Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Здоровье студента

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2
1.Здоровье студента с позиции профессионализма. 3
2. Общие закономерностиразвития работоспособности у студентов. 8
3.Управление психоэмоциональным состоянием студентов средствами физическоговоспитания. 10
Заключение. 14
Список литературы… 15
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – ценностьчеловеческой жизни, которой, к сожалению, сам человек не уделяет должноговнимания. Вместе с тем, по официальным данным органов здравоохранения,образования, физической культуры, исследования ученых, врачей и педагогов, внастоящее время заболеваемость в России признана высокой как среди взрослогонаселения, так и среди дошкольников, школьников и студентов.
/>Здоровьестудентов в настоящее время является предметом пристального внимания, посколькув силу разных причин в России сегодня на каждую тысячу обследованных студентов,приходится восемьсот человек больных. На сегодняшний день возникло многовопросов, связанных с формированием новых подходов к укреплению />здоровьястудентов. Этот процесс следует начинать ещё со школьной скамьи, воспитывая ушкольников требовательное отношение к своему здоровью. Такая система подготовкидаёт возможность сформировать, укрепить и сохранить />здоровьеподрастающего поколения.
/>Студентыявляются одной из представительных групп населения нашей страны: в настоящеевремя в Российской Федерации более 3 миллионов студентов. Студенчество можнорассматривать как отдельную группу населения, которая имеет свои установки вповедении, отличия в образе жизни.
Цель работы – изучитьвзаимосвязь здоровья и работоспособности студентов.
Задачи работы – рассмотретьздоровье студента с позиции профессионализма; изучить общие закономерностиразвития работоспособности у студентов; рассмотреть управлениепсихоэмоциональным состоянием студентов средствами физического воспитания.

1. ЗДОРОВЬЕСТУДЕНТА С ПОЗИЦИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Здоровье — величайшаясоциальная ценность. Хорошее здоровье — основное условие для выполнениячеловеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализацииличности. Понятие «здоровье» сформулировано достаточно давно.Согласно определению ВОЗ принято считать, что здоровье это отсутствие болезнейв сочетании с состоянием полного физического, психического и социальногоблагополучия. За прошедшие годы понятие «здоровье» неоднократнодополнялось и уточнялось, по мнению ряда авторов, несмотря на существованиеболее 300 различных вариантов, с методологической позиции приведенное вышесчитается лучшим на сегодняшний момент.
Многие авторы связываютздоровье со способностью к адаптации организма в изменяющихся условиях среды.При этом условно выделяют три группы факторов, влияющих на человека: а)социальные, б) гигиенические, в) психологические. Уровень здоровья определяетсяспособностью организма адаптироваться к ним.
Тогда, по В.П. Казначееву,«здоровье» — процесс сохранения и развития физиологических,биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальнойактивности, максимальной продолжительности активной творческой жизни. Такойподход позволяет учесть влияние двух видов факторов: усиливающих естественныйотбор и противодействующих ему. В результате каждая из популяций приобретаетсвою характерную структуру здоровья, определяемую степенью её адаптации кусловиям среды.
Основным критерием здоровьячеловека считается работоспособность кардиореспираторной системы. На протяжениидлительного времени при определении резервов здоровья приоритетным считался«функциональный» подход, основанный на определении МПК. Широкоеиспользование такого подхода, особенно в массовом тестировании, затруднено.Поэтому особую актуальность количественная оценка здоровья при массовыхобследованиях населения приобрела в последние 20 — 30 лет, когда ученые началииспользовать математические зависимости отдельных быстро измеряемых показателейи общего состояния здоровья. Академик Н.М. Амосов сформулировал, что понятие«количество здоровья» можно определить как сумму «резервных мощностей»основных функциональных систем. В свою очередь, эти резервные мощности следуетвыразить через «коэффициент резерва», как максимальное количествофункции, соотнесенное к её нормальному уровню покоя.
В ряде публикацийпредлагается рассчитывать «индексы физического состояния»,«уровни здоровья», «соматическое здоровье», которыепозволяют оценивать состояние здоровья человека в целом. По Р.М. Баевскому, всеболезни человека происходят из-за состояния организма, находящегося междунормой и патологией. Отмечается, что в этом угрожающем состоянии находятсясейчас от 50 до 80% работающих и служащих, что не позволяет им эффективнотрудиться. Состояние предболезни или нездоровья, по образному выражению В.П.Петленко, Д.Н. Давиденко, характеризуется тем, что — «я еще не болен, ноуже не здоров».
