Реферат по предмету "Экономика"


ОПЕК – история образования, развитие, современное состояние

Содержание. Введение 1. Цели создания. История развития 2. Экономическое развитие стран ОПЕК - регион в целом
- Саудовская Аравия (Иран) 3. ОПЕК на современном этапе Заключение Использованная литература Разрешая противоречия, человечество прошло путь от первобытной экономики, базировавшейся на примитивных орудиях труда, до высокоразвитых современных хозяйственных структур с мощными техническими и информационными системами, от уравнительного распределения до сложнейших форм экономических и социальных отношений. Время, в которое мы живём, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудный, во многом противоречивый, но исторически неизбежный и необходимый процесс перехода к рыночной экономике. В этих условиях разрушаются привычные стереотипы восприятия мира, происходит глубокое переосмысление базовых, концептуальных постулатов в теории общественного развития. Экономическая наука РБ, как и других стран СНГ, вырывается из объятий догматизма и схоластики, выходи на дорогу мировой экономической мысли. Без глубокого знания мировой экономики в современных условиях нельзя сознательно и компетентно, осмысленно и творчески воспринимать действительность, разбираться в самых запутанных перипетиях общественной жизни, уметь решать самые сложные задачи хозяйственной практики, знать объективные экономические зависимости, принципы управления производством, методы и рычаги хозяйствования. Реформаторская деятельность по преобразованию тоталитарной и неэффективной белорусской экономики в саморегулирующуюся рыночную систему наталкивается, помимо прочих, на трудности, связанные с крайне слабой подготовленностью большинства членов нашего общества к работе в новых, рыночных условиях. В своей курсовой работе я пытался описать ОПЕК, её влияние на мировой рынок, на страны-экспортёры нефти. План построен по общности тем в пунктах. В первом пункте описаны цели создания картеля, этапы, которые он прошёл в своём становлении и то влияние, которое он оказал на развитие мировой экономики. Во втором описан наиболее типичный пример развития страны – члена ОПЕК – Саудовской Аравии. Третий пункт даёт информацию о состоянии ОПЕК на данный момент времени.
1. Цели создания. История развития ОПЕК. Общие положения об организации стран-экспортеров нефти. ОПЕК (организация стран-экспортеров нефти ) (Organization of the Petroleum Exporting Countries) – добровольная межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов. Стремясь активизировать борьбу против нефтяных мо­нополий, развивающиеся страны—экспортеры жидкого топлива пришли к выводу о необходимости объединить свои силы и противопоставить организации монополий свою собственную. В 1960 году в Багдаде главные постав­щики нефти на мировой рынок—Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия— основали Организацию стран—экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия). Инициатором создания организации была Венесуэла—наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополий. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополий назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствовали ирако-саудовское соглашение о согласовании Нефтяной политики в 1953 году и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и Венесуэлы. Непосредственным импульсом, приведшим к созданию ассоциации экспортеров нефти, было очередное снижение справочных цен в 1959 году со стороны Международного нефтяного картеля, а также введение ограничений на импорт нефти в США. На сегодняшний день в ОПЕК входят: Алжир (с 1969 г.), Индонезия (с 1962 г.), Ирак (с 1960 г.), Иран (с 1960 г.), Кувейт (с 1960 г.), Ливан (с 1962 г.), Нигерия (с 1971 г.), Катар (с 1961 г.), Саудовская Аравия (с 1960 г.), Объединенные Арабские Эмираты (с 1967 г.) и Венесуэла (с 1960 г.). Итого 11 государств (Габон прекратил свое членство в 1995 году, а Эквадор в 1992 году. Основными целями создания Организации являются: · Координация и унификация нефтяной политики государств-членов. · Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов. · Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти. · Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: 1) устойчивых доходов стран-производителей нефти; 2) эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; 3) справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; 4) Охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений. 5) сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти. В ОПЕК входят ведущие страны-производители нефти, и в связи с этим их экономическое развитие значительно отличается от развития других стран мира. Все в этом развитии подчинено одной цели – достичь как можно более высоких темпов добычи и реализации нефти на мировом рынке. Экономика этих стран развивается в зависимости от рыночной конъюнктуры цен на нефть и поэтому является показательным примером развития страны с «Добывающей» экономикой. Такой страной на данный момент является и Россия, так что опыт стран ОПЕК в России не только может, но и должен учитываться при определении политики государства на мировом рынке нефти. Рассмотрение основных особенностей развития нефтедобывающей страны является в настоящее время актуальным предметом исследований многих ученых. Развитие стран этой организации удобнее рассматривать на примере одной из них, так как у многих стран ОПЕК развитие происходило и происходит по одному и тому же сценарию. Подробнее об этом смотрите во втором пункте. В качестве примера удобно брать Саудовскую Аравию, так как Саудовское королевство постоянно находится в центре внимания в силу двух обстоятельств: положения ведущего мирового нефтеэкспортера, политика которого существенно влияет на ситуацию на мировом рынке нефти, а также благодаря роли хранителя святых мест ислама, что побуждает правителей страны к активной роли в региональной и мировой политике. Экономическая и политическая деятельность ОПЕК. На волне высоких доходов от нефти в 1976 году ОПЕК создала Фонд международного развития ОПЕК — многосторонний финан­совый институт в области развития. Его штаб-квартира также расположена в Вене. Фонд призван содействовать сотрудничеству между государствами — членами ОПЕК и другими развивающи­мися странами. Международные институты, чья деятельность приносит пользу развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны могут пользоваться помощью фон­да. Фонд ОПЕК предоставляет займы (на льготных условиях) трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Ресурсы состоят из добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет инвестиционных и кре­дитных операций фонда.
