Реферат по предмету "Разное"


§ Грани культуры Цель

§ 9. Грани культурыЦель: создать условия для формирования знаний о разновидностях культуры, понятиях элитарная культура, массовая культура, субкультура, контркультура содействовать развитию интеллектуальных качеств, умению анализировать, сравнивать, высказывать вою точку зрения способствовать развитию научного мировоззрения, вызвать чувство уважения и интерес к разным типам духовной культуры, к личности, вызвать интерес к культуре родног .ОргмоментАктуализация знанийПочему, на ваш взгляд, понятие культура нельзя определить однозначно?работа в парах Правила поведения (1), предметы домашнего обихода (2), эталоны (3), ритуалы (4), мифы (5), идеи (6), символы (7), язык (8), знания (9), познавательная деятельность (10), нравственность (И), художествен­ная культура (12), религия (13), храмы и жилые дома (14), орудия труда (15), одежда (16), военная техника (17), средства передвижения (18), компьютеры (19), культура труда и материального производства (20), культура быта (21), право (22), культура места жительства (23), культура отношения к собственному телу (24), педагогика (25).Подумайте над высказыванием и ответьте на вопросы. «Культура — это итог всех достижений отдельных лиц и всего че­ловечества во всех областях по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».А. Швейцер Как в культуре связано индивидуальное и общественное? Что является достижением культуры? Как его можно распознать? Как связаны достижения культуры и самосовершенствование че­ловека?стр.71 вопр.Сообщение темы и целей урокаИзучение новой темыЭлитарная культура и культурная элита. Элитарная культура – это субкультура привилегированных групп общества. Она характеризуется принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Создается она социальной элитой либо по ее заказу профессиональными творцами культурных ценностей. Как правило, элитарная культура оторвана от культурных запросов средне образованных людей, безразлична к жизни своего народа. Наоборот, представители культурной элиты берут на себя ответственность за высшее культурное развитие того общества, в котором живут. Они не боятся труда и даже рискуют своим благополучием, отстаивая свои идеалы и творческую независимость. Таким был великий русский поэт А.С. Пушкин, который искренне желал быть «любезным народу», но не стремился, слившись с ним, утратить свою индивидуальность.^ Массовая культура. Под массовой культурой иногда понимают низкопробную музыку, навязчивую рекламу, «желтую прессу» и прочие проявле­ния культуры «третьего сорта». На самом деле феномен массовой культуры гораздо сложнее, и за ним явлением стоят самые се­рьезные социальные процессы. Массовая культура ориентирована на потребности большинства людей в их повседневной жизни. Она, может быть не требует изысканного вкуса, зато она доступна и понятна всем, независимо от уровня образования, возраста и национальности. Массовая культура ярко проявила себя в США на рубеже XIX и XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу: «Если Рим дал миру право, Англия – парламентскую деятельность, Франция – культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру». Газеты, кинематограф, радио, телевидение, компьютерные сети превратились в наши дни в механизмы распространения и функционирования массовой культуры. В отличие от элитарной культуры она обладает большей аудиторией, а в отличие от народной – продукты массовой культуры всегда имеют своего автора. Однако массовая культура не имеет традиций, она не связана с определенной религией или интересами какой-то одной социальной общности. Вкусы, которые выражает и обслуживает массовая культура, столь быстротечны, что традиции не успевают сформироваться. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. В результате развития массовых форм культуры нередко происходит обесценивание высокой духовности, расшатывание или даже крушение моральных устоев. В современном мире массовая культура охватывает практически все сферы жизни общества. Основными направлениями и проявлениями массовой культуры выступают: 1) субкультура детства (промышленно производимые игрушки, сложные компьютерные игры и т.п.); 2) средства массовой информации; 3) система стимулирования потребительского спроса (мода, реклама); 4) индустрия формирования имиджа и улучшения физических данных индивида (культуризм, аэробика, фитнес, парфюмерия, косметическая медицина и т.д.); 5) индустрия развлекательного и оздоровительного досуга (дискотеки, туризм, шоу-индустрия и др.); 6) массовая художественная культура (приключенческая, фантастическая, «бульварная литература», некоторые жанры кино, карикатура, комиксы в изобразительном искусстве, поп-музыка, спорт как зрелище и др.). ^ Народная и профессиональная культура. Народная культура вырастает из повседневной трудовой деятельности, непосредственного общения людей, традиционной организации их досуга. Известная мысль о том, что народ создает музыку, а композиторы лишь ее аранжируют, оформляют, точно выражает суть народной культуры. Народная культура впитала в себя древнейшие представления о мире, религиозные идеи и ритуалы. Все это получило свое отражение в произведениях фольклора – сказках, песнях, танцах, мифах и легендах. Вместе с тем народная культура изменяется, обогащается по мере развития общества. Важную роль в развитии народной культуры сыграло юмористическое восприятие окружающего мира, различных жизненных явлений. На этой основе развились и существуют народный анекдот, басня, сатирическая песня, скоморошество. Особое значение в странах Запада приобрели карнавалы – массовые театрализованные народные