На правах рукописи УДК 368.914ББК 65.271С - 467 СКУРОВА Анна Васильевна РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Специальность 08.00.14 – «Мировая экономика»АВТОРЕФЕРАТ диссертациина соискание ученой степеникандидата экономических наук Москва 2011 г. Работа выполнена на кафедре «Мировой экономики» Всероссийской академии внешней торговли^ Научный руководитель: Долгов Сергей Ивановичдоктор экономических наук, профессорОфициальные оппоненты: Захаров Александр Николаевичдоктор экономических наук, профессор^ Миляева Марина Борисовна кандидат экономических наук, доцентВедущая организация: Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институтЗащита состоится «____» _________2011 г. в _____ на заседании Диссертационного совета Д 227.002.01 при Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) по адресу: 119285, г. Москва, Пудовкина, д. 4а, конференц-зал.^ С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийской академии внешней торговли.Автореферат разослан «____» ___________ 2011 г.Ученый секретарьДиссертационного советадоктор экономических наук,профессор Ю.А. Савинов ^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Важной социально-экономической проблемой большинства промышленно развитых государств является процесс повышения доли граждан пенсионного возраста в составе населения и необходимость выплаты им из бюджета возрастающих сумм пенсионных пособий. Этот процесс ведет объективно к повышению социальной нагрузки на государственный бюджет. Однако в условиях развития рыночной экономики, наряду с государственными пенсионными фондами во многих странах мира появились негосударственные, которые в зарубежных странах стали функционировать достаточно успешно. Перевод пенсионных взносов в негосударственные фонды стал привлекательным для многих слоев населения. В различных государствах мира разработано большое количество моделей накопления пенсионных взносов. Эффективное использование зарубежного опыта в этой сфере может дать высокий экономический эффект и способствовать решению проблемы растущей пенсионной нагрузки на бюджет в России. ^ Поставленная в диссертации научная проблема состоит в том, что, на фоне возрастания роли инвестиционного менеджмента негосударственных пенсионных фондов, до настоящего времени не сформированы научно-обоснованные подходы к разработке инвестиционных стратегий негосударственных пенсионных фондов, позволяющих обеспечить антиинфляционную защиту накапливаемых ресурсов и интересы собственников указанных средств, а также механизмы контроля государства за инвестиционной деятельностью негосударственных пенсионных фондов, предотвращающих возможные потери населения в результате проводимой негосударственными пенсионными фондами финансовой политики. Отношения государства и негосударственных пенсионных фондов, как правило, не рассматриваются в качестве самостоятельного объекта исследования, а описываются в контексте вопросов софинансирования тех или иных программ пенсионного обеспечения. В работах многих авторов делается акцент на разработку механизма взаимоотношений государства и системы негосударственных пенсионных фондов, однако сами негосударственные пенсионные фонды не рассматриваются как субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, несущие высокие инвестиционные риски и имеющие обязательства перед населением по привлеченным средствам. Таким образом, современная система научных знаний о негосударственных пенсионных фондах не отвечает на ряд актуальных вопросов и нуждается в развитии, особенно с позиций рассмотрения регулирования инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов. Недостаточная научная разработанность отдельных ее сторон и большая практическая значимость определили выбор автором темы данного диссертационного исследования.^ Цель диссертации заключается в разработке рекомендаций по развитию системы негосударственного пенсионного страхования в Российской Федерации на основе использования зарубежного опыта. Задачи исследования: Раскрыть сущность и экономический характер негосударственных пенсионных фондов, тенденции развития и нормативно-правовое регулирование инвестирования пенсионных накоплений; Проанализировать зарубежный опыт государственного регулирования системы негосударственного пенсионного страхования, в том числе: европейский опыт трансформации и государственного регулирования систем пенсионного страхования и практику реформирования пенсионных систем на американском континенте; Разработать предложения, направленные на использование опыта развитых стран в сфере налогового стимулирования участников негосударственных пенсионных фондов; Разработать механизмы государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний на основе зарубежного опыта; Разработать предложения, направленные на использование зарубежного опыта формирования инвестиционных программ пенсионных фондов.