресурсы семьи, способности и мотивацию к изменениям, и акцентировать внимание на решении актуальных проблем. Общие цели разных моделей семейной психотерапии можно представить следующим образом изменение в семье ряда представлений установок, предположений о предъявляемой проблеме

трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностного к системному подходу модификация проницаемости каналов и границ между подсистемами создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное вмешательство уменьшение эмоциональной вовлеченности членов семьи в симптоматическое поведение одного из ее членов коррекция различных форм иерархического несоответствия прерывание дисфункциональных стереотипов поведения, взятых из родительской семьи, вынесение на поверхность

важных незаконченных дел, открытие семейных секретов, улучшение коммуникативного стиля отношений между членами семьи. Основные положения системного подхода. Семья открытая, развивающаяся система, в которой равновесие поддерживается благодаря постоянному переходу от гомеостаза к изменениям. Наша жизнь протекает в широкой иерархии взаимодействующих систем от молекулярного уровня до систем космоса. Семейная система представляет собой открытую систему, где члены семьи взаимодействуют

друг с другом и с окружающими системами школа, производство. Семья постоянно развивающаяся система вследствие взаимодействия обратных связей с внешними системами биологическими и социальными. Внешние силы могут оказывать положительное или отрицательное влияние на семью, в свою очередь последняя воздействует аналогичным образом на другие системы. Таким образом, семейная система стремится, с одной стороны, к сохранению сложившихся связей, с другой

стороны к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования. Эта система имеет следующие характеристики 1 система как целое больше, чем сумма ее частей 2 что-либо затрагивающее систему в целом влияет на каждую отдельную единицу внутри системы 3 расстройство или изменение в состоянии одной части системы отражается в изменении других частей и, системы в целом. Живая система характеризуется изменчивостью от хаоса энтропия до ригидности по отношению к большому

комплексу устойчивых, повторяющихся картин взаимодействия. Здоровые и дисфункциональные члены семьи имеют шанс проявить множество способов, реагирования на обратную связь из среды. Обратная связь, следовательно, может быть обозначена как системный ответ на требуемые изменения для адаптации. Она может проявляться отказами от изменений, поддерживая гомеостаз например, оставить вещи такими, какие они есть. Члены гармоничной семьи быстро и адекватно реагируют на изменение

внешней и внутренней ситуации. Реакцией на обратную связь является позитивное изменение в семье, рост и креативность ее членов. В таких семьях при возможности притяжение между родителями, супружеская и детская подсистемы имеют четкие границы. Здоровая семья основывается не на доминировании родителей над детьми, а на том, что сила первых обеспечивает безопасность для вторых. Семейные правила здесь открыты и служат позитивными ориентирами для роста каждого члена семьи.

В заключение можно сказать, что психотерапия это многогранный метод работы во всех областях, где необходима не только психологическая коррекция, но и настоящее лечение. Психотерапия решает множество задач, что делает е незаменимым примом помощи человеку в трудных ситуациях. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М 2000. 2. Эйдемиллер Э.Г Юстицкис

С. Психология и психотерапия семьи. СПб 1999. 3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М 1985. 4. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М 1991. 5. Захаров А.И. Психотерапия у детей и подростков. Л 1982.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат по Статистики
Реферат What Does It Mean To Keep A
Реферат Уголовно-процессуальная характеристика преступлений, связанных с организованной преступностью
Реферат Державне управління у сфері регулювання відносин, що виникають у зв’язку із надзвичайними екологічними ситуаціями
Реферат Метод фазового портрета
Реферат Новые возможности MS SQL Server 2004 "Yukon"
Реферат Договор недвижимости
Реферат Разработка базы данных "Учет междугородних переговоров" средствами Microsoft Access
Реферат 90-е годы полный захват информационного пространства
Реферат Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление
Реферат Способы оценки эффективности управления
Реферат Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита»
Реферат Блок и Вл Соловьев Теургическая легенда о поэте
Реферат Монтес, Сесар
Реферат Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование