РЕЗОЛЮЦИЯ«круглого стола» Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии совместно с Комитетом РСПП по природопользованию и экологиина тему: «Взаимодействие государства и бизнеса при инновационном развитии водной отрасли»22 января 2009 года, ТПП РФУчастники «круглого стола» отмечают, что при одновременном ужесточении требований к природопользователям со стороны органов исполнительной власти, регулирующих вопросы охраны водных ресурсов, водоотведения и водопользования, наблюдается стабильное ухудшение обеспечения населения большинства городов и поселений России качественной питьевой водой. Этому способствует ухудшение технического состояния основных производственных фондов предприятий по водоснабжению и водоотведению в результате снижения инвестиционной активности, низкая эффективность системы государственного управления отраслью, медленное внедрение в систему управления водной отраслью современных информационных технологий и систем мониторинга. К основным проблемам в сфере снабжения граждан России чистой водой относятся: 1) существенная дифференциация территории страны по количеству и качеству природных вод, используемых для нужд населения (питьевая и техническая вода, агромелиорация), а также по условиям потребления воды (централизованные и индивидуальные системы водоснабжения, доставка бутилированной воды), что обуславливает необходимость различия в организационных подходах и технических решениях по обеспечению потребителей чистой водой; 2) плохое техническое и финансовое состояние организаций, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод (далее – водоснабжающие организации) и низкая эффективность этого сектора экономики, выражающаяся в одновременном росте операционных расходов и увеличении износа основных фондов, высоком уровне потерь, низком качестве очистки отводящих вод; 3) низкая инвестиционная привлекательность водоснабжающих организаций, связанная с непрозрачностью тарифной политики и неопределенностью государственной политики в отношении собственности объектов сектора водоснабжения, участия частных операторов в строительстве, управлении объектами сектора водоснабжения и развития государственно-частных партнерств; 4) отсутствие механизмов отбора и применения новейших технологий в водной сфере, в том числе дефицит технических решений по снабжению сельского населения чистой водой, обеспечению противоаварийной защиты систем водоснабжения и водоотведения, отсутствие технической базы для производства современного оборудования и материалов в объеме, обеспечивающем потребности водоснабжающих организаций; 5) отсутствие четко сформулированной системы государственных обязательств по обеспечению населения чистой водой (гарантированный минимум количества, гарантии качества и бесперебойности снабжения и др.) как одной из важных публичных функций государства и органов местного самоуправления в области обеспечения качества жизни человека. Участники заседания надеются, что при формировании стратегии развития инновационной водной отрасли будет предусмотрено создание условий для устойчивого развития экономики России. Считаем, что Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, разрабатываемая во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года № ВП-П9-11-пр, по обеспечению экологической безопасности при допустимом воздействии на водные объекты природопользователей и снабжению населения качественной питьевой водой, должна реализовываться с использованием нормативной базы, которая будет обеспечивать баланс интересов: экологических, экономических и социальных. Для скорейшего внедрения на предприятиях наилучших доступных технологий и методов предлагаем: - внесение изменений и дополнений в законодательные и нормативные правовые акты по определению нормативов допустимых сбросов веществ в водные объекты, допустимого воздействия на водные объекты, методики определения вреда при нарушении водного законодательства и др. с учетом возможности предприятий по исполнению этих требований; - формирование условий для первоочередного использования на предприятиях российских технологий и оборудования и выхода на международный рынок национальных инновационных технологий водоочистки. В настоящее время экономическая ситуация по обеспечению инвестиционной привлекательности в развитие как предприятий, так и коммунального сектора существенно ухудшилась. Современное состояние большинства инженерных систем жизнеобеспечения городов Российской Федерации требует, для обеспечения их надежности и эффективной эксплуатации, срочного привлечения значительных инвестиций. К сожалению, возможности инвестирования со стороны отечественного капитала в нынешних экономических условиях представляются крайне ограниченными. В отличие от многих других отраслей промышленности водопроводно-канализационное хозяйство, оплачивая товары и услуги других отраслей по рыночным ценам, само фактически находится вне рынка, поскольку тарифы на его услуги устанавливаются государством. Специфика инвестиций в объекты коммунального хозяйства состоит в длительной их окупаемости. Для решения проблемы необходимо создать условия для привлечения частных инвестиций в эту отрасль хозяйства. В частности, рассмотреть возможность развивать такую форму привлечения инвесторов как частно-государственное партнерство, совершенствуя при этом концессионное законодательство. При разработке Государственной программы обеспечения населения чистой водой (Программа «Чистая вода») участники «круглого стола» предлагают осуществлять следующее. 