^ Разработанность проблемы. Следует отметить работы тех авторов, которые исследуют вопросы реформирования пенсионной системы и роль негосударственных пенсионных фондов в этом процессе. Это работы А.Е. Амосова, Л.А. Аникеевой, В.Н. Бобкова, Г.М. Бродского, Н.А. Волгина, Ю.В. Воронина, В.Д. Роика и некоторых других. Войшвилло В.Е. Кукушкина Н.Ю., Лепетиков Д.В., Щербакова А.И, и некоторые другие серьезное внимание уделяют разработке вопросов инвестиционных стратегий пенсионных фондов, однако, эти исследования не носят комплексного характера, посвящены решению частных проблем и не отвечают вызовам государственного регулирования инвестиционной деятельности НПФ. Вопросам государственного регулирования деятельности НПФ посвящены работы Горюнова И.Ю., Кокорева Р.А., Сухова В.А. и некоторых других авторов, однако, эти работы касаются в основном вопросов регистрации и отчетности фондов, и процедурных аспектов контроля за их деятельностью, вопросы оценки инвестиционных стратегий, а также обеспечения сохранности пенсионных накоплений граждан в них либо не затрагиваются, либо рассматриваются отрывочно.^ Объектом диссертационного исследования являются отношения по поводу формирования и использования средств негосударственного пенсионного страхования, а предметом исследования - механизмы формирования и регулирования негосударственных пенсионных фондов за рубежом, условия и возможности использования положительной зарубежной практики в деятельности российских НПФ и системы их государственного регулирования.^ Научная достоверность и обоснованность диссертационного исследования обусловлена использованием логического и теоретического методов анализа систем управления с использованием системного подхода, применением методов статистического и ретроспективного анализа, теории управления.^ Методологической и теоретической основой диссертации стали: а) системный подход к исследуемым объекту и предмету; б) положения трудов ученых и специалистов по вопросам пенсионного обеспечения, управления системой негосударственных пенсионных фондов и разработки их инвестиционных стратегий; в) концептуальные подходы, воплощенные в законодательных актах России, нормативных, методических документах соответствующих органов управления.^ Нормативной базой диссертационного исследования послужили законодательные акты Российской Федерации, нормативные акты Правительства РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ по вопросам нормативного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов.^ Статистической и фактологической базой исследования являются: данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства образования и науки России, Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, материалы зарубежной, общероссийской и региональной печати, авторские аналитические разработки. ^ Научная новизна диссертации, связанная с реализацией сформулированной цели, в принципиальном плане сводится к разработке предложений по использованию зарубежного опыта формирования и развития системы негосударственных пенсионных фондов. В плане конкретизации заявленной новизны на защиту выносятся следующие основные научные результаты, отражающие личный вклад соискателя в разработку исследуемых проблем: Раскрыта сущность и экономический характер негосударственных пенсионных фондов, тенденции развития и нормативно-правовое регулирование инвестирования пенсионных накоплений; Проанализирован зарубежный опыт государственного регулирования системы негосударственного пенсионного страхования, в том числе: европейский опыт трансформации и государственного регулирования систем пенсионного страхования и практика реформирования пенсионных систем на американском континенте; Разработаны предложения, направленные на использование опыта развитых стран в сфере налогового стимулирования участников негосударственных пенсионных фондов; Обоснованы механизмы государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний на основе зарубежного опыта; Предложен комплекс мер, направленных на использование зарубежного опыта формирования инвестиционных программ пенсионных фондов.