Роль ОПЕК в мировых нефтяных делах общеизвестна. Кстати, 2000 год для ОПЕК во многом этапный — страны-члены плани­руют отпраздновать сорокалетний юбилей своей организации. Разведанные запасы нефти в мире к началу 1999 года превы­шают триллион баррелей[1]. Правда, существуют и другие цифры. На долю стран ОПЕК, по имеющимся оценкам, приходится 77 процентов этих запасов. По мнению опековских экспертов, при нынешнем уровне производства нефти запасы в странах ОПЕК могут быть исчерпаны через 85—90 лет, в то время как у других производителей — в ближайшие 20 лет. Этот прогноз, разумеет­ся, может претерпеть изменения в случае наращивания интен­сивного применения новейших технологий. Однако дает пред­ставление о тенденциях.
Как следует из оценок мирового энергетического обзора (МЭО-98), нефть будет продолжать доминировать в мировом потребле­нии энергии, причем возрастет доля ее использования на транс­порте. Потребление природного газа, как предполагается, суще­ственно увеличится и к 2020 году сможет достигнуть уровня потребления угля. Производство и потребление ядерной энергии стабилизируется; доля гидро- и иных возобновляемых источников будет неуклонно расти, но при этом оставаться на достаточно низких уровнях. Ожидается, что общий спрос на энергию будет расти на 2 процента в год, а экономическая активность — на 3,1 процента в год. Выбросы 002 в атмосферу будут увеличивать­ся вместе с ростом первичного спроса на энергию, но при этом несколько быстрее, чем это наблюдалось раньше. Факторами, способствующими этому увеличению, следует считать стабилиза­цию производства ядерной электроэнергии и продолжающийся быстрый рост использования угля в Китае и других странах Ази­атского региона. Механизм регулирования ОПЕК мирового рынка нефти схема­тично предельно прост. Он заключается в установлении суммарного лимита добычи нефти для стран-членов, корректировки это­го лимита с учетом положения дел с ценами на мировом нефтя­ном рынке, распределения общего лимита между странами-членами и контроля за соблюдением установленных квот. В марте 1999 года на Конференции был принят лимит добычи в 22 976 000 баррелей в день. Разбивка по странам представляет собой следующую картину: Саудовская Аравия — 7 438 000, Иран — 3 359 000, Венесуэла — 2 720 000, ОАЭ — 2 000 000, Нигерия — 1 885 000, Кувейт - 1 836 000, Ливия — 1 227 000, Индонезия — 1 187 000, Алжир — 731 000, Ирак — сейчас не квотируется, Ка­тар — 593000. Такая схема, учитывая роль стран ОПЕК в мировых нефтяных делах, призвана держать рынок стабильным. Однако в конце 1997 года началось падение цен на нефть, а в 1998 году мировой рынок нефти охватил беспрецедентный кри­зис. Аналитики и эксперты приводят множество различных при­чин этого резкого падения цен на нефть. Многие склонны возла­гать всю вину на решение ОПЕК, принятое в конце ноября 1997 года в Джакарте (Индонезия), о повышении потолка добычи неф­ти, вследствие чего на рынки якобы были выброшены дополни­тельные объемы нефти, и произошло понижение на нее цен. Однако, по мнению генерального секретаря ОПЕК Р.Лукмана, подобный упрощенный и имеющий своей целью ввести в заблуж­дение подход представляет собой не что иное, как попытку сде­лать из ОПЕК "козла отпущения". Он приводит следующие циф­ры: в 1998 году (с января по октябрь) производство нефти стра­нами — членами ОПЕК в среднем составило 27,8 млн. баррелей в день, причем в октябре оно упало ниже 27 млн. баррелей в день. Тот факт, что эти показатели, даже с учетом больших, чем ожи­далось, объемов нефти из Ирана, оказались ниже уровня произ­водства ОПЕК в октябре — ноябре 1997 года (то есть до упомяну­той встречи в Джакарте), наглядно, по мнению генсекретаря ОПЕК, свидетельствует о том, что это решение ОПЕК никак не способствовало накачиванию рынков избыточной нефтью. Р.Лукман считает, что на самом же деле проблема заключает­ся в том, что ценовой кризис в нефтяной индустрии имеет непо­средственное отношение как к предложению, так и спросу. Ази­атский финансовый кризис привел к резкому падению темпов роста спроса на нефть в регионе, который ранее в этом отноше­нии являлся мировым лидером. Кризис этот приобрел такие мас­штабы, что показатели прогнозов мирового экономического раз­вития на 1998 год были пересмотрены и понижены с 3,5 процен­та (прогноз, сделанный в конце 1997 года) до 2,2 процента в на­стоящее время, причем тенденция к их дальнейшему пересмотру в нижнюю сторону вполне может сохраниться и дальше. Резуль­татом такого падения явилось снижение спроса на нефть в миро­вом масштабе. Видимо, с этой логикой можно согласиться. Есть также и ряд других факторов, влияющих на динамику изменения цен, среди которых можно назвать погодные условия и уровень имеющихся запасов нефти в странах-потребителях. Например, зима 1997/1998 года, выдавшаяся в северном полуша­рии теплее, чем обычно, повлекла за собой определенное сниже­ние спроса на топливо. Более того, с расчетом на холодную зиму были сделаны соответствующие запасы нефти, однако, поскольку эти ожидания не оправдались, отпала необходимость в их полном использовании, в результате чего в 1998 году эти запасы оказались на рекордно высоком уровне, тем самым, в свою очередь, оказав понижающее давление на динамику цен. К тому же воз­росший уровень экспорта нефти из Ирака, ставший возможным в соответствии с мандатом ООН, также оказался выше, чем ожида­лось ранее. Весьма интересны оценки опековских специалистов тех из­менений, которые происходят в нефтяном мире за последние годы. Меняется сам рыночный механизм, в котором фьючерсные сделки играют все большую роль. Этому активно способствует компьютеризация. Детальная информация со всех уголков мира сейчас, как никогда, доступна для анализа. В результате рынки стали транспарентными. Компьютеры революционизировали точность оценки уровней запасов, переработки, выпуска конеч­ной продукции, а также отслеживание передвижения нефтя­ных танкеров. Все эти изменения в сочетании со стремлением минимизировать "связанность капиталов" привели к заимствова­нию нефтеперерабатывающей промышленностью у автомобиль­ной принципа "брать, когда нужно". По мнению экспертов ОПЕК, это тоже внесло свою лепту в понижение цен на нефть за послед­ние 18 месяцев и добавило неопределенности в инвестиционный климат. В результате цены на нефть упали до 9—10 долларов за баррель. По неофициальным данным, потери стран ОПЕК за это время составили 50 млрд. долларов, России — около 9 млрд. дол­ларов. На 1997 год пришлись первые контакты постпредства России при международных организациях в Вене с руководством ОПЕК. Дополнительно изучалась политика организации, прошли углуб­ленные беседы с руководством организации. Объективно Россия, являясь одним из крупнейших в мире производителей и экспор­теров нефти, была заинтересована в поддержании стабильности на мировом нефтяном рынке. Таким образом, для диалога была основа. Контакты показали, что страны ОПЕК открыты для взаимо­действия. Более того, они заинтересованы в подкреплении своих усилий по стабилизации рынка со стороны нечленов ОПЕК — стран крупных производителей и экспортеров нефти.