1. Учет географических и геолого-гидрологических свойств, мощности водных бассейнов на территории региона и/или административного образования; соблюдение принципов устойчивого развития и неистощительного природопользования для водных ресурсов территории, баланс ответственности государства и бизнеса, снятие излишних административных барьеров, создание выгодных условий и льгот для социально ответственного и инновационно- ориентированного бизнеса. 2. Правительству РФ необходимо принять меры по совершенствованию нормативной правовой базы, нормативно-технических и методических документов в сфере водоснабжения (водопотребления и водоотведения) с учетом международных правовых норм в области водных отношений, документов международных соглашений, а также Водного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О техническом регулировании», законодательства о местном самоуправлении, о защите прав потребителя и др. Участники заседания предлагают при совершенствовании системы нормирования по ограниченному перечню загрязняющих веществ, основываться на поэтапном достижении в течение переходного периода (5-7 лет) нормативов, соответствующих наилучшим доступным технологиям, и поэтапном достижении качества очистки сточных вод. Необходимо одновременно создать механизмы экономического стимулирования природопользователей путем предоставления права засчитывать при уплате экологических платежей суммы, затраченные на внедрение новых технологий и закрепить взвешенную систему ответственности природопользователей за несоблюдение нормативов очистки сточных вод. Без скорейшего изменения законодательных и нормативных актов, регулирующих вопросы водопользования, основным источником финансирования развития коммунального сектора останется федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации. Стратегическим источником финансирования могут стать платежи водопользователей - хозяйствующих субъектов, населения (при условии введения реальных тарифов), включающие инвестиционную составляющую. Для принятия обоснованных решений должен быть проведен анализ перспектив внедрения дифференцированных тарифов для различных групп населения, использования заемных средств и привлечения инвесторов (налоговые льготы, льготы по арендной плате на землю, иные объекты недвижимости). Должны быть рассмотрены различные финансовые аспекты деятельности водоканалов (передача их в аренду, сдача в концессию). Возможно, методологическое решение проблемы может быть аналогично подготовке инвестиционных проектов, а механизмы финансового анализа аналогичны стандартным, применяемым при разработке любых инвестиционных проектов и бизнес-планов. 3. Необходимо скорейшее совершенствование организационных форм управления водной отраслью (варианты: модель централизованного управления, модель акционерного управления без участия государственной и местной власти, концессионные, лизинговые, трастовые и другие модели управления). 4. В связи со значительным износом гидротехнических сооружений целесообразно рассмотреть вопросы страхования ответственности, как частных операторов, эксплуатирующих эти сооружения, так и государства, являющегося их собственником.Обсудив законодательные и нормативные правовые аспекты, участники «круглого стола» предлагают просить руководство ТПП РФ обратиться в Правительство РФ со следующими предложениями: 1. Принять меры по совершенствованию нормативной правовой базы, нормативно-технических и методических документов в сфере водоснабжения, негативного воздействия на водные объекты с учетом экономической и технологической возможности для предприятий исполнения требований нормативных документов в ближайшие годы. В этих целях участники заседания предлагают провести совещание в Правительстве РФ с участием руководителей профильных министерств, ТПП России и деловых кругов по основным положениям, которые будут заложены в Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и проекте Государственной программы обеспечения населения чистой водой, а также для обсуждения предложений бизнеса по совершенствованию законодательных и нормативных правовых актов в данной сфере. 2. Рассмотреть вопрос о разработке Федеральных законов «Об обеспечении населения чистой водой», «О питьевом водоснабжении», «О водоотведении». Принятие указанных законов позволит упорядочить нормативную правовую базу в сфере водоснабжения и водоотведения, гармонизировать ее с международными требованиями и нормативами ЕС. 3. Ускорить принятие государственной программы «Чистая вода» в связи с чрезвычайной необходимостью подготовки и реализации ее мероприятий в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. 4. Ускорить разработку и принятие Водной стратегии Российской Федерации.