Реферат по предмету "Психология"


Психология личности в этнических конфликтах

Федеральное агентство по образованию РФ Саратовский государственный социально-экономический университет Кафедра педагогики и психологии Реферат на тему Психология личности в этнических конфликтах Исполнитель студентка 4 курса 6 группы ФЭП З.Е.В. Научный руководитель доцент Саратов 2006 Содержание Введение 3 Глава 1. Этническая идентификация.4 Глава 2. Причины этнического конфликта построение социально-психологической типологии 8

Глава 3. Особенности развития межэтнического конфликта. Глава 4. Способы урегулирования межэтнических конфликтов Заключение Список литературы.30 Приложение Тест А. Ассингера26 Введение Этнический конфликт форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Источником этнических конфликтов, как правило, являются

внеэтнические социально-политические и экономические противоречия. Нарастание этнического конфликта сопровождается ростом этноцентризма, свойственного в той или иной степени этническому самосознанию любого уровня развития, усилением интенсивности циркуляции в обществе негативных этнических стереотипов, кристаллизацией националистической идеологии. Внутренним, собственно этническим, источником этнического конфликта может быть столкновение национальных

интересов, то есть тех же социально-политических и экономических интересов, но признаваемых на уровне национального самосознания фундаментальными жизненными потребностями данной этнической общности. Осознание этих интересов все большим количеством членов данной этнической группы в ситуации столкновения приводит к появлению угрозы этим интересам действительной или мнимой и, соответственно, потребности защищать их. Другим источником этнического конфликта может служить политизация этнической принадлежности,

то есть процесс, при котором противостоящие социальные слои и группы поляризуются по этническому признаку. Особую остроту и размах этнического конфликта может приобретать благодаря большому эмоциональному потенциалу этнического самосознания людей, возможности быстрой консолидации всех социальных групп данной общности по этническому признаку. Современные конфликты стали одним из ведущих факторов нестабильности на земном шаре. Будучи плохо управляемыми, они имеют тенденцию к разрастанию, подключению все большего числа участников,

что создает серьезную угрозу не только тем, кто непосредственно оказался вовлеченным в конфликт, но и всем живущим на земле. Глава 1. Этническая идентификация Каждому человеку в той или иной степени присуща потребность принадлежности к группе. Для большинства людей в неустойчивой ситуации переходного общества семейная и этническая принадлежность восприятие себя членом семьи - маленькой или большой становится наиболее приемлемым способом вновь ощутить

себя частью некоего целого, найти психологическую поддержку в традиции. Отсюда повышенное внимание к этнической идентификации, потребность консолидации этнической общности, попытки выработки интегрирующего национального идеала в новых социальных условиях, охранение и обособление своей национальной мифологии, культуры, истории от других. Первым и важнейшим шагом для того, чтобы личность смогла ощущать себя репрезентантом этнической группы,

является процедура идентификации, то есть определение критериев и границ общности. Основным фактором этнической самоидентификации является этническое самосознание-чувство принадлежности к определенному этносу. В повседневной жизни человек, как правило, не акцентирует внимание на этнической принадлежности. В условиях дискомфорта, чувствуя себя ущемленным, обделенным, обиженным, он сознательно или подсознательно идентифицирует себя с определенными социальными группами и общностями.11

Козырев Г.И Введение в конфликтологию Уч. пособие для студентов Вузов 2001 М. Индивид идентифицирует себя не только по этническим признакам, поэтому этничность может иногда находиться и на периферии личностной мотивации. На значимость этнической принадлежности влияют не только объективная социальная реальность переходность общества, этнические конфликты, миграции и т.п но и ряд субъективных факторов - уровень образования

индивида, например. Значение этнической идентификации ситуативно. Как правило, этническое сознание групп и индивида не актуализировано при условии существования стабильных этнических отношений или в моноэтнической среде. Фактором, увеличивающим возможность этнических конфликтов и, соответственно, повышающим роль этнической идентификации, являются миграции. Еще одной закономерностью является тот факт, что чувство этничности обычно выше у недоминирующих общностей.

Можно назвать, по меньшей мере, три причины подобного повышения роли этничности во-первых, затянувшийся переход к другому типу социальной организации реакцией на который является, как уже было сказано выше, обращение к традиционности и устойчивости, во-вторых, сепаратистские процессы и, в-третьих, направленное идеологическое воздействие. Чрезвычайно важным представляется именно третий фактор чувство этнического единения возникает не только стихийно из сходного жизненного опыта, объективной общности крови и почвы,

но и формируется целенаправленно. Даже не разделяя крайних точек зрения о том, что этнос целиком и полностью конструируется элитой, необходимо признать вера в наличие неких естественных связей между членами этнической общности значит больше, чем реальное наличие этих связей. В этом смысле, именно идеологи декларируют единство на основе общей истории этноса о которой рядовой член общности может иногда иметь весьма смутное представление, единой культуры несмотря на то, что в

условиях господства массовой культуры, этнодифференцирующий аспект культура имеет, главным образом, лишь для интеллигенции, религии хотя речь идет в большинстве случаях о мировых религиях, и православный алеут не менее православен, чем православный русский и т.д. В случае с русским этносом национальная идентичность используется как инструмент для политической мобилизации самыми разными силами начиная с попыток адаптировать русскую идею к государственной идеологии и кончая