^ Практическая значимость исследования состоит в возможности использования ее выводов и рекомендаций, во-первых, в практике управления негосударственными пенсионными фондами, а также в процессе разработки и применения механизмов стимулирования негосударственных пенсионных фондов и их участников, обеспечивающих снижение инвестиционных рисков, во-вторых, - в высшей школе в рамках преподаваний курсов «Финансы», «Финансовый менеджмент», в-третьих, - в сфере бизнес-образования, системе переподготовки специалистов, служащих и профсоюзных кадров. ^ Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования доложены автором на международных и общероссийских научно-практических конференциях, в том числе: международном научном студенческом конгрессе «Социально-экономические проблемы инновационного развития российской экономики», состоявшемся 19-28 апреля 2010 года в Финансовом университете («Роль негосударственных пенсионных фондов в повышении устойчивости национальных экономик в период финансового кризиса»), конференции «Предпринимательская деятельность и финансовое право в условиях модернизации государства», состоявшейся в Международном юридическом институте 16 декабря 2010 года («Обзор законадательства о негосударственном пенсионном страховании за рубежом»); а также опубликованы в научных изданиях (общий объем – 9,9 п.л., в том числе в 4 статьях, объемом 8,8 п.л. в изданиях из перечня ВАК), использованы в процессе преподавания учебных дисциплин. Структура работы. ВведениеГлава 1. Негосударственные пенсионные фонды: сущность, тенденции развития и нормативно-правовое регулирование1.1. Негосударственное пенсионное страхование в россии: становление и нормативно-правовое регулирование1.2. Система негосударственных пенсионных фондов: состояние и тенденции развития1.3. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондовГлава 2. Зарубежный опыт государственного регулирования системы негосударственного пенсионного страхования2.1. Европейский опыт трансформации и государственного регулирования систем пенсионного страхования2.2. Практика реформирования пенсионных систем на американском континенте2.3. Сравнительный анализ зарубежного опыта трансформации и регулирования развития системы негосударственного пенсионного обеспеченияГлава 3. Использование опыта развитых стран в развитии системы негосударственного пенсионного страхования в Российской Федерации3.1. Сущность, особенности и формы деятельности российских негосударственных пенсионных фондов.3.2. Негативные и позитивные аспекты деятельности российскх негосударственных пенсионных фондов 3.3 Перспективы развития НПФ3.4. Разработка предложений, направленных на использование опыта развитых стран в работе негосударственных пенсионных фндовЗаключениеСписок литературы^ ii. основное содержание работы Первая глава «Негосударственные пенсионные фонды: сущность, тенденции развития и нормативно-правовое регулирование» посвящена рассмотрению системы негосударственных пенсионных фондов, теоретических основ негосударственного пенсионного обеспечения и регулирования инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов. Коренные изменения основ экономической жизни России в начале 1990-х гг. привели к изменению и принципов пенсионного обеспечения. Сформировавшееся негосударственное пенсионное страхование стало дополнением к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. По своей сути оно может осуществляться только за счет добровольных пенсионных взносов в негосударственные пенсионные фонды. Самой распространенной в Российской Федерации формой негосударственного пенсионного страхования на данный момент является негосударственный пенсионный фонд (НПФ), который представляет собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, с исключительными видами деятельности. Несмотря на проявления финансовой нестабильности в Российской экономике, динамика роста НПФ остается стабильной и свидетельствует о высокой заинтересованности населения в дополнительных негосударственных формах пенсионного страхования. Негосударственные пенсионные фонды, аккумулируя средства населения и работодателей, оказывают стимулирующее воздействие на экономическую активность населения, поскольку механизмы размещения и последующего использования накапливаемых средств формируют более высокую заинтересованность граждан в росте доходов от предпринимательской и иной деятельности. Кроме того, концентрация отложенных финансовых резервов населения приводит к необходимости обеспечить гарантии сохранности вложенных средств и защитить будущие экономические интересы населения, обеспечивая неснижаемый уровень потребления при утрате трудоспособности. Таким образом, негосударственные пенсионные фонды принимают на себя часть функций государства по обеспечению социальных и экономических гарантий населению в рамках социального обеспечения. Это обусловливает необходимость государственного контроля и регулирования в этой сфере. Большую роль играет негосударственное