Реферат по предмету "Спорт"


Педагогические условия обучения младших школьников элементам игры в баскетбол

--PAGE_BREAK--Затем следует научить детей правильно держать мяч обеими руками на уровни груди, пальцы должны быть расставленными, кисти лежать сзади – сбоку, мышцы рук расставлены. Важно научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста.
После того как дети научатся правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадки, можно учить их ловить мяч обеими руками. Выполнение ловли мяча и других элементов баскетбола в разных условиях в сочетании с другими действиями способствует совершенствованию изучаемого действия, умению в дальнейшем самостоятельно применять его в игровых ситуациях.
Параллельно ловле мяча необходимо обучать детей и передачи мяча двумя руками от груди с места. Детей следует научить передавать мяч из правильной стойки, держа его двумя руками на уровне груди.
На первых порах при передаче мяча большинство детей старается толкать его обеими руками, широко разводя локти в сторону. В процессе обучения передачи мяча необходимо напоминать детям, что локти следует опустить около туловища; стараться бросать на уровне груди партнера; мяч следует сопровождать взглядом и руками.
Одним из наиболее важных действий с мячом является ведение. Оно позволяет игроку, владея мячом, перемещаться по площадке. На начальном этапе обучения детям семилетнего возраста были доступны ведение мяча с высоким отскоком. При этом ребенок научится держать спину. После этого появляется возможность «посадить ребенка на ноги», т.е. научить его передвигаться на полусогнутых ногах. В дальнейшем ребенок легко усваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой и с изменением направления.
Наиболее распространенным недостатком ведения мяча на начальном этапе обучения является стремление детей семи лет бить по мячу расслабленной ладонью, не включая в работу предплечье. Рука с согнутыми пальцами ударяет по мячу сверху. В результате систематического обучения ведения мяча у детей вырабатывается умение успешно управлять мячом даже без зрительного контроля, передвигаясь приставным шагом, изменяя темп бега.
Передачи мяча и броски его в корзину являются сходными по своей структуре движениями. Поэтому обучение броскам мяча следует ограничить этими же способами – бросками двумя руками от груди и одной рукой от груди. С самого начала обучения надо обратить внимание на то, чтобы дети бросали мяч, стоя в правильной стойке, прицеливаясь, сопровождали мяч взглядом, не выводили локти в стороны.
Для сознательного отношения ребенка к действиям, недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать ребенку возможность упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей, у ребенка возникает сознательное отношение к действиям, умению целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.
Цель углубленного разучивания заключается в формировании полноценного двигательного умения. Здесь следует уточнить двигательное действие, как в основе, так и в деталях техники передвижений, ведения, передач мяча. На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств: применяются упражнения для закрепления мышечной системы с учетом особенностей техники баскетбола; используют подводящие упражнения, которые позволяют подготовить детей к освоению основного действия.
Подводящие упражнения представляют собой «игру по овладению мячом», техникой: ведение мяча, бросание партнеру команды, бросание в стену, в цель, кидания в кольца.
Когда школьники овладеют техникой баскетбола нужно переходить к этапу закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель этого этапа – двигательное умение перевести в навык. Эта цель решается с помощью следующих задач: добиться стабильности, автоматизма выполнения передвижений, различных действий с мячом. Довести до необходимой степени совершенства основные элементы техники передач, ведения мяча.
На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых условиях. Следует менять или усложнять правила игровых ситуаций. В целях совершенствования бросков и ведения нужно применять корзины разной высоты, поточное выполнение бросков и ведения в сочетании с прыжками, передачами и другими упражнениями. Также нужно увеличить скорость заданных движений.
Таким образом, в процессе обучения элементам игры в баскетбол ставится задача: научить управлять своими действиями. Процесс обучения строится последовательно от простого к сложному, в порядке, зависящем от изучения технических приемов того или иного раздела техники игры.
Проведение физкультурных упражнений благоприятно воздействует на приобретение детьми навыков игры в баскетбол. Дальнейшими действиями должны быть – обучение методике игры в баскетбол, что рассмотрено в следующем пункте главы.

