Реферат по предмету "Разное"


«Диагностика и коррекция психологического состояния человека при помощи приборов специального назначения учебно-практической лаборатории мгппу»

«Диагностика и коррекция психологического состояния человека при помощи приборов специального назначения учебно-практической лаборатории МГППУ»(к вопросу о реабилитации спасателей, пожарных и военных)Метод функционального биоуправления (ФБУ)Биоуправление — это направленное изменение фи­зиологическихпараметров организма в нужном для оздоровительных итренировочных целей на­правлении.Метод функционального биоуправления (ФБУ) опирается на универсальный закон адаптации, согласно которому мозг человека для управления функциями организма постоянно получает от всех органов и систем информацию об их состоянии, мгновенно оценивает все положительные и отрицательные результаты взаимодействия с миром и вносит необходимые коррективы. Это, так называемый, принцип биологической обратной связи (БОС), когда, получая информацию в режиме реального времени, мозг может мгновенно оценить, какие именно телесные ощущения связаны с нужными изменениями и обучается воспроизводить их не случайным образом, а произвольно. Этот закон справедлив на всех функциональных уровнях, включая сложнейший уровень деятельности центральной нервной системы, реализующий волевой контроль поведения. Фундаментом для развития метода биоуправления, как научного направления, послужили исследования в области физиологии конца XIX — начала XX века. Идея возможности произвольного управления физиологическими процессами с помощью информации об этих процессах, предоставляемых пациенту, появилась в начале столетия, но успешная реализа­ция экспериментов, стала возможна лишь в 60-х годах в связи с развитием технологических возможностей, позволявших реализовать идею в реальном масштабе времени. Именно создание технологической базы, позволило американским ис­следователям положить начало практическому применению систем обучения саморегуляции (специалисты NASA (США) работали в системе биоуправления для предупреждения стрессовых состояний у астронавтов). И, тем не менее, метод функционального биоуправления базируется на результатах исследований, прежде всего И.П. Павлова и его последователей и теорию функциональных систем П.К. Анохина. Построение процесса выработки необходимых навыков, создание мотивационной системы для пациента во многом определяется позициями бихевиоральной (поведенческой) психологии (по типу St-R). При реализации метода функционального биоуправления, происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и компьютерное преобразование их в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зри­тельного ряда. Таким образом, он получает возможность увидеть и услышать сигналы, соответствующие состоянию функций его организма. Многократное повторение ведет к тому, что человек учится распознавать свои ощущения и быстро находить их. У любого человека можно зарегистрировать благодаря специальным приборам различные физиологические параметры, например: частоту сердечных сокращений (ЧСС), электромиограмму (ЭМГ), кожно-галъваническую реакцию (КГР), электроэнцефалограмму (ЭЭГ), периферическую температуру и др. С помощью специальной компьютерной программы идет преобразование сигнала в доступный для человека вид. Это может быть изменение картинки, изменение музыкального тона или просто приятная музыка и.т.д. Все это изображается на экране компьютера. Таким образом, появляется возможность видеть или слышать сигналы, соответствующие состоянию конкретного параметра в данный момент времени. Появляется возможность идентифицировать свое внутреннее состояние с объективным сигналом. Учитывая, что воспринимаемые сигналы свидетельствуют о характере физиологического параметра в каждый конкретный момент времени, человек может не только констатировать собственное состояние или его мгновенные изменения, но и получает возможность с помощью навыков самоуправления осознанно изменять регистрируемый параметр в необходимом для лечебно-профилактических целей направлении. Эта возможность используется для обучения контролировать и направленно изменять течение важных физиологи­ческих функций (дыхание, мышечный и вегето-сосудистый тонус, психоэмоциональное состояние). Процесс биоуправления характеризуется активным и сознательным участием человека, его основными принципами являются автономность, самоэффективность, обучаемость.Отличие обучения в процессе биоуправления от когнитивного обучения состоит в том, что основной задачей является обучение человека необходимому изменению физиологического состояния, а отличием от схемы оперантного обуславливания выраженным влиянием психической компоненты. Через приобретение навыков саморегуляции формируются новые связи, восстанавливаются скрытые, но генетически детерминированные механизмы управления физиологическими функциями, при этом улучшается восприятие и понимание внутренних взаимосвязей физиологических и психических процессов.^ Специфичным только для метода ФБУ, в отличие от других релаксационных методик, является сочетание мышечной релаксации, состояний спокойствия и расслабления с высокой степенью контроля сознания, постоянным сканированием внутренних ощущений и наблюдением за динамикой показателей на экране монитора.