пенсионное страхование за рубежом. В странах с наиболее развитыми финансовыми рынками объем активов инвестиционных фондов, ориентированных на частных вкладчиков, составляет 10-20% ВВП, а доля домохозяйств, вкладывающих сбережения в различные формы коллективного инвестирования, достигает 50%. В России к середине 2008 года объем активов инвестиционных фондов вырос в 67 раз по сравнению с началом 2002 года, количество вкладчиков фондов превысило 1,5 млн. человек, а количество граждан, пользующихся услугами брокеров, превысило 300 тыс. человек. Отношения, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии регулируются федеральным законом от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и рядом других нормативных актов. Доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованного лица, направляется на пополнение средств его пенсионных накоплений, на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, на выплату вознаграждения управляющей компании, оплату услуг специализированного депозитария. Вторая глава «Зарубежный опыт государственного регулирования системы негосударственного пенсионного страхования» содержит анализ опыта трансформации и государственного регулирования систем пенсионного страхования на европейском и американском континентах. Мировой опыт показывает, что за рубежом используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные институты социальной защиты (государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и т.д.). Как правило, построенные по "накопительной" или "распределительной" схеме модели в чистом виде встречаются редко. В основном, используются комбинированные модели, отличия которых заключаются в доминировании одного из институтов. Можно выделить несколько общих тенденций формирования пенсионных систем, присущих практически всем странам. Во-первых, сложная организация систем пенсионного обеспечения, в которых выделяются подсистемы обязательное и дополнительное пенсионное обеспечение, построенные, как правило, по страховому принципу. Во-вторых, обязательное пенсионное обеспечение возмещает лишь часть среднего уровня доходов при потере трудоспособности по возрасту и/или инвалидности, а более высокий уровень размера пенсии обеспечивается самим работником за счет страховых взносов в систему дополнительного пенсионного обеспечения. Так, “средний” американец получает государственную пенсию в 300-600 долларов и одновременно — 3000-4000 долларов из частных фондов. В-третьих, практически все пенсионные системы развитых стран в разное время подвергались существенной трансформации в сторону повышения роли негосударственной части пенсионного обеспечения. В-четвертых, практически все страны сталкиваются с проблемой необходимости повышения пенсионного возраста населения, поскольку вследствие резкого роста бюджетных дефицитов и старения населения, так или иначе пенсионный возраст увеличивают в большинстве европейских стран. Пенсионные системы разных стран, несмотря на соблюдение указанных общих принципов, существенно отличаются между собой. Автором проанализированы системы негосударственного пенсионного страхования Германии, Великобритании, Франции, Швеции и некоторых других стран Северной Европы. На основании проведенного анализа автор выделил некоторые наиболее существенные черты трансформации европейских систем пенсионного обеспечения: 1) негосударственные пенсионные фонды сосуществуют с государственными системами пенсионного страхования, и дополняют их, обеспечивая доведение пенсионных выплат гражданам до уровня комфортного проживания после утраты ими трудоспособности; 2) деятельность НПФ подвергается контролю со стороны государства; 3) в большинстве стран установлены налоговые льготы для лиц, осуществляющих добровольное инвестирование средств в НПФ за счет собственных средств; 4) разработчиком инвестиционной стратегии является НПФ, оплачивающий услуги специализированных управляющих компаний, обеспечивающих управление активами, по весьма низким ставкам. Как показывает анализ сложившегося опыта европейских стран, он вполне применим и может быть полезен для российских НПФ, переживающих стадию роста и расширения участия граждан в добровольном негосударственном пенсионном страховании. Основой пенсионного обеспечения в США более 60 лет служила главная государственная пенсионная система, построенная по распределительному принципу. Однако за последние десятилетия стремительно развивались частные системы пенсионного обеспечения, которые своими масштабами практически достигли уровня второй национальной пенсионной системы. Одной из самых новаторских пенсионных систем в мире считается чилийская пенсионная