1.3 Методы и формы обучения младших школьников игре в баскетбол
Процесс обучения младших школьников в баскетбол направлен на вооружение учеников знаниями, умениями, навыками, постоянное их развитие и совершенствование, формирование системы знаний по вопросам техники, стратегии, тактики, правил игры и т.п.
Решение задач обучения предполагает вооружение занимающихся широким кругом знаний об игре.
Значительное место в обучении занимает не только развитие физических и моральных качеств, но и формирование специальных умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть в значительной мере. Занимающиеся должны научиться рационально пользоваться приобретенными навыками, опираясь на знания и умения. В этом суть процесса обучения.
Освоение двигательных навыков предполагает такую степень владения движениями, когда управление ими осуществляется автоматизировано. Как известно, в основе навыка лежит система закрепленных связей, для образования которых необходимо многократное повторение их в определенных условиях. Однако степень этих связей должна обеспечить возможность свободного варьирования элементами движения.
Обучение техническому приему и индивидуальным тактическим действиям должно идти параллельно. В начале технику изучают раздельно по приемам. В дальнейшем изолированные приемы объединяют в игровые действия, в которые могут входить два и более разных приемов.
Приемы техники нападения изучают раньше, нежели приемы защиты.
В процессе формирования двигательного навыка выделяют самостоятельные стадии, которым соответствует тот или иной этап обучения. Принято выделять 3 стадии:
1.                формирование начального умения, когда ученик овладеет основами движения, его структурой;
2.                уточнение системы движений;
3.                совершенствование навыка.
Особенно важна на каждой стадии последовательность постановки педагогических задач, необходимо чтобы, прежде всего:
-        освоили исходное положение, из которого выполняются движения;
-        знали, какие части тела принимают участие в этих движениях, и каковы их направления, амплитуда, согласованность во времени и в пространстве;
-        выполняли движение по оптимальным амплитудам в удобном темпе;
-        сохраняли точную структуру движения и освоили его детали;
-        приступили к совершенствованию движений.
При изучении сочетаний приемов основное внимание уделяют связкам, если приемы сочетаются по принципу цепочки, когда один прием следует за другим. В связке изучают переход от одного приема к другому, где видоизменяются конечные движения предыдущего приема и начальные следующего.
При овладении двигательными действиями, в которых приемы сочетаются не последовательно, а одновременно, когда один становится фоном другого (например, передача мяча во время бега), изучают согласованность разученных ранее по фазам движений, часто для этой цели используют подводящие упражнения.
При освоении тактики игры ставят цели:
— научить целесообразному использованию изученных приемов и взаимодействию с другими игроками в зависимости от обстановки;
— научить умению создавать наиболее выгодные ситуации для другого игрока, позволяющие ему действовать более эффективно.
Изучая любой прием техники или тактическое взаимодействие, необходимо последовательно переходить от одних педагогических задач к другим, основываясь на физиологической природе формирования двигательных навыков.
Ознакомление с приемом. Оно начинается с создания представления о нем. Занимающиеся должны иметь перед собой образец, который следует воспроизвести. Для этого им нужно не только сообщить сведения о приеме, о его месте и значении в игре, но и дать возможность получить первые двигательные ощущения, возникающие при выполнении движений. В задачу обучения на данном этапе входит:
-        выявление знаний ученика об изучаемом предмете, а также ощущений, имеющихся в его двигательном опыте;
-      сообщение предварительных сведений об изучаемом приеме – его месте и значении в игре, основном назначении и наиболее эффективном применении и т.п.
-      создание зрительного и двигательного представления о правильных движениях и их последовательности.
Эти задачи решаются с помощью наглядного и словесного методов и самостоятельного выполнения упражнений.
В зависимости от изучаемого материала и задач обучения можно использовать, схемы, фото, видеомагнитофонные записи и т.п.
Основное внимание в обучении младших школьников игре в баскетбол направлено на воспитание осознанного восприятия и выполнения двигательных действий, на формирование четкости при выполнении наиболее существенных элементов движения.
В тех случаях, когда элементы движений, упражнения с мячом выполняются детьми неуверенно или дается в новой комбинации, целесообразно показать и объяснить их, учитывая двигательный опыт детей, можно показ проводить одновременно с объяснением.
Время о времени нужно возвращаться к показу хорошо известных упражнений, так как для совершенствования движения необходима точность, четкость выполнения каждого элемента.
Таким образом, по мере освоения движений целесообразно варьировать сочетание наглядных и словесных методов обучения, давать показ всего упражнения с объяснением; частичный показ с пояснением; описание упражнения без показа; установку на мысленное воспроизведение упражнение и его описание детьми, затем показ всего упражнения с пояснением отдельных сторон.
Необходимо также ознакомить детей с правилами игры, техникой игры.
После рассмотрения проблем обучения младших школьников игре в баскетбол, специальных занятий, упражнений по подготовке детей к обучению игре можно переходить к рассмотрению условий обучения игре во второй главе.

