«Адаптивная школа»Рекомендательная библиография :Шамова Т.И., Давыденко Т.М.Управление образовательным процессом в адаптивнойшколе . – М. : Центр «Педагогический поиск», 2001 . – 384 с. В практико-ориентированной монографии рассматриваются вопросы содержания деятельности адаптивной школы, освещаются проблемы содержания и организации образовательного процесса в адаптивной школе, раскрываются механизмы управления школой и образовательным процессом на рефлексивной основе.Грибенюкова Е.Адаптивная школа : Цель – самореализация учащегося // ^ Директор школы : (экспресс – опыт) . – 2000 . - № 1 . – С. 13-19 Делится опытом директор школы № 546 города Москвы. Эта школа имеет статус экспериментальной площадки по проблеме «Адаптивная модель как условие самореализации личности ребёнка». Эксперимент – не самоцель. Смысл его – в личност-ном развитии ребёнка. Поэтому важнейшим условием жизнеспособности адаптивной школы является личностно-ориентированная педагогика. «…Мы попытались заострить формулировку требований к уроку в адаптивной школе, выдвинув на первый план психосберегающие моменты.» В приложениях к данной работе представлен интересный материал : «Модуль методической работы по адаптивной модели», «Создание и апробация единой системы», « Перспективный план опытно-экспериментальной работы», и т.п.Ямбург Е.Педагогика, психология, дефектология и медицина в модели адаптивной школы // Народное образование . – 2002 . - № 1 . – С. 79-85Школа для всех, массовая общеобразовательная школа, в которую принимают не по конкурсу, как в МГУ, - была и останется основным типом учебного заведения. Вот почему такую широкую популярность обрела массовая школа нового типа – адаптивная, куда принимают всех детей без отбора и всем создают условия для успешного обучения и воспитания. Евгений Ямбург – директор известной в стране 109 школы, которая стала сегодня образовательным центром рассказывает о тех проблемах, которые встают перед руководителем адаптивной школы. Основная мысль публикации – адаптивная школа – сложный наукоёмкий объект, опирающийся в своей деятельности на весь комплекс наук о человеке. Научное обеспечение содержания работы адаптивной школы – не только педагогика, но и смежные с ней науки : психология, дефектология, медицина в их границах и пересечениях.Ямбург Е.Педагогика, психология, дефектология и медицина в модели адаптивной школы // Народное образование . – 2002 . - № 2 . – С. 91-102 Завершение публикации. Речь идёт о компенсирующем или коррекционно-развиваю-щем обучении в адаптивной школе. Психосберегающая технология Монтессори М. Именно дефектолог сегодня наилучший интегратор и координатор педагогических, медицинских и психологических данных о ребёнке. Знакомый в силу специального образования как с клиническими, так и с педагогическими методами диагностики и коррекции, он, как никто другой, способен не только грамотно переработать разноплановую информацию медицинского, психологического и педагогического свойства, но и наиболее комплексно наметить стратегию и тактику работы с ребёнком. ^ Учебное занятие в адаптивной школе // Ксензова . –Перспективные школьные технологии . – С. 79-83 В пособии раскрываются разработка и внедрение новых педагогических технологий : цель, содержание, методы познавательной деятельности учащихся, распространённых в массовой школе и внедряемых в учебный процесс адаптивной школы. Рассмотрены изме-нения, которые необходимо привнести в организационные и процессуальные структуры учебного процесса. Новый способ организации учебного процесса потребует изменения поведенческого стиля учителя, выполнения им мало освоенных функций мотиватора в учебном труде, координатора учебных действий школьника. ^ Типовая схема учебного занятия в адаптивной школе //Ксензова . – Перспективные школьные технологии . – С. 83-96 Предложена типовая схема учебного занятия по этапам, которые подробно разобраны. Расписаны основные действия учителя на каждом этапе, также даны советы по изменению традиционной структуры урока, необходимые изменения в поведенческом стиле учителя. А также в таблицах расписаны : структурные элементы учебного занятия, эффективные и неэффективные приёмы поощрения школьников. Интересна рубрика 6 «»Первоочередное в методике адаптивной школы».