Преимущества применения метода функционального биоуправления:Биоуправление — это, в первую очередь, обучение человека новой для него деятельности, новым навыкам, но это особая форма обучения. Специфичность ее состоит в том, что обучаются системы организма, произ­вольно не контролируемые, и осуществляется это при помощи специализированных технических средств. При этом во всех случаях биоуправления непроизвольными функциями организма «обучаются» не отдельные органы, а нервные механизмы, регулирующие деятельность этого органа. И, следовательно, функциональное биоуправление, являясь методом обучения, способствует активации функци­ональных резервов мозга. Важнейшим преимуществом ФБУ является объективность — мы имеем объективные данные о состоянии конкретных физиологических параметров в каждый конкретный момент времени, что позволяет избежать субъек­тивных оценок успешности действий обучающихся в тренинге и обеспечивает высокую эффективность; Объективность можно также рассматривать как объектность, т.е., использование объективных данных в ходе работы позволяет преодолеть определенную инертность и инфантильность обучающегося, превращает его в активного участника обучения; Универсальность (неспецифичность), то есть этот метод может использоваться и в медицине, и в педагогике, и в психологии и.т.д. Метод может использоваться и в качестве сопровождения к основному лечению, и как основное лечение; Полифункциональность, комплексность — работая с одним параметром, мы влияем на состоянии в целом, как на физиологическом уровне, так и на эмоциональном; «Точность» направленности воздействия — метод имеет патогенетическую направленность, мы работаем с причиной возникновения нарушений, а не со следствием; Безопасность: техническая и физиологическая — поток информации направлен от человека к прибору, и в ходе снятия сигнала никакого физического воздействия на человека не оказывается. Работа по изменению параметров организма происходит только в рамках индивидуальной физиологической нормы, что обеспечивает безопасность работы и учет индивидуальных особенностей; Немедикаментозность — метод позволяет использовать те внутренние механизмы адаптации организма, которые в условиях жизни оказываются подавленными или нарушенными. Их восстановление позволяет снизить энергетические затраты организма при повышении качества функционирования его систем, т.е. оптимизировать состояние; Краткосрочность обучения (в среднем 8 занятий) — за счет включения человека в систему ФБУ, когда малейшие изменения состояния немедленно преобразуются в сигналы обратной связи, быстро формируется точный навык управления состоянием; Долговременность действия — способы изменения состояния имеют значительную моторную составляющую, навык вырабатывается на уровне памяти тела, что и обеспечивает его длительное хранение в памяти. Кроме того, в ходе формирования навыка обучается и сама нервная система, которая стремится самопроизвольно поддерживать наиболее благоприят­ный режим функционирования организма. Реализация метода ФБУ при минимальных временных затратах обеспечивает максимальную эффективность работы: повышение работоспособности и стрессоустойчивости; улучшение концентрации внимания и памяти; развитие умения находить равновесие между сосредоточенной активностью и спокойствием в обстановке учебных занятий; снижение психоэмоционального напряжения при гиперактивности и повышенной агрессивности; формирование ценностного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни.Метод биоуправления может быть как самостоятельной профилактической и психотерапевтической методикой, так и эффективным инструментом, помогающим специалисту достичь более выраженного и стойкого терапевтического эффекта, будучи включенным в психотерапевтический контекст.Оборудование специального назначенияПрограммное оборудование, которое находится в Учебно-производственной лаборатории «Информационное обеспечение управления, экономики и психологических программ в ЧС» факультета ГМУ МГППУ, используется для формирования у студентов - будущих спасателей и государственных управленцев, навыков адаптации в стрессовых ситуациях, а также применение данного оборудования на практике для изучения механизмов стрессовых реакций организма с ЧС. Данная работа осуществляется через реализацию элективного курса «Практикум по реабилитации пожарных, спасателей и военнослужащих».МНПО «Акцептор»^ ПРИБОР ДЛЯ СИСТЕМНОЙ ДИАГНОСТИКИ ЧЕЛОВЕКА «АКТИВАЦИОМЕТР»Прибор "АЦ-6" (Активациометр-6) отличается очень широким спектром диагностических возможностей и может быть использован для диагностики наиболее важных параметров: соматических, психофизиологических, психических состояний и процессов, психологических свойств личности, социально-психологических качеств С помощью этого прибора можно составить модель личности; осуществлять профотбор и профориентацию; оптимизировать учебный процесс; формировать учебные, спортивные и творческие группы по совместимости; проводить диагностику состояния сотрудников и оценивать их готовность к эффективной производственной деятельности; определять психологическую устойчивость, стабильность и надежность в экстремальных ситуациях; оперативно осуществлять медицинскую диагностику в разных сферах человеческой деятельности; выявлять индивидуальную совместимость организма с различными веществами методом тестирования по Р.