различными версиями консервативно-националистических течений от сталинистов до православных монархистов. В результате, нормальная идентичность замещается гиперпозитивной этноцентричной, этнодоминирующей или даже фанатичной, этнос консолидируется через самоутверждение и проповедь исключительности. По сути, национальная идентификация становится своеобразным следствием национальной агитации, когда интеллектуалы не ограничиваются теоретическими штудиями, а пытаются активно формировать национальное

самосознание. Идеологи находят в процедуре этнической идентификации тот ритуал, который позволяет выражать солидарность очень больших анонимных общностей и является катализатором социальной активности. Действенность идеологий, замешанных на национально-этническом чувстве, не вызывает сомнений. Отсюда попытки использовать национализм в смеси с коммунизмом, фашизмом, монархизмом, демократией и даже либерализмом. Вопрос состоит лишь в том, насколько можно приручить национализм

В конечном счете, чрезмерная ориентация на этничность закономерно приводит к ущемлению прав личности, ведь рано или поздно встает вопрос приоритет личности независимо от ее этнической идентификации или приоритет общности Холистский национализм, в отличие от либерализма, имеет высокие шансы на популярность среди людей переходного общества он представляется борьбой порядка против хаоса. Этот порядок осознанно вносится в жизнь людьми, объединенными надличной целью возрождением русской

нации, например. Такая цель обеспечивает не только единение человека с другими людьми, но и придает смысл его индивидуальному существованию. Кризис государственности, разрушение привычных ниш бытия, развал СССР, изменение образа жизни все это значительно увеличило число людей, выброшенных из нормальной, монотонной колеи жизни, разбудило их ото сна. Но, проснувшись, люди ищут ответа на последние вопросы вопросы о смысле своего существования. Они легко получают ответ на эти вопросы у идеологий с авторитарной и тоталитарной

окраской, когда личность приносится в жертву целому. Коммунизм, фашизм, национализм могут дать такой смысл жизни миллионам своих последователей. Поэтому вполне рациональная и прагматическая установка идеологов на использование национальных чувств для достижения тех или иных политических целей может разбудить абсолютно иррациональную и непредсказуемую стихию национализма, тем более опасного, когда он является национализмом доминирующей нации как это

обстоит в России с русскими. Многие факты современной жизни говорят о том, что предпринимаются попытки сделать национализм политическим проектом в России. Идеализированная модель великой страны, сконцентрированность на тенденциозно истолкованных образах прошлого и будущего рассматриваются как средство для решения практических политических и экономических задач, придавая им эмоциональную привлекательность.

По сути, национализм становится своеобразной оболочкой для различных идеологических конструкций, которая способствует адаптации этих конструкций к массовому сознанию. И здесь речь может идти не только о Национал-большевистской партии Э.Лимонова или Русском национальном единстве А.Баркашова, но и о более респектабельных Отечестве и КПРФ. Тем не менее, ситуация такова, что единого лидера общенационального масштаба русская

национал-протестная среда пока не выдвинула, что делает ее ресурсом как для радикалов разных окрасок, так и для центристов и партии власти. Говоря о процессе национальной идентификации можно выделить три его основные фазы 1. Фаза этнодифференциации. На этой фазе происходит осознание особенностей своей общности, отличий мы от они. Речь идет об определении этнонима самоназвания, мифологизации прошлого общности, ее почвы территории, языка, культуры, религии. 2.

Фаза выработки авто- и гетеростереотипов. В рамках данной фазы складываются представления о национальном характере, психическом складе, темпераменте типичного представителя общности. Для описания такого типичного представителя обычно используется либо термин модальная личность, либо понятие этноиндивидуальности. 3. Фаза формулирования национального идеала. Эта фаза является своего рода синтезом двух предыдущих, поскольку включает в себя не только оценку

своего этноса, но и представление о его социально-исторических задачах, предназначении, а также о господствующих ценностных ориентациях, специфических для данной общности. Основной функцией национальных идеалов является интеграция общности, остальные же функции коммуникативная, компенсаторная, аксиологическая, прогностическая, адаптационная и другие носят вспомогательный характер. Волкоганова, Татаренко - Этническая идентификация и искушение национализмом httporel.rsl.runettextrussianvolkogonova

ident.html Глава 2. Причины этнического конфликта построение социально-психологической типологии Причины этнических конфликтов мы представляем в виде психологического напряжения, возникающего у членов группы, в сумме порождающего феномен группового напряжения. С точки зрения Л.Козера данная причина относится к нереалистическому конфликту, целью которого является снятие напряжения и который возникает вследствие того, что конфликтная стратегия явилась наиболее доступным

и адекватным ситуации способом снятия группового напряжения. При этом мы считаем, что и та и другая причина не действуют отдельно друг от друга, только в сумме рождая этнический конфликт. Вследствие этого мы рассматриваем их как два аспекта зарождения этнического противостояния. Основанием второго уровня для предлагаемой типологии является разделение существования человека на три уровня личный индивидуальный, групповой социальный и культурный.

Соглашаясь, что выделение последнего уровня является достаточно спорным, мы обосновываем его согласием с позицией К.Гирца определяющего культуру как символическое выражение социального действия, а следовательно как смысл коммуникации, а не саму коммуникацию социальный уровень. Два основания психологическоесоциальное и личностьгруппакультура взаимопересекаясь как показано в таблице 1 дают отдельные группы причин этнических конфликтов.