система, опыт которой использовался различными странами (в том числе и Россией). Обобщая обзор практики развития системы НПФ и регулирования их инвестиционной деятельности стоит отметить, что при тарифах пенсионных взносов в 12% в США гарантированная государством средняя пенсия – 40% средней зарплаты; в Германии тариф – 19%, пенсия – 50%. В России при тарифе 26% средняя пенсия составляет всего 30% средней зарплаты. В официальных документах ЕС установлены конкретные задачи перехода к 2020 году на новые конструкции пенсионных схем. Предполагается, что за этот период доля в пенсионных выплатах солидарной системы снизится с 84% до 64%; несколько возрастет накопительный компонент - с 12% до 29%, а незначительная сегодня доля добровольного негосударственного пенсионного страхования возрастет втрое с 1,5% до 4,5%. Изучение опыта развитых стран позволяет выявить следующие эффективные механизмы взаимодействия государственной пенсионной системы и частных пенсионных программ: Изменение системы уплаты страховых взносов исходя из мирового опыта, с учетом распределения страховых взносов (ЕСН) между работодателем и работником, например, 50 на 50 или 70 на 30, как это имеет место в финансировании страхования на Западе. При такой системе, расходы на иждивенцев рассматриваются как часть стоимости рабочей силы, цены труда (издержек производства предпринимателя) и выступают в форме трудовых пенсий пожилым работникам и инвалидам и пособий для работников на детей. Для такого изменения следует обеспечить переход к формированию реальной цены труда и ее полный учет в составе затрат на производство и реализацию продукции. Реализация подходов, заложенных в так называемом Плане Ристера (Германия). Это повышает уровень пенсионного обеспечения граждан, когда система обязательного пенсионного страхования будет испытывать трудности в финансировании расходов. Коэффициент замещения (соотношение средней пенсии и средней зарплаты перед выходом на пенсию) составит в 2030 году в Германии 65% вместо нынешних 67%. Именно с помощью системы Ристера немецкое правительство планирует компенсировать намечающееся падение уровня обязательного пенсионного обеспечения. Придание обязательного статуса пенсионным программам, которые были успешно реализованы в рамках отдельных крупных корпораций или просто стали распространенными. Введение программ альтернативного участия в системе государственного или негосударственного пенсионного страхования (contracting-out или opting-out). Негосударственная пенсионная программа должна обеспечивать уровень выплат не ниже, чем государственная.Повышение «мобильности» пенсионных услуг. Работники, прекращающие участие в пенсионных фондах в силу наступления пенсионного возраста могут открыть специальный счет и перевести на него все эти средства.Исключение из налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц как суммы инвестиций физических лиц в НПФ, отчисляемые из заработной платы или иных доходов, так и суммы доходов, которые начисляются на пенсионные счета граждан в НПФ.Отчисления работодателей в негосударственные пенсионные планы освобождаются от уплаты налога на прибыль.Расширить права НПФ самостоятельно инвестировать накопленные пенсионные резервы, в том числе в официально котирующиеся ценные бумаги крупных отечественных компаний и паи инвестиционных фондов. Создание независимых финансовых бюро, позволяющих выбрать наиболее верную инвестиционную стратегию каждому пенсионеру.Третья глава «Использование опыта развитых стран в развитии системы негосударственного пенсионного страхования в Российской Федерации» посвящена вопросам использования положительной зарубежной практики в управлении и государственном регулировании деятельности негосударственных пенсионных фондов. С учетом зарубежного опыта налогового стимулирования участников системы негосударственного пенсионного страхования автором разработана система налоговых льгот для работников предприятий, формирующих свою будущую пенсию через НПФ, для предприятий-работодателей, чьи работники производят страховые взносы в НПФ и в отношении которых такие взносы производятся работодателями, а также для негосударственных пенсионных фондов. Предоставление налоговых льгот для юридических лиц (предприятий-работодателей, чьи работники производят страховые взносы в НПФ и в отношении которых такие взносы производятся за счет средств предприятия): - отчисления в негосударственные пенсионные фонды не включать в состав Фонда оплаты труда (ФОТ) и, соответственно, не присоединять к налогооблагаемому доходу граждан для формирования налоговой базы по НДФЛ; - взносы в НПФ, производимые работодателями в отношении