24 июня 1998 года состоялась 105-я конференция стран — членов ОПЕК. Россия впервые приняла участие в этом мероприя­тии в качестве наблюдателя. В этом же качестве были Мексика и Оман. Обмен мнениями с аналитиками Секретариата ОПЕК показал, что низкий уровень цен на нефть с некоторым повышением мо­жет сохраниться до конца года, если сокращения стран ОПЕК, как и не входящих в эту организацию стран, не будут достаточно глубокими. Ситуация на рынке была такова, что практически полностью заполненные хранилища стратегических и торговых запасов стран — основных потребителей создавали дополнитель­ные трудности на пути стабилизации рынка нефти.
Страны ОПЕК заявили о сокращении объема производства нефти на 1,355 млн. баррелей в день. Мексика — на 100 тыс. баррелей в день. Россия со своей стороны объявила о решении сократить свой экспорт на 100 тыс. баррелей в день. Цифра включала в себя объявленные в Москве сокращения в размере 63 тыс. баррелей в день, а также учитывала сокращение экспорта наших нефтепродуктов в Европу. Таким образом, общий объем сокращений стран ОПЕК с марта 1998 года составил 2,6 млн. баррелей в день, нечленов ОПЕК — 500 тыс. баррелей в день. Всего — 3,1 млн. баррелей в день. Решения вступили в силу с 1 июля 1998 года и действуют в течение года, то есть до 1 июля 1999 года. На двустороннем уровне в ходе июньской конференции была достигнута договоренность об углублении практического сотруд­ничества Россия — ОПЕК, включая обмен информацией. В част­ности, речь шла об организации круглого стола по перспективам развития мирового нефтяного рынка. Эта договоренность была конкретизирована в ноябре 1998 года в ходе 106-й конферен­ции. Тогда же было решено начать издание при поддержке ОПЕК и Минтопэнерго специального ежемесячного бюллетеня "Интерпетролеум": обзор мировых энергетических рынков". Как ни странно, при некотором перенасыщении российского рынка разного рода информацией аналитических материалов ОПЕК, содержащих серьезный анализ мирового нефтяного рынка и его тенденций, до сих пор не было. В приветственном послании генерального секретаря ОПЕК Р.Лукмана изданию высказывались пожелания "успехов в пред­принимаемых им усилиях по обеспечению руководящих кругов российской нефтяной индустрии новейшей информацией о ходе развития нефтяных рынков мира, что, в свою очередь, будет спо­собствовать росту взаимопонимания и созданию позитивных воз­можностей для дальнейшего и более тесного сотрудничества в предстоящие годы. В феврале 1999 года в Вене был проведен первый "круглый стол" "Россия—ОПЕК" с участием министра топлива и энерге­тики и генсекретаря ОПЕК. В центре дискуссии находились вопросы, связанные с перспективами развития мирового неф­тяного рынка, ценами на нефть, общими тенденциями разви­тия мировых энергетических рынков, проблемами природо­охранного характера, в том числе имеющими отношение к Ки-отскому протоколу. С российской стороны во встрече приняли самое активное участие ведущие нефтяные компании, а также ряд банков. На круглом столе эксперты ОПЕК отмечали, что не берутся прогнозировать развитие ситуации на энергетических рынках, и говорили лишь о возможных сценариях. Наиболее реалистичный из них, на их взгляд, базируется на росте мировой потребности в энергии и росте мировой экономики 1,5 процента в год. В резуль­тате к 2010 году цены на нефть могут подняться до 19,4 доллара за баррель, а к 2020 году — до 22,5 доллара за баррель (в долла­рах 1998 года). В зависимости от глобальных последствий финан­сово-экономического кризиса в странах АТР и снижения темпов роста в ведущих индустриальных странах возможны как более пессимистические, так и более оптимистические варианты разви­тия ситуации. Позитивную роль для ценообразования на нефть, на их взгляд, будет играть фактор стремительной урбанизации населения в азиатских странах. Прогнозы ОПЕК перекликаются с оценками Международного энергетического агентства, в соответствии с которыми цена стре­мительно пойдет вверх после 2010 года и будет где-то между 19,7 доллара за баррель и 29 долларов за баррель^. Правда, опековцы, как видно, несколько более консервативны в своих оценках. Со стороны российских экспертов были обозначены перспекти­вы развития отечественной нефтедобывающей промышленности. Особый интерес эксперты ОПЕК проявляли к принятию закона о разделе продукции и другим вопросам внутреннего налогообло­жения. Пользуясь случаем, ставили вопросы и по проблемам "каспийской нефти" в плане возможного воздействия на мировой нефтяной рынок. Было принято решение перевести подобные ме­роприятия на регулярную основу. Следующее заседание круглого стола запланировано на лето 1999 года в Москве. Усилия, предпринятые странами-членами и нечленами ОПЕК в 1998 году, вне всякого сомнения, сыграли важнейшую роль в предотвращении дальнейшего обвала мирового нефтяного рынка. Не будь предпринятых мер, и цена на нефть, по оценке некото­рых экспертов, могла бы упасть до 6—7 долларов за баррель. Однако, несмотря на известную стабилизацию рынка, к нача­лу 1999 года цена по-прежнему была очень низкой. Требовались новые серьезные усилия нефтедобывающих стран. Наиболее рельефно результаты взаимодействия ведущих ми­ровых нефтяных держав, прежде всего ОПЕК и России, в целях стабилизации рынка проявились накануне 107-й конференции ОПЕК в марте 1999 года. За несколько недель до начала конференции в Вене министры нефти пяти стран — Алжира, Ирана, Мексики, Саудовской Ара­вии и Венесуэлы — собрались в Гааге и сделали заявление о пла­нируемых дополнительных сокращениях нефти^. Чуть позже аналогичное заявление было сделано и в Москве. Они были фор­мализованы в Вене 23 марта 1999 года на Конференции минист­ров нефти. Сокращения стран ОПЕК составили 1,7 млн. баррелей в день. Нечлены ОПЕК заявили о сокращении на 400 тыс. баррелей в день. Из них Россия сократит 100 тыс. баррелей в день (экспорт нефти и нефтепродуктов) по отношению к уровню четвертого квартала 1998 года. Таким образом, общие сокращения членов и нечленов ОПЕК составили 2,104 млн. баррелей в день. Решения конференции вступили в силу с 1 апреля 1999 года и будут дей­ствовать один год. Всего же общий объем сокращений членами и нечленами ОПЕК с учетом решений, принятых в 1998 году, составил 5,2 млн. баррелей в день. И рынок, наконец, отреагировал. Цена медленно пошла вверх. За несколько недель до конференции по­сле заявления в Гааге цена возросла на 3—4 доллара. Утром в день конференции она уже составляла 13,2 доллара за баррель, а вечером после ее закрытия цена вплотную приблизилась к 14 долларам за баррель. По мнению экспертов ОПЕК, есть основание полагать, что к лету цена поднимется еще выше. Движение мировой цены на нефть в один доллар за баррель в ту или другую сторону означает для России сумму более полу­миллиарда долларов. История создания ОПЕК. Международная Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) была создана в сентябре 1960 года на конференции в Багдаде. Первоначально ОПЕК состоял из пяти стран – Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы, а затем к ним присоединились еще шесть – Катар (1961), Индонезия и Ливия (1962), ОАЭ (1967), Алжир (1969) и Нигерия (1971). Еще две страны – Эквадор (1973) и Габон (1975) впоследствии вышли из состава организации в 1992 и 1994 гг. соответственно.
Целью ОПЕК является проведение согласованной политики для установления приемлемых для производителей цен на нефть. Для членов картеля высокие цены являются жизненной необходимостью, поскольку экспорт нефти составляет существенную долю не только бюджетных поступлений, но и ВВП этих стран. Низкие цены 1998 - начала 1999 г. нанесли серьезный ущерб экономике даже таких богатых стран, как Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ, заставив их правительства принять ряд непопулярных мер в финансовой и социальной сферах, а государственные бюджеты на 1999 г. были запланированы с огромными дефицитами. Что же тогда говорить об Алжире, Ливии и Нигерии, уровень благосостояния которых на порядок ниже, или, к примеру, об Индонезии, которая до сих пор не преодолела последствий азиатского кризиса? Поэтому вполне понятным выглядело высказывание министра нефти Ливии Абдуллы аль-Бадри о том, что "прошлогодние потери были непомерно велики, и потребуется еще значительное время для их компенсации". А генеральный секретарь ОПЕК Р.Лукман не без определенного злорадства констатировал, что непосредственно причастным к обвалу цен на нефть промышленно развитым странам не грех пожить немного и в условиях дороговизны.
Размеры дефицита государственного бюджета, первоначально запланированного арабскими странами Персидского залива на 1999 г., % ВВП Бахрейн 8,5 Кувейт 22,0 Оман 11,0 Катар 9,0 Саудовская Аравия 10,0 ОАЭ 2,0 Экспортная выручка стран ОПЕК Страна Номинальные доллары США. Млрд. Реальные доллары США (1990 г.) Млрд. 1998 1999 Изменение. % 1972 1980 1986 1999 Алжир 4.8 6 125 4.2 20.2 4.8 4.7 Индонезия 2.8 4 143 2.8 22.5 5.6 3.1 Иран 10.5 13 124 12.9 20.9 6.7 10.2 Ирак 6.2 11.4 184 4.5 43.6 8 9 Кувейт 8 9.2 115 8.5 28.5 7.1 7.2 Ливия 5.6 6.9 123 9.1 35.3 5.5 5.4 Нигерия 8.8 11.4 130 6.6 38.6 7.7 8.9 Катар 2.9 3.7 128 1.4 8.5 1.6 2.9 Саудовская Аравия 29.7 34.6 116 14.5 162.7 21.4 27.2 ОАЭ 9.3 11 118 3.3 29.9 6.8 8.6 Венесуэла 11.2 12.6 113 9.4 28.2 7.8 9.9 ОПЕК. Всего 99.8 123.8 124 77.2 438.9 83 97.1 Представители организации проводят периодические встречи (раз в полгода, а иногда ежеквартально), на которых принимаются решения об изменении уровня добычи сырой нефти. Главным ценовым ориентиром для ОПЕК является так называемая “нефтяная корзина” – индекс, определяемый на основе семи сортов нефти. В эту корзину входят алжирская смесь Saharan, индонезийская Minas, нигерийская Bonny Light, смесь Саудовской Аравии Arabian Light, Dubai, венесуэльская Tia Juana и мексиканская Isthus. Так, в январе 2000 года средняя стоимость нефтяной корзины составила 24,58 долл. за баррель, что на 19 центов меньше чем в декабре и на 13,84 долл. больше чем в январе 1999. Нефть: экспортно-импортные связи, 1998 г. (млн. т) В США Южная и Центральная Америка. Западная Европа Центральная Европа Африка Япония Другие страны Тихоокеанского региона Из - - - - - - - США - 8,7 9,4 - 0,4 1,3 4,3 Канада 77,9 0,5 0,5 - - - 0,1 Мексика 66,4 7,3 9,6 - 1,0 1,9 - Южная и Центральная Америка 134,3 - 12,8 - 1,7 0,2 1,4 Западная Европа 30,5 1,7 - 10,5 8,2 0,3 2,7 Бывший СССР 1,1 2,2 92,8 35,6 0,8 0,3 4,2 Ближний Восток 104,4 28,4 213,4 16,1 32,8 209,6 290,9 Северная Африка 14,4 1,5 98,9 4,0 4,3 0,9 2,0 Западная Африка 70,3 14,2 38,4 0,1 1,6 1,0 25,7 Итого импорт 499.30 64.50 475.80 66.30 50.80 215.50 331.30 То, что ОПЕК обладает реальной возможностью диктовать мировые цены на нефть, является следствием нескольких факторов. Во-первых, страны, входящие в нефтяной картель, обладают богатейшими запасами нефти, на их долю приходится более трех четвертей всех доказанных мировых запасов.
