Реферат по предмету "Педагогика"


Роль наследственности в развитии личности

Введение
Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходитпод влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которыесвойственны человеку, как всякому живому и растущему организму
Педагогическая наука в оценке факторов развития личностипрошла несколько этапов, которые отразили как становление научного знания вобласти социальных и естественных наук, так и политические приоритеты.
Уже педагогическая дискуссия 20х г. отвергла биогенетическийподход, которого придерживались А.П. Пинкевич, А.Г. Калашников, П.П. Блонский.Победила точка зрения А. В. Луначарского, В.Н. Шульгина и др., утверждавших, чтоглавное в личности это ее социальное начало. По мысли А. Луначарского, в ней90% социального и лишь 10% биологического.
С течением времени, однако, психологи и педагоги вынужденыбыли поставить вопрос о том, что без признания роли наследственности,биологического, педагогике не обойтись, иначе она превращается в «бездетную»науку. Невозможно было игнорировать известных фактов науки о том, чтонаследственность так или иначе оказывает мощное влияние на развитие ребенка,наряду с окружающей средой, воспитанием и собственной активностью личности.Сегодня это аксиомы педагогики.
Цель представленной работы – рассмотреть рольнаследственности в развитии личности.

1. Основные факторы, влияющие на развитие человека
Развитиечеловека — это процесс становления и формирования его личности под влияниемвнешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитиепредставляет собой процесс физического, умственного и нравственного ростачеловека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных иприобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного инравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка,биологического индивида, обладающего задатками человека как представителябиологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества.[1]
Развитиечеловека не может быть сведено лишь к количественному изменению унаследованныхи заложенных в нем от рождения признаков.
Развитие— это прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Этиизменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды,воздействия окружающих его людей[2].
Впроцессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляявнутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельностьобогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение скоторыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальныхконтактов.
Движущимисилами развития человека являются противоречия между возникающими под влияниемобъективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических,материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами ивозможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иноговида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению слюдьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.[3]
Впроцессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит иформирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, егообщественную сущность.
Зеньковскийпредлагал следующую схему факторов развития личности[4]:
1.Наследственность:
а)физическая (таланты, нравственный потенциал родителей «укорененность греха»,психофизиологические особенности);
б) социальная(соборность);
в)духовная, его «крест».
2.Среда :
а)социальная наследственность (традиции);
б)социальная среда (круг общения);
в)географическая среда.
3.Воспитание:
а)социальное;
б)активность (самовоспитание).
 