Таблица 1. Причины этнического конфликта Уровень существования факторовПричины Социальная ПсихологическаяИндивидуальныйИнтересы отдельных личностейНапряжение, вызванное личной ситуациейГрупповой Несовместимые групповые интересыНапряжение, вызванное групповой ситуацией КультурныйНесовместимые культуры Напряжение, вызванное распадом культурной картины мира Рассмотрим отдельно три подвида социальной причины этнических конфликтов.

Первый из них связан с интересами отдельных личностей, ведущих к возникновению противостояния на этнической почве. Мы можем выделить три возможных варианта интересов, отстаивание которых может приводить к конфликтной развязке власть, экономический и коммуникационный интерес. Власть достаточно существенный интерес и ее достижению или сохранению в ряде случаев действительно может способствовать нарастание этноконфликтных процессов в обществе.

Яркий пример этому ситуация в Таджикистане в 90-х годах, где как внутри этническое противостояние так и межэтническая напряженность были спровоцированы борьбой за власть между представителями двух крупнейших кланов. Использование современных средств массовой информации позволяет достаточно быстро и успешно осуществлять этническую мобилизацию. Приведем основные способы социального конструирования этнического конфликта с целью реализации властных интересов. Ъ

Объективация этнических групп и абсолютизация этнических границ. В этом случае об этнических группах начинают говорить как о живом человеке они желают смерти нашему народу, при этом межгрупповые границы описываются как однозначные и не переходимые. Разделяющим маркером может становиться любой атрибут как физического так и социального язык, форма носа, костюм и пр. Ъ Рост этнической диспозиционной атрибуции

В этом случае все происходящее в обществе объясняется этническим фактором.Так в средствах массовой информации, в профессиональном лексиконе правоохранительных органов и даже в научных публикациях часто используются понятия этническая преступность и этнические преступные группы. Смысл этих выражений, похоже, не всегда ясен даже для тех, кто их использует в общем он сводится к тому, что криминальная активность отдельных лиц и коллективов каким-то образом связана с их этнической

принадлежностью. Ъ Распространение конфликтного дискурса. Большинство социальных противоречий начинают объясняться с помощью этнического фактора. Как отмечает А.Осипов в данном случае любое социальное неравенство между этническими или расовыми группами, независимо от того, чем оно вызвано, интерпретируется как институциональная дискриминация или институциональный расизм. Людей убеждают, что они дискриминированы они убеждаются.

Иными словами, социальные отношения переосмысливаются как отношения межгрупповые в этническом или расовом смысле Экономический интерес является важнейшим в социальных процессах. Однако в реальности этнический фактор очень редко является напрямую связанным с экономическими успехами или неуспехами. Воображаемая реальность этнического и объективная реальность экономики сущностно не являются связанными. Наблюдаемая их взаимосвязь, к примеру кавказцы на рынках столицы, является, во-

первых вторичной, т.е. вызванной какими-то третьими факторами это одна из немногих возможных некриминальных работ для приезжих, во вторых является зачастую ситуацией не конкуренции но взаимовыгодного сотрудничества. Так на Таймыре после распада системы северного завоза в начале 90-х свежие овощи появились только с момента переселения туда крупной азербайджанской диаспоры. Коммуникационный интерес можно по-другому обозначить как бытовой.

Конфликты здесь могут возникнуть из-за противоречия повседневных привычек и особенностей поведения. Однако следует подчеркнуть, что если конфликт существует только на этом уровне, он чаще всего быстро разрешается самими противодействующими сторонами. Несовместимые групповые интересы второй подвид социальной причины этнических конфликтов. Можно выделить два варианта групповых интересов, противоречиями в которых наиболее часто атрибуцируют этнические конфликты. Это территориальные и экономические интересы.

Причем в отличие от личных экономических потребностей, групповые репрезентируются в первую очередь не как мои, а как наши и соответственно индивидуальное материальное благополучие не оказывает влияние на возникновение данного интереса ключевым моментом является значимость членства в группе, чьи экономические интересы ущемляются. Территориальные конфликты несколько более сложны. Их возникновение порождает смешение собственно территориальных интересов, заключающихся в стремлении

жить и работать в данном месте, и желания считать это место своим, то есть с потребностью в присвоении окружающего пространства путем распространении личности на окружающую среду. Именно последний аспект на наш взгляд является ключевым в территориальных этнических конфликтах. В свою очередь он тесно связан с идентичностью, поэтому перестает быть в чистом виде социальным и наполняется психологическим содержанием. Третий подвид социальной причины этнических конфликтов - несовместимые

культуры. Это очень частое объяснение происходящего в среде интеллектуалов, оперирующих квазиэтнологическими и поверхностными историческими знаниями, и в результате приходящих к выводу о принципиальной несовместимости кавказцев и русских по той причине что-де культура уроженцев гор склонна к насилию и исторически ее развитие противоречит российской культуре. Однако проблема несовместимости как показывает современная психология является в большей степени мифологической, чем реальной.

Это применимо и к культурным противоречиям. Более того, сама по себе культура не является способом действия, противоречия в которых и рождают конфликт. Вследствие этого можно сделать вывод о том, что культурная несовместимость является опять же продуктом социально конструирования, направленного на реализацию этноконфликтного дискурса с целью осуществления частных интересов отдельных авторов противостояния, в первую очередь, представителей элиты.

Далее перейдем к описанию психологических причин этнического конфликта, рассматривая их на трех выделенных уровнях. Первый подвид данной причины заключается в возникновении у людей напряжений, вызванных личными ситуациями. В результате чего, наиболее успешным путем сброса напряжения становится этнический конфликт. Напряжения, потенциально способные привести к этническому противостоянию могут быть вызваны различными причинами. Обозначим три это базовая враждебность, фрустрация и психологическая травма.