Нефть: доказанные запасы (млрд. т) Страна 1978 1988 1997 1998 Северная Америка 57,1 97,8 85,2 85,1 Южная и Центральная Америка 25,3 67,8 86,2 89,5 Европа 27,4 20,3 20,2 20,7 Страны бывшего Советского Союза 71,0 58,5 65,4 65,4 Ближний Восток 369,6 571,6 676,9 673,7 Тихоокеанский регион 40,0 45,0 42,3 43,1 Итого, в т.ч. 648,3 917,9 1046,2 1052,9 OPEC 441,8 673,9 797,1 800,5 Non-OPEC 135,5 185,4 183,8 187,1 Во-вторых, на сегодняшний день ОПЕК добывает около 24 млн баррелей сырой нефти в день, обеспечивая около 40% мирового предложения. Динамика суммарного производства нефти странами ОПЕК (за исключением Ирака) в 1997-1999 гг., млн барр./сут. 1997 год 26,3 1998 год 25,7 1999 год 22,5 Квота 22,0 Нефть: добыча (млн. т) - 1996 1997 1998 Изменения в 1998 г. по отношению к 1997 г. Доля данных в общей сумме, 1998 г. Северная Америка 661,0 671,3 667,0 -0,6% 19,0% Южная и Центральная Америка 314,3 332,3 343,3 3,3% 9,7% Европа 327,6 327,8 325,1 -0,8% 9,3% Бывший Советский Союз 353,5 361,0 361,3 0,1% 10,3% Ближний Восток 994,6 1037,9 1096,8 5,7% 31,1% Африка 357,9 372,5 360,1 -3,3% 10,2% Тихоокеанский регион 362,6 367,0 365,4 -0,4% 10,4% Итого в Мире, в т.ч. 3371,5 3469,8 3518,9 1,4% 100,0% OPEC 1370,8 1433,6 1480,0 3,2% 42,1% Non-OPEC 1647,1 1675,1 1677,6 0,1% 47,7% В третьих, себестоимость добычи нефти на месторождениях ОПЕК существенно ниже, чем в других регионах планеты. Так, в странах Персидского Залива, стоимость добычи одного барреля составляет всего около одного доллара. Важное значение имеет также то, что ОПЕК может довольно легко изменять уровень добычи нефти как в сторону уменьшения так и увеличения. По оценкам EIA (Energy Information Administration), без привлечения существенных инвестиций, нефтяной картель может увеличить добычу нефти до 35 млн барр./сут. При этом вложения в увеличение уровня добычи на 1 барр./сут. составляют всего около 2,8 долл. История "злодеяний" ОПЕК Отказ от Бреттон-Вудской валютной системы и последующее ослабление курса американского доллара в начале 70-х привели к тому, что ОПЕК постепенно стал увеличивать давление на западные страны, активно участвовавшие в разработке своих месторождений на Ближнем Востоке. В октябре 1971 года ОПЕК одобрил план, согласно которому в собственности членов картеля закреплялось 25 % доли в концессиях, принадлежавших ранее западным компаниям. При этом к 1983 году предусматривалось увеличение доли до 51 %. Постепенно почти все страны -участники ОПЕК национализировали нефтяной бизнес на своих территориях. В октября 1973 года началась четвертая Арабо-Израильская война. В ответ ОПЕК сначала сократил, а затем и вовсе наложил эмбарго на экспорт нефти союзникам Израиля. В первую очередь это касалось США, затем санкции были распространены на Голландию, Португалию, Родезию и ЮАР. Первый нефтяной кризис продолжался пять месяцев вплоть до 18 марта 1974 года, пока действовало эмбарго картеля против США. За это время цены взлетели с 4,5 до 12 долларов за баррель.
Второй кризис, разразившийся в 1979 году был еще опасней. В Иране произошла революция, а с 1 апреля ОПЕК увеличил цены на 14,5 %. Это привело к тому, что рыночная цена выросла до 14,6 долл. за баррель. С июля картель повысил цены еще на 15 %. Затем последовал захват Ираном западных заложников и разрыв отношений с США. В то же время действия Саудовской Аравии привели к росту цен с 19 до 26 долл. за баррель. В 1980 году ситуацию обострила Ирано-Иракская война. Смесь Saudi Light выросла до 34 долларов за баррель, достигнув своего исторического максимума.