По мнению Э.М. Козина, прирассмотрении будущей профессиональной деятельности человека обязательнонеобходимо учитывать его состояние здоровья. Коэффициент полезного действияиспользования здоровья в США (имеется в виду социальная деятельность)составляет примерно 20%. В России сегодня такая достаточность здоровьясоответствует работающим в 3 — 5% случаев. При этом отмечается, что речь вданном случае должна идти не просто о достаточности здоровья с точки зрениядолгожительства и больничных листов, а о его эффективности, когда врожденныекачества индивида (гуманитарные, математические и др.) соответствуют томупредложению, которое позволяет существенно или полностью восстановить тратуфизического, биологического, психологического здоровья, использованного длявыполнения трудовой или социальной деятельности.
Первые шаги к будущемупрофессионализму работника начинаются с его обучения профессии. Подчеркиваясвязь здоровья и будущей профессиональной деятельности, Б.Г. Акчурин отмечает,что физическое здоровье отражает такую степень физического развития студента,его двигательных навыков и умений, которая позволяет наиболее полнореализовывать свои творческие возможности. Физическое здоровье является непросто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым элементом еголичностной структуры, необходимым условием построения и развития общественныхотношений. Классическое и достаточно емкое определение здоровья какфизического, психического и социального благополучия нуждается в коррекции,когда речь заходит о здоровье профессиональном. На первый план в трактовкездоровья в этом случае выходят показатели (элементы) психофизическогосопряжения, обеспечивающие взаимодействие биологической составляющей исоциально-технической среды. При этом одни авторы обращают внимание на то, чтоздоровье является «наиболее важным» из аспектов профессионализма,другие, что оно отражается в «психофизической готовности специалиста»и состоит из следующих компонентов: достаточной профессиональнойработоспособности; наличия необходимых резервов физических и функциональныхвозможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиямпроизводственной и внешней среды, объему и интенсивности труда; способности кполному восстановлению в заданном лимите времени; присутствия мотивации вдостижении цели.
Анализ научной литературы,посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи, показывает, что запоследние годы она стала еще более актуальной. В работах отмечается, чтоколичество студентов специальной медицинской группы увеличилось с 10 до 20 — 25%, в некоторых вузах достигает 40% и по прогнозам к 2005 году можетдостигнуть 50% от общего количества студентов. За время обучения в вузездоровье студентов не улучшается, ряд авторов отмечают его ухудшение.Чрезмерное увеличение веса отмечается у 53% мужчин и 64% женщин. Ко второмукурсу количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, а к четвертому — на43%. Четверть студентов переходит в более низкую медицинскую группу.
Увеличивается число учащихсяи студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.В 1999 г. их стало 1 млн 300 тыс., что на 6,5% больше, чем в 1998 г.Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%. Исследованиязаболеваемости среди студентов свидетельствуют, что в последние годы на первомместе, как и во всем мире, заболевания сердечно-сосудистой системы, на втором — опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, сколиоз и т.п.), на третьем — органов дыхания, т.е. заболевания, наиболее значимые для обеспеченияжизнедеятельности. Анализ функционального состояния студентов выявил, что ихздоровье характеризуется следующими показателями: высокий уровень — 1,8%;средний — 7,7%; низкий — 21,5%; очень низкий — 69%.
Студенты, занимающиеся врамках учебных занятий различными средствами физического воспитания, отличаютсяпо средним показателям соматического здоровья и зачастую относятся к разнымфункциональным классам. Но даже самые эффективные среди них не позволяют всреднем достигнуть безопасного уровня 12 баллов при объеме средств, отводимыхучебной программой. Анализ результатов показывает, что наиболее эффективны призанятиях с юношами — баскетбол, а с девушками — оздоровительная аэробика.
Студенты отделения баскетболаимеют более высокие показатели уровня здоровья (средний балл 8,15), а БУЗ вэтом отделении имеют 17% студентов. Важно отметить, что в отличие от другихотделений процент студентов, имеющих БУЗ, остается практически постоянным втечение всех четырех курсов.
При занятиях с девушкамисреди различных средств физического воспитания особенно эффективнаоздоровительная аэробика. В этом учебном отделении процент студенток, имеющихнизкий уровень здоровья постепенно снижается с 47% на 1-м курсе до 12,1% — на4-м, а процент студенток, относящихся к функциональным классам «нижесреднего» и «средний», незначительно увеличивается, что такжеподтверждает эффективное воздействие средств оздоровительной аэробики науровень здоровья[1].
