Методическая работа преп. ДМШ №9 Бажиной Е.В. на тему: « Активизация работы с учащимися и их родителями в классе скрипки с помощью применения компьютерных технологий» на городской секции скрипачей.ПроблемаВ настоящее время учащиеся ДМШ и ДШИ дополнительной системы образования, в отличие от специализированных школ (где упор делается на специальные, музыкальные предметы) имеют очень большую нагрузку в общеобразовательной школе (многочисленные проекты, рефераты, доклады, большие домашние задания, общественная нагрузка).Дети сейчас получают множество информации. Чтобы информация заинтересовала их, она должна быть яркой, образной и лаконичной. Дети пользуются интернетом, многое получают в электронном виде, проявляют творческий подход к поиску информации. Преподаватель должен понимать способ мышления ребенка, уметь найти подход к каждому учащемуся, подтолкнуть его к творческому поиску, повысить уверенность в себе. Энергичность, быстрые смены и переключение с одной задачи на другую. Родителям в наше нелегкое время приходится много работать, многим не хватает времени на то, чтобы заниматься с детьми столько, сколько необходимо. А зачастую ребенок вообще предоставлен сам себе основное количество времени.Родители не имеют возможности посещать уроки вместе с детьми, дома им очень трудно помочь детям заниматься и даже просто проконтролировать ребенка.Большая занятость и постоянно изменяющиеся обстоятельства не всегда позволяют родителям сориентироваться в организации режима и отдыха ребенка, совместном посещении концертных залов и театра. Необходима постоянная информационная поддержка – афишы городских и школьных концертов, графики зачетов и экзаменов. ____________________________________________Безусловно, невозможно заменить живое общение ребенка с преподавателем и родителем, но оказать некоторую помощь учащимся и их родителям возможно с помощью внедрения компьютерных технологий. Данные методы разработаны с учетом психологии мышления современного ребенка, предлагаются в качестве идей, которые требуют развития, дополнения, изменения. Предлагаемая система прошла апробацию и принесла результаты. ________________________________________________Цель: 1. Помощь учащимся и родителям в самостоятельной работе дома. 2. Повышение общего профессионального уровня, дисциплины и успеваемости по всем предметам в музыкальной школе, постоянного контроля качества со стороны родителей. 3. Повышение самостоятельности, инициативы и творческого поиска учащихся. 4. Информационная поддержка. ___________________________________________________Мероприятия, которые практикуются у нас для работы с родителями 1. Концерты класса для родителей, родительские собрания. 2. Организация и проведение конкурсов внутри отдела с обязательным участием всех учащихся. Привлечение родителей в состав жюри. 3. Организация совместных праздников при участии учащихся, родителей и преподавателей. 4. Создание семейных ансамблей. 5. Совместное посещение городских концертов. 6. Работа на сайте школы. Вход на раздел под паролем, который знают все учащиеся класса и их родители.Работа на сайте: На сайте школы есть раздел «скрипка», куда под паролем может зайти любой учащийся класса и его родители. Почему мы сделали вход под паролем? Там содержится информация об успеваемости детей, видеозаписи с концертов (каждому родителю всегда хочется услышать не только самых талантливых детей, но и именно своего ребенка).^ Мы соревнуемсяАзбука занятий 1) как и сколько заниматься 2) фрагменты видео изучаемых произведений 3) аудиозаписи аккомпанементов (партии фортепиано) изучаемых произведений 4) как читать с листа 5) интервалы 6) игра в позициях 7) скрипичные штрихи 8) мелизмы, украшения 9) музыкальные термины 10) словарь ^ Скрипка и смычок 1) части скрипки и смычка 2) как обращаться со скрипкой Библиотека нотный материал Афиша 1) контрольные учебные мероприятия 2) концерты в школе 3) городская афиша^ Советую послушать Это интересно 1) инструменты скрипичного семейства 2) происхождение скрипки 3) выдающиеся скрипачи 4) мифы, легенды о скрипке^ Наши выступления Основной принцип работы на сайте – постоянное обновление. Там должна быть только та информация, которая необходима именно сегодня, иначе посетителям сайта будет трудно сориентироваться (или не захочется тратить много времени на это).