гулянья. Благодаря карнавальным шествиям обряженных в маски людей в средневековом обществе снималось внутреннее напряжение, поддерживался классовый мир. Народная культура стала основой для формирования основных ценностей, принципов и традиций современной национальной культуры. В ходе истории возникла и та культура, которую принято на­зывать «высокой», профессиональной. Ее создают выделившиеся из общей массы людей творцы или деятели культуры. Обычно они получают специальную подготовку; очень важны, конечно, одаренность и напряженный труд. Когда художник смог зарабатывать себе на жизнь только живописью, ученый – наукой, инженер – созданием и совершенствованием технологий, машин и механизмов – вот тогда и появились соответствующие разновидности профессиональной культуры. Свершения «высокой» культуры имеют своих авторов, их уникальность оставляет неизгладимый след в культурном процессе. В них и через них наиболее глубоко выражаются дух народа, существенные черты эпохи. Достижения профессиональной культуры широко используются в жизни людей, которая в наши дни немыслима без опоры на результаты труда ученых, инженеров, врачей, скульпторов, композиторов, театральных деятелей и т.д.^ Доминирующая культура, субкультура и контркультура. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей, или господствующей, культурой. Субкультура — это мини-культура в общей культуре данного народа, подсистема доминирующей культуры, характеризующая образ жизни и ценности некоторых социальных групп. От доминирующей культуры субкультура отличается особенностями форм общения, языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Творцом субкультуры является социальная группа, представители которой стремятся выделиться из общей массы людей. Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный и демографический статус (например, молодежная субкультура), этническое происхождение, религия, место жительства. Порой большинство общества относится к той или иной субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым в принципе субкультурам ученых или военных. Контркультура противостоит доминирующей культуре, то есть связана с отрицанием принятых в обществе ценностей, норм и правил. Известна такая разновидность контркультуры в западном обществе, как богема, а наиболее яркий пример в ней – хиппи 60-х годов ХХ в., которые вели асоциальный и аморальный образ жизни, протестуя тем самым против войны. Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и трудноразрешимых конфликтов в обществе. Иногда эти ценности и воззрения со временем проникают в господствующую культуру, изменяя ее. Так, длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили здесь широкое распространение в американском обществе. От культуры и контркультуры следует отличать вандализм, состоящий в разрушении культурных ценностей.^ Культура в повседневной жизни. В жизни людей культура выполняет функцию, подобную той, которую в жизни животных выполняют генетические программы поведения или же инстинкты. Мы живем в культуре, как бы погружены в нее. Для иллюстрации приведем известную восточную притчу. Маленькая рыбка сказала морской королеве: «Я постоянно слышу о море, но что такое море, где оно — я не знаю». Морская королева ответила: «Ты живешь, движешься, обитаешь в море. Море и вне тебя, и в тебе самой. Ты рождена морем, и море поглотит тебя после смерти. Море есть твое бытие». Культура пронизывает всю повседневную жизнь человека. В ней можно выделить следующие области:культура труда: творческий труд и ответственное отношение к своим трудовым обязанностям является основой плодотворного развития личности; культура быта: организуя и совершенствуя свой быт, человек преобразует самого себя, делает лучше, прекраснее ту часть окружающего мира, с которой он особенно тесно связан; культура отдыха: в свободное от работы время человек занимается развитием своей души, приобщаясь к достижениям музыки, изобразительного искусства, литературы, путешествуя, общаясь с природой и т.д. физическая культура: тело человека – это важная часть нашего мира, и забота о нем – это составная часть заботы о мире в целом. Все эти области культуры тесно связаны друг с другом. Они составляют целостное пространство человеческой жизни. Так, от характера труда и его результативности зависит организация быта; с бытовыми условиями связана организация отдыха, а от направленности на определенный тип отдыха зависит уровень развития физической культуры человека – и т.д. Проявления культуры в повседневной жизни значительно различаются в городе и деревне. ^ Городскую культуру характеризуют широкие возможности выбора учреждений досуга и быта (парки, аттракционы, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, картинные галереи, выставки, танцевальные залы и т.п.). Сталкиваясь с огромным количеством незнакомых друг другу людей, человек чувствует себя более свободным и раскованным. В то же время он получает возможность целенаправленно создавать или выбирать круг общения по интересам. Отличительной особенностью городской культуры можно назвать и «одиночество в толпе», возможность долго ни с кем не общаться.^ На сельской культуре сказывается загруженностью аграрным трудом в течение всего года. Вместе с тем ее отличает большое внимание к народным праздникам, обычаям и обрядам. Для нее характерны доверительные личные отношения, пристальный неформальный контроль за поведением каждого человека, учет общественного мнения при принятии индивидуальных решений. Создание в нашей стране агрогородков призвано расширить возможности культурного выбора жителей деревни, реализации их культурных запросов, обеспечить качественное совершенствование всего образа жизни сельчан. Закрепление(работа по опоре)^ Грани культуры Культура и культ. В самом общем виде культуру можно определить так: Культура – это все то, что не природа. Это все, что сделано руками человека.