Мониторинг с использованиемавтоматизированного комплекса доврачебного контроля на основании методики Г.Л.Апанасенко позволяет объективно оценить большие массивы данных, корректироватьсредства и методы в процессе учебных занятий, проводить индивидуальныеконсультации. Повышение количества здоровья будущих специалистов — важноенаправление работы кафедр физического воспитания. Но без убеждения студентов внеобходимости самостоятельных занятий и создания материальной базы проблема небудет решена. Перевод занимающихся из состояния управления в самоуправление — одна из важнейших задач физического воспитания. На это ориентированы учебнаяпрограмма и ряд научных публикаций. Вместе с тем мы считаем, что при работе со студентами,не занимающимися в спортивном отделении, следует особо выделять связь здоровьясо способностью организма к адаптации в изменяющихся условиях среды(климатическим и производственным). Такой подход, с нашей точки зрения,позволит увязать в сознании молодых людей, которые в данный момент«здоровы», неразрывное единство успешной будущей профессиональнойдеятельности и систематических занятий физическими упражнениями. Не секрет, чтоздоровье имеет и экономическую составляющую, которая особенно актуальна внастоящее время. Создание условий для занятий физической культурой должно статьзадачей и производственной. Так, в работе отмечается, что на 1000 человек,занимающихся физической культурой и спортом, приходится 318 днейнетрудоспособности, а не занимающихся 731 день. Изучение зависимости дней,пропущенных по нетрудоспособности, и количества часов, затрачиваемых на занятияфизической культурой, позволило обосновать экономически оправданные дляздоровья работников объемы средств физической культуры. Установлено, что БУЗспособны поддерживать люди, имеющие двигательную активность не менее 6 ч внеделю. С увеличением продолжительности занятий на 1 ч в неделю заболеваемостьснижается на 0,44 дня в год. Минимальный показатель 6,02 дня зафиксирован приобъеме нагрузки 7-8 ч в неделю. Именно на такой объем занятий и следуеториентировать будущих специалистов[2].  2. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УСТУДЕНТОВ
Работоспособность студента вомногом зависит от распорядка его дня, от того, сколько часов в сутки онзатрачивает на отдых (сон), сколько на занятия и др. А всё это во многом зависитот биологических ритмов.
Все живые организмы, начинаяот простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек,кем и является студент, обладают биологическими ритмами, которые проявляются впериодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряютвремя. С каждым годом ученые находят новые внутренние ритмы. если в 1931 годушведскими учеными г. Агреном, О.Виландером и Е.Жоресом впервые было доказаносуществование суточного ритма изменения содержания гликогена в печени и мышцах,то в 60-х годах обнаружено уже более 50-ти биологических функций, имеющихсуточную периодичность. В настоящее время их насчитывается более ста.
Интенсивность большинствафизиологических процессов на протяжении суток имеет тенденцию повышаться вутренние часы и падать в ночное время. Примерно в эти же часы повышаетсячувствительность органов чувств: человек утром лучше слышит, лучше различаетоттенки цветов. Изучение биоритмов организма человека позволит научнообосновать применение лекарственных препаратов при лечении больных.
В последнее время в нашейстране и за рубежом проводятся большие работы по исследованию биоритмовстудентов, их взаимосвязи со сном и бодрствованием. Поиски исследователейнаправлены в основном на определение возможностей управления биоритмами с цельюустранения нарушений сна. Задача эта особенно актуальна, на наш взгляд, внастоящее время, когда значительная часть населения земного шара страдает отбессонницы.
Управление внутреннимиритмами человека имеет важное значение не только для нормализации ночного сна,но и для устранения ряда заболеваний нервной системы, имеющих функциональныйхарактер (например, неврозов). Установлено, что суточное изменение внутреннихритмов, свойственных здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются.По характеру искажений врачи могут судить о ряде заболеваний на начальнойстадии.
По-видимому, большинствоболезней у человека происходит вследствие нарушения ритма функционирования рядаорганов и систем его организма. В ходе исторического развития человек и вседругие живые существа, населяющие нашу планету, усвоили определенный ритмжизни, обусловленный ритмическими изменениями геофизических параметров среды,динамикой обменных процессов. Именно поэтому очень важно, чтобы студент какможно больше придерживался природных ритмов.