^ Теперь более подробно о некоторых разделах.Мы соревнуемсяВ классе преподавателя скрипки вводится новая система оценки работы учащихся. Каждому ученику в конце недели начисляются балы по 2-м категориям: «специальность» и «другие предметы». В конце четверти определяется победитель, набравший большее количество баллов.^ Как начисляются баллы:Специальность: Максимальное количество за неделю – 20 баллов (по 10 за урок). +10 баллов – качественно выполнены все домашние задания, хорошая работа на уроке, нет опоздания. от 1 до 10 баллов – зависит от качества работы дома и на уроке. 0 баллов – нет опоздания, но плохой результат. -5 баллов – пропуск без уважительной причины. (2 опоздания = 1 пропуск)Дополнительные баллы: 20 баллов 2 недели подряд дают еще +10 баллов. Выступление на концерте соло +20 баллов, в ансамбле +10 баллов. Посещение концертов филармонии и других залов, театральных спектаклей + 10 баллов. Прослушивание записи с письменным отзывом +5 баллов. Выступление на городском конкурсе соло 100 баллов, в ансамбле +50 баллов. ^ Другие предметы: Баллы начисляются только при наличии записей в дневнике, который предоставляется преподавателю по специальности в конце недели. Отсутствие записи равносильно пропуску. +20 баллов – все посещения, все оценки «5». +10 баллов – все посещения, все оценки «4» и «5». +5 баллов – все посещения, есть оценки «3». 0 баллов – все посещения, есть оценки «2». -5 баллов – пропуск без уважительной причины. -10 баллов – 2 и более пропусков без уважительной причины. Дополнительные баллы: 20 баллов 2 недели подряд дают еще +10 баллов. Выступление на концерте соло (фортепиано, вокал, баян) +20 баллов, в коллективе (сольфеджио, ритмика, хор) +10 баллов. Данная система принесла свои плоды. Повысилась дисциплина, дети с родителями стали больше посещать различные концерты, метод соревнования мотивирует учащихся к занятиям. Важно то, что оценивается работа каждого дня, в конце каждой недели дети видят результаты на страницах сайта (их подстегивает и тот факт, что это видят не только они, но и все другие ученики и их родители). менее талантливыми учениками. Поэтому победителем может быть каждый. Преимущество данной системы в том, что она имеет дифференцированный подход к каждому учащемуся: оценивается его достижения вне сравнения с более или менее талантливыми учащимися, что позволяет менее способным детям оказаться среди лидеров. ^ Азбука занятийУчимся заниматься Игра на скрипке раскрывает в человеке творческие способности, которые применять потом можно в любом деле. Скрипка дарит человеку мощное воображение и гибкость ума, увеличивает способность к творческим озарениям, развивает интуицию. Любой психолог или биолог вам подтвердит, что если человек будет изо дня в день разрабатывать пальцы рук, развивать мелкую моторику – это напрямую будет влиять на работу мозга, ускорит протекающие к мозгу процессы. Причем есть одна тонкость. Правая рука активизирует работу левого полушария мозга (отвечающего за логические способности): ее лучше тренировать математикам и всем людям, связанным с точными науками. А левая рука связана с правым полушарием, «специализация» которого – образное, творческое мышление, воображение, интуиция, способность находить неожиданные гениальные решения во всех жизненных ситуациях, не говоря уже об искусствах.Мотивация1. Когда ребенок что-то привыкает делать постоянно, ему это проще. Поэтому необходима система в занятиях. 2. Заинтересованность родителей, их внимание и участие трудно переоценить (внимание – это не только требовать). 3. Выступления на концертной эстраде. 4. Конкурсы и соревнования. 5. Посещение концертов. 