После этого на нефтяном рынке в течении 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть. Однако когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти – до 18 млн барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. Ее результатом стало то, что в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза – с 27 до 12 долл. за баррель. Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции “Буря в пустыне”, завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны, продолжающейся по сей день.
2. Особенности экономического развития стран ОПЕК и Саудовской Аравии. Так как большинство, если не все из стран-участников ОПЕК являются развивающимися странами со сходным государственным устройством, со сходной культурой, идеологией, политикой, то естественно, что все они на тернистом пути развития встречают одни и те же препятствия. В основном, все эти препятствия связаны с устоявшимся менталитетом народа этих стран. Ведь чрезвычайно нелегко перейти к новому типу общественного устройства, не успев отвыкнув от тех устоев и традиций, которые укреплялись в сознании народа веками. Одной из главных проблем развивающихся стран ОПЕК является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно. Второй и, на мой взгляд, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства. Третьей проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества. Это я подробнее рассмотрел в последующих разделах. Вот основные проблемы и задачи, которые возникали если не у всех, то у большинства государств-членов ОПЕК. Были сделаны попытки, более или менее удачные, решить их. Рассмотрим же теперь пути и средства решения этих проблем в одной отдельно взятой стране. Как я уже сказал выше, для рассмотрения я взял Саудовскую Аравию, это монархическое исламское государство на юго-западе Азии. За 25 лет коренных социально-экономических реформ, к концу ХХ века страна и общество пережили радикальную трансформацию, совершив скачок в своем развитии и приблизившись по многим показателям к уровню промышленно развитых (современных) стран мира. В связи с этим заслуживает внимания не только рассмотрение нынешнего состояния королевства. Но и анализ определенной модели развития нефтяной монархии с присущими такому типу развития достижениями и противоречиями. Нефть определяет все современное состояние страны, которую часто называют «нефтяным королевством», и для этого имеются основания. Извлекаемые запасы нефти на начало 2000 года оцениваются в 261,2 млрд. барр. (37,3 млрд. т.), что составляет 25.9% мировых запасов. Для сравнения: доля нефтяных запасов Ирака составляет 9.9%, Кувейта – 9.6, Абу-Даби – 9.1, Ирана – 8.8, Венесуэлы – 6.4, России – 4.9%. По подсчетам экспертов, при существующем уровне добычи в 8 млн. барр. в день имеющихся запасов может хватить примерно на 84 года, в то время как Кувейту при современном уровне добычи менее 1 млн. барр. – на 100 лет. Стоит заметить, что в недрах королевства имеются и запасы природного газа объемом 5300 млрд. куб. м., что составляет 3.8% мировых запасов. Тем не менее это не означает для саудовцев возможности безмятежно ловить бьющие из-под земли нефтедоллары. Дело в том, что длительное господство американских нефтяных компаний привело к быстрому исчерпанию наиболее рентабельных саудовских месторождений Гавар, Абкайк, Барри и несколько других с легкой и сверхлегкой нефтью. Безудержная эксплуатация естественно фонтанирующих скважин повлекла за собой перспективу их досрочного истощения. После национализации крупнейшей нефтяной компании АРАМКО американские специалисты признали, что при сохранении темпов добычи 70-х годов на уровне более 9 млн. баррелей в день истощение нефтяных запасов королевства наступит через 36 лет, а при возможном уровне 12 млн. баррелей – через 15-20 лет. Это повлекло за собой пересмотр нефтяной политики королевства и стабилизацию уровня добычи нефти. Но саудовцы не всегда считаются с потолком, установленным ОПЕК для королевства. Так, в начале 90-ъ годов саудовская квота составляла 8 млн. барр., а добывалось в среднем 8.05 млн. баррелей. В 1997 году квота возросла до 8.76 млн. барр., в июне 1998 года саудовцы согласились с понижением уровня до 8.023 млн. барр., но фактически добывали 8.23 млн.; в марте 1999 года квота была в 7.438 млн., а реальный уровень добычи – 7.65 млн. Государство сохраняет под своим контролем почти всё нефтяное хозяйство. Нефтяные поступления обеспечивают основную часть доходов государства: из их общего объема в 1999 году 147 млрд. сауд. реалов (39.3 млрд. долл.) нефтяной сектор дал 100 млрд., а ненефтяной – 47 млрд.
Плюсы и минусы нефтяного фактора очевидны. Доля нефти и её производных в объеме экспорта составляет более 85%, и поэтому колебания на мировом нефтяном рынке тут же сказываются на всей саудовской экономике. Объем нефтяных доходов упал с 105.8 млрд. долл. В 1980 году до 24.2 млрд. в 1985 году, вырос до 40.7 млрд. в 90 году и стабилизировался на уровне 48.5 млрд. к концу 90-х годов.