лиц, работающих по найму, при условии, что соответствующие категории работников и размеры отчислений установлены коллективными договорами, включать в состав расходов, уменьшающих размеры налогооблагаемой прибыли; Льгота применяется в отношении тех отчислений, по которым размер будущей корпоративной пенсии по данной индивидуальной пенсионной программе не будет превышать 240 000 рублей в год на одного человека, с учетом инфляции. - отчисления в негосударственные пенсионные фонды, не включаемые в состав Фонда оплаты труда (ФОТ), приравнять к отчислениям на пенсионное страхование и засчитывать в уплату соответствующих отчислений в размере до 26% начисленного фонда оплаты труда. Налоговые льготы для физических лиц, участников системы НПФ: Физическое лицо, которое осуществляет добровольные отчисления страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд (по выбору гражданина) из получаемого дохода по месту работы или добровольно, имеет право на ежегодный возврат удержанных сумм налога на доходы физических лиц в следующих размерах: - при осуществлении пенсионных взносов в свою пользу - налог на доходы физических лиц, уплаченных с суммы фактически произведенных взносов; - при осуществлении пенсионных взносов в пользу членов семьи первой степени родства (супруги, родители) - 100 % суммы, указанной выше; - при осуществлении пенсионных взносов в пользу членов семьи первой степени родства (дети и другие нетрудоспособные иждивенцы, кроме родителей) - 50 % суммы, указанной выше; Результаты проведенного автором анализа показывают, что 11 из 62 НПФ имеют отрицательные показатели доходности инвестирования средств пенсионных накоплений за предшествующие 12 месяцев, 8- имеют уровень доходности, близкий к нулю, 20 – ниже уровня инфляции. Таким образом, практически 40 НПФ из 60 обследованных не обеспечивают приемлемого уровня доходности, что нарушает интересов участников системы негосударственного пенсионного обеспечения в сохранности их накоплений. Система негосударственного пенсионного страхования в ряде стран, включая Чили, предполагает установление уровня доходности, который не может быть ниже установленного значения. Подобный подход представляется обоснованным, поскольку основной целью НПФ является обеспечение сохранности пенсионных накоплений граждан, являющихся его участниками. В этих целях НПФ, по мнению автора, должны обеспечить: 1. Достижение гарантированного уровня доходности. Если фактическая доходность окажется меньше ожидаемой (запланированной), то, соответственно, компенсация участникам должна быть выплачена из собственных средств фонда, для чего необходимо создавать специальные резервы и осуществлять страхование будущих доходов по пенсионным накоплениям граждан. 2. Обеспечение инфляционной защищенности привлеченных средств. Эта цель предполагает, что в результате реализации инвестиционной стратегии НПФ граждане, являющиеся его участником должны гарантированно получить доходы на сделанные накопления, ставка которых не может быть ниже, чем сумма величины инфляции за текущей период и гарантированного уровня доходности, взятых в процентах. Автором предложены подходы к определению ставки барьерной доходности НПФ и выполнены расчеты размеров накоплений на пенсионных счетах граждан с учетом применения такой ставки, наглядно показывающие изменение их динамики в положительную сторону. Целесообразным, по мнению автора, было бы принятие специального закона о безопасности и системе гарантий пенсионных накоплений граждан, который должен предусматривать не только систему обязательного страхования пенсионных накоплений лиц, являющихся участниками НПФ, но и обязательность обязательного страхования со стороны НПФ накоплений и пенсионных резервов населения, вне зависимости от того, произведены взносы физическими лицами или работодателями. Кроме того, системы обязательного страхования пенсионных вкладов должны быть сориентированы на обеспечение гарантий по возмещению населению 100% суммы внесенных взносов с учетом компенсации потерь от инфляции через специализированную организацию: Корпорацию пенсионных гарантий по примеру американской Pension Benefit Guarantee Corporation — PBGC. Кроме того, по мнению автора, целесообразно введение практики применения специальных финансовых коэффициентов в практике аудита и актуарной оценки доходов от размещения пенсионных резервов, поскольку в настоящее время анализ таких коэффициентов не осуществляется, а информация для их расчета в инвестиционных декларациях НПФ и управляющих компаний отсутствует, что не позволяет выполнить анализ реализуемой инвестиционной политики, а также дать оценку ее результативности и выявить