Глава 2.Педагогические условия обучения младших школьников игре в баскетбол 2.1 Использование игрового метода как условие обучения игре в баскетбол
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали в древности. В современной школе для активизации и интенсификации учебного процесса используют игры.
С раннего детства игра является основным видом деятельности; и в младшем школьном возрасте, дети еще не выросли из игры; хотя основной их деятельностью становиться ученье. Для них характерна яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами.
Важно учитывать это стремление детей к игре и использовать при обучении на уроках физической культуры. При обучении баскетболу младших школьников обязательно должна присутствовать игра [1]
В ролевых играх и эмпатия, и рефлексия также являются важнейшими характеристиками, определяющими успешность игрового процесса. Это важно при обучении игре в баскетбол. Находясь в воображаемой роли, необходимо чувствовать ролевые переживания напарника, что благоприятно сказывается на команде играющей сплоченно.
Наиболее явственно особенности стратегии поведения проявляются в этих играх, партнеры должны одновременно  ориентироваться и в реальных и в игровых взаимоотношениях.
Организуя сюжетные игры в детском коллективе, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе детей через их игровые взаимоотношения путем продуманного распределения между детьми игровых ролей.
Игровая форма проведения занятия является основной методикой обучения младших школьников игре в баскетбол. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки. Сами движения должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы. В педагогической практике наиболее распространены виды занятий, в которых игры и упражнения сочетаются. Занятия по обучению игре в баскетбол отличаются многообразием форм проведения. На начальном этапе обучения иногда целесообразно применять свободные действия и любимые игры детей (с мячом), пользуясь имеющимся разнообразным оборудованием на площадке. Можно предложить следующие игры: «За мячом», «Поймай мяч», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Борьба за мяч», «У кого меньше мячей», «Мяч ведущему», «Мяч в воздухе», «Передал — садись», «Перестрелка» (см. приложение).
Таким образом, игровой метод служит необходимым условием при обучении игре в баскетбол.  Игра создает благоприятный эмоциональный настрой детей; дает возможность обучать игре даже тех, кто не хочет или не может (в силу своих недостаточно развитых коммуникативных способностей) играть в баскетбол. Через игру учитель может сплотить детский коллектив. В игровой ситуации дети лучше осваивают элементы баскетбола, нарабатывают навык владения мячом.
Насколько интересно увлеченно будет игра, настолько сплоченнее, качественнее будут играть в баскетбол дети.
Также важно привлекать к работе с детьми родителей; сотрудничество педагогов и родителей при обучении баскетболу – важное условие обучения детей игре в баскетбол. Это рассмотрено в следующем пункте главы.

2.2 Взаимодействие педагогов и родителей как условие обучения игре в баскетбол
В воспитании и обучении детей огромное значение имеет не только школа, педагоги, дом и родители, но их взаимодействие как фактор, условие обучения и воспитания, в частности обучение игре в баскетбол.
Воспитание детей – конституционная обязанность родителей. Они призваны всемирно, укреплять авторитет школы, педагогов, стимулировать их к обучению, приучать к дисциплине дома и в школе, заботиться об их физическом развитии, стимулировать их к учению. Школа должна использовать эту помощь со стороны родителей. В свою очередь педагоги должны оказывать влияние на жизнь учащихся в семье. Это осуществляется через различные формы организационно педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собрания и конференции. Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам. Более оперативной формой организационно-педагогической работы с родителями является собрание родителей учащихся отдельных классов. В ходе собрания классный руководитель выдвигает перед классом ту или иную воспитательную задачу, проблемы физического развития детей, ему необходимо привлечь к их решению также родителей. Если родители будут знать, какие воспитательно-оздоровительные проблемы решаются в классе и хорошо представлять, какая помощь требуется от них, они будут работать в одном направлении с педагогом. Полезно родительские собрания проводить вместе с учащимися. В таких случаях создается особая психологическая атмосфера, повышающая ответственность, как детей, так и родителей за решение поставленной задачи. В системе взаимодействия родителей и педагогов значительное место занимает деятельность спортивных родительских комитетов – общешкольных и классных, они благоприятно воздействуют на обучение баскетболу.
Важную роль во взаимодействии педагогов и школы играет индивидуальная работа. Формы этой работы и влияние родителей чаще всего требуют принятия соответствующих мер со стороны семьи и школы по улучшению воспитания учащихся, работы по физическому воспитанию. В этих случаях учителя совместно с родителями анализируют причины недостатков в обучении спортивным играм школьников и намечают пути их преодоления. Весьма важна роль индивидуальной работы с родителями тех учащихся, которые проявляют интерес и способности к занятиям по физической культуре, игре в баскетбол. Контакт с родителями таких учащихся направлен на то, чтобы родители, заботясь о развитии физических задатков детей и создавая для этого необходимые условия для развития ребенка в данной области. Укреплению воспитательных функций способствует совместный интерес к физкультуре и баскетболу в частности. Детей привлекают к занятиям в спортивных секциях, спортивных школах, к участию в соревнованиях. Также в школах  в системе физического воспитания организуются физкультурные кружки, экскурсии, туристические походы, праздники и спартакиады, с элементами игры в баскетбол.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Видение невидимого
Реферат Вплив мобільних телефонів на організм людини
Реферат Исторические этапы теории менеджмента. Современные школы
Реферат Инфляция природа измерение социально экономические последствия
Реферат Перехід українських націоналістів на антинімецькі позиції
Реферат Озвучення проблеми політеїстичності у романі Івана Єфремова Таїс Афінська ілюстративна графіка
Реферат Рамнузиум двухцветный
Реферат 1. 3 Содержательная характеристика понятия «готовность к обучению в средней школе», основные проявления и факторы школьной дезадаптации
Реферат Психические особенности у подростков связанные с пенитенциарным стрессом
Реферат «лицейский компонент на уроках английского языка»
Реферат Авлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя
Реферат Поиск информации в Интернете по теме "Учет амортизации (износа) основных средств"
Реферат Pippin
Реферат Кримський природний заповідник
Реферат Іманентність жінки у прозі О. Забужко та Н. Зборовської 90-х років ХХ століття