При декларативных лозунгах «приватизации госсектора» нет никаких планов такого рода в отношении главной нефтяной компании САУДИ АРАМКО, остающейся «становым хребтом» саудовской экономики. Выработана долгосрочная нефтяная политика, реализация которой нуждается в немалых средствах. Поддержание существующего уровня добычи, а также обустройство новых месторождений, открытых в начале 90-х годов в центре полуострова, требуют больших инвестиций. В этом деле саудовцы тесно сотрудничают с американскими компаниями, не потерявшими своего значения для нефтяного хозяйства и после национализации АРАМКО. В то же время нефтедобыча, сохранив решающее значение в финансовом плане, уступает ведущие позиции быстро растущим нефтеперерабатывающим и нефтяным предприятиям. Созданная в 1976 году в период коренных реформ крупнейшая промышленная корпорация САБИК постепенно превратилась в важный региональный промышленный центр. На ее предприятиях занято 14.2 тыс. человек, из которых коренные жители составляют 70%. Ее деятельность в промышленных зонах Джубайль и Янбо оказалась не столь масштабной, как это планировалось в годы нефтяного бума, однако объем промышленной продукции на предприятиях САБИК и доходы от ее деятельности превратили ее в ведущего хозяйственного субъекта. Показательно, что из 17 крупнейших проектов, реализованных САБИК к началу 90-х годов (производство нефтехимических продуктов и металлургической продукции), лишь два нефтехимических завода стали чисто саудовскими (один – государственный, второй принадлежит частным владельцам). Общий объем производства 33-х компаний САБИК в 1998 году составил 24 млн. т. Продукция идет более чем в 90 стран мира. Возможности внутреннего рынка ограничены, но саудовцы твердо рассчитывают на прочное место на мировом рынке нефтехимии, естественно, с учетом с учетом вероятных конъюнктурных колебаний. Примером последних стал запрет властей Калифорнии в начале 2000 года на экспорт саудовских нефтепродуктов объемом около 3 млн. тонн в год. Замену этому главному американскому покупателю продукции САБИК найти будет крайне трудно. Но на Ближнем Востоке саудовцы остаются крупнейшими производителями удобрений. В первом пятилетнем плане социально-экономического развития на 70-75 года были названы три основные цели: увеличение объема ВВП, развитие людских ресурсов и диверсификация национальной экономики. Спустя четверть века можно констатировать, что эти цели в основном достигнуты. Объем ВВП изменился с 22.9 млрд. сауд. реалов в 70-м году до 524.7 млрд. реалов в 82 году. Развитие людских ресурсов – цель столь же экономическая, сколь и социальная. Несмотря на огромные усилия государства по развитию системы образования и подготовки кадров, саудовцы сумели лишь путем широкомасштабного привлечения иностранных работников добиться реализации амбициозных целей развития. По данным саудовского министерства планирования, на начало 2000 года численность населения королевства составляла 19.9 млн. чел. (по оценкам экспертов – 21.2 млн.), из которых коренные саудовцы составляют 74.8%. Хотя доля иностранных работников составляет около четверти всей саудовской рабочей силы, немало коренных жителей вовлечено в процесс современной экономической жизни. Тем не менее, лишь предприятия САУДИ-АРАМКО, служащей символом государства, обеспечены национальными кадрами. Диверсификация национальной экономики произошла, но и здесь необходимы оговорки. В структуре национального хозяйства за четверть века видны существенные перемены: роль нефтяного сектора в ВВП сократилась с 54% в начале 50-х годов до 34% в 98 году. Возникли современные отрасли обрабатывающей и иной ненефтяной промышленности. Быстро вырос сильный финансовый сектор, играющий по важности вторую роль после нефтяного. Появились 11 коммерческих банков (имеющих 1200 отделений по всей стране вместо 70 отделений четверть века назад). Все они закончили 1999 год с прибылью не менее 10%.
3. ОПЕК на современном этапе. В связи с военными действиями в Ираке и нестабильности региона в целом практически невозможно точно описать тенденции развития не только ОПЕК, но и всего нефтяного рынка в целом. Для начала приведём несколько цифр по рынку нефти в целом. По итогам торгов 8 апреля на International Petroleum Exchange (Лондон) и New York Merchantile Exchange (Нью-Йорк) цены на нефть ближайшего месяца поставки повысились и составили соответственно (доллар/баррель): Brent - 24,60 (+0,02); Light Sweet Crude - 28,00 (+0,04). Этот незначительный рост цен на нефть вызван сообщениями военного командования США в Катаре. Коалиционные войска на сегодняшний день контроль над 900 из примерно 1 тысячи нефтяных скважин на южных нефтяных месторождениях Ирака. Северные месторождения продолжают оставаться в руках Ирака. Европейский фондовый рынок Ведущие фондовые индексы Европы понизились. Инвесторы, надеясь на скорое окончание войны в Ираке, тем не менее, весьма обеспокоены возможным снижением прибыли компаний. Таким образом, британский FTSE 100 снизился на 67 пунктов (-1,70%), немецкий Xetra DAX также понизился на 44,43 пункта (-1,58%). Индекс французских "голубых фишек" CAC 40 "потерял" 42,17 пункта (-1,44%), швейцарский SSMI опустился на 25,70 пункта (-0,57%), голландский AEX в конце сессии снизился на 6,40 пункта (-2,24%). Только итальянский MIBTEL прибавил - 3,00 пункта (+0,02%). "Рынок будет сдерживать свой рост и начнет медленное снижение с момента переключения внимания с успешного завершения войны на ослабшую экономику",- говорит специалист по фондовым рынкам компании E+Trade Руперт Томпсон. В частности он указал, что Европейская комиссия уже изменила с 1,8% до 1% свой прогноз роста евро в нынешнем году. Кроме того, остается под вопросом процесс "выздоровления" экономики, если война в Ираке затянется, и цены на нефть взлетят. По результатам торгов во вторник крупнейшая рекламная компания WPP стала рекордсменом среди "голубых фишек" по падению. Российский фондовый рынок. За неимением белорусского, рассмотрим российский фондовый рынок. Цены российских нефтяных ликвидных акций 8 апреля в РТС выросли на 0,9-2,2%, и этому способствовало отнюдь не сообщения о военных действиях в Ираке, а слухи о готовящейся сделке с активами «Сибнефти». Бумаги энергетических компаний подешевели на фоне снижения западноевропейских биржевых индикаторов. Индекс РТС по итогам сегодняшних торгов вырос на 0,78% до 368,66 пункта. Объем торгов в РТС составил около $18,583 млн., что примерно на $4,9 млн. меньше аналогичного показателя предыдущих торгов.
Нефтяные бумаги выросли по итогам дня. Трейдеры связывают это с некоторой стабилизацией мировых цен на нефть на фоне информации о намерении ОПЕК снизить добычу нефти для стабилизации падавших в последние дни нефтяных котировок. Члены нефтяного картеля обеспокоены тем, что удачное для США окончание иракской войны в ближайшее время приведет к росту экспорта иракской нефти на мировой рынок и «обвалит» цены на нефть.