Одна из быстроразвивающихсянаук XX века биоритмология, т.е. наука, изучающая циклические биологическиепроцессы, имеющиеся на всех уровнях организации живой системы. Дело в том, чтоживая система постоянно находится в состоянии обмена веществ с окружающейсредой и обладает сложной динамикой процессов, является саморегулирующейся исамовоспроизводящей системой. «Биологические часы» в организме отражениесуточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов[3]. 3. УПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ СТУДЕНТОВСРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Неумение вызывать ицеленаправленно поддерживать положительные эмоции в процессе проведенияфизкультурных и спортивных занятий становится подлинным бичом нашего времени,беспощадно отбивающим у подрастающего поколения естественный интерес к занятиямфизической культурой и спортом. Фактологические материалы, приводимые вдокторской диссертации К.К. Кардялиса, свидетельствуют, что начиная с 5-гокласса средней школы физкультурная и спортивная активность учащихся ежегодноухудшается, становясь почти нулевой в старших классах. По данным ВНИИФКа, почти80% старшеклассников страны выразили отрицательное отношение к урокамфизкультуры[4].
В годы обучения в высшихучебных заведениях интерес к физическим упражнениям и физическомусовершенствованию у студентов занимает низкое место в общей системе жизненныхценностей.
Методика исследования. Дляпроведения эксперимента были организованы контрольная и экспериментальнаягруппы.
В контрольной группе занятияпроводили по общепринятой методике, а в экспериментальной — по разработаннойнами методике, в которой преобладали игровой и соревновательный методы испециальные упражнения на расслабление.
Для определения эффективностиразработанной методики в конце каждого месяца проводились тестирования.
Контроль за общей физическойподготовленностью осуществля ли с помощью следующих тестов: прыжок в длину сместа, челночный бег 4х10 м, подтягивание; функциональные показатели:максимальное потребление кислорода (МПК), артериальное давление, устойчивость кстрессам, порог анаэробного обмена (ПАНО), психологические показатели пометодике А. Уэсамана и Ю. Риксмана (тревожность — спокойствие, усталость — энергичность, подавленность — приподнятость, беспокойность — уверенность),проводимость нервной системы по времени прохождения змейки, количество ударовза 15 с.Тесты Контрольная группа Экспериментальная группа I II III IV V I II III IV V Артериальное давление, max/% 125,2 100 125,45 100,1 127,35 101,6 122,15 97,5 - 119,7 100 121,6 101,5 123,8 103,2 119,5 99,8 /> Артериальное давление, min / % 72,1 100 68,4 94,8 67,8 94 68,2 94,6 - 70,4 100 66,3 94,1 74,3 105,5 67,1 95,3 /> Устойчивость к стрессам, бал. / % 85,5 100 86,5 101,1 86,38 101 84,46 98,7 - 84,8 100 87,6 103,3 83,5 98,4 83,9 98,9 - МПК, мл/% 38,93 100 39,4 101,2 39,67 101,9 39,36 98,5 - 37,83 100 37,13 98,4 37,53 99,2 36,74 97,1 - ПАНО резерв, % 132 100 133,13 100,8 134,38 101,8 133,4 101 - 150 100 151,28 100,85 151,7 101,13 149,5 99,6 - Челночный бег 4х10 м, с/% 11,69 100 10,57 109,6 10,53 110 10,85 107,2 11,06 105,4 11,79 100 11,31 104,1 10,53 108,7 10,98 105,9 11,13 105,6 Прыжок в длину, м/% 2,18 100 2,34 107,3 2,42 111 2,27 104,1 2,42 111 2,18 100 2,31 105,9 2,25 103,2 2,25 103,2 2,35 107,7 Подтягивание, колич./% 9 100 8,8 98,6 10,09 112,1 8,3 92,2 10,75 119,4 10,42 100 10,38 99,6 11,2 107,4 9,18 88 11,27 108,16 Тревожность — спокойствие, бал. / % 6,6 100 6,25 94,7 6,15 93,18 6,95 105,3 6,6 100 6,64 100 6,68 100,6 6 90,3 6,64 100 6,64 100 Усталость — энергичность, бал./ % 6,77 100 6,5 96 5,65 83,45 6,9 101,9 5,45 80,5 5,88 100 6,81 112,8 6,86 116,6 6,76 114,9 6,41 109 Подавленность — приподнятость, бал./ % 6,83 100 6,3 92,2 5,75 84,18 6,15 90,04 5,8 84,9 6,47 100 6,87 106,1 6,85 105,8 6,76 104,4 6,47 100 Беспокойность — уверенность, бал./ % 6,88 100 6,9 100,29 6,5 94,47 6,95 101 6,55 95,2 7 100 7,62 108,8 7,2 102,8 7 100 7,27 103,8 Общее, бал. / % 27,1 100 25,6 94,46 24,05 88,74 27 99,63 24,4 90 26,1 100 28 107,2 27,2 104,2 27,1 103,8 26,64 102 Змейка, с/% 23,84 100 22,35 106,35 21,35 110,5 16,8 129,4 17 128,7 19,7 100 14,18 128,4 13,5 131,9 11,27 143,1 84 157,4 Змейка, колич./% 36,9 100 37,15 99,3 35,8 103 32,6 111,7 30,8 116,6 34,7 100 25,6 126,3 25,4 126,9 25,29 127,2 18,2 147,6 Пульс за 15 с, колич./% 87,4 100 85 97,1 93,65 107,1 100,5 115 97,15 111,1 95,1 100 93,81 98,6 88,6 93,1 96,58 101,5 100,3 105,4
Результаты эксперимента и ихобсуждение. За время эксперимента было проведено четыре обследования.Полученные результаты представлены в таблице.