Существование базовых враждебных моделей человеческих взаимоотношений является во многом спорной, но достаточно распространенной идеей в психологии. В одном случае на первый план выдвигается идея биологической обусловленности межгрупповой агрессии, как в концепции внутривидовой агрессии К.Лоренца. В другом случае причиной считается существование инстинктивных психологических побуждений влечение к смерти по З.Фрейду, базовая тревога по К.

Хорни, которые проецируются на внешний мир и, в частности, на чужую группу. В таком случае этнический конфликт является способом канализирования деструктивной энергии, существующей у каждого человека, не единственно возможным, но достаточно успешным и вследствие этого часто возникающим. Теория фрустрации является одним из наиболее распространенных способов объяснения агрессивного поведения в любых ситуациях и в частности, в случае межэтнического противостояния.

Фрустрация традиционно понимается как блокирование достижения желаемой цели, рождающее ответную враждебность, которая может проявляться как непосредственно в ситуации затруднения, так и отсрочено. Также важно, что энергия враждебности в ситуации фрустрации склонна к генерализации, т.е. распространению и на те стимулы, которые не связаны непосредственно с фрустрирующей фигурой, но так или иначе ассоциирующиеся с ней. Таким образом, можно сделать вывод о том, что если человек испытал фрустрацию от члена другой

этнической группы, то он будет проявлять агрессивные действия по отношению к любому другому представителю этой группы. Однако следует заметить, что для вовлечения человека в этнический конфликт наиболее важным является не то, насколько он сам испытывает последствия фрустрации, а возникновение мифа о насилии, которое было причинено группе. При этом конкретный индивид не обязательно должен непосредственно подвергаться фрустрации. Для возникновения постфрустрационной враждебности достаточно субъективного самоощущения

большинства членов этнической группы в целом, что нас фрустрируют - тогда это представление будет транслировано каждому члену этой группы, пусть даже и находящемуся на другой стороне земного шара. Важным здесь является еще и то, что в этой ситуации человеку очень сложно отказаться от проявления насилия по отношению к символу былой фрустрации, ведь в данном случае она не является его личным выбором, а представляется групповой реакцией и соответственно отказ от подобного отреагирования может зачастую

вести к спонтанной или навязанной утрате групповой идентичности. В этом случае человеку необходимо проявить сильный нонконформизм, чтобы не быть вовлеченным в насильственные действия. Психологическая травматизация также является распространенной объяснительной схемой для этнических конфликтов. Наиболее ранние концепции данного подхода связаны с представлением о том, что межгрупповые конфликты являются результатом проекции на другие группы агрессивного отношения к отцу, возникающего

вследствие эдипова комплекса, т.е. эдиповой травмы. Отсюда и непреодолимое желание воевать, отмечает Дж. Кэмпбелл. В отличие от представлений о базовой враждебности здесь возникновение конфликтных потенций непосредственно зависит от особенностей развития и в первую очередь от конструктивного или деструктивного разрешения эдипова комплекса. Распространенность среди членов группы различного рода психологических

травм порождает возникновение у них психологического напряжения на уровне группы интерпретируемого как групповое напряжение. Посредством механизма проекции и способствующего ему социального конструирования негативные эмоции, связанные с данным напряжением, переносятся на подходящую аутгруппу, тем самым, приводя к возникновению этнического конфликта, в случае если объект проекции определяется по этническому признаку. Второй подвид психологической причины этнических конфликтов связан с напряжениями, вызванными групповой

ситуацией. Групповая депривация приводит к возникновению значимого напряжения у подавляющего большинства своих членов. Групповая депривация отнюдь не означает, что в результате каких-либо действий все члены группы однозначно испытывают депривацию каких-либо своих потребностей. По нашему мнению можно говорить лишь про депривацию тех потребностей, которые связаны с существованием группы. Наиболее базовая из них потребность в позитивной идентичности, при переносе на групповой уровень

репрезентируемая как потребность в признании. То есть групповой депривацией может являться только такая ситуация, в которой события, происходящие с группой не могут дать ее участнику реализовать потребность в позитивной идентичности. Так, гонения со стороны большинства могут интерпретироваться меньшинством как подтверждение избранности, а значит, они будут только усиливать ощущение признанности, редуцируя возможность насильственного противостояния. Этнические конфликты в значительной мере представляют собой

именно конфликты признания. Индивиды, чувствующие себя дискриминированными на основании своей этнической принадлежности, вступают в борьбу за признание, причем символическое измерение этой борьбы имеет едва ли не большую важность, чем практическая польза. В этом случае даже реальная фрустрация рассматривается в первую очередь символически как дискриминация, соответственно пути снятия напряжения выбираются такие же действия, направленные на получение символической выгоды.