Кроме того, повышенный интерес инвесторов к акциям российских нефтяных компаний был вызван слухами о готовящейся сделке с активами «Сибнефти». «Возможно, это будет продажа иностранному инвестору части пакета акций «Сибнефти», аналогичная приобретению компанией BP активов ТНК. По словам трейдеров, есть информация, что подробности готовящейся сделки станут известны уже в ближайшие недели. На этом фоне бумаги самой нефтяной компании вышли в лидеры роста среди ликвидных акций, подорожав на 2,2%. Слухи по «Сибнефти» привели к росту всех российских нефтяных акций. По итогам сегодняшних торгов в РТС котировки акций «Сургутнефтегаза» выросли на 0,9% относительно предыдущего закрытия, акций «ЛУКОЙЛа» повысились на 1,4%, бумаги РАО «ЕЭС России» подешевели на 1,0%. Теперь рассмотрим тенденции рынка с аналитической стороны. Операторы нефтяного рынка находились в нерешительности перед началом военных действий в Ираке и пытались оценить влияние выдвигаемых требований на конъюнктуру мирового рынка в целом и на нефтяной рынок в частности. Правда, накануне американских атак эйфория преобладала. Рулевое управление и быстрота, предпринятые военными в первые дни наступлений, были без всякого сомнения нацелены на защиту иракского нефтяного потенциала. Риск дефицита углеводородов исчез, и курс на сырую нефть снизился. «Первая опасность иракской операции – нефтяная опасность, - подтвердил Петер Жигну (Peter Gignoux), директор нефтяного департамента банка Schroder Salomon Smith Barney (SSSB). – До настоящего времени иракские нефтяные скважины остаются практически не поврежденными, что говорит об успешности операций в том, что касается нефтяного вопроса». А ведь события выходных, когда англо-американская армия, начав бомбардировки и столкнувшись с большими трудностями, чем предполагалось, достаточно охладили пыл и ослабили оптимизм, даже если никто и не поддался панике. Цена за баррель сырой нефти после ее падения буквально за неделю восстановилась на уровне середины ноября (24 доллара за нефть марки Brent). После начала атак цена нефти марки Brent выросла на 3,28% и составила 25,21 доллара за баррель. Кроме этого, страны-члены ОПЕК сообщают о своей готовности покрыть нефтяной дефицит вследствие отсутствия углеводородов Ирака на мировом рынке. В данном случае Иран оказался в выигрышной ситуации, как говориться служит и нашим и вашим, имея возможность повлиять на мировой рынок и поквитаться с своим соседом. «Напряжение и пропаганда военных действий стояли у истоков повышения цен на нефть. После войны и с приближением лета, цена за баррель нефти снизится до 18-19 долларов, - предсказывает вице-министр нефти и президент иранской национальной нефтяной компании NIOC Мехди Мир-Моези (Mehdi Mir-Moezi). Кроме этого, Иран производит сегодня 3,6 миллионов баррелей нефти ежедневно, располагая при этом производственными мощностями в 4,2 миллиона баррелей в день, которые в случае необходимости могут быть использованы». Другая страна-участник ОПЕК – Венесуэла осудила «войну и атаки». Об этом заявил вице-президент Жозе Висенте Рангель (Jose Vicente Rangel). В то же время он подчеркнул, что его страна производит сегодня более 3 миллионов баррелей нефти в день и, несмотря на долгие забастовки, которые потрясали Венесуэлу в декабре прошлого года и в январе 2003 года, есть возможность производить до 4 миллионов баррелей нефти в день» Подчеркнув таким образом , что есть возможность замены внезапного упадка Ирака и его выбытия. Одновременно с возможностью восполнить потребности в нефти за счет промышленного потенциала стран, нужно думать о тех международных юридических рамках, которые позволят добывать и экспортировать иракскую нефть. И этим должны заниматься прежде всего специалисты ООН. Согласно данным лондонского журнала Energy Intelligence Group в 2001 году иракский министр нефти обнародовал план, рассчитанный на 10 лет. В нем говорилось о планировании роста производства в два раза за счет разработки новых месторождений, проводимых иностранными компаниями. Этот план смог бы стать базой развития нефтяного сектора при новом режиме. Мультинациональные компании английского происхождения BP и Shell регулярно проводят встречи с лондонским правительством, дабы оно помогло в получении контрактов на разработку месторождений после окончания военных действий. Американские нефтяные компании также, как и британские, благоприятно настроены на контракт о разделе продукции между Ираком и одной или несколькими нефтяными компаниями. В лоне иракской оппозиции, большинство американцев близки к Ahmed Chalabi, одному из главных оппозиционеров, близкому к вице-президенту Dick Cheney. Британские нефтяные компании поддерживают экс-банкира Charif Ali ben Hussein. Иракский национальный конгресс (CNI) – главная организация оппозиционеров сообщила о поддержки контракта о разделении производства. А Cheikh Yamani, бывший министр нефти саудовский, в своем интервью заявил: «Цель США ясна – приватизация иракских нефтяных скважин». В итоге, ОПЕК, не смотря на свои обещания наполнить рынок даже без иракской нефти, собирается подробно рассмотреть данную проблему. Экстренная сессия ОПЕК состоится 24 апреля в Вене. Об этом сообщил официальный представитель Организации стран-экспортеров нефти. Инициатором созыва сессии является нынешний председатель Конференции ОПЕК Абдалла бен Хамад аль-Атыйя. Он считает, что без немедленного сокращения объемов добычи нефти ее стоимость на мировом рынке катастрофически снизится. ОПЕК должна предпринять экстренные меры для того, чтобы "не допустить повторения ситуации, когда цена барреля нефти упала до 10 долларов", заявил председатель Конференции ОПЕК. Он подчеркнул, что "целью ОПЕК является поддержание цены на уровне 25 долларов за баррель", добавив, что достигнуть этого можно только за счет сокращения объемов добычи. Что произойдёт в дальнейшем, покажет время. [1] Баррель равен 159 литров


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.