Культура – это тот искусственный мир, который человек создает, чтобы поддержать себя в своем искусственном, то есть человеческом состоянии. Две точки зрения на происхождение понятия слова «культура»: Культура - от латинского слова «культивировать» - обрабатывать почву. Культура производна от слова «культ» - от совокупности религиозных, ритуальных действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, «общался» с ними. Культура имеет глубинные сакральные нормы. Культура является: Живой Динамичной РазвивающийсяКУЛЬТУРАß ß à à Народная↓ Элитарная↓ Массовая↓ Професиональная↓ эпос народа, то, что создавалось веками, традиции и обычаи народа. Это сказания, былины, песни, которые до сих пор у всех на устах, т.к. это наша культура культура сложная по содержанию и трудная для неподготовленного восприятия. Произведения, созданные в рамках этой культуры, рассчитаны на людей, тонко разбирающихся в искусстве понятная, лёгкая для восприятия культура, популярная, или, как её называют, поп-культура. Она понятна и доступна каждому, над ней не надо задумываться культура, развивалась благодаря усилиям специалистов на решение задач определённого типа- научных инжинерных ? Приведите примеры каждой культуры ?È È È È È È È È È È È È È È È È È È È È ÈНи одна культура не противоречит другой. Все эти культуры взаимосвязаны, они взаимообогащают друг друга, помогают друг другу развиваться и Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознает и чувствует внутреннею форму, внутренний нерв культуры, ее стиль.Задания. С какого момента человек становится культурным: Когда научился вести себя в обществе, соблюдать все правила приличия? Когда получает образование или профессию? Когда сам становится способным развивать культуру дальше, создавая культурные продукты?Почему массовое общество и массовый человек появляются только в XX веке?Некоторые выводы: 1. Культурная элита несет ответственность за духовное развитие общества; ее творческие достижения нацеленные на подъем культуры народа. 2. Контркультура находится в конфликте с ценностями доминирующей культуры и часто выступает как протест против негативных явлений в жизни общества. 3. Народная культура представляет собой основу для развития современной национальной культуры. 4. С деятельностью творцов профессиональной культуры связаны прорывы в будущее, принци­пиальные инновации, которые оставляет значительный след в общем культурном процессе. 5. Субкультура определяет стиль и образ жизни, потребности и склонности, ценностную иерархию определенных социальных групп и отличается особенностями форм общения и языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. 6. Культура труда, быта, отдыха, физическая культура составляют целостное пространство повседневной человеческой жизни .Вопросы 1. Кто, на ваш взгляд, составляет культурную элиту в нашем обществе? 2. Назовите основные проявления массовой культуры. Является ли, на ваш взгляд, молодежная субкультура феноменом массовой культуры? 3. Выдающийся русский философ М.М. Бахтин сравнивал средневековый карнавал с выниманием затычки из винной бочки, благодаря чему ее не разрывают скопившиеся там винные пары. Как вы это понимаете? 4. Является ли субкультура неонацистов контркультурой применительно к ситуации в современном обществе? Приведите свои примеры контркультуры. 5. По мнению современного испанского философа Х. Ортега-и-Гассета, есть два типа людей: 1) те, «кто строг и требователен к себе, берет на себя труд и долг», и 2) те, «кто доволен собой, кто живет без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, кто плывет по течению». Кого из них вы отнесете к элите, а кого – к представителям «массы»? 6. Как, на ваш взгляд, соотносятся лозунги «Искусство должно быть понятно народу» и «Искусство должно служить народу»?6.Контрольно-оценочный этап Рефлексия Подведение итогов Домашнее задание (П.9, стр79 вопр., сообщение по выбору учащихся о субкультуру)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нахождение кротчайшего остова ориентированного графа, используя алгоритмы Краскала и Прима
Реферат 19 апреля ученики 3в класса с классным руководителем Селифановой Е. В. посетили Российский Академический Молодежный Театр
Реферат Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия (на примере ОАО Нижнекамскшина)
Реферат Ание и изучение оригинального библейского языка в Киевской духовной академии рассматривается как специфическая характеристика развития отечественной библеистики
Реферат Способы получения сложных эфиров. Конденсации формальдегида с изобутиленом. Различные способы получения фенола
Реферат Педагогические условия обучения младших школьников элементам игры в баскетбол
Реферат 1. Орган, який надає послугу служба у справах дітей Хмельницької міської ради, 29000, м
Реферат Заселение юго-востока Белгородской области в XVIII веке
Реферат Ідеальні цикли поршневих двигунів внутрішнього згоряння
Реферат Порівняння роботи сили пружності із зміною кінетичної енергії тіла
Реферат Экологический туризм и его развитие в республике Башкортостан
Реферат The transition from selling to managing
Реферат 16-17 мая специальная программа музеи, выставочные залы государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»
Реферат Перспективные направления развития услуг санатория-профилактория Березки
Реферат Борьба с пережитками удельной эпохи при Иване III и Василии III и установление монархического абсолютизма