2.Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека
 
Наследственность определяют как совокупность природныхсвойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как «свойствоживых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живыхорганизмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений»[5].
Биологическая наследственность имеет огромное значение вжизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как уникальнуюпопуляцию (вид) в биологическом мире. С момента рождения ребенок наследуетмногие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловныхрефлексов (по И.П. Павлову)[6]. К нимотносятся:
· пищеварительные рефлексы (слюноотделение),
· оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глазпри ярком свете),
· ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.).
Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром,следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.
Однако в пределах биологической эволюции возникла новаяформа отражения, обеспечившая переход предков в современных людей:
· развитие «собственно человеческих задатков» (движение ввертикальном положении — прямохождение, развитие речи),
· предрасположенность к целенаправленному труду,
· развитие мыслительных способностей человека,
· осознание своих действий, поступков, деятельности.
Наследственность программирует передачу от взрослых детямряда биохимических, физических качеств:
· физический облик,
· цвет волос,
· физические данные;
· группу крови и резус-фактор,
· задатки способностей;
· программирует также свойства нервной системы,
· свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность,цвет глаз) и др.[7]
Биологическая наследственность определяет как то общее, чтоделает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными ивнешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей кдетям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическуюпрограмму.
Великая роль наследственности заключается в том, что понаследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервнуюсистему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаютсяособенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы,отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторыеособенности нервной системы, на основе которых развивается определенный типнервной деятельности.[8]
Наследственность предполагает также формированиеопределенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природныхзадатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными учеловека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности дляих развития, т.е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многомзависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявлениеспособностей принято называть одаренностью, или талантом.
Природные особенности (задатки) являются потенциальнымусловием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальнымиструктурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательныхорганов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь каканатомо-морфологические предпосылки способностей[9].
Показатель развитости человека проявляется черезинтегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальныеспособности. Общие способности определяют успехи человека в различных видахдеятельности. Это
· умственные способности,
· тонкость и точность ручных движений,
· развитая память,
· совершенная речь и ряд других.
Специальные способности раскрывают индивидуальность личностии определяют успехи человека в специфических видах деятельности, дляосуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К нимможно отнести:
· математические,
· музыкальные,
· лингвистические,
· литературные,
· художественно-творческие,
· технические,
· спортивные,
· организаторские,
· экономические и др.
Общие и специальные способности могут гармонизировать междусобой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга .
Значительный теоретический интерес представляет вопрос онаследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к областидеятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Для ответа наэтот вопрос основополагающее значение имеет известное положение К. Маркса обопределенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы Так, К. Марксписал: «Человек является непосредственно природным существом. В качествеприродного существа, притом живого природного существа, он… наделенприродными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом,эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей в виде влечений...»[10].Эти слова К. Маркса указывают, прежде всего, на то, что в воспитании необходимоучитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности,определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенностивлечений, склонностей и интересов.
Эта направленность жизненных сил, заложенных в природечеловека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает, прежде всего,возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких)областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания.
Наследование способностей в отдельных семьях, т. е.появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняетсяво многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем,что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному видудеятельности, их довольно рано начали привлекать к этой деятельности.
Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общиеобласти деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид трудаили творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны сопределенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем ихразвития.
Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательныхорганах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либоконкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий иобстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой областидеятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта всфере данного вида труда.
Особенно острые, принципиальные теоретические споры вызываетвопрос о наследовании или наличии врожденных способностей к интеллектуальнойдеятельности. Педагогика признает, что может быть неблагоприятная для развитияинтеллектуальных способностей наследственность, например вялость клеток корыполушарий мозга детей алкоголиков, некоторые наследственные болезни и, вчастности, психические заболевания. Имеющиеся же у нормальных (здоровых) людейразличия в типах высшей нервной деятельности придают известное своеобразиепротеканию мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самойинтеллектуальной деятельности В целом следует признать, что развитие познавательныхпроцессов и обучаемость физически здоровых и психически нормальных людей вомногом определяется тем, в какие условия обучения они поставлены[11].
Признавая возможное биологическое неравенство задатков испособностей, педагогика делает акцент не на выявлении различий иприспособлений к ним обучения, а на создании равных условий для развитияимеющихся у каждого задатков и способностей. Современная система обучения ивоспитания на деле обеспечивает это равенство условий для всестороннегоразвития всех и каждого, что не исключает дифференцированного подхода кучащимся и учета их индивидуальных особенностей.
Не менее острым является вопрос о наследовании психическихсвойств и обусловленности форм поведения физиологическими задатками.
Развитие человека с физиологической точки зрения — оченьсложный процесс. Различные его органы и системы на разных этапах возрастногосозревания развиваются по-разному, наблюдается известная неравномерность инескорректированность их развития в отдельные периоды роста и взрослениячеловека, что в свою очередь сказывается на особенностях психического развитиядетей разного возраста, облегчая или, наоборот, усложняя работу воспитателей.Например, особые трудности представляет в силу особенностейанатомо-физиологического развития воспитание подростков. Однако это не даетоснования считать, что те или иные формы поведения заложены в человеке отприроды.
Современная педагогика и психология утверждают, что всепсихические качества личности приобретаются в процессе жизнедеятельностичеловека в труде и его общении с окружающей средой. В человеке от рождения незаложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. егоповедение в обществе биологически не запрограммировано. Люди рождаютсясвободными от моральных ценностей и представлений о формах поведения иотношения к другим людям, и процесс формирования этих личностных качеств длякаждого человека начинается фактически с нуля. Поскольку же для каждого онпротекает в индивидуально-неповторимых условиях, даже при одинаковых внешнихусловиях (ибо у каждого человека не одинаковы на них реакции), каждый из нихразвивается по-своему и формирует свое индивидуальное отношение к миру, что неотрицает общих закономерностей формирования личности человека в условияхцеленаправленного воспитания.[12]
Психика человека, его психические проявления формируются подвоздействием внешних условий, всегда преломляясь через внутренниеиндивидуальные условия каждого, и являются результатом, продуктом этоговзаимодействия.
Социальные стороны, личность человека формируются толькопосредством социальных условий и не могут быть предетерминированыбиологическими основами человека[13].
Говоря о роли наследственности в формировании и развитииребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий,которые могут носить наследственный характер, например, болезни крови,шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучаетмедицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализацииребенка.

Заключение
Итак, можно сделать вывод, что развитие человека – оченьсложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так ивнутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущемуорганизму.
К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающаячеловека естественная и социальная среда, а также специальная, целенаправленнаядеятельность по формированию у детей определенных качеств личности; квнутренним – биологические, наследственные факторы.
Факторы, влияющие на развитие человека, могут бытьуправляемые и неуправляемые.
Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивыйпроцесс – означает превращение его как биологического индивида в социальноесущество – личность.
В процессе развития ребенок вовлекается в различные видыдеятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает вобщение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя при этомприсущую ему активность. Это содействует приобретению им определенногосоциального опыта.
Взаимодействие наследственности и среды в развитии человекаиграет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оноприобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного,детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдаетсяинтенсивный процесс развития организма и формирования личности.
Наследственность определяет то, каким может стать организм,но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — инаследственности, и среды.
Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человекаосуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической исоциальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатомвзаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и частьприроды, и продукт общественного развития.
С такой позицией сегодня согласно большинство ученых.Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и средыв исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственныеспособности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитиеумственных способностей определяется влиянием социальной среды.

Литература
1.  Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988.
2.  Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1983.
3.  Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986.
4.  ЗеньковскийВ.В. Задачи и средства воспитания // Русская школа за рубежом. Историческийопыт 20х годов. М., 1995.
5.  КузнецовА. А. Проблема влияния внутренних противоречий на развитие личности // Сборникстатей по конфликтологии. Удмуртский государственный университет, г. Ижевск.2004.
6.  Лихачев Б.Т. Педагогика — М., 1999.
7.  МаккьюсикВ. Наследственные признаки человека. // Пер. с англ. М., 1976.
8.  ПлатоновК. К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология.М., 1975.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.