Ситуацию групповой депривации М.М.Решетников представляет в виде травмы большой группы, определяя ее как наличие в истории этноса массового национального унижения, вследствие чего через какой-то достаточно длительный период десятилетия и даже столетия могут вызреть те или иные ложные идеи или идеи отношения, которые, при наличии сопутствующих условий дополнительных негативных экономических, социальных или политических факторов, затем превращаются в непоколебимую убежденность конкретного народа или этнической

группы в своей правоте, избранности Богом, а также в особой мессианской роли в сочетании с идеями гордости, величия и самопожертвования во имя искупления или отмщения, при этом такая мессианская роль может приобретать самые жестокие формы реализации. Отметим, что рассмотренное выше относилось к последствиям групповой депривации, т.е. носило реактивный характер. Но нельзя отрицать, что на зарождение этнического конфликта влияет также предвосхищаемая ситуация и соответственно предположение о возможной депривации реализации

групповых потребностей. Напряжение, вызванное распадом культурной картины мира в предлагаемой типологии является третьим подвидом психологической причины этнического конфликта. Положение о том, что культура структурирует на самом глубоком уровне индивидуальную картину мира каждого человекам является общепринятым в современных социальных науках. Различия существуют лишь в определениях механизмов данного влияния и взаимосоотнесенности понятий культура

и личность. В нашей ситуации этот вопрос не является ключевым. В любом случае во время резких изменений в культуре у большинства людей как следствие происходит утрата ориентиров, и соответственно они становятся практически неспособными, за отсутствием подходящих моделей, осознать сочетание своих прав и обязанностей. Возникает своего рода идейное замешательство, поскольку привычные образы порядка или теряют актуальность, или оказываются дискредитированы.

Таким образом, распад культуры с неизбежностью ведет к необходимости индивидуальных изменений в картине мира каждого члена группы, что естественно рождает напряжение настолько сильное, насколько значимыми оказываются перемены. Данное напряжение, так как оно охватывает значительно число членов одной этнической группы, зачастую легко может быть канализировано в сторону этнического противостояния, более того, сам этнический конфликт в этом случае может стать элементом культуры, выполняющим свою функцию в общей культурной

системе групп, как это произошло в Палестине и Израиле. Итак, перейдем к рассмотрению системной динамики обеих причин этнического противостояния. Общая схема их взаимодействия по нашему мнению может быть представлена в следующих положениях Реальный конфликт всегда является суммой социальных и психологических причин. Ни одна из них не является первичной, однако наблюдая со стороны общества наиболее заметны именно социальные

причины, а со стороны личности психологические. Внутренняя динамика каждой из причин также является суммарной. Так реальный уровень напряжения в группе будет являться следствием совокупного действия факторов на уровне личности, социальных взаимодействий и культуры. В свою очередь значимое влияние социальной причины возможно только при наличии и личных корыстных интересов представителей элиты и различного рода индивидуальных интересов по поводу группы групповых интересов

значительной части ее членов. Психологическое напряжение, возникающее в группе, либо проявляется в спонтанных внутригрупповых деструктивных действиях, либо направляется с помощью СМИ в сторону этнического противостояния. В свою очередь процесс канализирования напряжения с помощью социальных механизмов реализации интересов зачастую рождает напряжения нового вида, также требующие выхода. Таки образом процесс взаимовлияния психологической и социальной причин этнического конфликта

можно характеризовать как двусторонний и взаимоопосредованный. Ведущим побудительным стимулом к тому, чтобы психологическое напряжение в группе посредством социального конструирования было канализировано в сторону этнического противостояния является субъективное ощущение групповой депривации по этнического признаку. В ином случае массовая социальная мобилизация практически невозможна и межэтническая напряженность будет затрагивать только маргинальные слои группы.11

Хухлаев О.Е Причины этнического конфликта построение социально-психологической типологии httpetnopsy.rutxt.htm Глава 3.Особенности развития межэтнического конфликта В последнее время при попытках анализа той или иной межэтнической конфликтной ситуации в нашей стране все чаще употребляется понятие абсурда. Чувство абсурдности бытия у современного человека нарастает. Состояние разочарования, неосуществления значимых для человека, целых этносов и наций целей, напряжение

и тревога перед будущим, а для многих и безысходность, т.е. то, что З.Фрейд называет фрустрацией, являются основными факторами конфликтных столкновений, в которых раскрывается ужасающая бесчеловечность человека. Конфликт выступает как реакция отдельных индивидов, социальных групп, этносов, наций на абсурдность ситуации, создаваемой современными цивилизационными процессами, прежде всего, процессом модернизации. Модернизация стимулировала раскрытие латентного потенциала конфликтных

отношений между неравномерно развитыми этнонациональными группами. Многие этносы и народности, населяющие это пространство, под напором модернизации вынуждены переходить из традиционного общества в индустриальное. Этот переход сопровождается ломкой жестких регламентаций их социального статуса, изменением в отношениях между центром и периферийными этносами, расами и религиозными группами. Такой переход означает замену всей традиционной системы отношений на открытый соревновательный

выбор в условиях равноправия перед законами рынка. Но неравномерное протекание модернизации, обусловлено неравенством стартовых возможностей в этом процессе, что приводит к конфликтам. К тому же в модернизирующихся этнических группах происходит неравномерное формирование политического и правового сознания, а в наиболее политизированных этносах, действительно или мнимо обделенных из-за своей периферийности, возникает неудовлетворенность государственным центром

как гарантом правозащиты, выливающаяся в форму национализма. А в условиях социальной дезинтеграции, распада традиционных структур и отношений между ними, происходящего под давлением модернизационных процессов, национализм начинает выступать заменителем традиционных ценностей, утративших свое значение. Начинается настоящая этническая лихорадка, в этносах накапливаются элементы агрессивности по отношению к соседям и центру. Из древних пластов первобытной культуры возрождаются