истинные причины ущерба НПФ, например, в период финансовой нестабильности. Автором обосновано, что в составе финансовых показателей эффективности деятельности и, в том числе, эффективности избранной инвестиционной стратегии должны лежать показатели: прироста собственного капитала НПФ, прироста пенсионных накоплений граждан-участников пенсионных программ НПФ, прироста пенсионных резервов НПФ на каждую отчетную дату, достижения за определенный период заданной величины пенсионных резервов, минимально необходимой для осуществления будущих выплат в полном объеме, соблюдения гарантированного уровня доходности, наличия специальных резервов, размера отчисления на страхование будущих доходов по пенсионным накоплениям граждан, уровня дохода граждан – участников НПФ на сделанные накопления, ставка которых не может быть ниже, чем сумма величины инфляции за текущей период и гарантированного уровня доходности, взятых в процентах. Показатели доходности осуществленных вложений могут носить лишь вспомогательный характер и оцениваться наряду с вышеназванными критериями. В случае, если НПФ допускает снижение пенсионных резервов, оценка его инвестиционной стратегии, вне зависимости от уровня иных критериев, должна оцениваться как отрицательная, а деятельность такого фонда должна быть подвергнута тщательной проверке. Кроме того, автором предлагается на основе опыта американского законодательства ввести единообразное определение пенсионных планов для всех работодателей и негосударственных пенсионных фондов. В этом случае возникает возможность установления критериев применения налоговых и иных льгот по отношению как к самим негосударственным пенсионным фондам, так и к их участникам. Проведенное исследование позволяет говорить, что в России пенсионная реформа в целом, построение системы негосударственных пенсионных фондов в частности, далеко не закончена. До сих пор не воплощены задачи Программы пенсионный реформы 1998 года, например, в отношении снижения налогового бремени для НПФ. Необходимо установить унифицированные требования к пенсионным продуктам негосударственных пенсионных фондов, обеспечивающие их понятность для потребителей. Представляется необходимым законодательно обеспечить раскрытие информации, как о структуре вложений негосударственных пенсионных фондов, так и о структуре обязательств, структуре владения и бенефициарах. Отсутствие такого регулирования зачастую используется сегодня для сокрытия реальных собственников акций и получения контроля над компаниями. За период с начала функционирования НПФ почти 11 миллионов российских граждан перевели свои пенсионные накопления из государственного в негосударственные пенсионные фонды, что составляет 23% тех работающих граждан, на пенсионные счета которых в настоящее время зачисляются накопительные взносы. Это объясняется тем, что большая часть НПФов получили совокупную доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений за 2005-2010 годы в среднем составляющую 103,8%, что значительно выше накопленного уровня инфляции за тот же период - 81,4%. Перевод средств в НПФ становится привлекательным для формирования накопительной части пенсии и, в целом, решает важнейшую государственную задачу – создание накоплений для обеспечения достойной пенсии многих участников пенсионной системы, а также формирования инвестиционного потенциала, который может быть использован для повышения экономического потенциала России. Однако развитие системы негосударственного пенсионного страхования наталкивается на ряд ограничений, неравенство и нарушение пенсионных прав граждан в виду отсутствия надлежащего регулирования со стороны государства. По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1.Система негосударственного пенсионного обеспечения - это масштабный и социально значимый элемент экономики, стратегической целью которой является создание финансовой и организационной основы для повышения уровня пенсионного обеспечения сверх уровня замещения заработной платы, обеспечиваемого системой. По своему существу негосударственные пенсионные фонды (НПФ) должны выполнять функции обеспечение гарантий социальной защищенности и стабильности общества, а также устойчивости пенсионной системы и формирование долгосрочного инвестиционного ресурса. Установлено, что в зарубежных странах главную роль в пенсионном обеспечении играют коллективные или общественные фонды, на второй позиции - корпоративные или отраслевые, при этом за ними ведется полный контроль за всеми операциями со средствами, предназначенными для финансирования будущих пенсий. 2. В России распределительная пенсионная система была основана на принципе, когда трудосп