^ Власова Е.З., Извозчиков В.А.Адаптивное обучение на новом витке развития педагогическихидей // Наука и школа . – 1999 . - № 5 . – С. 2-9 Эпиграф, выбранный авторами, полностью раскрывает основное содержание работы : «Педагог – это как бы самоорганизующаяся программа, обладающая бесконечными воз-можностями для руководства и взаимодействия, для передачи отношений, для руковод-ства и ориентировки учащегося». Рассматривается проблема подготовки профессионально – мобильного, способного адаптироваться к изменениям внешней среды учителя, учителя, наделённого способностью к целенаправленному поиску, принятию решений и самоорганизации.^ Варганян М., Кандыбович Л.Организационно – педагогическая модель адаптивной школы //Директор школы : (экспресс – опыт) . – 2000 . - № 8 . – С. 60-66 Кандидат психологических наук, директор школы № 818 города Москвы М.Варгамян и педагог – психолог Л. Кандыбович раскрывают вопросы : главное предназначение и основные отличия организационно–педагогической модели адаптивной школы; Основные принципы построения организационно-педагогической модели адаптивной школы; Характеристика основных образовательных модулей адаптивной модели школы.^ Жуковский И.В.Адаптивная система управления целевой программой… // Школа . – 2001 . - № 5 . – С. 11-15 Подробно представлен опыт по теме : «Адаптивная система управления целевой программой «Сельская школа в Сочинском регионе», где раскрыта технология управления целевой программой, направления деятельностью, взаимодействие участников по работе над этой программой, проектные группы и т.п.Жуковский И.Адаптивная система управления : через образование – к развитиюгорода // Нар. образование . – 2001 . - № 2 . – С. 101-106 Продолжение темы. В Сочинском регионе сформирована адаптивная система управления методической службой, которая оказала влияние на межсферное взаимодей-ствие всех отраслей муниципального хозяйства, на их заинтересованность в процессах образования и воспитания будущих граждан страны и жителей города. Поэтому не случайно выбран девиз : «Через образование – к развитию города».^ Кандаурова А.Н.Адаптивная технология уроков на основе теории развивающего обучения // Школа . – 2003 . - № 3 . – С. 37-41 Автор статьи – учитель английского языка представляет свою работу под рубрикой «Моя педагогическая философия». Главная цель моих уроков – учить ребёнка мыслить на изучаемом языке. Поскольку в основе развития мыслительного процесса лежат закономерности, выделенные Выготским Л.С., то адаптивные технологии следуют за данными закономерностями и позволяют получать высокий результат. Применение адаптивных технологий на уроках приводит к умственному развитию каждого ребёнка на каждом занятии, что и является целью педагогических усилий. ^ Ловцов Д.А.Адаптивная система индивидуализации обучения //Педагогика . – 2001 . - № 6 . – С. 24-28 Опыт ВУЗов.Вершинина А.Валеологизация учебно-воспитательного процесса в условияхадаптивной школы // Народное образование . – 1998 . - № 9-10 . – С. 221 Автор Алевтина Вершинина – директор школы № 8 г. Сургута, отличник просвеще-ния делится опытом работы в условиях адаптивной школы. ^ Лапшина Л.Ф., Шалыгина И.В.Лицейское образование в школе адаптивного типа // Завуч . - № 1 . –2001 . - С. 62-93Шалыгина И.В.Дифференцированное обучение : поиски адаптивной модели : (изопыта работы поселковой школы) // Завуч . – 2000 . - № 5 . – С. 6-31 Дана модель внешней дифференциации в Мелеховской школе № 1 и также структура данной школы адаптивного типа; циклограмма работы ПМПК в школе 1 ступени; положение об организации обучения детей в классах опережающего развития; карта наблюдений за переведёнными учащимися и т.п.Личностно адаптированная система обучения // Педагогика . – 2003 . - № 7 . – С. 66-71Литвяк Е.Не бойтесь изобрести велосипед ! : (адаптивная школа) // ПС . – 2001 . - № 56 . – С. 2-3