архаические представления о том, что чужой это - это враг, в нем видится только опасность для жизни и роста. Он является воплощением зла. Ожидание от другого этноса враждебных действий несет в себе нравственную санкцию на собственное насилие над ним, что порождает эскалацию насилия, цепную реакцию кровавых столкновений, не имеющих под собой рациональной основы. Местная этнократия для решения своих проблем, чтобы завоевать право распоряжаться богатствами региона, способствует своими действиями возрождению подобного рода иррациональных,

импульсивно-стихийных интенций, исходящих из этнических архетипов, и эффективно эксплуатирует архаичный потенциал своих этнических групп, прикрываясь национальной риторикой и национальными одеждами. Этнизация сознания - это форма отчуждения личности, потеря человеком свободы. Националистическая идеология как раз и направлена на обострение чувства принадлежности индивида к нации, этносу. Она снимает все индивидуальные, личностные особенности человека, подавляет их предполагаемым

признаком. Индивид отождествляется, растворяется в национальном или этническом сообществе, а национализм в своих программных установках всегда направлен на усиление этого отождествления. Индивид в условиях социальной дезинтеграции, ухудшения экономической жизни, социально-психологического дискомфорта, чувствуя свою сопричастность к общей духовной силе, какой представлен ему национализм, полагает, что он обрел себя. Судьба нации превращается для него в высшую моральную и политическую программу,

реализация которой мыслится только за счет интересов других наций и этносов. И если дело дошло до насильственного конфликта при решении такого рода задач, то разумная аргументация, основанная на логике, моральных критериях, становится невозможной. В национальной идеологии конечными аргументами в общественно-политических дискуссиях или конфликтных столкновениях ставятся те, которые направлены на обострение и укрепление приоритета национальных интересов.

Национальная аргументация является единственным высшим критерием оценки происходящих событий, а те критерии, которые не соответствуют укреплению национальных интересов, попросту отбрасываются. Этнический конфликт есть такой тип диадического взаимодействия, непременным условием которого является совокупность представлений оппонентов о себе, о противнике, о социальной среде, в которой происходит конфликт. Именно эти образы, а не сама реальность являются непосредственными детерминантами конфликтного

поведения участников. Если социальные отношения, в которых находится каждый из социальных субъектов, рассматривать как динамическую систему, то конфликт ограничивает, урезает, усекает бытие каждого из участников конфликта, прежде всего тем, что он направляет поток своего существования экзистенцию на борьбу с другим, на преодоление другого. Но, устранив другого, победившая сторона не получает развития, скорее наоборот она обедняет себя тем, что сужается поле ее отношений, устраняется, исчезает одно из

звеньев ее содержательных связей. В этой ситуации, чтобы в дальнейшем сохранить бытие победителя, сторона должна искать оппонента и опять трансформировать свое отношение к нему в конфликт и так до бесконечности. Конфликту предшествует социальное напряжение, из которого возникает предконфликтная ситуация. Социальное напряжение это состояние социальной системы, характеризующееся нарушением равновесия в балансе обмена деятельностью между ее компонентами и сопровождающееся эмоциональными реакциями негативного плана

со стороны субъектов социальных отношений такими как беспокойство, страх, враждебность, агрессивность. Для состояния социальной напряженности характерна ситуация неопределенности, которая является конфликтогенной средой. Для нее характерны крайнее возбуждение субъектов, зачастую переходящее в истерию, порождаемую неясностью перспектив, неуверенностью в смысле и направленности действий. Нельзя игнорировать агрессию как существенный элемент конфликтной ситуации.

Агрессия есть фундаментальный факт человеческого бытия, она существует в форме архетипа и скрыта в глубине человеческой психики. Агрессия является необходимым условием выживания любого вида в мире, где ведется постоянная борьба за более благоприятные условия, территорию, ресурс, власть, лидерство. Биологический шовинизм, присущий всему живому, эволюционируя, при определенных условиях перерастает в социальный. В человеке живет бессознательная установка делить людей на своих и чужих, потенциальных

друзей и врагов. Особенно ярко это проявляется на уровне бытового шовинизма, сопровождающегося усилением ксенофобии, жертвами которой становятся, прежде всего, беженцы, переселенцы и иностранная рабочая сила. Бытовой шовинизм это не идеология определенной социальной группы, а проявление основанной на архетипах и стереотипах универсальной людей фиксировать различия и относится с недоверием к представителям другого этноса. Этнические стереотипы усваиваются человеком еще в детстве, следовательно, бессознательно и некритически.

Впоследствии они проявляются преимущественно на бессознательном уровне. Особенностью бессознательного является эмоциональность, алогичность, т.е. слабая подверженность сознательному контролю за поступками и рациональному осмыслению ситуации. Фоном таких ситуаций бывает обстановка эмоциональной напряженности, взвинченности, нервозности, всеобщего недовольства. Бытовой шовинизм способен в такой момент захватить не только чувства и мысли людей, но

и волю людей, довольно быстро распространяться среди населения, стать причиной мотивации поступков негативной окраски. Для бытового шовинизма характерен двойной стандарт, заключающийся в том, что все, задевающее собственные национальные чувства, воспринимается со злым умыслом, и в то же время мало или совсем не обращается внимание на национальные чувства других, на собственные действия, могущие обидеть представителей других этносов. Проявления двойного стандарта многократно усиливается в ситуации разгоревшегося межэтнического

конфликта.11 Жовтун Д.Т Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума.Социально-гуманитарные знания 2000 1 Межэтнические конфликты отличаются остротой противоборства и жесткостью форм ведения борьбы. Начавшийся конфликт вызывает цепную реакцию, вовлекая в свою сферу все новые и новые людские и иные ресурсы. По образному сравнению В.А.Михайлова, межэтнический конфликт развивается по принципу воронки - на первом этапе происходит образование