Исследование показало, чтоприменение специальной методики в учебном процессе по физическому воспитаниюспособствовало значительному улучшению показателей в экспериментальной группе.
Показатели «усталость — энергичность» в экспериментальной группе повысились в ноябре (на 15%),декабре (на 16%) и феврале (на 14,9%), «подавленность-приподнятость»соответственно на 6,1; 5,8; 4,4%, «беспокойность — уверенность» — на8,8; 2,8%.
В показателях нервной системыотмечены такие же изменения. Время прохождения змейки повысилось на 28,4; 31,9;43,1%; количество касаний во время прохождения змейки — на 26,3; 26,9; 27,2%.
Прирост показателей общейфизической подготовленности в контрольной группе выше, чем в экспериментальной.За три месяца время преодоления дистанции челночного бега в контрольной группеизменилось на 9,6; 10; 7,2%, а в экспериментальной — на 4,1; 8,7; 5,9%; прыжокв длину соответственно в контрольной группе — на 7,3; 11; 4,1%, а вэкспериментальной — на 5,9; 3,2; 3,2%.
Своеобразна динамикаартериального давления и функциональных показателей. Анализ данных показал, чтов обеих группах произо-шли незначительные изменения.
В экспериментальной группеобнаружен более высокий прирост психологических показателей и измененияпроводимости нервной системы, а в контрольной — показателей общей физическойподготовленности.
Таким образом, можноконстатировать, что целенаправленный подбор форм, средств и педагогическихприемов физического воспитания во время проведения уроков по физической культуреспособствует снятию психологического стресса и подъему эмоционального состояния[5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За своим здоровьем надоследить. Болеть в общежитии не приятно. Во-первых, при болезни человек не оченьхорошо выгладит (особенно важно для девочек). Во-вторых, не больно-токому-нибудь захочется за Вами ухаживать во время болезни. В-третьих, Выпропускаете занятия и, почти наверняка, заимеете проблемы с учебой. Наконец,чтобы проблем не возникло хотя бы с посещаемостью, Вам придется брать у врачасправку, которую дают лишь на три дня, включая день, когда Вы ее взяли, икоторую надо по истечении этих трех дней (а именно в третий из этих дней)закрывать или продлять у врача. Таким образом два из трех дней больной долженпросидеть в очереди ко врачу, что совсем уж противно.
Постарайтесь не сидеть и нележать (не спать!) на сквозняке. Если Ваша кровать под окном, то заклейте рамы,чтобы не дуло. Всем придется согласиться не открывать форточку на ночь, если накого-то дует во время сна, и лечь по-другому не удается. Не ходите внепросохшей одежде или с мокрой вымытой головой. Не ходите в дождь или в холододетыми «не по сезону». Никакого геройства в этом нет, а посиневшийот холода нос – не лучшее Ваше украшение.
Во время эпидемий (гриппа)ограничьте круг общения. Постарайтесь не пересекаться с больными. Дляпрофилактики заражения можно каждые 2-3 часа пожевать несколько кусочковсушеного корня аира (продается в аптеке). Не отлынивайте от противогриппозныхпрививок, если такие будут делать в ВУЗе.
Питайтесь правильно –обязательно горячее не меньше двух раз в день, обязательно раз в день суп.Мойте руки и следите за чистотой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астранд П. О., Муравов И. В.Оздоровительные эффекты физических упражнений // Валеология. — 2004. — N 2. — С. 64-70.
2. Вайнер Э. Н., Растворцева И. А.Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системыформирования здоровья // Валеология. — 2004. — N 2. — С. 58-59
3. Вайнер Э.Н. Общая валеология:Учебное пособие. — Липецк: Липецкое изд-во, 1998. — 183 с.
4. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогическиеосновы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. канд. дис.СПб. 1998.
5. Физическая культура для студентов/Под ред. П.Д. Рябчиков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.