Реферат по предмету "Разное"


«адаптивная физкультура для школьников» Зайцева Н. О

«АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»Зайцева Н.О. Центр психолого-медико-социального сопровождения Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург Программа «Адаптивная физкультура для школьников» - это практические, внеклассные занятия для школьников, отнесённые по состоянию здоровья к специальным медицинским группам. Актуальность программы. Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье человека, является двигательная физическая активность. Движения, применяемые в любой форме, пока они соответствуют физиологическим возможностям растущего организма, всегда будут оздоровительным и лечебным факторами. Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребёнка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения. Кроме того, возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, а, следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование и т. д.) Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушением обмена веществ и т. д. Согласно положению о врачебном контроле за физическим воспитанием, все школьники распределяются по состоянию здоровья на медицинские группы. К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определённых учебной программой. Чередование занятий физическими упражнениями с умственным трудом обеспечивает быстрое восстановление работоспособности. Это особенно важно для школьников СМГ, так как у них наблюдается повышенная утомляемость организма, ослабленного болезнью. В наше время, когда первая группа здоровья у учащихся является большой редкостью, а сколиоз наблюдается у 40 % школьников, нарушение осанки у 90%, программа «Адаптивная физкультура для школьников» является очень актуальной. Программа проводится как секционные занятия и относится к внеклассным формам адаптивной физической культуры. С целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов детей, относящихся к специальной медицинской группе по тяжести и характеру заболеваний, рекомендуется подразделять на две подгруппы. К первой подгруппе относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями. Основные заболевания школьников – это нарушение осанки, начальные формы плоскостопия, ожирение I-II степени, снижение зрения, начальные и неосложненные формы хронического бронхита. Для проведения занятий необходимо привлекать специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по адаптивной физической культуре, или учителей, прошедших курсы повышения квалификации. Ко второй подгруппе относятся школьники с органическими, необратимыми изменениями органов и систем (поражение сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени, высокая степень рефракции зрения с изменением глазного дна и др.). Такие школьники стоят на учёте в лечебном учреждении и с ними занимаются специалисты с медицинским образованием. Секционные занятия по адаптивной физической культуре проводятся в течение учебного года: при двухразовых занятиях в неделю по 45 минут. Комплектование групп идёт на основе учёта состояния здоровья и возраста учащихся. Группы: №1(школьники 7-10лет), №2(школьники 11-14лет), №3(школьники 15-17лет). Наполняемость одной группы 10-15 человек. Цель программы - обучение детей и подростков оздоровительным и профилактическим комплексам упражнений, а так же воспитание интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой. Задачи программы: 1.Укрепить здоровье, повысить функциональные и адаптивные возможности основных жизнеобеспечивающих систем организма. 2.Развивать и совершенствовать основные физические качества, лежащие в основе общей физической подготовленности. 3.Ознакомить с основами здорового образа жизни, принципами системы правильного труда и отдыха, рационального питания и умения организовывать самостоятельные занятия физической культурой с оздоровительной направленностью. Показания к занятиям - заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения дыхательной системы, водосолевого обмена.^ Структура и содержание программы. Допуск к занятиям осуществляется при наличии справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний для занятий в оздоровительных группах. Контролем результативности программы являются функциональные исследования: -измерение подвижности позвоночника -оценка силовой выносливости мышц туловища В целях просмотра динамики исследования проводятся три раза в год (в начале, середине и в конце учебного года).^ Составляющие программы: Физические упражнения - это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которой осуществляется направленное воздействие на занимающегося. 1.Общеразвивающие упражнения (с предметом, без предмета, в движении, с мячом) 2.Дыхательная гимнастика. 3.Гимнастика для глаз (по Ю.Менделю, по Т.Аветисову) 4.Комплексы упражнений из ЛФК: специальные упражнения для формирования правильной осанки специальные упражнения для профилактики и лечения плоскостопия специальные упражнения при сколиозах 1-2ст. специальные упражнения при ожирении 1-2ст. специальные упражнения при хроническом бронхите. 5. Специальные упражнения в тренажёрном зале «Тропинка здоровья» (индивидуальный подход, строгая дозировка, специальные тренажёры). 6.Подвижные игры для группы №1. С целью разнообразия в занятиях, а также закрепления специальных упражнений в программу входят подвижные игры, которые позволяют снимать у детей неуверенность и скованность в двигательных действиях.^ Результативность программы. Программа «Адаптивная физкультура для школьников» успешно прошла апробацию в Центре психолого-медико-социального сопровождения Фрунзенского административного района Санкт-Петербурга в 2007/2008 учебном году в программе участвовали дети от семи до семнадцати лет всего: 63 учащихся (6 групп). По результатам функционального исследования в конце учебного года у большинства учащихся отмечалось улучшение осанки, улучшились показатели силовой выносливости мышц, снизилась заболеваемость. В 2008/2009 учебном году на программу было зачислено уже 130 человек (10 групп). По итогам исследований свои результаты улучшили 70% школьников и на 50% по нормативным данным улучшили подвижность позвоночника силовую выносливость мышц. В 2009/2010 году на программу было зачислено 140 школьников (12 групп). По результатам функциональных исследований из 127человек улучшили показатели: подвижности позвоночника - 45человек (35%), силовой выносливости мышц -75человек(60%). Данные учащихся показывают динамику результативности и значительное улучшение укрепления опорно-двигательного аппарата.Таким образом, программа «Адаптивная физкультура для школьников» успешно применяется уже 3 года в Центре психолого-медико-социального сопровождения Фрунзенского района Санкт-Петербурга для школьников, отнесённых к специальной медицинской группе (более 100 детей ежегодно). В результате применения физических упражнений у всех детей достигается косметический эффект-улучшение осанки, формируется мышечный корсет с увеличением мышечной массы и силовой выносливости мышц в 70%. Всё это улучшает реабилитацию организма ослабленных детей и ускоряет их перевод в подготовительную и основные группы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.