воронки противостояния, начинается накопление обид, формируется образ врага - на втором этапе стороны плодят своих антидвойников или недочеловеков - на третьем этапе противостояние перерастает в антагонизм и события отныне разворачиваются по принципу зеркального отражения, когда практически все твои дела и поступки бумерангом возвращаются. В этой войне двойников действие всегда равно противодействию. Здесь уже окончательно пропадают правые и виноватые, остаются лишь бедствующие.11Козырев

Г.И Введение в конфликтологию Уч. пособие для студентов Вузов 2001 М. Одной из форм межэтнических конфликтов является националистический терроризм. По своей сути терроризм есть мотивированное насилие, осуществляемое малыми группами или отдельными индивидами ради достижения конкретно поставленной цели, чаще всего политического характера, и в таком случае террористы претендуют на представительство больших масс классов, социальных слоев, наций, религиозных

и этнических образований. Его можно также характеризовать как современную форму достижения принудительных сделок с государством или с частными лицами, где инициатива принадлежит террористам. Если речь идет о террористическом акте, совершенном отдельным индивидом, то здесь возможно переплетение моральных, психологических, а часто и религиозных факторов. Террорист может понимать, что убийство, похищение людей, пытки несовместимы с моралью, он может чувствовать,

осознавать и переживать свою вину и тем не менее сознательно идти на террористический акт. В этом случае он отдает свою свободу и жизнь группе, организации или семье, как бы отказываясь от собственных моральных ценностей, от своего Я и совести, растворяясь в группе. Его преступление, его вина в данном случае утрачивают для него свое значение. Требования, связанные с интересами и судьбой группы, возвышаются над всеми остальными нормами и нейтрализуют,

обесценивают их. Таким образом, особая опасность терроризма и трудность борьбы с ним заключаются в опустошительном разрушении личности террориста или террористической группы. Данное обстоятельство зачастую не оставляет выбора в предотвращении или ликвидации террора и вынуждает применять по отношению к преступнику средства насилия, вплоть до физического уничтожения.11 Жовтун Д.Т Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума.

Социально-гуманитарные знания 2000 1 Глава 4. Способы урегулирования межэтнических конфликтов С развалом советской империи на всем ее обширном пространстве образовалось множество зон межнационального напряжения, которое при определенных условиях грозит вылиться или уже вылилось в открытые столкновения, в том числе и вооруженного характера, несущие многочисленные жертвы и разрушения. Специалисты насчитывают около 200 такого рода зон, основная часть которых приходится на территорию

РФ. По уровню напряженности их можно подразделить на три основных вида горячие точки, где пролилась или продолжает литься кровь, применено вооруженное насилие и имеются существенные потери человеческих и материальных ресурсов зоны, напряжение в которых находится на грани возможного перерастания в открытые межэтнические противостояния или приближается к ней зоны, в которых межнациональное напряжение уже отчетливо проявилось, но имеет еще достаточно низкий уровень.22

Римаренко Ю Степанов Э Конфликтология межэтнических отношений. Социально-гуманитарные знания 1999 5 Главным условием разрешения многочисленных конфликтов на территории России является общая стабилизация всей системы социально-экономических, политических отношений. Но это не значит, что следует ждать общей стабилизации, не предпринимая никаких мер по разрешению уже существующих и обостряющихся конфликтов. Для того чтобы выработать стратегию управления этническими

отношениями, необходимо на всем полиэтническом пространстве найти общие взаимоприемлемые ценности и нормы. Необходимо выработать общие правила игры, которые. С одной стороны, были бы достаточно универсальными, чтобы охватить ценностно-нормативным полем все многоэтническое общество, а с другой - не ущемляли бы частных традиций, обычаев, ценностей и интересов входящих в полиэтническое пространство этносов. Поэтому возникает вопрос о заключении своего рода общественного

договора между государством и всеми входящими в состав государства этносами. Он должен содержать основополагающие нормы и принципы гарантии безопасности личности этноса, равноправие, запрет на применение насилия при возникновении противоречий, решение конфликтов мирными способами. При это правила игры не должны отдавать предпочтения одному из участников конфликта. Только в этом случае они будут эффективными. Можно использовать посредничество т.е. участие третьей

стороны в урегулировании конфликта и обращение в арбитраж. Крайней формой регулирования межэтнических конфликтов является подавление силой.11 Козырев Г.И Введение в конфликтологию Уч. пособие для студентов Вузов 2001 М. Можно заметить, что эскалация этнополитических конфликтов зависит не столько от дискриминации представителей конкретного народа, сколько от способности ограниченной группы лиц, действующей от имени

этноса, манипулировать массовым сознанием, актуализировать реальные и мнимые интересы народов, превращая их в элемент политической идеологии, основная цель внедрения которой захват власти. Наиболее ярким примером последовательских политических спекуляций на этноконфессиональной основе является успешная деятельность чеченских сепаратистов, опирающихся на хорошо поставленную информационную работу. Лидеры боевиков активно используют в своей пропаганде религиозную терминологию джихад, газават, путь

шахида и другие, однако их идеологическая система не имеет ничего общего с догмами ислама. В связи с этим можно отметить, что средний уровень образованности общества напрямую связан со степенью лояльности его граждан к экстремистским религиозно-политическим учениям чем выше первый, тем ниже второй. Давно доказано, что человек с неразвитым мышлением легче поддается на провокации, более подвержен воздействию манипулятивных технологий и не может предвидеть стратегические последствия своих поступков.