6. Чтение книги о знаменитом человеке (не обязательно музыканте), где акцентируются моменты достижения цели, преодоления себя. 7. Детям нравится, когда у них все успешно получается, поэтому они должны научиться качественно и самостоятельно заниматься. Когда и сколько заниматься 1. Заниматься нужно с ясной головой. «Ночные» занятия после того, как сделаны «главные» дела приносят только вред. 2. Заниматься нужно обязательно ежедневно, с перерывами на отдых (или чередовать с другими делами). Минимум в день – 1 час. ^ Как заниматься Читаю ноты – пропеваю мелодию, слышу ее настроение – добвиаюсь, чтобы она прозвучала так, как я хочу - мои движения гибкие и точные, рукам удобно – я получаю удовольствие от игры. 1. Ориентация на результат. Умение выделить главные задачи и добиться их решения. 2. Необходима постоянная концентрация внимания. Если внимания пропадает, нужно переключить его на другую задачу или сделать перерыв. 3. Нельзя допускать, чтобы руки работали вперед головы. Ошибки на ходу поправлять не нужно. Это получается, когда руки опережают голову. 4. Умение слышать вперед. Чем точнее наше внутреннее представление, тем больше мы имеем шансов добиться цели. 5. Осознанность повторений. Между двумя повторами должна быть пауза для анализа и осознания сыгранного и корректировки задачи для нового повторения. 6. Умение слушать себя (как бы со стороны), чтобы анализировать свою игру. 7. Анализ (умение расчленить целое, чтобы проработать части) и синтез (умение собрать части в единое целое). 8. Умение перенести закрепленные навыки из одного произведения в другое. 9. Любую мелодию, которую ученик собирается играть, он должен сначала пропеть (внятно, выразительно), мысленно представить, только потом играть. 10. Занятия с фортепиано помогают услышать мелодию, чтобы правильно ее спеть. Петь желательно с дирижированием (как на сольфеджио) или с имитацией движения смычка. Фортепиано обязательно должно быть настроено. 11. Нужно избегать всякой статики, руки должны быть в постоянном движении.^ Фрагменты видео изучаемых произведенийВ этом разделе находятся записи тех произведений, с которыми работают учащиеся сегодня. Это видеофрагменты, которые я записываю специально для каждого ребенка. В начале работы над произведением (но после того, как произведение воспринято в целом) мы разбираем его по фразам, определяем исполнительские задачи каждого фрагмента. Занимаясь дома, ученик может услышать (и увидеть) эту фразу в медленном темпе в исполнении преподавателя, а родители – сравнить исполнение ребенка с исполнением на видео. Данный метод применяется именно на первом этапе работы над произведением, позже я советую детям слушать разные записи исполнителей, сравнивать их, предлагать что-то свое.^ Аудиозаписи аккомпанементов Это записи аккомпанементов (партии фортепиано) изучаемых произведений в среднем и быстром темпах. В разделе «Азбука занятий» содержатся памятки об основных исполнительских приемах, в подразделе «Словарь» содержится информация о композиторах и произведениях, которые дети исполняют сейчас.Библиотека Содержит нотный материал. Удобство в том, что ноты можно в любой момент распечатать (тем более, если учесть что дети иногда теряют ноты, особенно, когда собираются вместе на ансамбле). ^ Афиша Очень важно своевременное оповещение родителей о зачетах и экзаменах, городских и школьных концертах. Советую послушать Я даю ссылки на записи, которые рекомендую для прослушивания. Это могут быть записи на тему, которую мы сейчас обсуждаем (например: «скрипач И. Менухин», «Музыка барокко», «Танец ригодон», «Индийская скрипка» и т. д.), а также записи изучаемых учащимися произведений в исполнении великих музыкантов). Желательно, чтобы после прослушивания дети могли обменяться своими впечатлениями с родителями, преподавателями и другими детьми. Это интересно Содержит ссылки на информацию в доступной для ребенка форме об инструментах скрипичного семейства, происхождении скрипки, выдающихся скрипачах, прочитать мифы и легенды о скрипке.Наши выступления Содержит видеозаписи классных, школьных и других концертов. Дети и родители с удовольствием слушают эти записи.