Фоллю.Метод Р.Фолля – это диагностический метод, основанный на корреляции между изменениями электропроводных свойств точек измерения по Р.Фоллю и функциональным состоянием соответствующих им органов и систем организма. Электроакупунктурная диагностика по методу Р.Фолля (ЭАФ) является одним из наиболее широко распространённых методов электропунктурной диагностики. Научно-производственная фирма «ДИНАМИКА»^ СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА«ОМЕГА-М»Общие сведения Программно-аппаратный комплекс «ОМЕГА-М» предназначен для анализа биологических ритмов организ-ма человека, выделяемых из электрокардиосигнала в широкой полосе частот. В основу метода положена новая информационная технология анализа биоритмологических процессов – «фрактальная нейроди-намика». При создании системы использованы последние достижения биологии, физиологии, генетики и клиниче-ской медицины, на основе которых разработаны новые высокоинформативные показатели для оценки функционального состояния организма. «Омега-М» позволяет: - в режиме скрининга определять уровень и резервы сердечно-сосудистой системы, вегетативной и цен-тральной регуляции, а также оценивать отклонения этих показателей от нормы; - оценивать уровень скомпенсированности и энергетические ресурсы организма на различных уровнях регуляции; - в режиме биологической обратной связи определять возможности саморегуляции, оценивать и прогно-зировать психофизическое состояние человека; - в режиме динамического наблюдения контролировать функциональное состояние пациента и оценивать эффективность различных методов терапии при проведении лечебно-профилактических мероприятий; - по результатам компьютерного анализа формировать комплексное медицинское заключение и выдавать необходимые рекомендации. «Омега-М» дает возможность практикующему врачу любого профиля контролировать показатели функционального состояния пациента, прогнозировать их изменения, оценивать резервы организма и определять эффективность лечения. В сочетании с традиционной и нетрадиционной терапией программно-аппаратный комплекс «Омега-М» позволяет создавать уникальные лечебно-диагностические мини-кабинеты с завершенным циклом «диагностика – лечение – контроль - прогноз» в амбулаторных, полевых и домашних условиях. ^ ПРИБОР БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ«РЕЛАНА» Разработан РАНПрибор предназначен для ускоренного освоения устойчивых навыков психофизиологической саморегуляции, проведения психорегулирующих тренировок и обеспечения возможности объективного контроля за процессом релаксации. Рекомендуется использовать для: снятия нервно-психического напряжения, снижения утомляемости, оперативного восстановления работоспособности; профилактики и коррекции посттравматических стрессовых состояний; лечения психосоматических заболеваний; повышения функциональных возможностей организма, развитию устойчивости к влиянию стрессовых факторов. ООО «НПФ Амалтея»^ ПРОГРАММА ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ«ЭКВАТОР»Программа психопрофилактической подготовки «Экватор» предназначена для обучения снятию напряжения посредством регуляции периферической температуры. Программа поставляется с набором сеансов, обеспечивающих проведение диагностических и тренировочных сеансов с обратной связью по температуре; в комплект поставки включен индикатор компьютерный "Терм-01", регистрирующий температуру.ООО «НПФ Амалтея»^ ПРОГРАММА ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ «ВОЛНА» Основной целью программы «Волна» является обучение человека навыку оптимального, правильного типа дыхания. Программа позволяет заниматься даже с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Занятия по программе «Волна» способствуют решению таких важных задач, как:Оптимизация психофизиологического состояния часто и длительно болеющих людей.Профилактика стрессогенных заболеваний.Нормализация психоэмоционального состоянияКоррекция нарушений поведения, выработка конструктивных стратегий поведения.Улучшение концентрации внимания, памяти, работоспособности.Оптимизация психофизиологического состояния (оздоровления) и профилактика эмоционального состояния.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ вариации производительности труда при производстве зерна
Реферат История Русской культуры XVIII-XIX веков
Реферат Joseph Conrad Heart Of Darkness Essay Research
Реферат 68. Анализ поведения затрат и взаимосвязи затрат, объема продукции и прибыли
Реферат Методы и процедуры маркетинговых исследований
Реферат Тема родины в творчестве поэтов 19 века
Реферат The Beauty Myth Essay Research Paper The
Реферат Налоговые правоотношения
Реферат Право в системе социальных норм 2
Реферат Роль наследственности в развитии личности
Реферат Резисторный каскад предварительного усиления на биполярном транзисторе
Реферат Международно-правовая охрана окружающей среды
Реферат Экзаменационные вопросы и билеты по безопасности жизнедеятельности за первый семестр 2001 года
Реферат Ефективність наукових досліджень і використання інноваційного потенціалу вищого навчального закладу
Реферат Економічна інтеграці в АТР