Поэтому знание, а не вера, может стать стратегической преградой на пути распространения различных проявлений экстремизма. Филь М Религия и этнонационализм в постсоветской России Свободная мысль ХХI 2005 7 Заключение Решение этнических конфликтов не лежит в сфере логики. Здесь властвуют эмоции и особенности духовной жизни народов, а соображения прямой выгоды чаще всего отсутствуют. Это трагическое несоответствие логики и эмоций исключает возможность использования основанных

на переговорной технологии форм разрешения конфликтов. История развития человечества свидетельствует, что все уровни его организации семья, коллектив, государство, содружество и т.п. могут эффективно функционировать лишь при безусловном соблюдении выработанных ими политико-правовых и нравственных норм. Центральное место в их системе занимают принципы и нормы по защите прав человека, равноправие и суверенитет народов, их право на свободное самоопределение, территориальная

целостность государств, которые не нарушают права человека и национальных меньшинств, решение межгосударственных и межнациональных конфликтов политическими, мирными средствами. Неуклонное соблюдение этих принципов и норм составляет гарантию прогрессивного развития каждой страны и всего человечества. В наше время, наряду с вышеперечисленными причинами межэтнических конфликтов, появилась новая средства массовой информации. Фокусируя внимание в освещении межнациональных отношений

лишь на фактах из конфликтных регионов, СМИ фактически невольно разжигают межнациональные страсти. Государство должно создавать максимальные условия для свободного развития этносов и формирования национальной терпимости, используя при этом системы воздействия средствами массовой информации, законодательные акты и т.п. Список литературы 1.Волкоганова, Татаренко - Этническая идентификация и искушение национализмом httporel.rsl.runettextrussianvolkogonova ident.html 2.

Жовтун Д.Т Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума.Социально-гуманитарные знания 2000 1 3. Козырев Г.И Введение в конфликтологию Уч. пособие для студентов Вузов 2001 М. 4. Корелин А.А Сборник тестов 2002 5. Римаренко Ю Степанов Э Конфликтология межэтнических отношений.

Социально-гуманитарные знания 1999 5 6. Филь М Религия и этнонационализм в постсоветской России Свободная мысль ХХI 2005 7 7. Хухлаев О.Е Причины этнического конфликта построение социально-психологической типологии httpetnopsy.rutxt.htm ТЕСТ А. АССИНГЕРА Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими. Подчеркните ответ I. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта

А. всегда В. иногда С. никогда II. Как вы ведете себя в критической ситуации А. внутренне кипите В. сохраняете полное спокойствие С. теряете самообладание III. Каким считают Вас коллеги А. самоуверенным и завистливым В. дружелюбным С. спокойным и независтливым IV. Как вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность

А. примете ее с некоторыми опасениями В. согласитесь без колебаний С. откажетесь от нее ради собственного спокойствия V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу А. выдадите ему по первое число В. заставите вернуть С. спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь VI. Какими словами

Вы встретите мужа жену, если он она вернулся с работы позже обычного А. что это тебя так задержало В. где ты торчишь допоздна С. я уже начала волноваться VII. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля А. стараетесь ли обогнать машину, которая показала вам хвост В. вам всеравно, сколько машин Вас обошло С. помчитесь с такой скоростью, чтоб никто не догнал вас

VIII. Каким Вы считаете свои взгляды на жизнь А. сбалансированными В. легкомысленными С. крайне жесткими IX. Что Вы предпринимаете, если не все удается А. пытаетесь свалить вину на другого В. смиряетесь С. становитесь впредь осторожнее X. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи А. пора бы уже запретить им такие развлечения

В. надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать С. и чего мы столько с ними возимся XI. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому А. и зачем я только на это нервы тратил В. видно, его физиономия шефу приятнее С. может быть, мне это удастся в другой раз XII. Как Вы смотрите страшный фильм А. боитесь В. скучаете

С. получаете искреннее удовольствие XIII. Если из-за дорожной пробки Вы опаздываете на важное совещание А. будете нервничать во время заседания В. попытаетесь вызвать снисходительность партнеров С. огорчитесь XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам А. обязательно стараетесь выиграть В. цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым

С. очень сердитесь, если не везет XV. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе А. поговорите с учителем В. устроите скандал родителям малолетнего преступника С. посоветуете ребенку дать сдачи XVI. Какой, по вашему, Вы человек А. средний В. самоуверенный С. пробивной

XVII. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извинятся перед Вами А. простите, это моя вина В. ничего, пустяки С. а повнимательнее Вы быть не можете XVIII. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане А. стерпите, избегая скандала В. вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание С. отправитесь с жалобой к директору ресторана

XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи А. когда же, наконец, будут приняты конкретные меры В. надо бы ввести телесные наказания С. нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели XX. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное вы предпочитаете А. тигра или леопарда

В. домашнюю кошку С. медведя Теперь внимательно посмотрите подчеркнутые ответы. Суммируете номера ответов. Варианты ответовОценки результатов по вопросам А Результаты 45 и более очков. Вы излишне агрессивны, притом нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих верхов, рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. 36-44 очка.

Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности. 35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же решительность вам не помешает. Если по 7 и более вопросам вы набрали по три очка и менее чем по 7 вопросам по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее всего разрушительный характер.

Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.